Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);
3. Программы курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора О.Б. Соболевой, О.В. Медведева – М. Вентана – Граф, 2012г.
4. Приказа Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 года об утверждении Федерального перечня учебников на 2016/2017 учебный год.
5. Приказа от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
6. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г «О рабочих программам учебных предметах».
7. Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Малокударинская средняя общеобразовательная школа».
8. Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога,осуществляющего функции введения ФГОС ООО.
9. Учебного плана МБОУ «Малокударинская СОШ» на 2016-2017 учебный год
Программа ориентирована на УМК «Алгоритм успеха». «Обществознание: мир человека», авторов В.В.Барабанова, И.П.Насоновой, под общей редакцией Г.А.Бордовского. издательства «Вентана-Граф»,2015 г .
2. Адресность. Программа рекомендована учащимся для обучения обществознанию в 6 классе МБОУ «Малокударинская СОШ».
3. Актуальность. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является вторым этапом в изучении обществознания.
4. Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Обществознание» опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Главный принцип структурирования все го комплекса программ — изучения учебного материала «от близкого к далекому» — от личных проблем ученика, через рассмотрение развития соответствующей ситуации в регионе, стране и мире, к общетеоретическим обобщениям и перспективам развития явления. Этот принцип реализуется в изучении каждой темы, так же в построении всего обществоведческого курса. Такое единство стержневых содержательных линий разных курсов и тем создает условия для обобщения, сравнения и систематизации учениками знаний по предмету. Систематическое изучение обществознания в основной школе начинается в 6 классе. С точки зрения содержания условным подзаголовком учебника является «Мир человека».
Учащиеся уже обладают определенными знаниями о человеке из разных школьных предметов и возникает необходимость в их систематизации и обобщении. Вместе с тем, комплексный, обобщающий взгляд на проблемы человека с необходимой конкретизацией, доступной младшему подростковому возрасту, устанавливает ориентиры для изучения многих аспектов, затрагиваемых в содержательной части курса, в других школьных предметах (биологии, географии, истории, литературе), а также при последующем изучении самого курса обществознания.
Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию.
Задачи курса — познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития. Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними. Программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.
Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет способствовать эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и личного опыта взаимодействия с другими людьми.
5. Цель курса:
- ориентирование учащихся на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.
Задачи курса:
- познакомить учеников с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного раз вития;
- пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования;
- ознакомить с различными проявлениями человеческой индивидуальности — характером, темпераментом, способностями, что даст возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними.
6. Контроль за усвоением знаний.
Формы контроля:
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- контрольная работа;
- анализ источников;
- эссе;
- работа с документами;
- творческие работы и их защита.
7. Описание места учебного предмета в учебном плане.
По базисному учебному плану, предмет изучается в течение всей основной школы — по 35 часов в год (по 1 часу в неделю), всего 175 часов. На долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.
8.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с ФГОС результаты обучения по обществознанию, как и другим предметам, подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
10. Содержание учебного предмета.
Содержание учебного курса
Введение (1 час).
Глава I. Человек часть природы (5 часов).
Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы. Похожие и непохожие. В гармонии с природой. Коллективный проект «. Самый лучший рассказ».
Глава II. Познавая мир и самого себя (8 часов).
Как человек познает мир. Как человек познаёт мир. Память. Эмоциональный мир человека. Воспитываем характер. Способности человека. Человеком рождаешься, личностью становишься. Практикум «Познаю себя и других»
Глава III. Деятельность человека (9 часов).
Поведение и поступок. Потребности и интересы. Что такое деятельность. Как общаются люди. Отношения между людьми. Мораль в жизни человека. Художественный проект «Притчи из жизни».
Глава IV. Жизненный путь человека (4 часа).
Легко ли быть молодым. На пике активности. От зрелости к старости. Исследовательский проект «Три возраста».
Глава V. Человек в мире культуры (4 часа).
Наше наследие. Во что мы верим. Искусство и наука. Информационный проект «Духовная культура народов»
Заключение (1 час). Жизненные ценности человека.
Итоговое повторение 2 часа.
Резерв учебного времени 3 часа.
