Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Содержит планируемые результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные). Содержание учебного курса с разбивкой на разделы и темы, а также календарно-тематическое планирование на весь учебный год
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Бурейская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол от
____________
Руководитель ШМО
________________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________________
« ___ » ________2018 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____________
/В.Г. Самсонов/
Приказ от _________.,
№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Обществознание»
9 класс
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала:
учитель
I квалификационной категории
Макешина Елена Викторовна2018 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛьТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса
являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социальнофилософских позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления
социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, аргументировать собственную точку зрения.
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих
общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты,
выделяя ихсущественные признаки; человека как социальнодеятельное существо;
основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и
человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять
взаимосвязи изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер
общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа,
ситуаций, регулируемых различными видами
социальных отношений;
социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
решать
познавательные и практические задачи в рамках
изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и
мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых
документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
ролей;
процессах;
полноценного выполнения типичных для подростка социальных
общей ориентации в актуальных общественных событиях и
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
I . Политическая сфера
Раздел
Тема 1. Власть
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление
власти в качестве политического института общества. Разделение властей.
Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Тема 2. ГосударствоОпределение политической системы общества. Общие признаки
государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние
функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и
условия появления государства. Виды монополии государства: общие и
частные.
Тема 3. Национальногосударственное устройство
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы.
Распад СССР и проблема сепаратизма. Национальноосвободительные войны
и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное
государство, их сходство и различие. Однои многонациональные государства.
Тема 4. Формы правления
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления.
Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в
нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и
исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики:
парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Тема 5. Политические режимы
Сущность и классификация политических режимов.
Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность
диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима.
Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его
учреждение. Структура парламента.
Тема 6. Гражданское общество и правовое государство
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского
общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и
его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом
государстве, история его становления. Признаки правового государства.
Черты тоталитарного режима.
Тема 7. Голосование, выборы, референдум
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны.
Составные части процедуры голосования.
Активность электората.
Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России.
Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в
политической жизни.
Тема 8. Политические партии
Определение и признаки политических партий. Понятие о программа
политической партии. Однои многопартийная система, их особенности,
преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация
политических партий. Роль политических партий в обществе.II . Человек и его права
Раздел
Тема 9. Право, его сущность и особенности
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о
юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных
правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая
культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия
нормативноправовых актов.
Тема 10. Закон и власть
Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции
и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт
президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции
правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и
функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов
России.
Тема 11. Конституция
Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус
человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных
прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и
свобод гражданина, их защита.
Тема 12. Право и экономика.
Имущественные отношения.
Принцип равенства участников
гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица.
Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его
права.
Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ.
Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между
работником и работодателям. Расторжение трудового контракта с
администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 13. Правовые основы брака и семьи
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая
трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы,
подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности
родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и
попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Тема 14. Преступление и наказание
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три
признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения
вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины
совершения преступления. Ответственность. Понятие административного
проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия.Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой
дисциплины.
Принцип презумпции
невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение
свободы и меры воспитательного воздействия.
Материальная ответственность.
III
. Духовная сфера
Раздел
Тема 15. Сущность и строение человеческой культуры
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и
нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и
культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное
наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении
и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.
Тема 16. Культурные нормы
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни.
Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции.
Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал.
Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как
регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Тема 17. Формы культуры
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной
культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её
появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре,
субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные
молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и
классовая принадлежность.
Тема 18. Религия
Различные определения религии, её значение и роль в обществе.
Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам,
буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные
элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ
предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном
каноне.
Тема 19. Искусство
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного
искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.
Инфраструктура художественной культуры.
Критерии произведений
искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные
искусства»
Тема 20. Образование
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения,
предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное
образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальноеобразование. Школа как особый тип учебновоспитательного учреждения.
Правовые основы школьного образования.
Тема 21. Наука
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и
педагогической функции в университете. Научноисследовательские и
академические институты. Классификация наук. Школа как способ
приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего
образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность
академий.№п\
п
Название
темы
Кол
во
час
ов
1
Власть
1
Содержание
Характеристик
а основных
видов
деятельности
Планируемые
результаты
д/з
план
Раздел 1. Политическая сфера (11ч.)
Формы проявления
влияния: сила, власть и
авторитет. Становление
власти в качестве
политического института
общества. Разделение
властей. Властные
отношения и социальная
иерархия. Борьба за
власть.
