Рабочая программа по обществознанию (7 класс).

  • Образовательные программы
  • rtf
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,(утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 17 декабря 2010 г. №1089), примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) , авторской программы по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Изучение обществознания в 7 классе направлено на формирование у учащихся способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста. При преподавании обществознания широко используются межпредметные связи, которые способствуют формированию у учащихся метапредметных понятий.
Иконка файла материала Календарно-тематическое планирование (2).rtf
Рассмотрено на заседании методического совета: Протокол от «__»________20___г. №____ Утверждено приказом директора филиала ____________/___________/ от «31» августа 2016 № 182 Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа, филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» Рабочая программа по ___обществознанию____в ____7____ классе Учитель: Матвеева Нина Владимировна Новолыбаево, 2016ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,(утвержденного   приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ   ОТ   17   декабря   2010   г.   №1089),   примерной   основной   образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) , авторской программы по обществознанию Л. Н. Боголюбова, учебного плана  Новолыбаевской СОШ, филиала МАОУ ЗГО «СОШ №1», утверждённого приказом директора филиала от 26.05.2016 г. № 94  и рассчитана на 34 часа. Цель изучения курса:  • способствовать   интеллектуальному   развитию   учащихся,   гуманизации   личности,   формированию   жизненной   стратегии   личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.   Общие задачи изучения курса: • • • • •  способствовать  углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; сформировать способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;  сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной  современному уровню знаний о нем и  доступной  по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;  способствовать   развитию   у   учащихся   умений   получать   из   разнообразных   источников   и   критически  осмысливать   социальную   информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;  освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; сформировать у учащихся умение применять полученные   знания и умения для  определения собственной позиции в общественной жизни,   для решения типичных задач    в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой   сфере,   для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными   ценностями   и   нормами   поведения,   установленными   законом,   для   содействия   правовыми   способами   и   средствами   защите правопорядка в обществе. сформировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального  соотношения  цели  и  средств   и  др.)   оценивать   ее  результаты,  определять   причины  возникших  трудностей  и  пути   их  устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Общая характеристика учебного предмета. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально­гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические,политические,   правовые,   этические,   социально­психологические   знания   в   целостную,   педагогически   обоснованную   систему,   рассчитанную   на   учащихся младшего  подросткового  возраста.  Он  содержит  обусловленный   рамками  учебного   времени  минимум   знаний  о человеке  и  обществе,  необходимых  для понимания   самого   себя,   других   людей,   процессов,   происходящих   в   окружающем   природном   и   социальном   мире,   для   реализации   гражданских   прав   и обязанностей. Место учебного предмета в учебном плане. Количество часов в рабочей программе по обществознанию сокращено с 35 часов до 34 в соответствии с примерной учебной программой, учебным планом Новолыбаевской СОШ филиала МАОУ ЗГО «СОШ №1» и календарным учебным планом на 2016-2017 учебный год. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета: Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: •  мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; •  заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; •  ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются: •  в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); •   умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; •   способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); •   овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; •  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: 1) на использование элементов причинно­следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста – в таблицу, из аудиовизуального ряда – в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в следующих сферах: познавательной: •  относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; •     знание   ряда   ключевых   понятий   базовых   для   школьного   обществознания   наук:   социологии,   экономической   теории,   политологии,   культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; •  знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; •    умения  находить  нужную  социальную  информацию  в различных  источниках;   адекватно  ее воспринимать,  применяя  основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить   их   с   