Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
чтение
1 кл
17.03.2018
Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс
Содержание курса и формы работы представляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются: - специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради; - организацией работы с детьми разного уровня подготовленности. При отборе содержания курса «Обучения грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы, но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования.Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ работающих по программе "Планета знаний"
Рабочая программа обучение грамоте.docx
1.1. Нормативно­ правовые документы Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:  Федеральный уровень: 1.Федеральный закон  от 29.12.2012года № 273­ФЗ «Об образовании  в Российской  Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10.2009г. № 373,  зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. №2357, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г., рег. №22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373». 4. Приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации  от  19.12.2012г. №1067, зарегистрирован Минюстом России 30.01.2013г., рег. №26775   «Об   утверждении   федеральных   перечней   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в   образовательном   процессе   в образовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные   программы   общего   образования   и   имеющих   государственную   аккредитацию,   на 2013/2014 учебный год». 5. Приказ Министерства образования и   науки Российской Федерации   от   28.12.2010г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России20.2011г., рег. №19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10  «Санитарно­эпидемиологические  требования  к условиям  и  организации  обучения  в  образовательных  учреждениях».  Опубликовано 16.03.2011г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011г. Регистрационный № 19993. Региональный уровень.  1.Письмо   Министерства   образования   и   науки   Челябинской   области   от   18.07.2011г.   № 103/4286   «О   введении   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011­2012 учебном году». 2. Приказ «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31 июля 2009 года. № 103/3404 3.   Письмо   Министерства   образования   и   науки   Челябинской   области   «Об   организации   образовательного   процесса   в   начальной   школе   в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013 – 2014 учебном году» от 24 июля 2013 года № 03­02/5639        Муниципальный уровень 1.Приказ Управления образования администрации города Магнитогорска от 24.06.2010 года № 332   «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Магнитогорском городском округе» Школьный уровень 1. ООП начального общего образования образовательного учреждения 1 2. Приказ № 61 от 06.04.2013  по МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка со 2­го класса» г. Магнитогорска «  О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, с учётом комплексного подхода к оценке». 3. Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год 4. Локальный акт образовательного  учреждения  МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка со 2­го класса» г. Магнитогорска «Об утверждении  структуры рабочей программы». 1.2. Общая характеристика учебного предмета Программа адресована обучающимся первых  классов общеобразовательных школ.  Предмет: обучение грамоте. 1 класс. Система обучения: традиционная. Программа: Программы  общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1­й класс. УМК «Планета знаний»:русский язык, литературное  чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: примерная основная образовательная  программа(сборник).­Москва: Астрель, 2013. Курс "Обучение грамоте и развитие речи по “Букварю” рассчитан на 92 часа  4 ч в неделю: 14 ч — Подготовительный (добуквенный) период ­  изучение темы “Наша речь”; 78 ч — Основной (букварный) период ­ изучение темы “Алфавит”  Количество часов в неделю по программе                                 4 Количество часов в неделю по учебному плану                        4 Количество часов по учебному плану   в год                              92 1 четверть­   32часов 2 четверть­   32 часов 3 четверть – 28часов Обучение грамоте и развитие речи  являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.  В обучении грамоте выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала. Содержание курса и формы работы представляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются: ­ специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради; 2 ­ организацией работы с детьми разного уровня подготовленности. При отборе содержания курса «Обучения грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы, но и новые:  специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в  Концепции содержания непрерывного образования. Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во  всех видах речевой деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, т.к. именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение. Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно­нравственного и  интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности,  творчества в различных видах деятельности учащихся. Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение  инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре  учебных пособий.  Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного  минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе. Вариативная часть включает задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний в  нестандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной  части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от учащихся определённого уровня развития воображения и  нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности  учащихся, которая предполагает по завершению каждого их двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по  желанию и выбору учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками  информации. В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями,  учителями. В данной программе выделены основные требования к уровню знаний и умений учащихся. Эти требования определяют обязательный минимум,  которым должны овладеть учащиеся к концу периода обучения грамоте. В программе определены знания и умения, которыми учащиеся могут  овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.  В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях: фонематическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствует началу формирования у учащихся ведущих приемов анализа фактов языка, таких, как изменение и сравнение.  В учебных пособиях предусмотрено практическое знакомство учащихся с однозначными и многозначными словами, с синонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов. 3 Активизации   и   обогащению   словарного   запаса   детей   способствует   грамматико­орфографическая   пропедевтика,   которая   предусматривает ознакомление учащихся с темами, систематическое изучение которых предполагается в 1­4 классах в курсе «Русский язык». Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся: слушания – восприятие и понимание звучащей речи; говорения – использование средств языка устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала. Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и формирования монологической речи учащихся. Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; учащихся при работе в паре, диалоги, заключенные в букварных текстах). Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умения работать в паре.  Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В то же время, работая в паре, учащиеся на практике  совершенствуют навыки общения. Такая же взаимообусловленность наблюдается и при осуществлении коллективной проектной деятельности как на  уроках, так и во внеурочное время.        Ключевые компетенции обучающихся Познавательно­коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,  умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих  интересам, психологическим особенностям  учащихся начальной школы. Культурологическая (язык и общество) компетенция – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих  сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического  строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями,а так же осознание языка как формы  выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально­культурной специфики русского языка, владение нормами  русского речевого этикета, культурой межнационального общения.  Информационная компетенция , обеспечивающая расширение общего языкового  информационного пространства через освоение обучающимися  основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др) осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально­культурной специфики русского  языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.                                                        Деятельностная  компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и  письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно­нравственным и эстетическим кретериям. 1.3.Цели курса «Обучение грамоте и развитие речи»:  4 В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:  Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира,  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково­символического и логического  мышления учеников;  Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникотивной компетенции учащихся – развитие устной и  письменной речи, монологоческой идеологической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей  культуры человека. Поставленные цели определены с учётом психических и физиологических особенностей детей 6­7­летнего возраста и реализуются на доступном для  учащихся уровне при решении следующих задач. 1. Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения. Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико­синтетическом звуко­буквенном методе. Механизм чтения  основывается на позитивном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове  за буквой согласного звука. В обучении грамоте выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных  звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объём доступного для чтения  материала. Содержание курса и формы работы представляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются:   специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради; организацией работы с детьми разного уровня подготовленности. В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая  обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи. 2. Обогащение и активизация словарного запаса детей. В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на  разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом. Учащимся предоставляется возможность проводить наблюдения за  различными языковыми явлениями: словообразованием и словоизменением, различием произношения и написания слов. Эти наблюдения помогают  развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют началу формирования у учащихся ведущих приёмов анализа фактов  языка, таких, как изменение и сравнение. 