Основные понятия
темы: сила, авторитет,
власть, иерархия власти.
принимать
и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
в
действие
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации, в том
числе
во
внутреннем плане;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
Уметь анализировать
конкретные жизненные
ситуации, связанные с
деятельностью власти.
Знать понятия:
Влияние, сила, власть,
авторитет, господство,
диктатура , руководство,
гегемония, управление,
иерархия, легитимность,
оппозиция, разделение
властей
2
Государств
о
1
Определение
политической системы
общества. Общие
признаки государства.
Понятие и значение
суверенитета. Внешние и
внутренние функции
развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
формирование
мотивов
Знать причины
зарождения государства, его
функции ( уметь их
анализировать), основные
признаки государства.
Уметь анализировать виды
монополии государствагосударства. Причины и
условия появления
государства. Причины и
условия появления
государства. Виды
монополии государства:
общие и частные.
Основные понятия
темы: государство,
суверенитет,
суверенность, функции
государства,
государственная
монополия.
Объединение и
отделение наций.
Формирование единой
Европы. Распад СССР и
проблема сепаратизма.
Национально
освободительные войны
и межнациональные
конфликты.
Централизованное и
национальное
государство, их сходство
и различие. Однои
многонациональные
государства.
3
1
Национальн
о
государстве
нное
устройство
и
и
достижения
социального
признания;
осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной
и
письменной форме
( вариант: объяснять
закономерности развития
процессов).
Знать понятия: государство,
суверенитет, внутренние и
внешние функции,
политическая система,
монополии государства.
осуществление
поиска
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
учебной
литературы;
Знать конкретные факты,
подтверждающие процесс
объединения наций и их
отделения.
Уметь:
объяснить процесс создания
централизованных государств;
объяснить причины и
особенности распада
национальных государств.
Знать понятия:
Интеграция, дифференциация,
сепаратизм, централизованное
государство, общенациональное4
Формы
правления
1
Основные понятия
темы: национально
государственное
устройство, сепаратизм,
централизованное
государство, империя.
Понятие об
источнике власти.
Классификация форм
правления. Сущность и
политическое устройство
демократии.
Особенности демократии
в нашей стране. Природа
и сущность республики.
Сочетание
законодательной и
исполнительной ветвей
власти. Основные
разновидности
республики:
парламентская,
президентская и
смешанная.
Основные понятия
темы: монархия,
аристократия,
демократия, тирания,
государство, империя.
Уметь:
сравнивать две формы
правления: республику и
монархию;
разъяснить сущность
демократической формы
правления;
анализировать политическую
систему государства.
Знать понятия:
монархия, республика,
демократия, аристократия,
тирания, олигархия,
охлократия, импичмент,
принципы демократии.
принимать и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
действие
в
соответствии
с
поставленной
и
задачей
условиями
ее
реализации, в том
числе
во
внутреннем плане;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;5
Политическ
ие режимы
1
6
1
Гражданско
е общество
и правовое
государство
олигархия, республика,
импичмент.
Сущность и
классификация
политических режимов.
Характеристика и
исторические формы
авторитаризма. Природа
и сущность диктатуры.
Происхождение и
особенности
парламентского режима.
Парламент как защитник
демократических свобод
и борьба за его
учреждение. Структура
парламента.
Основные понятия
темы: авторитаризм,
тоталитаризм,
парламент.
Два значения
гражданского общества.
Признаки гражданского
общества. История
развития и сущность
гражданства.
Избирательное право и
его происхождение.
Уметь объяснять
особенности политических
режимов (аргументировать
фактами из всеобщей
истории и истории России).
Знать понятия: политический
режим, демократический и
недемократический режимы;
авторитарный, тоталитарный
режимы, фашизм, деспотия,
тирания, либерально
демократический режим.
осуществление
поиска
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
учебной
литературы;
развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
формирование
мотивов
достижения
социального
и
Уметь: объяснятьсущность
явлений, процессов
(гражданское общество,
правовое государство);
формулировать и
отстаивать свою позицию.1
Гражданско
е общество
и правовое
государство
Борьба за гражданские
права.
Основные понятия
темы: гражданское
общество, гражданство,
правовое государство,
тоталитаризм.
Понятие о правовом
государстве, история его
становления. Признаки
правового государства.
Черты тоталитарного
режима.
