Рабочая программа по обществознанию ( 5 класс)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Рабочая программа по обществознанию ( 5 класс)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
rtf
обществознание
5 кл
16.01.2017
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Календарно-тематическое планирование.rtf
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Новолыбаевская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по предмету «Обществознание» в 5 классе Учитель:  Матвеева Нина Владимировна с. Новолыбаево, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Цель изучения курса:  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.      Общие задачи изучения курса: • • • • •  способствовать  углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; сформировать способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;  сформировать у учащихся целостной картины общества, адекватной  современному уровню знаний о нем и  доступной  по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;  способствовать   развитию   у   учащихся   умений   получать   из   разнообразных   источников   и   критически  осмысливать   социальную информацию,   систематизировать,   анализировать   полученные   данные;  освоению   ими   способов   познавательной,   коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; сформировать у учащихся умение применять полученные   знания и умения для  определения собственной позиции в общественной жизни,   для решения типичных задач    в области социальных отношений, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой   сфере,   для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. сформировать у учащихся способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Общая характеристика учебного предмета, курса. Курс   «Обществознание»   для   основной   школы   представляет   собой   один   из   рекомендованных   Министерством   образования   и   науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально­гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические,   экономические,   политические,   правовые,   этические,   социально­психологические   знания   в   целостную,   педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Место учебного предмета, курса в учебном плане. Рабочая   программа   конкретизирует   содержание   предметных   тем   образовательного   стандарта,   дает   распределение   учебных   часов   по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета: Личностные результаты изучения предмета:  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,   с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью;через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.  формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям.   ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.   развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно­полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2 умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  4 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: 1 умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; 2 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: 1 2 3 смысловое чтение; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Предметными результатами изучения курса являются следующие умения: 1 Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. 2 При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности. 3 Гражданско­патриотическое   самоопределение   личности:   умение,   опираясь   на   опыт   предков,   определить   свою   мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. 4 Определять и объяснять свои оценки явлений, событий. 5 Толерантно определять свое отношение к иным позициям. Содержание учебного предмета. Распределение учебного материала в 5 классе № п/п 1 Наименование главы Количество часов Человек 4 2 3 4 5 6 Семья Школа Труд Родина Повторение И т о г о         7 7 5 9 2 34 При разработке содержания   курса учитывались не только особенности психологии пятиклассников, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по «Окружающему миру», характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Для того чтобы педагогический потенциал курса обществоведения в 5 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примитивизма содержания. Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществоведение», то прежде всего нужно обратить внимание на особенности социального развития младших подростков. Как   и   переход   из   дошкольного   детства   в   младший   школьный   возраст,   подростковый   период   называют   критическим,   переломным, трудным. Если приход дошкольника в школу связан с возникновением новых социальных ролей (ученик, школьник), с другой деятельностью (учебной), с системой других взаимоотношений (член классного коллектива), то подростковый возраст характеризуется иной, принципиально важной тенденцией —  переходом из  детства к взрослости.  