Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями министерства образования и науки Российской Федерации . Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования, содержание курса с разбивкой на разделы и темы, тематический план, календарно - тематическое планирование
Рабочая программа по обществознанию 8 класс.docx
Рабочая программа учебного курса
«Обществознание»
для 8 класса
Пояснительная записка.
Цели и задачи курса:
Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей,
социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому
образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста,
рабочая программа призвана решать следующие задачи:
создать содержательные и организационнопедагогические условия для
усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры
(знаний,
коммуникативной,
эмоциональнооценочной деятельности);
опыта практической и познавательной,
способствовать усвоению на информационном, практическом и
эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества
(патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и
ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в
формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и
учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне
основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в
подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, соб
ственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной
социальной информации из различных источников, включая анализ положения в
своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта,
актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный
словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания
(узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в
различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению
конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором
достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в
социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о
возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих
склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в
соответствии с нормативными и инструктивно – методическими документами
Министерства образования и науки РФ:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273
ФЗ
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) образования
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31 марта 2014 г. N 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования» на 2015/2016 учебный год
4. Учебный план МОБУ Бурейской СОШ на 2015– 2016учебный год
5. Годовой календарный график МОБУ Бурейской СОШ на 2015 – 2016 учебный
год
Сведения о программе
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А.И. Кравченко
«Обществознание 8 класс», издательство «Русское слово», 2010 г.
Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом
возрастных рубежей изменения социального статуса
(расширение
дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Опирается на стандарт основного общего образования обществознанию.
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально
гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие
определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических
знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к
восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии,
сложности и противоречивости.
Обоснование выбора
Данная программа обучает правилам пользования научными
инструментами, теориями и методами,
Формирует аналитическое мышление школьника, способствует самостоятельно
разбираться в существе вопроса, готовиться к будущей профессиональной
деятельности,
Воспитывает социально – активную личность, имеющую гуманистическое
мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать
патриотическую позицию,
Готовит подростка к жизни во взрослом мире, предоставляет исчерпывающую
информацию об окружающем обществе.
Курс состоит из 3 разделов:
политическая сфера,
духовная сфера,
экономическая сфера.
Информация о внесении изменений
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе
Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО
РФ 2009 г. И авторской программы под редакцией А.И.Кравченко «
Обществознание 8», издательство «Русское слово»,2009 г.
Данная программа используется без изменений Место и роль учебного предмета
в образовательном процессе.
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения
диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной
практике:
на использование элементов причинноследственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают
использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации,
презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы
будущей
осознанного выбора путей продолжения образования или
профессиональной деятельности.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение
обществознания по базисному учебному плану в 8 классе.
Формы организации образовательного процесса
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков,
промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос;
развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме,
собеседование; тестирование);
письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы,
письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата,
тестирование).
Технологии обучения
Технология модульно обучения.
Технология проблемного обучения.
Игровые технологии
Информационнокоммуникационные технологии.
Технологии разноуровневой дифференциации.
Технологии развивающего обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Ценностносмысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебнопознавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социальнотрудовая компетенция.
Компетенция личностного самоусовершенствования.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности,
поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы
ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению .Самым
удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является
исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта
ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностносмысловая
компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого
человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить
материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и
анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках
товарищей (а это учебнопознавательная компетенция); кроме того, ученику
приходится осваивать современные средства информации и информационные
технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и
свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать,
задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя
работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая
необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально
трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Также одним из условий формирования учебно познавательной компетенции
является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе
интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей,
позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе
обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен
имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого
участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере
сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных
решений .
Виды и формы контроля:
словарные диктанты,
тесты,
фронтальный и индивидуальный опрос,
повторительнообобщающие уроки,
презентация
практикум
Планируемый уровень подготовки выпускников
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания
правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать,
определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск
необходимой информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 8 класс.
Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 8 класс Хромова И.С.
Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по
краткая Российская энциклопедия,
Программа курса «Обществознание»для 89 классов
Информация об используемом учебнике, учебно – методическом
комплекте
Рабочая программа ориентирована на использование учебнометодического
комплекта
УМК:
М.: Русское слово.2008.
М.: Русское слово.
