Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
утверждённой Министерством образования Российской Федерации. Соответствует задачам изучения обществознания в основной школе.
Рассмотрено
Утверждено
на заседании методического совета: приказом
директора филиала
____________/___________/ от «31» августа 2016
№ 182
Протокол от «__»________20___г. №____
Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа,
филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рабочая программа по ___обществознанию____в ____8___ классе
Учитель:
Матвеева Нина ВладимировнаПояснительная записка.
Новолыбаево, 2016
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №
1897), на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
утверждённой Министерством образования Российской Федерации, Образовательной программой образовательного учреждения, утверждённой
директором филиала 31.08.2016 г., учебного плана Новолыбаевской СОШ, филиала МАОУ ЗГО «СОШ №1», утверждённого приказом директора филиала
от 26.05.2016 г. № 94 и рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Цели:
развитие личности в период ранней юности, ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к
социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
осво ение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом
регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы
среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в
жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейнобытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.Задачи:
создать содержательные и организационно педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности
элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоциональнооценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического
общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных
альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам
общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности
в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая
анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том
числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих
терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния),
правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации,
при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования,
рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
1.Планируемые предметные результаты освоения обществознания.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2.Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий.
Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.Глава I. Человек и общество (6 часов). Природа человека. Деятельность человека, её виды. Взаимодействие человека и окружающей среды.
Место человека в мире природы. Что связывает людей в обществе. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественный прогресс.
Глобальные проблемы современности. Личность. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Личность и общество.
Г л а в а II. Сфера духовной жизни (8 часов). Сфера духовной жизни и её особенности. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм. Долг и совесть. Моральный выбор. Образование и наука. Образование и карьера. Роль религии в культурном развитии. Религиозные
нормы. Мировые религии.
Глава III. Социальная сфера (6 часов). Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальная мобильность.
Социальные конфликты и пути их разрешения. Основные социальные группы современного российского общества. Отношения между поколениями.
Нации и межнациональные отношения. Понятие толерантности. Отклоняющееся поведение. Образ жизни и здоровье.
Глава IV «Экономика» 15ч. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Основные вопросы экономики.
Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Производство. Товары и услуги. Предприниматель. Этика предпринимательства. Роль государства в рыночной экономике. Государственный
бюджет. Налоги Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Права потребителей.
Инфляция. Роль банков в экономике. Занятость и безработица. Причины безработицы. Мировое хозяйство. Международная торговля.
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, наблюдение, зачёт, работа по карточке.
Виды организации учебного процесса:
самостоятельные работы, тестирование, обобщающие уроки
3.Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности.
Основное содержание по темам.
Вводный урок Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем
заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в
работе в классе и дома
Природа человека. Деятельность человека, её виды
Характеристика основных видов деятельности ученика.
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить
перспективу совершенствования умений и навыков в процессе
учебной деятельности. Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие
качества. Различать биологические и природные качества
человека. Характеризовать и конкретизировать примерами
биологическое и социальное в человеке. Определять своёВзаимодействие человека и окружающей среды. Место
человека в мире природы
Что связывает людей в обществе. Сферы общественной
жизни, их взаимосвязь
Общественный прогресс.
современности
Глобальные проблемы
Личность. Мировоззрение. Жизненные ценности и
ориентиры
Личность и общество
отношение к различным ка- чествам человека. Выявлять связь
между мышлением и речью.
Объяснять понятие
«самореализация». Определять и конкретизировать примерами
сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры
основных видов деятельности
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о
связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать
значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние
природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с
заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать
сделанные выводы
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы
общественной жизни и характерные для них социальные явления.
Показывать на конкретных примерах взаи- мосвязь основных сфер
общественной жизни
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с
переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты
социальной действительности, связанные с изменением структуры
общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в
обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами
социальной жизни перемены, происходящие в современном
обществе (ускорение общественного развития). Использовать
элементы причинно-следственно- го анализа при характеристике
глобальных проблем.
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия
«индивидуальность».
Использовать элементы причинно-
следственного анализа при характеристике социальных
параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки,
характеризующие человека как индивида, индивидуальность и
личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние
на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в
которых проявляются различные качества личности, её
мировоззрение, жизненные ценности и ориентир
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.Сфера духовной жизни и её особенности
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для
школьников
Определять сущностные характеристики понятия «культура».
Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и
извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
культуры из адаптированных источников. Характеризовать
духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение
к тенденциям в культурном развитии
Долг и совесть
Моральный выбор
Образование и наука. Образование и карьера
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы.
