Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
обществознание
8 кл
02.07.2018
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями министерства образования и науки Российской Федерации . Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования, содержание курса с разбивкой на разделы и темы, тематический план, календарно - тематическое планирование
Рабочая программа по обществознанию 8 класс.docx
Рабочая программа  учебного  курса  «Обществознание» для 8 класса   Пояснительная записка. Цели и задачи курса: Цель  программы   –   содействие   выработке   системы   жизненных   ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления. Исходя   из   концептуальных   подходов   к   современному   обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:  создать   содержательные   и   организационно­педагогические   условия   для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний,   коммуникативной, эмоционально­оценочной деятельности);   опыта   практической   и   познавательной,  способствовать   усвоению   на   информационном,   практическом   и эмоциональном   уровне   идеалов   и   ценностей   демократического   общества (патриотизма,   уважения   гражданских   прав   и   свобод,   осознанного   и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);  помочь   сориентироваться   в   основных   этических   и   правовых   нормах,   в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;  содействовать   освоению   на   информационном   и   эмпирическом   уровне основных   социальных   ролей   в   пределах   дееспособности   личности   в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, соб­ ственник, потребитель, гражданин);  обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем   регионе   (городе,   селе),   рефлексию   личного   социального   опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;  предоставить   возможность   учащимся   существенно   расширить   активный словарь   через   включение   в   него   основных   обществоведческих   терминов   и понятий,   которые   могут   быть   освоены   на   уровне   не   ниже   их   распознавания (узнавания)   и   воспроизведения   (называния),   правильного   употребления   в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;  помочь   формированию   осведомленности   и   практическому   освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается   толерантное   взаимоприятие   партнера,   гуманное   поведение   в социальных конфликтах;  предоставить  для практического освоения необходимую информацию о возможностях   и   особенностях   получения   образования,   рефлексии   своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки. Нормативные   правовые   документы,   на   основании   которых   разработана рабочая программа. Рабочая программа по обществознанию  для 8 класса составлена в  соответствии с нормативными и инструктивно – методическими документами  Министерства образования и науки РФ: 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ­ ФЗ 2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального   компонента   государственных   стандартов   начального   общего, основного общего и среднего (полного) образования 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от  от 31 марта  2014 г.  N 253 «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего общего образования» на 2015/2016 учебный год 4. Учебный план МОБУ Бурейской СОШ  на 2015– 2016учебный год 5. Годовой календарный график МОБУ Бурейской СОШ    на 2015 – 2016 учебный год Сведения о программе Рабочая   программа   по   обществознанию   для   8   класса     составлена   на   основе Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию МО РФ   2004   г.   и   авторской   программы   под   редакцией   А.И.   Кравченко «Обществознание 8 класс», издательство «Русское слово», 2010 г.   Последовательность   изучения   учебного   материала   определяется   с   учетом возрастных   рубежей   изменения   социального   статуса   (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся. Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию. Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально­ гуманитарного   цикла.   Он   строится   с   учетом   того,   что   учащиеся,   освоившие определенную  сумму  исторических, литературных,  правовых, географических знаний,   имеющие   определенный   жизненный   и   социальный   опыт,   готовы   к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Обоснование выбора               Данная   программа   обучает     правилам   пользования   научными   инструментами, теориями и методами,  Формирует аналитическое мышление школьника, способствует  самостоятельно разбираться   в   существе   вопроса,   готовиться   к   будущей   профессиональной деятельности,  Воспитывает     социально   –   активную     личность,   имеющую   гуманистическое мировоззрение   и   способную   отстаивать   демократические   идеалы   и   защищать патриотическую позицию,  Готовит подростка к жизни во взрослом мире, предоставляет исчерпывающую информацию об окружающем обществе. Курс состоит из 3 разделов:   политическая сфера,   духовная сфера,   экономическая сфера. Информация о внесении изменений  Рабочая программа по обществознанию для 8  класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ   2009   г.   И   авторской   программы   под   редакцией   А.И.Кравченко   « Обществознание 8», издательство «Русское слово»,2009 г.  Данная программа используется без изменений Место  и роль  учебного предмета     в образовательном процессе. сознательно   организовывать  свою   познавательную   деятельность   (от постановки цели до получения и оценки результата); владение   такими   видами   публичных   выступлений  (высказывания, монолог,   дискуссия),   следование  этическим   нормам   и   правилам   ведения диалога;  выполнять   познавательные   и   практические   задания,   в   том   числе   с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике: ­ ­ ­ на  использование элементов причинно­следственного анализа;  на исследование несложных реальных связей и зависимостей;  на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; ­ на поиск   и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; ­ на перевод  информации из одной знаковой системы в другую (из текста   в   таблицу,   из   аудиовизуального   ряда   в   текст   и   др.),   выбор   знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; ­ ­ на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на   оценку   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт   своей личности   с   учетом   мнения   других   людей,   в   том   числе   для   корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; ­ на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Перечисленные   познавательные   и   практические   задания   предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  будущей осознанного   выбора   путей   продолжения   образования   или профессиональной деятельности. Информация о количестве учебных часов Рабочая   программа   рассчитана   на   35   учебных   часов   по   1   часу   в   неделю   в соответствии   с   объемом   времени,   которое   отводится   на   изучение обществознания по базисному учебному плану в 8 классе.  