Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Оценка 4.8
Документация
docx
окружающий мир
2 кл
11.12.2018
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК " Школа России" разработана на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться , авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
окруж.мир 2кл..docx
Пояснительная записка                   Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса   разработана   на   основе   Примерной   программы   начального   общего образования,   разработанной   на   основе   стандарта   второго   поколения   с   учётом межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   логики   учебного   процесса,   задачи формирования   у   младшего   школьника   умения   учиться   (2009   г.),   авторской программы   А.  А.  Плешакова  «Окружающий   мир»,  приведённой   в  соответствие   с требованиями   Федерального   компонента   государственного   стандарта   начального образования. На изучение курса «Окружающий мир» во 2   классе   отводится 68часов ( 2ч в неделю).  Планируемые результаты освоения учебного предмета Освоение   курса   «Окружающий   мир»   вносит   существенный   вклад   в   достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и национальной   принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2)   формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)   формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре других народов; 4)   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире; 5)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,  развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в   информационной   деятельности,  на   основе   представлений   о   нравственных   нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:  1)   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  6)   использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебных   и практических задач; 7)   активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   (ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа, организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   ком­ муникативными   и   познавательными   задачами   и   технологиями   учебного   предмета «Окружающий мир»; 9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10)   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать возможность   существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14)   умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При   изучении   курса   «Окружающий   мир»   достигаются   следующие  предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)   осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,   опыт,   сравнение,   классификация   и   др.   с   получением   информации   из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5)   развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные   связи   в окружающем мире. Раздел «Человек и природа». Второклассник научится:     различать   (узнавать)   изученные   объекты   и   явления   живой   и   неживой   природы; дикорастущие   и   культурные   растения;   деревья,   кустарники,   травы;   диких   и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;           описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные   человеком,   на   основе   внешних   признаков   или   известных   характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить   несложные   наблюдения   и   ставить   опыты,   используя   простейшее лабораторное   оборудование   и   измерительные   приборы;   следовать   инструкциям   и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать   естественнонаучные   тексты   с   целью   поиска   и   извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (атлас­определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать   готовые   модели   (глобус,   карта,   план,   муляжи)   для   объяснения явлений   или   выявления   свойств   объектов,   изучения   основных   форм   земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки; использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта; обнаруживать   простейшие   взаимосвязи   между   живой   и   неживой   природой, взаимосвязи   в   живой   природе;   использовать   их   для   объяснения   необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния   этих   отношений   на   природные   объекты,   на   здоровье   и   безопасность человека; понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил безопасного   поведения;   использовать   знания   о   строении   и   функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Второклассник получит возможность научиться:  осознавать   ценность   природы   и   необходимость   нести   ответственность   за   ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   и   саморегуляции   своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;   выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Раздел «Человек и общество». Второклассник   научится:   различать   государственную   символику   Российской Федерации;   описывать   достопримечательности   столицы,   Санкт­Петербурга,   родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву   –   столицу   России,   Санкт­Петербург,   свой   регион   и   его   главный   город, некоторые другие города России, страны мира;  используя   дополнительные   источники   информации,   находить   факты,    относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в  различных   социальных  группах (семья, общество сверстников и т. д.); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу   о   человеке   и   обществе   с   целью   поиска   и   извлечения   познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни. Выпускник   получит   возможность   научиться:проявлять   уважение   и   готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.                                                    Содержание учебного предмета 1. Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? Природа (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные   породы   и   минералы.   Гранит   и   его   состав.   Как   люди   используют   богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие   бывают   растения:   деревья,   кустарники,   травы;   их   существенные   признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные   изменения   в   природе:   осенние   явления.   Экологические     связи     между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии:Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические   работы:Знакомство   с   устройством   термометра,   измерение температуры   воздуха,   воды,   тела   человека.   Знакомство   с   горными   породами   и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. 2. Жизнь города и села (10 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш   дом   (городской,   сельский).   Соблюдение   чистоты   и   порядка   на   лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­ тавления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до   керамических   изделий,   от   стрижки   овец   до   шерстяного   трикотажа   и   т.   д.   (по усмотрению учителя). Промышленные   предприятия   своего   города   (изучается   по   усмотрению   учителя). Строительство в городе (селе). Какой   бывает   транспорт:   наземный,   водный,   воздушный,   подземный;   пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии:Зимние   изменения   в   природе.   Знакомство   с   достопримечательностями родного города. 3. Здоровье и безопасность (9ч) Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и   лечение;   поликлиника,   больница   и   другие   учреждения   здравоохранения; специальности   врачей:   терапевт,   стоматолог,   отоларинголог   и   др.   (изучается   по усмотрению учителя). Правила   безопасного   поведения   на   улицах   и   дорогах.   Правила   и   безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с   бытовой   техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила   безопасного   поведения   на   воде.   Правило   экологической   безопасности:   не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­ кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа:  Отработка правил перехода улицы. 4. Общение (7 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные   товарищи,   друзья,   совместные   учеба,   игры,   отдых.   Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей   и   поведение   в   гостях.   Как   вести   себя   за   столом.   Культура   поведения   в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. 5. Путешествия (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение  нашей  страны на карте. Как читать карту.  Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. 2 ч резерв 2 класс Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Тематическое планирование учебного материала по курсу «Окружающий мир»    2 класс №п/п Тема Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 Где мы живем Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Общение Путешествия Итого 4 20 10 9 7 18 68 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс (68 ч.) 2 ч. в неделю Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Домашнее задание № п\п . Дата По пл ан у По фа кт у Тема урока. Тип урока Решаемые проблемы Понятия Предметные результаты 1 2 3 4 5 6 7 Где  мы живём?   (4 ч) Родная страна. Урок­ лекция Почему наша страна называется Российская Федерация? Российская Федерация, государственные символы: герб, флаг ,гимн. Какие Национальность. Научатся рассказывать о родной стране; о государственных символах Российской Федерации; о 1 государстве нные символы России? Государственный язык. многонациональном населении России. УУД 8 Личностны е результаты 9 10 Выучить гимн (2 куплета) Р. Понимать и удерживать  учебные задачи; Учитывать выделенные  учителем ориентиры, работать по плану. Вносить  необходимые коррективы П.Различать, называть  объекты государственной  символики; анализировать  информацию учебника;  формулировать выводы из  изученного; отвечать на  итоговые вопросы и оценивать свой достижения. К.Ставить вопросы и обращаться за помощью. Формирование основ  российской  гражданской  идентичности, чувства  гордости за  свою Родину;  осознание  своей  этнической и  национальной  принадлежнос ти;  формирование ценностей  многонациона льного  общества. Город и село. Комби нирова нный урок Природа  и рукотворный мир. Комби нирова нный урок 2 3 Город, село, городские и сельские жители; главная улица, достопримечател ьности. Научатся называть характерные особенности городских и сельских поселений, преимущественные занятия жителей города и села, типы жилых построек в городе и селе. Объекты природы, предметы Научатся различать объекты природы и рукотворного мира; рукотворного мира. Экология. называть их; выказывать своё отношение к окружающему миру. Уч. с. 8 ­ 11 Уч. с. 15 ­ 17 Развитие навыков сотрудничест ва со взрослыми и сверстникам и в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов. Экологическ ая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохра нного поведения. Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её.  Учитывать выделенные  учителем ориентиры,  подготавливать проект  .Вносить необходимые  коррективы. П.Осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных признаков;  поиск необходимой  информации. К.Договариваться и  приходить к общему решению  при работе в паре;  распределять обязанности по  выполнению проекта. Р. Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. Осуществлять пошаговый и  итоговый контроль.  Выполнять учебные действия  в материализованной форме. П. Строить  рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте;  выделять существенную  информацию из  познавательного текста. К. Формулировать  собственное мнение   аргументировать свою  позицию. Проверим Контроль Как оценить но­ свои обобщаю достижения? щий урок себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Тесты , оценка достижений. Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Неживая и живая природа. Урок­ исслед ование Природа    (20 ч) Неживая и живая природа. Объекты природы. Научатся различать неживую и живую природу, приводить примеры каждой группы, на отдельных примерах объяснять связь неживого и живого. Как можно отличить объекты неживой природы от живой? Как связаны неживая и живая природа? Явления природы. Урок изучен Что такое сезонные Явления природы. Научатся различать объекты и явления  природы,  Р.Принимать и удерживать  учебную задачу.  Осуществлять пошаговый и  итоговый контроль, оценивать правильность выполнения  действия П. проводить сравнение,  ориентироваться в способах  решения задачи, использовать  знако­символические  средства. К.Строить понятные для  партнёра высказывания,  контролировать его действия,  допускать возможность  существования у людей  различных точек зрения. Р.Принимать и удерживать  учебную задачу. Учитывать  выделенные учителем  ориентиры. П.Осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных признаков;  поиск необходимой  информации, выделять  существенную информацию из познавательного текста. Формулировать выводы. К.Договариваться и  приходить к общему  решению при работе в паре. Р.  Понимать учебную  задачу и стремиться  выполнить её выполнить  Уч. с. 22 Учебно ­ познавательн ый интерес к новому учебному материалу. Уч. с. 27 Учебно ­ познавательн ый интерес к новому учебному материалу. Принятие и  освоение  социальной  Уч. с. 28 4 5 6 ия нового матери ала РКобж  Какими  бывают  чрезвычайны е   ситуации.   явления природы? Сезоны. Температура, Термометр. Градус. Как измеряют температуру ? Что такое погода. Комби нирова нный урок Что такое погода? Погода. Температура воздуха, осадки, ветер. Явления погоды. Метеорология. Условные знаки. рассказывать о  сезонных  изменениях,  происходящих с  природными  объектами, как о  природных  явлениях.  Познакомятся с  термометром и  измерением  температуры  воздуха, воды, человека. Усвоят, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности , осадков и ветра; научатся обозначать явления погоды с помощью условных знаков. В гости к осени. (Экскурсия) Урок­ экскур сия Какие явления Иней, заморозки, туман, ледостав, Научатся по своим наблюдениям происходят перелётные приводить примеры Учитывать выделенные  учителем ориентиры,  работать по плану. П. Поиск необходимой  информации по рисунку,  передача её устным путём,  установление причинно­ следственных связей. К. Применение полученной  информации. Р. Принимать и удерживать учебную задачу .Выбирать  действия с поставленной  задачей и условиями её  реализации, вносить  изменения в способ  действия. П. Осуществлять  подведение под понятие на  основе распознавания  объектов ,выделение  существенных признаков и  их синтеза. Использовать  знаково­символические  средства. К.Работать в паре, просить  помощь у взрослых. Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что  изучено и что нужно  роли  обучающегос я, развитие  мотивов  учебной  деятельности и  формировани е  личностного  смысла  учения. Принятие и освоение социальной роли обучающегос я, развитие мотивов учебной деятельности и формировани е личностного смысла учения. Чувство прекрасного и Уч. с. 33­35 Не задано 7 8 в неживой и птицы. живой природе осенью? осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать простейшие правила поведения в природном окружении. 