Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы по обществознанию. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова – М. ,Просвещение, 2013. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа – 34 учебные недели (1 час в неделю), что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе по обществознанию. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем, не изменено количество часов, отведенных автором на изучение тем, сохранено количество часов, выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные работы.Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
общество8.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 2»
142280 Московская область г.Протвино, ул. Гагарина , д.7
тел./факс 744701, EmaiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
____________М.А.Гришина
«___» _____________2017г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей №2»
______________
Л.И.Иващенко
«___» _______________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
20172018 учебный год
КЛАСС 8 класс
ПРЕДМЕТ обществознание
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 34 ч.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ базовый
ФИО учителя Прусова С.И.
1 Протвино 2017 год
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе нормативно – правовых
актов:
Пояснительная записка
Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минобрнауки России № 1644 и приказ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 "О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N
253"
Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2.
Цели и задачи курса (предмета).
Цели курса:
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в основных, характерных для подросткового возраста, социальных
ролях;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;
основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (1015
лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
2 социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и праву,
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач
в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной
деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейнобытовых отношениях.
Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи:
создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина,
осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы по обществознанию.
Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова – М. ,Просвещение, 2013
Особенности организации учебного процесса
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа – 34 учебные недели (1 час в неделю),
что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе по
обществознанию. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем, не изменено
количество часов, отведенных автором на изучение тем, сохранено количество часов,
выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные работы.
3 4 № Основное содержание предмета по темам
Количе
Основные виды учебной деятельности
Содержание учебного предмета, курса
1.
Глава 1. Личность и общество
Что делает человека человеком? Отличие человека от других
живых существ. Природное и общественное в человеке.
Мышление и речь – специфические свойства человека.
Способность человека к творчеству. Деятельность человека,
её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание
человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и
ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные
сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные
отношения.
Развитие общества. Социальные изменения и их формы.
Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации,
их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI веке,
тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные
проблемы современности.
Как стать личностью. Личность. Социальные параметры
личности. Индивидуальность человека. Качества сильной
личности. Социализация индивида. Мировоззрение.
Жизненные ценности и ориентиры.
ство
часов
6 ч
Выявлять отличия человека от животных,
связь между мышлением и речью, изменения
социальной структуры, связанные с переходом
в постиндустриальное общество, выявлять и
сравнивать признаки, характеризующие
человека как индивида, индивидуальность и
личность
Объяснять человеческие качества. Различать
биологические и природные качества
человека, понятие «самореализация».
Характеризовать и конкретизировать
примерами биологическое и социальное в
человеке.
Определять и конкретизировать примерами
сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры основных видов
деятельности, прогрессивных и регрессивных
изменений в обществе.
Раскрывать смысл понятий «ноосфера»,
«общественный прогресс»,
«индивидуальность», значение моральных
норм
Оценивать утверждение о связи природы и
общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого
разума. Характеризовать и конкретизировать
5 фактами социальной жизни перемены,
происходящие в современном обществе
Конкретизировать на примерах влияние
природных условий на людей.
Анализировать факты и обосновывать
сделанные выводы.
Выделять существенные признаки общества.
Называть сферы общественной жизни и
характерные для них социальные явления.
Показывать на конкретных примерах
взаимосвязь основных сфер общественной
жизни.
Использовать элементы причинно-
следственного анализа при характеристике
глобальных проблем, социальных параметров
личности.
Описывать агенты социализации,
оказывающие влияние на личность.
Исследовать несложные практические
ситуации, в которых проявляются различные
качества личности, её мировоззрение,
жизненные ценности и ориентиры.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов.
Определять сущностные характеристики
понятия «культура», сущностные
характеристики религии её роль в культурной
жизни
Различать и описывать явления духовной
6
2.
Глава 2. Сфера духовной культуры
8 ч
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура
личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные
понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная
ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть —
внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные
знания и практическое поведение. Критический анализ
собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного
общества. Основные элементы системы образования в
Российской Федерации. Непрерывность образования. Са
мообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли
научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор
ганизации и объединения, их роль в жизни современного
общества. Свобода совести.
культуры.
Находить и извлекать необходимую
информацию о достижениях и проблемах
культуры из адаптированных источников.
Характеризовать с опорой на примеры
современную образовательную политику
правительства РФ, духовные ценности
российского народа, основные принципы
морали, моральную сторону различных
социальных ситуаций, науку как особую
систему знаний
Выражать свое отношение к тенденциям в
культурном развитии.