Формы организации образовательного процесса ­ индивидуальная; ­ групповая; ­ фронтальная. Преобладающие  формы текущего контроля  знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:  устные   виды   контроля   (устный   ответ   на   поставленный   вопрос; развернутый   ответ   по   заданной   теме;   устное   сообщение   по   избранной   теме, собеседование; тестирование);  письменные виды контроля (выполнение самостоятельной  работы, письменной   проверочной   работы,   творческой   работы,   подготовка   реферата, тестирование).  Технологии обучения       Технология модульно обучения.  Технология проблемного обучения.  Игровые технологии  Информационно­коммуникационные технологии.  Технологии разноуровневой дифференциации. Технологии развивающего обучения.   Механизмы формирования ключевых компетенций. Ценностно­смысловая компетенция. Общекультурная компетенция. Учебно­познавательная компетенция. Информационная компетенция. Коммуникативная компетенция. Социально­трудовая компетенция.  Компетенция личностного самоусовершенствования.        Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому   образовательная   среда   должна   выстраиваться   таким   образом,  чтобы ребенок   оказывался   в   ситуациях,   способствующих   их   становлению   .Самым удачным   средством,     помощником   в   данном   деле,   на   мой   взгляд,   является исследовательский     метод   обучения.   Ведь   при   подготовке   любого   проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление   своих   действий   и   поступков   (а   это   ценностно­смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека   (а   это   общекультурная   компетенция);   самостоятельно   находить материал,   необходимый   для   работы,   составлять   план,   оценивать   и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей   (а   это   учебно­познавательная   компетенция);   кроме   того,   ученику приходится   осваивать   современные   средства   информации   и   информационные технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и свою   работу,   отстаивать   личную   точку   зрения,   вести   дискуссию,   убеждать, задавать   вопросы   (а   это   коммуникативная   компетенция);   ребёнок,   выполняя работу   над   собственным   проектом,   учится   быть   личностью,   осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально­ трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования). Также одним из условий формирования учебно­ познавательной компетенции является   –   внедрение   современных   педагогических   технологий,   в   том   числе интерактивных.   Интерактивные   технологии   обладают   рядом   особенностей, позволяющих   с   достаточной   эффективностью   использовать   их   в   процессе обучения:   организуют   процесс   приобретения   нового   опыта   и   обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества,   уважения   мнения   каждого,   свободного   выбора   личных решений . Виды   и формы  контроля:  словарные диктанты,  тесты,  фронтальный и индивидуальный опрос,      повторительно­обобщающие уроки,   презентация практикум  Планируемый уровень подготовки выпускников  освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;   овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими   ориентироваться   в   окружающем   мире,   значимыми   для реализации   и   защиты   прав   и   законных   интересов   личности,   поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.  объяснять,   изучать,   распознавать   и   описывать,   выявлять,   сравнивать, определять,   анализировать   и   оценивать,   проводить   самостоятельный   поиск необходимой информации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова  «Обществознание» 8 класс. Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 8 класс Хромова И.С.  Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по   краткая   Российская   энциклопедия, Программа   курса   «Обществознание»для   8­9   классов Информация об используемом учебнике,    учебно – методическом  комплекте          Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта  УМК:  М.: Русское слово.2008.  ­М.: Русское слово. Дополнительная литература:  учебнику А.И. Кравченко 8 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;  общеобразовательных учреждений. КравченкоА.И. ­М.: Русское слово.2006;       Для   информационно­компьютерной   поддержки  учебного   процесса    программно­педагогических предполагается   использование   следующих средств,   реализуемых   с   помощью   компьютера:   электронная   энциклопедия Кирилла   и   Мефодия;   диск «Обществознание»­8 класс, ИнтернетУрок.      1. Оборудование           2. Дидактический материал     Раздаточный материал Тесты Фрагменты источников Статистические данные Таблицы Схемы  Презентации иллюстрации СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Глава 1. Общество и человек (12 часов) Тема 1. Что такое общество (1  час) Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны.   Основные   признаки   общества.   Взаимосвязь   четырех   сфер   общества. Представление   о   мировом   сообществе   и   мировой   системе.   Процесс глобализации Основные   понятия   темы:   общество,   политическая   сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация   страна, Тема 2. Человек, природа, общество. (2 часа).                Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое   значение   природы.   Влияние   НТП   на   природу.   