3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека. Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся: слушания – восприятие и понимание звучащей речи; говорения – использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения; овладение нормами речевого этикета в ситуациях  учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой; чтения – чтение и понимание учебного текста, выборочное чтение, нахождение необходимого учебного материала. 5 Тексты, представленные в учебных пособиях, являются образцами литературной речи и дают возможность для совершенствования диалогической и  формирования монологической речи учащихся. Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умение работать в паре.  Одним из условий успешной работы детей в паре являются их коммуникативные навыки. В то же время, работая в паре, учащиеся на практике  совершенствуют навыки общения.  4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности,  расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений. Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале дети учатся:      понимать содержание и главную мысль произведения; понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним; извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию. На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит учащихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы,  входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и  буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор,  развивает познавательный интерес к детской книге.  Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребёнка способность сопереживать, уважать историю своей  страны, бережно и ответственно относиться к родному языку. 1.4. Обоснование выбора учебно­методического комплекта для реализации рабочей программы.       Все учебники комплекта «Планета Знаний» прошли государственную экспертизу и включены Министерством образования и науки  Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе.                              УМС «Планета Знаний» нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных  действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к  овладению компетентностью «уметь учиться». Единые подходы и принципы, лежащие в основе учебно­методического комплекта,  способствуют формированию у детей младшего школьного возраста прочных знаний, умений и навыков в каждой предметной области и  универсальных умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию; решению важных воспитательных  задач.      Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности.   УМС «Планета Знаний», учитывая инновационные тенденции, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их  готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.      В  структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:  6 первый этап ­ предъявление ученику системы заданий поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;                       второй этап ­ сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий;                                          третий этап ­ применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее;    Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану.    Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей через  Интернет, пособиями для учителей    Комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки    Комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыков  здорового и безопасного образа жизни    В комплекте реализована новая технология конструирования учебников комплекта, которая:      1) улучшает и облегчает преподавание и усвоение предметного материала (единые методология, дизайн и система навигации); 2)позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса 2.Учебно­методическое обеспечение предмета    Программа Учебник Рабочие тетради  Перечень ЭОР 1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5­е изд., перераб. – М. :  Просвещение, 2011. 2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа: 1–й класс. Учебно – методический комплект  «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительно  искусство, технология, физическая культура : примерная основная образовательная программа : (сборник). ­  Москва: Астрель, 20013 г. 1.Андрианова Т.М..Букварь:  Для  1­го  кл. четырёхл. нач. шк. / Т.М. Андрианова. ­М.: ООО  «Издательство  АСТ» : ООО  «Издательство Астрель», 2010.  ­ (Планета знаний). 2. Андрианова, Т. М.  Спутник  Букваря : учебное пособие для читающих детей : 1­й кл. / Т. М. Андрианова. – М. : АСТ :  Астрель,  2012.  ­ (Планета знаний). Андрианова, Т. М.  Рабочая тетрадь  к  «Букварю»  Т. М.  Андриановой : 1­й класс / Т. М. Андрианова. – М.:  Астрель,2013.   ­  (Планета знаний).  Сказочный домик: народные сказки.Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)  Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности  для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)  Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.); 7  Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru  Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские  книги.) http://kidsbook.narod.ru/  Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника ( Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене)  http://www.sky­art.com/andersen/index.htm  Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm  Русская и зарубежная литература для школы: коллекция (Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные  библиотеки.) http://litera.edu.ru  Большая детская библиотека.