Рабочая программа по основам философии по специальности 31.02.03

  • Образовательные программы
  • rtf
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа разработана по дисциплине "Основы философии" для специальности "Лабораторная диагностика". Содержит в себя план, 4 раздела. Общие компетенции по специальности и программе. Данную рабочую программу можно использовать как в медицинских колледжах, так и в других средне специальных учреждениях.
Иконка файла материала РП Основы философии для Лабораторной диагностики.rtf
Комсомольский­на­Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края УТВЕРЖДАЮ Заведующий филиалом ______________ Т.А. Степаненко «___»___________________2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «Основы философии» 31.02.03 ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА  (базовая подготовка, очная форма получения образования)г. Комсомольск­на­Амуре РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК от «___»_____2016г.,  Протокол №___,  Председатель ________/_____________/ 2016г.                      ОДОБРЕНА                      И.о. заведующего отделом УВР ______________/____________/                      «___»________________2016г. РЕКОМЕНДОВАНА УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ.  ПРОТОКОЛ  №__ ОТ «____»_______2016Г. Председатель  ________/________________________/ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного   стандарта   (далее   –   ФГОС)   среднего   профессионального   образования  по программам подготовки специалистов среднего звена   31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка, очная форма получения образования). Организация­разработчик:  Комсомольский­на­Амуре   филиал   краевого   государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края  Разработчик: Ткаченко   Наталья   Сергеевна,   преподаватель   первой   квалификационной   категории   общего гуманитарного и социально­экономического циклаСОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации программы учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины стр. 4 6 11 12 1.2. ПОСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «Основы философии» 1.1. Область применения программы Программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной   профессиональной образовательной   программы,   в   соответствии   с   ФГОС   по   специальности   СПО  31.02.03 «Лабораторная диагностика» базовая  подготовка, очная форма получения образования). Программа   учебной   дисциплины   может   быть   использована   при   реализации   программы дополнительного образования.  Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной   образовательной 1.2. программы: Учебная   дисциплина   ОГСЭ.01   «Основы   философии»   входит   в   общий   гуманитарный   и социально­экономический цикл по 31.02.03 «Лабораторная диагностика» (базовая  подготовка, очная форма получения образования). 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ­ ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о   социальных   и   этических   проблемах,   связанных   с   развитием   и   использованием достижений науки, техники и технологий.        Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения учебной дисциплины «Основы философии» студенты используют для освоения следующих общих компетенций: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые   методы   и   способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   3.   Принимать   решения   в   стандартных   и   нестандартных   ситуациях   и   нести   за   них ответственность. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для   эффективного выполнения   возложенных   на   него   профессиональных   задач,   а   также   для   своего профессионального и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в   профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного   развития, заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   и   осуществлять   повышение   своей квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК   10.   Бережно   относиться   к   историческому   наследию   и   культурным   традициям   народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. OK   11.   Быть   готовым   брать   на   себя   нравственные   обязательства   по   отношению   к   природе, обществу, человеку. ОК   12.   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   охраны   труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК   13.   Вести   здоровый   образ   жизни,   заниматься   физической   культурой   и   спортом   для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; ­ самостоятельной работы обучающегося 24 часа. 2.3. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: - подготовка рефератов - работа с источниками информации на бумажном и электронном носителе - работа в сети Интернет по заданию преподавателя, подготовка таблиц, схем, логических структур - создание презентаций по темам Итоговая аттестация ­ в форме дифференцированного зачета 72 48 24 8 2 2 122.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы философии» Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения 2 Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества Тема   1.1.   Происхождение философии.   Философия   как наука. Содержание учебного материала 1 Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития.  Мировоззрение   и   его   структура.   Мифология,   религия   и   философия   – исторические формы мировоззрения 2 Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение. Самостоятельная работа: изучение роли и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей (реферативная работа) Содержание учебного материала   1.2. Тема   Вопросы философии. Основные категории   и   понятия философии   1  2  3 Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и субъективного.   Материализм   и   идеализм   –   основные   направления   в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.   Основной   вопрос   философии.   Неотделимость   проблемы   познания   от проблемы   бытия.   Рациональное   и   внерациональное;   рациональное   и эмпирическое в философском знании.    Основные   разделы   философии:   онтология,   гносеология,   аксиология, социальная философия, философская антропология. Самостоятельная работа: изучение бытия как фундаментального философского знания (написание рефератов) 2 3 6 ч. 2 л 2 с 2 6 ч. 2 л 2 с  4 1 1 1 1 2Раздел  2. История философии Тема 2.1. Развитие античной философии. Содержание учебного материала 1 Периоды   развития   античной   философии:   досократовский,   классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.   