Понятие   антропогенных нагрузок.   Опасность   неконтролируемого   изменения   окружающей   среды. Экологические программы и защита окружающей среды. Основные   понятия   темы:   природа,   глобальные   проблемы,   экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис» Тема 3. Типология обществ (1 час) Дописьменные   и   письменные,   простые   и   сложные   общества.   Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и   приручение   животных,   кочевой   образ   жизни.   Зарождение   земледелия, появление   письменности,   городов   и   возникновение   государств. Доиндустриальные,   индустриальные   и   постиндустриальные   общества:   их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной   структуры   общества,   его   политического   устройства,   культуры   и образа жизни. Основные   понятия   темы:   дописьменные   общества,   письменные   общества, общественно­экономическая   общество, индустриальное, постиндустриальное общество.   формация, традиционное   Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (1  час) Социальный   прогресс   и   ускорение   истории.   Цена   и   последствия   ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность   и   признаки   социальных   реформ.   Экономические   и   политические реформы   в   обществе,   их   роль   и   значение.   Прогрессивные   и   регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности. Основные  понятия  темы:   закон   ускорения   истории,  закон   неравномерности развития,   прогресс,   регресс,   неолитическая   революция,   промышленная революция. Тема 5. Личность и социальная среда (1  час) Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды   в   воспитании   ребенка.     Представление   о   человеческой   личности, особенностях   и   противоречиях   её   становления.   Роль   моральных   норм   и духовных ценностей в развитии личности. Основные понятия темы: личность, человек, индивид.  Тема 6. Потребности человека (2 час) Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс   возвышения   потребностей.   Неудовлетворенные   потребности.   Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре. Основные   понятия   темы:   потребность,   удовлетворение   потребностей, иерархическая теория потребностей. Тема 7. Социализация и воспитание (1  час) Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции   на   развитие   человеческой   личности.   Воспитание   и   социализация, сходство   и   различие.   Составные   элементы   воспитания.   Социализация   и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье. Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание. Тема 8. Общение (2  час) Общение   как   социально­психологический   процесс.   Виды   общения:   речевое   и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное,   межкультурное.   Эмоциональная   сторона   общения.   Проблемы общения дома. Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое. Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» ­ 1 час. 2   часов) Глава 2. Экономическая сфера (1   Тема 9. Что такое экономика (1  час) Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда   и   капитала   в   развитии   экономики.   Понятие   инвестирования   капитала. Представление   об   информационных   ресурсах.   Человеческие   ресурсы   и   их разновидности.     Основные   агенты   рыночной   экономики.   Понятие   структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические   функции   общества.   Фирмы   и   рынок   –   основные   институты современной экономики.  Отрасль  и  промышленные  предприятия  как  главные производители товаров. Основные   понятия   темы:   экономика,   деньги,   ресурсы,   производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль. Тема 10. Товар и деньги (1  час) Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты.   Отличие   товаров,   услуг   и   продуктов.   Деньги,   их   функции   в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги­ товар­деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль. Тема 11. Спрос и предложение (1  час) Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль   маркетинга   в   рыночной   экономике.   Цены   как   регулятор   спроса   и предложения. Плановая и рыночная экономика. Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена. Тема 12. Рынок, цена, конкуренция (2  час) Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка.   Экономическая   сущность   конкуренции.   Основные   функции   цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания   цен.   Идеальная   модель   рынка   и   совершенная   конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. Тема 13. Предпринимательство (1  час) Экономическое   содержание   и   функции   предпринимательства.   Механизм получения   прибыли   в   бизнесе.   Экономический   статус   предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер,   Понятие   о предпринимательском   и   профессиональном   риске.   Экономическая   сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.  Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.   наемные   работники.   предприниматель, Тема 14. Роль государства в экономике (2  часа) Экономическая   роль   государства.   Поддержание   государством   общественных институтов.   Представление   о   социальном   государстве.   Способы   воздействия государства   на   экономику.   Налоги   как   источник   доходов   федерального правительства.   Экономический,   социальный,   психологический   и   юридический аспекты   налогообложения.   Прямые   и   косвенные   налоги.   Подоходный   и прогрессивный налог. Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика. Тема 15. Бюджет, государства и семьи (2  час) Бюджет   как   финансовый   документ.   Составление   бюджета.   Долг   и   кредит. Основные   статьи   государственных   расходов.     Внешний   и   внутренний государственный   долг.   Проблема   дефицита   государственного   бюджета   и   её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит. Тема 16. Труд. Рынок труда. (1  час) Сущность   и   виды   труда.   Труд   и   досуг.   Формы   и   виды   вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица.   Причины   и   социальные   последствия   безработицы.   Уровень   и масштабы   безработицы.   Государственное   регулирование   занятости   и   помощь безработным.   