(Zip­библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3  Детская литература на Куличках. (Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.)  http://baby.kulichki.net/index_lit.htm 1.Андрианова, Т.М.  Обучение   грамоте в  1  классе  по « Букварю»  Т.М.Андриановой  и  «Прописям»  В.А. Илюхиной :  программы,  методические  рекомендации,  поурочные  разработки / Т.М.Андрианова,  В.А.Илюхина.­М.: АСТ: Астрель;   Владимир:  ВКТ, 2010.  ­  (Планета знаний).                                                                                                                                       2. Планируемые  результаты  начального  общего  образования / [Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова,  М. З. Биболетова  и  др.] ;  под  ред.  Г. С. Ковалёвой,  О. Б. Логиновой. ­ М. : Просвещение, 2009.                                                                               3. Как  проектировать  универсальные  учебные  действия  в  начальной  школе.  От  действия  к  мысли:  пособие  для  учителя /[А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская,  И.В. Володарская  и  др.] ;  под  ред.  А.Г. Асмолова. – 3 – е изд. ­ М. :   Просвещение,  2011.                                                                                                                                                                               4. Оценка  достижения  планируемых  результатов  в  начальной  школе.  Система заданий.  В 2 ч.  Ч.1/ [М.Ю. Демидова,  С.В. Иванов,  О.А. Кабанова  и  др.]  ;  под  ред.  Г.С. Ковалёвой,  О.Б. Логиновой.   ­ М. :  Просвещение,  2009.                     Дидактическое  обеспечение 3.Календарно­тематическое планирование. Содержание курса «Обучение грамоте»  (по Букварю 92ч­  4 ч/нед) Подготовительный (добуквенный ) период 14ч 8 Речь. Предложение. Слово. Речь­способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, жесты,   мимика,   позы).Выделение   из   потока   речи   высказываний   в   объеме   предложений.   Предложение   и   слово.   Смысловое   единство   слов   в предложении. Моделирование предложений. Знаки препинания. Слова­названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета. Слогоделение. Ударение. Ударный слог. Звуки и буквы.  Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак­рак). Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки (лук­ люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.  Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения в отработке четкости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Основной (букварный) период 78ч Звуки речи (фонетика).Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки.  Различение согласных по твердости­мягкости и по звонкости­глухости.Слог­ как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль  гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль  ударения в слове (зАмок­ замОк). Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова  Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).  Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е,ё,ю,я. Обозначение буквами звука [й] в  разных позициях. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв. Письмо прописных и  строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с  разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.  Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки  препинания). 9 Содержание курса Тематическое планирование Планируемые результаты  Правила работы с книгой.                             Восприятие и понимание звучащей речи.  Овладение нормами речевого этикета в  ситуациях учебного и бытового общения.   Работа с маршрутным листом, символика  РФ.                                                                   Общее представление о речи, ее функциях в жизни людей, ее формах. Предложение – единица речи.                    Правило  оформления границ предложения на  письме.  Разведение понятий «предмет» и «слово». Деление слов на слоги. Обозначение звуков буквами.                       Смысл и знак ударения. Постановка  ударения.                                                        Работа со схемами, предложениями,  пословицами, произведениями  выдающихся представителей русской  литературы. Различение звуков согласных и гласных.  Различение согласных твердых и мягких. Составление звуковых схем слов.                Иллюстрация в книге и ее роль в  понимании произведений.                     Разграничение слов, обозначающих  одушевленные и неодушевленные  предметы. Вежливые слова.                                      Многозначные слова.                                     Понятие о словах – антонимах.                    Правила ведения диалога.                             Анализ звуковой и буквенной схемы.          Знакомство с историей создания  букварей. Инсценирование. Обучение грамоте. 92 Наша речь 14 ч Здравствуй, школа! Мы теперь не просто дети, мы  теперь – ученики. Мы живем в России. Наш общий  язык – русский. Как мы общаемся. Как зарождалась  речь.  Алфавит 74 ч Устная и письменная речь. Предложение. Знаки  препинания. Предмет и слово. Слоги. Звуки речи  (гласные и согласные звуки). Звуки речи (твердые и  мягкие согласные звуки). Ударение. Ударный слог.  