Дополнительная литература:
учебнику А.И. Кравченко 8 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;
общеобразовательных учреждений. КравченкоА.И. М.: Русское слово.2006;
Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса
программнопедагогических
предполагается использование следующих
средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия
Кирилла и Мефодия;
диск
«Обществознание»8 класс, ИнтернетУрок.
1. Оборудование
2. Дидактический материал
Раздаточный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Таблицы
Схемы
Презентации
иллюстрации СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Глава 1. Общество и человек (12 часов)
Тема 1. Что такое общество (1 час)
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация
страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества.
Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс
глобализации
Основные понятия темы: общество,
политическая сфера,
экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество,
глобализация
страна,
Тема 2. Человек, природа, общество. (2 часа).
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и
узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных
нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Экологические программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические
программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ (1 час)
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество
охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство
и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия,
появление письменности,
городов и возникновение государств.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их
особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности,
социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и
образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества,
общественноэкономическая
общество,
индустриальное, постиндустриальное общество.
формация,
традиционное
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (1 час)
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения
социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение
прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические
реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные
реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности
развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная
революция.
Тема 5. Личность и социальная среда (1 час)
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной
среды в воспитании ребенка.
Представление о человеческой личности,
особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и
духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека (2 час)
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности.
Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль
духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей,
иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание (1 час)
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной
изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация,
сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и
воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в
семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение (2 час)
Общение как социальнопсихологический процесс. Виды общения: речевое и
неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее,
ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы
общения дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» 1 час. 2 часов)
Глава 2. Экономическая сфера (1
Тема 9. Что такое экономика (1 час)
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль
труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала.
Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их
разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры
экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные
экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты
современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные
производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство,
распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги (1 час)
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие
институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в
экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги
товарденьги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение (1 час)
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине
спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением.
Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и
предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон
предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция (2 час)
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция
рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены.
Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм
выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция.
Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия,
дефицит, конкуренция. Тема 13. Предпринимательство (1 час)
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм
получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя.
Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя.
Менеджер,
Понятие о
предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность
малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер,
профессиональный риск, малый бизнес.
наемные работники.
предприниматель,
Тема 14. Роль государства в экономике (2 часа)
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных
институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия
государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального
правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический
аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и
прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги,
социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи (2 час)
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит.
Основные статьи государственных расходов.
Внешний и внутренний
государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её
решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд. Рынок труда. (1 час)
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения.
Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и
безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и
масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь
безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание
дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» 1 час. Глава 3. Социальная сфера (9 часов)
Тема 17. Социальная структура (1 часа)
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в
социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние
социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и
значение социальной группы, её влияние на поведение человека.статусные
символы и знаки отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус,
имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация (1 час)
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной
страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация.
Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа
стратификации современного общества. Историческое происхождение и
типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни
человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ
жизни, доход.
Тема 19. Богатые (1 час)
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства.
Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и
«новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские»
Тема 20. Бедные (1 час)
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных.
Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по
историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная
бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 21. Этнос: нации и народности (1 часа)
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и
поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их
историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность,
нация.
Тема 22. Межнациональные отношения (1 часа)
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения
между разными нациямигосударствами. Отношения между национальным
большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы
взаимодействия народов. Формирование многонационального государства.
Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов,
причины их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм,
этнические конфликты.
Тема 23. Конфликты в обществе (2 час)
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы
конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее
типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние
на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж,
конфронтация.
Тема 24. Семья (1 час)
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции
семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье.
Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком.
Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья,
расширенная семья, развод.