собственными   знаниями);   давать   оценку   взглядам,  подходам,  событиям,  процессам   с   позиций   одобряемых   в   современном   российском обществе социальных ценностей; ценностно­мотивационной: •  понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; •   знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы  и правила к  анализу  и оценке реальных  социальных  ситуаций,  установка на необходимость руководствоваться  этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; •  приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой: •   знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; •  понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической:•  понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; •  понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной: •  знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; •  знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; •   понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; •  понимание значения коммуникации в межличностном общении; •  умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; •  знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.   Содержание учебного предмета. Распределение учебного материала в 7 классе № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела Количество часов Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Человек и природа Повторение Резерв  Итого 12 15 4 2 1 34 Основное содержание курса I. Регулирование поведения людей в обществе (12 часов) Человек и закон. Что значит жить по правилам. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние мо­ ральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.  Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально­экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества ­ долг и обязанность. Почему важно соблюдать законы. II.Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Мастерство работника.  Производство, затраты, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Деньги и их функции. Карманные деньги: за и против. Экономика семьи. Прожиточный минимум.  Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы денежных сбережений граждан. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. III. Человек и природа. (4 часа). Воздействие человека на природу. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Охранять природу­значит охранять жизнь. Что значит относиться к природе по­человечески. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль. Закон на страже природы. Природа нуждается в охране. Что подлежит охране? Что может сделать гражданин для защиты природы. Повторение (2 часа). Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности.Основное содержание по темам. Характеристика основных видов деятельности ученика.  Человек и закон. Что значит жить по правилам.Социальные нормы и правила общественной жизни. Социальные нормы и повседневность. Общественные нравы, традиции и обычаи. Общественное сознание и общественные ценности политике и т.д.). Характеризовать социальные нормы и их роль в общественной жизни. Приводить примеры социальных норм и общественных нравов, традиций и обычаев. Различать   отдельные   виды   социальных   норм   (в   поведении,   хозяйственной   деятельности, Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм современного общества. Приводить примеры общественных ценностей Нормы и принципы морали. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Влияние   моральных   устоев   на   развитие   общества   и человека. Моральный выбор. Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали. Анализировать типичные социальные ситуации с морально­нравственных позиций. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. Право, его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Взаимосвязь морали и права. Дееспособность и правоспособность человека. Основные права и свободы, их неотчуждаемость. Личные права, социально­экономические и культурные права, политические права и свободы Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации Основные   участники   экономики   ­   производители   и потребители.  Роль  человеческого фактора в экономическом развитии. Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права. Различать правовые стороны социальных ситуаций. Объяснять сущность дееспособности и правоспособности. Называть и раскрывать основные права и свободы граждан Российской Федерации. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить   и   извлекать   социальную   информацию   о  правах   граждан   и   механизмах   их   защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, из педагогически адаптированных источников различного типа Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу  деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы. Описывать роль производителей и потребителей в экономической жизни.Приводить примеры экономической деятельности производителей и потребителей. Экономические ресурсы семьи. Бюджет семьи. Источники и виды доходов семьи. Типы семьи по характеру доходов. Расходы семьи и закономерности их изменения. Называть, описывать и иллюстрировать примерами экономические ресурсы семьи. Называть, описывать и иллюстрировать примерами источники и виды доходов семьи. Инфляция и экономика семьи Различать типы семей по характеру и уровню доходов. Человек  и природа.   Воздействие  человека на природу. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Описывать закономерность изменения расходов семьи в зависимости от доходов. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране Характеризовать воздействие человека на природу. Приводить примеры. Охранять   природу­   значит   охранять   жизнь.   Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль. Объяснять, что значит относиться к природе по­человечески. Уметь оценивать тяжелые  последствия безответственности Закон на страже природы. Природа нуждается в охране. Что  подлежит  охране?   Что  может  сделать   гражданин   для защиты природы. Научиться  определять, что может сделать гражданин для защиты природы. Описание учебно­ методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса.   1. Методические пособия для учителя: 1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008. 2. Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996. 3. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа­ Пресс, 2000. 4. Поздеев,  А.  В.   Поурочные   разработки  по  обществознанию  :  7 класс : к учеб.­метод. комплекту Л. Н. Боголюбова,  Л. Ф.  Ивановой  /  А. В. Поздеев. – М. : ВАКО, 2010. 5. Правовое воспитание школьников : 5–9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006. 6. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.7. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. 8. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально­психол. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996. 9. Прутченков, А. С.  Школа жизни : метод. разработки социально­психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Международная  педагогическая академия, 1998. 10. Суворова, Н. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. – М. : Вита, 2003. 2. Дополнительная литература для учителя: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Кодекс об административных правонарушениях. 3. Конституция Российской Федерации. 4. Семейный кодекс РФ. 5. Трудовой кодекс РФ. 6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис­Пресс, 2010. 7. Бахмутова, обществознания пособие учеб. для :       преподавания пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : ВЛАДОС, 2001. Методика   Л. С.            студентов 8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010. 9. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. 10. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис­Пресс, 2010. 11. Политика  и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.­сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997. 12. Сидельникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : ВЛАДОС, 1999. 13. Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа­М, ИНФРА­М, 2010. 14. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010. 3. Дополнительная литература для учащихся: 1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. 2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007. Учебно­методическое обеспечение 1. Печатные пособия. Демонстрационные таблицы:1. Человек познает мир. 2. Внутренний мир и социализация человека. 3. Человек, природа, общество. 4. Рыночная экономика. 5. Развитие общества. 6. Политическая система общества. 7. Политическая жизнь общества. 8. Право. 9. Социальная система общества. 10. Взаимодействие людей в обществе. 11. Культура и духовная жизнь. 2. Информационно­коммуникативные средства. 1. Обществознание.    Рекомендации.     Разработки   /   Н. Ю.   Бухарева   [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD­ROM). 2. Обществознание. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1  электрон.  опт.  диск  (CD­ROM). 3. Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD­ROM).  Интернет­ресурсы: 1.Единая коллекция Цифровых образовательных  ресурсов.­Режим доступа http://school 2.Презентации PowerPoint(обществознание).­Режим доступа: http://mirppt.ucjz.ru/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0­13  - collktion      . edu   . ru 3. Технические средства обучения. 1 Мультимедийный компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Экран проекционный 4. Учебно­практическое оборудование. 3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.). 4. Шкаф для хранения карт. 5. Ящики для хранения таблиц. 5. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.Планируемые результаты изучения учебного предмета 1. Формирование универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия.             знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; эмоционально  положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность  противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; позитивная моральная самооценка и моральные чувства ­ чувство гордости при следовании  моральным нормам, переживания, стыда и вины при их  нарушении; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально­исторических, политических и экономических условий; Регулятивные универсальные учебные действия.      научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного  внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и  по ходу его реализации. Коммуникативные универсальные учебные действия.  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего          решения совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе ­ устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в  группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные универсальные учебные действия.       