Подготовка   и   переподготовка   рабочей   силы,   создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы. Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица. Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» ­ 1 час. Глава 3. Социальная сфера (9 часов) Тема 17. Социальная структура (1  часа) Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной   структуре   общества.   Взаимосвязь   статуса   и   роли.   Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение   социальной   группы,   её   влияние   на   поведение   человека.статусные символы и знаки отличия. Основные понятия темы:  социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы. Тема 18. Социальная стратификация (1  час) Социальная стратификация  и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное  расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации   современного   общества.   Историческое   происхождение   и типология классов. Влияние классового положения на образ   и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход. Тема 19. Богатые (1  час) Неравенство,   богатство   и   бедность.   Определение   и   измерение   богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни. Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские» Тема 20. Бедные (1  час) Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы,   уровень   и   порог   бедности.   Колебание   масштабов   бедности   по историческим   эпохам.   Прожиточный   минимум.   Абсолютная   и   относительная бедность. Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета. Тема 21. Этнос: нации и народности (1  часа) Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение.   Перемещение   этносов   и   миграция.   Семья,   род,   клан   как разновидности   кровнородственных   групп.   Племена,   народности   и   нации,   их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты. Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация. Тема 22. Межнациональные отношения (1 часа) Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между   разными   нациями­государствами.   Отношения   между   национальным большинством   и   национальными   меньшинствами.   Мирные   и   военные   формы взаимодействия   народов.   Формирование   многонационального   государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Основные   понятия   темы:   межнациональные   отношения,   этноцентризм, этнические конфликты. Тема 23. Конфликты в обществе (2  час) Предмет,   субъект,   повод,   причины,   цель   и   масштаб   конфликта.   Формы конфликта.   Классификация   конфликтов   по   способам   протекания.   Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов. Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация. Тема 24. Семья (1  час) Семья   как   фундаментальный   институт   общества   и   малая   группа.     Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная   семья.   Эволюция   форм   семьи.   Удовлетворенность   браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Основные  понятия  темы:   семья,   жизненный   цикл   семьи,  нуклеарная   семья, расширенная семья, развод. Итоговое тестирование – 1 час. Учебно – тематический  план № параграфа учебника Тема Количеств о часов Контроль ные работы Терминол огический диктант Тесты  ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (12 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Что такое общество Человек, природа, общество 2 1 Типология обществ Социальный   прогресс   и 1 развитие общества Личность   и   социальная среда Потребности человека 1              2 Социализация и воспитание Общение 1              2 Повторение   и   обобщение изученного   по   теме «Общество и человек» 1 ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 ч) 9 10 11 12 13 14 15 16 Что такое экономика Товар и деньги Спрос и предложение Рынок, цена, конкуренция     в Предпринимательство Роль государства экономике Бюджет   государства   и семьи Труд Повторение   и   обобщение изученного   по   теме «Экономическая сфера» 1 1 1              2  1                2                2 1 1 ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 ч) 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 Социальная структура Социальная стратификация Богатые Бедные Этнос: нации и народности Межнациональные отношения Конфликты в обществе   тестирование в   курсе Семья Итоговое изученного обществознания за 8 класс   Итого   1 1 1 1  1 1              2 1 1 34 1 3 1 2 1 3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения обществознания ученик должен: социальные   свойства   человека,   его   место   в   системе   общественных закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся основные социальные институты и процессы; различные подходы к исследованию проблем человека и общества; особенности различных общественных наук, основные пути и способы Знать/понимать  отношений;  системы ;    социального и гуманитарного познания. Уметь  характеризоватьс   научных   позиций   основные   социальные   объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;    систематизацию    и интерпретацию    социальной   информации   по   определенной   теме   из оригинальных   неадаптированных   текстов   (философских,   научных,   правовых, политических, публицистических); осуществлятькомплексный  поиск, анализировать   и   раскрывать   на   примерах  важнейшие   теоретические   положения   и  участвовать в дискуссияхпо актуальным социальным проблемам; формулироватьна   основе   приобретенных      классифицировать    социальную   информацию, представленную   в   различных   знаковых   системах   (текст,   схема,   таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;  сравнивать  социальные объекты, выявляя   их общие черты и различия; устанавливать   соответствия   между   существенными   чертами   и   признаками социальных   явлений   и   обществоведческими   терминами,   понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;  объяснять:   внутренние   и   внешние   связи   (причинно­следственные   и функциональные)   изученных   социальных   объектов   (включая   взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);  понятия социально­экономических и гуманитарных наук;   знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;  общественных наук;  выступление;  социальной проблематике;  применять