Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Оценка 4.9

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
обществознание
5 кл
16.01.2017
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная»

 

 

«Рассмотрена на заседании МО»

Руководитель МО_______/ С.Б. Кобычева

Протокол №   от «___»________2016г.

 

«Рекомендована к утверждению НМС»

Заместитель директора по УВР МАОУ СШ «Земля родная»  __________  / В.Н.Дубоневич

Протокол №         от  «___»___________2016г.

 

«Утверждена»

Директор МАОУ СШ «Земля родная»

 _____________/ С.Н.Боцян

Приказ №          от «___»  _______2016г.

 

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России

 

Составил: Мальков Сергей Владимирович

Год реализации программы: 2016/2017 учебный год

Класс: 5а,б,в,г.

Общее количество часов по плану: 17часа

Количество часов в неделю: 0,5 час

Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков . 2013 , соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004  года), М.: Просвещение, 2009

 

 

Учебник: Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

 

 

«      » мая 2016 г.                                                                                                                           

_______________________

                                                                        (подпись учителя)

  

г. Новый Уренгой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и  реализуется с помощью учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.  В  пятом  классе  продолжается  реализация  главной  цели: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России». Результатом обучения за год должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.  В  процессе  изучения  данного  курса  в  пятом  классе  у  учащихся углубляется осознание  идеи,  что  общечеловеческие  ценности  (добро,  справедливость,  милосердие, честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер:  традиционной культуры  каждого  народа  и  различных  религиозных  культур,  что  духовность  человека  есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой  социальной  сферы  (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.  В  пятом  классе  продолжается  реализация  авторской  идеи,  что  основной  формой организации  обучения  является  совместная,  коллективная  деятельность  школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.  Особое  значение  курса  «Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России»  заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  11  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному  миру, общественным  событиям,  они  открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого  возраста  уже располагают  сведениями  об  истории  нашего  государства,  ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки исторического  мышления,  на  достаточном уровне  представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют  информационными  умениями  и  способны  работать  с  информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник.

Основными  целями  и  задачами  реализации  указанной  предметной  области «Духовно-нравственная  культура  народов  России»  в  5  классе остаются следующие:

•  совершенствование  способности  к  восприятию  накопленной  разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному  самосовершенствованию,  проявляет  готовность  к  духовному саморазвитию;

•  углубление  и  расширение  представлений  о  том,  что  общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,  семейные  традиции,  общенациональные  и  межнациональные  отношения, религиозные верования;

•  осознание  того,  что  духовно-нравственная  культура  современного  человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

•  становление  внутренних  установок  личности,  ценностных  ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения  и  деятельности,  чувством  любви  к  своей  родине,  уважения  к  народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Общая характеристика учебного предмета

В  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  основного  общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен  как  курс,  направленный  на  формирование  первоначальных  представлений  о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».  Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается  с  воспитанием  ценностных  отношений  к  изучаемым  явлениям:  внутренней установки  личности  поступать  согласно  общественным  нормам,  правилам  поведения  и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть  его  интегративный  характер:  изучение  направлено  на  образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.  Формирование  понятия  «культура»,  ознакомление  с  ролью  и  значением российской культуры в мировом сообществе

2.  Характеристика  общечеловеческих  ценностей,  их  представленность  в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории

3.  Истоки  становления  общечеловеческих  ценностей,  раскрытие  вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе.

Конечно,  предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  и  в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно  связан  с  содержанием  других  предметных  областей,  прежде  всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном

соответствии  с  программой  обучения.  Вместе  с  тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.  Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1.  Культуроведческий  принцип  определяет  возможность  широкого ознакомления  с  различными  сторонами  культуры  народов  России:    фольклором, декоративно-прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта,  праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в  курсе  занимает  знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить  благополучную  адаптацию

подрастающего  поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества гражданина  многонационального  государства  –  толерантность,  доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 

2.  Принцип  природосообразности.  В  младшем  подростковом  возрасте  у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям  людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт  младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей,  тягу  к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу и  самостоятельности. Особую опасность  представляет  стремление  учителя  расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических  идей  разных  религий,  что  может  привести  к формальному  заполнению  памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал,  который  предоставляется  для  восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор  о  ценностях,  представленных  как  в  традиционной  народной  культуре,  так  и  в религиозной  культуре. Более  того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью  подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.

