Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
обществознание
5 кл—8 кл
10.01.2019
Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс
Рабочая программа по обществознанию 5-8 класса Рабочая программа по обществознанию 5-8 класса составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010; 2. Закон РФ «Об образовании». данная рабочая программы разработана для учебников обществознания Боголюбов.
общество 5-8.doc
1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе  Федеральный закон от 29.12.12 N273­ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской  Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897   Федерации»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования;  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»;   Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;   программах учебных предметов»;  Обществознание 5­9 классы. М., «Просвещение», 2015 г. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих   Стандарт  второго поколения. Примерные программы по учебным предметам.   Л.Н. Боголюбов. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под   редакцией Л.Н. Боголюбова, 5­9 классы, М., «Просвещение», 2015 г. Требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки   Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),  СОШ №1 им. М. Ярагского» на 2018­2019 годы, Основной образовательной программы основного общего образования «МОКУ  Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного  выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в  актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных  поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения  гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации;  сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен  получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном  российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в  многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах  жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой  комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы,  положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо  знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения,  совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе  правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета  «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с  адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной  деятельности в учебном процессе и социальной практике. Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на  достижение следующих целей: ­ развитию личности в период ранней юности, ее духовно­нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на  уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к  изучению социальных и гуманитарных дисциплин; ­ воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового  самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманисти­ ческим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; ­ освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с  социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего  изучения социально­экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего  и высшего профессионального образования и самообразования; ­ овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,  анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной,  коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского  общества и государства; ­ формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в  области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных  отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно­ бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,  установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в  обществе. Рабочая программа учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:  ­ освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность; ­ развитие абстрактного мышления; ­ приобритение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного  пола; ­ приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного  пола; ­ становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной  зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке; ­ выработка жизненной философии, системы ценностей; ­ постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?». Темы программы 5 ­ 8 класса предполагает выделение специальных уроков­практикумов, на  которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные,  коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать  информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные  материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами. Социально­личностные компетенции означают формирование умений критически  рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов  образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы;  вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение. Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать  публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и  таблицы данных. Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей  организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные  конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5­9 классах  опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к  таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая  художественная культура».Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету  «История». Курс «Обществознание» в 8­9 классах, выстраиваемый на основе данной программы,  предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить  изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Основными формами организации учебной деятельности является урок (урок­лекция, урок­ сюжетно­ролевая игра, урок­беседа, урок­дискуссия). При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям,  позволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся. Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности  школьников, уверенности в собственных возможностях. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся. На уроках большое внимание уделяется: ­ дифференцированному подходу в обучении; ­ рациональной организации урока; ­ психологической обстановке на занятиях; ­ созданию атмосферы успеха. В течение учебного часа происходит смена видов деятельности.  На каждом уроке проводятся: ­ эмоциональная разрядка; ­ физкультминутки, корректировка осанки обучающихся; ­ гимнастика для глаз; ­ соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение,  температурный режим). Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как  фронтальный, так и индивидуальный),  тестирование,  работа с таблицей, составление конспекта  текста, проекты, доклады, рефераты. Сроки реализации: 2018 ­2019 учебный год. 2. Общая характеристика учебного предмета Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной  школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его  развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников­ подростков. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения  курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5­8 классы), обращенное к младшему подростковому  возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.  Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине.  Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и  несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст  условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры,  формирующего образцы достойного поведения. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с  проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить  преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.  Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства  человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных  институтов: от самого близкого и эмоционально значимого ­ тема «Семья» и «Школа» через  раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно  значимого ­ тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших  социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека,  проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более  высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном  измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах,  о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных  человеку, посвящена и следующая тема ­ «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди  людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в  экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды  преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них ­ «Регулирование поведения людей в обществе» ­ представляет собой цикл уроков,  рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о  роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,  раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о  правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема ­ «Человек в экономических отношениях» ­ даёт представление о  таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление.  Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики ­ производству, в процессе которого  реализуется её важнейшая роль в обществе ­ создание материальных благ для удовлетворения  потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии  способов рационального поведения основных участников экономики ­потребителей и  производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики  нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с  содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной  направленности «СМИ», спортивные секции и музейно­экскурсионная работа. Курс имеет своё  логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и  системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и  формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной  школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей  профессиональной деятельности. В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг  проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера  духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как  существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными  процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных  экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых  экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости,  охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению  вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими  субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым  макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу,  международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические  понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус,  социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе  характеризуются социальные отношения в современном обществе.    В 5–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы: обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников; формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные  жизненные ситуации; обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения  нравственности и права. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия  используемых источников:  литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или  изучают на уроках литературы); художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.); публицистические (соответствующие тексты интернет­,печатных, телевизионных СМИ) и  новостные;  научно­теоретические (фрагменты из научных текстов); опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и  представителей других референтных групп. В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно  ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и  лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом  разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений Курсы 8­9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают  наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8­9 класса обеспечивает  преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в  нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда  заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов. Форма организации образовательного  процесса: класссноурочные. Технологии   обучения:  Технология   изучения     исторического   материала   блоками   на   основе опорных   схем   Шаталова   В.В.,  игровые   технологии,   технологии   проблемного   обучения: исследовательский   метод,   метод   проектов;   технологии   кооперативного   обучения,   обучение   в сотрудничестве. К основным формам контроля следует отнести практические и контрольные работы. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет   обучения   составляет   170   часов.   Общая   недельная   нагрузка   в   каждом   году   обучения составляет 1 час в неделю, всего 34 учебной недели. 5 класс.  № Название раздела  Количество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение Тема 1. Человек  Тема 2. Семья  Тема 3. Школа  Тема 4. Труд  Тема 5.  Родина  Практическая работа Повторение и контроль итого     6 класс часов 1 4 3 5 4 8 7 2 34 № 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела  Количество часов Введение Тема 1. Человек в социальном измерении  Тема 2. Человек среди людей  Тема 3. Нравственные основы жизни  Повторение и контроль Практических работ Итого  1 10 8 7 2 6 34 7 класс. Название раздела Количество часов 1 11 11 3 6 2 34 Количество часов 5 6 4 11 № 1 2 3 4 5 6 7 Ведение Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе  Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе  Тема 3. Человек и природа  Практическая работа Повторение и контроль Итого  8 класс № 1 2 3 4 Название раздела Тема 1. Личность и общество Тема 2. Сфера духовной культуры Тема 3. Социальная сфера Тема 4. Экономика 5 6 7 Практическая работа Повторение и контроль Итого  3 5 34 4. Требования к результатам освоения программы. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в  общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни  общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на  отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению  исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,  единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей  ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы  проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до  получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­ философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и  возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы  деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей  (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и  следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием  проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для  сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках  различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из  аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и  коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других  людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение  в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей  точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания  программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,  экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной  психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими  подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее  воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в  соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,  конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку  взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском  обществе социальных ценностей; ценностно­мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в  мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как  решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и  оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими  нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и  гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных  требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую  деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами  познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами  деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать  современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной  информации; • понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее осознанно  воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные  суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в  дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.           Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально­деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи   изученных   социальных   объектов   (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение   людей   с   точки   зрения   социальных   норм,   экономической рациональности; • решать познавательные   и   практические   задачи   в   рамках   изученного   материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять   поиск социальной   информации   по   заданной   теме   из   различных   ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно   составлять простейшие   виды   правовых   документов   (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации. Личностные универсальные учебные действия.  Выпускник научится:           образ социально­политического устройства ­ представление о государственной  организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание  государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно­общественных отношений; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание  конвенционального характера морали; основы социально­критического мышления, ориентация в особенностях социальных  отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; эмоционально  положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,  готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим,  нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и  других людей, оптимизм в восприятии мира; позитивная моральная самооценка и моральные чувства ­ чувство гордости при  следовании  моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;      умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и  сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,  общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально­исторических,  политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции  познавательного мотива. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится:        целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в  познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных  учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по  способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить  необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с          позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной  деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать  выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным  для оппонентов образам; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе ­ устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и  способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:   основам реализации проектно­исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и  Интернета;        давать определения понятиям; устанавливать причинно­следственные связи; обобщать понятия ­ осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к  родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных  связей; объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную  идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. 2. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся. Выпускник научится:            создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей  специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами; создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием  специализированных компьютерных инструментов и устройств; выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной  аудиторией; участвовать в обсуждении (аудио­видео­форум, текстовый форум) с использованием  возможностей Интернета; использовать возможности электронной почты для информационного обмена; вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве  образовательного учреждения; соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к  частной информации и информационным правам других людей; вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе  статистической, и визуализации; проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность,  организовывать свое время с использованием ИКТ. 3. Основы учебно­исследовательской и проектной деятельности. Выпускник научится:       планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя  оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного  исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из  исследования выводы; использовать такие естественно­научные методы и приемы, как наблюдение, постановка  проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование, использование  математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории); использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и  исторических наук:  постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно­историческое  описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства  адекватные обсуждаемой проблеме;   отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям,  мнениям, оценка, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных  суждений при получении, распространении и применении научного знания.   4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Выпускник научится:            ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи, требующие полного и  критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;  проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,  графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание текста; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в  целом ­ мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность  имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,  пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них  противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения  чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном  сообщении (прочитанном тексте). 5 класс. 5. Содержание учебного предмета Человек : Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек­ биологическое  существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенность подросткового возраста. Размышление подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Семья :  Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды  семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное  ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.  Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Школа: Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени  школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника.  Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс Труд – основа жизни человека и общества: Содержание и сложность труда. Результаты труда.  Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.  Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Наша Родина – Россия: Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное  государство. Русский язык – государственный. Органы власти РФ. Любовь к Родине. Что значит  быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица Россиии. Гражданин РФ:  Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности  граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.  Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. 6 класс. Тема 1. Человек в социальном измерении  Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной  личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь  между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной  деятельности. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер  потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир  человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Тема 2. Человек среди людей  Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в  отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность,  толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и  неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения.  Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Тема 3. Нравственные основы жизни  Человек славен добрыми делами. Доброе ­ значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали.  Учимся делать добро. Смелость. Страх ­ защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.  Противодействие злу. Человечность. Гуманизм ­ уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в  поддержке. 7 класс  Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе    Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды.  Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности  гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.    Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической  ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и  справедливость.    Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность  подготовки к исполнению воинского долга. Международно­правовая защита жертв войны.    Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и  специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.    Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек.  Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.    Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы.  Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях  Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы  экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата.  Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское  хозяйство. Основное  организационно­правовые  формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения  граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система,  рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение.  экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег,  бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа  Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.  Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное  загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер.  Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой.  Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные  государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные  инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. 8 класс Тема 1. Личность и общество  Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их  взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Тема 2. Сфера духовной культуры Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития  духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро  и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение.  Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы  образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого.  Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни  современного общества. Свобода совести. Тема 3. Социальная сфера  Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы.  Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.  Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между  поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому,  традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и  многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.  Социальная значимость здорового образа жизни. Тема 4. Экономика  Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и  экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической  системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное  равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно­правовые формы. Малое  предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный  бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры  социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.  Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.  Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая  политика. Темы  проектов (возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие,  справочник, подборка материалов прессы и т.п.): 1.  Социальный портрет моего сверстника. 2.  Знай свои права (пособие для подростка). 3.  Защита правопорядка. 4.  Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?). 5.  Бизнес (иллюстрированный словарь). 6.  Как работает современный рынок. 7.  Здоровый образ жизни. 8.  Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность. 9.  Мой город ­ город для всех. 10.  Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. 11.  Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?). 12.  Человек долга ­ кто он, каков он? 13.  Свободное время школьника. 6. Тематическое планирование. 5 класс (34 часа) № Раздел, тема, основное содержание по темам 1 Вводный урок Кол ­во часо в Характеристика основных видов общеобразовательной деятельности учащихся  (на уровне учебных действий) 1 час Познакомится   с   новым   учебным   предметом,   содержанием   курса, требованиям   к   результатам   обучения,   учебно­методическим комплектом,   особенностями   работы   с   ним.   Характеризовать   систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания                           Тема 1. Человек (5 часов) Формируемые УУД Личностные: Уважение к личности и её достоинству;. Раскрывать на конкретных примерах цели и  ценность человеческой жизни. Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта  выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Коммуникативные: Формулировать и ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности 2 3 Раскрывать   на   конкретных   примерах   цели   и   ценность   человеческой жизни.   Характеризовать   и   конкретизировать   конкретными   примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животного. Загадка человека Загадка человека 1 час 1 час 4 Отрочество   ­   особая   пора жизни  5 Отрочество   ­   особая   пора жизни 6 Практикум   «Человек» по   теме: 1 час Описывать отрочество как особую пору жизни.  Раскрывать   на  конкретных  примерах   значение   самостоятельности  как показателя взрослости. 1 час 1 час Обобщить   и   закрепить   знания   о   связи   социального   в   человеке   с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности.   Способствовать   развитию   коммуникативных   умений, создать   условия   для   реализации   и   расширения   позитивного   опыта общения.  Проиллюстрировать  особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.                                        Тема 2. Семья (5 часов) Регулятивные: принимают учебную задачу; пробуют самостоятельно выделяют и формулируют  цель; составляют план последовательности действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы,  формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют   в   коллективном   обсуждении   проблем;   обмениваются   мнениями, понимают позицию партнера; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства 7 1 час Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки Семья и семейные отношения семьи.  Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.   Исследовать   несложные   практические   ситуации,   связанные   с отношениями   в   семье,   типичными   для   разных   стран   и   исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи 8 9 Семейное хозяйство Свободное время 1 час Характеризовать совместный труд членов семьи.    Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.   Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства. 1 час Исследовать   несложные   практические   ситуации,   связанные   с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные     увлечения   в   контексте   возможностей   личностного развития.  Характеризовать значимость здорового образа жизни. 