Рабочая программа по обществознанию (5 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе: • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; • примерной программы основного общего образования по истории; • авторской программы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией J1.H. Боголюбова. 5—9 классы : Пособие для учителей общеобразова¬тельных организаций / Боголюбов JI.H., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.- М.: Просвещение, 2013.
Иконка файла материала РПО5.doc
муниципального района Кинель­Черкасский Самарской области ГБОУ ООШ с. Муханово  Рассмотрено Протокол заседания МО учителей­предметников №__ от «__» _________ 2016 г. Руководитель МО __________                     /Умербаева А. К./ Согласовано Зам. директора по УВР __________ / Аленина С. В./ Утверждаю И. о. директора ГБОУ ООШ  с. Муханово __________ / Барсукова Л. Н../ Рабочая программа учебного курса  «Обществознание» Класс 5 Выполнила: Учитель истории и обществознания I квалификационной категории Аленина С. В.2016­2017 учебный год Пояснительная записка к рабочей программе  по обществознанию 5 класс   федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы основного общего образования по истории; авторской   программы: Рабочая программа по обществознанию  разработана на основе:     Обществознание.   Рабочие   программы.   Предметная   линия учебников   под   редакцией  J1.H.   Боголюбова.   5—9   классы   :   Пособие   для   учителей общеобразовательных   организаций   /   Боголюбов  JI.H.,   Городецкая   Н.И.,   Иванова   Л.Ф.­   М.: Просвещение, 2013. Данная программа ориентирована на использование УМК:  Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / [JI.H. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]. ­ М.: Просвещение, 2013.  Просвещение, 2013. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь / Сост. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. ­ М.: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 КЛАСС» В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся достигнут следующих  результатов: Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и  качеств: мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в об­ • щественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины; наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к • Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны Метапредметным   результатом  изучения   курса   является   формирование   универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; • выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   (и   интерпретировать   в   случае • необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; • • ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); • Познавательные УУД: • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и   при   необходимости   исправлять в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. проводить наблюдение под руководством учителя;осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общие в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, В области ценностно­мотивационной: понимание   побудительной   роли   мотивов   в   деятельности   человека,   места   ценностей   в понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной   позиции   и   договариваться   с   людьми, • Интернета; • • Коммуникативные УУД: • цели, договариваться друг с другом и т. д.); • • своего мнения и корректировать его; • (аргументы), факты; • придерживающимися иных позиций; • людей; • точку зрения. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений. • • регуляторах деятельности людей; • социологии, экономики, юриспруденции, психологии и культурологии. • • мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли • как  решающих  регуляторов общественной жизни,  умение применять эти нормы и  правила  к анализу   и   оценке   реальных   социальных   ситуаций,   установка   на   необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • гражданственности; • • • В результате изучения курса обществознания учащиеся научатся: Знать и понимать: • • • • • • исторического развития. Получат возможность: • их место и значение в жизни общества как целостной системы; • • определенным проблемам; социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; различные подходы к исследованию человека и общества; основные социальные институты и процессы; важнейшие   достижения   культуры   и   системы   ценностей,   сформировавшиеся   в   ходе понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; понимание значения коммуникации в межличностном общении; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по В области познавательной: относительно   целостное   представление   об   обществе   и   человеке,   механизмах   и приверженность   гуманистическим   и   демократическим   ценностям,   патриотизму   иприменять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного   выполнения   социальных   ролей,   сознательного   взаимодействия   с • актуальные проблемы жизни человека и общества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: • • социальными институтами; • собственной гражданской позиции; • ценностей; • • • ценностями и разным социальным положением. нравственной оценки социального поведения людей; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; осуществления   взаимодействия   с   людьми   с   разными   убеждениями,   культурными ориентирования   в   актуальных   общественных   событиях   и   процессах,   выработки оценки   общественных   изменений   с   точки   зрения   демократических   и   гуманистических Организационный   модуль   (2   ч).  