Все стороны развития (физического, интеллектуального, нравственного и др.) подчиняются этой тенденции. Почему это новообразование становится главным для подросткового возраста? У подростка возникает ощущение, что он уже не ребенок, он  чувствует  себя  другим,  ему  хочется  скорее  стать взрослым,  скрыто  или  явно  он  уже  отвергает  свою  принадлежность  к детям  (я не маленький!).   Растет   его   сознание,   на   более   высоком   уровне   находится   ответственность,   целеустремленность,   самостоятельность,   умение контролировать свои поступки и деятельность. Подросток становится более активным участником жизни взрослых, особенно в семье: на нем лежат определенные обязанности, часто весьма серьезные (прогулки с малышом, уборка квартиры, уход за животным, мелкий ремонт одежды, приготовление пищи и др.). Ученики дежурят по классу, по школе, активно участвуют в субботниках, играют с младшими школьниками, опекают дошкольников. Меняется   и   отношение   взрослых   к   подросткам:   непосредственная   опека   заменяется   советами,   а   поручения   принимают   характер обязанностей. Изменяется стиль общения, он приобретает черты равноправного обсуждения проблемы. Вместе с тем процесс взросления часто скрыт, проявляется не в явной форме. Внешние проявления 10—11­летних подростков еще очень похожи на поведение младших школьников: они любят играть в шумные игры, проказничать; они непоседливы и активны; часто совершают поступки,   не   думая   об   их   последствиях.   Неправильно   понятая   самостоятельность   оборачивается   некоторым   анархизмом   поведения,   что вызывает раздражение взрослых и часто их неправильную реакцию. Это явление М. Горький называл «глупое молодечество», приводя примеры из своего детства, когда он поднимал непосильные тяжести «в прямом и переносном смысле, физически и духовно, и только благодаря какой­то случайности не надорвался насмерть, не изуродовал себя на всю жизнь». Младший подросток уже перестает принимать на веру слова взрослого, часто подвергает их сомнению, и это нужно рассматривать как достоинство становления личности школьника и использовать его во благо. Почему   это   так   важно?   Это   дает   возможность   развивать   критическое   мышление,   которое   является   условием   формирования неординарной, творческой, целеустремленной личности, сильного характера. Биографии выдающихся людей показывают, что никто из них не был конформистом. Умение сомневаться, искать другие пути в творческой деятельности было характерно для этих людей и позволило им перейти из разряда «обыкновенных» в разряд «гениальных». На страницах учебника идет разговор о том, как нужно относиться к людям, приводятся примеры добрых, благородных поступков, рассказывается о духовной связи людей между собой. Тут же обсуждаются проблемы: бывают ли люди бесчеловечными? Каковы причины людской   злобы,   жадности,   ненависти?   Что   должно   стать   правилом   поведения   в   обществе  —  человеколюбие   или недоброжелательность и вражда? Пятиклассникам предоставляется право высказать свое мнение о проблемах доброты, нравственности, всем вместе ответить на вопросы: почему правила морали живут много тысяч лет? Каких людей на свете больше — добрых или злых? Какие черты доброго человека ты считаешь самыми главными? Почему? Такой методический подход отражен и в других главах учебника. В учебнике постепенно усложняются подобные   задания.   Например,   дети   обсуждают   такие   сложные   понятия,   как  смелость  и  добро,  подходят   к   элементарному   пониманию философской мудрости — скажи, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, кто ты. Назначение   обществоведческого   курса   в   основной   школе   —   содействие   выработке   системы   жизненных   ценностей,   социальной компетентности человека в период его личностного становления. Опираясь   на   положения   концепции   обществоведческого   образования   в   условиях   модернизации   содержания   общего   среднего образования, данная программа является элементом целостной системы. Она преемственна содержанию обществоведческого образования в начальной школе. Данная  программа учитывает, что учащиеся  к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о большой и малой родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, о правах ребенка, правилах и нормах жизни   в   обществе,   поведении   на   улице,   в   школе,   общественном   месте,   о   правилах   взаимоотношений   между   людьми,   о   составе   семьи, родословной, об отношении к природе, образцах позитивного поведения. Задача данной программы — закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. В 5 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют   наиболее   актуальные   для   учащихся   подросткового   возраста   проблемы   жизни   личности   и   общества,   жизненные   ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Курс строится с учетом того, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную   область   жизни.   