Рабочая программа по обществознанию (ФГОС) состоит из трех пунктов. Первый пункт содержит планируемые результаты освоения учащимися предмета, курса: личностные, метапредметные и предметные. Предметные результаты расписаны для базового и повышенного уровней. Второй пункт -содержание учебного предмета, курса обществознания и третий пункт - тематическое планирование с указанием количества часов.
5-9 ФГОС РП общ-во.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа
по обществознанию
Составитель В. В. Ведерникова
1 1. Планируемые результаты освоения учащимися предмета, курса
20172022
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
строить
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения обществознания
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления
личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность
пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов
жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
3 • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и
конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также
различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и
отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к
людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами
коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания
человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией
личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение
семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную
информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм
общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации
собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных
различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
4 • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинноследственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской
Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией
Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного
гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств
мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения,
происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в
мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах
регулирования общественных отношений,
усвоенные способы познавательной,
коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и
достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и моральнонравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации,
самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав
и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их
становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
5 • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права
собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом
Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско
правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и
юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль
государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и
экономические явления, сравнивать их;
6 • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в
обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный
опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных
распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать
их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского
государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений
в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в
обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе
необходимую информацию,
научных публикаций по вопросам социологии,
преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию,
представленную совокупностью
статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной
структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества,
получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
7 • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать
полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует
обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества
демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах
прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные
проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Культурноинформационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в
духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоубизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной
общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодёжи.
8 2. Содержание учебного предмета, курса обществознания
Социальная сущность личности
Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные
роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданскоправовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие
права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их
разрешения.
Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Современное общество
Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления.
Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:
создание, сохранение, распространение, усвоение.
Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном
глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство
нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть
гражданином своего Отечества.
9 Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как
их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности.
Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние
моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социальноэкономические и культурные права,
политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и
обязанность.
Основы российского законодательства
Гражданские
разбирательство.
правоотношения.
Гражданскоправовые
споры.
Судебное
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и
работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения
Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности.
Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их
возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI
в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики.
10 Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в
обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное
общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий
«социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном
обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная
политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений
в современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура
Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства.
Государственное управление.
Суверенитет.
Формы
государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское
общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская
активность. Патриотизм.
Культурноинформационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации.
Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии.
Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам?
Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ
жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
11 3. Тематическое планирование с указанием количества часов
№
п/п
Наименование
разделов, тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
( на уровне учебных действий).
Введение
1
Человек:
Природа
человека
Отрочество –
особая пора в
жизни
человека
2
Семья:
Семья и
семейные
отношения
Семейное
хозяйство
Свободное
время
3 Школа:
Образование в
жизни
человека
Самообразован
ие
Одноклассник
и, сверстники,
друзья
4
Труд:
Труд – основа
жизни
Труд и
творчество
5
Родина:
Наша Родина –
Россия
Государственные
символы
5 класс
Модуль «Человек в социальном измерении»
• использовать знания о биологическом и социальном в
человеке для характеристики его природы, характеризовать
основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа
жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность
пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики
основных возрастных периодов жизни человека возможности и
ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры
гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и
девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки
собственным поступкам и отношению к проблемам людей с
ограниченными возможностями, своему отношению к людям
старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое
владение способами коммуникативной,
практической
деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества;
• формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное
поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и
социализацией личности.
Модуль «Ближайшее социальное окружение»
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать
социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
12 Гражданин России
Итоговое повторение
и обобщение
1
2
3
Введение
Человек в социальном
измерении:
Личность
Познание
Деятельность
Потребности
Человек среди людей:
Межличностны
е отношения
Человек в
группе
Общение
Конфликты
Нравственные основы
жизни:
Человек и
мораль
Человек и
человечность
Нравственные
основы жизни
Итоговое повторение
и обобщение
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике семейных конфликтов.
Модуль «Политическая жизнь общества»
• характеризовать государственное устройство Российской
Федерации, особенности России как многонационального
государства
символы;
характеризовать основные обязанности граждан РФ;
• показывать на конкретных примерах исторического прошлого
и современной жизни российского общества проявления
толерантности.
• осознавать
патриотической позиции в укреплении нашего государства.
гражданской активности и
значение
государственные
описывать
6 класс
Модуль «Человек в социальном измерении».
собственный социальный статус и
• характеризовать основные этапы социализации, факторы
становления личности;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики
основных возрастных периодов жизни человека возможности и
ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать
социальные роли;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки
собственным поступкам и отношению к проблемам людей с
ограниченными возможностями, своему отношению к людям
старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое
владение способами коммуникативной,
практической
деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества;
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием
и социализацией личности.
Модуль «Мир социальных отношений»
большие и малые,
формальные и
социальные группы российского общества,
• описывать межличностные отношения и их отдельные виды,
сущность и причины возникновения межличностных
конфликтов;
• характеризовать
неформальные
распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого
социального института в обществе;
• проводить несложные социологические исследования;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к
13 вопросам социальной структуры и социальных отношений в
современном обществе;
• адекватно понимать
относящуюся к
социальной сфере общества, получаемую из различных
источников.