Объяснять роль морали в жизни общества,
возрастание роли науки в современном
обществе, сущность и значение
веротерпимости
Использовать элементы причинно-
следственного анализа для объяснения
влияния моральных устоев на развитие
общества и человека.
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным
поступкам, поведению других людей.
Оценивать значение образования в
информационном обществе, свое отношение к
религии и атеизму
Извлекать информацию о тенденциях в
развитии образования из различных
источников.
Обосновывать свое отношение к
непрерывному образованию.
Раскрывать сущность свободы совести.
7 Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов.
Уметь применять нравственные нормы к
анализу и оценке социальных ситуаций.
Выделять нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами.
Уметь строить устное речевое высказывание,
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении.
Выявлять и различать разные социальные
общности и группы. Раскрывать и
иллюстрировать примерами ролевой репертуар
личности
Раскрывать причины социального
неравенства.
Приводить примеры различных видов
социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных
конфликтов, используя межпредметные связи,
материалы СМИ; показывать пути их
разрешения, межпоколенческие отношения в
современном обществе, противоречивость
межнациональных отношений в современно
обществе
Находить и извлекать необходимую
информацию о структуре общества и
направлениях её изменения из
адаптированных источников различного типа.
8
3.
Глава 3. Социальная сфера
5 ч
Социальная структура общества. Социальная мобильность.
Большие и малые социальные группы. Формальные и
неформальные группы. Социальный конфликт, пути его
разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие
социальных ролей личности. Половозрастные роли в
современном обществе. Социальные роли подростка. От
ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. От
ношение к историческому прошлому, традициям, обычаям
народа. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальная значи
мость здорового образа жизни.
Называть позиции, определяющие статус
личности.
Различать предписанный и достигаемый
статусы.
Объяснять причины ролевых различий по
гендерному признаку, показывать их
проявление в различных социальных
ситуациях, причины отклоняющегося
поведения , причины возникновения
межнациональных конфликтов и
характеризовать возможные пути их
разрешения.
Описывать основные социальные роли
старших подростков.
Выражать собственное отношение к проблеме
нарастания разрыва между поколениями.
Знать и правильно использовать в
предлагаемом контексте понятия «этнос»,
«нация», «национальность».
Конкретизировать примерами из прошлого и
современности значение общего
исторического прошлого, традиций в
сплочении народа.
Оценивать опасные последствия алкоголизма
и наркомании для человека и общества,
социальное значение здорового образа жизни.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов.
9 4.
Глава 4. Экономика
15 ч
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и
экономический выбор. Свободные и экономические блага.
Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого про
изводить. Функции экономической системы. Модели эко
номических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собствен
ности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства.
Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга
низационноправовые формы. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги,
уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной поддержки
населения.
Раскрывать роль экономики в жизни
общества, на примерах меры защиты прав
потребителей, смысл понятий
«государственный бюджет», «обменный
валютный курс».
Объяснять проблему ограниченности
экономических ресурсов, смысл понятия
«собственность», решающую роль
производства как источника экономических
благ, преимущества и недостатки малого
бизнеса
Различать свободные и экономические блага,
товары и услуги как результат производства,
прямые и косвенные налоги, номинальные и
реальные доходы граждан, экономические и
социальные последствия безработицы
Различать и сопоставлять основные типы
экономических систем.
Приводить примеры принятия решения на
основе экономического выбора, примеры
государственной политики регулирования
доходов и расходов
Описывать и иллюстрировать примерами
решения основных вопросов участниками
экономики, действие рыночного механизма
формирования цен на товары и услуги,
социально-экономическую роль и функции
предпринимательства, различные формы
вмешательства государства в рыночные
отношения, закономерность изменения
потребительских расходов семьи в
зависимости от доходов, реальные связи
между участниками международных
10 Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты
прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские
услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения
граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и
социальные последствия безработицы. Роль государства в
обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля.
Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
экономических отношений
Характеризовать способы координации
хозяйственной жизни в различных
экономических системах, экономические
функции государства, виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам, роль банков в
сохранении и преумножении доходов,
безработицу как закономерное явление
рыночной экономики, причины формирования
мирового хозяйства, влияние международной
торговли на развитие мирового хозяйства,
рыночное хозяйство как один из способов
организации экономической жизни, условия
функционирования рыночной экономической
системы.