Дети   в   отроческом   возрасте   обладают   высокой   степенью   самостоятельности   и   инициативности   при недостаточной критичности и привычке просчитывать отдаленные последствия своих поступков. Предлагаемая программа ориентирована на развитие моральных суждений, которое, по данным психологов, в это время осуществляется на конвенциональном уровне. Моральные нормы своей референтной группы: семьи, класса, компании — усваиваются и соблюдаются ребенком некритично, как истина в последней инстанции. Норма выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности нормы, как таковой. Действия на основе узаконенных группой правил поведения дают ребенку основания считать себя «хорошим». Эти правила, не выработанные самим ребенком, не являются итогом его свободного выбора, а принимаются как норма той человеческой общности, с которой ребенок идентифицируется. Задача обществоведческого курса — содействовать становлению позитивных моральных установок. Еще   одной   особенностью   данной   программы   является   ориентация   на   современные   представления   о   развитии   личности   ребенка   в возрасте 11 —14 лет. В этот период партнером ребенка становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, наставнике. Вместе с ним растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания: в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Ведущим новообразованием этого периода является «чувство взрослости». Через него подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для подражания, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает   свою   деятельность.   Инициатива   общества   в   этом   процессе   проявляется   в   предъявлении   социальных   ожиданий   взросления (ценностей самостояния, самоопределенности). Инициатива отроков в постановке задач самоопределения требует совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате происходит разрушение отношений зависимости, возникает возможность построения отношений равенства. Вот почему в содержание курса включены значимые для актуальной и перспективной жизни подростков объекты и явле­ ния, ситуации, рассмотрение которых в процессе индивидуальной групповой работы призвано помочь становлению субъектности. Особая роль в становлении эмоциональной сферы подростков, необходимого условия развития человека как личности, принадлежит 5— 8 классам. Программа строится с учетом того, что в онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности, и поэтому они воспринимаются эмоционально. Программа 5 класса является вводно­пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, она во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в. начальной школе, с другой стороны, вводит новые единицы содержания. Логика программы в 5 классе предполагает восхождение от частного к общему. Первая   тема   курса   «Человек»   раскрывает   отношение   человека   к   себе   и   к   своему   ближайшему   окружению.   Она   ориентирует   на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Тема позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, включая такие  качества человека, как  альтруизм,  готовность бескорыстно действовать  на пользу другим, не считаясь  со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость и мягкость в обращении; доброжелательность к другим людям; отзывчивость на чужое горе и радость. Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (родина и государство). Учащиеся расширяют  круг сведений не только о самих этих институтах  и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в исполнении долга; патриотизм, любовь к родине; свободолюбие; стремление к независимости. Тема «Труд» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и отношения к труду и его результатам. В этой главе уделяется большое внимание таким качествам человека, как:  бережливость, экономность, умеренность, умение ценить результаты труда, трудолюбие, добросовестность, усердие. Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков­практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Тема 1. Человек (5 часов) Жизнь — великое чудо. Зачем человек рождается. Возраст человека. Что человек наследует от своих родителей. Человек и другие люди. Как мы относимся к другим людям. Как люди общаются. Бывают ли люди бесчеловечными. Учимся общаться. Учимся быть терпимыми. Учимся творчеству. Тема 2. Семья (5 часов) Сколько «Я» в слове «семья». Какие бывают семьи. Семейные заботы. Семейное хозяйство. Как распределить обязанности в семье. Как правильно вести хозяйство. Дому нужен хозяин. Домохозяйство и домоводство. Каким должен быть хозяин дома. Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор. Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. Тема 3. Школа (6 часов) Профессия — ученик. Школьное образование. Чему учит школа. Учись учиться. Как учили в прежние времена. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их преодоления. Учимся дружно жить в классе. Тема 4. Труд (6 часов) Труд   —   основа   жизни.   Каким   бывает   труд.   Что   создается   трудом.   Как   оценивается   труд.   Богатство   и   бедность.   Богатство   обязывает. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве. Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. Тема 5. Родина (10 часов) Наша родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. Что значит быть патриотом. За что мы любим свою родину. Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн. Гражданин — отечества достойный сын. Кого называют гражданином. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Мы  ­многонациональный народ.  Народы  России       одна семья. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта: 1. Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд­во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012. 2.  Иванова, Л. Ф.  Обществознание. 5 класс.  Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М. : Просвещение, 2012.3.  Иванова, Л. Ф.  Обществознание.  5 класс.  Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова. – М. : Просвещение, 2012. рабочей программы Литература,   рекомендуемая   в   процессе   реализации   1. Методические пособия для учителя: Боголюбов, Л. Н.  Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа­Пресс, 2000. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» : методические разработки социально­психологических  тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996. Прутченков, А. С. Наедине с собой: психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. Прутченков,   А.   С.  Школа   жизни   :   методические   разработки   социально­психологических   тренингов   /   А.   С.   Прутченков.   –   М.   : Международная Педагогическая Академия, 1998. Сборник  нормативных   документов.   Обществознание.   Примерные   программы   по   общество­знанию   :   Федеральный   компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 кл. – М. : Просвещение, 2010. Правовое воспитание школьников. 5–9 кл. : конспекты занятий / авт.­сост. О. В. Летнева. –Волгоград : Учитель, 2007. 2. Дополнительная литература для учителя: Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис­Пресс, 2010. Бахмутова, Л. С.  Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.  Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис­Пресс, 2010. Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.­сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997. Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа­М : ИНФРА­М, 2010. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010. 3. Дополнительная литература для учащихся: Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Сазонова, Г. Г. Обществознание  в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007. Учебно­методическое обеспечение 1. Печатные пособия. Демонстрационные таблицы: Человек познает мир. Внутренний мир и социализация человека. Человек, природа, общество. Рыночная экономика. Развитие общества. Политическая система общества. Политическая жизнь общества. Право. Социальная система общества.  Взаимодействие людей в обществе. Культура и духовная жизнь. 2. Информационно­коммуникативные средства. Обществознание. Рекомендации.  Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD­ROM). Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD­ROM). Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD­ROM). 3. Технические средства обучения. Аудиоцентр. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. 4. Учебно­практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт. Штатив для карт и таблиц. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.). Шкаф для хранения карт. Ящики для хранения таблиц. 5. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол. Планируемые результаты изучения предмета. В результате изучения обществознания ученик должен  знать / понимать: •  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; •  сущность общества как формы совместной деятельности людей; •  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; •  содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: •   описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально­деятельное существо; основные социальные роли; •  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; •   объяснять взаимосвязи  изученных социальных объектов (включая взаимодействия  человека  и общества,  общества  и природы, сфер общественной жизни); •   приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; •  оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; •   решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; •   осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; •  самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: •  для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; •  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; •  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; •  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; •  первичного анализа и использования социальной информации. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема  урока и тип урока Элемент  содержания предметные Планируемые результаты метапредметные  УУД личностные  УУД Домашнее задание Образовательн ые   ресурсы 1 2 3 4 5 6 7 8 Г л а в а   I. Человек (4 часа) Загадка  человека  (ознакомлен ие с новым  материало м) Отрочество  – особая  пора жизни  (комбиниров анный) 1. Введение  в предмет.  2. Зачем человек  рождается? 3. Что такое  наследственность. 4.  Наследственность – биологическая  сущность всех  людей. 5. Можно ли  влиять на  наследственность 1. Легко ли быть  подростком? 2. Отрочество –  пора мечтаний. 3.  Самостоятельнос ть – показатель  взрослости. 