научится основам реализации проектно­исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям; устанавливать причинно­следственные связи; обобщать понятия ­ осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к  понятию с большим объемом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;   объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;  основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых  событий.      Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и  компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. критически осмысливать информацию морально­нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать  полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей  с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно­следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни.Кол­ во часо в 1 № п/п Тема и тип урока 1 Человек  и закон  (урок от­ крытия нового знания) КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Элементы содержания Предметные  УУД Метапредметные  и личностные УУД Вид контроля Домашнее задание Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 часов) Образователь ные  ресурсы Дата про­ веде­ ния Фронтальн ый опрос Учебник (с. 5–6). Составить  сочинение  размышление  по теме  «Закон  управляет  людьми, разум – законом» Презентаци я «Человек  и закон».  URL: http://  prezentacii. com/obsches t voznanie/ 9860­chelo vek­i­zakon. htm Знакомство с  курсом  «Обществоведение. 7 класс». Цели,  задачи изучения  предмета.  Структура,  особенности  содержания  методического  аппарата учебника Научатся: пони­ мать условные  обозначения нового  учебника и рабочей тетради;  определять понятия  закон и право и как они регулируются  поведением людей в  обществе; отличать  понятия нормы закона  и моральные законы  общества Познавательные:  выявляют особенности и  признаки объектов;  приводят примеры в  качестве доказательства  выдвигаемых положений. Коммуникативные:  взаимодействуют в ходе  работы, ведут диалог,  участвуют в дискуссии;  принимают другое мнение и позицию, допускают  существование различных  точек зрения. Регулятивные:  прогнозируют результаты  уровня усвоения  изучаемого материала;  принимают и сохраняют  учебную задачу. Личностные: сохраняют  мотивацию к учебной  деятельности; проявляют2 Что значит  1 жить по  правилам?  (Урок  общеметодол огической  направленнос ти) Роль права в жизни общества и  государства.  Гражданские и  политические  права. Права  ребенка и их  защита. Международные  правовые  документы о  правах ребенка Научатся: называть  различные виды правил; приводить примеры  индивидуальных и  групповых привычек;  объяснять, зачем в  обществе существуют  правила этикета;  приводить примеры  обычаев и ритуалов;  объяснять, какие  правила регулируют  поведение людей в  обществе Опрос.  Письмен­ ные  задания § 1, задания  1,2 в рабочей  тетради: № 3, 5, 6–8 (с. 5–8) Презентаци я по теме  «Что значит жить  по  правилам?». URL:  http://www. rusedu.ru/ detail_4813. html интерес к новому учебному  материалу; выражают  положительное отношение  к процессу познания;  адекватно понимают  причины  успешности/неуспешности  учебной деятельности Познавательные:  устанавливают причинно­ следственные связи и  зависимости между  объектами. Коммуникативные:  планируют цели и способы  взаимодействия;  обмениваются мнениями,  слушают друг друга,  понимают позицию  партнера, в том числе и  отличную от своей,  согласовывают действия с  партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу; учитывают  выделенные учителем  ориентиры действия. Личностные: проявляют  заинтересованность не  только в личном успехе, но  и в решении проблемных  заданий всей группой;3–4 Права и  2 обязанности  граждан (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) Роль права в жизни общества и  государства.  Гражданские и  политические  права. Права  ребенка и их  защита.  Международные  правовые  документы о  правах ребенка Научатся: определять,  как права человека  связаны с его  потребностями; какие  группы прав  существуют; что  означает выражение  «права человека  закреплены в законе»;  определять связь прав с потребностями  человека; работать с  документами правового характера Опрос,  практичес кая работа § 2, задания в  рабочей  тетради № 5–8 (с. 10–12) Презентаци я «Права и  обя­ занности  граждан».  URL: http://  www.rusedu . ru/detail_10 185.html выражают положительное  отношение к процессу  познания; адекватно  понимают причины  успешности/неуспешности  учебной деятельности Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют цели;  анализируют вопросы,  формулируют ответы. Коммуникативные:  участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  обмениваются мнениями,  понимают позицию  партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу; самостоятельно  выделяют и формулируют  цель; составляют план и  последовательность  действий. Личностные: применяют  правила делового  сотрудничества;  сравнивают разные точки  зрения; оценивают  собственную учебную  деятельность; выражают  положительное отношение  к процессу познания5 Почему важно  2 Свобода и  соблюдать  законы (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) ответственность.  Конституция РФ.  Механизмы  реализации и  защиты прав и  свобод человека и  гражданина.  «Закон выше  власти». Кто стоит  на страже закона Научатся: определять,  почему человеческому  обществу нужен  порядок; каковы  способы для  установления порядка в обществе; в чем смысл  справедливости;  почему свобода не  может быть  безграничной;  объяснять смысл  понятия свобода 6 Защита  Отечества (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) 1 Патриотизм и  Государство.  Отечество.  Священный долг  гражданина –  защита Отечества.  Военная служба.  Основные  Научатся: определять,  почему нужна  регулярная армия, в  чем состоит  обязательная  подготовка к военной  Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют цели;  анализируют вопросы,  формулируют ответы. Коммуникативные:  участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  обмениваются мнениями,  понимают позицию  партнера. Регулятивные: ставят  учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того,  что еще неизвестно. Личностные: оценивают  собственную учебную  деятельность, свои  достижения; анализируют и  характеризуют  эмоциональное состояние и  чувства окружающих,  строят свои  взаимоотношения с их  учетом Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют цели;  анализируют вопросы,  формулируют ответы. Коммуникативные:  Опрос,  индивидуа льные  задания Опрос,  индивидуа льные  письменны е задания Презентаци я «Почему  важно  соблюдать  законы».  URL:  http://www. uchportal.ru/ load/142­1­ 0­2029 § 7, задания в  рабочей  тетради: № 5,  6  (с. 13). Индивидуальн ые задания:  подготовка  сообщений  о  Бородинском  сражении и  сражении под  Прохоровкой § 4, задания в  рабочей  тетради: № 5– 8 (с. 17) Презентаци я «Защита  Отечества». URL: http://  www.center vertical.ru/p _history.htmобязанности  военнослужащих.  Подготовка к  выполнению  воинского долга службе; отличия  военной службы по  призыву от военной  службы по контракту;  каковы основные  обязанности  военнослужащих; как  готовить себя к  выполнению воинского  долга 7 Что такое  дисциплина (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) 1 Дисциплина  общеобязательная  и специальная.  Правомерное  поведение.  Дисциплинарные  взыскания Научатся: определять,  что такое дисциплина,  какая она бывает,  каковы последствия  нарушения  дисциплины; виды  (внутренняя и внешняя) дисциплины участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  обмениваются мнениями,  понимают позицию  партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу; самостоятельно  выделяют и формулируют  цель; составляют план и  последовательность  действий. Личностные: применяют  правила делового  сотрудничества;  сравнивают разные точки  зрения; оценивают  собственную учебную  деятельность; выражают  положительное отношение  к процессу познания Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют цели;  анализируют вопросы,  формулируют ответы. Коммуникативные:  участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  обмениваются мнениями,  понимают позицию  партнера. Опрос,  индивидуа льные  письменны е задания § 5. Задания в  рабочей  тетради: № 2 (с. 18) Презентаци я «Что  такое  дисциплина ». URL:  http://www. proshkolu.ru / club/histori ans/file2/ 177961Регулятивные: ставят  учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того,  что еще неизвестно. Личностные: оценивают  собственную учебную  деятельность, свои  достижения; анализируют и  характеризуют  эмоциональное состояние  и чувства окружающих,  строят свои  взаимоотношения с их  учетом Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу; учитывают  выделенные учителем  ориентиры действия в  новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему  урока; самостоятельно  создают алгоритм  деятельности при решении  проблемы. Коммуникативные:  проявляют активность во  взаимодействии для  решения коммуникативных  Опрос,  практичес кие  задания § 6. Ответить  на вопросы (с. 54) Презентаци я на тему  «Виновен –  отвечай».  URL:  http://prezen tacii. com/obsches tvoznanie/  10507­vino ven­ otvechay­ 7­klass.html 8–9 Виновен –  2 отвечай (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) Научатся: опреде­ лять, кого называют  законопослушным  человеком, в чем  коварство мелкого  хулиганства, признаки  противоправного  поведения, особенности наказания  несовершеннолетних Виды  нормативноправов ых актов. Система  законодательства.  Признаки и виды  правонарушений.  Юридическая  ответственность.  Особенности  правового статуса  несовершеннолетни х. Презумпция  невиновностии познавательных задач  (задают вопросы,  формулируют свои  затруднения; предлагают  помощь и сотрудничество). Личностные: определяют  целостный, социально  ориентированный взгляд на  мир в единстве и  разнообразии культуры Познавательные:  овладевают целостными  представлениями о  качествах личности  человека; привлекают  информацию, полученную  ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные:  планируют цели и способы  взаимодействия;  обмениваются мнениями;  участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  распределяют обязанности,  проявляют способность к  взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем, при освоении  нового учебного материала. Личностные: сравнивают  Самостоят ельная  работа § 7, ответить  на вопросы  параграфа Презентаци я «Кто  стоит на  страже  закона».  URL: http://  powerpoint.  net.ru/pre sents/obzest vo/kto­stoit­ na­strazhe­ zakona.htm 10– 11 Кто стоит на  страже закона  (урок  общеметодол огической  направленнос ти) 2 Правоохранительн ые органы РФ. Суд. Прокуратура.  Нотариус.  Милиция.  