9 В гости к осени. (Урок) РКобж  Сигнал  «Внимание  всем» Комби нирова нный урок Что мы узнали на экскурсии? Иней, заморозки, туман, ледостав, перелётные птицы. Научатся приводить примеры осенних  явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями. уточнить на экскурсии. П. Применять правила и  пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий.  Осознанно и произвольно  строить сообщения  исследовательского  характера в устной форме. Узнавать и называть  объекты и явления  окружающей природы. К. Проявлять активность  во взаимодействии для  решения познавательных  задач. Договариваться о  распределении функций в  совместной деятельности,  определять общую цель. Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. П. Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы; К.Учитывать разные  мнения и стремиться к  координации различных  позиций в сотрудничестве. эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическ ая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохра нного, поведения. Чувство пре   красного и  эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой.  Экологическ ая культура:  ценностное  отношение к  природе,  следование  нормам  природоохра Пословицы об осени. Звёздное небо Урок­ исслед ование Как находить на небе созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь? Звёзды, созвездия, звёздное небо, знаки зодиака. Научатся узнавать и моделировать изученные созвездия. Заглянем в кладовые Земли. Комби нирова нный урок Какие богатства хранятся в кладовых Земли? Горные породы, минералы, кристаллы, залежи, гранит, полевой шпат, кварц, слюда. Усвоят, что горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов, научатся приводить примеры горных пород и минералов, различать составные части гранита. Про воздух… Комби нирова Почему чистый Загрязнение Усвоят, что чистый воздуха, охрана воздух – одно из Р. Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале. П. Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы; проводить  сравнение по заданным  критериям. Узнавать и  называть объекты и явления окружающей природы К. Работать в паре, просить помощь у взрослых. Р. Выбирать своё действие  в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации.  Устанавливать  соответствие полученного  результата и поставленной  цели. П.Произвольно строить  сообщения  исследовательского  характера; поиск  информации из  дополнительных  источников. К. Строить монологические высказывания. Р. Учитывать выделенные  учителем ориентиры  Уч. с. 43 нного,  поведения. Учебно­ познавательн ый интерес к новому учебному материалу. Мотивационн Уч. с. 45 ая основа учебной деятельности . Чувство прекрасного Уч. с. 51 10 11 12 нный урок Рк обж Какими бывают наводнения. Причины наводнений. воздух называют одним из главных богатств природы? воздуха, воздушные фильтры. 13 … И про воду Комби нирова нный урок Почему воду относят к важнейшим природным богатствам ? Загрязнение воды, охрана воды, очистные сооружения главных богатств Земли, которые необходимо охранять; научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха; обращать внимание на красоту природы. Усвоят, что воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, научатся рассказывать по схеме об источниках и последствиях загрязнения воды, её охране. обращать внимание на красоту природы. действия. . Принимать и  удерживать учебную  задачу. П.. Применять правила и  пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий.  Использовать знаково­  символические средства,  создавать схемы. Узнавать и называть  объекты и явления  окружающей природы. К. формулировать  собственное мнение и  позицию; строить  монологическое  высказывание. Р. Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия. . Принимать и  удерживать учебную  задачу. П.. Применять  правила и пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий.  Использовать знаково ­  символические средства,  создавать схемы. Узнавать и называть  объекты и явления  окружающей природы. К. формулировать  и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическ ая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохра нного, поведения. Чувство  прекрасного  и  эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой.  Экологическ ая культура:  ценностное  отношение к  природе,  следование  нормам  природоохра Уч. с. 55 фоторассказ 14 15 Какие бывают растения. Комби нирова нный урок Как делят растения на группы? Деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные растения. Какие бывают животные Комби нирова нный урок По каким признакам можно Насекомые, птицы, рыбы, звери разделить (млекопитающие животных на группы? ); Земноводные, пресмыкающиеся . собственное мнение и  позицию; строить  монологическое  высказывание. Р. Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия. Принимать и  удерживать учебную  задачу. Выделять и  формулировать то, что  изучено и что нужно  уточнить. П. Осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и  несущественных признаков; проводить сравнение по  заданным критериям,  классифицировать их. К. определять общую цель   и пути её достижения;  работать в паре. Р. Понимать учебную  задачу и стремиться  выполнить её.                         П. Осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и  несущественных признаков; проводить сравнение по  заданным  критериям.  Использовать знаково ­  символические средства;  поиск информации из  дополнительных  нного,  поведения. Чувство  прекрасного  и  эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой.  Экологическ ая культура:  ценностное  отношение к  природе,  следование  нормам  природоохра нного,  поведения. Учебно­ познавательн ый интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Научатся различать группы растений по существенным признакам; приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травы; обращать внимание на красоту природы. Расширят знания об основных группах животных, их существенных признаках; познакомятся «земноводными» и «пресмыкающимис я», приводить примеры представителей этих групп. Уч. с. 59 Уч. с. 63 Сообщение о животных 16 17 Невидимые нити. Рк обж   Болезни, их  причины,  связь с  образом  жизни.                    Комби нирова нный урок Какие связи существуют в природе, как человек связан с природой? Живая, неживая Научатся природа, растения, животные. Связи в природе. приводить примеры невидимых нитей (связей) разных групп и их нарушений по вине человека; усвоят, что в природе нет ничего ненужного. Дикорастущ ие и культурные растения. Комби нирова нный урок Как делить растения на группы? Дикорастущие, Научатся культурные растения объяснять, какие растения называют культурными, а какие дикорастущими; приводить их примеры; рассказывать о значении источников. К. Работать в группе,  договариваться о  распределении ролей в  совместной деятельности Адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих. Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. П. Установление причинно  ­ следственных связей;  использование знаково ­  символических средств;  фиксация информации с  помощью схем. К. Контролировать  действия партнёра;  адекватно использовать  речевые средства для  решения коммуникативных  задач. Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую  информацию в учебнике,  сравнивать и различать,  обозначать рисунки  фишками. Осуществлять  подведение под понятие на  основе распознавания  объектов, выделения  существенных признаков и  Уч. с. 67 Уч. с. 69 сообщение Ориентация  в нравствен  ном содержа  нии и смысле поступков.  