Программа разработана на основе
Примерной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа.
Авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8-9», издательство «Русское слово»Содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование
8 общ..docx
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Парамоновская ООШ
Приказ от 30.08.2016г. №30
____________/Е.А.Ермолова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Уровень общего образования (класс): основное общее 8 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Царану Надежда Петровна
Программа разработана на основе
Примерной программы основного общего образования по обществознанию,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ / Сборник
нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. – 2е изд. стереотип. – М.: Дрофа.
Авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8
9», издательство «Русское слово» Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию (8 класс).
Рабочая программа разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию,
рекомендованной Министерством образования и науки РФ / Сборник
нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. – 2е изд. стереотип. – М.: Дрофа.
Авторской программы под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание 8
9», издательство «Русское слово»
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного
общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека
(1415 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и
определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления,
способности к самоопределению и
самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях;
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;
способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и
защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового
возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейнобытовых отношениях.
Задачи:
сформировать аналитическое мышление школьника,
способность
самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей
профессиональной деятельности, воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое
мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и
защищать патриотическую позицию,
подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив
исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет
собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и
его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование
общественных отношений. Данный предмет охватывает круг вопросов по
философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии,
политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех
его сфер, институтов и общественных процессов. Помимо знаний, важными
содержательными компонентами курса являются: социальные навыки,
умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;
правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее
важным элементом содержания учебного предмета обществознания является
опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с
адаптированными источниками социальной информации;
решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном
процессе и социальной практике
Курс «Обществознание» в 89 классах ориентирован на более сложный
круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и
способствует предпрофильной подготовке учащихся. Изучение курса
призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления
о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его
социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и
духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данный
курс представляет единство научноаналитического, дидактического и
методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему кругу
общественной
государственным
образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат,
призванный с помощью задач и упражнений закрепить пройденный материал,
творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных
жизненных ситуаций.
проблематики,
утвержденной
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Обществознание»
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на
жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е.
интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего
образования.
Школьное обществоведческое образование выступает
важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках
обществознания школьники получают представления и основы научных
знаний об устройстве современного общества, о его различных
социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах
взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в
современных общественных условиях. Изучение обществознания играет
существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи,
включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также
комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно
нарастающем потоке информации, получать из него необходимую
информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение
применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и для
реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в
дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной
жизни.
На изучение обществознания в 8 классе отводится 1час в неделю.
Место предмета в учебном плане:
Программа по обществознанию для 8 класса составлена на 34 часа в
соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и
расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 20162017 учебный год.
Состоит из 3 блоков:
I блок – Общество и человек (11 часов)
II блок – Экономическая сфера жизни общества (12 часов)
III блок – Социальная сфера жизни общества (10часов)
Итоговый контроль – 1 час
Содержание:
РАЗДЕЛ I Общество и человек (11 часов)
Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны.
Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о
мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Тема 2. Взаимосвязь природы и общества
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение
природы. Влияние научнотехнического прогресса на природу. Понятие антропогенных
нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические
программы и защита окружающей среды. Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и
собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение
животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности,
городов и возникновение государства.
индустриальные и
постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа про
изводства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического
устройства,
Особенности индустриального и
постиндустриального общества в России.
культуры и образа жизни.
Доиндустриальные,
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального
прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в
развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития.
Сущность и признаки социальных реформ. Прогрессивные и регрессивные реформы.
Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в
воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и
противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии
личности.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные
(приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные
потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной
культуре.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции
на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия.
Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте.
Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8. Социальнопсихологический процесс общения
Общение как социальнопсихологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое.
Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное,
межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
РАЗДЕЛ II Экономическая сфера (12часов)
Тема 9. Сущность и структура экономики
Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие
инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие
ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры
экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные
экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной
экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты.
Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические
формы. Основные свойства денег. Формула «деньгитоварденьги». Основной закон
бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11. Спрос и предложение Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и
величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в
рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная
экономика.
Тема 12. Рынок, цена и конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка.
Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная
модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция
производителей и продавцов.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения
прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты
экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и
наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске.
Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных
институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства
на экономику.
Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный,
психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги.
Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15. Бюджет государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные
статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг.
Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных
расходов и его социальные последствия.
Тема 16. Труд, занятость, безработица
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата
и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и
социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным.
РАЗДЕЛ III Социальная сфера (9 часов)
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в
социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального
положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной
группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и
критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества
и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного
общества. Историческое происхождение и типология классов.
Тема 19—20. Богатые и бедные
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства.
Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые»
богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Прожиточный минимум. Абсолютная и
относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Семья, род и клан как
разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая
эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения
между разными нациямигосударствами. Отношения между национальным большинством и
национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов.
Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная
нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные
проявления.
Тема 23. Конфликты в обществе
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта.
Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты
и противоречия в 90е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на
родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Тема 24. Семья
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл
семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм
семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия
развода, его социальная роль.
Итоговый контроль 1 час.
Календарный график:
Тема
часы
сроки
06.09. – 22.11.
29.11. – 28.02.
Срок и форма
контроля
22.11. – тест
28.02. – тест
Т.1. Общество и человек
Т. 2. Экономическая сфера жизни
общества
Т.3 Социальная сфера жизни
общества
Итоговый контроль
11
12
10
1
34 ч.
07.03. – 30.05.
30.05. – и/а игра
16.05.
16.05. – тест Календарнотематическое планирование по обществознанию 8 класс
№
п/п
Дата
проведения
Колич
ество
часов
Тема урока
Основные понятия
Основные виды учебной деятельности
1.
2.
3.
06.09.2016
13.09.2016
20.09.2016
4.
5.
27.09.2016
04.10.2016
6.
7.
8.
11.10.2016
18.10.2016
25.10.2016
1
1
1
2
1
1
1
Глава I. «Общество и человек» 12 часов
Что такое
общество?
Сферы общества.
Человек, природа,
общество.
Типология обществ
Социальный
прогресс
Личность и
социальная среда
Потребности
человека
Общество, страна,
государство
Сферы общества,
глобализация.
Природа,
глобальные
проблемы
современности
Типология
общества:
традиционное,
индустриальное,
постиндустриальное
Закон ускорения
истории, прогресс,
регресс
Личность
Потребность
Работа по учебнику, работа с понятиями.
Презентация по теме. Групповая работа.
Работа в печатных тетрадях.
Работа по учебнику, работа с понятиями.
Презентация по теме.
Работа по учебнику, работа с понятиями.
Презентация по теме.
Групповая работа. Работа в печатных
тетрадях. Практикум.
Работа по учебнику, работа с понятиями.
Презентация по теме. Групповая работа.
Работа в печатных тетрадях.
Самостоятельная работа по тексту
учебника. Презентация по теме. Работа в
печатных тетрадях.
Групповая работа. Работа в печатных
тетрадях. Практикум. Презентация.
Домаш
нее
задание
§1
§1
§2
§3
§4
§5
§6 9.
08.11.2016
10.
15.11.2016
11.
22.11.2016
12.
29.11.2016
13.
14.
15.
16.
06.12.2016
13.12.2016
20.12.2016
10.01.2017
17.
17.01.2017
18.
24.01.2017
19.
31.01.2017
20.
07.02.2017
21.
14.02.2017
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
Социализация и
воспитание
Общение
Социализация,
воспитание
Виды и формы
общения
Групповая в парах. Работа в печатных
тетрадях. Практикум. Презентация.
Работа в печатных тетрадях. Презентация.
Дискуссия.
§7
§8,пов
торить
тему
Обобщение: «Общество и человек»
Тест
Глава II. «Экономическая сфера жизни общества» 12 часов
Что такое экономика. Экономика,
Товар и деньги
ресурсы,
производство
Деньги, товар
Спрос и
предложение.
Спрос и
предложение.
Рынок, цена,
конкуренция.
Предприниматель
ство
Роль государства в
экономике.
Бюджет государства
и семьи
Труд. Рынок труда.
Цена, конкуренция,
рынок.