Взаимодействие  правоохранительны х органов и  граждан. Какие  задачи решает  милиция. Кто  стоит на страже  защиты прав  несовершеннолетни х Научатся: опре­ делять, какие зада­ чи стоят перед  сотрудниками  правоохранительных  органов, какие органы  называются  правоохранительными;  задачи, стоящие перед  судом; что такое  полиция, каковы  основные направления  деятельности полиции;  на основе каких  принципов полиция  осуществляет свою  деятельность; как  работают  подразделения по  делам  несовершеннолетних12 Человек  1 Права и  и закон (урок  развивающего  контроля) обязанности  граждан.  Механизмы  реализации прав и  свобод Научатся: рабо­ тать с тестовыми  контрольно­ измерительными  материалами,  использовать изученные термины по теме  «Регулирование  поведения людей в  обществе» Тест Повторить  пройденный  материал,  выполнить  задания в  рабочей  тетради: № 1– 8, (с. 30–37) разные точки зрения;  оценивают собственную  учебную деятельность;  сохраняют мотивацию к  учебной деятельности Познавательные:  овладевают целостными  представлениями о  качествах личности  человека; привлекают  информацию, полученную  ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные:  планируют цели и способы  взаимодействия;  обмениваются мнениями;  участвуют  в коллективном  обсуждении проблем;  распределяют обязанности,  проявляют способность к  взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем, при освоении  нового учебного материала. Личностные: сравнивают  разные точки зрения;  оценивают собственную  учебную деятельность;  сохраняют мотивацию к  учебной деятельностиГлава 2. Человек в экономических отношениях (15 часов) 2 13– 14 Экономика и  ее основные  участники  (урок  открытия  нового  знания) Экономика и ее  роль в жизни  общества. Основные сферы  экономики;  производство,  потребление,  обмен. Взаимосвязь производителей и  потребителей Научатся: определять,  как экономика служит  людям; почему форма  хозяйствования  наиболее успешно  решает цели  экономики; что общего  и в чем различия  экономических  интересов  производителей и  потребителей; как  взаимосвязаны  основные участники Опрос § 8, задания  (с. 71–72) Презентаци я  «Экономика и ее  основные  участники». URL:  http://www. rusedu.ru/ detail_5170. html Познавательные:  выявляют особенности и  признаки объектов;  приводят примеры в  качестве доказательства  выдвигаемых положений. Коммуникативные:  взаимодействуют в ходе  групповой работы, ведут  диалог, участвуют в  дискуссии; принимают  другое мнение и позицию,  допускают существование  различных точек зрения. Регулятивные:  прогнозируют результаты  уровня усвоения  изучаемого материала;  принимают и сохраняют  учебную задачу. Личностные: сохраняют  мотивацию к учебной  деятельности; проявляют  интерес к новому учебному  материалу; выражают  положительное отношение  к процессу познания;  адекватно понимают  причины  успешности/неуспешности  учебной деятельности15– 16 Мастерство  работника (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) 2 Производство и  труд. Производительност ь труда.  Заработная плата.  Факторы,  влияющие на  производительност ь труда Научатся: определять,  из чего складывается  мастерство работника;  чем определяется  размер заработной  платы, должна ли  зарплата находиться в  зависимости от  образования работника 17– 18 Производство, затраты,  выручка,  прибыль (урок обще­ методологиче 2 Производство и  Издержки,  выручка, прибыль.  Развитие  производства.  Затраты  производства Научатся: определять,  какова роль разделения труда в развитии  производства; как  сделать производство  Познавательные:  овладевают целостными  представлениями о  качествах личности  человека; привлекают  информацию, полученную  ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные:  планируют цели и способы  взаимодействия;  обмениваются мнениями;  участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  распределяют обязанности,  проявляют способность к  взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем, при освоении  нового учебного материала. Личностные: сравнивают  разные точки зрения;  оценивают собственную  учебную деятельность;  сохраняют мотивацию к  учебной деятельности Познавательные:  устанавливают причинно­ следственные связи и  зависимости между  объектами. Творческо е задание § 9, задания в  рабочей  тетради: № 5– 8 (с. 44–49) Презентаци я «Золотые  руки  работника». URL:  http://frunze­ soh.edusite.r u/p128aa1.ht ml § 10, вопросы  к параграфу Опрос,  индивидуа льные  задания Презентаци я  «Производс тво,  затраты,  выручка,ской  направленнос ти) выгодным; как снизить  затраты производства 19– 20 Виды и формы бизнеса (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) 2 Предпринимательс тво. Малое  предпринимательст во и фермерское  хозяйство.  Основные  организационно­ Научатся: определять,  почему люди  занимаются бизнесом;  какова роль  предпринимательства в  развитии экономики;  различные виды бизнеса Коммуникативные:  планируют цели и способы  взаимодействия;  обмениваются мнениями,  слушают друг друга,  понимают позицию  партнера, в том числе и  отличающуюся от своей,  согласовывают действия с  партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу; учитывают  выделенные учителем  ориентиры действия. Личностные: проявляют  заинтересованность не  только в личном успехе, но  и в решении проблемных  заданий всей группой;  выражают положительное  отношение к процессу  познания; адекватно  понимают причины  успешности/неуспешности  учебной деятельности Познавательные:  овладевают целостными  представлениями о  качествах личности  человека; привлекают  информацию, полученную  ранее, для решения учебной прибыль».  