Рабочая программа предмета «Обществознание» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Большой Умыс.
Рабочая программа предмета «Обществознание» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ ООШ с. Большой Умыс.
Предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного
предмета в 59 классах в общем объеме 174 часа, в 8 классе изучается курс «Обществознание» – 35 часов.
1. Планируемые результаты изучения предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении
содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной
и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель,
потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинноследственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного
типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей,
в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по
обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной
структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке
реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социальнополитической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения предмета «Обществознание» учащиеся 8 класса научатся:
•использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования
общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической
деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
нравственного человека и достойного гражданина;
•понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей;
•понимать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
•понимать общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни;
социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения;
социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью;
отношения между поколениями;
•объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей
в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов;причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность
наркомании и алкоголизма для человека и общества; возможности получения общего и профессионального
образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни
общества и государства; взаимосвязь права и государства;
•приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
•сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и
«социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного
самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные
группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных
ситуаций;
спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности
предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную
трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан.
Ученики получат возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и
правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности;
механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданскоправовых споров;
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические
явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической
деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека.
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на
экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя.
2. Содержание учебного предмета
8 класс
Личность и общество
Что делает человека человеком. Отличие человека от других живых существ. Как человек реализует себя.
Человек, общество, природа. Значение природы в жизни человека. Связь человека с природой.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития,
основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной
культуры в современной России.Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло —
главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический
анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования
в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро
ли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современно
го общества. Свобода совести.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формаль
ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в
современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические
блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели
экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство.
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Цели фирмы,
ее основные организационноправовые формы.
Малое
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной
поддержки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические
основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы
сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль
государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
3. Тематическое планирование
№
Тема
Колво
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Вводный урок
Глава 1. Личность и общество.
Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа
Общество, как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Как стать личностью
Повторительнообобщающий урок по теме: «Личность и общество»
Глава 2. Сфера духовной культурысреди людей
Сфера духовной жизни
Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор – это ответственность
Образование
Наука в современном обществе
Религия как одна из форм культуры
Повторительнообобщающий урок по теме: «Сфера духовной
культуры»Человек среди людей»
Глава 3. Социальная сфера
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение
Повторительнообобщающий урок по теме: «Социальная сфера»
Глава 4. Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство – основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1№
29
30
31
32
33
34
35
Тема
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
Повторительно – обобщающий урок по теме «Экономика»
Итоговое повторение
Итоговое повторение
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1