1–2 3–4 Научатся: называть отличие человека от животного;  работать с текстом  учебника. Получат возможность  научиться: анализировать  схемы и таблицы;  высказывать собственное  мнение, суждения. Научатся: определять свое  место среди сверстников и  взрослых, понимать себя. Получат возможность  научиться: анализировать  свои поступки, чувства,  состояния, приобретаемый  Познавательные: осуществляют поиск  необходимой информации; самостоятельно  создают алгоритмы деятельности при  решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают  возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и  ориентируются на позицию партнёра в  общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и  личностно значимую проблему урока;  действуют с учетом выделенных учителем  ориентиров Познавательные: воспроизводят по  памяти информацию, необходимую для  решения учебной задачи; формулируют  ответы на вопросы учителя; использует  знаково­символические средства, в том  числе схемы для решения задач. Коммуникативные: принимают другое  мнение и позицию, допускают существова­ Осмысливают  гуманистические  традиции и  ценности  современного  общества § 1;  задания  рубрики  «В классе  и дома»,  с. 14–15. Рабочая  тетрадь,  № 6, с. 7 Презентация  «Человек  родился».  Режим  доступа:   www. proshkolu. ru/user/ rizingelena/ file/586150 Выражают свою  позицию на уровне  положительного  отношения к  учебному  процессу;  проявляют учебно­ познавательный  интерес § 2;  задания  рубрики  «В классе  и дома»,  с. 21–22. Подго­ Индивидуаль ные  презентации  учащихся  по теме  «Человек –  личность» 1 2 3 4 5 опыт; работать в группах  и парах 4. Всегда ли  самостоятельност ь приносит  пользу. 5. Нужны ли  сегодня рыцари ние различных точек зрения; адекватно  используют речевые средства для решения  различных коммуникативных задач. Регулятивные:  планируют решение  учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность,  вносят изменения в процесс с учетом  возникших трудностей Продолжение табл. 8 6 7 к новому  товка  к  материалу и  выполнен способам решения  новой задачи ию  индиви­ дуальных проектов Семья  и семейные  отношения  (ознакомлен ие с новым  материало м) 1. Зачем люди  создают семьи. 2. Если семья  не выполняет  своих  обязанностей. 3. Какие бывают  семьи 5–6 Г л а в а   II. Семья (7 часов) Научатся: изучать историю  своей семьи; определять ее  функции; характеризовать  семейно­правовые  отношения. Получат возможность  научиться: составлять  генеалогическое древо;  работать с текстом  учебника; анализировать  таблицы; решать логические  задачи; высказывать  собственное мнение,  суждения Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют цели;  анализируют вопросы, формулируют  ответы. Коммуникативные: участвуют в  коллективном обсуждении проблем;  обмениваются мнениями, понимают  позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу; самостоятельно выделяют  и формулируют цель; составляют план  последовательности действий Семейное  хозяйство  (ознакомлен ие с новым 7–8 1. Семейные  заботы. 2. Каким должен  быть хозяин дома. Научатся: характеризовать  семейно­правовые  отношения. Получат возможность  научиться: анализировать  Познавательные: выявляют особенности  и признаки объектов; приводят примеры в  качестве доказательства выдвигаемых  положений.  § 3;  задания  рубрики  «В классе  и дома»,  с. 32 Применяют  правила делового  сотрудничества;  сравнивают разные точки зрения;  оценивают  собственную  учебную  деятельность;  выражают  положительное  отношение к  процессу познания Презентации:  «Семья».  Режим  доступа:  http:// www. rusedu. ru/detail_ 1761.html; «Родословная Пушкиных».  Режим  доступа:  http:// ru.wikipedia.  org>wiki/ Пушкины Презентация  «Семейный  бюджет».  Режим досту­ Сохраняют  мотивацию к  учебной  деятельности;  проявляют интерес к новому  § 4.  Рабочая  тетрадь,  задание № 8, 1 2 материало м) 3 3. Как  хозяйствовать по  правилам 4 5 важные признаки семьи,  такие как совместный труд и ведение домашнего  хозяйства; работать с  текстом учебника; решать  логические задачи;  высказывать собственное  мнение, суждения Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог,  участвуют в дискуссии; принимают другое  мнение и позицию, допускают  существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты  уровня усвоения изучаемого материала;  принимают и сохраняют учебную  задачу 7 с. 19 Продолжение табл. 8 па: http:// prezentacii. com/obsche stvoznanie/ 262­prezen taciya­ semeynyy­ byudzhet­ konspekt. html 6 учебному  материалу;  выражают  положительное  отношение к  процессу  познания;  адекватно  понимают причины успешности/неуспе шности учебной  деятельности Проявляют  заинтересованност ь не только в  личном успехе, но  и в решении  проблемных  заданий всей  группой;  выражают  положительное  отношение к  процессу  познания;  адекватно  понимают причины успешности/неуспе шности учебной  деятельности Определяют  целостный,  социально  ориентированный  взгляд на мир в  единстве и  Свободное  время  (ознакомлен ие с новым  материало м) 9– 10 Научатся: организовывать  свое свободное  время. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 1. Что такое  свободное время. 2. Свободное  время и занятия  физкультурой. 3. Свободное  время и  телевизор,  компьютер и  мобильный  телефон. 4. Своими руками. 5. Что такое  хобби Познавательные: устанавливают  причинно­следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели  и способы взаимодействия; обмениваются  мнениями, слушают друг друга, понимают  позицию партнера, в том числе и отличную  от своей, согласовывают действия с  партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу; учитывают выделенные  учителем ориентиры действия в новом  учебном материале § 5. Составить памятку  «Это  должен  уметь  каждый  хозяин  дома» Презентация  «Делу время,  потехе час».  Режим  доступа:  http:// nsportal.ru/ shkola/obsh chestvoznanie/li brary/informat siyadlya­ uchiteleiobshc hestvoznaniya Обобщение и систематизац ия знаний  по теме  1. Экономия  семейных  ресурсов. 2. Это должен  уметь каждый  11 Научатся: организовывать  свое свободное время;  характеризовать семью как  частичку общества, как  первый социальный  Познавательные: ставят и формулируют  проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при  решении проблемы.  Придумат ь  или  подобрать познава­ Проволока,  клубок ниток, бумага,  пустая  пластико­ 1 2 3 4 5 хозяин дома. 3. Творчество  своими руками «Семья» (обобщение  и  систематиз ация знаний) институт, в котором  проходит основная часть  жизни человека. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения Коммуникативные: проявляют актив ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач  (задают вопросы, формулируют свои  затруднения).  Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу; учитывают выделенные  учителем ориентиры действия в новом  учебном материале в сотрудничестве  с учителем, предлагают помощь и  сотрудничество Г л а в а   III. Школа (7 часов) Продолжение табл. 6 7 8 разнообразии  народов, культуры и религий тельную  игру­ развлечен ие вая бутылка,  клей  (на каждую  парту) Образование  в жизни  человека  (ознакомлен ие  с новым  матери­ алом) 1. Школьное  образование. 2. О чем  рассказала  бабушка. 3. Чему учит  школа сегодня. 4. Учись  учиться Научатся: определять  мотивы обучения детей  в школе. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 12– 13 Познавательные: ставят и формулируют  цели и проблему урока; осознанно и  произвольно строят сообщения в устной  и письменной форме, в том числе  творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации, в том числе во  внутреннем плане Презентация  «Профессия  – ученик».  Режим  доступа:  http:// festival.1septe mber.ru/ articles/ 576984/ § 6.  Рабочая  тетрадь,  задание № 8,  с. 33.  Составлен ие  рассказов  на тему  «Школа  моей  мечты» Определяют  внутреннюю  позицию  обучающегося на  уровне  положительного  отношения к  образовательному  процессу:  понимают  необходимость  учения,  выраженного в  преобладании  учебно­ познавательных  мотивов и  предпочтении  социального  способа оценки  знаний Научатся: организовывать  собственную учебную  деятельность, познакомятся  с формами самообразования. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 1 2 Образование  и  самообразов ание  (комбиниров анный) 3 1. Формы  самообразования. 2. Испокон века  книга растит  человека. 3.  Самообразование  – путь к успеху. 4. Новые  возможности. 5.  Самообразование  и  самоорганизация Одноклас­ сники,  сверстники,  друзья  (комбиниров анный) 1. Ты и другие  ребята. 2. Слово не  воробей. 3. Какой ты, друг? Научатся: выстраивать свои отношения с  одноклассниками.   Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 14– 15 16– 17 4 5 6 7 8 Продолжение табл. Познавательные: ставят и формулируют  цели и проблему урока; осознанно и  произвольно строят сообщения в устной  и письменной форме, в том числе  творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации, в том числе во  внутреннем плане Познавательные: используют знаково­ символические средства, в том числе  модели и схемы для решения  познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою  позицию и координируют её с позициями  партнёров в сотрудничестве при выработке  общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу; планируют свои действия в  соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации, в том числе во  внутреннем плане Сохраняют  мотивацию к  учебной  деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу;  выражают  положительное  отношение к  процессу  познания;  адекватно  понимают причины успешности/неуспе шности учебной  деятельности Проявляют  эмпатию как  осознанное  понимание чувств  других людей и  сопереживание им, которые  выражаются в  поступках,  направленных на  помощь и  обеспечение  благополучия § 7.  Рабочая  тетрадь,  задания № 2, 3, с. 34– 35  Презентация  «Профессия  – ученик».  Режим  доступа:  http:// festival.1septe mber.ru/ articles/ 576984/ § 8.  Рабочая  тетрадь,  задания № 6, 7, 8, с.  43, 45 Презентация  «Одноклассн ики,  сверстники,  друзья».  Режим  доступа:  http:// www.uchporta l.ru/load/ 143­1­0­21913 1 2 3 4 5 6 1. Отношения  друзей и  сверстников. 