Основные понятия
темы: гражданское
общество, гражданство,
правовое государство,
тоталитаризм.
и
признания;
осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной
и
письменной форме
Знать понятия: гражданское
общество, правовое
государство, гражданин,
гражданство
понимать
возможность
различных позиций
людей,
других
от
отличных
собственной,
и
ориентироваться
на
партнера
общении
взаимодействии;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
позицию
в
и
1
Голосовани
е, выборы,
референдум
Голосование как
форма участия граждан в
политической жизни
страны. Составные части
умение
осуществлять
синтез
как
составление целого
Уметь:
объяснить особенности
форм участия граждан в
политической жизни страны;
7
8процедуры голосования.
Активность электората.
Политические
предпочтения людей.
Электорат политических
партий России.
Конкуренция
политических партий за
электорат. Роль
референдума в
политической жизни.
Основные понятия
темы: активное
избирательное право,
пассивное избирательное
право, электорат,
референдум.
Определение и признаки
политических партий.
Понятие о программа
политической партии.
Однои многопартийная
система, их особенности,
преимущества и
недостатки. Функции
политических партий.
9
Политическ
ие партии
1
из частей;
умение
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию по
заданным
критериям;
умение
устанавливать
причинно
следственные
связи;
принимать
и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
в
действие
соответствии
с
поставленной
задачей
условиями
и
ее
высказывать суждения о
поведении разных
социальных групп в
политической жизни страны
и крае.
Знать понятия:активное
избирательное право,
пассивное избирательное
право, избирательная
система, электорат,
референдум;
собрания,митинги,шествия,
пикетирование,
предложение, Заявление,
жалоба, голосование,
свободные выборы
пикетирование,
предложение, заявление,
жалоба, голосование,
свободные выборы.
Уметь: сопоставлять и
систематизировать материал
связанный с особенностями
различных политических
партий; формулировать и
отстаивать свою
гражданскую
позицию(вариант: выявлять
сходства и различия10
Политическ
ие партии
1
Основные понятия
темы: политическая
партия,
многопартийность,
политическая программа.
реализации, в том
числе
во
внутреннем плане;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
Классификация
политических партий.
Роль политических
партий в обществе.
Основные понятия
темы: политическая
партия,
многопартийность,
политическая программа.
осуществление
поиска
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
учебной
литературы;
родственных объектов
(партий)).
Знать понятия: политическая
партия, политическая
социализация граждан,
партийная система,
политическая программа;
партии: парламентские и
массовые, правящие и
оппозиционные, открытые и
закрытые; революционные,
реформистские, реакционные
и консервативные; левые,
правые и центристские
партии; многопартийность.
11
Повторение.
Политическ
ая жизнь
современно
й России:
общее
особенное.
и
1
Проверочная работа
«Политическая жизнь
современной России»
адекватно
воспринимать
оценку учителя;
ориентировка на
разнообразие
способов решения
задач;Раздел 2. Человек и его права
12
1
Право, его
сущность и
особенности
Социальные нормы.
Функции и сущность
права. Представление о
юридической
ответственности. Права и
обязанности. Понятие о
естественных правах и
гражданских правах.
Основные понятия
темы: социальные
нормы, право, правовая
культура, норма права,
отрасль права.
и
развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
формирование
мотивов
достижения
социального
признания;
осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной
и
письменной форме
и
13
1
Право, его
сущность и
особенности
Уровень и
содержание
правосознания. Правовая
культура. Разновидности
правовых норм.
Основные отрасли права.
Иерархия нормативно
правовых актов.
Основные понятия
темы: социальные
понимать
возможность
различных позиций
других
людей,
от
отличных
собственной,
и
ориентироваться
на
партнера
общении
позицию
в
и
Уметь
объяснить особый статус
права в системе социальный
норм; сравнивать нормы
морали и нормы права.Знать
понятия: социальные нормы,
норма права, отрасль права,
правовая культура личности,
юриспруденция,
юридическая
ответственность,
обязанность, нормативно
правовой акт,
международное
гуманитарное право
Уметь: давать оценку
изученных политико
правовых явлений;
формулировать и
отстаивать свою позицию по
поводу необходимости
разделения властей;
объяснять сущность
разделения властей.нормы, право, правовая
культура, норма права,
отрасль права.
взаимодействии;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
14
Закон и
власть
1
Равенство перед
законом. Структура
федерального собрания.
Функции и роль
депутатов. Состав и
функции Госдумы и
Совета Федерации.