Национально-региональный компонент. Рабочая программа составлена с использованием уроков, содержащих национально-региональный компонент
10.Формы организации учебных занятий:
-индивидуальная (консультации);
-групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по теме усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
На уроках обществознания применяются следующие методы:
- объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
- методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
– словесный, наглядный, практический.
11. Основные виды учебной деятельности.
Практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Календарно-тематическое планирование курса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 класс
|
Название тем и уроков |
Кол-во часов |
№ §, стр. |
Дата план |
Дата факт |
1 |
Вводный урок «Мир человека» |
1 час |
стр.3-4 |
|
|
Глава 1. Человек - часть природы |
5 часа |
|
|
||
2 |
Происхождение человека в мифах и религиях народов мира |
|
§1 |
|
|
3 |
На пути эволюции |
|
§2 |
|
|
4 |
Люди: похожие и непохожие |
|
§3 |
|
|
5 |
В гармонии с природой |
|
§4 |
|
|
Глава II. Познавая мир и самого себя |
8 часов |
|
|
||
6 |
Как человек познает мир |
|
§5 |
|
|
7 |
Путешествие вглубь сознания |
|
§6* |
|
|
8 |
Как рождаются мысли |
|
§7 |
|
|
9 |
Мнемозина помнит всё |
|
§8 |
|
|
10 |
Эмоциональный мир человека |
|
§9 |
|
|
11 |
Воспитываем характер |
|
§10 |
|
|
12 |
Способности человека |
|
§11 |
|
|
13 |
Практикум |
|
Стр 139-142 |
|
|
Глава III. Деятельность человека |
9 часов |
|
|
||
14 |
Поведение и поступок |
|
§12 |
|
|
15 |
Потребности и интересы |
|
§13 |
|
|
16 |
Что такое деятельность |
|
§14 |
|
|
17 |
Как общаются люди |
|
§15 |
|
|
18 |
Отношения между людьми |
|
§16 с 83-85 |
|
|
19 |
Любовь и дружба |
|
§17 с 85-89 |
|
|
20 |
Мораль в жизни человека |
|
§18 с 89-92 |
|
|
21 |
Ненасилие. Милосердие. Благотворительность |
|
§18 с 92-95 |
|
|
Глава IV. Жизненный путь человека |
4 часа |
|
|
||
22 |
Легко ли быть молодым? |
|
§19 |
|
|
23 |
На пике активности |
|
§20 |
|
|
24 |
От зрелости к старости |
|
§21 |
|
|
Глава V. Человек в мире культуры |
4 часа |
|
|
||
25 |
Наше наследие |
|
§22 |
|
|
26 |
Во что мы верим |
|
§23 |
|
|
27 |
Искусство и наука |
|
§24 |
|
|
28-29 |
Итоговое повторение |
4 часа |
стр. 131-138 |
|
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Темы урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности учащихся
|
Домашнее задание |
Дата |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Вводный урок |
1 |
Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность |
Прочитать стр. 3-5 |
|
|
2 |
Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы |
1 |
Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника, подтверждать примерами мысль о том, что человек — часть природы, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать необходимую информацию из различных видов наглядности, анализировать различные теории |
Прочитать §1, выполнить задание16 |
|
|
3 |
Похожие и непохожие |
1 |
Называть особенности внешнего облика представителей различных рас и народностей, устанавливать межпредметные связи с географией, историей, находить необходимую информацию из текста учебника и картографической наглядности, высказывать и обосновывать собственные суждения |
Прочитать, подготовить пересказ §2 |
|
|
4 |
В гармонии с природой |
1 |
Перечислять составляющие среды обитания человека, приводить примеры преобразовательной деятельности людей, раскрывать на конкретных примерах сходство и различия человека и животных, извлекать информацию из фотографической наглядности, привлекать дополнительные источники информации регионального характера |
Прочитать §3, знать основные понятия |
|
|
5 |
Коллективный проект «Самый лучший рассказ» |
1 |
Написать небольшой рассказ или стихотворение, придумать один вопрос для класса, связанный с изученной темой, презентовать свой проект |
Выполнить коллективный проект стр. 25 |
|
|
6 |
Путешествие вглубь сознания |
1 |
Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного, выявлять, какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека, сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми |
Прочитать §4, выполнить задание 13 |
|
|
7 |
Как человек познаёт мир |
1 |
Устанавливать межпредметные связи с курсом «Окружающий мир», привлекать ранее изученный материал по обществознанию, называть основные психические процессы, определять, какую роль в процессе познания играет мозг, на конкретных примерах показывать различие ощущений и восприятий, определять роль органов чувств как источника информации, сравнивать полученную информацию |