Экологическ ая культура:  ценностное  отношение к  природе,  следование  нормам  природоохра нного,  поведения. Способность к самооценке на основе критерия успешности. Учебно­ познавательн ый интерес к новому учебному культурных растений для человека. Дикие и домашние животные. Комби нирова нный урок Как различать диких и домашних животных? Для чего выводят домашних животных? Дикие и домашние животные. Научатся объяснять, каких животных называют домашними , а каких дикими; приводить их примеры; рассказывать о значении домашних животных для человека. Комби нирова нный урок Как научиться ухаживать за комнатными растениями? Комнатные растения, атлас ­ определитель, оранжереи. Комнатные растения. РКобж  Болезни и их возможные  причины.      Как  Научатся  распознавать  комнатные растения,  находить в атласе ­  определителе  информацию о них. Практически  научатся правильно  за ними  ухаживать. их синтеза; фиксация  информации с помощью  схем К.Определять общую цель  и пути  достижения.;  оценивать свои достижения на уроке. Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую  информацию в учебнике,  сравнивать и различать,  обозначать рисунки  фишками. Осуществлять  подведение под понятие на  основе распознавания  объектов, выделения  существенных признаков и  их синтеза; фиксация  информации с помощью  схем К.Работая в паре,  контролировать действия  партнёра.  Адекватно  оценивать собственное  поведение и поведение  окружающих. Р. Контролировать и  оценивать свои действия,  вносить соответствующие  коррективы в их  выполнение. П. Поиск и выделение  необходимой информации в атласе ­ определителе,  материалу. Учебно­ познавательн ый интерес к новому учебному материалу. Целостный, социально ориентирова нный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Учебно­ познавательны й интерес к  новому  учебному  материалу.  Целостный,  социально  ориентирован Уч. с. 75 Уч. с. 78­79 18 19 20 21 путешеству ют болезни Животные живого уголка. Комби нирова нный урок Живой уголок, аквариум, аквариумные рыбки, корм; Каких животных можно содержать в живом уголке? Как нужно за ними ухаживать? Научатся распознавать животных живого уголка, находить в атласе ­ определителе информацию о них. Практически научатся правильно за ними  ухаживать Домашние любимцы, породы. Комби нирова нный урок Для чего нужны кошки и собаки разных пород? Узнают и научатся различать породы кошек и собак; узнают о роли домашних любимцев в жизни человека. Про кошек и собак. РКобж  Заноза,  кровотечени е, укус,  ушиб.     Первая  медицинская помощь. передача её устным путём,  применение на практике. К. использовать речь для  регуляции своего действия. Р. Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия. Принимать и  удерживать учебную  задачу. Выделять и  формулировать то, что  изучено и что нужно  уточнить. П. Поиск и выделение  необходимой информации в атласе­ определителе,  передача её устным путём,  применение на практике. К. использовать речь для  регуляции своего действия. Оказывать в  сотрудничестве  взаимопомощь. Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П.Находить новую  информацию в учебнике,  сравнивать и различать  породы. Осуществлять  подведение под понятие на  основе распознавания  объектов, выделения  существенных признаков и  их синтеза. К.Работая в группе,  Уч. с. 82­83 ный взгляд на  мир в  единстве и  разнообразии  природы. Учебно­ познавательн ый интерес к новому учебному материалу. Целостный, социально ориентирова нный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. Ориентация Уч. с. 85­87 в нравственно м содержании и смысле поступков. Гуманистиче ское сознание. 22 23 Красная книга. Комби нирова нный урок О чём может рассказать «Красная книга»? Редкие, вымирающие Узнают, что такое Красная книга, виды животных и какие животные и растений. растения в неё Красная книга. занесены, научатся приводить их примеры  и узнавать изученные виды. Усвоят основные причины сокращения численности растений и животных, важнейшие правила поведения в природе, научатся « читать» и рисовать экологические Экологические, условные знаки Урок­ проект Будь природе другом. Проект «Красная книга» Какие поступки вредят природе, а какие помогают её защищать? Как готовить проект? Уч. с. 91 доклад Уч. с. 92­95 контролировать действия  партнёра.  Адекватно  оценивать собственное  поведение и поведение  окружающих. Р. Принимать и удерживать учебную задачу.                    Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную. П. Находить новую  информацию в учебнике и  доп. литературе;  использовать общие приёмы решения задач;  установление причинно ­  следственных связей,  построение рассуждения . К.Формулировать своё  мнение , аргументировать  свою позицию и  координировать её в  сотрудничестве. Р. Выполнять учебные  действия в  материализованной,  умственной и громко­ речевой форме. П. Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста.  Моделировать  существенные признаки  объектов с целью решения  конкретной задачи. Ориентация   в нравственном содержании   и смысле поступков. Экологическа я   культура: ценностное отношение   к природе, следование нормам природоохран ного, поведения. Экологическ ая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохра нного, нерасточител ьного 24 25 Как оценить свои достижения? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Контро льно­ обобща ющий урок знаки. Тесты, оценка достижений. Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Жизнь города и села.  (10 ч) Урок изучен ия нового матери ала Что означает слово Экономика, сельское хозяйство, «экономика» ? промышленность, строительство, транспорт, торговля. Усвоят, что экономика – это хозяйство, научатся перечислять составные части экономики. Что такое экономика. РКобж  Отравления.  Причины  отравлений.  Первая  помощь при  отравлении  пищевыми  продуктами. К. Формулировать  собственное мнение, вести  устный диалог. Р.Принимать и удерживать  учебную задачу.  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,  оценивать правильность  выполнения действия П. проводить сравнение,  ориентироваться в  способах решения задачи,  использовать знако ­  символические средства. К.Строить понятные для  партнёра высказывания,  контролировать его  действия, допускать  возможность  существования у людей  различных точек зрения. Р.Выбирать действия в  соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации;  следовать плану. П. Осознанно строить  сообщения  исследовательского  характера; моделировать  взаимосвязи. К. Строить понятные для  партнёра высказывания,  поведения. Формирован Уч. с. 98­102 ие адекватной оценки своих достижений. Учебно­ Уч. с. 104­ 107 познавательн ый интерес к новому учебному материалу . Целостный, социально ориентирова нный взгляд 26 27 28 Из чего что сделано. Комби нирова нный урок Из чего и как люди изготавлива ют различные изделия? Природные материалы: глина, металлы, древесина, камень… Научатся объяснять и составлять несложные производственные цепочки. Как постро  ить дом . РКобж  Практически е занятия по  отработке  навыков  оказания  первой  медицинско й помощи. Какой бывает транспорт. Комби нирова нный урок Как строят дома в городе и в селе? Строительные материалы, строительные машины. Научатся приводить примеры строительных машин и строительных материалов. Комби нирова нный урок На  какие виды можно разделить Транспорт? Научатся разделять средства транспорта на группы и приводить их примеры. Транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, строить монологическое  высказывание. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить. П. Классифицировать  объекты, обозначать  фишками, по рисункам  прослеживать цепочки и  составлять рассказ. К.