URL: http:// www.mysha red.ru/slide/ 349855/ Практичес кое  задание,  опрос § 11, задание в рабочей  тетради: № 7– 9 (с. 57–58) Презентаци я «Виды и  фор­ мы  бизнеса».  URL: http://  www.proshkправовые формы  предпринимательст ва. Роль  предпринимательст ва в развитии  экономики и их взаимосвязь; как  сделать бизнес  успешным и получить  прибыль; в каких  формах можно  организовать бизнес 21– 22 2 Обмен,  торговля,  реклама (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) Товары и услуги.  Обмен, торговля.  Формы торговли.  Реклама. Как  обмен решает  задачи экономики. Торговля –  источник богатства страны Научатся: определять,  как обмен решает  задачи экономики; что  необходимо для  выгодного обмена;  зачем люди и страны  ведут торговлю; почему торговлю считают  источником богатства  страны; для чего нужна  реклама товаров и  услуг olu.ru/user/ KLW/folder/ 33433 Деловая  игра § 12, задания  в рабочей  тетради: № 7–9 (с. 62–64) Презентаци я «Обмен,  торговля,  реклама».  URL: http://  www.rusedu . ru/detail_ 8002.html задачи. Коммуникативные:  планируют цели и способы  взаимодействия;  обмениваются мнениями;  участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  распределяют обязанности,  проявляют способность к  взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем, при освоении  нового учебного материала. Личностные: сравнивают  разные точки зрения;  оценивают собственную  учебную деятельность;  сохраняют мотивацию к  учебной деятельности Познавательные:  ориентируются в  разнообразии способов  решения познавательных  задач; выбирают наиболее  эффективные способы их  решения. Коммуникативные:  договариваются о  распределении функций и  ролей в совместной деятельности;задают вопросы,  необходимые для  организации собственной  деятельности и  сотрудничества с  партнером. Регулятивные:  определяют  последовательность  промежуточных целей с  учетом конечного  результата; составляют  план и последовательность  действий. Личностные: проявляют  заинтересованность не  только в личном успехе, но  и в решении проблемных  заданий всей группой;  выражают положительное  отношение к процессу  познания; адекватно  понимают причины  успешности/неуспешности  учебной деятельности Регулятивные: адекватно  воспринимают предложения и оценку учителей,  товарищей, родителей и  других людей. Познавательные:  выбирают наиболее  эффективные способы  Самостоят ельная  работа § 13, задания  в рабочей  тетради: № 7,  8  (с. 67–68) Презентаци я «Деньги  и их  функции».  URL: http://  www.  proshkolu.ru / 23– 24 Деньги и их  функции  электронны е деньги, Формы дистанцион ного банковског 2 Деньги. Функции  и формы денег.  Реальные и  номинальные  доходы. Инфляция.  денежный перевод, обмен Научатся: определять,  в чем состоят  особенности  межличностных  отношений;  анализировать  взаимоотношения  людей на конкретныхо обслужива ния: (урок  общеметодол огической  направленнос ти) примерах валюты.Обменны е курсы валют банкомат,  мобильный  банкинг, онлайн­ банкинг. Научатся: определять,  что такое ресурсы  семьи, каковы  важнейшие из них; из  чего складываются  доходы семьи; значения понятия бюджет 25– 26 Экономика  семьи.  Экономически е функции  домохозяйств а.  (урок  общеметодол огической  направ­ ленности) 2 Семейный бюджет.  Потребление домашних хозяйств. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сущность,  формы  страхования. user/KLW/ file/460916/, http://deposit files.com/ru/ files/g3xzr 3vos § 14, вопросы  к параграфу Практичес кое  задание,  опрос Презентаци я по теме  «Экономика семьи». URL: http://  www.rusedu . ru/detail_ 8240.html решения задач;  контролируют и оценивают  процесс и результат  деятельности. Коммуникативные:  договариваются о  распределении функций и  ролей в совместной  деятельности. Личностные: проявляют  способность к решению  моральных дилемм на  основе учета позиций  партнеров в общении;  ориентируются на их  мотивы и чувства,  устойчивое следование в  поведении моральным  нормам и этическим  требованиям Познавательные: ставят и формулируют цели и  проблему урока; осознанно  и произвольно строят  сообщения в устной и  письменной форме, в том  числетворческого и  исследовательского  характера. Коммуникативные:  адекватно используют  речевые средства для  эффективного решенияФормы  денежныхсбережен ий граждан.  Страховые услуги,  предоставляемые  гражданам, их роль в домашнем  хозяйстве . 1 Практические и  тестовые задания 27 Человек в  экономически х отношениях (урок  развивающего  контроля) Научатся: определять,  как экономика служит  людям; объяснять  основные понятия,  решать проблемные  задания, выполнять  тестовые  задания разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с  поставленной задачей и  условиями ее реализации, в  том числе во внутреннем  плане. Личностные: определяют  свою личностную позицию;  адекватную  дифференцированную  самооценку своей  успешности Познавательные:  выявляют особенности и  признаки объектов;  приводят примеры в  качестве доказательства  выдвигаемых положений. Коммуникативные:  взаимодействуют в ходе  групповой работы, ведут  диалог, участвуют в  дискуссии; принимают  другое мнение и позицию,  допускают существование  различных точек зрения. Регулятивные:  