4.  Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью  которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать  основой  формирования  системы  ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества,  а  окружающая  его  культурная  среда  –  один  из  элементов

общероссийской культуры.

5.  Принцип  поступательности  обеспечивает  постепенность, последовательность  и  перспективность  обучения.  При  сохранении  общей  идеи  курса содержание  обучения  постепенно  углубляется  и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные  задачи.  Учитель  основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать  содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы  обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе,  постепенно  и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  не  решает задачи  подробного  знакомства  с  разными  религиями.  Главное  назначение  предмета  – развивать  общую  культуру  школьника,  формировать  гражданскую  идентичность, осознание  своей  принадлежности  к  народу,  национальности,  российской  общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.  Исходя из этого, главной особенностью этого курса является  представление  культурообразующего  содержания  духовно-нравственного  воспитания.  Именно  культурообразующее  «ядро»  отражает  все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания,  ориентированного  на потребности  как  религиозной,  так  и  нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в  становление  культуры  общества,  о  роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения нравственных ценностей.  Индивидуальная  культура  человека связывается  не  только  с  принадлежностью  к  определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного  человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью,  порядочностью  предшествующих  поколений,  с  принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Отметочная система отсутствует.

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни — признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершен­ства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здо­рового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психи­ческом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохране­ние жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребён­ка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемствен­ность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человече­ской жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути яв­ляется человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод че­ловека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, до­стоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности — осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости че­ловека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осоз­нанном желании служить отечеству.

Ценность человечества — осознание человеком себя как части ми­рового сообщества, для существования и прогресса которого необхо­димы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

 

 

Место предмета в учебном плане

В соответствии с   ФГОС предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе включена через  внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. На изучение предмета отводится 17 часа, 0,5 час в неделю. 

Планируемые результаты обучения

В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.

Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

•  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

•  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

•  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

•  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

•  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);

•  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

•  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

•  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

•  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач: 

•  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

•  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Методы   и   формы   обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные  (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

 

Контроль знаний, умений, навыков.

Контроль предусматривает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ. К основным формам контроля, используемых мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам, контрольные работ оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время заняли. Знания и умения учащихся 8 класса по ОБЖ оцениваются в соответствии системой, определенной Уставом МАОУ СОШ «Земля родная» (4-х бальная система оценивания)

 

 Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К концу обучения учащиеся научатся:

•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.

•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.

•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

•  Работать с историческими источниками и документами.

Содержание обучения

Раздел 1. Православие  7 часа Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Раскол в церкви. Христианские праздники, святые. Положение в современном мире. Обряды и праздники. Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России. 

 Раздел 2. Ислам  -3 часов

 Возникновение ислама Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Культура ислама.

Раздел 3. Иудаизм  - 3 часов

 Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Раздел 4. Буддизм  - 3 часа Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

 

 Учебно-тематический план

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

Глава

Наименование

Кол-во часов

1

Глава 1.

Православие

7

2

Глава 2.

Ислам

3

3

Глава 3.

Иудаизм

 3

4

Глава 4.

Буддизм

 3

5

Глава 5.

повторение

 1

                                                                      Итого

17

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.

            Список литературы для учителя:

  1. Алексеев Ю.А. Моя Родина-Россия. Москва, 2002 год.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс, Москва «Вентана-графа»
  3.  Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Ростов-на - Дону, 2004

4.      Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. - М., 2000. 364 с.

5.      Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992. - 206 с.

6.       Бураева СВ. Изучение старообрядческой книжности Забайкалья. -Улан-Удэ, 2002.  93 с.

7.       Гирченко В.II. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. -Верхнеудинск,1922. - 20 с.

8.       Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. -350 с.

9.       Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М.: Советская Россия, 1991.   366с.

10.   Записки барона Розена А. Е. // Отечественные записки, 1876.№4.-С. 411-414.

11.  Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство ссмейских Забайкалья. -Улан-Удэ, 1972. 88 с.

12.  КарнышевА.Д. Межгрупповое взаимодействие. -Улан-Удэ, 1997. - 184с.

13.   На пути к возрождению (из доклада члена оргкомитета Петрова В.) // Бурятия, 2.06.1993. -С. 3.