социально­экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных   и   практических   задач,   отражающих     актуальные проблемы жизни человека и общества. Использовать   деятельности и повседневной жизни для:  взаимодействия с социальными институтами  выработки собственной гражданской  позиции,  оценки   общественных   изменений   с   точки   зрения   демократических   и гуманистических     ценностей,   лежащих   в   основе   Конституции   Российской Федерации; эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного   ориентировки   в   актуальных   общественных   событиях   и   процессах;   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   социально­гуманитарных оцениватьразличные   суждения   о   социальных   объектах   с   точки   зрения подготовить  аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное осуществлять  индивидуальные и групповые  учебные исследования  по самостоятельного   поиска   социальной   информации,   необходимой   для   критического   восприятия   информации, нравственной оценки социального поведения людей; предвидения   возможных   последствий   определенных   социальных  принятия   собственных   решений;   получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;   действий субъектов общественных отношений;  изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;  убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. ориентации   в   социальных   и   гуманитарных   науках,   их   последующего осуществления   конструктивного   взаимодействия   людей   с   разными Информация   об   используемом   учебнике,   комплекте       учебно   –   методическом I. Учебники. I. класс. М.: Русское слово.2008. II. И.С. ­М.: Русское слово. Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова   «Обществознание» 8 Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 8 класс Хромова Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений Введение  в  обществознание: учебник  для 8­9  кл.  Общеобразовательных Литература для учителя: 1. для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с. Бударина   А.В.   основы   предпринимательской   деятельности:   Книга   для 2. учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. – 188с. 3. учреждений/Л.Н.Боголюбов. – М,:Просвещение, 2005. – 400сс. 4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8­9 кл.: Пособие   для   учителя/Л.Н.Боголюбов,   Н.Ю.   Басик,   Н.И.Городецкая.   –   М,: Просвещение, 2002 – 173с. 5. 6. Общеобразовательных учрежединй. – М,:Вита­Пресс, 2002. – 352с. Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с. Липсиц   И.В.   Экономика:   В   2х   книгах.   Учебник   для   9   кл. Манько   А.В.   Российская   государственность:   атрибуты   самодержавной 7. власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса,2003. – 96с. 8. пед.вузов/под.редЛ.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с. Большая   энциклопедия   школьника./OXFORD/Изд­во   РОСМЕН­ПРЕСС, Литература для учащихся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2006. 8. ТИД «Русское слово», 2005 9. Русское слово, 2004 Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО Государственные   символы   России:   Герб,   флаг,   гимн.   /   Е.В.Пчёлов   М.: КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс Тема урока №   У р о к а 1 2   Кол ­во   часо в       Тип  урока Элементы содержания Основные требования к уровню подготовки учащихся Домашн ее задание Дата проведения План Факт Вид контроля, самостоятел ьной деятельност и 3 4 5 6 7 8 9 ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (12 ч) 1 Что такое об­ 1 щество Урок­  исследо­ вание Знать: основные понятия по теме урока; сущность общества как  формы совместной деятельности людей; признаки общества.  Уметь: высказывать суждения об обществе и о человеке, выявляя  их общие черты и различия;  называть сферы общества и да­ вать их характеристику;  ориентироваться в учебнике;  работать со схемой, с таблицей Текущий контроль § 1,  задания  к  парагра­ фу, эссе  на тему  «Будущ ее  обществ а» Понятия страна,  государство, поли­ тическая сфера,  экономическая сфера,  социальная сфера,  духовная сфера,  общество, мировое  сообщество, глоба­ лизация. Общество в узком и широком смысле.  Общество как социальная  организация страны.  Основные признаки  общества. Представление о  мировом сообществе и  мировой системе.  Дополнительно: Человек,  природа,  общество 2 Уроки­  характе­ ристики взаимосвязь четырех сфер  общества; процесс  глобализации Понятия природа,  окружающая среда,  глобальные проблемы,  экологические программы. Широкое и узкое значение  природы. Взаимоотношения природы и человека.  Глобальные проблемы  человечества. Опасность  неконтролируемого  изменения окружающей  среды. Меры по защите и  охране природы. Дополнительно: понятие об антропогенных нагрузках;  экологические программы  и защита окружающей  среды Знать: основные понятия по теме уроков; глобальные проблемы  человечества; причины  исчезновения окружающей  среды. Уметь: приводить  примеры негативного  воздействия человека на  окружающую среду;  характеризовать меры по защите  природы, предпринимаемые  человечеством, и оценивать их  эффективность; устанавливать  причинно­следственные связи;  отвечать на проблемные  вопросы; работать над созданием учебного проекта; работать со  схемами Устный опрос §  2,вопрос ы и  задания  к  парагра­ фу,  учебный проект  «Закон  об эко­ логии  нашего  посёлка » Типология об­ 1 ществ Урок  лабора­ торного  типа Устный опрос § 3, во­ просы,  задания  к па­ раграфу, практик ум Знать: основные понятия по теме урока; типологии обществ,  существующие в современной  России, их характерные черты.  Уметь: называть типы обществ и  их характерные черты; отвечать  на вопросы и выполнять  практические задания, опираясь  на теоретический материал,  изученный на уроке; отвечать на  проблемные вопросы; работать  со схемой; анализировать,  обобщать и делать выводы Понятия типология,  дописьменные и  письменные общества,  простые и сложные  общества, общественно­  экономическая формация, традиционное общество,  индустриальное и постин­ дустриальное общество.  