Предпринимательс
тво
Налоги,
налогообложение.
Государственный и
семейный бюджет
Заработная плата,
безработица
Лекция, работа с понятиями. Презентация
по теме. Групповая работа. Работа в
печатных тетрадях.
Работа по учебнику, работа с понятиями.
Презентация по теме. Работа в печатных
тетрадях.
Работа с понятиями. Презентация по теме.
Работа в парах. Работа в печатных
тетрадях.
Лекция, работа с понятиями. Презентация
по теме. Работа в печатных тетрадях.
Работа с понятиями. Презентация по теме.
Дискуссия. Работа в печатных тетрадях.
Лекция, работа с понятиями. Презентация
по теме. Работа в печатных тетрадях.
Практикум «Бюджет»
§9
§10
§11
§12
§13
§14
§15
Работа с понятиями, работа с
распечатками по теме. Презентация.
Сообщения
§16,
повт.
тему Обобщение по теме
Обобщение: «Экономическая сфера
жизни общества»
Собеседование по вопросам.
Тест
Глава III. «Социальная сфера жизни общества» 10 часов
22.
23.
09.02.2017
28.02.2017
24.
07.03.2017
25.
14.03.2017
26.
27.
28.
21.03.2017
04.04.2017
11.04.2017
29.
18.04.2017
30.
25.04.2017
31.
02.05.2015
16.05.2016
32.
33.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Социальная
структура.
Социальная
стратификация
Богатые
Бедные
Этнос: нации и
народность
Нации и
межнациональные
отношения.
Конфликты в
обществе.
Семья
Итоговое повторение
Социальная
структура,
социальная группа,
статус,
Социальные и
межличностные
взаимодействия,
престиж.
Социальное
неравенство
Этнос, народ,
нация, этнос
Этнос, народ,
нация, этнос
Конфликт
Брак, семья,
Лекция, работа с понятиями. Презентация
по теме. Работа в печатных тетрадях.
§17
Работа с понятиями. Презентация по теме.
Дискуссия. Работа в печатных тетрадях.
§18
Работа с понятиями. Презентация по теме.
Дискуссия. Работа в печатных тетрадях.
Работа с понятиями. Презентация по теме.
Работа в печатных тетрадях.
Презентация по теме. Дискуссия. Работа в
печатных тетрадях.
Работа с понятиями. Презентация по теме.
Дискуссия. Работа в печатных тетрадях.
Работа с понятиями. Презентация по теме
и распечатки схем. Работа в РТ.
Тест
§ 19
§ 20
§ 21
§ 22
§ 23
§24,повт
тему
Повторе
ние по
курсу
23.05.2015
1 Моя семья
Мини презентации 34.
30.05.2015
Обобщение: «Социальная сфера жизни
общества»
Интерактивная игра «Карусель» Результаты освоения и система оценки:
Формы текущего контроля: интерактивная игра «Карусель», тест, собеседование.
Итоговый контроль: тест
В результате изучения обществознания (включая экономику и право)
ученик должен знать/понимать:
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные
отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки; человека как социальнодеятельное существо; основные социальные
роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять
их общие черты и различия;
объяснять
взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности
человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных
ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
(заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии оценивания по обществознанию:
1. Устный ответ:
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать,
выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает
учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное
определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно
текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета,
который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и
недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий,
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в
видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и
письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой,
учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве
доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки
при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных
явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров
практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и
обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и
неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
2. Критерии оценивания письменных работ:
«5» работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой
последовательности.
Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний,
практическое умение и навыки.
«4» самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и
самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает
знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми
для самостоятельного выполнения работы.
«3» работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания
теоретического материала,
но испытывают серьёзные затруднения при
самостоятельной работе.
«2» выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к
выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННОГО (тест) ОТВЕТА:
«5» работа выполнена полностью (выполнено 10085 % тестового задания);
«4» правильно выполнена работа (выполнено 8470 % тестового задания);
«3» правильно выполнена работа не менее 6950 % тестового задания;
«2» выполнено менее 50 % от заданного объема работы.