14.   Образование и культура XXI века. -Улан-Удэ: ВС ГАКИ, 2000. Т. 1. Т. 2.

15.   Петрова ЕВ. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья (этносоциологический анализ). -Улан-Удэ, 1999. - 129 с.

16.  Селшцев А. М. Забайкальские старообрядцы, семейские. - Иркутск, 1920. - 81 с.

17.  Старообрядчество: история, культура, современность // Сборники статей научно-практических конференций. - М., 1996-1998.

18.  Старообрядчество: история, культура, современность // Журналы № 1 -6 . -М., 1996-1998.

19.   Талько-Грынцевич Ю.Д. Семейские-старообрядцы Забайкалья // К антропологии великороссов.  Томск, 1898. - 52 с.

20.   Традиционная духовная и материальная культура русских старообряд­ческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск: Наука, 1992.-325 с.

21.  Шмулевич ММ. Очерки истории Западного Забайкалья XVII и сер. XIX века. - Новосибирск, 1985. - 285 с.

22.   Элиасов Л.Е. Краткая программа собирания фольклора у русского населения Забайкалья. -Улан-Удэ, 1957.-50 с.

Список литературы для учащихся:

1.  Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России.  М., 2000. 364 с.

2. Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992.  206 с.

3. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Забайкалья. -Новосибирск: Наука, 1975. Ч. 2.- 150 с.

4. Восток-Запад: диалог культур. Материалы международной конференции. -Улан-Удэ, 1996.  186 с.

5.   Гирченко В.П. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. Верхнеудинск, 1922. - 20 с.

6. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. - 541 с.

7. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М.: Советская Россия, 1991.-366 с.

8. Максимов СВ. Сибирь и каторга. - СПб., 1891.4.2.- 357 с.

9. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. - М.: Мысль, 1979. - 124 с.

10.  Мотицкий В. П. Старообрядчество Забайкалья: прошлое и настоящее (XVII-XX вв.). - Улан-Удэ, 1976. - 79 с.

11. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс, Москва «Вентана-графа»


 

 

Тематическое планирование по  внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

на 2015-2016 учебный год.

 

 

 

темы

п/п

Тема (в

соответствии

с

содержанием

учебного

предмета,

курса по

Примерной

программе)

Кол-

во

часов

Основные понятия и термины

Виды учебной деятельности, включая конкретные универсальные учебные действия

Результаты освоения курса

Личностные (формирование основ гражданской идентичности, основы социальных компетенций, правосознание; способность к самообразованию)

Метапредметные (овладение регулятивными, коммуникативными, познавательными ууд)

Предметные

(освоение:

предметных учебные действий с опорой на содержание предмета)

1

Введение в курс

1

Религия,

традиция,

традиционные

религии

Формирование историко­географического образа России;

межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Усвоение правил работы с учебником. Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традицио нных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и

 

 

 

 

 

учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Познавательное чтение. Формирование уважения к другим народам России; освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

формулирование основных традиций развития государственности и общества.

 

процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно­следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

духовного развития нашей страны.

2

Православие в Древней Руси

1

Монастырь,

монахи,

поучение

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «монастырь», «монахи», «поучение».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей;

Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно-

Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране.

Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др.

 

 

 

 

 

объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

 

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

 

3

Православие

в

Московской

Руси

1

Автокефалия,

уния,

печалование,

нестяжатели.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы.

Понимать и принимать идеалы и ценности,

проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Объяснять смысл понятий уния и автокефалия.

Понимать важность

 

 

 

 

 

 

 

 

для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему).

4

Православие при царях и императорах России

1

Патриарх всея

Руси, Синод,

старцы,

Оптинская

пустынь,

Саровская

пустынь.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Ролевая игра «Паломничество в Саровскую пустынь»

Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени.

Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего.

5

От

Советской России до современности

1

Гонения на Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, Акт о каноническом общении

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Гонения на Церковь», «Русская Православная

Развитие социально­критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни

Знать основные события истории православия XX - начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на

 

 

 

 

 

Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр с обсуждением фрагментов фильма В.Хотиненко «Поп».

патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Формирование адекватного восприятия «экранной» культуры.

примере епископа Луки) и

патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. Понимать и принимать ценности и идеалы,

проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др.

6

Православие в традициях русского народа

1

Крестные

родители,

восприемники,

именины,

отпевание,

Яблочный Спас.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас». Ролевая игра «Крестные». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании)

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции.

Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей

многонационального российского общества;

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно­следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими».

Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов,

определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера.

Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих

 

 

 

 

 

 

 

 

веков.

Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия.

7

Дом и семья в

православии

1

Красный угол,

Домострой,

мясоед,

Всероссийский день семьи, любви и верности.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности» Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности). Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация.

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно­следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях.

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей.

Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

8

История ислама в России

1

Арабский

халифат,

Волжская

Булгария,

Золотая Орда,

татарские

государства,

верховный сеид,

новокрещенские

комиссии,

терпимая

религия,

Формирование историко­географического образа России;

межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного,

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах и терпимости русского правительства по

 

 

 

 

медресе.

определений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

 

изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

отношению к мусульманам после их вхождения в состав России.

Объяснять смысл понятия «медресе».

9

Ислам в современно й России

1

Имам,

Центральное

Духовное

управление

мусульман,

Совет муфтиев,

Координационн

ый центр

мусульман

Северного

Кавказа.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев»,

«Координационный центр мусульман Северного Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами;

Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.

 

 

 

 

 

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В.Хотиненко «Мусульманин»

духовному многообразию современного мира

принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

 

10

Дом и семья в исламе

1

Мусульманская семья, честь рода

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи).

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно­следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия. Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

 

11

Появление и развитие иудаизма в России

1

Кагал, хедер,

иешива,

синагога

Формирование историко­географического образа России;

межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога» Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики.

Формирование

ответственного

отношения к учению.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Объяснять понятия кагал, хедер и иешива.

12

Иудаизм в СССР и современной России

1

Холокост,

Еврейский

антифашистский

комитет,

Федерация

еврейский

общин,

Конгресс

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет»,

Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями,

социальными явлениями и их отражением в жизни

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической

 

 

 

 

еврейских религиозных организаций и объединений

«Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма Л.Г оровца «Дамский портной»

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

позиции еврейского народа в годы Великой

Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.

13

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Законоучитель, обряд выкупа первенца.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций,

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно­следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного,

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.

 

 

 

 

 

требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи).

 

изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

 

14

Появление и развитие буддизма в России

1

Гэлуг (тибетский буддизм), лама, Далай-лама, хурул, дуган, дацан, хурэ.

Формирование историко­географического образа России;

межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай- лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий лама, далай-лама, хурул, даган, дацан, хурэ. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, пороповедовавшихс я Агваном

Доржиевым идеалов добра и

справедливости.

15

Буддизм в СССР и

1

Традиционная

буддийская

Актуализация и формализация знаний

Ориентация в особенностях

Совершенствование навыков установления

Знать основные события, связанные с

 

 

современной

России

 

сангха России,

Духовное

управление

буддистов

России.

учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма А.Неретниеце «Г адание на бараньей лопатке»

социальных отношений

и взаимодействий.

Освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

причинно-следственных связей между историческими событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

историей буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой

Отечественной войны. Понимать важность ценностей

милосердия, любви к

ближнему, которые

утверждаются

современными

российскими

буддистами в нашем

обществе.

16

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Белый месяц, сор, праздник тысячи лампад, ладья жизни, цам

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем;

Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Объяснять смысл понятия лама, цам.

 

 

 

 

 

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи).

 

установления причинно­следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

 

17

Повторитель

но-

обобщающий

урок

1

Основные понятия курса

Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса.

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно­следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного,

Понимать и принимать морально­нравственные ценности традиционных религий нашей страны

 

 

 

 

 

 

 

изучающего,

усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная» «Рассмотрена на заседании

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная» «Рассмотрена на заседании

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т

Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т

Ценность труда и творчества как естественного условия человече­ской жизни, нормального существования личности и общества

Ценность труда и творчества как естественного условия человече­ской жизни, нормального существования личности и общества

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий

Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей

Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение

Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов

Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов

Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия»

Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия»

Познавательное чтение. следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами

Познавательное чтение. следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами

Родине, к семье, к ближнему)

Родине, к семье, к ближнему)

Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении»

Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении»

Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия

Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия

Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая

Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх

Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений»

Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений»

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх

России сангха России,

России сангха России,

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа

Установление причинно­следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа

изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.

изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017