Звук /а/. Буква «А, а» Звук /у/. Буквы «У, у».  Звуки /м’/, /м/. Буквы «М, м» Звуки /н’/, /н/. Буквы «Н, н» Звук /о/. Буквы «О, о» Звук /э/. Буквы «Э, э» Звуки /р’/, /р/. Буквы «Р, р» Звуки /л’/, /л/. Буквы «Л, л» Звук /ы/. Буква «ы» Звук /и/. Буквы «И, и».  Звук /й/. Буквы «Й, й». Звуки /б’/, /б/. Буквы «Б, б» Звуки /п’/, /п/. Буквы «П, п» Звуки /в’/, /в/. Буквы «В, в» Звуки /ф’/, /ф/. Буквы «Ф, ф» Звуки /г’/, /г/. Буквы «Г, г» Звуки /к’/, /к/. Буквы «К, к» Звуки /д’/, /д/. Буквы «Д, д» Звуки /т’/, /т/. Буквы «Т, т» Звук  /ж/. Буквы « ж, ж» Звук /ш/. Буквы «Ш, ш» Звуки /з’/, /з/. Буквы «З, з» Звуки /с’/, /с/. Буквы «С, с» Слова в, на, за, над, под.  Буквы «Е, е» и «Ё, ё» Буквы «е» и «ё» ­ показатели мягкости  предшествующих согласных звуков Буквы «Ю, ю». Буквы «Я, я» Понимать значение речи. Владеть правилами хорошей речи  нормами речевого этикета  (приветствие, прощание).                        Создавать небольшой устный текст на  заданную тему.                                         Оформлять графически предложение  и слово.                                                      Выбирать средства языка в  соответствии с условиями общения. Делить слова на слоги.                            Определять количество слогов в слове на слух.                                      Определять ударные звуки на слух.  Находить и называть гласные звуки.  Отличать печатную букву от  рукописной.                                               Проводить звуковой анализ слов.  Разграничивать слова, писать имена  собственные с большой буквы.  Находить и называть согласные звуки  и буквы, переносить этот способ с акта речи на акт чтения.                                  Различать звуки и буквы, гласные и  согласные звуки, твёрдые и мягкие  согласные звуки; парные и непарные  звонкие и глухие согласные звуки.  Разграничивать слова в  функциональном и смысловом  значении, ставить вопросы.                  Находить среди группы слов  родственные.                                             Ставить вопросы к словам­предметам, словам­признакам, словам­действиям.   Распределять слова по алфавиту.  Уметь работать с разными  Слово  и  10 предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ  строения слова ( звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова ( близкие и противоположные по смыслу, многозначные  слова).  Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением ее на письме. Составление предложений.  Перемещение логического ударения в простых случаях. Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применения их на практике:  Обозначение гласных после шипящих (жи­ши, ча­ща, чу­щу, );     раздельное написание слов;  перенос слов по слогам без стечения согласных;  большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.  Развитие речи.   Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении.  Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя. 11 Раздел № п/п 1 Наша речь Ко ли чес тво час ов 14 Ключевые  понятия Формы и  виды контроля Планируемые результаты Освоение предметных  знаний Универсальные учебные  действия Примерные даты  реализации Входная  диагностика. Самостоятель ная работа в  тетради. Речь устная и  письменная.  Средство  устного общения (интонация,  мимика, жесты).  Интонация.  Модель (схема)  предложения. Модель (схема)  слова. Звуковой  состав слова.  Ударение.  Ударный слог. 1 четверть сентябрь Ориентироваться в букваре  и рабочей тетради. Определять  последовательность  учебных тем (с опорой на  маршруты).  Комментировать  последовательность  иллюстраций в букваре. Разыгрывать ситуации  передачи информации без  использования речи  Наблюдать за  особенностями устной и  письменной речи.  Участвовать в процессе  говорения и слушания.  Составлять рассказ по  серии сюжетных картинок  Составлять самостоятельно  и под диктовку схемы  простых предложений  различной  распространенности.  Определять количество  слов в предложении Объяснять  смыслоразличительную  роль ударения при  сравнении слов (замок –  замок); выделять ударные  слоги при произнесении  различных слов; определять на схеме место ударения в  слове. Использовать знаково­ символические средства  для решения языковых задач, следовать инструкциям  учителя  Определять (в процессе  совместного обсуждения)  смысл условных знаков в  учебной книге.  Обсуждать свою новую  социальную роль школьника  Вступать в диалог в  процессе совместной игры.  Участвовать в групповой  работе, связанной с  общением  Осваивать правила  выполнения работы в паре.   Распределять роли и  очередность действий при  работе в парах (под  руководством учителя) Выбирать форму своего  участия в проектной  деятельности по теме,  предложенной в букваре (по  желанию)  Контролировать свою  работу по разгадыванию  загадок, соотнося слова­ отгадки с их звуковыми  моделями 12 2 «Алфави 74 Обозначение  Читальный зал Анализировать и  Распределять роли и  ноябрь 4.Календарно­ поурочное планирование 13 Дата № п/п Тема урока Контроль  НРЭО Основные виды учебной деятельности учащихся 1 четверть 32 часа                            Наша речь (12ч.) Стихи уральских  поэтов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Здравствуй, школа!  1.Экскурсия по  школе,  в  библиотеку. Мы теперь не просто  дети, мы теперь –  ученики.  Мы живём в России.  Наш общий язык –  русский.  2.Урок –  путешествие Как мы общаемся.  Язык мимики и  жестов.  3.Урок –  театрализация Как зарождалась речь. Устная и письменная  речь.  Предложение. Знаки препинания.  4.