ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по предмету «обществознание» для обучающихся 8 «А,Б,В» классов разработана в соответствии с требованиями:
· федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования российской Федерации от 05.03.2004 №1018)
· федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)
· Приказ от 8 июня 2015 года № 576 о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253.
· примерной программы основного общего образования по истории; Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающий историко-культурный стандарт).
· образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области,
· положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу основного общего образования и среднего общего образования (Приказ МБОУ «СОШ № 19» от 16.06.2016 № 118).
Описание места учебного предмета в учебном плане
При составлении рабочей программы использована авторская программа: Кравченко А.И,Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010. Допущено Министерством образования РФ.
Выбор данной программы обусловлен тем, что содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Рабочая программа составлена на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Учебно-методический комплект:
Кравченко А.И,Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2014.
Ирина Хромова: Обществознание. Рабочая тетрадь к учебнику А. И. Кравченко "Обществознание". 8 класс. Русское слово, 2015.
Выбор данной программы обусловлен тем, что содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Разрабатывая программу, большое внимание уделено не только формированию у учащихся умений и навыков, но и подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов, оценки своих способностей, возможности сделать осознанный выбор в жизни.
Требования к уровню подготовки
1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
4. на использование элементов причинно-следственного анализа;
5. на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
6. на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
7. на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
8. на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
9. на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
10. на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
11. на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание Рабочей программы (34 ч)
Раздел I. Общество и человек (12 часов)
Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представления о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Тема 2. Взаимосвязь природы и общества
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8. Социально-психологический процесс общения
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Повторительно-обобщающий урок «Человек в обществе и общество в человеке».
Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек».
Раздел II. Экономическая сфера (13 часов)
Тема 9. Сущность и структура экономики
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Тема 12. Рынок, цена и конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15. Бюджет государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16. Труд, занятость, безработица
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Повторительно-обобщающий урок «Становление рыночного общества в России: общее и особенное».
Повторительно-обобщающий урок «Экономическая сфера».
Раздел III. Социальная сфера (9 часов)
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.
Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Темы 19-20. Богатые и бедные
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» России.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношении между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современное проявления.
Тема 23. Конфликты в обществе
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Тема 24. Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|||||
№ |
Название раздела, темы урока |
К-во часов |
Дата |
Примеч. |
|
план |
факт |
||||
|
Раздел 1. Человек и общество (12 часов) |
|
|
|
|
1 |
Наука о человеческой вселенной |
1 |
|
|
|
2 |
Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе |
1 |
|
|
|
3 |
Взаимосвязь природы и общества |
1 |
|
|
|
4 |
Типология общества |
1 |
|
|
|
5 |
Социальный прогресс и развитие общества |
1 |
|
|
|
6 |
Экологические проблемы современности |
1 |
|
|
|
7 |
Личность и социальная среда |
|
|
|
|
8 |
Потребности человека |
1 |
|
|
|
9 |
Потребности человека |
1 |
|
|
|
10 |
Социализация и воспитание |
1 |
|
|
|
11 |
Общение |
1 |
|
|
|
12 |
Обобщающий урок на тему: «Человек и общество» |
1 |
|
|
|
|
Раздел 2. Экономическая сфера (13 часов) |
|
|
|
|
13 |
Сущность и структура экономики |
1 |
|
|
|
14 |
Товар и деньги |
1 |
|
|
|
15 |
Спрос и предложение |
1 |
|
|
|
16 |
Рынок, цена, конкуренция |
|
|
|
|
17 |
Предпринимательство |
1 |
|
|
|
18 |
Роль государства в экономике |
1 |
|
|
|
19 |
Налогообложение |
1 |
|
|
|
20 |
Бюджет государства и семьи |
1 |
|
|
|
21 |
Труд и занятость |
1 |
|
|
|
22 |
Заработная плата и стимулирование труда |
1 |
|
|
|
23 |
Безработица как социальное явление. |
1 |
|
|
|
24 |
Становление рыночного общества в России |
1 |
|
|
|
25 |
Обобщающий урок на тему: «Экономическая сфера» |
1 |
|
|
|
|
Раздел 3. Социальная сфера (9 часов) |
|
|
|
|
26 |
Социальная структура |
1 |
|
|
|
27 |
Социальная стратификация |
1 |
|
|
|
28 |
Богатые, бедные |
1 |
|
|
|
29 |
Этнос: нации и народности. |
1 |
|
|
|
30 |
Межнациональные отношения |
1 |
|
|
|
31 |
Конфликты и пути их разрешения |
1 |
|
|
|
32 |
Отклоняющееся поведение |
1 |
|
|
|
33 |
Семья |
1 |
|
|
|
34 |
Обобщающий урок на тему: «Социальная сфера» |
1 |
|
|
|
35 |
Резерв |
1 |
|
|
|
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ «СОШ №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области Протокол № 8 От 16.06. 2016 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области ______________________ Ю. А. Васильева Приказ № 118-о/д от 16.06.2016 г. |
Рабочая учебная программа
по обществознанию
8 класса МБОУ « СОШ № 19 »
на 2016 /2017 учебный год
Составитель:
Лужина Ирина Фёдоровна учитель истории и
обществознания
I квалификационной категории
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.