10 Практикум по главе: «Семья» 1 час 11 Практикум по теме: «Семья» 1 час Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья». Способствовать развитию   умения   анализировать   простейшие   ситуации,   связанные   с семейными   отношениями,   мерами   государственной   поддержки   семьи, семейным  хозяйством и  семейным досугом. Расширять  опыт  решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействовать развитию   умения   выполнять   различные   проектные   работы. Благоприятствовать   созданию   условий   для   осмысления   семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ   жизни   семьи.   Развивать   следующие   универсальные   учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных   позиций   в   сотрудничестве;   умение   формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной   деятельности;   умение   адекватно   использовать   речь   для планирования   и   регуляции   своей   деятельности;   умение   работать   в группе.                                  Тема 3. Школа (6 часов) Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;  осуществляют пошаговый и итоговый контроль. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,  оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют  общие приёмы решения поставленных задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при  решении проблем различного характера. Коммуникативные:  участвуют   в   коллективном   обсуждении   проблем;   проявляют   активность   во взаимодействии для решения формулируют собственное мнение и позицию 12 Образование в жизни человека 13 Образование в жизни человека 14 Образование и   самообразование 15 Образование   и 1 час самообразование 1 час Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые 1 час 1 час Характеризовать учёбу как основной труд школьника.  раскрывают значимость образования  в наше время и в прошлом.  Описывать ступени школьного образования. Опираясь   на   примеры   из   художественных   произведений,   выявлять позитивные   результаты   учения.   С   опорой   на   конкретные   примеры характеризовать значение самообразования для человека.  Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.  Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. 16 Одноклассники, друзья.   сверстники, 17 Практикум по теме: «Школа» 1 час 1 час Использовать   элементы   причинно­следственного   анализа   при характеристике   социальных   связей   младшего   подростка   с одноклассниками, сверстниками, друзьями.  Иллюстрировать примерами значимость   товарищеской   поддержки   сверстников   для   человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями. Систематизировать полученную информацию в процессе изучения темы содержательную   информацию   о   роли   образования   в   жизни   человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях   младшего   подростка   с   одноклассниками,   сверстниками, друзьями.  Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учебу   как   основной   труд   школьника;   б)   опираясь   на   конкретные примеры, значение   школьного   учения   и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать   элементы   причинно­следственного   анализа   при характеристике   социальных   связей   младшего   подростка   с одноклассниками,   друзьями;   д)   иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками.   характеризовать     сверстниками,                                       Тема 4. Труд (6 часов) Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с  учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый  контроль. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют  общие приёмы решения задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении  проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе   не   совпадающих   с   их   собственной,   и   ориентируются   на   позицию   партнёра   в   общении   и взаимодействии;   учитывают   разные   мнения   и   стремятся   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. 18 Труд – основа жизни 1 час 1 час 19 Труд – основа жизни 20 Труд и творчество. 21 Труд и творчество. 22 Практикум по теме: «Труд» 23 Практикум по теме: «Труд» 1 час 1 час 1 час 1 час Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать   особенности   труда   как   одного   из   основных   видов деятельности   человека.   Различать   материальную   и   моральную   оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.  Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. Различать творчество и ремесло.  Раскрывать   признаки   мастерства   на   примерах   творений   известных мастеров. Систематизировать   знания   учащихся   о   различных   видах   труда,   его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию   уважения   к   людям,   проявляющим   трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.  Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации,   решать   с   помощью   информационных   источников творческие задания.  Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в   умении   работать   в   группе:   устанавливать   рабочие   отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению   в   совместной   деятельности,   в   том   числе   в   ситуации столкновения   интересов;   задавать   вопросы,   необходимые   для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую   взаимопомощь;   адекватно   использовать   речь   для планирования и регуляции своей деятельности                                      Тема 5.  Родина (11 часов) Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на  усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную  литературу, ИКТ, инструменты и приборы; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку  зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять  различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою  точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные  :самостоятельно   выделять   и   формулировать   цель;   ориентироваться   в   учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 24 Наша Родина­Россия. 25 Наша Родина­Россия. 1 час Объяснять   смысл   понятия   «субъект   РФ».   Знать   и   называть   статус субъекта,   в   котором   находится   школа.   Характеризовать   особенности России   как   многонационального   государства.   Объяснять   значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. 1 час 26 27 Государственные России. Государственные России.     символы символы 1 час Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать   дополнительные   источники   информации   для   создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. 1 час Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на  усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку  зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять  различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою  точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные  :самостоятельно   выделять   и   формулировать   цель;   ориентироваться   в   учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме 28 29 1 час Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть   и   иллюстрировать   примерами   основные   права   граждан   РФ. 1 час Называть   основные   обязанности   граждан   РФ.   Приводить   примеры добросовестного обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ Гражданин России Гражданин России   выполнения   гражданских   30 Мы   –   многонациональный народ.  31 Мы   –   многонациональный 1 час Характеризовать   и   конкретизировать   примерами   этнические   и   Показывать   на   конкретных   примерах национальные   различия. исторического   прошлого   и   современной   жизни   российского   общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей 1 час народ.  32 Практикум по теме: «Родина» 1 час Систематизировать   знания   учащихся   по   теме   «Родина»,   расширить представления   о   федеративном   характере   многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан.   Способствовать   осознанию   на   практике   значения уважительного   отношения   к   людям   различных   национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважение   к   государственным   символам   России,   ее   государственному языку.   