3.ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
«5» работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с требованиями
(план, пояснительная записка, методический аппарат, список литературы – не менее
трех источников), основана на изученном учебном и дополнительном материале;
изложение работы и выступление при ее защите логично, последовательное; работа
имеет значимые результаты.
«4» в логическом рассуждении, изложении и оформлении материала нет
существенных ошибок (хронология, терминология, персоналии, закономерности,
причинноследственные связи), но проект выполнен нерационально или допущено не
более двух несущественных ошибок в изложении, оформлении материала или при
его защите.
«3» работа не соответствует критериям изложения материала, допущены грубые
ошибки в изложении материала, его защите или оформлении; работа не имеет
общественнозначимых результатов.
«2» имеются существенные ошибки (хронология, терминология, персоналии,
закономерности, причинноследственные связи) в логическом рассуждении, при
изложении материала, теоретической или практической части работы.
4. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ:
а) правильность изложения материала; логика изложения материала, четкость;
б) культура изложения материала; дополнения др. групп;
в)поведение в группе, умение сотрудничать.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся,
дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать
различные источники знаний; текст учебного пособия, текст дополнительных
источников (фрагменты исторических документов, видео, Интернет и др.); рассказ
учителя, наглядный материал, информацию, почерпнутую на уроках по другим
предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса:
Программа реализуется с помощью УМК:
А.И. Кравченко. Обществознание. 8 класс. – М.: «Русское слово», 2012гг.
А.Л. Певцова. Обществознание 89. Книга для учителя. – М.: «Русское
слово».
И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.
Кравченко. Обществознание. 8 класс. М., «Русское слово», 2016гг.
Нормативно правовые документы:
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
УК РФ; ГК РФ; ТК РФ
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается
использование: Интернет сайты: nsportal
ppt
. ru, proshkolu
. ru, festival
. ru, zavuch
.1 september
. info
. ru,
4 web
. ru, myshared
CD диск «Обществознание 8 – 9.
презентации по курсу обществознания 8 класса по всем темам курса.
Технические средства обучения
Наименование
Колво
Экран
ПК
Мультимедийный проектор
Сканер
Телевизор
DVD
Принтер
1
1
1
1
1
1
1
№
1
2
3
4
5
6
7 СОГЛАСОВАНО
______ /Л.П. Сухова/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
___________/Л.П. Сухова/
«31_»08. 2016г.
Урок №11 Обобщение: «Общество и человек» 22.11.2016
Тест
А1. Обществом в широком смысле слова называют:
1) объединение людей по интересам 2) жителей той или иной страны
3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4) совокупность форм объединения людей
А2. Человек воздействует на природу:
1) Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий
3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно
А3. К общественным отношениям не относятся:
1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем
3)отношения между природой и обществом 4)связи между социальными группами и
внутри них
А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
1)экономического развития страны 2)политического развития страны
3)духовности общества 4)развития межнациональных отношений
А5. Верны ли следующие суждения?
А. «Исторически общество первично, а государство — вторично».
Б. «Государство порождает общество».
1)верно только А 2)верно только Б
А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1)экономической сфере 2)духовной сфере 3)политической сфере 4)социальной сфере
А7. Характерной чертой западной цивилизации является:
1) низкая социальная мобильность
2) длительное сохранение традиционных правовых норм
3) активное внедрение новых технологий
4) слабость и неразвитость демократических ценностей
А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
1) революционный характер перемен
2) скачкообразность
3) насильственные методы
4) постепенность
А9. К числу глобальных проблем не относится:
1) угроза ядерной войны
2) распространение наркомании
3) дефицит природных ресурсов
4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии
А10. Демографические проблемы порождены:
1) гонкой вооружения
2) соперничеством России и США
3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
4)
загрязнением окружающей среды
А11. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы
которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1)верно только А 2)верно только Б
А12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:
1) эволюции человека как гармонично развитой личности
2) улучшении нравов
3) развитии науки и разума
4) росте идеалов истины и справедливости
А13. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является
самым глубоким и точным?
1) любая последовательность событий
2) живая память общества, народа, социальной группы
3) прошлое, давно минувшее
4) сущностная динамика общественного развития
Часть В.
В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«... среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его
существование».
