Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
3. Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2010 г. ;
4. Приказа Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 года об утверждении Федерального перечня учебников на 2016/2017 учебный год.
5. Приказа от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
6. Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г «О рабочих программам учебных предметах».
7. Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Малокударинская средняя общеобразовательная школа».
8. Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога.
9. Учебного плана МБОУ «Малокударинская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
Программа ориентирована на УМК : Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2015 г.
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
2. Адресность: Программа рекомендована учащимся для обучения обществознанию в 8 классе МБОУ «Малокударинская СОШ».
3. Актуальность. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 8-х классов.
4. Общая характеристика учебного предмета.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 8-х классов.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8-х классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
5. Цель курса.
Изучение обществознания в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• формирование, развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение знаний о системных связях экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (п том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• овладение алгоритмами применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
1. достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
2. подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
3. выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
6. Контроль за усвоением знаний.
Текущий контроль учащихся проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
- устный опрос;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- контрольная работа;
- анализ источников;
- эссе;
- работа с документами;
- творческие работы и их защита.
7. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 8 классе по 35 из расчета 1 учебный час в неделю.
8.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Содержание учебного предмета, курса
8 класс (35 ч.)
Введение (1 ч.)
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?
Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?
Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.
Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.
Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. Кто помогает стать личностью?
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.
Моральный выбор- это ответственность. Моральный выбор. Свобода- это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.
Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.
Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания..
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.
Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это
Тема 4. Экономика (13 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.
Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.
Производство- основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.
Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Безработица. Безработица- спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Урок обобщающего повторения (1 ч.).
Резервный урок (1 ч.)
Национально-региональный компонент. Рабочая программа составлена с использованием уроков, содержащих национально-региональный компонент в темах «Социальная сфера» и «Экономика»
10.Формы организации учебных занятий:
-индивидуальная (консультации);
-групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по теме усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
На уроках обществознания применяются следующие методы:
- объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
- методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
– словесный, наглядный, практический.
11. Основные виды учебной деятельности.
Практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии
Календарно-тематическое планирование курса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
8 класс
|
Название тем и уроков |
Кол-во часов |
№ §, стр. |
Дата план |
Дата факт |
1 |
Введение. (1 ч.) |
|
|
|
|
Личность и общество.(6 ч) |
|
|
|
|
|
2 |
Что делает человека человеком? |
|
|
|
|
3 |
Человек, общество, природа |
|
|
|
|
4 |
Общество как форма жизнедеятельности людей. |
|
|
|
|
5 |
Развитие общества |
|
|
|
|
6 |
Как стать личностью. |
|
|
|
|
|
Сфера духовной культуры. (8 ч.) |
|
|
|
|
7 |
Сфера духовной культуры и её особенности |
|
|
|
|
8 |
Мораль. |
|
|
|
|
9 |
Долг и совесть. |
|
|
|
|
10 |
Моральный выбор- это ответственность |
|
|
|
|
11 |
Образование |
|
|
|
|
12 |
Наука в современном обществе. |
|
|
|
|
13 |
Религия как одна из форм культуры |
|
|
|
|
|
Социальная сфера. (5 ч.) |
|
|
|
|
14 |
Социальная структура общества. |
|
|
|
|
15 |
Социальные статусы и роли |
|
|
|
|
16 |
Нации и межнациональные отношения. |
|
|
|
|
17 |
Отклоняющееся поведение. |
|
|
|
|
|
Экономика (13 ч.) |
|
|
|
|
18 |
Экономика и ее роль в жизни общества. |
|
|
|
|
19 |
Главные вопросы экономики. |
|
|
|
|
20 |
Собственность. |
|
|
|
|
21 |
Рыночная экономика. |
|
|
|
|
22 |
Производство- основа экономики. |
|
|
|
|
23 |
Предпринимательская деятельность. |
|
|
|
|
24 |
Роль государства в экономике. |
|
|
|
|
25 |
Распределение доходов. |
|
|
|
|
26 |
Потребление. |
|
|
|
|
27 |
Инфляция и семейная экономика. |
|
|
|
|
28 |
Безработица, ее причины и последствия. |
|
|
|
|
29 |
Мировое хозяйство и международная торговля. |
|
|
|
|
30 |
Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика» |
|
|
|
|
31 |
Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.) |
|
|
|
|
32-35 |
Резерв |
|
|
|
|
Приложение
Календарно – тематическое планирование
по Обществознанию
8 класс (34 часа)
№ урока
|
Тема урока |
Дата проведения |
Тип урока |
Элементы содержания образования |
Вид деятельности обучающихся |
Планируемый результат и уровень усвоения |
Формы диагностики и контроля |
|
Предметные умения |
Метапредметные универсальные учебные действия |
|||||||
1 |
Введение. (1 ч.) |
3.09 |
Урок изучения нового материала |
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности
|
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
|
Знать термины, общие представления об обществознании, Уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение. |
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
|
Текущий контроль |
Личность и общество. (6 ч) |
|
|||||||
2 |
Что делает человека человеком? |
10.09 |
Урок изучения нового материала |
Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности.
