Данная рабочая программа разработана по дисциплине "Основы философии" для специальности "Лабораторная диагностика". Содержит в себя план, 4 раздела. Общие компетенции по специальности и программе. Данную рабочую программу можно использовать как в медицинских колледжах, так и в других средне специальных учреждениях.
КомсомольскийнаАмуре филиал краевого государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
министерства здравоохранения Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий филиалом
______________ Т.А. Степаненко
«___»___________________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «Основы философии»
31.02.03 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА
(базовая подготовка, очная форма получения образования)г. КомсомольскнаАмуре
РАССМОТРЕНА
на заседании ЦМК от «___»_____2016г.,
Протокол №___,
Председатель ________/_____________/
2016г.
ОДОБРЕНА
И.о. заведующего отделом УВР
______________/____________/
«___»________________2016г.
РЕКОМЕНДОВАНА
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ.
ПРОТОКОЛ №__ ОТ «____»_______2016Г.
Председатель
________/________________________/
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по
программам подготовки специалистов среднего звена 31.02.03 Лабораторная диагностика
(базовая подготовка, очная форма получения образования).
Организацияразработчик:
КомсомольскийнаАмуре филиал краевого государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный
медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края
Разработчик:
Ткаченко Наталья Сергеевна, преподаватель первой квалификационной категории общего
гуманитарного и социальноэкономического циклаСОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
стр.
4
6
11
12
1.2. ПОСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «Основы философии»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.03
«Лабораторная диагностика» базовая подготовка, очная форма получения образования).
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы
дополнительного образования.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
1.2.
программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 «Основы философии» входит в общий гуманитарный и
социальноэкономический цикл по 31.02.03 «Лабораторная диагностика» (базовая подготовка,
очная форма получения образования).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и
смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Основы
философии» студенты используют для освоения следующих общих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные и религиозные различия.
OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе,
обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2.3. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
- подготовка рефератов
- работа с источниками информации на бумажном и электронном носителе
- работа в сети Интернет по заданию преподавателя, подготовка таблиц, схем,
логических структур
- создание презентаций по темам
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
72
48
24
8
2
2
122.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и
тем
1
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
усвоения
2
Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
Тема 1.1. Происхождение
философии. Философия как
наука.
Содержание учебного материала
1 Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности.
Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как
предмет философского знания и как результат его развития.
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия –
исторические формы мировоззрения
2 Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее
человеческое измерение.
Самостоятельная работа: изучение роли и место философии в духовной жизни
общества, в системе высших нравственных ценностей (реферативная работа)
Содержание учебного материала
1.2.
Тема
Вопросы
философии.
Основные
категории и понятия
философии
1
2
3
Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и
субъективного. Материализм и идеализм – основные направления в
философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.
Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от
проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и
эмпирическое в философском знании.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология,
социальная философия, философская антропология.
Самостоятельная работа: изучение бытия как фундаментального философского
знания (написание рефератов)
2
3
6 ч.
2 л 2 с
2
6 ч.
2 л 2 с
4
1
1
1
1
2Раздел 2. История философии
Тема 2.1. Развитие античной
философии.
Содержание учебного материала
1
Периоды развития античной философии: досократовский, классический,
эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм
Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.
Софисты. Сократ.
Философская система Платона. Теория идей.
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии.
Римское государство и развитие философии.
2
3
4
5
Самостоятельная работа: особенности античной философии (написание
рефератов)
Тема 2.2. Философия эпохи
Содержание учебного материала
Средневековья,
1
Возрождения,
времени.
Нового
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии.
Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об
универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского –вершина
схоластики.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения.
Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм
и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания.
Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта.
Дедуктивный метод.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской
философской традиции. Немецкий идеализм и социальноисторические
условия эпохи.
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта.
Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума.
Агностицизм Канта.
Моральнопрактическая философия Канта.
Категорический императив как априорный принцип практического разума.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических
и психологических корнях религии. Религия любви.
2
3
2
Тема
классическая философия
Немецкая
2.3.
Самостоятельная работа:
схоластическая философия (презентация работ)
Содержание учебного материала
1
изучение средневековой философии как
6 ч.
2 л 2 с
2
6 ч.
4 с
2
6 ч.
2 л 2 с
1
2
3
3
1
2
3
3
1
2Самостоятельная работа: Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и
принцип системности в философии Гегеля. (презентация работ)
Содержание учебного материала
1
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные
условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в
России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый,
мыслитель, просветитель. Н.А.Радищев и постановка проблемы свободы.
П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии.
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А.
Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия
свободы.
Становление и развитие отечественной диалектической мысли.
