Рабочая программа по обществознанию 9 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Содержит планируемые результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные). Содержание учебного курса с разбивкой на разделы и темы, а также календарно-тематическое планирование на весь учебный год
Иконка файла материала Рабочая программы по обществознанию 9 класс Макешина Е.В..docx
Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение Бурейская средняя  общеобразовательная школа   «Рассмотрено»   на  заседании ШМО Протокол  от  ____________ Руководитель ШМО ________________ «Согласовано»  Зам. директора по УВР __________________ « ___ » ________2018 г.       «Утверждаю»   Директор школы  _____________ /В.Г. Самсонов/  Приказ от    _________.,   №  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Обществознание» 9 класс на 2018 – 2019 учебный год Разработала: учитель  I квалификационной категории Макешина Елена Викторовна2018 год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛьТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА  Личностными  результатами, формируемыми при изучении данного курса являются: ­мотивированность   и   направленность   на   активное   и   созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; ­заинтересованность   не   только   в   личном   успехе,   но   и   в   развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны; ­ценностные   ориентиры,   основанные   на   идеях   патриотизма,   любви   и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:  ­ умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; ­умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; ­способности   анализировать   реальные   социальные   ситуации,   выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей; ­умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности. Предметными результатами освоения данного курса являются: ­относительно целостное представление о человеке; ­понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; ­знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности; ­умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения. социальные   свойства   человека,   его   взаимодействие   с   другими В результате изучения обществознания ученик должен Знать/понимать  людьми;    сущность общества как формы совместной  деятельности людей;  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание   и   значение   социальных   норм,   регулирующих общественные отношения. Уметь  описывать  основные   социальные   объекты,     выделяя   ихсущественные   признаки;     человека   как   социально­деятельное   существо; основные социальные роли; сравнивать  социальные   объекты,   суждения   об   обществе   и человеке, выявлять  их общие черты и различия;  объяснять   взаимосвязи   изученных   социальных   объектов (включая  взаимодействия  человека  и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);   приводить примеры   социальных объектов определенного типа,   ситуаций,   регулируемых   различными   видами социальных   отношений;   социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;  оценивать  поведение   людей   с   точки   зрения   социальных   норм, экономической рациональности;           решать       познавательные   и   практические   задачи   в   рамках изученного материала,  отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из   различных   ее   носителей   (материалы   СМИ,   учебный   текст   и   другие адаптированные   источники);   различать   в   социальной   информации   факты   и мнения;  самостоятельно   составлять  простейшие   виды   правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).               Использовать  приобретенные  знания  и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:  ролей;  процессах;   полноценного   выполнения   типичных   для   подростка   социальных общей   ориентации   в   актуальных   общественных   событиях   и нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации   и  защиты   прав  человека   и  гражданина,  осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  I  . Политическая сфера Раздел    Тема 1. Власть  Формы   проявления   влияния:   сила,   власть   и   авторитет.   Становление власти   в  качестве   политического   института   общества.  Разделение   властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Тема 2. ГосударствоОпределение   политической   системы   общества.   Общие   признаки государства.   Понятие   и   значение   суверенитета.     Внешние   и   внутренние функции государства. Причины  и условия появления государства. Причины и условия   появления   государства.   Виды   монополии   государства:   общие   и частные. Тема 3. Национально­государственное устройство    Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально­освободительные войны и   межнациональные   конфликты.   Централизованное   и   национальное государство, их сходство и различие. Одно­и многонациональные государства. Тема 4. Формы правления  Понятие   об   источнике   власти.   