Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» составлена на основе Федерального закона РФ « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию, Базисного плана 2004 года и авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеевой А.И. (Просвещение, 2011). Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Пояснительная записка
Нормативноправовые документы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» составлена на основе Федерального закона РФ « Об образовании в РФ» №
273ФЗ от 29.12.2012, Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию,
Базисного плана 2004 года и авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеевой А.И.
(Просвещение, 2011). Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Цель курса воспитание у будущих граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование
будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам; толерантности и культуры мира,
приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям, развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать
необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни,
делать ответственный выбор.
Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:
1. сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
2. Создание условий для социализации личности;
3. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической,
политической и экологической культуры;
4. Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
5. Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов
российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
(образовательной, проектноисследовательской, коммуникативной и др.)
сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебноинновационной и других видах деятельности;
сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных
ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь,
достоинство, совесть, честность, долг и др.)
Метапредметные результаты образовательной деятельности:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
Предметные результаты:
o сформированность знаний об обществе и человеке
o владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
o владение умениями выявлять причинноследственные связи социальных объектов и процессов;
o сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
o владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений
Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся:
Устный ответ
Отметка «пять»
знание учебного материала на основе программ и углубленные сведения по одной из проблем за пределами программы;
обладание широким кругозором;
ответ основывается на жизненных явлениях, собственная точка зрения по излагаемому вопросу аргументировано доказывается;
демонстрирует способности к анализу и проектированию своей деятельности;
проявляет творческую активность.
Отметка «четыре»
знание учебного материала на основе программ;
приводит соответствующие примеры для иллюстрации ответа;
нечеткая демонстрация способностей к анализу и проектированию своей деятельности; проявляет творческую активность.
Отметка «три»
знание учебного материала в пределах программы;
отсутствие собственной критической оценки;
опора при построении ответа на обязательную литературу, отсутствие знаний первоисточников;
слабая демонстрация способностей к анализу и проектированию своей деятельности;
демонстрирует репродуктивную деятельность.
Отметка «два»
слабое знание учебного материала;
слабо владеет терминологией;
слабо демонстрирует репродуктивную деятельность.
Письменный ответ.Отметка «пять»: все задания выполнены верно.
Отметка «четыре»: правильно выполнено до 2/3 от общего количества заданий.
Отметка «три»: правильно выполнено 1/2 от общего количества заданий.
Отметка «два»: не выполнено более 1/2 от общего количества заданий.
Тематическое планирование курса:
1. Регулирование поведения людей в обществе.
2. Человек в экономических отношений.
3. Человек и природа
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
индивидуальная,
групповая, парная работа; игровые, ролевые методы обучения через классно
урочную систему организации учебного процесса, дифференцированное обучение,
опорные сигналы и конспекты.
● Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— Москва
Материальнотехническое оснащение образовательной деятельности:
«Просвещение», 2014.
● Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.
● Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 7 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2010 год.
Интернетресурсы:
. ru
. edu
http
://
fcior
http:// shoolcollection.edu.ru№ п/п
Наименование разделов и тем
Контроль знаний
Дата
Корр.даты
Календарнотематическое планирование уроков по обществознанию в 7 классе
Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе (13ч).
Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД)
Знать: этикет, права, гражданин, законы, дисциплина,воля, самовоспитание, долг, правохранительные органы, проступки, преступление,
приговор, презумция невиновности, права и обязанности граждан; классификацию прав человека; основные задачи государственных законов;
перспективы военной службы; отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; социальные и личностные значение
дисциплины; особенности специальной дисциплины; особую роль закона, как надежного защитника порядка; признаки противозаконного
поведения; структуру правоохранительных органов.
Уметь: приводить примеры; осознавать значимость социальных норм и санкций; объяснять основные термины и понятия урока, работать с
текстом, характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ, анализировать несложные практические ситуации, связанные с
реализацией гражданами своих прав и свобод, находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина, называть основные обязанности военнослужащего, оценивать последствия нарушения дисциплины.
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Нравственноэтического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор).
Познавательные УУД
УУД: Личностные УУД
Общеучебные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
знаковосимволические
Логические выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий).
Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта).
Оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
Вводный урок
Что значит жить по правилам?
Этикет
Права и обязанности граждан
Права и обязанности ребенка
Почему важно соблюдать законы
Защита Отечества.
Военная служба
беседа
эссе
работа с текстом
заполнение таблицы
дискуссия
дискуссия
фронтальный опрос
проект9
10
11
12
13
14
Для чего нужна дисциплина?
Виновен – отвечай.
Нарушения закона. Наказание и его виды.
Кто стоит на страже закона
Кто стоит на страже закона
Регулирование поведения людей в обществе.
эссе
решение правовых
задач
работа в группах
решение правовых
задач
тестирование
Раздел 2. Человек в экономических отношениях. (11 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД)
Знать: роль и значение экономики в жизни людей; пути и способы эффективной организации производства; экономическую сущность прибыли;
виды и формы бизнеса, особенности различных форм и способов обмена, торговли; основные ресурсы семьи; условия труда
несовершеннолетних.
Уметь: усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования; характеризовать различные затраты производства и их влияние на
результаты производственной деятельности, устанавливать причинноследственные связи; делать выводы и обобщения; охарактеризовать
влияние рекламы на эффективность торговли.
УУД:
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Нравственноэтического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор).
Личностные УУД
Познавательные УУД
Общеучебные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
знаковосимволические
Логические
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий).
Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта).
Оценка
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Что такое экономика
Основные участники экономики.
Мастерство работника.
Труд и зарплата
Что такое производство.
Производство и прибыль.
Виды бизнеса.
Формы бизнеса.
Предпринимательство
выполнение
дифференцированных
заданий
работа с текстом
защита сообщений
решение экономических
задач
фронтальный опрос
защита проектов24
25
26
27
28
29
Обмен, торговля
Реклама.
Деньги, их функции.
Экономика семьи.
Рациональное ведение хозяйства.
Человек в экономических отношениях.
решение проблемных
заданий
работа в группах
терминологический
диктант
защита проекта
защита проекта
тестирование
Раздел 3. Человек и природа (5ч.)
Знать: основные причины загрязнения природы; основы экологической этики; основные направления природоохранительной деятельности.
Уметь: давать оценку воздействию человека на окружающую природу; объяснять основные термины и понятия урока; оценивать значение
охраны природы.
Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения, УУД)
УУД: Личностные УУД
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Нравственноэтического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор).
Познавательные УУД
Общеучебные
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации;
знаковосимволические
Логические
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.Коммуникативные УУД
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация).
Регулятивные УУД
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий).
Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта).
Оценка
30
3132
33
34
35
Воздействие человека на природу .
Охранять природу значит охранять жизнь.
Закон на страже природы.
Человек и природа
Итоговое повторение.
защита сообщений
работа в группах
решение правовых задач
тестирование
выполнение заданий в
группах.