Прочитать§5, выполнить задание 13 |
|
|
8 |
Память |
1 |
Устанавливать межпредметные связи с историей, характеризовать на конкретных примерах виды памяти, устанавливать связь между процессом запоминания и вниманием, осуществлять поиск информации по заданной тематике в дополнительных источниках, включая Интернет |
Прочитать§6, выполнить задание 8 |
|
|
9 |
Эмоциональный мир человека |
1 |
Называть основные эмоции человека, определять, какими способами человек выражает своё эмоциональное состояние, давать общую характеристику понятию «внутренний мир человека», извлекать необходимую информацию из художественной и фотографической наглядности |
Прочитать §7, знать основные понятия |
|
|
10 |
Воспитываем характер |
1 |
Устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой, устанавливать внутрикурсовые связи, раскрывать на конкретных примерах сущность понятия «индивидуальность», характеризовать типы темперамента других людей, определять свой тип темперамента, устанавливать связь темперамента и характера, определять, какие факторы влияют на формирование характера человека, извлекать информацию из художественной наглядности и дополнять её собственными знаниями |
Прочитать§8, составить таблицу «Типы темперамента» |
|
|
11 |
Способности человека |
1 |
Осуществлять последовательно-смысловое чтение текста, объяснять, что такое способности, называть виды способностей, иллюстрируя примерами из личного опыта и наблюдений, оценивать собственные способности, определять, какие факторы влияют на развитие способностей, в том числе собственных |
Прочитать §9, выполнить задание 7 |
|
|
12 |
Человеком рождаешься, личностью становишься |
1 |
Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни; Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным. |
Прочитать §10, подготовиться к проекту |
|
|
13 |
Практикум «Познаю себя и других» |
1 |
Найти в дополнительных источниках информации тесты и задания, разбиться на группы, провести тестирование, организовать обработку информации, проанализировать информацию |
Выполнить проект по одной из тем стр.75 |
|
|
14 |
Поведение и поступок |
1 |
Устанавливать межпредметные связи с историей и внутрикурсовые с обществознанием, характеризовать произвольное и непроизвольное поведение, определять, что такое поступок, и конкретизировать примерами результаты поступков, оценивать собственное поведение и поступки, определять личные мотивы поведения |
Прочитать §11, задания 1, 4, знать основные понятия |
|
|
15 |
Потребности и интересы |
1 |
Классифицировать и иллюстрировать примерами потребности человека, устанавливать взаимосвязь потребностей, интересов и активности человека, соотносить личный опыт с полученной теоретической информацией, моделировать ситуацию выбора и делать выводы |
Прочитать §12, выполнить задание 8 |
|
|
16 17 |
Что такое деятельность |
2 |
Осуществлять смысловое чтение текста, определять и конкретизировать примерами свою деятельность, объяснять роль мотивов в деятельности человека, приводить примеры основных видов деятельности человека, анализировать дополнительные источники информации |
Прочитать § 13-14, выполнить задание 11 |
|
|
18
|
Как общаются люди |
1 |
Определять и иллюстрировать примерами основные средства и формы общения, моделировать и анализировать предлагаемые учебные ситуации, соотносить личный опыт с теоретическим материалом, выявлять факторы, влияющие на межличностные отношения, осуществлять совместную деятельность со сверстниками для решения учебной задачи |
Прочитать §15, выполнить задание 8 |
|
|
19 20 |
Отношения между людьми |
2 |
Определять и иллюстрировать примерами качества, необходимые человеку для жизни в обществе, устанавливать межкурсовые связи с историей и литературой. Работать с дополнительными источниками информации литературно-художественного, наглядно-изобразительного характера, соотносить личный опыт с теоретическим материалом |
Прочитать §16 -17 выполнить задание 14 |
|
|
21 |
Мораль в жизни человека Ненасилие. Милосердие. Благотворительность |
1 |
Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально-нравственных позиций, давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей, объяснять и конкретизировать фактами из социальной жизни роль морали в жизни общества, использование элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека, приводить примеры ситуаций морального выбора |
Прочитать §18, выполнить задание 6 |
11.02 |
|
22 |
Художественный проект «Притчи из жизни» |