Урок –  театрализация Предмет и слово.  04.09 05.09 06.09 07.09 11.09 12.09 13.09 14.09 18.09 Текущий контроль  включает:  устные ответы по  звуковому анализу  (учитель должен  последовательно  опросить всех  учащихся, пока  каждый из них не  освоит умение  выполнять  звуковой анализ  слова по  алгоритму),  контроль за  формированием  осознанного навыка чтения,  ориентированный  на индивидуальный темп чтения  обучающегося, при  котором он  осознает текст   (может идти работа как над  увеличением  скорости, так и над уменьшением, если  темп не позволяет  Ориентироваться в букваре и рабочей тетради; определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных  знаков в учебной книге. Использовать знаково­ символические средства для решения языковых задач,  следовать инструкциям учителя Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и  школьную деятельность детей;  обсуждать свою новую социальную роль школьника. Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты); комментировать иллюстрации в учебнике;  вступать в диалог в процессе совместной игры. Определять адекватный выбор языковых и неязыковых  средств устного общения (при инсценировании  предложенных ситуаций); участвовать в групповой работе, связанной с общением. Комментировать последовательность иллюстраций в  букваре; разыгрывать ситуации передачи информации без  использования речи; осваивать правила выполнения  работы в паре. Наблюдать за особенностями устной и письменной речи;  участвовать в процессе говорения и слушания; составлять  рассказ по серии сюжетных картинок. Составлять самостоятельно схемы простых предложений  различной распространённости; придумывать  предложения с опорой на рисунки и схемы; определять  количество слов в предложении. Читать и сравнивать предложения с разной интонацией;  определять соответствие интонационных средств смыслу  предложений. Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет;  соотносить название изображённого предмета со схемой  слова, обозначающего этот предмет;  моделировать звуковой состав слова (количественный). 14 5.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся   (на конец букварного периода) Личностные У учащихся будут сформированы:  Понимание важности нового социального статуса «ученик»;  Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного  участника процесса обучения;  Понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа (на уровне соответствующем возрасту);   адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;  осознание языка, как основного средства общения людей. Учащиеся получат возможность для формирования: восприятия русского языка, как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;   осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;   познавательной мотивации, интереса к русскому языку, как к родному;  осознание слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов  и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной  звучащей речи;   понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми. соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;   применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о  правописании буквосочетаний жи­ши, ча­ща, чу­щу, чк­чн, об оформлении предложений на письме;    определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте,  озаглавливать тексты;  15                  Предметные Учащиеся научатся: различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);  различать основные элементы письма; собирать из разрозненных элементов изученные буквы;  видеть графические ошибки и указывать путь их устранения; различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;   узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочения слов;   различать произношение и написание слов (простейшие случаи);   производить слогоударный и звуко­буквенный анализы слов простой конструкции;  грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом 15­20 слов);   выполнять основные гигиенические требования при письме. Учащиеся получат возможность научиться:     составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3­5 предложений);   различать слова­названия предметов, слова­ признаки предметов и слова­ действия предметов; находить родственные слова в группе предложенных слов; различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте( на доступном  языковом материале) Метапредметные Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;    осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с эталоном, находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях); в  сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».  Учащиеся получат возможность научиться:  Понимать цель выполняемых действий;     оценивать правильность выполнения задания;   в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что еще не известно. Познавательные Учащиеся научатся:  Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста. рубрики, словарь, содержание);      понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника ( под  руководством учителя);   моделировать различные языковые единицы (слово предложение);    использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале. Учащиеся получат возможность научиться:  Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используя справочный материал учебника;    использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;  выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные Учащиеся научатся:  Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;   выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;   16    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;  высказывать эмоционально­ценностное отношение  к природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;   соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Учащиеся получат возможность научиться:  Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под  руководством учителя). Основные требования к уровню знаний и умений учащихся (на конец букварного периода) Учащиеся должны знать:       название букв алфавита; различия звука и буквы; различия гласных и согласных звуков; основные гигиенические требования при письме; правила графического изображения каждой письменной буквы, её составные части и развёрнутый алгоритм написания; знать и использовать все виды соединения букв между собой. Учащиеся должны уметь:               определять отдельные звуки в словах; определять количество звуков в словах и их последовательность; различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки; определять количество слогов в слове; определять место ударения в слове; определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте; соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами; чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3­5слов, написание которых не расходится с  произношением; употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; устно составлять 3­5 предложений на определённую тему; правильно писать формы букв и соединения между ними; уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно  произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение. Учащиеся могут знать: 17    парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки; алфавит; правила оформления текста на письме. Учащиеся могут уметь:     распределять слова по алфавиту; находить среди группы слов родственные; ставить вопросы к словам­предметам, словам­признакам, словам­действиям; составлять и записывать ответ на вопрос (с опорой на лексику вопроса), а также небольшой текст из 2­3 предложений на определённую  тему (с опорой на ключевые слова). Навыки чтения на конец букварного периода: ориентировочная скорость чтения незнакомого текста – 20­25 слов в минуту; чтение плавное слоговое; целыми читаются слова простой слоговой конструкции; чтение осмысленное, с соблюдением пауз между предложениями. 8. Приложения    Тест.(октябрь   )                                                                                                                                 Задания: 1.  Соедини стрелочкой:                             Найди слово, которое начинается с гласного звука          (стрелочка красного цвета).  Найди слово, которое заканчивается гласным звуком    ( стрелочка синего цвета).  Найди слово, в котором один гласный звук                         (стрелочка зелёного цвета). 2. Соотнеси схему и рисунок.   Проведи стрелочки.  18 Какое слово лишнее?  Подчеркн. 3.  Кому принадлежит речь? (стрелочка красного цвета).  Кто или что может издавать звуки? ( стрелочка синего цвета).  Чью речь ты поймешь? (стрелочка зелёного цвета).                              4.Обведи в кружок знаки письменной речи. А + К  [В]           19 Задание №1. Проверяем умение находить первый, последний звук, давать его характеристику (гласный, согласный), вопрос повышенной сложности  данного задания – найти слово в котором один гласный звук.   Облака Солнце, облака  Слон Задание №2. Проверяем умение пользоваться графической схемой, умение соотнести рисунок с графической схемой. Дополнительный вопрос к  заданию проверяет умение анализировать, сопоставлять различные предметы. Задание №3.Проверяем, понимает ли ученик понятие «речь». Девочка  Колокольчик, собака, девочка Девочка Задание №6. Проверяем понимание понятий «устная  и письменная речь» А + К  [В]  Лист оценки предметных достижений по обучению грамоте за 1 четверть,  Критерии Образец задания 1.Умение различать на слух звуки  русского языка. 2. Умение выделять первый и  последний звук в слове. 3. Умение называть звуки в слове. 4. Умение находить гласные буквы в слове. 5. Умение определять количество  слогов в слове и ставить ударение. 6. Умение определять количество  предложений в тексте. Произнеси звуки [л], [л] . Это один и тот же звук? Произнеси слово и назови первый и последний звуки: Слон, коса, роза, кран, малыши. Произнеси слова и назови каждый звук: Сон, Маша, малина Прочитай слова и подчеркни гласные буквы. Кукла, мост, мыло, сила, этаж. Произнеси слова, определи количество слогов, поставь ударение Насос, утка, рак, кролики. Определи количество предложений в тексте. Обозначь цифрой. Ты мой котик­коток. Ты мой серый, весёлый коток. Котик кашку сварил. Само оценка  Оценка  учителя Итогова я оценка 20 Котик Машу кормил. Уснула Маша. А котишка у норы мышки. 7. Умение устанавливать  последовательность событий  изображений. Восстанови сказку. Обозначь цифрами правильный порядок  рисунков. 8. Умение находить предложение  к схеме.  9. Умение соотносить слово со  схемой. Подчеркни в тексте (текст задания №6) предложение к данной  схеме.                                                                                   .                                Соедини картинку со схемой.         21 10. Умение составлять схему  слова. Составьте схему слова, обозначьте цветом звуки. Лиса Шкала самооценки: + знаю и умею ?  знаю неуверенно ­  пока не знаю  ТЕСТ     (1 вариант) 1. Запиши, какой гласный  звук спрятался в середине слова?     [    ]                           [    ]                  [   ]               2. Составь слово по первым звукам названий картинок:                        _______________________ 3. Составь  слова из слогов и запиши: О НА СО НО                         ТЫ У СЫ КИ  _____________________________________________________________________________ 4. Раздели  слова на слоги и поставь ударение: КОСА     ИВА      УТКА       ГОЛУБИ       НИТКА     ГУСИ     НОСОК 22 5. Сколько слов в предложении? Закрась Повар стоит у плиты.   6. Раскрась схемы слов: 3 4 5                                                           ТЕСТ    (2 вариант) 1. Запиши, какой гласный  звук спрятался в середине слова?  [    ]                                    2. Составь слово по первым звукам названий картинок:   [    ]                       [    ]            3. Составь  слова из слогов и запиши:                             ______________________ НО ТИ                         НИ НА РО О ЗА КО ________________________________________________________________ _______________________________________________________________ 23 4. Раздели  слова на слоги и поставь ударение:  ПОВАР    ОСЫ       УРОК     ОКУНИ       БАРСУК     САНИ       КАТОК 5. Сколько слов в предложении? Закрась цифру. 3  В реке окуни и караси.   4 5 6. Раскрась схемы слов:                                            ФИО _____________________________________________    Дата: _________________ 1. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой. (3б) Оценочный лист (обучение грамоте) 1 полугодие Осы Кот Рот Рак  Мак Усы Кит Рог  24 2. Обведи буквы, обозначающие    согласные звуки. (2б) М Т А В У Н И Р К 3.Прочитай, подчеркни слоги, в которых согласный звук произносится мягко.(3б) Ы Л П Е 4.Прочитай гласные                      перемена,     волк,         ёжик,              стрекоза,                кошка ТА,       ВИ,         КУ, ЛЕ,   МЫ,   МИ,  СА,    РУ,   ВЁ,   НО,   ЛИ,    ПЯ. слова, буквы . (5б)  раздели их   на   слоги,  поставь  ударение   и      подчеркни 5.Найди и напиши  пять слов, которые спрятались в этих слогах (5б): Ли     са   ды   ра  ки   ты _____________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ 6.Прочитай. Подчеркни слова, которые надо писать с большой буквы.(3б) тёрка, тётка, таня,   клюшка,   ира,    мурка,   имя,   котята 7.Составь схемы слов, запиши слова буквами.(9б) 25 ________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Тема №1: Гласные и согласные звуки и буквы. Слово и слог. Ударение. (тест) 1. В 1 ) 2 ) 3 ) 4 ) какой группе все буквы согласные? к ,   т ,   с ,   ь ; я ,   ф ,   ш ,   л ; п ,   ъ ,   н,   в ; ж ,   й ,   ч ,   р . 2. В каком слове 3 слога? 1) пальма, 2) февраль, 3) батарея, 4) огурец. 3. В каком слове ударный второй слог? 4. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) магазин, 2) город, 3) овраг, 4) грусть. 1) чайки, 2) решили, 3) зверьки, 4) щука. 5. В каком слове все согласные звуки звонкие? 1) май, 2) апрель, 3) август, 4) февраль. 6. Какое сочетание букв не образует слово? 26 1) пол, 2) под, 3) рот, 4) ров. Тема №2: Сочетания жи­ши, ча­ща, чу­щу, чк, чн.(Орфографический диктант). Снежинки,  галчата,  пищат,  малыши,  внучка,  кочка,  щука,  ворчун,  ночной,  молчу, широкий, жилет. Тема № 3: Предложение. Текст. (тест) 1. Подчеркни только предложения. В саду цвела сирень.    Положила в.     Лены кукла.     И ребята.     День был тёплый.    Весна. 2. К какому предложению подходит схема? 1) У реки веет прохладой. 2) Друзья решают трудную задачу. 3) Вот пришла повозка. 4) В саду на яблонях цветы.  Какое слово в предложении не следует писать с большой буквы? 3. 4. Учительницу    Звали   Татьяна    Николаевна. 1) Учительницу, 2) Татьяна, 3) Звали, 4) Николаевна. 27 5. В конце какой строчки надо поставить вопросительный знак? 1) «На окошко села птаха 2) Брат глаза закрыл от страха 3) Что это за птица 4) Он её боится»       (С.В. Михалков). 5) 6. Сколько в данном тексте предложений? В старой сосне дупло в нём живёт белочка там у неё орехи и шишки это корм зверьку на зиму.  1) 3 предложения, 2) 4 предложения, 3) 5 предложений, 4) 6 предложений. 7. Расставь предложение так, чтобы получился текст. По дороге он встретил лису. Лиса была сердита и голодна. У кролика дрогнуло сердце. Маленький кролик бежал домой. Он бросился к пещере. Тексты  для проверки техники чтения. Рысь. В тёмном лесу, у лесной тропинки, залёг зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в  пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждёт. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.) Вопросы и задания 1. Почему рысь названа большой кошкой? 2. Опишите рысь. 28 3. Как рысь охотится? 4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? (Внезапно неожиданно бросится) Кит. Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита  изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно.  Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям. (47  слов.) Вопросы и задания 1. Какое животное самое большое на свете? 2. Где могут жить киты? З. Легко ли охотиться на китов?  Купание медвежат. Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и  барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала. Довольные купанием медведи ушли в чащу леса. (50 слов.)(По.В. Бианки.) Вопросы и задания 1. Озаглавьте текст.  2. Кто вышел на берег реки из леса? З. Как медведица купала первого медвежонка? 4. Почему побежал в лес другой медвежонок? 5. Что сделала с ним его мать? 9. Лист коррекции    29

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018