Создавать   условия   для   развития   универсальных   учебных действий:   умения   взаимодействовать   в   группе,   умения   работать   с различными   информационными   источниками,   умения   осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определенной теме. 33 Повторительно – обобщающий урок 1 час Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год.   Развивать   рефлексивные   умения,   способности   к   адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году. 34  Контрольная   работа  по курсу 1 час обществознания 5 класс 7. Учебно­методическое и материально­ техническое обеспечение образовательного процесса. Печатные пособия: Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. —  М., 2008. Морозова С. А. Обществознание: учеб.­метод, пособие / С. А. Морозова. ­ СПб., 2001. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. ­ М., 2007. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш­ков. ­ М., 2010. Кравченко А. И. Социология и политология: учебное пособие для студентов средних проф.  учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори­ной. — М., 2004. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д.  Марцинковская. — М., 2003. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. Кравченко А. И. Основы социологии: учебное пособие для студентов средних спец. учеб.  заведений / А. И. Кравченко. ­ М., 2004. Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах / A.   И. Кравченко. ­ М., 2008. Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов / B.  В. Латышева. — М., 2004. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго­латьев, В. В. Огнева. — М., 2005. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто­рова. — М., 2005. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф.  образования / С. С. Носова. — М., 2002. Экономика для колледжей: базовый курс. ­ Ростов н/Д, 2005. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. ­ М., 2005. Цифровые образовательные ресурсы:  ://   www  http   .  rsnet   Федерации).  .  ru   / ­ Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской 2.   htm ­ Образовательные ресурсы Интернета ­ обществознание.       /  economics    6  social ­ Обществознание в школе   .  education    .  eidos    .  edu     /  gv   _  index  .  html ­ Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».      .  ru   /  editions  .  ru ­ Соционет: информационное пространство по общественным наукам.  /  lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.  /  official    .  sib   ­  start    .  ru ­ Центр экономического и бизнес­образования: в помощь учителю.   .  ru   / ­ Бизнес­образование без границ.                                 .  economicus    ://   www   ://   www   .  alleng    .  subscribe    .  ru ­ 50 лекций по микроэкономике.    .  kremlin    .  ru   / ­ Президент Российской Федерации.  .  ru ­ Галерея экономистов.                                .  ru   / ­ Судебная власть Российской Федерации.  ://   www   ://   www   ://   www   ://   www   ://   www   www   : //    ://   www   ://   www   ://   www   .  lenta    .  fom   .  ecsocman    .  ru — Основы экономики. Вводный курс.                           .  ru ­ Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный   .  president    .  rsnet    .  jurizdat    .  socionet    .  ifap   .  gks   .  ru   ­   актуальные   новости   общественной жизни.                             .  ru ­ Фонд общественного мнения (социологические исследования).        .  ru ­ Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.  .  ru ­ Федеральная служба государственной статистики: базы данных,   .  ug   .  ru   /  ug   _  pril  ://   www   .50.  economicus      ://   www   .  gallery  ://   www     .  be   .  economicus  ://   www     .  cebe  ://   www     .  mba  ://   www     .  businessvoc  ://   www     ://   www   .  hpo   .  uznay  ://   www     .  mshr  ://   www     ://   www   .  ombudsman   http  http  http  http  http  http  статистическая информация.  .  ru   /  edu   /  social http    http   .  ru   /  catalog   (дистанционное обучение).                                                                                      http  http  http  образовательный портал.                                                                             http  http  http  http  http  http  http  http   http  http  http  официальный сайт.                                                                                http  club   http  http  http  http  http  http  http  http  http  http  http  Обществознание: 8­11 классы: программное средство учебного назначения на основе  мультимедиа. ­ М., 2004.  2001.  .  ru   /  declaration    .  narod    ://   www   .  school  .  relarn  ­  sector        .  chelt  ://   www     .  ru ­ журнал «Человек и труд».       .  narod  ://   www   .  orags      www   ,   countries  : //    .  russianculture  ://   www       ://   www   .  ecolife    .  ecosysterna  ://   www     .  priroda  ://   www     .  fw   ://   www   : //    www   .  glossary    .  lib   .  ihtik  ://   www     .  opg ­ Права человека в России.                                                                   .  ru ­ Президент России ­ гражданам школьного возраста.   .  ru   / ­ Экологический центр «Экосистема».                             .  ru ­ Бизнес­словарь.                                                                 .  ru ­ Московская школа прав человека.                          .  ru   /  prava  / ­ Права и дети в Интернете.                               .  ru   / ­ Культура России.                                      ,   htm ­ Библиотека по культурологии.      htm ­ Декларация прав школьника.      .  ru   /  manuals  .   ru    /  library      ://   www   .  pedagog    ­  .  ru   / ­ Национальный портал «Природа России».                                           .  ru ­ Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                  .  ru   / ­ Глоссарий по социальным наукам.                                                               ru   /  encycl  .  html ­ Энциклопедии, словари, справочники.  /  index      ­  prezidenta    ­  ngo         .  gov   .  ru ­ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:   /  Pfil    _  Nik   /23.    htm ­ Духовная жизнь общества.                                .  ru   /  index  .  shtml ­ Экология и жизнь. Международный экологический портал.      Технические средства обучения: 1. Автоматизированное рабочее место учителя. 2. Телевизор 3. Видеомагнитофон 8. Система оценки достижения планируемых результатов Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся Оценка 5:             Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание   понятий   права,   ответ         самостоятельный,   с   опорой   на   ранее приобретённые знания и дополнительные сведения. Оценка 4:                           Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. Оценка 3:                 Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал. Оценка 2:                Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя. Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию % выполнения 0­35 36­60 61­85 86­100 Отметка «2» «3» «4» «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию «2» «3» «4» «5» Отметка  Содержание 1 Общая информация 2 Тема  3 Применение и проблемы  Тема предмета не  очевидна.  Информация не  точна или не дана. Не раскрыта и не  ясна тема урока.  Объяснения  некорректны,  запутаны или не  верны. Не определена   область  применения  данной темы.  Процесс решения  неточный или  неправильный. Информация  частично  изложена.  В  работе  использован  только один  ресурс. Тема частично  раскрыта.  Некоторый  материал изложен  некорректно. Достаточно точная информация.  Использовано  более одного  ресурса. Данная  информация  кратка и ясна.  Использовано  более одного  ресурса. Сформулирована  и раскрыта тема  урока. Ясно изложен  материал. Отражены  некоторые области применения темы.  Процесс решения  неполный. Отражены области применения темы.  Процесс решения  практически  завершен. Сформулирована и раскрыта тема  урока. Полностью  изложены  основные аспекты  темы урока. Отражены области применения темы.  Изложена  стратегия решения проблем.

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019