Проявлять активность во взаимодействии для  решения коммуникативных  задач. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить. П.  Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста.  Подведение под понятие на основе распознавания  объектов. К.Осуществлять  самоконтроль и  взаимный  контроль. Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. П. Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы;  осуществлять  на мир. Учебно­ познавательн ый интерес к  новому  учебному  материалу. Целостный,  социально ­  ориентирова нный взгляд  на мир . Уважение к  труду. Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности . Учебно­ познавательн ый интерес к  новому  учебному  материалу . Целостный,  социально  Уч. с. 108­ 111 Уч. с. 112­ 115 Уч. с. 116­ 119 29 30 Урок­ проект Все профессии важны. Проект «Профессии ». Как готовить проект? Какая роль в нашей жизни у людей разных профессий? Отрасли экономики. Взаимосвязь профессий. специальный, личный, общественный. Образовательные Научатся Культура и образование. Комби нирова нный урок Для чего нужны учреждения культуры и образования ? учреждения, учреждения культуры. приводить примеры учреждений культуры и образования; усвоят роль образования в получении профессии. Научатся соотносить отрасли экономики и характерные профессии; приводить примеры; уважать профессиональный труд в любой сфере жизни. Уч. с. 120­ 123 Уч. с. 124­ 127 ориентирова нный взгляд  на мир . Социальная мотивация учебной деятельности . Социальная компетентно сть как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. рефлексию способов  действий. К.строить понятные для  партнёра высказывания. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить... П. . Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста,   строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте,  формулировать выводы из  изученного материала. К. Формулировать  собственное мнение. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить. Распределять обязанности по подготовке  проекта, собирать  необходимую информацию, презентовать работу. П. . Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста,   строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте. К. Договариваться и  приходить к общему  решению; допускать  возможность  существования других В гости к зиме. Урок­ экскурс Какие явления (Экскурсия) ия происходят в неживой и живой природе озимой? Низкая Научатся по своим температура, короткий световой день, снегопад, оттепель гололёд, метель, сугробы, изморозь. наблюдениям приводить примеры зимних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать изменения в природном окружении. Что мы узнали на экскурсии? В гости к зиме. (Урок) Комбин ирован ный урок РКобж  Безопасное  поведение  на воде     Чем опасны  Низкая температура, короткий световой день, снегопад, оттепель гололёд, метель, Научатся приводить примеры зимних  явлений в неживой и живой природе и связей между этими явлениями. точек зрения. Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что  изучено и что нужно  уточнить на экскурсии. П. Применять правила и  пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий.  Осознанно и произвольно  строить сообщения  исследовательского  характера в устной форме. Узнавать и называть  объекты и явления  окружающей природы.  Формулировать выводы из  изученного. К. Проявлять активность  во взаимодействии для  решения познавательных  задач. Договариваться о  распределении функций в  совместной деятельности,  определять общую цель. Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. П. Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы; Чувство прекрасного Отчет об экскурсии и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическ ая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохра нного, поведения. Чувство  прекрасного  и  эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой. Уч. с. 130­ 133 фотоотчет 31 32 водоемы  зимой Меры предосторо жности при  движении по льду  водоемов. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». 33 34 Как оценить свои достижения? Контро льно­ обобща ющий урок Тесты , оценка достижений. Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Презентаци я проектов. Урок­ презент ация Как представить результаты проектной деятельност и? Проект. Презентация. Научатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными сугробы, изморозь. К.Учитывать разные  мнения и стремиться к  координации различных  позиций в сотрудничестве. Экологическ ая культура:  ценностное  отношение к  природе,  следование  нормам  природоохра нного, поведения. Формирован ие адекватной оценки своих достижений. Уч. с. 134­ 139 Проекты Адекватная мотивация учебной деятельности (познаватель ные мотивы). Р.Принимать и удерживать  учебную задачу.  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,  оценивать правильность  выполнения действия П. проводить сравнение,  ориентироваться в  способах решения задачи,  использовать знако ­  символические средства. К.Строить понятные для  партнёра высказывания,  контролировать его  действия, допускать  возможность  существования у людей  различных точек зрения. Р. Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную, применять установленные правила,  предвидеть возможность  получения конкретного  результата. материалами. Здоровье и безопасность.  (9 ч) Какие части тела есть у человека? Внешнее и внутреннее строение человека. Внутренние органы. Усвоят, какие  части тела человека относятся к  внешнему  строению, а какие – к внутреннему;  научатся  определять на  своём теле места  расположения  внутренних  органов. П. самостоятельно  выделять и формулировать  познавательную цель,  применять правила и  пользоваться инструкциями ,осознанно строить  сообщения  исследовательского  характера в устной и  письменной форме. К.Задавать вопросы,  необходимые для  организации собственной  деятельности. Строить  понятные для партнёра  высказывания Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. П. Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы; строить  модель внутреннего  строения тела.     К.Предлагать вопросы и  оценивать ответы  партнёров. Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. Уч. с. 4­7 Учебно­ познавательн ый интерес к новому учебному материалу. Самостоятел Уч. с. 8­11 ьность и личная ответственно Комбин ированн ый урок Что необходимо делать для сохранения Режим дня, правильное Усвоят, какие правила нужно питание, правила личной гигиены, соблюдать, чтобы сохранить здоровье; Строение те ла человека. Урок введени я в новую тему 35 36 РКобж  Правила  купания в  оборудованн ых и необо  рудованных  местах.   Пра  вила поведе  ния на пляже Если хочешь быть здоров. здоровья? уход за зубами. научатся правильно строить свой режим дня, правильно чистить зубы. Берегись автомобиля ! Комбин ированн ый урок Какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход? Сигналы светофора, Закрепят и расширят знания о дорожные знаки. Пешеходный безопасном поведении на переход улицах и дорогах, «зебра».Правила отработают движения по загородной трассе. соответствующие практические умения. 37 сть за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Самостоятел Уч. с. 12­17 ьность и личная ответственно сть за свои поступки, установка на здоровьесбер егающий образ жизни. П. Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы; использовать  речь для регуляции своего  действия, передача  информации устным  способом. К.Предлагать помощь и  сотрудничество,  формулировать  собственное мнение. Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. П. Строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте, его  строении, свойствах и  связях. Осуществлять  поиск необходимой  информации с  использованием учебной  литературы; К. Формулировать  собственное мнение, вести  устный диалог. Комбин ированн ый урок Как научиться выполнять правила дорожного движения? Сигналы светофора, Закрепят и расширят знания о дорожные знаки. Пешеходный безопасном поведении на переход улицах и дорогах, «зебра».Правила отработают соответствующие практические умения. движения по загородной трассе. Островок безопасности. Школа пешехода РКобж  Безопасное  поведение  на природе.  Чистый  воздух, его  значение  для  здоровья  человека,  причины  загрязнения Домашние опасности. Комбин ированн ый урок Какие Бытовые травмы: Усвоят правила опасности подстерегаю т нас в квартире и как их избежать? ожоги , поражение током, безопасного поведения в домашних отравление… условиях, научатся предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. 38 39 Р. Принимать и удерживать учебную задачу.  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,  оценивать правильность  выполнения действия П. Применять правила и  пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий.              К.Контролировать   высказывания партнёра,  контролировать его  действия, оценивать свои  достижения на уроке. Р.   Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить...     Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы.                           П. Использовать знаково ­  символические средства,  создавать схемы. Строить  рассуждения в форме связи простых суждений об  объекте, его строении,  свойствах и связях.               К. Формулировать  собственное мнение, вести  устный диалог .Оценивать  свои достижения на уроке. Самостоятел Уч. с. 14­17 ьность и личная ответственно сть за свои поступки, установка на здоровьесбер егающий образ жизни. Устойчивое следование в поведении социальным нормам. Адекватная  мотивация  учебной  деятельности (познаватель ные мотивы). Самостоятел ьность и  личная  ответственно сть за свои  поступки,  установка на  здоровьесбер егающий  образ жизни. Уч. с. 18­20 40 41 Пожар. РКобж Правила безопасного поведения в лесу.     Как ориентирова ться в лесу. Комбин ированн ый урок Как не допустить возгорания? Как вести себя на пожаре. Противопожарна я безопасность. Телефон пожарной службы – 01. Усвоят основные правила противопожарной безопасности, научатся вызывать пожарных по телефону. На воде и в лесу. Комбин ированн ый урок Каких опасностей следует Правила купания, подводные остерегаться на воде и в течения, буйки, шторм, судороги. лесу? Ядовитые растения, жалящие насекомые. Усвоят основные правила безопасного поведения при купании в природных водоёмах и в бассейне ; научатся приводить примеры ядовитых ягод и грибов , узнавать их; познакомятся с ядовитыми насекомыми и правилами безопасного поведения с ними. Самостоятел Уч. с.22­25 ьность и личная ответственно сть за свои поступки, установка на здоровьесбер егающий образ жизни. Самостоятел Уч. с. 26­29 ьность и личная ответственно сть за свои поступки, установка на здоровьесбер егающий образ жизни. Р. Принимать и удерживать учебную задачу. П. Строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте,  формулировать правила  безопасности. Применять  правила и пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий. К.Строить понятные для  партнёра высказывания  Контролировать   высказывания партнёра. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить...                       П.  Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием «Атласа –  определителя»                       . Строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте, его  строении, свойствах и  связях.  Применять правила и пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий.               К. Формулировать  собственное мнение, вести  устный диалог .Оценивать  свои достижения на уроке. 42 43 Опасные незнакомцы РКобж  Правила  безопасного  поведения в  поле. . Проверим себя и оценим свои достижени я по разделу «Здоровье и безопасност ь» Комбин ированн ый урок Как вести себя с незнакомым и людьми? Осторожность при общении с незнакомыми людьми. Телефон полиции – 02. Научатся правильному поведению при контактах с незнакомцами, анализировать конкретные ситуации на улице и дома. Контро льно­ обобща ющий урок Что мы запомнили и чему научились? Тесты, оценка достижений. Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты ,подсчитывая количество правильных ответов. Р.   Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить...                       П.  Осуществлять    поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы.    Строить  рассуждения в форме связи простых суждений об  объекте. Применять  правила и пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий                К. Формулировать  собственное мнение, вести  устный диалог. Обыгрывать предложенные ситуации  на уроке. Р.Принимать и удерживать  учебную задачу.  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,  оценивать правильность  выполнения действия П. проводить сравнение,  ориентироваться в  способах решения задачи,  использовать знако ­  символические средства.      К.Строить понятные для  партнёра высказывания,  контролировать его  действия, допускать  возможность  Самостоятел Уч. с. 30­35 ьность и личная ответственно сть за свои поступки, установка на здоровьесбер егающий образ жизни. Формирован Уч. с. 36­40 ие адекватной оценки своих достижений. Самостоятел ьность и личная ответственно сть за свои поступки, установка на здоровьесбер егающий 44 45 Наша дружная семья. Комбин ированн ый урок Как правильно вести себя в семье? Семья, семейные традиции, культура общения. Общение.  (7 ч) Запомнят, что семья – это близкие родственники, живущие вместе, усвоят, что такое культура общения в семье. Проект «Родослов ная» Урок­ проект Как Родственники, составить свою родословну ю? родня, родословная, поколения, семейный альбом, семейный архив. Научатся называть родственников по именам, составлять генеалогическое дерево. Уч. с. 41­45 Уч. с. 46­47 Проект существования у людей  различных точек зрения. образ жизни. Р.   Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить...                       П.  Осуществлять    поиск  необходимой информации с использованием  иллюстраций учебника,  озвучивать её.  Формулировать понятие,  обсуждать семейные  традиции. К.Формулировать выводы,  отвечать на итоговые  вопросы, оценивать свои  достижения. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить. Распределять обязанности по подготовке  проекта, собирать  необходимую информацию, презентовать работу. П. . Поиск и выделение  необходимой информации  из бесед со взрослыми и  изучения фотографий;   строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте. К. Договариваться и  приходить к общему  Эмпатия как  понимание  чувств  других  людей и  сопереживан ие им.  Доброжелате льность и  эмоциональн о –  нравственная отзывчивость . Социальная компетентно сть как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. В школе. РКобж Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Комбин ированн ый урок Как Взаимоотношен Научатся правильно общаться в школе с детьми и взрослыми? ия, культура рассказывать о своей общения, совместная учёба игры, отдых, коллектив. школе, о жизни класса, усвоят, что такое культура общения в школе. Правила вежливости . Комбин ированн ый урок Какие слова и поступки сделают нас вежливыми? Культура поведения, правила вежливости, телефонный диалог Усвоят, что культура поведения – это «вежливые слова» и «вежливые поступки», научатся пользоваться правилами вежливости при общении с детьми и взрослыми. 