Значение   изучения   общества   для   человека.   Науки, Содержание курса «Обществознание 5 класс» изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Человек  (4 ч).  Значение   изучения   общества   для   человека.   Науки,   изучающие   развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. От­ рочество   —   особая   пора   жизни.   Особенности   подросткового   возраста.   Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Семья (6 ч).  Семья и семейные отношения. Семья под зашитой государства. Семейный кодекс. Виды семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное   ведение   хозяйства.   Свободное   время.   Занятия   физкультурой   и   спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Школа (5 ч).  Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба — основной труд школьника.   Учение   вне   стен   школы.   Умение   учиться.   Отношения   младшего   подростка   с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Труд (5 ч).  Труд  —  основа   жизни.  Содержание  и   сложности  труда.   Результаты  труда. Заработная плата. Труд ­ условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Родина   (7   ч).  Наша   Родина   ­   Россия.   Российская   Федерация.   Субъекты   Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.   История   государственных   символов.   Москва   —   столица   России.   Гражданин Отечества   —   достойный   сын.   Обязанности   граждан. Гражданственность.   Юные   граждане   России:   какие   права   человек   получает   от   рождения. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.   Права   граждан   России. №   па­ раграф а Вводный урок 1 Загадка человека Тема Глава I. Человек (4 ч) Количество часов 2 22 3 4 5 6 7 8 Отрочество — особая пора жизни Семья и семейные отношения Семейное хозяйство Свободное время Образование в жизни человека Образование и самообразование Одноклассники, сверстники, друзья Глава II. Семья (6 ч) Глава III. Школа (5 ч) 2 2 2 2 2 2 1 Итоговый   модуль  (5  ч).  Личностный   опыт   —   социальный   опыт.   Значение   курса   в   жизни каждого. Тематическое планирование учебного материала 9 10 Труд — основа жизни Труд и творчество Глава IV. Труд (5 ч) Глава V. Родина (7 ч) Наша Родина ­ Россия Государственные символы России Гражданин России 11 12 13 14 Мы — многонациональный народ Личностный опыт — социальный опыт Итоговый модуль (6 ч) Общее количество часов а 2 3 2 1 2 2 5 34Дата Тема урока Основное содержание по темам № п/п Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне Домашнее задание учебных действий) 1 Введение в предмет 2­3 Загадка человека Обществознание 5 класс ВВЕДЕНИЕ (1 ч) Что нам предстоит узнать. Чему мы  должны научиться. Как работать с  учебником и рабочей тетрадью в  классе и дома Человек (5 ч) Цели   и   ценность   человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие   человека   от   животных. Наследственность 4­5 Отрочество — особая  пора жизни Отрочество   —   особая   пора   жиз­ ни. Особенности подросткового воз­ раста.   Размышления   подростка   о будущем. Самостоятельность — по­ С. 5­9  Познакомиться с новым учебным  предметом, содержанием курса,  требованиями к результатам обучения, учебно­методическим комплектом,  особенностями работы с ним.  Характеризовать систему организации  работы на уроках и при подготовке  домашнего задания  Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.  Характеризовать  и конкретизировать  примерами биологическое   и   социальное   в природе человека.  Сравнивать свойства человека и  животных  Описывать    основные черты отрочества   как   особого   возраста перехода от детства к взрослости. П. 1 П.2Практикум по теме  «Человек» казатель взрослости Почему   человеком   нельзя   стать без общения. Особенности общения подростков со   сверстниками,   со   старшими   и   с младшими по возрасту партнёрами  Раскрывать на конкретных примерах значение   самостоятельности   как показателя взрослости  Обобщить  и  закрепить  знания   о связи   социального   в   человеке   с общением,   обменом   информацией   и другими   результатами   психической деятельности.  Способствовать  развитию  создать коммуникативных   умений, условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. С. 23­24  Проиллюстрировать  особенности общения подростков,  способствовать развитию рефлексивных способностей подростков   Семья и семейные от­ ношения Семья (5 ч) Семья   и   семейные   отношения. Семья   под   защитой   государства. Семейный  кодекс.  Виды  семей.   От­ ношения   между   поколениями.   Се­ мейные ценности и нормы П. 3  Показывать на конкретных примерах меры   государственной   поддержки семьи.  