Рабочая программа по курсу "Обучение грамоте" сокращена по рекомендации администрации школы . Она содержит лишь самые важные сведения (пояснительную записку, тематический план,календарно-тематический план и методическое обеспечение). Программа составлена по УМК"Школа России" . В ней отражена полная методичная пошаговая работа учителя.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ФИЛЬКОВА
В.П.
С.СЛАСТУХА ЕКАТЕРИНОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/______________/
Протокол № ___
от «__»____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
__________/О.М.Макарихина
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
с.Сластуха
_______/Н.Н.Илюшкина_/
Приказ № ___ от
«__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО) ФГОС
ДЛЯ 1 КЛАССА
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №___от
«___»________20____года
Составитель:
Фролова Елена Викторовна,
учитель
начальных классов
12019 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………
2. Тематическое планирование …………………………………………………………………..
3. Календарнотематическое планирование ……………………………………………………..
4. Учебнометодическое обеспечение ……………………………………………………………
21. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе авторской программы по
обучению грамоте Горецкого В.Г. с учетом общих целей изучения курса, определенных федеральным
государственным стандартом содержания начального общего образования, требований к результатам
освоения образовательной программы начального общего образования; формирования универсальных
учебных действий, отраженных в примерной (базисной) программе курса, основными положениями
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа 1 класса обеспечивается учебнометодическим комплектом:
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. «Азбука» 1 класс: учебник в 2х частях М.: Просвещение, 2015
2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. «Прописи» 1 класс: рабочая тетрадь № 1,2,3,4 к учебнику Горецкий
В.Г., Кирюшкин В.А «Азбука» М.: Просвещение, 2015
3. Горецкий В.Г Обучение грамоте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
Нормативные акты и учебнометодические документы, на основании которых разработана
рабочая программа
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.12г. №273Ф;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., регистрационный №17785;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
№ 373». Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г., регистрационный №.19707;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
№ 373». Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г., регистрационный №.22540;
СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» раздел 2.9.; (постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189). Зарегистрирован Минюстом
России03.03.2011 г.;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 № НЕ136/08 «О
внесении изменений в порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047.
Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации
от 16.08.2010г. №0348 «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной
программы начального общего образования»
3Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в
образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 13.04.2015 № 226 «Об
утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области»
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 14 классы. УМК «Школа России».
М.: «Просвещение», 2012г..
Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую
направленность и реализует следующие цели:
формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины
мира;
социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при
чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными
навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников,
формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре
народов многонациональной России и других стран.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и
письменной речи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с
целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФГОС НОО обучение грамоте входит в образовательную область
«Филология».
На изучение данного курса в 1 классе отводится всего 207 часов из них 92 ч. на уроки обучения чтению
(4 часа в неделю), и 115 ч. на уроки обучения письму (5 часов в неделю (в неделю 4 – обязательная часть
и 1 час – формируемая участниками образовательных отношений)), в период обучения грамоте 23
учебные недели в год..
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа реализуется за 207 учебных часов
в период обучения грамоте(обучение чтению 92 часа и письмо 115 часов).
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с
помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебнометодическое
обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
42. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
Содержание программного материала
Добукварный (подготовительный) период
Букварный (основной) период
Послебукварный (заключительный) период
Итого
Количество часов
чтение
10
66
16
92
письмо
11
88
16
115
53.КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обучение грамоте (92 ч.)
№ п\п Дата
план
Дата
факт
Наименование разделов, тем
Колво
часов
Корректировк
а
Добукварный период – 10 часов
1
2
3 Сент.
4 Сент.
3
4
5
6
7
8
9
5 Сент.
6Сент.
9Сент.
10 Сент.
11 Сент.
12 Сент.
13 Сент.
10
16 Сент.
Азбука первая учебная книга.
Устная и письменная речь. Речь состоит из
предложений.
Слово и предложение.
Слово и слог.
Слог. Ударение.
Звуки в окружающем мире, речи.
Гласные и согласные звуки.
Слогслияние.
Слияние согласного с гласным. Гласные и
согласные звуки. (Закрепление)
Повторение и обобщение пройденного
материала
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Букварный период – 66 часов
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Гласные буквы А, а.
Звук [о], буквы О, о.
Звук [и] , буквы И, и.
Звук [и] , буквы И, и – закрепление.
Звук [ы] , буква ы.
Звук [у] , буквы У,у.
Звук [у] , буквы У, у – закрепление.
Звуки [н] [н'] , буквы Н, н
Звуки [н] [н'],буквы Н,н закрепление.
Звуки [с] [с'] , буквы С, с
Звуки [с] [с'] , буквы С, с – закрепление.
Звуки [к] [к'] , буквы К, к.
Звуки [к] [к'], буквы К, к – закрепление.
Звуки [т] [т'], буквы Т, т.
Звуки [т] [т'], буквы Т, т – закрепление.
Закрепление пройденного материала.
Звуки [л] [л'], буквы Л, л.
Звуки [л] [л'], буквы Л, л – закрепление.
Звуки [р] [р'], буквы Р, р.
