Настоящая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программой «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной О.Т.Поглазовой (УМК «Гармония») и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Окружающий мир: Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы / О.Т.Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. – (Программы общеобразовательных учеждений)
2. Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч./ О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
3. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь № 1,2/ О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017.
4. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Тестовые задания / О.Т.Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017.
окружающий мир 4.docx
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Настоящая программа разработана в соответствии с основными положениями
федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемыми результатами начального общего образования, авторской программой
«Окружающий мир» для начальной школы, разработанной О.Т.Поглазовой (УМК
«Гармония») и ориентирована на работу по учебнометодическому комплекту:
1. Окружающий мир: Программа. 14 классы. Поурочнотематическое планирование.
14 классы / О.Т.Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. – (Программы
общеобразовательных учеждений)
2. Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч./ О.Т.Поглазова,
Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
3. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь № 1,2/ О.Т.Поглазова,
В.Д.Шилин. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017.
4. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Тестовые задания / О.Т.Поглазова.
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные: положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и
умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой
учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание себя как
индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление
доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на
помощь людям, в том числе сверстникам; осознание себя как гражданина своего Отечества,
обретение чувства любви к своей стране, к ее природе, культуре, формирование интереса к
ее истории, уважительного отношения к другим странам, народам, их традициям; умение
выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в
обществе моральноэтическими принципами; навыки безопасного, экологически
грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; осознание ценности
природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и ее значения
для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих
способностей; понимание важности здорового образа жизни.
Метапредметные.
Регулятивные: ученик научится организовывать свою деятельность, готовить рабочее
место для выполнения разных видов работ, принимать учебнопознавательную задачу и
сохранять ее до конца учебных действий; планировать свои действия в соответствии с
решаемыми учебнопознавательными,
экспериментальными
задачами; действовать согласно составленному плану, а также по инструкции учителя или
данным в учебнике, в рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить
учебнопрактическими, необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач, находить
ошибки и способы их устранения.
ученик научится осознавать учебнопознавательную,
Познавательные:
учебно
практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, необходимой
для решения учебных задач, из материалов учебника, рабочей тетради, собственных
наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; понимать
информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической,
модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; применять для
решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации,
установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных и
социальных объектов; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости,
отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения
природных явлений; осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково
символической форме.
Коммуникативные: ученик научится осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы,
обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания, задавать
вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную
деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи
партнерам по общению; допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнерам.
Предметные результаты.
Блок «Человек и природа»: ученик научится различать на основе наблюдений, с помощью
иллюстраций, учебного текста явления живой и неживой природы, формы суши и виды
водоемов, космические тела; приводить примеры представителей разных групп растений,
грибов, животных; описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления,
называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида; сравнивать и
классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять
существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы
суши, водоемы на группы по выделенным основаниям; различать части холма, реки;
различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши, виды
водоемов, залежи полезных ископаемых; определять с помощью наблюдений и опытов
свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы; использовать условные знаки для
обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики
погодных условий; находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли;
горы и равнины, крупные реки и озера России; объяснять связь движения Земли вокруг
своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времен года; выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах; находить факты
экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и
отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в
природоохранной деятельности; вести наблюдения за объектами живой и неживой
природы, сезонными изменениями в природе, погодой; выполнять простые опыты по
изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику
безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам
исследования и фиксировать их в предложенной форме; использовать готовые модели для
изучения строения объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических
объектов; измерять температуру воды, воздуха.
Блок «Человек и общество»: ученик научится воспринимать окружающий мир целостно –
в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками,
друзьями, взрослыми; находить на карте РФ, ее столицу – город Москву, свой регион и его
административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных
исторических событий; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте,
реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин,
описывать изученные события из истории России; готовить небольшие сообщения о
достопримечательностях Москвы и СанктПетербурга, демонстрируя фотографии
государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры,
истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства; различать
прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с
веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах,
исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Содержание учебного предмета
Ориентирование в пространстве и во времени.
Путешествия – один из способов познания окружающего мира. Путешествия в
пространстве и во времени. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом.
Движения Земли, Луны и счет времени. Промежутки времени, взятые за основу счета
времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счет: век, тысячелетие, эра.
Дата, календарь, солнечный и лунный календари. «Лента времени». Старинные и
современные устройства счета времени. Разнообразие часов. Важность для человека
умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и
промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его
устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по
солнцу, звездам и местным признакам.
Способы изображения объектов окружающего мира. Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертеж, план предмета.
Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изображение
местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности.
Географическая карта, ее отличие от плана местности. Условные знаки физической карты:
обозначения равнин, гор, водоемов, населенных пунктов, границ государств. Историческая
карта, ее отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение
территорий государств, исторических событий на ней. Изображение Земли. Глобус –
модель Земли. Условные линии и точки на глобусе. Карта полушарий Земли. Контурные
карты, способы работы с ними. Объекты космического пространства, их изображение.
Звезды и созвездия. Звездная карта, её условные обозначения, изображение звезд и
созвездий. Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель солнечной
системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их название, последовательность
расположения относительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие философы
о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный
спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её «соседи». Первые космические
полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в
народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой
природе Земли. Использование солнечной энергии.