Ответ: _____________________________________________
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием
«традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием «
традиционное общество».
Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия.
Ответ___________
В 3. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА
А) высокая социальная мобильность
Б) деспотическое государство
В) неразделенность административной власти
Г) признание демократических прав и свобод личности
Д) включенность всех в коллектив
Ответ___________
В 4. Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества. Номера запишите
в порядке возрастания.
ТИП ОБЩЕСТВА
Традиционное общество
Индустриальное общество
1) Преимущественное развитие тяжелой промышленности
2) Медленные темпы социального развития
3) Жесткая, иерархическая структура общества
4) Развития система общественного разделения труда
5) Высокая социальная мобильность населения
6) Преобладание в экономике аграрного сектора
Ответ____________
фактический характер ; 2)
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.
Определите, какие предложения носят: 1)
суждений
(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить
традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это
своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо
связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру
цивилизационным её симулятором индустриально производимой массовой культурой. (Г)
характер оценочных Представляется, что глобализация не предполагает какоголибо интереса к проблемам культуры и
духовности человека.
Ответ__________
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке
больше чем вам необходимо.
«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её
основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты.
Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в
тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в
каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и
распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»
А) целостность
Б) система
В) общество
Ответ________________
Ж) культура
З) социальные институты
И) деятельность
Г) социальные блага
Д) сфера
Е) производство
Ответы:
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
В1 Естественная или
4
3
3
1
1
4
3
4
4
3
3
1
4
окружающая
В2 Автоматизация
В3
В4
В5
В6 БДАЗГИ
21121
236
2212
Критерии оценивания:
А1 – А13 – 1 балл
В1 – В2 – 1балл
В3 – В4 – 3 балла В5 – 4 балла
В6 – 5 баллов
Итого: 30 баллов
«5» 25 – 30б.
«4» 19 – 24б.
«3» 15 – 18б.
«2» менее 15б.
28.02.2017 урок № 23
Тема: «Экономическая сфера жизни общества»
1) Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?
А) нефть Б) природный газ В) уголь Г) бензин
2) Место, где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами, в
экономике называется …
А) базар Б) ярмарка В) рынок Г) магазин
3) Какие знания люди называют «ноухау»?
А) знания о производстве предмета Б) знания о природе
В) научные знания о мире Г) информацию о последних событиях
4) Все, на что направлена трудовая деятельность человека,
А) предмет труда Б) средства труда В) орудия труда Г) техника
5) Какую главную проблему позволяет решать экономика?
А) наличие дешевой рабочей силы Б) ограниченности ресурсов
В) социальных последствий НТР Г) загрязнения окружающей среды
6) Если большинство населения занято в с/х и ведёт его «дедовскими способами», то
это, скорее всего:
А) традиционная система Б) рыночная В) плановая Г) смешанная система
7) Если на рынке поднять цены на кондитерские изделия, то последствием этого,
скорее всего, будет: А) снижение предложения кондитерских изделий
Б) рост спроса на кондитерские изделия
В) падение спроса на кондитерские изделия
Г) люди перестанут покупать кондитерские изделия
8) Если на рынке вырастут цены на фрукты, то:
А) желающих покупать их станет больше
Б) желающих продавать их станет меньше
В) желающих продавать их станет больше Г) ничего не изменится
9) Что из перечисленного не будет последствием конкуренции:
А) снижение цен на рынке Б) улучшение качества продаваемых товаров
В) расширится ассортимент товаров на рынке
Г) государство запретит расширение конкурентной борьбы
10) Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:
А) произойдет снижение цен
Б) вырастет качество производимых товаров
В) возникнет дефицит товаров
Г) вырастет производство товаров
В1. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРОИЗВОДСТВА
ВИДЫ ДОХОДОВ
А) зарплата
Б) прибыль
В) рента
ФАКТОРЫ
1) земля
2) труд
3)
капитал
С1 . Что такое «рынок»? Составьте текст, содержащий обществоведческую
информацию о рынке.
Ответ: 1 –Г, 2 –В, 3 –А, 4 –А, 5 –Б, 6 – А, 7 –В, 8 – В, 9 – Г, 10 –В.
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.