Типологии обществ, их  критерии. Общество  охотников и собирателей:  особенности хозяйства и  образа жизни. Зарождение  земледелия, появление  письменности, городов и  возникновение государства. Дополнительно:  сравнительный анализ  типов общества;  особенности  индустриального и  постиндустриального  общества в России 1 Урок­  практикум Социальный  прогресс и  развитие  общества Личность и со­ 1 Про­ циальная среда блемный урок с эле­ ментами дискуссии Понятия закон ускорения  истории, закон  неравномерности  развития, прогресс,  регресс, промышленная  революция. Социальный  прогресс и ускорение  истории. Закон  неравномерного развития  обществ. Соотношение про­ гресса и регресса в  истории. Реформы и  революции. Дополнительно: цена и  последствия ускорения  социального прогресса;  проблема прогресса и  революций Понятия личность,  индивид, человек.  Прирожденные и  приобретаемые качества  человека. Роль семьи и  социальной среды в  воспитании ребенка.  Представление о  человеческой личности,  особенностях и  §4,вопро сы и  задания  к  парагра фу Знать: основные понятия по теме урока; закономерности Письменный опрос развития обществ; виды прогресса. Уметь: объяснять сущность социального прогресса, закона ускорения истории; на примере конкретных стран показывать тенденцию неравномерного развития обществ; работать с таблицей; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы Знать: основные понятия по Составление таблицы «Личность, индивид, человек» теме урока; роль семьи и общества в воспитании ребенка. Уметь: объяснять, в чем  заключаются различия между  личностью и человеком;  высказывать суждения о том,  какого человека можно назвать  личностью; отвечать на  проблемные вопросы;  § 5, про­ блемный вопрос к па­ раграфу Потребности 2 человека Уроки­ исследо­ вания 9 Социализация и воспитание 1 Урок­ дискуссия противоречиях ее  становления. Дополнительно: роль  моральных норм и  духовных ценностей в  развитии личности Понятия потребность,  удовлетворение  потребности,  иерархическая теория  потребностей. Роль  потребностей в жизни  человека. Виды потребно­ стей. Иерархия  потребностей А.Мас­лоу.  Низшие и высшие  потребности, различия  между ними.  Дополнительно:  неудовлетворенные  потребности; роль  духовных потребностей Понятия социализация,  культурные нормы,  воспитание. Содержание и  стадии процесса  социализации. Негативное  влияние социальной  участвовать в дискуссии;  работать со схемой; анализи­ ровать, обобщать и делать  выводы Знать: основные понятия по теме уроков; виды потребностей; роль потребностей в жизни человека. Уметь: различать низшие и  высшие потребности и  объяснять, в чем разница между  ними; называть и анализировать  свои потребности; объяснять, от  чего зависят потребности  человека и какова их роль; ра­ ботать со схемой; отвечать на  проблемные вопросы;  участвовать в дискуссии Устный опрос § 6,  прак­ тикум,  про­ блемный вопрос  кпара  графу Тест Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: называть и  характеризовать стадии  жизненного цикла человека;  объяснять сущность процессов  воспитания и социализации и  § 7,  учебный проект  «Советы родител ям, Общение   1 0, 1 1 2 Уроки­ практи­  кумы видеть общее и различное между  ними; отвечать на проблемные  вопросы; сравнивать,  анализировать, обобщать и де­ лать выводы; работать над  созданием учебного проекта воспит ы­ вающим  детей» Устный  опрос § 8,  практи­ кум Знать: основные понятия по теме уроков; виды и формы общения.  Уметь: сравнивать и  анализировать разные формы  общения; высказывать суждения  о том, может ли человек  обойтись без общения; работать  со схемами, с таблицами;  сравнивать, анализировать,  обобщать и делать выводы изоляции на развитие  человеческой личности.  Воспитание как часть  процесса социализации.  Составные элементы  воспитания.  Дополнительно:  социализация в под­ ростковом возрасте;  воспитание и социализация  (сходство и различия);  последствия  недостаточного воспитания в семье Понятия общение,  вербальное и невербальное  общение. Общение как  социально­ психологический процесс.  Виды общения (речевое и  неречевое). Основные  формы общения  (служебное, повседневное,  убеждающее, ритуальное,  межкультурное). Дополнительно: эмоциональная   общения; сторона проблемы 1 2 Повторение и  обобщение  изученного по  теме «Обще­ ство и  человек» 1 Повто­ рится ь­  но­обоб­  щающий  урок   1 3 Что такое эко­ номика 1 Урок­  лекция домашнего общения   Подведение итогов изучения   темы   «Общество и   человек».   Повторение основных   понятий   темы. Решение проблемных вопросов   Тест Повтори ть § 1­8 Знать:  основные   понятия   и теоретический материал по теме «Общество   и   человек».  Уметь: применять   полученные   знания при   решении   практических   и проблемных   задач;   выделять главное   в   учебном   материале; высказывать   и   аргументировать свою точку зрения Текущий контроль ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 ч) Понятия экономика,  деньги, ресурсы,  производство,  распределение, потреб­ ление, предприятие,  отрасль. Основные  ресурсы экономики. Роль  труда и капитала в  развитии экономики.  Понятие структуры  экономики. Производство,  потребление, распределе­ ние и обмен как основные  Знать: основные понятия по теме урока; ресурсы экономики;  основные экономические  функции общества. Уметь:  объяснять роль экономики в  жизни общества; называть  компоненты структуры  экономики и описывать их  основные функции;  анализировать роль информаци­ онных ресурсов в современном  мире; работать со схемой;  участвовать в дискуссии § 9, эссе на тему  «Можно ли  считать  эко­ номичес кую  сферу  самой  важной  в  структу Товар и деньги 1   1 4 Урок­  лекция Спрос и пред­ ложение   1 Урок­  практикум экономические функции  общества. Дополнительно:  влияние экономики на  поведение людей; роль  информационных ресурсов  в наши дни Понятия деньги, товар,  стоимость, инфляция,  прибыль. Товар и его свой­ ства. Роль товаров в  экономической жизни  общества. Деньги, их  функции и исторические  формы. Основные свойства  денег. Основной закон биз­ неса. Дополнительно: коммерческие   институты; различия   между   товарами, услугами и продуктами Понятия спрос,  предложение, маркетинг,  закон спроса, цена. Спрос и предложение как факторы  рыночной экономики.  Понятие о величине спроса  и величине предложения.  