46 47 Уч. с. 48­51 Уч. с. 52­55 решению; допускать  возможность  существования других  точек зрения. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить. П.Обсуждение и передача  информации устным путём, формулировать правила  общения, построение  рассуждений и обобщений. К.Определять общую цель  и пути её достижения,  адекватно оценивать своё  поведение и поведение  окружающих. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить. П.Обсуждение и передача  информации устным путём, формулировать правила  вежливости, моделировать  ситуации общения; делать  выводы К. Адекватно оценивать  своё поведение и поведение окружающих.  Прогнозировать  возникновение конфликтов  и разрешать их на основе  учёта интересов всех  участников. Нравственно ­этическая  ориентация:  навыки  сотрудничес тва, умение  не создавать  конфликты и находить  выходы из  спорных  ситуаций. Нравственно ­этическая ориентация: навыки сотрудничес тва, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Ты и твои друзья. Комбин ированн ый урок Как стать хорошим другом? .Любовь, уважение, согласие, взаимная помощь. Научатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях, познакомятся с пословицами о дружбе. Мы – зрители и пассажиры. Комбин ированн ый урок Какие правила надо Общественные места: зрительный зал, соблюдать в общественны х местах? транспорт, зрители, пассажиры. Усвоят правила поведения в общественных местах. 48 49 Уч. с. 56­59 Уч. с. 60­63 Р.   Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить...                       П.  Осуществлять    поиск  необходимой информации с использованием  иллюстраций учебника,  озвучивать ее,  Формулировать понятие  хороший друг, обсуждать  традиции. К.Формулировать выводы,  отвечать на итоговые  вопросы, оценивать свои  достижения.  Адекватно  оценивать своё поведение и поведение окружающих. Р. Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную. П.Обсуждение и передача  информации устным путём, формулировать правила  поведения « от  противного», моделировать ситуации общения; делать  выводы К. Адекватно оценивать  своё поведение и поведение окружающих.  Прогнозировать  возникновение конфликтов  и разрешать их на основе  учёта интересов всех  Эмпатия как  понимание  чувств дру  гих людей и  сопереживан ие им. Добро желательнос ть и эмоцио  нально – нра  вственная от  зывчивость;  умение не со  здавать кон  фликты и на  ходить выхо  ды из спор  ных  ситуаций. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживан ие им. Доброжелате льность и эмоциональн о – нравственная отзывчивость . 50 51 Тесты, оценка достижений. Проверим Контрол Что мы ьно­ обобща ющий урок запомнили и чему научились? себя и оценим свои достижени я по разделу «Общение» Научатся отмечать ответы на тесты, сверять их с ответами в учебнике, оценивать результаты, подсчитывая количество правильных ответов. Где находится горизонт? Урок введени я в новую тему Путешествия.    (18 ч) Горизонт. Линия горизонта, стороны горизонта, форма Земли. Усвоят, что такое горизонт, линия горизонта, научатся называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта. Посмотри вокруг. РКобж Ориентирова ние. Правила поведения.Я довитые растения, грибы, ягоды, меры безопасност и. Формирован Уч. с. 64­68 ие адекватной оценки своих достижений. Самостоятел ьность и личная ответственно сть за свои поступки, установка на здоровьесбер егающий образ жизни. Учебно­ познавательн ый интерес к  новому  учебному  материалу . Уч. с. 69­71 участников. Р.Принимать и удерживать  учебную задачу.  Осуществлять пошаговый и итоговый контроль,  оценивать правильность  выполнения действия П. проводить сравнение,  ориентироваться в  способах решения задачи,  использовать знако ­  символические средства.      К.Строить понятные для  партнёра высказывания,  контролировать его  действия, допускать  возможность  существования у людей  различных точек зрения. Р.   Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить...                       П.  Осуществлять    поиск  необходимой информации с использованием  иллюстраций учебника; Формулировать понятие  «горизонт», различать  стороны горизонта,  обозначать их на схеме,  сопоставлять фотографии. К.Формулировать выводы,  отвечать на итоговые Ориентиро вание на местности. Комбин ированн ый урок Как можно сориентиров аться на местности? Ориентиры, ориентирование Усвоят, что такое горизонт, линия по компасу, горизонта, научатся солнцу, природным признакам. Компас. называть и обозначать на схеме основные стороны горизонта. Как можно сориентиров аться на местности? Ориентиро вание на местности. Урок­ практик а Практичес кая работа. Ориентиры, Научатся ориентирование ориентироваться на местности с помощью компаса и других способов. по компасу, солнцу, природным признакам. Компас. Формы земной Комбин ированн Какие бывают формы Равнины и горы. Научатся различать Холмы и овраги. Горные формы земной поверхности, вопросы, оценивать свои  достижения.  Адекватно  оценивать своё поведение и поведение окружающих. Р. Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале. П .Выделение и  формулирование учебной  цели,  поиск необходимой  информации с  использованием  иллюстраций учебника К.Контролировать  действия партнёра,  договариваться и  приходить к общему  решению. Р. Преобразовывать  практическую задачу в  познавательную. П.Формулирование  проблемы, определение  способов решения  проблемы. Поиск  информации практическим  путём. К.Адекватно использовать  коммуникативные средства  для решения задач при  работе в группе. Р. Воспринимать на слух и  понимать сообщения  информационного  Уч. с. 74­75 Учебно­ познавательн ый интерес к  новому  учебному  материалу . Уч. с. 76­77 Учебно­ познавательн ый интерес к  новому  учебному  материалу. Уч. с. 78­79 Чувство  прекрасного  и  52 53 54 поверхност ый урок земной и. поверхности хребты. Подошва, ? склон, вершина. Комбин ированн ый урок Что составляет водные богатства нашей планеты? Океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства. РКобж Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. В гости к весне. (Экскурси я). 55 56 называть их. Усвоят, что холм состоит из вершины, склона и подножия (подошвы) Научатся приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть и показывать на схеме части реки. характера П.Осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и  несущественных признаков. К.Строить понятные для  партнёра высказывания. Р.   Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить...                       П.  Осуществлять    поиск  необходимой информации с использованием  иллюстраций учебника,  осуществлять рефлексию  способов действий,  анализировать схему. К. Адекватно использовать  коммуникативные средства  для решения задач. эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой. Самооценка  на основе  успешности  учебной  деятельности . Чувство  прекрасного  и  эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой. Уч. с. 82­85 Урок­ экскурс ия Какие явления происходят в неживой и живой природе весной? Повышение температуры воздуха, увеличение светового дня, ледоход, половодье. Отчет по  экскурсии Научатся по своим наблюдениям приводить примеры весенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты, обосновывать изменения в Р. Принимать и удерживать учебную задачу. Выделять и формулировать то, что  изучено и что нужно  уточнить на экскурсии. П. Применять правила и  пользоваться  инструкциями,  осуществлять рефлексию  способов действий.  Чувство  прекрасного  и  эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой. Экологическ ая культура: природном окружении. 