Классификация   форм   правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики.  Сочетание законодательной и исполнительной   ветвей   власти.   Основные   разновидности   республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). Тема 5. Политические режимы    Сущность   и   классификация   политических   режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры.   Происхождение   и   особенности   парламентского   режима. Парламент   как   защитник   демократических   свобод   и   борьба   за   его учреждение. Структура парламента. Тема 6. Гражданское общество и правовое государство    Два   значения   гражданского   общества.   Признаки   гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его   происхождение.   Борьба   за   гражданские   права.   Понятие   о   правовом государстве,   история   его   становления.   Признаки   правового   государства. Черты тоталитарного режима. Тема 7. Голосование, выборы, референдум  Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные   части   процедуры   голосования.   Активность   электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция   политических   партий   за   электорат.   Роль   референдума   в политической жизни. Тема 8. Политические партии  Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической   партии.   Одно­и   многопартийная   система,   их   особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.II   . Человек и его права Раздел    Тема 9. Право, его сущность и особенности  Социальные   нормы.   Функции   и   сущность   права.   Представление   о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно­правовых актов. Тема 10. Закон и власть Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.  Права и полномочия президента. Состав и функции правительства.   Республиканские   и   местные   органы   власти.   Структура   и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России. Тема 11. Конституция  Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека.   Классификация   конституционных   прав.   Характеристика   личных прав.   Содержание   политических   и   гражданских   прав.   Нарушение   прав   и свобод гражданина, их защита. Тема 12. Право и экономика.  Имущественные   отношения.   Принцип   равенства   участников гражданских   правоотношений.   Понятие   физического   и   юридического   лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.  Правовое   регулирование   трудовых   отношений.   Трудовой   кодекс   РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником   и   работодателям.   Расторжение   трудового   контракта   с администрацией и увольнение. Защита детского труда. Тема 13. Правовые основы брака и семьи  Нормы   семейного   права   и   Семейный   кодекс   РФ.   Юридическая трактовка   брака.   Понятие   фиктивного   брака.   Юридические   документы, подтверждающие   заключение   и   расторжение   брака.   Взаимные   обязанности родителей   и   детей.   Понятие   о   правоспособности.   Органы   опеки   и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Тема 14. Преступление и наказание  Формы   совершения   преступления:   действие   и   бездействие.   Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины.   Соучастники   преступления   и   преступная   организация.   Причины совершения   преступления.   Ответственность.   Понятие   административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия.Представление   о   гражданском   правонарушении.   Нарушение   трудовой дисциплины.   Принцип   презумпции невиновности.   Дознание   и   следствие.   Основные   виды   наказания.   Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.   Материальная   ответственность.  III   . Духовная сфера Раздел    Тема 15. Сущность и строение человеческой культуры  Происхождение   слова   «культура»   и   его   значение.   Материальная   и нематериальная   культура,   её   состав   и   структура.     Элементы   культуры   и культурный   комплекс.   Этикет,   его   происхождение   и   правила.   Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Тема 16. Культурные нормы  Понятие   о   культурных   нормах,   их   разновидности.   Образ   жизни. Привычки   и   манеры.   Значение   этикета   в   культуре.   Обычай   и   традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы   и   мораль.   Обычное   право   и   юридические   законы.   Санкции   как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. Тема 17. Формы культуры  Основные   формы   культуры.   Характерные   особенности   элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре   и   контркультуре,   их   отличительные   черты.   Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Тема 18. Религия  Различные   определения   религии,   её   значение   и   роль   в   обществе. Тотемизм,   фетишизм,   анимизм.   Мировые   религии:   христианство,   ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы   религии.   Религиозные   обряды   и   типы   жертвоприношений.   Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне. Тема 19. Искусство  Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства.   Субъекты   художественной   культуры   и   деятели   искусства. Инфраструктура   художественной   культуры.   Критерии   произведений искусства.   Изящные   искусства,   их   история   и   развитие.   «Свободные искусства» Тема 20. Образование  Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы   и   формы   усвоения   учебных   знаний.   Государственное   и   частное образование,   школьное   и   домашнее.   Общее   образование   и   специальноеобразование.   Школа   как   особый   тип   учебно­воспитательного   учреждения. Правовые основы школьного образования. Тема 21. Наука Роль   науки   в   современном   обществе.   Сочетание   научной   и педагогической   функции   в   университете.   Научно­исследовательские   и академические   институты.   Классификация   наук.   Школа   как   способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.№п\ п Название темы Кол ­во час ов 1  Власть 1 Содержание  Характеристик а основных  видов  деятельности Планируемые результаты  д/з план Раздел  1. Политическая сфера (11ч.) Формы проявления  влияния: сила, власть и  авторитет. Становление  власти в качестве  политического института общества. Разделение  властей. Властные  отношения и социальная  иерархия. Борьба за  власть. Основные понятия  темы: сила, авторитет,  власть, иерархия власти.       принимать и сохранять учебную задачу; планировать   свое в действие соответствии   с поставленной задачей   и условиями ее реализации,   в   том числе во внутреннем плане; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения;   Уметь анализировать  конкретные жизненные  ситуации, связанные с  деятельностью власти. Знать понятия: Влияние, сила, власть,  авторитет, господство,  диктатура , руководство, гегемония, управление,  иерархия, легитимность,  оппозиция, разделение  властей 2 Государств о 1 Определение  политической системы  общества. Общие  признаки государства.  Понятие и значение  суверенитета.  Внешние и внутренние функции  развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов Знать причины зарождения государства, его функции ( уметь их  анализировать), основные  признаки государства. Уметь анализировать виды  монополии государствагосударства. Причины  и  условия появления  государства. Причины и  условия появления  государства. Виды  монополии государства:  общие и частные. Основные понятия  темы: государство,  суверенитет,  суверенность, функции  государства,  государственная  монополия. Объединение и  отделение наций.  Формирование единой  Европы. Распад СССР и  проблема сепаратизма.  Национально­ освободительные войны  и межнациональные  конфликты.  Централизованное и  национальное  государство, их сходство и различие. Одно­и  многонациональные  государства. 3 1 Национальн о­  государстве нное  устройство и и достижения социального признания; осознанное произвольное построение речевого высказывания   в устной и письменной форме       ( вариант: объяснять  закономерности развития  процессов). Знать понятия: государство, суверенитет, внутренние и  внешние функции,  политическая система,  монополии государства. осуществление  поиска  необходимой  информации для  выполнения  учебных заданий с  использованием  учебной  литературы; Знать конкретные факты,  подтверждающие процесс  объединения наций и их  отделения. Уметь: ­ объяснить процесс создания  централизованных государств; ­ объяснить причины и  особенности распада  национальных государств.  Знать понятия: Интеграция, дифференциация,  сепаратизм, централизованное  государство, общенациональное4 Формы  правления 1 Основные понятия  темы: национально­ государственное  устройство, сепаратизм,   централизованное  государство, империя. Понятие об  источнике власти.  Классификация форм  правления. Сущность и  политическое устройство демократии.  Особенности демократии в нашей стране. Природа  и сущность республики.   Сочетание  законодательной и  исполнительной ветвей  власти. Основные  разновидности  республики:  парламентская,  президентская и  смешанная. Основные понятия  темы: монархия,  аристократия,  демократия, тирания,  государство, империя. Уметь: ­ сравнивать две формы  правления: республику и  монархию; ­ разъяснить сущность  демократической формы  правления; ­ анализировать политическую  систему государства. Знать понятия: монархия, республика,   демократия, аристократия,  тирания, олигархия,  охлократия, импичмент,  принципы демократии.   принимать   и   сохранять учебную задачу; планировать   свое действие в соответствии   с поставленной и задачей   условиями ее реализации,   в   том числе во внутреннем плане; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения;5 Политическ ие режимы 1 6 1 Гражданско е общество   и правовое  государство олигархия, республика,  импичмент. Сущность и  классификация  политических режимов.  Характеристика и  исторические формы  авторитаризма. Природа  и сущность диктатуры.  Происхождение и  особенности  парламентского режима.  