Рабочая программа по обществознанию (ФГОС) состоит из трех пунктов. Первый пункт содержит планируемые результаты освоения учащимися предмета, курса: личностные, метапредметные и предметные. Предметные результаты расписаны для базового и повышенного уровней. Второй пункт -содержание учебного предмета, курса обществознания и третий пункт - тематическое планирование с указанием количества часов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа
по обществознанию
Составитель В. В. Ведерникова
11. Планируемые результаты освоения учащимися предмета, курса
20172022
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
строить
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения обществознания
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления
личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность
пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов
жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
3• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и
конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также
различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и
отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к
людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами
коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания
человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией
личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение
семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную
информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм
общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации
собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных
различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
4• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинноследственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской
Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией
Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного
гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств
мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения,
происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в
мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах
регулирования общественных отношений,
усвоенные способы познавательной,
коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и
достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и моральнонравственного
характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации,
самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав
и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их
становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
5• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права
собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом
Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско
правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и
юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль
государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и
экономические явления, сравнивать их;
6• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в
обществе;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный
опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных
распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать
их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского
государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений
в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в
обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе
необходимую информацию,
научных публикаций по вопросам социологии,
преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию,
представленную совокупностью
статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной
структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества,
получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
7• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать
полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует
обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества
демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах
прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные
проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Культурноинформационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в
духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоубизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной
общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодёжи.
82. Содержание учебного предмета, курса обществознания
Социальная сущность личности
Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные
роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданскоправовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие
права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их
разрешения.
Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Современное общество
Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления.
Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:
создание, сохранение, распространение, усвоение.
Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном
глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство
нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть
гражданином своего Отечества.
9Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как
их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы
Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности.
Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние
моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социальноэкономические и культурные права,
политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и
обязанность.
Основы российского законодательства
Гражданские
разбирательство.
правоотношения.
Гражданскоправовые
споры.
Судебное
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и
работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения
Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности.
Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их
возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы
рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI
в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики.
10Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в
обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное
общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий
«социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном
обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная
политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений
в современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура
Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства.
Государственное управление.
Суверенитет.
Формы
государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское
общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская
активность. Патриотизм.
Культурноинформационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации.
Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии.
Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам?
Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ
жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
113. Тематическое планирование с указанием количества часов
№
п/п
Наименование
разделов, тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
( на уровне учебных действий).
Введение
1
Человек:
Природа
человека
Отрочество –
особая пора в
жизни
человека
2
Семья:
Семья и
семейные
отношения
Семейное
хозяйство
Свободное
время
3 Школа:
Образование в
жизни
человека
Самообразован
ие
Одноклассник
и, сверстники,
друзья
4
Труд:
Труд – основа
жизни
Труд и
творчество
5
Родина:
Наша Родина –
Россия
Государственные
символы
5 класс
Модуль «Человек в социальном измерении»
• использовать знания о биологическом и социальном в
человеке для характеристики его природы, характеризовать
основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа
жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность
пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики
основных возрастных периодов жизни человека возможности и
ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры
гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и
девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки
собственным поступкам и отношению к проблемам людей с
ограниченными возможностями, своему отношению к людям
старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое
владение способами коммуникативной,
практической
деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества;
• формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное
поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и
социализацией личности.
Модуль «Ближайшее социальное окружение»
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать
социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения
семейных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
12 Гражданин России
Итоговое повторение
и обобщение
1
2
3
Введение
Человек в социальном
измерении:
Личность
Познание
Деятельность
Потребности
Человек среди людей:
Межличностны
е отношения
Человек в
группе
Общение
Конфликты
Нравственные основы
жизни:
Человек и
мораль
Человек и
человечность
Нравственные
основы жизни
Итоговое повторение
и обобщение
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике семейных конфликтов.
Модуль «Политическая жизнь общества»
• характеризовать государственное устройство Российской
Федерации, особенности России как многонационального
государства
символы;
характеризовать основные обязанности граждан РФ;
• показывать на конкретных примерах исторического прошлого
и современной жизни российского общества проявления
толерантности.
• осознавать
патриотической позиции в укреплении нашего государства.
гражданской активности и
значение
государственные
описывать
6 класс
Модуль «Человек в социальном измерении».
собственный социальный статус и
• характеризовать основные этапы социализации, факторы
становления личности;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики
основных возрастных периодов жизни человека возможности и
ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать
социальные роли;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки
собственным поступкам и отношению к проблемам людей с
ограниченными возможностями, своему отношению к людям
старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое
владение способами коммуникативной,
практической
деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества;
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием
и социализацией личности.
Модуль «Мир социальных отношений»
большие и малые,
формальные и
социальные группы российского общества,
• описывать межличностные отношения и их отдельные виды,
сущность и причины возникновения межличностных
конфликтов;
• характеризовать
неформальные
распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого
социального института в обществе;
• проводить несложные социологические исследования;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к
13вопросам социальной структуры и социальных отношений в
современном обществе;
• адекватно понимать
относящуюся к
социальной сфере общества, получаемую из различных
источников.