Институт президентства
в России. Права и
полномочия президента.
Состав и функции
правительства.
Республиканские и
местные органы власти.
Структура и функции
судебной власти.
Структура и функции
правоохранительных
органов.
Основные понятия
темы: Федеральное
собрание, правительство,
Президент,
умение
осуществлять
синтез
как
составление целого
из частей;
умение
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию по
заданным
критериям;
умение
устанавливать
причинно
следственные
связи;
Знатьпонятия Федеральное
собрание, Правительство РФ,
Президент РФ, Совет
Федерации, Государственная
дума, Конституционный суд,
Совет безопасности РФ, суды
общей юрисдикции, военные
суды, суд присяжных, истец,
ответчик, состязательность
сторон, прокурор, адвокат
(адвокатура), арбитражный
суд, правоохранительные
органы, криминальная
милиция, Федеральная
пограничная служба,
юрисконсульт.15
Конституци
я
1
16
1
Право и
экономика.
Право и
имуществен
ные
отношения
Конституционный суд,
правоохранительные
органы, адвокатура
Конституция как
основной закон страны,
её структура. Правовой
статус человека.
Классификация
конституционных прав.
Характеристика личных
прав. Содержание
политических и
гражданских прав.
Нарушение прав и свобод
гражданина, их защита.
Основные понятия
темы: Конституция,
правовой статус
человека.
Участники
имущественных
отношений. Виды
договоров. Изменение
имущественных прав
граждан. Право
собственности.
Арбитражный суд.
Основные понятия
осуществление
поиска
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
учебной
литературы;
Уметь: объяснить
особенности правового
статуса гражданина России;
соотносить правовой статус
жителя област с правовым
статусом гражданина России.
Знать понятия: Конституция
РФ, статус гражданина
принимать
и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
в
действие
соответствии
с
поставленной
задачей
условиями
и
ее
Уметь: называть основные
нормы, регулирующие
имущественные отношения;
характеризовать институт
права собственности;
приводить примеры прав
потребителя и способов их
защиты. Знать понятия:
имущественные отношения,17
Банковская
и
пенсионная
система в
РФ
темы: имущественные
отношения, право
собственности, сделка,
договор, иск.
реализации, в том
числе
во
внутреннем плане;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
право собственности, сделка,
договор, иск; права
потребителя, исполнитель
изготовитель, срок годности,
Федеральный
Антимонопольный комитет
Знать особенности
банковской системы Р.Ф.
Пенсионной системы и
политики правительства в
области пенсионного
законодательства.
и
развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
формирование
мотивов
достижения
социального
признания;
осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной
и
письменной форме
и
18
1
Потребител
ь и его
права
Имущественные
отношения. Принцип
равенства участников
гражданских
умение
осуществлять
синтез
как
составление целого
Закон РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ19
Труд и
право
1
правоотношений.
понятие физического и
юридического лица.
Право собственности на
имущество. Сделка и
договор. Потребитель и
его права.
Основные понятия
темы: потребитель,
исполнитель,
изготовитель.
Правовое регулирование
трудовых отношений.
Трудовой кодекс РФ.
Трудоустройство и его
регулирование.
Заключение трудового
договора, расторжение
контракта. Расторжение
трудового контракта с
администрацией и
увольнение. Защита
детского труда.
Основные понятия
темы: трудовое право,
ТК РФ, детский труд.
из частей;
умение
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию по
заданным
критериям;
умение
устанавливать
причинно
следственные
связи;
развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
формирование
мотивов
достижения
социального
признания;
осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной
и
и
и
Уметь: характеризовать
трудовое право как отрасль
права, трудовой контракт;
характеризовать правовой
статус несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
назвать: виды трудовых
договоров, условия
заключения и прекращения
трудовых отношений. Знать
понятия: трудовое право,
детский труд, трудовой
договор (контракт),
безработный, льготы и
гарантии, трудовая книжка,20
1
Правовые
основы
брака и
семьи.
.
21
1
Преступлен
ие и
наказание.
Нормы семейного
права и Семейный кодекс
РФ. Юридическая
трактовка брака.
Понятие фиктивного
брака. Юридические
документы,
подтверждающие
заключение и
расторжение брака.
Взаимные обязанности
родителей и детей.
Понятие о
правоспособности.
Органы опеки и
попечительства.
Классификация прав и
свобод ребенка.