Итоговое тестирование – 1 час. Учебно – тематический план
№ параграфа
учебника
Тема
Количеств
о часов
Контроль
ные
работы
Терминол
огический
диктант
Тесты
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (12 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Что такое общество
Человек, природа, общество 2
1
Типология обществ
Социальный прогресс и
1
развитие общества
Личность и социальная
среда
Потребности человека
1
2
Социализация и воспитание
Общение
1
2
Повторение и обобщение
изученного по
теме
«Общество и человек»
1
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 ч)
9
10
11
12
13
14
15
16
Что такое экономика
Товар и деньги
Спрос и предложение
Рынок, цена, конкуренция
в
Предпринимательство
Роль
государства
экономике
Бюджет государства и
семьи
Труд
Повторение и обобщение
изученного по
теме
«Экономическая сфера»
1
1
1
2
1
2
2
1
1
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 ч)
1
1
1
1
1 17
18
19
20
21
22
23
24
Социальная структура
Социальная стратификация
Богатые
Бедные
Этнос: нации и народности
Межнациональные
отношения
Конфликты в обществе
тестирование
в
курсе
Семья
Итоговое
изученного
обществознания за 8 класс
Итого
1
1
1
1
1
1
2
1
1
34
1
3
1
2
1
3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания ученик должен:
социальные свойства человека, его место в системе общественных
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы
Знать/понимать
отношений;
системы ;
социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризоватьс научных позиций основные социальные объекты
(факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества
как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
систематизацию
и
интерпретацию
социальной информации по определенной теме из
оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых,
политических, публицистических);
осуществлятькомплексный
поиск, анализировать и
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и
участвовать в дискуссияхпо актуальным социальным проблемам;
формулироватьна основе приобретенных
классифицировать социальную информацию,
представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в
другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами,
понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации
факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинноследственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и
структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
общественных наук;
выступление;
социальной проблематике;
применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы жизни человека и общества.
Использовать
деятельности и повседневной жизни для:
взаимодействия с социальными институтами
выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации;
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
приобретенные знания и умения в практической
социальногуманитарных
оцениватьразличные суждения о социальных объектах с точки зрения
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для
критического восприятия информации,
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных
принятия собственных решений;
получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
действий субъектов общественных отношений;
изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными
Информация об используемом учебнике,
комплекте
учебно – методическом
I. Учебники.
I.
класс. М.: Русское слово.2008.
II.
И.С. М.: Русское слово.
Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 8
Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 8 класс Хромова
Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений
Введение в обществознание: учебник для 89 кл. Общеобразовательных
Литература для учителя:
1.
для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.
Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для
2.
учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. –
188с.
3.
учреждений/Л.Н.Боголюбов. – М,:Просвещение, 2005. – 400сс.
4.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 89 кл.:
Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. – М,:
Просвещение, 2002 – 173с.
5.
6.
Общеобразовательных учрежединй. – М,:ВитаПресс, 2002. – 352с.
Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.
Липсиц И.В. Экономика: В 2х книгах. Учебник для 9 кл. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной
7.
власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса,2003. – 96с.
8.
пед.вузов/под.редЛ.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.
Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов
Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.
Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Издво РОСМЕНПРЕСС,
Литература для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
2006.
8.
ТИД «Русское слово», 2005
9.
Русское слово, 2004
Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО
Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
Тема урока
№
У
р
о
к
а
1 2
Кол
во
часо
в
Тип
урока
Элементы содержания
Основные требования к уровню
подготовки учащихся
Домашн
ее
задание
Дата проведения
План
Факт
Вид
контроля,
самостоятел
ьной
деятельност
и
3
4
5
6
7
8
9
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (12 ч)
1 Что такое об
1
щество
Урок
исследо
вание
Знать: основные понятия по теме
урока; сущность общества как
формы совместной деятельности
людей; признаки общества.
Уметь: высказывать суждения об
обществе и о человеке, выявляя
их общие черты и различия;
называть сферы общества и да
вать их характеристику;
ориентироваться в учебнике;
работать со схемой, с таблицей
Текущий
контроль
§ 1,
задания
к
парагра
фу, эссе
на тему
«Будущ
ее
обществ
а»
Понятия страна,
государство, поли
тическая сфера,
экономическая сфера,
социальная сфера,
духовная сфера,
общество, мировое
сообщество, глоба
лизация. Общество в узком
и широком смысле.
Общество как социальная
организация страны.
Основные признаки
общества. Представление о
мировом сообществе и
мировой системе.
Дополнительно: Человек,
природа,
общество
2
Уроки
характе
ристики
взаимосвязь четырех сфер
общества; процесс
глобализации
Понятия природа,
окружающая среда,
глобальные проблемы,
экологические программы.
Широкое и узкое значение
природы. Взаимоотношения
природы и человека.