|
Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности |
Объяснять понятия личность, общество. Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы. Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества Характеризовать процесс социализации индивида. Раскрывать значение понятия «мировоззрение». Приводить примеры и выстраивать пирамиду жизненных ценностей и ориентиров. Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей. Описывать основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Раскрывать содержание общественных отношений. Характеризовать социальные изменения и их формы. Раскрывать пути развития общества. Выделять тенденции развития, оценивать основные вызовы и угрозы человечеству в 21 веке. Объяснять понятия: глобализация, глобальные проблемы. Перечислять глобальные проблемы современности. |
Текущий контроль |
|
3 |
Человек, общество, природа. |
17.09 |
Комбинированный |
Взаимодействие человека и природы. Влияние человека на природу. |
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы |
Устный опрос |
||
4 |
Общество как форма жизнедеятельности людей. |
24.09 |
Комбинированный |
Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.
|
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни |
Устный опрос |
||
5 |
Развитие общества. |
1.10 |
Комбинированный |
Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXIвеке. Глобальные проблемы современности.
|
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. |
Устный опрос |
||
6 |
Как стать личностью. |
8.10 |
Урок – проблемная беседа |
Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
|
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры |
Круглый стол |
||
7 |
Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Личность и общество» |
15.10 |
Защита проектных работ |
Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
|
Проектная работа. Формировать навыки индивидуальной поисково-эвристической деятельности и навыки работы в группе. Систематизировать знания. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. |
Защита проектных работ |
||
|
Сфера духовной культуры. (8 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Сфера духовной культуры и её особенности |
22.10 |
Урок изучения нового материала |
Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.
|
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии. |
Знать, что включает в себя понятие «культура». Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения Характеризовать сферу духовной культуры, выделять ее особенности. Выделять культуру личности и общества. Выявлять тенденции развития духовной культуры в современной России. Объяснять понятие мораль. Называть основные ценности и нормы морали. Раскрывать смысл понятий: гуманизм, патриотизм, гражданственность. Характеризовать добро и зло как главные понятия этики. Выделять критерии морального поведения. Характеризовать моральные категории - долг и совесть. Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий. Раскрывать различия между объективными обязанностями и моральной ответственностью. Проводить сравнение между долгом общественным и долгом моральным. Характеризовать совесть как внутренний самоконтроль человека. Объяснять понятие моральный выбор. Характеризовать связь свободы и ответственности. Оценивать связь между моральными знаниями и практическим поведением. Проводить критический анализ собственных помыслов и поступков |
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы; уметь контролировать действия партнера;
|
Текущий контроль |
9 |
Мораль. |
29.10 |
Комбинированный |
Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.
|
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека |
Устный опрос |
||
10 |
Долг и совесть. |
12.11 |
Комбинированный |
Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть. Совесть как требование своих постыдных поступков (Демокрит).
|
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей |
Устный опрос |
||
11 |
Моральный выбор- это ответственность. |
19.11 |
Урок – проблемная беседа |
Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Основные принципы и формы морали.