информацию,
7 класс
Введение
Модуль «Регулирование поведения людей в обществе»
1
2
3
Регулирование
поведения людей в
обществе:
Социальные нормы
и правила
общественной жизни
Права и
обязанности граждан
Закон и
правопорядок
Ответственность за
нарушение законов
Правоохранительн
ые органы
Человек в
экономических
отношениях:
Экономика и ее
роль в жизни
общества
Производство,
затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы
бизнеса
Обмен, торговля,
реклама
Деньги и их
функции
Экономика семьи
Человек и природа :
Человек –
часть природы
Охрана
природы
Закон на
страже
природы
Итоговое повторение
и обобщение
Выпускник научится:
характеризовать конституционные права и обязанности
граждан РФ, ответственность за нарушение законов;
• использовать накопленные знания об основных социальных
нормах и правилах регулирования общественных отношений,
усвоенные способы познавательной, коммуникативной и
практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать
в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально
нравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции по отношению к социальным нормам, для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей
с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом;
знания и умения для формирования
• использовать
способности к личному самоопределению в системе морали и
важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю;
• использовать элементы причинноследственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и
человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека,
конституционных прав и обязанностей граждан Российской
Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный вклад в их становление и развитие.
Модуль «Человек в экономических отношениях».
• характеризовать поведение производителя и потребителя как
основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики
семьи;
• формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
14 • решать
познавательные задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в экономической
сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики.
8 класс.
Модуль «Человек в социальном измерении»
• использовать знания о биологическом и социальном в
человеке для характеристики его природы, характеризовать
основные этапы социализации, факторы становления личности;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать
собственный социальный статус и
социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами
смысл понятия «гражданство»;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое
владение способами коммуникативной,
практической
деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества;
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием
и социализацией личности.
Модуль «Общество — большой «дом» человечества»
экономические,
социальные,
политические,
• распознавать на основе приведённых данных основные типы
обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его
движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
• различать
культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и
аргументации
касающихся
многообразия социальных групп и социальных различий в
обществе;
• выполнять
познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных
сферах общества;
• наблюдать и характеризовать
происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять
причинноследственные связи общественных
явлений и характеризовать основные направления
общественного развития.
явления и события,
собственных
суждений,
Модуль «Человек в меняющемся обществе»
15
Введение
1
Личность и общество:
Что делает
человека человеком
Человек, общество,
природа
Общество как
форма
жизнедеятельности
людей
Развитие общества
Сфера духовной
жизни:
Сфера духовной
жизни
Мораль, моральный
выбор
Долг и совесть
Образование
Наука в
современном
обществе
Социальная сфера:
Социальная
структура общества
Социальные
статусы и роли
Нации и
межнациональные
отношения
Отклоняющееся
поведение
Экономика:
Экономика и ее
роль в жизни
общества
Главные вопросы
экономики
2
3
4 Собственность
Рыночная
экономика
Производство –
основа экономики
Предпринимательс
кая деятельность
Роль государства
в экономике
Распределение
доходов
Безработица, ее
причины и
последствия
Мировое
хозяйство и мировая
торговля
Итоговое повторение
и обобщение
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в
современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного
общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных
социальных проблем;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и
Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу
бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте
современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по
актуальным проблемам молодёжи.
Модуль «Общество, в котором мы живём»
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей
страны;
• формулировать собственную точку зрения на социальный
портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди
других государств мира из адаптированных источников
различного типа;
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной
жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире.
среда
Модуль
«Культурноинформационная
общественной жизни».
• характеризовать развитие отдельных областей и форм
культуры; распознавать и различать явления духовной
культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
социальную информацию о
• находить и извлекать
достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного
выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать
собственное отношение;
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и
усвоения достижений культуры;
• характеризовать
основные
отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
направления развития
Модуль «Мир экономики»
• понимать и правильно использовать основные экономические
термины;
16 Введение
несложные статистические данные,
• распознавать на основе привёденных данных основные
экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и
характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать
отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт;
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем
обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики.
9 класс
основные признаки любого государства,
Модуль «Политическая жизнь общества»
• характеризовать государственное устройство Российской
Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных
органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в
которую следует обратиться для разрешения той или типичной
социальной ситуации;
• сравнивать
различные типы политических режимов,
обосновывать преимущества демократического политического
устройства;
• описывать
конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в
нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации;
• осознавать
патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и
процессов и делать обоснованные выводы.
Модуль «Основы российского законодательства».
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать
примерами
установленные законом права собственности; права и
и иллюстрировать
значение
гражданской активности и
17 юридической
и
обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные
гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты
прав собственности и разрешения гражданскоправовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные
с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового
положения
ответственности
несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового
характера,
доступных источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами;
• использовать
знания и умения для формирования
способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю.
полученную из
18 1
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.