прогнозируют результаты  уровня усвоения  Контроль­ ная работа Повторение  пройденного  материалаизучаемого материала;  принимают и сохраняют  учебную задачу. Личностные: сохраняют  мотивацию к учебной  деятельности; проявляют интерес к новому учебному  материалу; выражают  положительное отношение  к процессу познания;  адекватно понимают  причины  успешности/неуспешности  учебной деятельности Научатся: определять,  что такое  экологическая угроза;  характеризовать  воздействие человека  на природу Глава 3. Человек и природа (4 часа) Познавательные:  овладевают целостными  представлениями о  качествах личности  человека; привлекают  информацию, полученную  ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные:  планируют цели и способы  взаимодействия;  обмениваются мнениями;  участвуют  в коллективном  обсуждении проблем;  распределяют обязанности,  проявляют способность к  Опрос,  индивидуа льные  задания § 15, задания  в рабочей  тетради: № 8,  9  (с. 81–82) Презентаци я «Человек  и природа».  URL: http:// www.mysha red.ru/slide/ 113135/ 28 Воздействие  1 Самое громкое  человека  на природу  (урок  открытие  нового знания) слово. Бесценный  дар или  неисчерпаемая  кладовая?  Загрязнение  атмосферы. Загрязнение воды  и почвы29 Охранять  природу –  значит  охранять  жизнь (урок обще­ методологиче ской  направленнос ти) 2 Что значит отно­ ситься к природе по­человечески? Тяжелые  последствия  безответственности . Эколо­ гическая мораль Научатся: определять,  что мы называем  экологической  моралью;  характеризовать  воздействие человека  на природу взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные  учителем, при освоении  нового учебного материала. Личностные: сравнивают  разные точки зрения;  оценивают собственную  учебную деятельность;  сохраняют мотивацию к  учебной деятельности Регулятивные: адекватно  воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и  других людей. Познавательные:  выбирают наиболее  эффективные способы  решения задач;  контролируют и оценивают  процесс и результат  деятельности. Коммуникативные:  договариваются о  распределении функций и  ролей в совместной  деятельности. Личностные: проявляют  способность к решению  моральных дилемм на  основе учета позиций  Индивиду альные  задания,  опрос § 16, задания в рабочей  тетради: № 6,  7 (с. 85–86) Презентаци я  «Охранять  природу –  значит охра­ нять  жизнь». URL: http:// ppt4web.ru/ ehkologija/ okhranjat­ prirodu­ znachit­ okhranjat­ zhizn.html30– 31 Закон на  страже  природы (урок  отработки  умений и  рефлексии) 1 Природа  нуждается в  охране. Что  подлежит охране? Что может сделать  гражданин для  защиты природы Научатся: определять,  какие законы стоят на  страже охраны природы Практичес кие  задания § 17, задания  (с. 148–149) Презентаци я «Закон  на страже  природы».  URL: http://  www.itn.ru/ communities . aspx?cat_ no=2715& lib_no=2120 5&tmpl=lib & page=1 партнеров в общении;  ориентируются на их  мотивы и чувства,  устойчивое следование в  поведении моральным  нормам и этическим  требованиям Познавательные: ставят и формулируют цели и  проблему урока; осознанно  и произвольно строят  сообщения в устной и  письменной форме, в том  числе творческого и  исследовательского  характера. Коммуникативные:  адекватно используют  речевые средства для  эффективного решения  разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с  поставленной задачей и  условиями ее реализации, в  том числе во внутреннем  плане. Личностные: определяют  свою личностную позицию;  адекватную  дифференцированнуюсамооценку своей  успешности Глава 4. Повторение (3 часа) 32 Человек  1 и общество (урок  отработки  умений и  рефлексии) Регулирование  людей в обществе. Человек в  экономических  отношениях. Человек и природа Научатся: опреде­ лять, в чем состоят  особенности  межличностных  отношений;  анализировать  взаимоотношения  людей на конкретных  примерах Практичес кие  и  индивидуа льные  задания Повторение,  подготовка  к  контрольному тестированию Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют  познавательную цель;  используют общие приемы  решения поставленных  задач. Коммуникативные:  участвуют в коллективном  обсуждении проблем;  проявляют активность во  взаимодействии для  решения коммуникативных  и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с  поставленной задачей и  условиями ее реализации;  оценивают правильность  выполнения действия. Личностные: проявляют  доброжелательность и  эмоционально­ нравственную  отзывчивость, эмпатию как  понимание чувств других  людей; сопереживают им33 Обществен­ ные  отношения (урок  развивающего  контроля) Регулирование  людей в обществе. Человек в экономи ческих  отношениях. Человек и природа Научатся: определять  основные понятия,  решать проблемные  задания, выполнять  тестовые задания Познавательные: ставят и формулируют цели и  проблему урока; осознанно  и произвольно строят  сообщения в устной и  письменной форме, в том  числе творческого и  исследовательского  характера. Коммуникативные:  адекватно используют  речевые средства для  эффективного решения  разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в  соответствии с  поставленной задачей и  условиями ее реализации, в  том числе во внутреннем  плане. Личностные: выражают  адекватное понимание  причин  успешности/неуспеш­ ности учебной  деятельности, устойчивую  учебно­познавательную  мотивацию учения 34 Резерв