Основные понятия
темы: брачный контракт,
правоспособность,
дееспособность
Формы совершения
преступления: действие
и бездействие. Три
признака преступления.
письменной форме
понимать
возможность
различных позиций
людей,
других
отличных
от
собственной,
и
ориентироваться
на
партнера
общении
взаимодействии;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
позицию
в
и
испытательный срок, время
работы, увольнение, время
отдыха, отпуск
Уметь давать правовую
характеристику брачно
семейных отношений;
приводить примеры
правового регулирования
семейных отношений. Знать
понятия: брачный контракт,
правоспообность,
дееспособность, семья,
супруги, свидетельство о
браке, совместная
собственность, ЗАГС,
ребенок, его права
осуществление
поиска
необходимой
информации для
Знать, что собой
представляют проступки и
преступления совершаемые
людьми.
Админ
истрат
ивный
ивыполнения
учебных заданий с
использованием
учебной
литературы;
Уметь: анализировать
состав преступления и
определять, является ли
содеянное преступлением;
давать оценку изученным
правовым явлениям. Знать,
что такое юридическая
ответственность и какие
виды ответственности
существуют, что
представляет собой принцип
презумпции невиновности;
знать наказания, которым
могут подвергаться лица,
совершившие преступления.
Уголов
ный
кодекс
ы РФ
нагляд
ные
пособи
я
«Право
наруше
ния»,
«Юрид
ическа
я
ответст
веннос
ть»
Умысел или
неосторожность как
формы выражения вины.
Соучастники
преступления и
преступная организация.
Причины совершения
преступления.
Ответственность.
Понятие
административного
проступка. Субъекты
применение взысканий.
Разнообразие мер
воздействия.
Представление о
гражданском
правонарушении.
Нарушение трудовой
дисциплины.
Материальная
ответственность.
Принцип презумпции
невиновности. Дознание
и следствие. Основные
виды наказания. Лишение
свободы и меры
воспитательного
воздействия.22
Повторение.
.
Раздел 3. Духовная сфера.
23
1
Сущность и
строение
человеческо
й культуры.
Основные понятия
темы: преступление,
проступок, наказание
несовершеннолетних.
Проверочная работа
«Права и обязанности
подростка»
Происхождение
слова «культура» и его
значение. Материальная
и нематериальная
культура, её состав и
структура. Элементы
культуры и культурный
комплекс. Этикет, его
происхождение и
правила. Культурное
наследие и культурные
универсалии. Роль
культурного наследия в
сохранении и развитии
культуры. Культурное
адекватно
воспринимать
оценку учителя;
ориентировка на
разнообразие
способов решения
задач;
умение
осуществлять
синтез
как
составление целого
из частей;
умение
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию по
заданным
критериям;
умение
устанавливать
причинно
Уметь: характерное или.
Духовную жизнь человека
и общества; разъяснять
сущность понимания
культуры у различных на
родов.
Знать правила этикета и то,
как они могут проявляться.24
Культурны
е нормы
1
наследие России,
проблемы его
сохранения.
Основные понятия
темы: культура,
культурный комплекс,
этикет, культурное
наследие, культурные
универсалии.
Понятие о
культурных нормах, их
разновидности. Образ
жизни. Привычки и
манеры. Значение
этикета в культуре.
Обычай и традиции.
Молодежная мода.
Обряд, его
символическое значение.
Церемония и ритуал.
Нравы и мораль.
Обычное право и
юридические законы.
Санкции как регулятор
человеческого
поведения. Культурная
относительность норм.
Основные понятия
следственные
связи;
Уметь анализировать
особенности некоторых
культурных ценностей,
объяснять сущность
культурного наследия. Знать
понятия: культура, общая
культура, элементы
культуры, артефакты,
духовная и материальная
культура, культурный
комплекс; этикет,
культурное наследие,
культурные универсалии
принимать
и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
действие
в
соответствии
с
поставленной
и
задачей
условиями
ее
реализации, в том
числе
во
внутреннем плане;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;25
Формы
культуры
1
26
Формы
культуры
1
темы: культурные
нормы, манеры, обычаи,
традиции, привычки,
мода, нравы, мораль,
обычное право, санкции.
Основные формы
культуры. Характерные
особенности элитарной
культуры.
Отличительные черты
народной культуры.
Массовая культура, её
появление и средства
распространения.
Основные понятия
темы: элитарная
культура, народная
культура, массовая
культура,
Понятие о
доминирующей культуре,
субкультуре и
контркультуре, их
отличительные черты.