Сравнивать  двухпоколенные   и трёхпоколенные семьи.  Исследовать  несложные практические   ситуации,   связанные   с отношениями в семье, типичными для разных   стран   и   исторических периодов.  Выражать собственную точку зрения на значение семьи Семейное хозяйство Семейное   хозяйство.   Забота   и  Характеризовать  совместный   труд П. 4 6 7 89 10 Свободное время воспитание   в   семье.   Распределение обязанностей.   Обязанности   под­ ростка.   Рациональное   ведение   хо­ зяйства Свободное   время.   Занятия   физ­ культурой   и   спортом.   Телевизор   и компьютер.   Увлечения   человека. Значимость здорового образа жизни Практикум по теме  «Семья» Я и моя семья. Учимся рационально вести до­ машнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый об­ раз жизни членов семьи.  Сравнивать  домашнее   хозяйство городского и сельского жителя.  Описывать  свои   обязанности   в ведении семейного хозяйства  Исследовать  несложные практические   ситуации,   связанные   с проведением   подростками   сво­ бодного времени.  Описывать и  оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.  Характеризовать здорового образа жизни  значимость  Способствовать  развитию   умения анализировать   простейшие   ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами   государственной   поддержки семьи, семейным хозяйством и семей­ ным досугом. П. 5 С. 48 зад.6  Расширять   решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.  опыт  Содействовать  развитию   умения выполнять   различные   проектные работы.  Благоприятствовать  созданию условий   для   осмысления   семейных ценностей,   рефлексии   собственного вклада в семейный уют, здоровый об­ раз жизни семьи. Развивать  следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные   мнения   и   стремиться   к координации   различных   позиций   в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, и координировать   её   с   позициями партнёров   в   сотрудничестве   при выработке   общего   решения   в совместной   деятельности;   умение адекватно   использовать   речь   для планирования   и   регуляции   своей деятельности;   умение   работать   в группе аргументировать   11 12­ 13 Контрольно­ обобщающий урок по  теме «Семья» Образование   в   жизни человека  Систематизировать  и знания по теме «Семья».  обобщить Школа (6 ч)  Роль   образования   в   жизни   че­ ловека.   Значение   образования   для общества.   Ступени   школьного   об­ разования  Исследовать  несложные   ситуации   из жизни   человека   и   общества, раскрывающие значимость образования   в   наше   время   и   в прошлом.   П. 6  Описывать образования.  Описывать  ступени   школьного  систему общего школьного   образования   в   нашей стране.    Характеризовать учёбу как основной труд школьника.14­ 15 16 17 Образование самообразование   и Образование   и   самообразование. Учение   вне   стен   школы.   Умение учиться  Выявлять  позитивные   результаты учения,   опираясь   на   примеры   из художественных произведений  Характеризовать  значение самообразования   для   человека   с опорой на конкретные примеры. Одноклассники, стники, друзья   свер­ Отношения младшего подростка с сверстниками, одноклассниками, друзьями. Дружный класс   Практикум по теме  «Школа» Школа в жизни человека и об­ щества. «Век живи — век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники)  Оценивать  Выявлять  собственное   умение учиться и возможности его развития.  возможности применения практического получаемых в школе знаний     анализа  Использовать  элементы   причинно­ следственного при характеристике   социальных   связей младшего с сверстниками, одноклассниками, друзьями. подростка          Иллюстрировать  примерами значимость   поддержки   сверстников для человека.   Оценивать  собственное   умение общаться   с   одноклассниками   и друзьями     изучения  Систематизировать  полученную   в процессе темы содержательную  информацию о роли образования   и   самообразования   в жизни значении образования  для   общества,   ступенях школьного   образования,   отношениях младшего с сверстниками, одноклассниками, подростка человека,           П.7 П.8 С. 71 зад. 3друзьями.  Совершенствовать  предусмотренные  выявлять ФГОС умения:  а)  характеризовать учёбу как основ­ ной труд школьника;  б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения;  в) практического получаемых в школе знаний;  г)  использовать  элементы причинно­ следственного при характеристике   социальных   связей младшего   подростка   с   одно­ классниками, сверстниками, друзьями;   иллюстрировать   примерами д) значимость   дружеской   поддержки сверстников для человека.  возможности применения       анализа   18­ 19 Труд — основа жизни Труд (6 ч) Содержание   и   сложность   труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия чело­ века.   Благотворительность   и   меце­ натство  Способствовать  развитию рефлексии при   оценке   собственного   умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками  Объяснять  значение   трудовой деятельности   для   личности   и   для общества.  