|
Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей |
Семинар |
||
12 |
Образование |
26.11 |
Комбинированный |
Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.
|
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию |
Устный опрос |
||
13 |
Наука в современном обществе. |
3.12 |
Комбинированный |
Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. Наука – двигатель прогресса
|
Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе |
Устный опрос |
||
14 |
Религия как одна из форм культуры |
10.12 |
Урок– путешествие в форме защиты проектных работ |
Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. Свобода вероисповедания.
|
Проектная работа. Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму |
Защита проектных работ |
||
15 |
Повторительно-обобщающий урок в форме защиты проектных работ по теме «Сфера духовной культуры». |
17.12 |
Защита проектных работ |
Сфера духовной культуры. Мораль, долг, совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия.
|
Проектная работа. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов. Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке приводимых в качестве примеров социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
Защита проектных работ |
||
|
Социальная сфера. (5 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Социальная структура общества |
24.12 |
Урок изучения нового материала |
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.
|
Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа |
Характеризовать социальную структуру общества. Раскрывать сущность социальной мобильности. Выделять различия между большими и малыми социальными группами, формальными и неформальными группами. Характеризовать социальный конфликт, пути его разрешения. Раскрывать смысл понятий социальный статус и социальная роль. Выявлять многообразие социальных ролей личности. Раскрывать содержание половозрастных ролей в современном обществе, социальных ролей подростка. Характеризовать особенности отношений между поколениями. Характеризовать этнические группы. Раскрывать содержание межнациональных отношений. Оценивать свое отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Характеризовать взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Раскрывать содержание и признаки отклоняющегося поведения. Оценивать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Определять социальную значимость здорового образа жизни. |
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
Текущий контроль |
17 |
Социальные статусы и роли |
14.01 |
Комбинированный |
Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Вопрос «отцы и дети».
|
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями |
Устный опрос |
||
18 |
Нации и межнациональные отношения |
21.01 |
Урок – проблемная беседа |
Межнациональные отношения. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
|
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения |
Круглый стол |
||
19 |
Отклоняющееся поведение. |
28.01 |
Комбинированный |
Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания
|
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни |
Устный опрос |
||
20 |
Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Социальная сфера». |
4.02 |
Защита проектных работ |
Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.
|
Проектная работа. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Защита проектных работ |
||
|
Экономика (13 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Экономика и ее роль в жизни общества. |
11.02 |
Урок изучения нового материала |
Потребности и ресурсы. Свободные и экономиче6ские блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.
|
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора |
Знать, что такое экономика и в чем сложность экономического выбора. Уметь объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми:; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом. Знать , что такое собственность; что называют имущественными отношениями. Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать потребности и ресурсы общества. Раскрывать значение проблемы ограниченности ресурсов и пути ее решения. Объяснять понятия: свободные и экономические блага, альтернативная стоимость (цена выбора). Раскрывать основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Характеризовать функции экономической системы. Выявлять различия между моделями экономических систем. Объяснять содержание понятия собственность. Раскрывать смысл право собственности. Перечислять формы собственности. Раскрывать на примерах механизм защиты прав собственности. Характеризовать рынок и рыночный механизм регулирования экономики. Объяснять понятия спрос и предложение, взаимозависимость между ними. Раскрывать сущность рыночного равновесия. Характеризовать производство. Объяснять понятия: товары и услуги, факторы производства, разделение труда и специализация. Объяснять понятие предпринимательство. Выделять цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Называть основные особенности малого предпринимательства и фермерского хозяйства. Характеризовать роль государства в экономике. Раскрывать экономические цели и функции государства. Объяснять понятие государственный бюджет, его структуру. Перечислять налоги, уплачиваемые гражданами, их виды. Производство – основа экономики. Характеризовать процесс распределения. Раскрывать механизм перераспределение доходов. Выделять экономические меры социальной поддержки населения. Характеризовать процесс потребления, семейное потребление. Раскрывать содержание страховых услуг, предоставляемых гражданам. Выделять экономические основы защиты прав потребителя. Характеризовать реальные и номинальные доходы. Объяснять понятие инфляция. Раскрывать содержание банковских услуг, предоставляемых гражданам, форм сбережений граждан, потребительского кредита. Характеризовать явление безработицы. Выделять причины безработицы. Оценивать экономические и социальные последствия безработицы. Раскрывать роль государства в обеспечении занятости. Характеризовать процесс обмена. Объяснять понятия: мировое хозяйство, международная торговля, обменные курсы валют. Раскрывать содержание и значение внешнеторговой политики. |
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
|
Текущий контроль |
22 |
Главные вопросы экономики. |
18.02 |
Комбинированный |
Нужно ли регулировать производство. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.