Природные богатства России.
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие
территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Горные
породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных
ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве.
Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные
ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные
добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование
полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоемы
родного края. Богатства недр родного края.
Природные зоны и природные сообщества.
Общее представление о природных зонах, их разнообразие. Зона арктических пустынь,
тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия,
особенности рельефа, водоемы, растительный и животный мир, приспособляемость
растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и
занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате
деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие
растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о
природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах,
пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для
народного хозяйства. Поле, сад, теплица, как примеры искусственных растительных
сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей.
Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ. Особенности
природы родного края. Экологические проблемы, связанные с природными условиями и
деятельностью людей, возможные пути их решения.
Важнейшие события в истории Отечества.
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские
князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси.
Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными
захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение
шведов и немецких рыцарей в северозападные пределы Руси: Невская битва, Ледовое
побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита.
Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства.
Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века.
Ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования
династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади
Москвы, памятники истории родного края XIV – XVII веков. Пётр Великий – первый
император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению
Российского государства. СанктПетербург – новая столица России. Изменения в жизни
дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук М.В.Ломоносова.
Российская империя времен Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и
быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское
сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной
зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических
событий России и родного края XVIII XIX веков в памятниках архитектуры и в
произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти
большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности
строительства социалистического хозяйства в 1920 – 1930е годы. Великая Отечественная
Война 1941 – 1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К.Жуков. 9 мая –
День Победы. Память о ВОВ. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники
воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны.
Освоение космического пространства.
Начало новой России.
Государственное устройство современной России: президент, Государственная Дума,
Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего отечества: государственные
деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его
расположение на политикоадминистративной карте России. Административный центр
региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион,
некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Наиболее яркие события из
истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона,
бережное отношение к ним.
Ю.А.Гагарин.
Материки, океаны, страны и народы Земли.
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель.
Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и
родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли.
Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов
современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы
континентов. Крупнейшие страны мира. Ближайшие соседи России.
Календарнотематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата
Ориентирование в пространстве и во времени (7ч)
Путешествия – источник знаний.
Природные явления и счет времени
Устройства для счета времени
Историческое время. «Лента времени»
Ориентирование на местности. Стороны горизонта
Компас. Ориентирование по компасу
Определение сторон горизонта на местности. Практическая
работа. Тестовые задания № 1
Способы изображения объектов окружающего мира (9ч)
Способы изображения предметов
Масштаб и его использование
План местности. Топографические знаки
Географические и исторические карты
Глобус – модель Земли
Стороны горизонта. План местности. Глобус и карта.
Практическая работа. Тестовые задания №2
Космическое пространство и его изображение. Тестовые
задания
Земля – планета Солнечной системы
Способы изучения космических тел. Тестовые задания №3
Природные богатства России (8ч)
Россия на глобусе и географической карте
Крупнейшие горы, равнины, реки и озера России. Тестовые
задания №4
Горные породы и минералы, их образование
Полезные ископаемые, их разведка и добыча
Строительные материалы и металлические руды, их
использование в народном хозяйстве
Горючие полезные ископаемые, их использование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
Альтернативные источники энергии
Природные богатства России. Обобщающий урок. Тестовые
задания №4
Природные зоны и природные сообщества (11ч)
Природные зоны России
Суровая Арктика
Ранимая тундра
Зона лесов
Степные просторы
Жаркие пустыни
Природные зоны. Обобщающий урок. Тестовые задания №5
Природа гор
Природные сообщества. Жизнь в пресных водоемах
Болота, их значение для природы и человека
Жизнь луга. Тестовые задания №6
Важнейшие события в истории Отечества (21ч)
Восточные славяне, их соседи
Образование Древнерусского государства
Крещение Руси
Как распалась Древняя Русь
Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке
Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва
Московское государство. Правление Ивана III и Ивана
Грозного
Исторические события IX – XVI веков. Обобщающий урок.
Тестовые задания № 8
Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых
Петр Великий. Российская империя
Развитие Российской империи. Правление Екатерины II
Нашествие Наполеона. Бородинская битва, ее значение для
России
Россия до 1917 года. Обобщающий урок. Тест №9
Исторические события в России в начале XX века
Преобразования, произошедшие в СССР в 1920 – 1930е годы
Великая Отечественная война
Великая Отечественная война
Советский союз в послевоенные годы
Начало перестройки. Современная Россия
Важнейшие события в истории Отечества. Обобщающий урок.
Тест №10
Яркие события из истории родного края
Материки, океаны, страны и народы Земли (12ч)
Океаны Земли. Жизнь в море
Жизнь в море
Открытие материков Земли, их природа, растительный и
животный мир, коренное население. Евразия
Как открывали Африку
Кто открывал Америку 62
63
64
65
66
67
68
Кто исследовал Австралию
Кем была открыта Антарктида
Страны и народы мира
Материки и океаны, страны и народы мира. Обобщающий
урок. Тест №11
Страны – ближайшие соседи России
Земля – планета жизни
Итоговая работа. Повторение изученного за год
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.