2. Организация  свободного  времени Обобщение и систематизац ия знаний  по теме  «Школа» (обобщение  и  систематиз ация знаний) Научатся: организовывать  свое свободное время;  определять свои отношения  с одноклассниками. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 18 Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют познавательную  цель; используют общие приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в  коллективном обсуждении проблем;  проявляют активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации, оценивают  правильность выполнения действия Проявляют  доброжелательнос ть и  эмоционально­ нравственную  отзывчивость,  эмпатию как  понимание чувств  других  людей и  сопереживание им Г л а в а   IV. Труд (5 часов) Продолжение табл. 8 7 Подобрат ь  и  проиллюс трировать пословиц ы и  поговорки о труде Труд –  основа жизни (ознакомлен ие с новым  материало м) 1. Каким бывает  труд. 2. Что создается  трудом. 3. Как  оценивается труд. 4. Богатство  и бедность. 5. Богатство  обязывает Научатся: определять  значение труда в жизни  человека. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 19– 20 Выражают  устойчивый  учебно­ познавательный  интерес к новым  общим способам  решения задач Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют познавательную  цель; используют общие приёмы решения  задач. Коммуникативные: допускают  возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и  ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу;  определяют последовательность  промежуточных целей с учётом конечного  результата; составляют план и  последовательность действий § 9.  Рабочая  тетрадь,  задания № 3, 4, 8, с.  47–48,  50 Презентация  «Труд –  основа  жизни».   Режим  доступа:  http://  prezentacii. com/obsche stvoznanie/ 1916­trud­ osnova­zhizni. html 1 21– 22 23 3 4 5 2 Труд и  творчество  (комбиниров анный) 1. Трудовая  деятельность  человека. 2. Мастер и  ремесленник. 3. Что такое  творчество. 4. Творчество  в искусстве Научатся: определять  значение труда в жизни  человека. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 6 Выражают  адекватное  понимание причин  успешности/  неуспешности  учебной  деятельности Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении  проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные  мнения и стремятся к координации  различных позиций в сотрудничестве;  формулируют собственное мнение и  позицию. Регулятивные: учитывают установленные  правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый  контроль Продолжение табл. 8 7 Презента­ция  § 10.  «Труд  Рабочая  и  тетрадь,  задание № творчество».  Режим  6,  доступа:  с. 54–57 http://nsportal.ru/ shkola/obshch estvoznanie/li brary/prezenta tsiya­k­uroku­ ob shchestvoznan iya­v­6­klasse­ trud­i­tvorches 1. Труд в  деятельности  человека. 2. Мир профессий Обобщение и систематизац ия знаний  по теме  «Труд» (обобщение  и  систематиз ация знаний) Научатся: организовывать  свою трудовую  деятельность; определять  свои отношения с  одноклассниками.  Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения Подготов ить  стихотвор ения о  Родине Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют познавательную  цель; используют общие приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном  обсуждении проблем; проявляют активность во  взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её реализации, оценивают  правильность выполнения действия Проявляют  доброжелательнос ть и  эмоционально­ нравственную  отзывчивость,  эмпатию как  понимание чувств  других людей и  сопереживание им 1 2 3 4 5 6 7 8 Г л а в а   V. Родина (9 часов) Продолжение табл. Наша  Родина –  Россия (ознакомлен ие с новым  материало м) 1. Российская  Федерация. 2. Русский  язык –  государственный. 3. Что значит  быть патриотом Научатся: определять  понятие «федерация»;  объяснять, что значит быть  патриотом. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения 24– 25 1. Герб России. 2. Флаг России. 3. Гимн России Государстве нные  символы  России  (ознакомлен ие с новым  материало м) 26– 27 Научатся: определять  государственные символы. Получат возможность  научиться: составлять  генеалогическое древо;  работать с текстом  учебника; анализировать  таблицы; решать логические  задачи; высказывать  собственное мнение,  суждения Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют познавательную  цель; используют общие приёмы решения  задач. Коммуникативные: допускают  возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и  ориентируются на позицию партнёра в  общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу;  определяют последовательность  промежуточных целей с учётом конечного  результата; составляют план и  последовательность действий Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют познавательную  цель; используют общие приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в  коллективном обсуждении проблем;  проявляют активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации, оценивают  правильность выполнения действия Выражают  гражданскую  идентичность в  форме осознания  «Я» как  гражданина  России, чувства  сопричастности и  гордости за свою  Родину, народ и  историю Выражают  гражданскую  идентичность в  форме осознания  «Я» как  гражданина  России, чувства  сопричастности и  гордости за свою  Родину, народ и  историю § 11.  