|
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах |
Устный опрос |
||
23 |
Собственность. |
25.02 |
Комбинированный |
Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности. Закон на страже права собственности.
|
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать при- мерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности |
Устный опрос |
||
24 |
Рыночная экономика. |
3.03 |
Комбинированный |
Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.
|
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества |
Устный опрос |
||
25 |
Производство- основа экономики. |
10.03 |
Комбинированный |
Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализации. Производительность труда.
|
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства |
Устный опрос |
||
26 |
Предпринимательская деятельность. |
17.03 |
Комбинированный |
Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее организационно- правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство.
|
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности |
Устный опрос |
||
27 |
Роль государства в экономике. |
7.04 |
Комбинированный |
Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее организационно- правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство.
|
Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов |
Устный опрос |
||
28 |
Распределение доходов. |
14.04 |
Комбинированный |
Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
|
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения |
Устный опрос |
||
29 |
Потребление. |
21.04 |
Комбинированный |
Семейное потребление. Страхование. Экономические основы прав потребителей.
|
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей |
Устный опрос |
||
30 |
Инфляция и семейная экономика. |
28.04 |
Комбинированный, с использованием проектных работ учащихся. |
Семейный бюджет. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги.Бюджет государства и семьи.
|
Проектная работа. Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать собственными примерами формы сбережений граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с собственной семейной практикой. |
Защита проектных работ |
||
31 |
Безработица, ее причины и последствия. |
5.05 |
Комбинированный |
Что такое безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
|
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные по- следствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда |
Устный опрос |
||
32 |
Мировое хозяйство и международная торговля. |
12.05 |
Комбинированный |
Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика Обменные курсы валют.
|
Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» |
Устный опрос |
||
33 |
Повторительно - обобщающий урок в форме защиты проектов по теме «Экономика» |
19.05 |
Защита проектных работ |
Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Собственность. Безработица. |
Проектная работа. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Защита проектных работ |
||
34 |
Итоговое повторение по курсу в форме защиты проектов(1 ч.) |
25.05 |
Защита проектных работ |
|
Проектная работа. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе. |
|
|
Защита проектных работ |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.
Учебник «Обществознание. 8 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2014 г.;
Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.
Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.
Базисный учебный план школы.
Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл. – М.:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию. – М.:Просвещение, 2005. (Интернет)
Стандарт основного общего образования по обществознанию. (Интернет)
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение, 2012.
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010.
Интернет ресурсы: standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru
http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/
Информационно-коммуникационные средства:
Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD)
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (CD).
Мультимедийные презентации к урокам.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
КИМ для осуществления различных видов контроля и оценки достижения планируемых результатов обучения:
КИМы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
Электронные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова. 8 класс.
Литература для учителя обществознания (основная школа):
1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1.
3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008.
4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
7. Тишков В. А. Российский народ. Ккнига для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
8. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008.
9. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.
10. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html-Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru-50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru- Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru- Основы экономики. Вводный курс.
http://www.mba-start.ru/— Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru— Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg— Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru— Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru— журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/— Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml— Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/— Экологический центр «Экосистема»
.http://www.priroda.ru/— Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/— Глоссарий по социальным наукам. http://www.ihtik.libru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Технические средства обучения:
· компьютер,
· мультимедийный проектор,
· экран проекционный,
· принтер.
Учебно-практическое оборудование:
-аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.