Глобальные проблемы
человечества. Опасность
неконтролируемого
изменения окружающей
среды. Меры по защите и
охране природы.
Дополнительно: понятие об
антропогенных нагрузках;
экологические программы
и защита окружающей
среды
Знать: основные понятия по теме
уроков; глобальные проблемы
человечества; причины
исчезновения окружающей
среды. Уметь: приводить
примеры негативного
воздействия человека на
окружающую среду;
характеризовать меры по защите
природы, предпринимаемые
человечеством, и оценивать их
эффективность; устанавливать
причинноследственные связи;
отвечать на проблемные
вопросы; работать над созданием
учебного проекта; работать со
схемами
Устный
опрос
§
2,вопрос
ы и
задания
к
парагра
фу,
учебный
проект
«Закон
об эко
логии
нашего
посёлка
» Типология об
1
ществ
Урок
лабора
торного
типа
Устный
опрос
§ 3, во
просы,
задания
к па
раграфу,
практик
ум
Знать: основные понятия по теме
урока; типологии обществ,
существующие в современной
России, их характерные черты.
Уметь: называть типы обществ и
их характерные черты; отвечать
на вопросы и выполнять
практические задания, опираясь
на теоретический материал,
изученный на уроке; отвечать на
проблемные вопросы; работать
со схемой; анализировать,
обобщать и делать выводы
Понятия типология,
дописьменные и
письменные общества,
простые и сложные
общества, общественно
экономическая формация,
традиционное общество,
индустриальное и постин
дустриальное общество.
Типологии обществ, их
критерии. Общество
охотников и собирателей:
особенности хозяйства и
образа жизни. Зарождение
земледелия, появление
письменности, городов и
возникновение государства.
Дополнительно:
сравнительный анализ
типов общества;
особенности
индустриального и
постиндустриального
общества в России 1
Урок
практикум
Социальный
прогресс и
развитие
общества
Личность и со
1
Про
циальная
среда
блемный
урок с эле
ментами
дискуссии
Понятия закон ускорения
истории, закон
неравномерности
развития, прогресс,
регресс, промышленная
революция. Социальный
прогресс и ускорение
истории. Закон
неравномерного развития
обществ. Соотношение про
гресса и регресса в
истории. Реформы и
революции.
Дополнительно: цена и
последствия ускорения
социального прогресса;
проблема прогресса и
революций
Понятия личность,
индивид, человек.
Прирожденные и
приобретаемые качества
человека. Роль семьи и
социальной среды в
воспитании ребенка.
Представление о
человеческой личности,
особенностях и
§4,вопро
сы и
задания
к
парагра
фу
Знать: основные понятия по
теме урока; закономерности
Письменный
опрос
развития обществ; виды
прогресса.
Уметь: объяснять сущность
социального прогресса, закона
ускорения истории; на примере
конкретных стран показывать
тенденцию неравномерного
развития обществ; работать с
таблицей; сравнивать,
анализировать, обобщать и
делать выводы
Знать: основные понятия по
Составление
таблицы
«Личность,
индивид,
человек»
теме урока; роль семьи и
общества в воспитании ребенка.
Уметь: объяснять, в чем
заключаются различия между
личностью и человеком;
высказывать суждения о том,
какого человека можно назвать
личностью; отвечать на
проблемные вопросы;
§ 5, про
блемный
вопрос к
па
раграфу Потребности
2
человека
Уроки
исследо
вания
9 Социализация
и воспитание
1
Урок
дискуссия
противоречиях ее
становления.
Дополнительно: роль
моральных норм и
духовных ценностей в
развитии личности
Понятия потребность,
удовлетворение
потребности,
иерархическая теория
потребностей. Роль
потребностей в жизни
человека. Виды потребно
стей. Иерархия
потребностей А.Маслоу.
Низшие и высшие
потребности, различия
между ними.
Дополнительно:
неудовлетворенные
потребности; роль
духовных потребностей
Понятия социализация,
культурные нормы,
воспитание. Содержание и
стадии процесса
социализации. Негативное
влияние социальной
участвовать в дискуссии;
работать со схемой; анализи
ровать, обобщать и делать
выводы
Знать: основные понятия по теме
уроков; виды потребностей; роль
потребностей в жизни человека.