информацию,
7 класс
Введение
Модуль «Регулирование поведения людей в обществе»
1
2
3
Регулирование
поведения людей в
обществе:
Социальные нормы
и правила
общественной жизни
Права и
обязанности граждан
Закон и
правопорядок
Ответственность за
нарушение законов
Правоохранительн
ые органы
Человек в
экономических
отношениях:
Экономика и ее
роль в жизни
общества
Производство,
затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы
бизнеса
Обмен, торговля,
реклама
Деньги и их
функции
Экономика семьи
Человек и природа :
Человек –
часть природы
Охрана
природы
Закон на
страже
природы
Итоговое повторение
и обобщение
Выпускник научится:
характеризовать конституционные права и обязанности
граждан РФ, ответственность за нарушение законов;
• использовать накопленные знания об основных социальных
нормах и правилах регулирования общественных отношений,
усвоенные способы познавательной, коммуникативной и
практической деятельности для успешного взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать
в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально
нравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции по отношению к социальным нормам, для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей
с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом;
знания и умения для формирования
• использовать
способности к личному самоопределению в системе морали и
важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю;
• использовать элементы причинноследственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и
человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека,
конституционных прав и обязанностей граждан Российской
Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный вклад в их становление и развитие.
Модуль «Человек в экономических отношениях».
• характеризовать поведение производителя и потребителя как
основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики
семьи;
• формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
14• решать
познавательные задачи в рамках изученного
материала, отражающие типичные ситуации в экономической
сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики.
8 класс.
Модуль «Человек в социальном измерении»
• использовать знания о биологическом и социальном в
человеке для характеристики его природы, характеризовать
основные этапы социализации, факторы становления личности;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать
собственный социальный статус и
социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами
смысл понятия «гражданство»;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое
владение способами коммуникативной,
практической
деятельности, используемыми в процессе познания человека и
общества;
• использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием
и социализацией личности.
Модуль «Общество — большой «дом» человечества»
экономические,
социальные,
политические,
• распознавать на основе приведённых данных основные типы
обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его
движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
• различать
культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и
аргументации
касающихся
многообразия социальных групп и социальных различий в
обществе;
• выполнять
познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных
сферах общества;
• наблюдать и характеризовать
происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять
причинноследственные связи общественных
явлений и характеризовать основные направления
общественного развития.
явления и события,
собственных
суждений,
Модуль «Человек в меняющемся обществе»
15
Введение
1
Личность и общество:
Что делает
человека человеком
Человек, общество,
природа
Общество как
форма
жизнедеятельности
людей
Развитие общества
Сфера духовной
жизни:
Сфера духовной
жизни
Мораль, моральный
выбор
Долг и совесть
Образование
Наука в
современном
обществе
Социальная сфера:
Социальная
структура общества
Социальные
статусы и роли
Нации и
межнациональные
отношения
Отклоняющееся
поведение
Экономика:
Экономика и ее
роль в жизни
общества
Главные вопросы
экономики
2
3
4 Собственность
Рыночная
экономика
Производство –
основа экономики
Предпринимательс
кая деятельность
Роль государства
в экономике
Распределение
доходов
Безработица, ее
причины и
последствия
Мировое
хозяйство и мировая
торговля
Итоговое повторение
и обобщение
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в
современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного
общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных
социальных проблем;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и
Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу
бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте
современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по
актуальным проблемам молодёжи.
Модуль «Общество, в котором мы живём»
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей
страны;
• формулировать собственную точку зрения на социальный
портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди
других государств мира из адаптированных источников
различного типа;
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной
жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире.
среда
Модуль
«Культурноинформационная
общественной жизни».
• характеризовать развитие отдельных областей и форм
культуры; распознавать и различать явления духовной
культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
социальную информацию о
• находить и извлекать
достижениях и проблемах развития культуры из
адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного
выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать
собственное отношение;
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и
усвоения достижений культуры;
• характеризовать
основные
отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
направления развития
Модуль «Мир экономики»
• понимать и правильно использовать основные экономические
термины;
16Введение
несложные статистические данные,
• распознавать на основе привёденных данных основные
экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и
характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать
отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения,
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и
опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт;
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем
обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской
экономики.
9 класс
основные признаки любого государства,
Модуль «Политическая жизнь общества»
• характеризовать государственное устройство Российской
Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных
органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в
которую следует обратиться для разрешения той или типичной
социальной ситуации;
• сравнивать
различные типы политических режимов,
обосновывать преимущества демократического политического
устройства;
• описывать
конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в
нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации;
• осознавать
патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и
процессов и делать обоснованные выводы.
Модуль «Основы российского законодательства».
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать
примерами
установленные законом права собственности; права и
и иллюстрировать
значение
гражданской активности и
17юридической
и
обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и
ответственность работника и работодателя; предусмотренные
гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты
прав собственности и разрешения гражданскоправовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные
с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового
положения
ответственности
несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового
характера,
доступных источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами;
• использовать
знания и умения для формирования
способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю.
полученную из
181