Взаимосвязь спроса и  Устный  опрос Тест Знать: основные понятия по теме урока; свойства товара; роль  товаров в экономике; функции  денег. Уметь: анализировать  достоинства и недостатки денег  и денежных заменителей; объ­ яснять понятие покупательная  способность денег, иллюстрируя ответ конкретными примерами;  раскрывать суть основного  закона бизнеса; отвечать на  проблемные Знать: основные понятия по теме урока; взаимосвязь спроса и  предложения; роль маркетинга в  рыночной экономике. Уметь:  разъяснять суть закона спроса,  иллюстрируя ответ конкретными примерами; использовать  приобретенные знания для общей ре  обществ а?» §  10,про­ блемный вопрос к па­ раграфу §11,  сфор­ мулиров ать  правило  компро мисса в  рыноч­ Рынок, цена,  конкуренция   2 Уроки­ прак­  тикумы с  эле­ ментами  деловой  игры ориентации в актуальных собы­ тиях и процессах экономической жизни общества; отвечать на  проблемные вопросы;  участвовать в дискуссии;  работать со схемой Знать: основные понятия по теме уроков; разновидности Письменный опрос рынков; основные функции цен. Уметь: описывать действие  механизма выравнивания цен;  объяснять, какую роль на рынке  играет конкуренция продавцов,  производителей и покупателей;  отвечать на проблемные  вопросы; работать со схемой, с  таблицей; анализировать,  обобщать и делать выводы ной  эконо­ мике § 12,  эссе на  тему  «Кажды й живет  про­ дажей  чего­  нибудь» предложения. Роль  маркетинга в рыночной  экономике. Закон спроса.  Дополнительно:  сравнительный анализ  рыночной и плановой  экономик Понятия обмен, рынок,  цена, выравнивание цен,  монополия, дефицит,  конкуренция. Взаимосвязь  обмена и рынка. Формы и  виды рынков. Эко­ номическая сущность  конкуренции. Основные  функции цен. Колебания  спроса и предложения.  Механизм выравнивания  цен. Конкуренция произ­ водителей и продавцов.  Дополнительно: идеальная  модель рынка и  совершенная конкуренция;  олигополия и монополия § 13,  учебный проект  «Мое  дело» Знать: основные понятия по Тест теме урока; условия, необходимые для успешного раз­ вития бизнеса. Уметь: разъяснять сущность  предпринимательства; называть  черты, характерные для  предпринимателя; приводить  примеры предпринимательской  деятельности; объяснять, какую  роль в развитии бизнеса играет  предпринимательский риск;  решать познавательные и  практические задачи; отвечать на проблемные вопросы; работать с  таблицей; работать над  созданием учебного проекта Предпринима­ тельство   1 Урок­ игра Понятия  предпринимательство,  предприниматель,  менеджер, про­ фессиональный риск,  малый бизнес.  Экономическое содержание предпринимательства, его  роль в современной  экономике. Формы  предпринимательства.  Механизм получения  прибыли в бизнесе.  Экономический статус  предпринимателя.  Менеджер,  предприниматель и  наемные рабочие.  Экономическая сущность  малого бизнеса, его роль в  экономике. Дополнительно: отличительные черты  экономического поведения  и функции  предпринимателя; пробле­ мы российских челноков Роль государ­   2 ства  в экономике Уроки­  исследо­ вания 1 9, 2 0   2 Бюджет   госу­ дарства и семьи   2 1, 2 2 Уроки­ прак­ тикумы   с эле­ ментами деловой игры Понятия  налогообложение,  прямые и косвенные  налоги. Экономическая  роль государства.  Поддержание госу­ дарственных институтов.  Представления о  социальном государстве.  Налоги как источник  доходов федерального  правительства. Виды  налогов. Дополнительно:  анализ способов воз­ действия государства на  экономику; проблема  платежей налогов в пользу  государства Понятия доходы, расходы,  бюджет, дефицит  бюджета. Бюджет как  финансовый документ.  Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи  государственных расходов.  Внешний и внутренний  долг. Проблема дефицита  государственного бюджета  Устный  опрос Знать: основные понятия по теме уроков; роль государства в  сохранении экономического  порядка; способы воздействия  государства на экономику;  основные виды налогов. Уметь:называть и  характеризовать формы  вмешательства государства в  экономику; объяснять суть  проблемы налогообложения;  отвечать на проблемные  вопросы; работать со схемой;  анализировать, обобщать и  делать выводы Устный опрос Знать: основные понятия по теме уроков; три основные фазы  составления бюджета; элементы  государственного бюджета; ос­ новные статьи государственных  расходов. Уметь: называть и  характеризовать способы  решения проблемы дефицита  государственного бюджета;  выполнять практические задания § 14,  эссе на  тему  «Цель  госу­ дарства  — это  совмест­ ное про­ движени е к  высоком у  качеству жизни» §   15, отве­   . тить   на вопрос «Чего нельзя допуска ть   при пла­ нирован и ее решение.  Дополнительно: построение модели бюджета своей  будущей семьи по теме уроков; работать со  схемой; работать в группах Труд 2 3   1 Урок­ лекция     и Понятия  труд, заработная   плата,   досуг, безработица.  Сущность   и виды труда. Труд и досуг. Формы виды вознаграждения. Понятие о рабочей   силе.   Занятость   и безработица.   Причины   и социальные   последствия безработицы. Дополнительно:  государственное  регулирование занятости и  помощь безработным   1 2 4 Повторение   и обобщение изученного   по теме   «Эко­ номическая сфера» Повторите льно­ обобщающ ий урок Подведение итогов  изучения темы  «Экономическая сфера».  Повторение основных  понятий темы. Решение  проблемных вопросов   Знать: основные понятия по теме урока; разницу между  производительным и не­ производительным трудом; виды  вознаграждения. приводить   примеры Уметь:  профессий,   относящихся   к производительному   и   не­ производительному труду; разъяснять   суть   проблемы безработицы   и   ее   социальные   характеризовать последствия; меры, предпринимаемые государством   по   помощи с безработным; таблицей;   на проблемные вопросы Знать:  основные   понятия   и теоретический материал по теме «Экономическая сфера».  Уметь: применять   полученные   знания при   решении   практических   и проблемных   задач;   выделять   работать отвечать       Тест ии семейно го бюджета ?» § 16, во­ просы и  задания  к па­ раграфу Тест Повтори ть §9­16 главное   в   учебном   материале; высказывать   и   аргументировать свою точку зрения ГЛАВА 3, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 ч) Понятия социальная  структура, социальная  группа, статус, имидж,  социальная роль.  Социальная структура как  анатомический скелет  общества. Статус как  ячейка в социальной струк­ туре общества. Взаимосвязь статуса и роли.  