Мировые религии
Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать
основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону
различных социальных ситуаций. Использовать элементы
причинно-следственного анализа для объяснения влияния
моральных устоев на развитие общества и человека
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей
Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные
оценки собственным поступкам, поведению других людей
Оценивать значение образования в информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из
различных источников. Характеризовать с опорой на примеры
современную обра зовательную политику РФ. Обосновывать своё
отношение к непрерыв- ному образованию
Определять сущностные характеристики религии и её роль в
культурной жизни.
Объяснять сущность и значение
веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать своё отношение к религии и атеизму
Выявлять и различать разные социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального неравенства. Приводить
примеры различных видов социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных кон- фликтов, используя
межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их
разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о
структуре общества и направлениях её изменения из
адаптированных источников различного типа
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать
предписанный и достигаемый статусы.
Раскрывать и
иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.
Социальные различия в обществе: причины их
возникновения и проявления. Социальная мобильность.
Социальные конфликты и пути их разрешения
Основные социальные группы современного российского
общества. Отношения между поколениямНации и межнациональные отношения.
толерантности
Понятие
Отклоняющееся поведение. Образ жизни и здоровье
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические
ресурсы и потребности
Основные вопросы экономики
Собственность и её формы
Рыночное регулирование экономики: возможности и
границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики
Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку,
показывать их проявление в различных социальных ситуациях.
Описывать основные социальные роли стар- ших подростков.
Характеризовать межпоколенческие отношения в современ ном
обществе. Выражать собственное отношение к проблеме
нарастания разрыва между поколениями
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте
понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать
примерами из прошлого и современности значение общего
исторического прошлого, традиций в сплочении народа.
Характеризовать противоречивость межнациональных отношений
в современном мире. Объяснять причины возникновения
межнациональных конфликтов и характеризовать воз- можные
пути их разрешения
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать
опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Оценивать социальное значение здорового образа
жизни
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять
проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать
свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия
решения на основе экономического выбора
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных
вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять
основные типы экономических систем. Характеризовать способы
координации хо- зяйственной жизни в различных экономических
системах
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и
конкретизировать примерами формы собственности. Называть
основания для приобретения права собственности. Анализировать
несложные практические ситуации, связанные с реализацией и
защитой прав собственности
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов
организации экономической жизни. Характеризовать условия
функционирования рыночной экономической системы. Описывать
действие рыночного механизма формирования цен на товары иПроизводство. Товары и услуги
Предприниматель. Этика предпринимательства
Роль государства в рыночной экономике. Государственный
бюджет. Налоги
Неравенство доходов. Перераспределение доходов
Семейное потребление. Прожиточный минимум. Права
потребителей
Инфляция. Роль банков в экономике
услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного
механизма регулирования экономики в жизни общества
Объяснять решающую роль производства как источника
экономических благ. Различать товары и услуги как результат
производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы
производства. Находить и извлекать социальную информацию о
производстве из адаптированных источников. Исследовать
несложные практические ситуации, связанные с использованием
различных способов повышения эффективности производства
Описывать социально-экономическую роль и функции
предпринимательства. Сравнивать различные организационно-
правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять
преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать
собственное отношение к проблеме соблюдения морально-
этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности
своего участия в предпринимательской деятельности
Характеризовать экономические функции государства. Описывать
различные формы вмешательства государства в рыночные
отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать
смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры
государственной полити- ки регулирования доходов и расходов
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать
причины неравенства доходов населения.
Объяснять
необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать
примерами государственные меры социальной поддержки
населения
Описывать закономерность изменения потребительских расходов
семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых
услуг, пре- доставляемых гражданам. Раскрывать на примерах
меры защиты прав потребителе
Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать
влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни
населения. Называть и иллюстрировать примерами формы
сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с
инфляционными процессами в стране. Оценивать способы
использования сбережений своей семьи с точки зренияЗанятость и безработица. Причины безработицы
Мировое хозяйство. Международная торговля
Экономика (обобщение).
экономической рациональности. Характеризовать роль банков в
сохранении и приумножении доходов населения
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной
экономики. Называть и описывать причины безработицы.
Различать экономические и социальные последствия безработицы.
Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать
собственные возможности на рынке труда
Описывать реальные связи между участниками международных
экономических отношений.
Характеризовать причины
формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние
международной торговли на развитие мирового хозяйства.
Объяснять и конкретизировать примерами направления
внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия
«обменный валютный курс»
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для
школьников