Парламент как защитник  демократических свобод  и борьба за его  учреждение. Структура  парламента. Основные понятия  темы: авторитаризм,  тоталитаризм,  парламент. Два значения  гражданского общества.  Признаки гражданского  общества. История  развития и сущность  гражданства.  Избирательное право и  его происхождение.  Уметь объяснять  особенности политических  режимов (аргументиро­вать  фактами из всеобщей  истории и истории России). Знать понятия: политический режим, демократический и  недемократический режимы;  авторитарный, тоталитарный  режимы, фашизм, деспотия,  тирания, либерально­ демократический режим. осуществление поиска необходимой информации   для выполнения учебных   заданий   с использованием учебной литературы; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения социального и   Уметь: ­ объяснятьсущность  явлений, процессов  (гражданское общество,  правовое государство);  ­формулировать и  отстаивать свою позицию.1 Гражданско е общество   и правовое  государство Борьба за гражданские  права. Основные понятия  темы: гражданское  общество, гражданство,  правовое государство,  тоталитаризм. Понятие о правовом  государстве, история его  становления. Признаки  правового государства.  Черты тоталитарного  режима. Основные понятия  темы: гражданское  общество, гражданство,  правовое государство,  тоталитаризм.   и признания; осознанное произвольное построение речевого высказывания   в устной и письменной форме   Знать понятия: гражданское  общество, правовое  государство, гражданин,  гражданство понимать возможность различных   позиций людей, других   от отличных   собственной,   и ориентироваться на партнера общении взаимодействии; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения; позицию в и       1 Голосовани е, выборы,  референдум Голосование как  форма участия граждан в политической жизни  страны. Составные части  умение осуществлять синтез как составление целого   Уметь: ­ объяснить особенности  форм участия граждан в  политической жизни страны;  7 8процедуры голосования.  Активность электората.  Политические  предпочтения людей.  Электорат политических  партий России.  Конкуренция  политических партий за  электорат. Роль  референдума в  политической жизни. Основные понятия  темы: активное  избирательное право,  пассивное избирательное  право, электорат,  референдум. Определение и признаки  политических партий.  Понятие о программа  политической партии.  Одно­и многопартийная  система, их особенности, преимущества и  недостатки. Функции  политических партий.  9 Политическ ие партии 1   из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию   по заданным критериям; умение устанавливать причинно­ следственные связи;   принимать и сохранять учебную задачу; планировать   свое в действие соответствии   с поставленной задачей   условиями и ее     ­ высказывать суждения о  поведении разных  социальных групп в  политической жизни страны  и крае. Знать понятия:активное  избирательное право,  пассивное избирательное  право, избирательная  система, электорат,  референдум;  собрания,митинги,шествия,  пикетирование,  предложение, Заявление,  жалоба, голосование,  свободные выборы  пикетирование,  предложение, заявление,  жалоба, голосование,  свободные выборы. Уметь: сопоставлять и  систематизировать материал  связанный с особенностями  различных политических  партий; формулировать и  отстаивать свою  гражданскую  позицию(вариант: выявлять  сходства и различия10 Политическ ие партии 1 Основные понятия  темы: политическая  партия,  многопартийность,  политическая программа.   реализации,   в   том числе во внутреннем плане; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения; Классификация  политических партий.  Роль политических  партий в обществе. Основные понятия  темы: политическая  партия,  многопартийность,  политическая программа. осуществление  поиска  необходимой  информации для  выполнения  учебных заданий с  использованием  учебной  литературы; родственных объектов  (партий)).  Знать понятия: политическая партия, политическая  социализация граждан,  партийная система,  политическая программа;   партии: парламентские и  массовые, правящие и  оппозиционные, открытые и   закрытые; революционные,  реформистские, реакционные и консервативные; левые,   правые и центристские  партии; многопартийность. 11 Повторение. Политическ ая жизнь  современно й России:  общее   особенное.   и  1 Проверочная работа  «Политическая жизнь  современной России» адекватно воспринимать оценку учителя; ориентировка   на разнообразие способов   решения задач;Раздел  2. Человек и его права 12 1   Право, его  сущность и  особенности Социальные нормы.  Функции и сущность  права. Представление о  юридической  ответственности. Права и обязанности. Понятие о  естественных правах и  гражданских правах.  Основные понятия  темы: социальные  нормы, право, правовая  культура, норма права,  отрасль права.   и развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения социального признания; осознанное произвольное построение речевого высказывания   в устной и письменной форме и     13 1 Право, его  сущность и  особенности Уровень и  содержание  правосознания. Правовая культура. Разновидности  правовых норм.  Основные отрасли права. Иерархия нормативно­ правовых актов. Основные понятия  темы: социальные  понимать возможность различных   позиций   других людей, от отличных   собственной,   и ориентироваться на партнера общении позицию в и       Уметь  ­ объяснить особый статус  права в системе социальный  норм;­ сравнивать нормы  морали и нормы права.Знать  понятия: социальные нормы,  норма права, отрасль права,  правовая культура личности, юриспруденция,  юридическая  ответственность,  обязанность, нормативно­ правовой акт,  международное  гуманитарное право Уметь:­ давать оценку  изученных политико­ правовых явлений;  ­формулировать и  отстаивать свою позицию по  поводу необходимости  разделения властей; ­  объяснять сущность  разделения властей.нормы, право, правовая  культура, норма права,  отрасль права. взаимодействии; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения; 14 Закон и  власть 1 Равенство перед  законом. Структура  федерального собрания.  Функции и роль  депутатов. Состав и  функции Госдумы и  Совета Федерации.  Институт президентства  в России.  Права и  полномочия президента.  Состав и функции  правительства.  Республиканские и  местные органы власти.  Структура и функции  судебной власти.  Структура и функции  правоохранительных  органов. Основные понятия  темы: Федеральное  собрание, правительство, Президент,    умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию   по заданным критериям; умение устанавливать причинно­ следственные связи;   Знатьпонятия Федеральное  собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная  дума, Конституцион­ный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные  суды, суд присяжных, истец,  ответчик, состязательность  сторон, прокурор, адвокат  (адвокатура), арбитражный  суд, правоохранительные  органы, криминальная  милиция, Федеральная  пограничная служба,  юрисконсульт.15 Конституци я 1 16 1 Право и  экономика.  Право и  имуществен ные  отношения Конституционный суд,  правоохранительные  органы, адвокатура Конституция как  основной закон страны,  её структура. Правовой  статус человека.  Классификация  конституционных прав.  Характеристика личных  прав. Содержание  политических и  гражданских прав.  Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Основные понятия  темы: Конституция,  правовой статус  человека. Участники  имущественных  отношений. Виды  договоров. Изменение  имущественных прав  граждан. Право  собственности.  Арбитражный суд. Основные понятия  осуществление  поиска  необходимой  информации для  выполнения  учебных заданий с  использованием  учебной  литературы; Уметь: объяснить  особенности правового  статуса гражданина России;  ­соотносить правовой статус  жителя област с правовым  статусом гражданина России. Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина   принимать и сохранять учебную задачу; планировать   свое в действие соответствии   с поставленной задачей   условиями и ее     Уметь:­ называть основные  нормы, регулирующие  имущественные отношения;  ­характеризовать институт  права собственности; ­  приводить примеры прав  потребителя и способов их  защиты. Знать понятия:  имущественные отношения,17 Банковская  и  пенсионная  система в  РФ темы: имущественные  отношения, право  собственности, сделка,  договор, иск.   реализации,   в   том числе во внутреннем плане; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения; право собственности, сделка, договор, иск; права  потребителя, исполнитель  изготовитель, срок годности,  Федеральный  Антимонопольный комитет Знать особенности  банковской системы Р.Ф.  Пенсионной системы и  политики правительства в  области пенсионного  законодательства. и развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения социального признания; осознанное произвольное построение речевого высказывания   в устной и письменной форме и       18 1 Потребител ь и его  права Имущественные  отношения. Принцип  равенства участников  гражданских  умение осуществлять синтез как составление целого   Закон РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ19 Труд и  право 1 правоотношений.  понятие физического и  юридического лица.  Право собственности на  имущество. Сделка и  договор. Потребитель и  его права. Основные понятия  темы: потребитель,  исполнитель,  изготовитель. Правовое регулирование  трудовых отношений.  Трудовой кодекс РФ.  Трудоустройство и его  регулирование.  Заключение трудового  договора, расторжение  контракта. Расторжение  трудового контракта с  администрацией и  увольнение. Защита  детского труда. Основные понятия  темы: трудовое право,  ТК РФ, детский труд.   