Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
1 кл
11.07.2017
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО и программы по "окружающему миру" для 1 класса под редакцией О.Н.Федотовой, ГВ.Трафимовой, Л.Г.Кудровой. В программе содержится и тематическое планирование. Будет полезна как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем.рабочая программа по ом пнш 1 класс
ом 1.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Будницкая И.Б./__________/
Протокол № 1 от
« » __________________ 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Щигрева Н.В. /__________/
« 2» сентября 2016г
«Утверждено»
Директор МБОУ
« Новотырышкинская СОШ»
Горяева Л.В. /_______________/
Приказ № 93р от «2» сентября
2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«окружающий мир»
(66 часов)
1 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов 1.
Пояснительная записка
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цели и задачи начального общего образования
1.2. Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
2.
3.
4.
5.
Результаты освоения учебного предмета «окружающий мир»;
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе
Информационнообразовательный ресурс
5.1. Нормативноправовое обеспечение образовательного процесса
5.2 Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
5.3. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009),
ФБУПа (2004г.),
Примерных программ начального общего образования,
программы по «окружающему миру» для 1 класса под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г.Кудровой.
1.1. Цели и задачи начального общего образования
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях
как компонентов единого мира; практикоориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий
(личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания , в соответствии со Стандартом, являются:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой
инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и
анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно
популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов
измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления),
знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в
основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к
здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в
природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной
1.2. Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир» мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми
доступными для их понимания положениями естественных и социальногуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а
также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная
начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире,
определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными
способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинноследственных
связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование
универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной
школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою
специфику.
1.3.Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение окружающего мира в 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1м классе является формирование следующих умений:
2.Результаты освоения учебного предмета
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1м классе является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1м классе является сформированность следующих умений.
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; *различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате
наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе;
*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер своего дома, адрес школы; *называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических событий и памятникам истории.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
использовать мобильный телефон для связи с родителями;
называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
приводить примеры несъедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод своего края.
Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
3.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс (66 часов)
Человек и природа (49 ч)
Природа это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая
и неживая(на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки
объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма,
сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы
(например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных
исследований.
Растения часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет,
тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с
разнообразием плодов и семян на основе наблюдений ( по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения.
Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора
грибов. Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет
перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.
Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года.
Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние
игры.
Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние
снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь
животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений,
потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (17 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в
компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы.
Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России
(изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их
установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия многонациональная страна. Москва столица России.
Достопримечательности столицы Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный
герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила
безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора
грибов ( не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы). 4. Тематическое планирование
(автор учебника Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов, О.Н. Федотова)
(2 ч. в неделю, 66 ч. в год)
Глава
учебника
Номер
урока
Тема урока
Учебник,
стр.
Тетрадь,
номер
задания
Хрестомат
ия,
стр.
1. Наблюдение как
способ получения
ответов на вопросы
об окружающем нас
мире
2. Живая природа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Знакомство с учебником
Где живет семья Ивановых
Мы познаем мир
Мы познаем мир
Мы познаем мир с помощью органов чувств (урок
практикум)
Мы познаем мир с помощью органов чувств
1 – 3
4 – 5
6 – 7
6 – 7
8 – 9
3
4
5
Что нас окружает
Что нас окружает (урокэкскурсия)
Животные – часть живой природы
Животные – часть живой природы
Дикие и домашние животные
Дикие и домашние животные
8 – 9
10 –11
–
6, 7
1, 2
–
–
12 –13
12 –13
14 –15
14 –15
8
9
10
11
–
–
–
–
–
–
–
4
–
– 3. Природа и ее
сезонные изменения
13
Насекомые – часть живой природы
Растения – часть живой природы
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Что общего у деревьев, кустарников и трав
Части растений
Растения и их части (урок практикум)
Как растения расселяются на новые места
Природа и ее сезонные изменения
Жизнь растений осенью
Жизнь растений осенью
Жизнь растений осенью (урокэкскурсия)
Труд людей осенью
Как животные готовятся к зиме
Как животные готовятся к зиме
Как животные готовятся к зиме
Пришла зима
Зима пришла (урок экскурсия)
Труд людей зимой
Снежные загадки
Жизнь лесных зверей зимой
Жизнь лесных зверей зимой
16 –17
12
5
18 –19
20
21
–
13
14 16
6 – 7
8
9
–
–
22 – 23
24 –25
26 – 27
26 – 27
–
28 – 29
30 – 31
30 – 31
32 – 33
–
34 – 35
36 – 37
36 – 37
17
–
19
18
20
21
25
22, 23
24
–
27
26
10
12 –13
14 – 15
–
–
16 –17
18 – 19
20 – 22
–
–
25
24
26 – 27
28 – 29 33
Как помочь птицам зимой
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Как помочь птицам зимой
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
Есть ли жизнь в воде подо льдом?
Как зимуют деревья, кустарники и травы
Учимся различать деревья и кустарники зимой
Учимся различать деревья и кустарники зимой
(урокэкскурсия)
Пришла весна
Какие растения весной цвести торопятся
Какие растения весной цвести торопятся
Как животные весну встречают (птицы)
Как животные весну встречают
Про больших и маленьких
Про больших и маленьких
Лето пришло
В лес по ягоды пойдем
В лес по ягоды пойдем
С лукошком за грибами
С лукошком за грибами
38 – 39
38 – 39
40 – 41
40 – 41
42 – 43
44 – 45
–
46 – 47
48 – 49
50 – 51
50 – 51
52 – 53
52 – 53
54 – 55
56 – 57
58 – 59
58 – 59
28
29
30
31
32
33
34
–
35
36
–
30 – 33
34 – 35
36 – 37
38 – 39
40 – 41
42 – 44
–
–
46– 49
50, 58 – 59
51 – 55
60 – 61
56 – 57, 62 –
64
66
67 – 69
69 –73 4. Наша Родина –
Россия
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Зеленая аптека
Лекарственные растения (урокэкскурсия)
Природа и мы
Природа и мы
Природа и мы (урок экскурсия)
Наша Родина – Россия
Наша Родина – Россия
Москва – столица нашего государства
Москва – столица нашего государства
Экскурсия в город
Наше село (урокэкскурсия)
Задания для желающих стать членами клуба
«Мы и окружающий мир»
Наша Родина - Россия. Обобщение и
систематизация полученных знаний. Итоговая
диагностическая работа. (1 ч)
Клуб «Мы и окружающий мир»
Что мы знаем и умеем
60 – 61
–
62 – 63
62 – 63
–
64 – 65
66 – 67
68 – 69
70 –71
72 – 73
–
74 77
74 77
–
37
–
38
–
–
–
–
–
–
–
–
74 –75
74 –75
–
–
–
–
–
–
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10. 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от
5.1 Нормативноправовое обеспечение образовательного процесса
5. Информационнообразовательный ресурс 22.122 2009 года № 177856, приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального
общего образования»)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 )
Письмо Минобрнауки России «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана» от
07.07.2005 года № 031263
Программа по предмету «окружающий мир» под редакцией О.Н. Федотовой, В.Г. Трафимовой, Л.Г. Кудровой. Издательство
«Академкнига/учебник», 2012
5.2Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 14 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Тематическое планирование
5.3 Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса:
ЦОР сети Интернет
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 14 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/
Учебник.
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (ПНШ 1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.