Определение и  значениесоциальной  группы, ее влияние на  поведение человека.  Дополнительно: статусные  символы и знаки отличия Понятия социальная  стратификация, класс,  образ жизни. Социальная  стратификация и  социальное неравенство.  Текущий контроль § 17,  прак­ тикум Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть  социальной структуры общества; приводить примеры социальных  ролей; характеризовать социаль­ ный статус личности; работать  со схемами; сравнивать,  анализировать. Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть  социальной стратификации и  называть ее критерии, причины  появления классов; высказывать  Письменны й  опрос § 18,  задание 5 2 5 Социальная, структура   1 Урок­ лекция 2 6 Социальная  стратификация   1 Урок­ исследован ие Богатые   1 2 7 Урок­ исследо­ вание Понятие о социальной  страте и критерии ее  выделения. Социальное  расслоение и  дифференциация. Классы.  Дополнительно:  поляризация общества и  имущественные различия  людей; российская  интеллигенция и средний  класс Понятия неравенство,  богатство, роскошь,  новые русские.  Определение и измерение  богатства. Расточительный  образ жизни. Источники  доходов богатых. Дополнительно: «старые» и «новые»   богатые;   средний класс   и   приличествующий уровень жизни суждения о том, какой критерий  отнесения человека к тому или  иному классу наиболее важен;  отвечать на проблемные  вопросы; работать со схемой, с  таблицей; анализировать,  обобщать и делать выводы Знать: основные понятия по теме урока;   источники   доходов богатых   и   способы   получения богатства. Уметь:  разъяснять суть понятия  характеризовать богатство;   вы­ образ   жизни   богатых; сказывать   об отрицательных и положительных сторонах богатства; отвечать на проблемные вопросы; работать с   документами; сравнивать, анализировать,   обобщать   и делать   выводы;   работать   в группах суждения   Устный опрос § 19,  прак­ тикум Бедные   1 2 8 Урок­ исследо­ вание 2 9 Этнос: нации и  народности   1 Урок­ лекция Понятия бедность, порог  бедности, нищета.  Бедность как  экономическое, культурное и социальное явление.  Состав бедных. Масштабы,  уровень и порог бедности. Дополнительно: проблема  прожиточного минимума Понятия этнос,  этнообразующие фак­ торы, племя, народность, нация. Признаки и  эволюция этноса.  Этническое самосознание.  Семья, род и клан как  разновидности  кровнородственных групп.  Племена, народности и  нации, их историческая  эволюция. Дополнительно:  Знать: основные понятия по теме урока; причины бедности в  современной России. Уметь:  характеризовать образ жизни  бедных и нищих людей;  разъяснять понятия  относительная бедность и  абсолютная бедность;  высказывать суждения об  отношении в обществе к бедным  и нищим, о причинах  бедственного положения людей,  о том, зависит ли количество  бедных людей от количества  богатых; работать с  документами Знать: основные понятия по теме урока; признаки этноса. Уметь:  характеризовать   этнос как   социологическую   общность; объяснять   разницу   между племенем   и   народностью, этносом и народностью; работать с сравнивать,   обобщать   и анализировать, делать   выводы;   работать   в группах таблицей;     Устный опрос § 20,эссе  на тему  «Бедност ь —  это...» Текущий контроль §21, во­ просы и  задания к па­ раграфу 3 0 Межнацио­ нальные отно­ шения   1 Урок  дискуссия межпоколенная связь и  поколение; теория Л.Н.  Гумилева Понятия  межнациональные  отношения,  этноцентризм,  этнические конфликты.  Отношения между разными национальностями внутри  одного государства.  Отношения между разными нациями­государствами.  Мирные и военные формы  взаимодействия народов.  Формирование многонацио­ нального государства.  Дополнительно:  этноцентризм и на­ циональная нетерпимость;  пути решения этнических  конфликтов Письменны й опрос §22,про­ блемные  вопросы  к  параграф у Знать: основные понятия по теме урока; причины этнических  конфликтов. Уметь:  характеризовать  межнациональные отношения;  высказывать суждения о воз­ можных путях преодоления  этнических конфликтов;  участвовать в дискуссии;  работать с документами;  отвечать на проблемные  вопросы; анализировать, обоб­ щать и делать выводы Конфликты в  обществе   2 Уроки­ практи­ кумы 3 1, 3 2 Семья 3 3    1 Урок лабора­ торного типа Понятие конфликт.  Предмет, субъект, повод,  причины, цель и масштаб  конфликта. Формы  конфликта. Классификация конфликтов по способам  их протекания. Дополнительно:  особенности семейных  конфликтов, их влияние на  родителей и детей; способы решения конфликтов Понятия семья,  жизненный цикл семьи,  нуклеарная семья,  расширенная семья,  развод. Семья как  фундаментальный институт общества и малая группа.  Жизненный цикл семьи.  Многопоколенная семья.  Эволюция форм семьи.  Брак и разводы. Дополнительно:   проблема нуклеар­   ной   семьи; последствия   развода,   его социальная роль понятие  конфликт; Знать:  классификацию конфликтов. Уметь:  на конкретных примерах определять   предмет,   субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта;   называть   и   ха­ рактеризовать   способы   решения конфликтов; приводить примеры конфликтов   в   современной российской   действительности; находить выход из конфликта на примере учебной ситуации Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: характеризовать  семью как фундаментальный  институт общества и малую  группу; описывать жизненный  цикл семьи; высказывать  суждения о проблеме развода,  его социальной роли;  анализировать, обобщать и  делать выводы; отвечать на про­ блемные вопросы; работать со  схемами Устный  опрос Тест § 23,  про­ блемны й  вопрос  кпара  графу § 24,эссе  на тему  «Гражда нский  брак: за и против» 1 3 4 Повторение и  обобщение  изученного  в  курсе  обществознани я за 8 класс Повторите ль­но­ обобщающ ий урок Подведение итогов  изучения курса  обществознания за 8 класс.  Повторение основных  понятий курса. Решение  проблемных вопросов Тест Задания  нет   Знать:  основные   понятия   курса общество­   знания   за   8   класс; теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять   полученные   знания при   решении   практических   и проблемных   задач;   выделять главное   в   учебном   материале; высказывать   и   аргументировать свою точку зрения

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2018