Революционерыдемократы.
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Судьба русской философии в XX веке.
Самостоятельная работа: Судьба русской философии в XX веке. (написание
реферата)
Тема
философия.
2.4.
Русская
Тема 2.5. Философия XX
века.
2
3
4
5
Содержание учебного материала
1.
Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной
Европы к.XIX н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль
философии в культуре XX века. Философское исследование личности,
творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве
бытийных феноменов.
Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания.
Неопозитивизм и постпозитивизм.
Философское открытие бессознательного. З. Фрейд. Иррационализм. Философия
А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
Экзистенциализм.
Западная религиознофилософская мысль XX века неотомизм.
2
3
45
Самостоятельная работа: место и роль философии в культуре ХХ века
(презентация работ)
Раздел 3. Философское учение о бытии
Тема 3.1. Основы научной,
Содержание учебного материала
философской и религиозной
1
картин мира.
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной,
основанные на принципе материального единства мира.
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного
миропонимания.
2
3
2
6 ч.
2 л 2 с
2
4 ч.
2 с
2
4 ч.
2 с
1
3
2
3
2
1
2
3
3
3
1
2
3Самостоятельная работа: Философская картина мира и ее связь с различными
концепциями бытия (презентация работ)
2Тема 3.2.
Философская
категория бытия. Материя,
ее основные свойства
Содержание учебного материала
1
2
Категория «бытие» и ее роль в философии.
Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность
материи как объекта отражения.
Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.
3
Самостоятельная работа при изучении раздела.
Философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики.
Заполнение таблицы «Законы диалектики в природе и обществе».
Раздел 4. Философское осмысление природы человека.
Тема 4.1. Человек как
объект
философского
осмысления.
Содержание учебного материала
1
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Познание как
объект
философского
1
анализа. Сущность процесса
познания.
Раздел 5. Философское учение об обществе.
Тема
ПроблемаСодержание учебного материала
5.1.
2
3
2
3
4
Сущность проблемы человека. Историкофилософский аспект проблемы
человека.
Антропосоциогенез – процесс формирования человека из
животного. Основные этапы антиропосоциогенеза. Духовное и
материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его
влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в человека.
Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение
индивидуального и надиндивидуального.
Самостоятельная работа: Усвоение философской проблемы смысла жизни,
смерти и бессмертия (презентация работ)
Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания.
Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в
познании.
Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и
символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в
познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория
истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.
Анализ форм и методов научного познания.
Самостоятельная работа при изучении раздела.
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория
истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.
1
2
3
1
2
3
3
1
2
3
2
6 ч.
2 л 2 с
2
6 ч.
2 л 2 с
2
6 ч.
4 с
2
6 ч.личности в философии
1
1.
2
3
4
Генезис личности.
Индивидиндивидуальностьличность.
личности. Автономность и целостность личности.
Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная
личность. Духовная личность.
Социальные типы личности. Деградация личности.
Осмысление проблемы свободы и ответственности личности.
Самостоятельная работа: Осмысление проблемы свободы и ответственности
личности (презентация работ)
Социализация
Раздел 6. Философия и медицина
Содержание учебного материала
Тема 6.1. Философия и
медицина: общие проблемы
1
и ценности.
Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип
медицины. Философия человеческой ответственности. Проблема здоровья как
глобальная проблема современности. Врач как философская категория.
Гуманизм как философскоэтический менталитет медиков. Деонтология.
Философскометодические проблемы определения понятий «здоровье»,
«норма», «болезнь», «патология» и др. Экстрафизиологические состояния.
Клиническая смерть.
Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально
психологические аспекты ятрогении.
Врачебная тайна и этика. Этикет как искусство общения медицинского
работника с пациентом. СПИД: этические проблемы и права человека.
Осмысление проблем генетики человека, биоэтики, проблемы эвтаназия.
2
3
4
5
Всего
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
1
2
3
3
1
3
3
3
3
2 л 2 с
2
4 ч.
2 л 2 с
72учебные пособия
справочники, словари
тестовые задания
сборник тестовых заданий
3 . Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основы философии.
Оборудование учебного кабинета:
-
16 посадочных мест (по количеству обучающихся)
-
рабочее место преподавателя
Информационные средства обучения:
-
-
-
-
Наглядные средства обучения:
-
Технические средства обучения:
-
-
-
-
«Основной вопрос философии»
«Что такое материя»
«Структура материи»
«Структура и формы сознания»
«Философия как наука»
«Религия как форма общественного сознания»
видеофильм «Христианство»
Магнитофонная запись «Сущность бытия»
Компьютерные программы: программа Аттестат
Контролирующие компьютерные программы.