1 |
Ознакомиться с понятиями «притча» и «басня», используя материал учебника и дополнительные источники информации, написать притчу, лучшие проекты зачитать и обсудить в классе |
Выполнить проект стр.129 |
|
|
23 |
Легко ли быть молодым |
1 |
Давать характеристику детству, отрочеству, юности как этапам жизни человека, определять особенности развития в переходном возрасте, приводить примеры трудностей подросткового возраста на основе личного опыта и наблюдений за сверстниками, давать определение явлению инфантилизма, использовать дополнительные источники информации |
Прочитать § 19, выполнить задание 14 |
|
|
24 |
На пике активности |
1 |
Устанавливать межкурсовые связи с обществознанием, выявлять особенности наиболее активного периода жизни человека и иллюстрировать их примерами, извлекать информацию из дополнительных источников (материалы СМИ, сети Интернет) |
Прочитать, пересказать § 20 |
|
|
25 |
От зрелости к старости |
1 |
Определять и иллюстрировать примерами особенности людей пожилого возраста, на основе текста параграфа, дополнительной информации и личного опыта делать выводы — почему важно с уважением относиться к пожилым людям, оценивать с нравственных позиций своё отношение к людям пожилого возраста |
Прочитать §21,выполнить задание 4 |
|
|
26 |
Исследовательский проект «Три возраста» |
1 |
Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы |
Выполнить исследовательских проект стр. 150-151 |
|
|
27 |
Наше наследие |
1 |
Устанавливать межпредметные связи с историей, давать определение толерантности, осуществлять смысловое чтение текста, различать и описывать явления материальной и духовной культуры, осознавать значение духовных ценностей для человечества, определять, как сохраняются и передаются духовные ценности, извлекать из дополнительных источников (иллюстрации учебника, СМИ, Интернет, материалы краеведческого музея, общение с людьми и т. д.) информацию по теме |
Прочитать § 22, выполнить задание 12 |
|
|
28 |
Во что мы верим |
1 |
Определять, что такое вера и в чём особенности религиозной веры, раскрывать значение понятий «свобода совести», «атеизм», «гуманизм», «толерантность», сопоставлять и анализировать различные точки зрения, соотносить собственный жизненный опыт с теоретическим материалом, обращаться к дополнительным источникам информации юридического, художественного, краеведческого характера |
Прочитать § 23, ответить на вопросы 1-6 (устно) |
|
|
29
|
Искусство и наука |
1 |
Давать определение понятиям «искусство» и «наука», объяснять связь науки и искусства с творчеством, характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства, классифицировать известные науки и определять роль науки в жизни человека, работать с дополнительными источниками различного характера и анализировать полученную информацию, оценивать влияние произведений искусства на себя самого |
Прочитать § 24, подготовиться к информационному проекту |
|
|
30 |
Информационный проект «Духовная культура народов» |
1 |
Разделиться на группы. Определить тематику с учётом региональных особенностей и подготовить презентацию по плану |
Выполнить информационный проект. 174 |
|
|
31 |
Заключение. Жизненные ценности человека |
1 |
Провести социологический опрос, обработать результаты по предлагаемой схеме. Проанализировать полученные данные и сделать выводы |
Прочитать стр. 176 – 177, повторить пройденный материал |
|
|
32-34 |
Резерв |
3 |
|
|
|
|
Приложение 2
Описание учебно – методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
Барабанов В.В.
Б12 Обществознание: мир человека :6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В. В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. – М.: Вентана – Граф, 2015.- 190 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. О89 Обществознание: программа:5-9 классы общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. О.Б. Соболева, О.В. Медведева.- М.: Вентана- Граф,2012.-136с.
2. Соболева О.Б.
С54 Обществознание: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Б. Соболева. – 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана – Граф, 2015. – 80с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://history.standart.edu.ru/ – Обществознание. История России: Учебно-методический комплект для школы (Проект издательства «Просвещение»).
Интернет-сообщество учителей истории и обществознания в Проекте «Сеть творческих учителей»
http://lesson-history.narod.ru – Компьютер на уроках истории, обществознания и права
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.