из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию   по заданным критериям; умение устанавливать причинно­ следственные связи; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения социального признания; осознанное произвольное построение речевого высказывания   в устной и и и       Уметь:  характеризовать  трудовое право как отрасль  права, трудовой контракт;  характеризовать правовой  статус несовершеннолетних в трудовых отношениях;   назвать: виды трудовых  договоров, условия  заключения и прекращения  трудовых отношений. Знать  понятия: трудовое право,  детский труд, трудовой  договор (контракт),  безработный, льготы и  гарантии, трудовая книжка,20 1 Правовые  основы  брака и  семьи. . 21 1 Преступлен ие и  наказание. Нормы семейного  права и Семейный кодекс РФ. Юридическая  трактовка брака.  Понятие фиктивного  брака. Юридические  документы,  подтверждающие  заключение и  расторжение брака.  Взаимные обязанности  родителей и детей.  Понятие о  правоспособности.  Органы опеки и  попечительства.  Классификация прав и  свобод ребенка. Основные понятия  темы: брачный контракт, правоспособность,  дееспособность Формы совершения преступления: действие  и бездействие. Три  признака преступления.  письменной форме понимать возможность различных   позиций людей, других   отличных   от собственной,   и ориентироваться на партнера общении взаимодействии; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения; позицию в и       испытательный срок, время  работы, увольнение, время  отдыха, отпуск Уметь давать правовую  характеристику брачно­ семейных отношений;   приводить примеры  правового регулирования  семейных отношений. Знать  понятия: брачный контракт,  правоспообность,  дееспособность, семья,  супруги, свидетельство о  браке, совместная  собственность, ЗАГС,  ребенок, его права осуществление  поиска  необходимой  информации для  Знать, что собой  представляют проступки и  преступления совершаемые  людьми. Админ истрат ивный  ивыполнения  учебных заданий с  использованием  учебной  литературы; Уметь:  анализировать  состав преступления и  определять, является ли  содеянное преступлением;   давать оценку изученным  правовым явлениям. Знать,  что такое юридическая  ответственность и какие  виды ответственности  существуют, что  представляет собой принцип  презумпции невиновности; знать наказания, которым  могут подвергаться лица,  совершившие преступления.  Уголов ный  кодекс ы РФ нагляд ные  пособи я  «Право наруше ния»,  «Юрид ическа я  ответст веннос ть» Умысел или  неосторожность как  формы выражения вины.  Соучастники  преступления и  преступная организация.  Причины совершения  преступления.  Ответственность.  Понятие  административного  проступка. Субъекты  применение взысканий.  Разнообразие мер  воздействия.   Представление о  гражданском  правонарушении.  Нарушение трудовой  дисциплины.  Материальная  ответственность.  Принцип презумпции  невиновности. Дознание  и следствие. Основные  виды наказания. Лишение свободы и меры  воспитательного  воздействия.22   Повторение. .   Раздел 3. Духовная сфера. 23 1 Сущность и строение  человеческо й культуры. Основные понятия  темы: преступление,  проступок, наказание  несовершеннолетних. Проверочная работа  «Права и обязанности  подростка» Происхождение  слова «культура» и его  значение. Материальная  и нематериальная  культура, её состав и  структура.  Элементы  культуры и культурный  комплекс. Этикет, его  происхождение и  правила. Культурное  наследие и культурные  универсалии. Роль  культурного наследия в  сохранении и развитии  культуры. Культурное  адекватно воспринимать оценку учителя; ориентировка   на разнообразие способов   решения задач;   умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию   по заданным критериям; умение устанавливать причинно­   Уметь: характерное   или.  Духовную жизнь человека          и общества; разъяснять  сущность понимания  культуры у различных на­ родов.  Знать правила этикета и то, как они могут проявляться.24 Культурны е нормы 1 наследие России,  проблемы его  сохранения. Основные понятия  темы: культура,   культурный комплекс,  этикет, культурное  наследие, культурные  универсалии. Понятие о  культурных нормах, их  разновидности. Образ  жизни. Привычки и  манеры. Значение  этикета в культуре.  Обычай и традиции.  Молодежная мода.  Обряд, его  символическое значение.  Церемония и ритуал.  Нравы и мораль.  Обычное право и  юридические законы.  Санкции как регулятор  человеческого  поведения. Культурная  относительность норм. Основные понятия  следственные связи; Уметь анализировать  особенности некоторых  культурных ценностей,  объяснять сущность  культурного наследия. Знать понятия: культура, общая  культура, элементы  культуры, артефакты,  духовная и материальная  культура, культурный  комплекс; этикет,  культурное наследие,  культурные универсалии       принимать и сохранять учебную задачу; планировать   свое действие в соответствии   с поставленной и задачей   условиями ее реализации,   в   том числе во внутреннем плане; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения;25 Формы  культуры 1 26 Формы  культуры 1 темы: культурные  нормы, манеры, обычаи,  традиции, привычки,  мода, нравы, мораль,  обычное право, санкции. Основные формы  культуры. Характерные  особенности элитарной  культуры.  