Характеризовать и конкретизировать
примерами формы собственности.
Называть основания для приобретения права
собственности. Называть и иллюстрировать
примерами факторы производства
Анализировать несложные практические
ситуации, связанные с реализацией и защитой
прав собственности.
Формулировать собственное мнение о роли
рыночного механизма регулирования
экономики в жизни общества.
Находить и извлекать социальную
информацию о производстве из
адаптированных источников.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с использованием
различных способов повышения
эффективности производства.
11 Сравнивать различные организационно-
правовые формы предпринимательской
деятельности.
Выражать собственное отношение к проблеме
соблюдения морально-этических норм в
предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности, способы
использования сбережений своей семьи с
точки зрения экономической рациональности,
собственные возможности на рынке труда
Называть основные источники доходов
граждан. Называть и иллюстрировать
примерами формы сбережений граждан.
Называть и описывать причины безработицы
Рассказывать причины неравенства доходов
населения.
Объяснять необходимость перераспределения
доходов, связь семейной экономики с
инфляционными процессами в стране, роль
государства в обеспечении занятости
населения. Объяснять и конкретизировать
примерами направления внешнеторговой
политики государства
Иллюстрировать примерами государственные
меры социальной поддержки населения.
Показывать влияние инфляции на реальные
доходы и уровень жизни населения.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов.
12 13 Планируемые результаты
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной
деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной
действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
аргументировать собственную точку зрения.
Требования к уровню подготовки
Ученик научится
• понимать и правильно использовать основные экономические термины
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать
роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические
явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческизнания и
личный социальный опыт.
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников
экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в
обществе;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные группы современного общества;
на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
14 • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать
их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений
в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в
обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных
публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и
использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических
данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования
Ученик получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики.
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни,
с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения
потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры
и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества,
получаемую из различных источников.
15 УМК и техническое оснащение учебного процесса
Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ под
редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой М: Просвещение,
2014
Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 8 класс» М.:
Просвещение, 2014
Презентации
Интернетресурсы
Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова,
Л.Ф. Ивановой
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. М:
Просвещение,2012
Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для
учителей общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2013
Контрольноизмерительные материалы. Обществознание, 8 класс/ сост. А.В.Поздеев
– М., ВАКО, 2014
16 17 Предмет обществознание, 8а класс
Количество часов – 34
КТП
№ урока
Тема урока
Дата проведения
Форма контроля
Примечание
Корректировка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. § 1 Что делает человека
человеком?
§ 2 Человек, общество, природа.
§ 3 Общество как форма жизнедеятельности людей.
§ 4 Развитие общества.
§ 5 Как стать личностью.
Практикум по теме «Личность и общество»
§ 6 Сфера духовной жизни.
§ 7 Мораль.
§ 8 Долг и совесть.
§ 9 Моральный выбор – это ответственность.
§ 10 Образование.
§ 11 Наука в современном обществе.
§ 12 Религия как одна из форм культуры.
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
§ 13 Социальная структура общества.
План
06.09.2017
13.09.2017
20.09.2017
27.09.2017
04.10.2017
18.10.2017
25.10.2017
01.11.2017
08.11.2017
15.11.2017
29.11.2017
06.12.2017
13.12.2017
20.12.2017
27.12.2017
Проверочная
работа
Тест
18 16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
§ 14 Социальные статусы и роли.
§ 15 Нации и межнациональные отношения.
§ 16 Отклоняющееся поведение.
Практикум по теме «Социальная сфера».
§ 17 Экономика и ее роль в жизни общества.
§ 18 Главные вопросы экономики.
§ 19 Собственность.
§ 20 Рыночная экономика.
§ 21 Производство – основа экономики.
§ 22 Предпринимательская деятельность.
§ 23 Роль государства в экономике.
§ 24 Распределение доходов.
§ 25 Потребление.
§ 26 Инфляция и семейная экономика.
§27 Безработица, ее причины и последствия.
§ 28 Мировое хозяйство и международная торговля.
10.01.2018
17.01.2018
24.01.2018
31.01.2018
07.02.2018
14.02.2018
28.02.2018
07.03.2018
14.03.2018
21.03.2018
28.03.2018
04.04.2018
18.04.2018
25.04.2018
16.05.2018
23.05.2018
Тест
19 32.
33.
34.
Практикум по теме «Экономика».
30.05.2018
Тест
Итоговое повторение
Итоговое повторение
20
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.