Неформальные
молодежные группы, их
поведение и образ жизни.
Молодежная
субкультура и классовая
Характеризовать
основные формы культуры.
Знать понятия: элитарная
культура, народная
культура, массовая
культура,
осуществление
поиска
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
учебной
литературы;
Знать понятие о
доминирующей культуре,
субкультуре и
контркультуре, их
отличительные черты.
понимать
возможность
различных позиций
других
людей,
от
отличных
собственной,
и
ориентироваться
на
партнера
общении
позицию
в
ипринадлежность.
Основные понятия
темы: субкультура,
контркультура.
взаимодействии;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
27
Религия
1
Различные
определения религии, её
значение и роль в
обществе. Тотемизм,
фетишизм, анимизм.
Мировые религии:
христианство, ислам,
буддизм.
Основные понятия
темы: религия,
архаичные религии,
мировые религии,
28
Религия
1
Вера и верование.
Миф и мифология.
Культ и символ как
важные элементы
религии. Религиозные
умение
осуществлять
синтез
как
составление целого
из частей;
умение
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию по
заданным
критериям;
умение
устанавливать
причинно
следственные
связи;
принимать
и
сохранять учебную
задачу;
планировать свое
действие
в
Знать различные
определения религии, её
значение и роль в обществе.
Характеризовать Веру,
мифологию, религиозные
обряды и типы
жертвоприношений.
Знать понятия:29
Искусство
1
обряды и типы
жертвоприношений.
Культ предков и
традиция уважения
родителей. Вероучение в
мировых религиях.
Теология и
Божественное
откровение. Понятие о
библейском и церковном
каноне.
Основные понятия
темы: мифология,
тотемизм, фетишизм,
анимизм, культ.
Различные
трактовки искусства.
Структура и состав
изобразительного
искусства. Субъекты
художественной
культуры и деятели
искусства.
Инфраструктура
художественной
культуры. Критерии
произведений искусства.
Изящные искусства, их
история и развитие.
с
соответствии
поставленной
и
задачей
условиями
ее
реализации, в том
числе
во
внутреннем плане;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
развитие
познавательных
интересов, учебных
мотивов;
формирование
мотивов
достижения
социального
признания;
осознанное
произвольное
построение
речевого
высказывания в
и
и
мифология, тотемизм,
фетишизм, анимизм, культ.
Давать различные
трактовки искусства.
Знать основные
понятия темы: искусство,
художественная культура,
фольклор, «свободное
искусство».«Свободные искусства»
Основные понятия
темы: искусство,
художественная
культура, фольклор,
«свободное искусство».
Основная задача и
исторические формы
образования. Приемы
обучения, предметы и
формы усвоения учебных
знаний. Государственное
и частное образование,
школьное и домашнее.
Общее образование и
специальное образование.
Школа как особый тип
учебновоспитательного
учреждения. Правовые
основы школьного
образования.
Основные понятия
темы: система
образования, школа,
гимназия, ученик.
Роль науки в
современном обществе.
Сочетание научной и
30
Образовани
е
1
31
Наука
1
устной
и
письменной форме
понимать
возможность
различных позиций
людей,
других
отличных
от
собственной,
и
ориентироваться
на
партнера
общении
взаимодействии;
учитывать правило
в планировании и
контроле способа
решения;
позицию
в
и
Давать
характеристику
современому
российскому
образованию. Его
структуре,
законодательной базе.
умение
осуществлять
синтез
Давать характеристику
современной науке, её
классификацию
какпедагогической функции
в университете. Научно
исследовательские и
академические
институты.
Классификация наук.
Школа как способ
приобщения к основам
наук. Структура,
функции, история и
формы высшего
образования. Зарождение
и развитие
университетов. История
и разновидность
академий.
Основные
понятия темы: наука,
университет, академия,
РАН
Школьное образование
как механизм
приобщения подростка
к основам культуры и
научным знаниям.
составление целого
из частей;
умение
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию по
заданным
критериям;
умение
устанавливать
причинно
следственные
связи;
осуществление
поиска
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий с
использованием
учебной
литературы;
32
Повторение.
133
34
1
1
Годовая
контрольна
я работа за
курс 9
класса
Анализ
контрольно
й работы
адекватно
воспринимать
оценку учителя;
ориентировка на
разнообразие
способов решения
задач;
адекватно
воспринимать
оценку учителя;
ориентировка на
разнообразие
способов решения
задач;