Отличительные черты  народной культуры.  Массовая культура, её  появление и средства  распространения.  Основные понятия  темы: элитарная  культура, народная  культура, массовая  культура, Понятие о  доминирующей культуре, субкультуре и  контркультуре, их  отличительные черты.  Неформальные  молодежные группы, их  поведение и образ жизни. Молодежная  субкультура и классовая  Характеризовать  основные формы культуры.  Знать понятия: элитарная  культура, народная  культура, массовая  культура,  осуществление  поиска  необходимой  информации для  выполнения  учебных заданий с  использованием  учебной  литературы; Знать понятие о  доминирующей культуре,  субкультуре и  контркультуре, их  отличительные черты.  понимать возможность различных   позиций других людей,   от отличных   собственной,   и ориентироваться на партнера общении позицию в ипринадлежность. Основные понятия  темы: субкультура,  контркультура. взаимодействии; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения; 27 Религия   1 Различные  определения религии, её  значение и роль в  обществе. Тотемизм,  фетишизм, анимизм.  Мировые религии:  христианство, ислам,  буддизм.  Основные понятия  темы: религия,  архаичные религии,  мировые религии, 28 Религия 1 Вера и верование.  Миф и мифология.  Культ и символ как  важные элементы  религии. Религиозные    умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию   по заданным критериям; умение устанавливать причинно­ следственные связи;     принимать и сохранять учебную задачу; планировать   свое действие в   Знать различные  определения религии, её  значение и роль в обществе.  Характеризовать Веру, мифологию, религиозные  обряды и типы  жертвоприношений.  Знать понятия:29 Искусство 1 обряды и типы  жертвоприношений.  Культ предков и  традиция уважения  родителей. Вероучение в  мировых религиях.  Теология и  Божественное  откровение. Понятие о  библейском и церковном  каноне. Основные понятия  темы: мифология,  тотемизм, фетишизм,  анимизм, культ. Различные  трактовки искусства.  Структура и состав  изобразительного  искусства. Субъекты  художественной  культуры и деятели  искусства.  Инфраструктура  художественной  культуры. Критерии  произведений искусства.  Изящные искусства, их  история и развитие.    с соответствии   поставленной и задачей   условиями ее реализации,   в   том числе во внутреннем плане; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения;   развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения социального признания; осознанное произвольное построение речевого высказывания   в и и     мифология, тотемизм,  фетишизм, анимизм, культ. Давать различные  трактовки искусства. Знать основные  понятия темы: искусство,  художественная культура,  фольклор, «свободное  искусство».«Свободные искусства» Основные понятия  темы: искусство,  художественная  культура, фольклор,  «свободное искусство». Основная задача и  исторические формы  образования. Приемы  обучения, предметы и  формы усвоения учебных знаний. Государственное  и частное образование,  школьное и домашнее.  Общее образование и  специальное образование. Школа как особый тип  учебно­воспитательного  учреждения. Правовые  основы школьного  образования. Основные понятия  темы: система  образования, школа,  гимназия, ученик. Роль науки в  современном обществе.  Сочетание научной и  30 Образовани е 1 31 Наука 1 устной и письменной форме   понимать возможность различных   позиций людей, других   отличных   от собственной,   и ориентироваться на партнера общении взаимодействии; учитывать   правило в   планировании   и контроле   способа решения; позицию в и       Давать  характеристику  современому  российскому  образованию. Его  структуре,  законодательной базе. умение осуществлять синтез    Давать характеристику  современной науке, её  классификацию какпедагогической функции  в университете. Научно­ исследовательские и  академические  институты.  Классификация наук.  Школа как способ  приобщения к основам  наук. Структура,  функции, история и  формы высшего  образования. Зарождение и развитие  университетов. История  и разновидность  академий.           Основные  понятия темы: наука,  университет, академия,  РАН Школьное образование  как механизм  приобщения подростка  к основам культуры и  научным знаниям.   составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию   по заданным критериям; умение устанавливать причинно­ следственные связи; осуществление  поиска  необходимой  информации для  выполнения  учебных заданий с  использованием  учебной  литературы; 32   Повторение. 133 34 1 1 Годовая  контрольна я работа за  курс 9  класса Анализ  контрольно й работы адекватно воспринимать оценку учителя; ориентировка   на разнообразие способов   решения задач; адекватно воспринимать оценку учителя; ориентировка   на разнообразие способов   решения задач;