Звуки [р] [р'], буквы Р, р – закрепление.
Звуки [в] [в'], буквы В, в.
Звуки [в] [в'], буквы В, в – закрепление.
Гласные буквы Е, е.
17 Сент.
18 Сент.
19 Сент.
20 Сент.
22 Сент.
23 Сент.
26 сент..
3 Окт.
4 Окт.
5 Окт.
6 Окт.
10 Окт.
11 Окт.
12 Окт.
13 Окт.
17 Окт.
18 Окт.
19 Окт.
20 Окт.
24 Окт.
25 Окт.
26 Окт.
27
октяб.
9 Нояб.
34
Буква е – показатель мягкости согласного
звука.35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
10 Нояб.
14 Нояб.
15 Нояб.
16 Нояб.
17 Нояб.
21 Нояб.
22Нояб.
23 Нояб.
24 Нояб.
28 Нояб.
29
Нояб.
30 Нояб.
1 декаб.
5 декаб.
6 декаб.
7 Декаб.
8 Декаб.
12
Декаб.
13
Декаб.
14
Декаб.
15
Декаб.
19
Декаб.
20
Декаб.
21
Декаб.
22
Декаб.
26
Декаб.
27
Декаб.
9 янв.
10 янв.
11 янв.
12 янв.
Повторение и закрепление пройденного
материала.
Звуки [п] [п'], буквы П, п.
Звуки [п] [п'], буквы П, п – закрепление.
Звуки [м] [м'], буквы М, м.
Звуки [м] [м'], буквы М, м – закрепление.
Закрепление пройденного материала.
Звуки [з] [з'], буквы З, з.
Звуки [з] [з'], буквы З, з – закрепление.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Звуки [б] [б'], буквы Б, б.
Звуки [б] [б'], буквы Б, б – закрепление.
Звуки [д] [д'], буквы Д, д.
Парные согласные звуки [д] [д'] и [т] [т'].
Буквы Д, д и Т, т.
Буквы Я,я и звуки их обозначающие, [йа]
Буква Я – показатель мягкости согласных
звуков.
Звуки [г] [г'], буквы Г, г.
Звуки [г] [г'], буквы Г, г – закрепление.
Звук [ч'], буквы Ч, ч.
Звук [ч'], буквы Ч, ч – закрепление.
Буква ь – показатель мягкости согласных.
Разделительный мягкий знак.
Звук [ш] , буквы Ш, ш.
Звук [ш], буквы Ш, ш – закрепление.
Звук [ж] , буквы Ж, ж.
Звук [ж] , буквы Ж, ж – закрепление.
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [йо].
Буква Ё – показатель мягкости согласного
звука. Чтение слов с буквой ё, которая
стоит после разделительного ь и обозначает
два звука [йо].
Звук [й] , буквы Й, й.
Звук [й] , буквы Й, й.
Звуки [х] [х'], буквы Х, х.
Звуки [х] [х'], буквы Х,х– закрепление.
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
166
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
16 Янв.
17 Янв.
18 Янв.
19 Янв.
23 Янв.
24 Янв.
25 Янв.
26 Янв.
30 Янв.
31 Янв.
1 февр.
Буква Ю – показатель мягкости согласного
звука. Буква ю, стоящая после гласной
буквы и обозначающая два звука [йу].
Буква ю. Чтение слов с разделительным ь и
буквой ю.
Звук [ц] , буквы Ц, ц.
Звук [ц] , буквы Ц, ц – закрепление.
Гласный звук [э] , буквы Э, э.
Гласный звук [э] , буквы Э, э – закрепление.
Звук [щ] , буквы Щ, щ.
Звук [щ] , буквы Щ, щ – закрепление.
Звуки [ф] [ф'], буквы Ф,ф.
Звуки [ф] [ф'], буквы Ф, ф – закрепление.
Буква ь, как показатель мягкости
согласного.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твердый знак.
Послебукварный период – 16 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
2 февр.
6 февр.
7 февр.
8 февр.
9 февр.
20 Февр.
21 Февр.
22 Февр.
23 Февр.
27 Февр.
28 Февр.
1 марта
2 марта
6 марта
7 марта
Алфавит. Звуки и буквы.
Наше Отечество.
«Первоучители словенские».
Первый букварь.
А. С. Пушкин и его сказки.
1
Л. Н. Толстой. Рассказы.
1
Великий педагог и писатель К. Д. Ушинский. 1
К. И. Чуковский и его произведения
«Телефон» и «Путаница».
В. В. Бианки и его творчество.
С. Я. Маршак и его творчество.
М. М. Пришвин и его произведения.
А. Л. Барто и её стихи.
С. В. Михалков и его произведения.
В. А. Осеева и её произведения для детского
чтения.
Б. В. Заходер и его произведения для детей.
1
1
1
1
1
1
1
1
92
8 марта
Проект» Живая азбука»Наши достижения.
1
Итого: 92 часа
Письмо (115 часов)№
п /п
Дата
план
Дата
факт
Тема урока
Кол во
часов
Корректировка
9Добукварный период – 11 часов
1.
2
2 Сент.