Уметь: различать низшие и
высшие потребности и
объяснять, в чем разница между
ними; называть и анализировать
свои потребности; объяснять, от
чего зависят потребности
человека и какова их роль; ра
ботать со схемой; отвечать на
проблемные вопросы;
участвовать в дискуссии
Устный
опрос
§ 6,
прак
тикум,
про
блемный
вопрос
кпара
графу
Тест
Знать: основные понятия по теме
урока. Уметь: называть и
характеризовать стадии
жизненного цикла человека;
объяснять сущность процессов
воспитания и социализации и
§ 7,
учебный
проект
«Советы
родител
ям, Общение
1
0,
1
1
2
Уроки
практи
кумы
видеть общее и различное между
ними; отвечать на проблемные
вопросы; сравнивать,
анализировать, обобщать и де
лать выводы; работать над
созданием учебного проекта
воспит
ы
вающим
детей»
Устный
опрос
§ 8,
практи
кум
Знать: основные понятия по теме
уроков; виды и формы общения.
Уметь: сравнивать и
анализировать разные формы
общения; высказывать суждения
о том, может ли человек
обойтись без общения; работать
со схемами, с таблицами;
сравнивать, анализировать,
обобщать и делать выводы
изоляции на развитие
человеческой личности.
Воспитание как часть
процесса социализации.
Составные элементы
воспитания.
Дополнительно:
социализация в под
ростковом возрасте;
воспитание и социализация
(сходство и различия);
последствия
недостаточного воспитания
в семье
Понятия общение,
вербальное и невербальное
общение. Общение как
социально
психологический процесс.
Виды общения (речевое и
неречевое). Основные
формы общения
(служебное, повседневное,
убеждающее, ритуальное,
межкультурное).
Дополнительно:
эмоциональная
общения;
сторона
проблемы 1
2
Повторение и
обобщение
изученного по
теме «Обще
ство и
человек»
1
Повто
рится ь
нообоб
щающий
урок
1
3
Что такое эко
номика
1
Урок
лекция
домашнего общения
Подведение
итогов
изучения темы «Общество
и человек». Повторение
основных понятий темы.
Решение
проблемных
вопросов
Тест
Повтори
ть § 18
Знать: основные понятия и
теоретический материал по теме
«Общество и человек». Уметь:
применять полученные знания
при решении практических и
проблемных задач; выделять
главное в учебном материале;
высказывать и аргументировать
свою точку зрения
Текущий
контроль
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 ч)
Понятия экономика,
деньги, ресурсы,
производство,
распределение, потреб
ление, предприятие,
отрасль. Основные
ресурсы экономики. Роль
труда и капитала в
развитии экономики.
Понятие структуры
экономики. Производство,
потребление, распределе
ние и обмен как основные
Знать: основные понятия по теме
урока; ресурсы экономики;
основные экономические
функции общества. Уметь:
объяснять роль экономики в
жизни общества; называть
компоненты структуры
экономики и описывать их
основные функции;
анализировать роль информаци
онных ресурсов в современном
мире; работать со схемой;
участвовать в дискуссии
§ 9, эссе
на тему
«Можно
ли
считать
эко
номичес
кую
сферу
самой
важной
в
структу Товар и деньги 1
1
4
Урок
лекция
Спрос и пред
ложение
1
Урок
практикум
экономические функции
общества. Дополнительно:
влияние экономики на
поведение людей; роль
информационных ресурсов
в наши дни
Понятия деньги, товар,
стоимость, инфляция,
прибыль. Товар и его свой
ства. Роль товаров в
экономической жизни
общества. Деньги, их
функции и исторические
формы. Основные свойства
денег. Основной закон биз
неса.
Дополнительно:
коммерческие институты;
различия между товарами,
услугами и продуктами
Понятия спрос,
предложение, маркетинг,
закон спроса, цена. Спрос и
предложение как факторы
рыночной экономики.
Понятие о величине спроса
и величине предложения.
Взаимосвязь спроса и
Устный
опрос
Тест
Знать: основные понятия по теме
урока; свойства товара; роль
товаров в экономике; функции
денег.
Уметь: анализировать
достоинства и недостатки денег
и денежных заменителей; объ
яснять понятие покупательная
способность денег, иллюстрируя
ответ конкретными примерами;
раскрывать суть основного
закона бизнеса; отвечать на
проблемные
Знать: основные понятия по теме
урока; взаимосвязь спроса и
предложения; роль маркетинга в
рыночной экономике. Уметь:
разъяснять суть закона спроса,
иллюстрируя ответ конкретными
примерами; использовать
приобретенные знания для общей
ре
обществ
а?»