плакаты, схемы, таблицы:
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы.
Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов М.: Академия, 2015, 256 с.
Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова М.: ИД
Основные источники:
1.
«ФОРУМИНФРА М», 2015,480 с.
2.
3. Кохановский В.П. Основы философии. /В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев –
РостовнаДону, Феникс, 2015, 320 с.
4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 2015, 506 с.
5. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. М.: ГЭОТАРМедиа, 2014, 304
Дополнительные источники:
1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. М.: Экзамен, 2015, 396 с.
2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. М.: Высшее образование,
2015, 335 с.
3.
Интернетресурсы:
1.
2.
3. http://intencia.ru/FAQ5.html
Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. М.: ГЭОТАРМЕД, 2014, 408 с.
http://labrip.com/
http://www.filosofiatotl.narod.ru/4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления
конспектов.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
оценка выполнения
заданий по
сопоставлению основных философских
категорий и понятий;
оценка результатов тестирования, глоссарий
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Освоенные умения:
ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе
формирования культуры гражданина и будущего
специалиста.
Усвоенные знания:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и
общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной
картин мира;
об условиях формирования личности, о
свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
в
понятий
оценка точности определений разных
философских
форме
терминологического диктанта;
оценка индивидуальных устных ответов;
оценка результатов письменного опроса в
форме тестирования;
оценка результатов выполнения проблемных
и логических заданий;
оценка точности определения различных
философских концепций;
оценка результатов защиты рефератов;
оценка выполнения заданий
по
сопоставлению разных философских подходов
и концепций.Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять
у обучающихся общие компетенции и обеспечивающие их умение.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
правильность понимания
значимости
социальной
профессии фельдшера
устный или письменный
экзамен
наблюдение
за
деятельностью студента в
процессе
освоения
дисциплины
Организовывать
ОК
2.
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения возложенных на него
профессиональных задач, а также
для своего профессионального и
личностного развития.
5.
Использовать
ОК
информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.
эффективность
оценка на семинарских
ОК
8.
определять
Самостоятельно
задачи
эффективность
планирования
оценка на семинарских
занятиях
обоснованность
применения методов
и
способов
решения
профессиональных
задач,
анализ эффективности и
качества их выполнения
деловая игра
оценка на семинарских
занятиях
задач
решение ситуационных
оценка на семинарских
точно и быстро оценивать
ситуацию и правильно
принимать решения в
и
стандартных
занятиях
нестандартных ситуациях,
нести за них ответственность
точность
нахождения и использования
информации
для
эффективного выполнения
профессиональных
задач,
по заданию преподавателя
и
профессионального
личностного развития
дискуссия
работа в сети Интернет
оценка на семинарских
грамотность,
занятиях
оценка на семинарских
рефератов,
правильность использования
информационно
коммуникационных
технологий
профессиональной
деятельности фельдшера
занятиях
защита
в
презентаций
с
взаимодействия
занятиях
обучающимися, коллегами,
руководством
ЛПУ,
пациентамии
профессионального
обучающимися повышения
личностного
развития,
личностного уровня и
своевременность повышения
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
и
своей квалификации
осуществлять повышение своей
квалификации.
оценка внеаудиторной
самостоятельной работыОриентироваться в
ОК 9.
условиях
смены
технологий в профессиональной
деятельности.
частой
рациональность
использования
инновационных технологий в
профессиональной
деятельности
оценка на семинарских
занятиях
ОК 10. Бережно относиться к
историческому наследию и
культурным традициям народа,
уважать социальные, культурные
и религиозные различия.
бережность отношения к
историческому наследию и
культурным
традициям
народа
наблюдение
за
деятельностью студентов в
процессе
освоения
профессионального модуля
толерантность
по
отношению к социальным,
культурным и религиозным
различиям
полнота
оценки
соблюдений правил и норм
поведения в обществе и
бережного отношения к
природе
рациональность
наблюдение
за
деятельностью студентов в
процессе
освоения
профессионального модуля
дискуссии
оценка на семинарских
ОК 11. Быть готовым брать на
себя нравственные обязательства
по отношению к природе,
обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее
место с соблюдением требований
охраны труда, производственной
санитарии,
инфекционной и
противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ
жизни, заниматься физической
культурой и спортом для
укрепления
здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей.
организации рабочего места
с соблюдением необходимых
требований и правил
занятиях
разбор
ситуаций
конкретных
наблюдение
за
систематичность ведения
и
деятельностью студентов в
пропаганды
процессе
освоения
эффективность здорового
профессионального модуля
образа жизни с целью
профилактики заболеваний
портфолио
оценка
студента