5 Сент.
3
4
5
6
7
8
9
6 Сент.
7 Сент.
8 Сент.
9 Сент.
12 Сент.
13 Сент.
14 Сент.
10
15 Сент.
Пропись — первая учебная тетрадь.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя
линии рабочей строки.
Письмо овалов и полуовалов.
Рисование бордюров.
Письмо длинных прямых наклонных
линий.
Письмо наклонной длинной линии с
закруглением внизу (влево). Письмо
короткой наклонной линии с
закруглением внизу (вправо).
Письмо короткой наклонной линии с
закруглением вверху (влево). Письмо
длинной наклонной линии с
закруглением внизу (вправо).
Письмо овалов больших и маленьких,
их чередование. Письмо коротких
наклонных линий.
Письмо коротких и длинных
наклонных линий, их чередование.
Письмо коротких и длинных
наклонных линий с закруглением
влево и вправо.
Письмо короткой наклонной линии с
закруглением внизу(вверху)
вправо(влево) Письмо наклонных
линий с петлёй вверху и внизу.
11
16 Сент.
Письмо наклонных линий с петлёй
вверху и внизу. Письмо полуовалов,
их чередование. Письмо овалов.
Букварный период 88 часов.
12
13
14
15
16
1718
Строчная и заглавная буквы А, а.
Строчная и заглавная буквы О, о.
Строчная буква и.
Заглавная буква И.
Строчная буква ы
Строчная и заглавная буквы У, у
Строчная и заглавная буквы Н, н.
Строчная и заглавная буквы С, с.
Заглавная буква С.
Строчная и заглавная буквы К, к.
19 Сент.
20 Сент.
21 Сент.
22 Сент.
23 Сент.
26, 27
Сент.
28,29,30
Сент.
3,4 Окт.
5 Окт.
6,7,10Ок
т.
19 21
22 23
24
25 27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
1
328 30
31 32
33
34 35
36 37
38 40
41
42Ноя
б.
43 44
45
47
48 50
51 53
54 56
57 59
60 62
63 65
66 –
67
68
69 71
72 74
75 77
78 80
81 82
11,12,13
Окт.
17,18
Окт.
19 Окт.
20,2124
Окт.
25,26
Окт.
27,28Ок
т.
7 нояб.
8 Нояб.
9 Нояб.
10,11
Нояб.
14,15.16
Нояб.
17,18,21
Нояб.
22,23,24
Нояб.
25,
28,29Но
яб.
30 Нояб.
1,2 дек
5,6.7
Декаб.
8,9,12Де
каб.
13,14Де
каб.
15
Декаб.
16,
19,20Де
каб.
21, 22,23
Декаб.
26,27Де
каб
9 янв..
10,11,12
янв.
13,
Строчная и заглавная буквы Т, т.
Строчная и заглавная буквы Л, л.
Повторение и закрепление изученного
Строчная буква р. Заглавная буква Р.
Повторение и закрепление изученного
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы Е, е.
Строчная и заглавная буквы П, п
Строчная и заглавная буквы П, п.
Закрепление изученного.
Строчная и заглавная буквы М, м.
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы Б, б.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Я, я.
Строчная и заглавная буквы Г, г.
Строчная и заглавная буквы Ч, ч.
Буква ь.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
Письмо слогов и слов с изученными
буквами
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
Строчная и заглавная буква Ё, ё.
Строчная и заглавная буквы Й, й.
Строчная и заглавная буквы Х, х
Письмо изученных букв, слогов.
11
3
2
1
2
2
3
1
1
2
3
3
3
3
3
3
3
2
1
3
3
3
3
216,17Ян
вар.
18,19,20
Январ.
23,24,Ян
вар.
26
Январ.
27,30,31
Январ.
1,2
февр.
3 февр..
6,7февр.
8,9февр.
83 85
86 87
88
89 91
92 93
94 95
96 97
98 99
Письмо элементов изученных букв
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц
и другими изученными буквами.
Строчная и заглавная буквы Э, э.
Строчная буква щ.
Заглавная буква Щ.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
Строчные буквы ь,ъ.
3
2
1
3
2
2
2
2
Послебукварный период – 16 часов
100
2
101
102
10,20
Февр.
21 Февр.
Алфавит
Списывание текста
1
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
115
22,23Фе
вр.
24, 27
Февр.
28 Февр.
1 марта
2 марта
3 марта
6 марта
7 марта
8 марта
Итого: 115часов
Оформление предложений в тексте
Заглавная буква в именах
собственных
Правописание ЖИШИ
Правописание ЧАЩА
Правописание ЧУЩУ
Правописание ЧНЧК
Письмо слов с ь
Письмо под диктовку
2
2
1
1
1
1
1
1
Закрепление и обобщение изученного
34. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий
[и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
2. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в
4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2014.
3. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для
учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015.
4. Горецкий, В. Г. Обучение грамоте. Поурочные разработки. 1 класс / В. Г. Горецкий, В.
А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015.
5. Крылова, О. Н. Тесты по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская
азбука». 1 класс : в 2 ч. Ч. 1. / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2014.
13