Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная»
«Рассмотрена на заседании МО» Руководитель МО_______/ С.Б. Кобычева Протокол № от «___»________2016г.
|
«Рекомендована к утверждению НМС» Заместитель директора по УВР МАОУ СШ «Земля родная» __________ / В.Н.Дубоневич Протокол № от «___»___________2016г.
|
«Утверждена» Директор МАОУ СШ «Земля родная» _____________/ С.Н.Боцян Приказ № от «___» _______2016г. |
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
Составил: Мальков Сергей Владимирович
Год реализации программы: 2016/2017 учебный год
Класс: 5а,б,в,г.
Общее количество часов по плану: 17часа
Количество часов в неделю: 0,5 час
Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков . 2013 , соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.: Просвещение, 2009
Учебник: Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
« » мая 2016 г.
_______________________
(подпись учителя)
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за год должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 11 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе.
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Отметочная система отсутствует.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни — признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности — осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества — осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе включена через внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. На изучение предмета отводится 17 часа, 0,5 час в неделю.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Контроль знаний, умений, навыков.
Контроль предусматривает проведение самостоятельных, тестовых и контрольных работ. К основным формам контроля, используемых мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам, контрольные работ оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время заняли. Знания и умения учащихся 8 класса по ОБЖ оцениваются в соответствии системой, определенной Уставом МАОУ СОШ «Земля родная» (4-х бальная система оценивания)
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Содержание обучения
Раздел 1. Православие 7 часа Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Раскол в церкви. Христианские праздники, святые. Положение в современном мире. Обряды и праздники. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 2. Ислам -3 часов
Возникновение ислама Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Культура ислама.
Раздел 3. Иудаизм - 3 часов
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Раздел 4. Буддизм - 3 часа Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Учебно-тематический план
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№ |
Глава |
Наименование |
Кол-во часов |
1 |
Глава 1. |
Православие |
7 |
2 |
Глава 2. |
Ислам |
3 |
3 |
Глава 3. |
Иудаизм |
3 |
4 |
Глава 4. |
Буддизм |
3 |
5 |
Глава 5. |
повторение |
1 |
Итого |
17 |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.
Список литературы для учителя:
4. Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. - М., 2000. 364 с.
5. Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992. - 206 с.
6. Бураева СВ. Изучение старообрядческой книжности Забайкалья. -Улан-Удэ, 2002. 93 с.
7. Гирченко В.II. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. -Верхнеудинск,1922. - 20 с.
8. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000. -350 с.
9. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М.: Советская Россия, 1991. 366с.
10. Записки барона Розена А. Е. // Отечественные записки, 1876.№4.-С. 411-414.
11. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство ссмейских Забайкалья. -Улан-Удэ, 1972. 88 с.
12. КарнышевА.Д. Межгрупповое взаимодействие. -Улан-Удэ, 1997. - 184с.
13. На пути к возрождению (из доклада члена оргкомитета Петрова В.) // Бурятия, 2.06.1993. -С. 3.
14. Образование и культура XXI века. -Улан-Удэ: ВС ГАКИ, 2000. Т. 1. Т. 2.
15. Петрова ЕВ. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья (этносоциологический анализ). -Улан-Удэ, 1999. - 129 с.
16. Селшцев А. М. Забайкальские старообрядцы, семейские. - Иркутск, 1920. - 81 с.
17. Старообрядчество: история, культура, современность // Сборники статей научно-практических конференций. - М., 1996-1998.
18. Старообрядчество: история, культура, современность // Журналы № 1 -6 . -М., 1996-1998.
19. Талько-Грынцевич Ю.Д. Семейские-старообрядцы Забайкалья // К антропологии великороссов. Томск, 1898. - 52 с.
20. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. - Новосибирск: Наука, 1992.-325 с.
21. Шмулевич ММ. Очерки истории Западного Забайкалья XVII и сер. XIX века. - Новосибирск, 1985. - 285 с.
22. Элиасов Л.Е. Краткая программа собирания фольклора у русского населения Забайкалья. -Улан-Удэ, 1957.-50 с.
Список литературы для учащихся:
1. Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000. 364 с.
2. Болонев Ф. Ф. Семейские. - Улан-Удэ, 1992. 206 с.
3. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Забайкалья. -Новосибирск: Наука, 1975. Ч. 2.- 150 с.
4. Восток-Запад: диалог культур. Материалы международной конференции. -Улан-Удэ, 1996. 186 с.
5. Гирченко В.П. Из истории переселения в Прибайкалье семейских. Верхнеудинск, 1922. - 20 с.
6. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. - М., 1994. - 541 с.
7. Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. - М.: Советская Россия, 1991.-366 с.
8. Максимов СВ. Сибирь и каторга. - СПб., 1891.4.2.- 357 с.
9. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. - М.: Мысль, 1979. - 124 с.
10. Мотицкий В. П. Старообрядчество Забайкалья: прошлое и настоящее (XVII-XX вв.). - Улан-Удэ, 1976. - 79 с.
11. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н.Ф. Виноградова, 5 класс, Москва «Вентана-графа»
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на 2015-2016 учебный год.
|
|
|
|
|
учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Формирование уважения к другим народам России; освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формулирование основных традиций развития государственности и общества. |
|
процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинноследственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. |
духовного развития нашей страны. |
2 |
Православие в Древней Руси |
1 |
Монастырь, монахи, поучение |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «монастырь», «монахи», «поучение». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; |
Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку |
Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- |
Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. |
|
|
|
|
объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. |
|
следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. |
|
3 |
Православие в Московской Руси |
1 |
Автокефалия, уния, печалование, нестяжатели. |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. |
Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы. Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Объяснять смысл понятий уния и автокефалия. Понимать важность |
|
|
|
|
|
|
|
для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему). |
4 |
Православие при царях и императорах России |
1 |
Патриарх всея Руси, Синод, старцы, Оптинская пустынь, Саровская пустынь. |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Ролевая игра «Паломничество в Саровскую пустынь» |
Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». |
Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. |
5 |
От Советской России до современности |
1 |
Гонения на Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, Акт о каноническом общении |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Гонения на Церковь», «Русская Православная |
Развитие социальнокритического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни |
Знать основные события истории православия XX - начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на |
|
|
|
|
Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр с обсуждением фрагментов фильма В.Хотиненко «Поп». |
патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира |
общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной» культуры. |
примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др. |
6 |
Православие в традициях русского народа |
1 |
Крестные родители, восприемники, именины, отпевание, Яблочный Спас. |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас». Ролевая игра «Крестные». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании) |
Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; |
Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинноследственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». |
Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера. Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих |
|
|
|
|
|
|
|
веков. Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия. |
7 |
Дом и семья в православии |
1 |
Красный угол, Домострой, мясоед, Всероссийский день семьи, любви и верности. |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности» Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности). Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация. |
Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинноследственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях. |
Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности. |
8 |
История ислама в России |
1 |
Арабский халифат, Волжская Булгария, Золотая Орда, татарские государства, верховный сеид, новокрещенские комиссии, терпимая религия, |
Формирование историкогеографического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, |
Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах и терпимости русского правительства по |
|
|
|
медресе. |
определений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. |
|
изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». |
отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять смысл понятия «медресе». |
9 |
Ислам в современно й России |
1 |
Имам, Центральное Духовное управление мусульман, Совет муфтиев, Координационн ый центр мусульман Северного Кавказа. |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; |
Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. |
|
|
|
|
Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В.Хотиненко «Мусульманин» |
духовному многообразию современного мира |
принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». |
|
10 |
Дом и семья в исламе |
1 |
Мусульманская семья, честь рода |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи). |
Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинноследственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; |
Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия. Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей. |
|
|
|
|
|
|
работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх. |
|
11 |
Появление и развитие иудаизма в России |
1 |
Кагал, хедер, иешива, синагога |
Формирование историкогеографического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога» Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению. |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». |
Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Объяснять понятия кагал, хедер и иешива. |
12 |
Иудаизм в СССР и современной России |
1 |
Холокост, Еврейский антифашистский комитет, Федерация еврейский общин, Конгресс |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет», |
Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведения |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни |
Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической |
|
|
|
еврейских религиозных организаций и объединений |
«Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма Л.Г оровца «Дамский портной» |
с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира |
общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». |
позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе. |
13 |
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа |
1 |
Законоучитель, обряд выкупа первенца. |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, |
Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинноследственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, |
Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре. |
|
|
|
|
требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи). |
|
изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх. |
|
14 |
Появление и развитие буддизма в России |
1 |
Гэлуг (тибетский буддизм), лама, Далай-лама, хурул, дуган, дацан, хурэ. |
Формирование историкогеографического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай- лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения |
Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». |
Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий лама, далай-лама, хурул, даган, дацан, хурэ. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, пороповедовавшихс я Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. |
15 |
Буддизм в СССР и |
1 |
Традиционная буддийская |
Актуализация и формализация знаний |
Ориентация в особенностях |
Совершенствование навыков установления |
Знать основные события, связанные с |
|
современной России |
|
сангха России, Духовное управление буддистов России. |
учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма А.Неретниеце «Г адание на бараньей лопатке» |
социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира |
причинно-следственных связей между историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». |
историей буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе. |
16 |
Буддизм в культуре и традициях народов России |
1 |
Белый месяц, сор, праздник тысячи лампад, ладья жизни, цам |
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. |
Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; |
Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Объяснять смысл понятия лама, цам. |
|
|
|
|
Установление причинноследственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи). |
|
установления причинноследственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх. |
|
17 |
Повторитель но- обобщающий урок |
1 |
Основные понятия курса |
Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса. |
Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа |
Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинноследственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, |
Понимать и принимать моральнонравственные ценности традиционных религий нашей страны |
|
|
|
|
|
|
изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.