57 58 В гости к весне. (Урок). Комбин ированн ый урок Что мы узнали на экскурсии? Повышение температуры воздуха, увеличение Научатся приводить примеры весенних явлений в неживой и живой природе и светового дня, связей между этими ледоход, половодье явлениями. Комбин ированн ый урок Как путешествов ать по карте? Россия на карте. РКобж Итоговый урок. Проверка Карта. Условные знаки. Изображение территории России на Усвоят, что такое карта. Научатся читать условные знаки; показывать на карте Россию  и некоторые Осознанно и произвольно  строить сообщения  исследовательского  характера в устной форме. Узнавать и называть  объекты и явления  окружающей природы.  Формулировать выводы из  изученного. К. Проявлять активность  во взаимодействии для  решения познавательных  задач. Договариваться о  распределении функций в  совместной деятельности,  определять общую цель. Р. Планировать своё  действие в соответствии с  поставленной задачей и  условиями её реализации. П. Осуществлять поиск  необходимой информации с использованием учебной  литературы; К.Учитывать разные  мнения и стремиться к  координации различных  позиций в сотрудничестве. Р. Воспринимать на слух и  понимать сообщения  информационного  характера П. Поиск и выделение  необходимой информации  из настенной карты,  ценностное  отношение к  природе,  следование  нормам  природоохра нного,  поведения. Чувство  прекрасного  и  эстетические чувства на  основе  знакомства с  природой. Экологическ ая культура:. Адекватная  мотивация  учебной  деятельности (познаватель ные мотивы). Уч. с. 88­89 Уч. с. 90­95 знаний и умений карте. Правила показа объектов на карте. географические объекты. Проект «Города России». Урок­ проект Как найти информацию и  рассказать о городах России. История города, внешний вид, достопримечате льности. Научатся собирать информацию разного вида, оформлять её, делать презентацию. 59 60 Путешестви е по Москве. Урок­ путеше ствие Что мы знаем о Москве? Столица, основатель столицы, историческая справка, план Москвы, герб Научатся узнавать герб Москвы, приводить примеры достопримечательно стей столицы, узнавать их по применять правила и  пользоваться  инструкциями,  использовать знаково­ символические средства,  применение информации. К. Строить понятные для  партнёра высказывания.  Контролировать действия  партнёра. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить. Распределять обязанности по подготовке  проекта, собирать  необходимую информацию, презентовать работу. П.   Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста,   строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте. К.  Договариваться и  приходить к общему  решению; допускать  возможность  существования других  точек зрения. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить.                         Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  Проект Чувство  сопричастнос ти и  гордости за  свою Родину  и её историю. Уч. с. 98­101 Чувство  сопричастнос ти и  гордости за  свою Родину  и её историю. Московский Кремль. Урок­ путеше ствие Что мы знаем о Московском Кремле? Москвы. Достопримечат ельности. изображению. Кремль, Научатся приводить крепость, стены примеры достопримечательно стей Кремля и Красной площади, узнавать их по изображению. с зубцами, башни, бойницы, храмы, символ России, Президент, памятники истории и культуры, Красная площадь. Город на Неве. Урок­ путеше ствие Что мы знаем о Санкт­ Нева, царь Пётр Научатся приводить 1, Зимний дворец, примеры достопримечательно Петербурге? Эрмитаж… стей Санкт­ Петербурга, узнавать их по изображению. материале. П. классифи  кация и фиксация информа  ции. К. Договариваться и  приходить к общему  решению. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить.                         Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале. Составлять план и строить по нему  сообщения. П. Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста,   строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте. К. Работать со взрослыми,  использовать информацию  Интернета. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить.                         Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале. Составлять план и строить по нему  сообщения. П. Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста,   Уч. с. 102­ 103 Чувство  сопричастнос ти и  гордости за  свою Родину  и её историю. Уч. с. 108­ 113 Чувство  сопричастнос ти и  гордости за  свою Родину  и её историю. 61 62 63 64 Путешестви е по планете. Комбин ирован ный урок Как выглядит наша планета на карте мира? Карта мира, Научатся  находить океаны, материки на карте и показывать материки (континенты) и океаны. Комбин ирован ный урок Чем интересен каждый материк? Части света: Европа, Азия, Научатся находить  и показывать на карте материки и соотносить с ними информацию учебника. Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия. Путешестви е по материкам. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешеств ия». строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте. К. Работать со взрослыми,  использовать информацию  Интернета. Р. Воспринимать на слух и  понимать сообщения  информационного  характера П. . Поиск и выделение  необходимой информации  из настенной карты,  применять правила и  пользоваться  инструкциями; применение  полученной  информации  для речевого сообщения. К. Строить понятные для  партнёра высказывания.  Контролировать действия  партнёра. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить.                         Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале. Составлять план и строить по нему  сообщения. П. Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста,   строить рассуждения в  Уч. с. 114­ 115 Мотивация  учебно­ познавательн ой  деятельности . Уч. с. 118­ 123 Целостный,  социально  ориентирова нный взгляд  на мир в  единстве и  разнообразии природы,  народов,  культур. 65 ­ 66 67 ­68 «Страны мира» проект. Урок­ проект Чем интересны разные страны? Политическая карта мира. Названия крупнейших стран. Научатся находить  и показывать на карте крупнейшие страны и соотносить с ними информацию учебника. Впереди лето. Комбин ирован Что можно наблюдать в ный урок природе летом? Презентаци я проектов «Родословна я», «Города России», «Страны мира». Явления природы. Растения. Насекомые. Общение с природой. Научатся приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте природы. форме связи простых  суждений об объекте. К. Предлагать вопросы по  содержанию, оценивать   ответы одноклассников. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить.                         Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале. Составлять план и строить по нему  сообщения. П. Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста,   строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте. К. Предлагать вопросы по  содержанию, оценивать   ответы одноклассников. Р. Понимать учебную  задачу урока и стремиться  её выполнить.                         Учитывать выделенные  учителем ориентиры  действия в новом учебном  материале. Составлять план и строить по нему  сообщения. П. Поиск и выделение  необходимой информации  из рисунков и текста  Уч. с. 125­ 127 Целостный,  социально  ориентирова нный взгляд  на мир в  единстве и  разнообразии природы,  народов,  культур. Чувство прекрасного Уч. с. 130­ 133 и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Мотивация учебно­ Атласа­определителя,   сообщать информацию об  объекте. К. Предлагать вопросы по  содержанию, оценивать   ответы одноклассников. познавательн ой деятельности .

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс . УМК " Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2018