§
10,про
блемный
вопрос к
па
раграфу
§11,
сфор
мулиров
ать
правило
компро
мисса в
рыноч Рынок, цена,
конкуренция
2
Уроки
прак
тикумы с
эле
ментами
деловой
игры
ориентации в актуальных собы
тиях и процессах экономической
жизни общества; отвечать на
проблемные вопросы;
участвовать в дискуссии;
работать со схемой
Знать: основные понятия по
теме уроков; разновидности
Письменный
опрос
рынков; основные функции цен.
Уметь: описывать действие
механизма выравнивания цен;
объяснять, какую роль на рынке
играет конкуренция продавцов,
производителей и покупателей;
отвечать на проблемные
вопросы; работать со схемой, с
таблицей; анализировать,
обобщать и делать выводы
ной
эконо
мике
§ 12,
эссе на
тему
«Кажды
й живет
про
дажей
чего
нибудь»
предложения. Роль
маркетинга в рыночной
экономике. Закон спроса.
Дополнительно:
сравнительный анализ
рыночной и плановой
экономик
Понятия обмен, рынок,
цена, выравнивание цен,
монополия, дефицит,
конкуренция. Взаимосвязь
обмена и рынка. Формы и
виды рынков. Эко
номическая сущность
конкуренции. Основные
функции цен. Колебания
спроса и предложения.
Механизм выравнивания
цен. Конкуренция произ
водителей и продавцов.
Дополнительно: идеальная
модель рынка и
совершенная конкуренция;
олигополия и монополия § 13,
учебный
проект
«Мое
дело»
Знать: основные понятия по
Тест
теме урока; условия,
необходимые для успешного раз
вития бизнеса.
Уметь: разъяснять сущность
предпринимательства; называть
черты, характерные для
предпринимателя; приводить
примеры предпринимательской
деятельности; объяснять, какую
роль в развитии бизнеса играет
предпринимательский риск;
решать познавательные и
практические задачи; отвечать на
проблемные вопросы; работать с
таблицей; работать над
созданием учебного проекта
Предпринима
тельство
1
Урок игра Понятия
предпринимательство,
предприниматель,
менеджер, про
фессиональный риск,
малый бизнес.
Экономическое содержание
предпринимательства, его
роль в современной
экономике. Формы
предпринимательства.
Механизм получения
прибыли в бизнесе.
Экономический статус
предпринимателя.
Менеджер,
предприниматель и
наемные рабочие.
Экономическая сущность
малого бизнеса, его роль в
экономике. Дополнительно:
отличительные черты
экономического поведения
и функции
предпринимателя; пробле
мы российских челноков Роль государ
2
ства
в экономике
Уроки
исследо
вания
1
9,
2
0
2
Бюджет госу
дарства
и
семьи
2
1,
2
2
Уроки
прак
тикумы с
эле
ментами
деловой
игры
Понятия
налогообложение,
прямые и косвенные
налоги. Экономическая
роль государства.
Поддержание госу
дарственных институтов.
Представления о
социальном государстве.
Налоги как источник
доходов федерального
правительства. Виды
налогов. Дополнительно:
анализ способов воз
действия государства на
экономику; проблема
платежей налогов в пользу
государства
Понятия доходы, расходы,
бюджет, дефицит
бюджета. Бюджет как
финансовый документ.
Составление бюджета. Долг
и кредит. Основные статьи
государственных расходов.
Внешний и внутренний
долг. Проблема дефицита
государственного бюджета
Устный
опрос
Знать: основные понятия по теме
уроков; роль государства в
сохранении экономического
порядка; способы воздействия
государства на экономику;
основные виды налогов.
Уметь:называть и
характеризовать формы
вмешательства государства в
экономику; объяснять суть
проблемы налогообложения;
отвечать на проблемные
вопросы; работать со схемой;
анализировать, обобщать и
делать выводы
Устный
опрос
Знать: основные понятия по теме
уроков; три основные фазы
составления бюджета; элементы
государственного бюджета; ос
новные статьи государственных
расходов. Уметь: называть и
характеризовать способы
решения проблемы дефицита
государственного бюджета;
выполнять практические задания
§ 14,
эссе на
тему
«Цель
госу
дарства
— это
совмест
ное про
движени
е к
высоком
у
качеству
жизни»
§ 15,
отве
.