Характеризовать  особенности   труда П. 920­ 21 22 Труд и творчество Ремесло.   Признаки   мастерства. Творческий   труд.   Творчество   в   ис­ кусстве Практикум   по   теме «Труд» Каким бывает труд человека.  Труд и его оценка. Труд и творчество как   одного   из   основных   видов деятельности человека.  Различать  материальную   и моральную оценку труда.  Приводить  примеры благотворительности и меценатства.  Определять собственное отношение к различным   средствам   достижения успеха в труде  Различать  творчество   и   ремесло. Раскрывать  признаки   мастерства   на примерах   творений   известных мастеров  Способствовать  воспитанию уважения   к   людям,   проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров. П. 10 С. 90 зад.5  Развивать  умение   работы   с адаптированными различными источниками   информации,  решать  с помощью информационных источников творческие задачи.            Совершенствовать  такие универсальные   учебные   действия, выраженные   в   умении   работать   в группе:   устанавливать   рабочие отношения, эффективно сотрудничать   и   способствовать   про­ дуктивной кооперации; интегрироваться группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие   со   сверстниками; внеобходимые договариваться   и   приходить   к общему   решению   в   совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения   интересов;   задавать вопросы,   для организации собственной деятельности   и   сотрудничества   с партнёром;   осуществлять   взаимный контроль и в необходимую сотрудничестве взаимопомощь; адекватно использовать   речь   для   планирования и регуляции своей деятельности оказывать               23 24­ 25 26­ 27 Контрольно­ обобщающий   урок   по теме «Труд»   Систематизировать  знания учащихся о   различных   видах   труда,   его творческой природе, значении труда в жизни общества. Родина (10 ч.)  Наша Родина — Россия Россия   —   федеративное   госу­ дарство. Структура России как фе­ дерации,   права   субъектов   России. Русский язык как государственный  Объяснять смысл понятия «субъект  П. 11 Российской Федерации».  Знать и называть статус субъекта  РФ, в котором находится школа.  Характеризовать особенности  России как многонационального  государства.  Раскрывать функции русского языка как государственного Государственные символы России Государственные символы России. Герб,   флаг,   гимн,   государственные  Описывать  основные государственные символы Российской П. 12праздники. История   государственных   симво­ лов. Москва — столица России 28­ 29 Гражданин России Гражданин   —   Отечества   достой­ ный сын. Права   граждан   России.   Обязан­ ности   граждан   РФ.   Гражданствен­ ность 30­ 31 Мы   —   много­ национальный народ Россия   —   многонациональное государство.   Национальность   чело­ века. Народы России — одна семья. Многонациональная   культура   Рос­ сии. Межнациональные отношения Федерации. Знать текст гимна РФ.  Использовать  дополнительные источники информации для создания информационных коротких материалов, посвящённых государственным символам России.      Составлять информационные Москве — столице России  собственные   материалы   о П. 13 П. 14  Объяснять примерами «гражданин».  и    конкретизировать понятия смысл    Называть  иллюстрировать примерами   основные   права   граждан РФ.  и  Называть  основные   обязанности граждан РФ.  Приводить примеры добросовестного гражданских   выполнения обязанностей.  Приводить примеры и давать оценку гражданственности, проявлениям   представленным в СМИ  Характеризовать  и конкретизировать  примерами этнические и национальные различия.  Показывать на конкретных примерах исторического и современной   жизни   российского общества   проявления   толерантного отношения   к   людям   разных национальностей прошлого32 Практикум по теме  «Родина» Наша Родина — Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином.  Уважать людей любой нацио­ нальности С. 118­119  зад 2  Систематизировать знания учащихся по   теме   «Родина»,   расширить представления   о   федеративном характере многонационального Российского   государства,   основных правах   и   обязанностях   российских граждан.    Способствовать  осознанию   на практике   значения   уважительного отношения   к   людям   различных национальностей,   существующих   в обществе   правил   толерантного поведения.  Воспитывать к государственным   символам   России, её государственному языку.  уважение   33 34 Контрольно­обобщающий  урок по курсу  «Обществознание 5 класс» Заключительный урок по  курсу «Обществознание 5  класс»  Создавать  условия   для   развития универсальных   учебных   действий: умения   взаимодействовать   в   группе, умения   работать   с   различными источниками, информационными умения поиск информации   в   Интернете,   умения презентовать   свои   работы   по определённой теме осуществлять        Обобщить и закрепить полученные  знания и умения.  Проанализировать результаты  работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год.  Развивать рефлексивные умения,  способности к адекватной  самооценке.  Наметить перспективы работы в  следующем учебном году