Рабочая  тетрадь,  задания № 7, 8, с. 62–63 Презентация  «Что значит  быть  патриотом».  Режим  доступа :  http:// nsportal.ru/ shkola/obsh chestvoznanie/li brary/urok­ chto­znachit­ byt­patrio tom­0 § 12;  задания  рубрики  «В классе  и дома»,  с. 106 Презента­ция  «Государстве нная  символика». Режим до­ ступа: http:// www.rusedu.r u/detail_ 2490.html 1 2 3 4 5 Гражданин  России (ознаком­ ление с  новым  материало м) 28– 29 1. Гражданин. 2. Права и  обязанности граж­ дан России. 3. «Моя хата  с краю» Мы –  многонацион альный народ (комбиниров анный) 1. Что говорит  закон. 2. Мы – дети  разных народов,  мы – один народ. 3.  Многонациональн ая культура  России. 4. Что такое  национальность 30– 31 Научатся: определять  права и обязанности  гражданина Российской  Федерации. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  анализировать таблицы;  решать логические задачи;  высказывать собственное  мнение, суждения Научатся: с уважением  относиться к образу жизни и  культуре разных народов.  Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  анализировать таблицы;  решать логические задачи;  высказывать собственное  мнение, суждения Продолжение табл. Познавательные: выбирают наиболее  эффективные способы решения задач;  контролируют и оценивают процесс и  результат деятельности. Коммуникативные: договариваются  о распределении функций и ролей в  совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают  предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Познавательные: ставят и формулируют  проблему урока; самостоятельно создают  алгоритм деятельности при решении  проблемы.  Коммуникативные: проявляют  активность во взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач  (задают вопросы, формулируют свои  затруднения; предлагают помощь и  сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу; учитывают выделенные  учителем ориентиры действия в новом  учебном материале в сотрудничестве  с учителем 6 Выражают  гражданскую  идентичность в  форме  осознания «Я» как  гражданина  России, чувства  сопричастности и  гордости за свою  Родину, народ и  историю Осознают свою  этническую  принадлежность;  проявляют  гуманистическое  сознание,  социальную  компетентность  как готовность  к решению  моральных  дилемм,  устойчивое  следование в  поведении  социальным  нормам 7 § 13.  Рабочая  тетрадь,  задания № 6, 7,   с. 70 § 14.  Рабочая  тетрадь,  задание № 7,   с. 74 8 Презентация  «Гражданин – Отечества  достойный  сын». Режим  доступа:  http:// arbuzschool. ucoz.ru/i ndex/0­19 Презентация  «Мы –  многонациона льный  народ».  Режим  доступа:  http:// nsportal.ru/ shkola/obsh chestvoznanie/li brary/prezenta tsiya­% 22mnogonatsi onalnaya­ rossiya%22.  Карта  субъектов РФ 1 2 3 4 5 1. Проверочная  работа. 2. Групповые  задания Научатся: определять   права и обязанности  гражданина Российской  Федерации. Получат возможность  научиться: работать с  текстом учебника;  высказывать собственное  мнение, суждения Обобщение  и  систематиза ция знаний  по теме  «Родина»  (обобщение  и  системати зация  знаний) 32 Человек  и общество  (применени е знаний и  умений  (защита  проектов)) 33– 34 Защита проектов Научатся: проводить  простейшие исследования,  интервьюировать  родителей, бабушек и  дедушек, создавать  иллюстрированный текст  или электронную  презентацию на заданную  тему; выступать с  подготовленными  сообщениями,  иллюстрировать их  наглядными материалами. Получат возможность  научиться: обсуждать  выступления учащихся;  оценивать свои достижения  и достижения других  учащихся Познавательные: ставят и формулируют  цели и проблему урока; осознанно и  произвольно строят сообщения в устной  и письменной форме, в том числе  творческого и исследовательского  характера. Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  эффективного  решения разнообразных коммуникативных  задач. Регулятивные: планируют свои действия  в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации, в том числе во  внутреннем плане Повторение (2 часа) Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют познавательную  цель; используют общие приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в  коллективном обсуждении проблем;  проявляют активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия  в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации, оценивают  правильность выполнения действия 8 7 Подготов ка   презентац ий к  защите  проектов Индивидуаль ные  презентации  учащихся 6 Осознают свою  этническую  принадлежность;  проявляют  гуманистическое  сознание,  социальную  компетентность  как готовность к  решению  моральных  дилемм,  устойчивое  следование в  поведении  социальным  нормам Проявляют  доброжелательнос ть и  эмоционально­ нравственную  отзывчивость,  эмпатию как  понимание чувств  других людей и  сопереживание им Окончание табл.
скачать по прямой ссылке