тить на
вопрос
«Чего
нельзя
допуска
ть при
пла
нирован и ее решение.
Дополнительно: построение
модели бюджета своей
будущей семьи
по теме уроков; работать со
схемой; работать в группах
Труд
2
3
1
Урок
лекция
и
Понятия
труд,
заработная плата, досуг,
безработица. Сущность и
виды труда. Труд и досуг.
Формы
виды
вознаграждения. Понятие о
рабочей силе. Занятость и
безработица. Причины и
социальные последствия
безработицы.
Дополнительно:
государственное
регулирование занятости и
помощь безработным
1
2
4
Повторение и
обобщение
изученного по
теме «Эко
номическая
сфера»
Повторите
льно
обобщающ
ий
урок
Подведение итогов
изучения темы
«Экономическая сфера».
Повторение основных
понятий темы. Решение
проблемных вопросов
Знать: основные понятия по теме
урока; разницу между
производительным и не
производительным трудом; виды
вознаграждения.
приводить примеры
Уметь:
профессий,
относящихся к
производительному и не
производительному
труду;
разъяснять суть проблемы
безработицы и ее социальные
характеризовать
последствия;
меры,
предпринимаемые
государством по помощи
с
безработным;
таблицей;
на
проблемные вопросы
Знать: основные понятия и
теоретический материал по теме
«Экономическая сфера». Уметь:
применять полученные знания
при решении практических и
проблемных задач; выделять
работать
отвечать
Тест
ии
семейно
го
бюджета
?»
§ 16, во
просы и
задания
к па
раграфу
Тест
Повтори
ть §916 главное в учебном материале;
высказывать и аргументировать
свою точку зрения
ГЛАВА 3, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 ч)
Понятия социальная
структура, социальная
группа, статус, имидж,
социальная роль.
Социальная структура как
анатомический скелет
общества. Статус как
ячейка в социальной струк
туре общества. Взаимосвязь
статуса и роли.
Определение и
значениесоциальной
группы, ее влияние на
поведение человека.
Дополнительно: статусные
символы и знаки отличия
Понятия социальная
стратификация, класс,
образ жизни. Социальная
стратификация и
социальное неравенство.
Текущий
контроль
§ 17,
прак
тикум
Знать: основные понятия по теме
урока. Уметь: разъяснять суть
социальной структуры общества;
приводить примеры социальных
ролей; характеризовать социаль
ный статус личности; работать
со схемами; сравнивать,
анализировать.
Знать: основные понятия по теме
урока. Уметь: разъяснять суть
социальной стратификации и
называть ее критерии, причины
появления классов; высказывать
Письменны
й
опрос
§ 18,
задание 5
2
5
Социальная,
структура
1
Урок
лекция
2
6
Социальная
стратификация
1
Урок
исследован
ие Богатые
1
2
7
Урок
исследо
вание
Понятие о социальной
страте и критерии ее
выделения. Социальное
расслоение и
дифференциация. Классы.
Дополнительно:
поляризация общества и
имущественные различия
людей; российская
интеллигенция и средний
класс
Понятия неравенство,
богатство, роскошь,
новые русские.
Определение и измерение
богатства. Расточительный
образ жизни. Источники
доходов богатых.
Дополнительно: «старые» и
«новые» богатые; средний
класс и приличествующий
уровень жизни
суждения о том, какой критерий
отнесения человека к тому или
иному классу наиболее важен;
отвечать на проблемные
вопросы; работать со схемой, с
таблицей; анализировать,
обобщать и делать выводы
Знать: основные понятия по теме
урока;
источники доходов
богатых и способы получения
богатства.
Уметь: разъяснять суть понятия
характеризовать
богатство;
вы
образ жизни богатых;
сказывать
об
отрицательных и положительных
сторонах богатства; отвечать на
проблемные вопросы; работать с
документами;
сравнивать,
анализировать,
обобщать и
делать выводы; работать в
группах
суждения
Устный
опрос
§ 19,
прак
тикум Бедные
1
2
8
Урок
исследо
вание
2
9
Этнос: нации и
народности
1
Урок
лекция
Понятия бедность, порог
бедности, нищета.
Бедность как
экономическое, культурное
и социальное явление.
Состав бедных. Масштабы,
уровень и порог бедности.
Дополнительно: проблема
прожиточного минимума
Понятия этнос,
этнообразующие фак
торы, племя, народность,
нация. Признаки и
эволюция этноса.
Этническое самосознание.
Семья, род и клан как
разновидности
кровнородственных групп.
Племена, народности и
нации, их историческая
эволюция. Дополнительно:
Знать: основные понятия по теме
урока; причины бедности в
современной России. Уметь:
характеризовать образ жизни
бедных и нищих людей;
разъяснять понятия
относительная бедность и
абсолютная бедность;
высказывать суждения об
отношении в обществе к бедным
и нищим, о причинах
бедственного положения людей,
о том, зависит ли количество
бедных людей от количества
богатых; работать с
документами
Знать: основные понятия по теме
урока; признаки этноса.
Уметь: характеризовать этнос
как социологическую общность;
объяснять разницу между
племенем и народностью,
этносом и народностью; работать
с
сравнивать,
обобщать и
анализировать,
делать выводы; работать в
группах
таблицей;
Устный
опрос
§ 20,эссе
на тему
«Бедност
ь —
это...»
Текущий
контроль
§21, во
просы и
задания к
па
раграфу 3
0
Межнацио
нальные отно
шения
1
Урок
дискуссия
межпоколенная связь и
поколение; теория Л.Н.
Гумилева
Понятия
межнациональные
отношения,
этноцентризм,
этнические конфликты.
Отношения между разными
национальностями внутри
одного государства.
Отношения между разными
нациямигосударствами.
Мирные и военные формы
взаимодействия народов.
Формирование многонацио
нального государства.
Дополнительно:
этноцентризм и на
циональная нетерпимость;
пути решения этнических
конфликтов
Письменны
й опрос
§22,про
блемные
вопросы
к
параграф
у
Знать: основные понятия по теме
урока; причины этнических
конфликтов. Уметь:
характеризовать
межнациональные отношения;
высказывать суждения о воз
можных путях преодоления
этнических конфликтов;
участвовать в дискуссии;
работать с документами;
отвечать на проблемные
вопросы; анализировать, обоб
щать и делать выводы Конфликты в
обществе
2
Уроки
практи
кумы
3
1,
3
2
Семья
3
3
1 Урок
лабора
торного
типа
Понятие конфликт.
Предмет, субъект, повод,
причины, цель и масштаб
конфликта. Формы
конфликта. Классификация
конфликтов по способам
их протекания.
Дополнительно:
особенности семейных
конфликтов, их влияние на
родителей и детей; способы
решения конфликтов
Понятия семья,
жизненный цикл семьи,
нуклеарная семья,
расширенная семья,
развод. Семья как
фундаментальный институт
общества и малая группа.
Жизненный цикл семьи.
Многопоколенная семья.
Эволюция форм семьи.
Брак и разводы.
Дополнительно: проблема
нуклеар
ной семьи;
последствия развода, его
социальная роль
понятие
конфликт;
Знать:
классификацию конфликтов.
Уметь: на конкретных примерах
определять предмет, субъект,
повод, причины, цель и масштаб
конфликта; называть и ха
рактеризовать способы решения
конфликтов; приводить примеры
конфликтов в современной
российской действительности;
находить выход из конфликта на
примере учебной ситуации
Знать: основные понятия по теме
урока. Уметь: характеризовать
семью как фундаментальный
институт общества и малую
группу; описывать жизненный
цикл семьи; высказывать
суждения о проблеме развода,
его социальной роли;
анализировать, обобщать и
делать выводы; отвечать на про
блемные вопросы; работать со
схемами
Устный
опрос
Тест
§ 23,
про
блемны
й
вопрос
кпара
графу
§ 24,эссе
на тему
«Гражда
нский
брак: за и
против» 1
3
4
Повторение и
обобщение
изученного в
курсе
обществознани
я за 8 класс
Повторите
льно
обобщающ
ий
урок
Подведение итогов
изучения курса
обществознания за 8 класс.
Повторение основных
понятий курса. Решение
проблемных вопросов
Тест
Задания
нет
Знать: основные понятия курса
общество знания за 8 класс;
теоретический
материал,
изученный в течение года. Уметь:
применять полученные знания
при решении практических и
проблемных задач;
выделять
главное в учебном материале;
высказывать и аргументировать
свою точку зрения
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.