Проблема   «первоначала»   у   милетских   философов.   Элеаты.   Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.  Софисты. Сократ.  Философская система Платона. Теория идей.   Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии. 2 3 4 5 Самостоятельная   работа:  особенности   античной   философии   (написание рефератов) Тема   2.2.   Философия   эпохи Содержание учебного материала Средневековья, 1 Возрождения, времени. Нового   Теоцентризм   средневековой   духовной   культуры.   Статус   философии. Патристика.   Блаженный   Августин.   Схоластическая   философия.   Учение   об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского –вершина схоластики.  Гуманизм   как   ценностная   ориентация   философии   эпохи   Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.  Эпоха   научной   революции.   Проблемы   методологии   научного   познания. Френсис   Бэкон.   Эмпиризм   и   индукция.   Рационализм   Рене   Декарта. Дедуктивный метод.  Немецкая   классическая   философия   как   завершение   новоевропейской философской   традиции.   Немецкий   идеализм   и   социально­исторические условия эпохи. Критическая   философия   И.   Канта.   Обоснование   активности   субъекта. Априорные   формы   знания.   Кант   о   возможностях   и   границах   разума. Агностицизм   Канта.   Морально­практическая   философия   Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума.  Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви. 2 3 2   Тема классическая философия    Немецкая 2.3. Самостоятельная   работа:  схоластическая философия (презентация работ) Содержание учебного материала 1 изучение   средневековой   философии   как 6 ч. 2 л 2 с  2 6 ч. 4 с 2 6 ч. 2 л 2 с  1 2 3 3 1 2 3 3 1 2Самостоятельная работа: Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.  (презентация работ) Содержание учебного материала 1 Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия   ее   формирования.   Периодизация   развития   философской   мысли   в России.   «Русская   идея».   М.В.   Ломоносов   –   первый   русский   ученый, мыслитель, просветитель. Н.А.Радищев и постановка проблемы свободы. П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии. Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы.  Становление   и   развитие   отечественной   диалектической   мысли. Революционеры­демократы. Русский   космизм     (Н.Ф.   Федоров,   К.Э.   Циолковский,   В.И.   Вернадский). Судьба русской философии в XX веке. Самостоятельная работа: Судьба русской философии в XX веке. (написание реферата)   Тема философия. 2.4.   Русская Тема   2.5.   Философия   XX века. 2 3 4 5 Содержание учебного материала 1. Политические,   экономические,   социальные   изменения   в   странах   Западной Европы к.XIX ­ н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии   в   культуре   XX   века.   Философское   исследование   личности, творчества   и   свободы,   жизни   и   смерти,   любви   и   ненависти   в   качестве бытийных феноменов. Позитивизм.   Проблема   соотношения   философского   и   научного   познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.  Философское открытие бессознательного. З. Фрейд. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Экзистенциализм.  Западная религиозно­философская мысль XX века ­ неотомизм. 2 3 45 Самостоятельная   работа:  место   и   роль   философии   в   культуре   ХХ   века (презентация работ) Раздел 3. Философское учение о бытии Тема   3.1.   Основы   научной, Содержание учебного материала философской и религиозной 1 картин мира. Материалистическая   картина   мира   и   научные   концепции   Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.  Религиозная   картина   мира.   Принципиальная   особенность   религиозного миропонимания.  2 3 2 6 ч. 2 л 2 с 2 4 ч.  2 с 2  4 ч.  2 с 1 3 2 3 2 1 2 3 3 3 1 2 3Самостоятельная работа: Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия (презентация работ) 2Тема   3.2.   Философская категория   бытия.   Материя, ее основные свойства Содержание учебного материала 1 2 Категория «бытие» и ее роль в философии.  Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность материи как объекта отражения.  Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.  3 Самостоятельная работа при изучении раздела. Философские идеи развития. Диалектика. Законы диалектики. Заполнение таблицы «Законы диалектики в природе и обществе». Раздел 4. Философское осмысление природы человека. Тема   4.1.   Человек   как объект   философского осмысления. Содержание учебного материала 1 Содержание учебного материала Тема   4.2.   Познание   как объект   философского 1 анализа. Сущность процесса познания. Раздел 5. Философское учение об обществе. Тема   ПроблемаСодержание учебного материала   5.1. 2 3 2 3 4 Сущность   проблемы   человека.   Историко­философский   аспект   проблемы человека.  Антропосоциогенез – процесс формирования человека из  животного. Основные этапы антиропосоциогенеза. Духовное и  материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его  влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.  Проблема соотношения биологического и социального в человека.  Внутренняя   противоречивость   человеческой   природы   как   соотношение индивидуального и надиндивидуального.  Самостоятельная работа:  Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия (презентация работ) Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие  форм познания.  Проблема субъективности  и объективности в познании.  Понятие   «знания».   Знание,   познание   и   язык.   Роль   знаковых   систем   и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.  Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины. Анализ форм и методов научного познания. Самостоятельная работа при изучении раздела. Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины. 1 2 3 1 2 3 3 1 2 3 2 6 ч.  2 л 2 с 2 6 ч. 2 л 2 с 2 6 ч. 4 с  2 6 ч.личности в философии 1 1. 2 3 4   Генезис   личности. Индивид­индивидуальность­личность. личности. Автономность и целостность личности.  Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность. Социальные типы личности. Деградация личности. Осмысление проблемы свободы и ответственности личности. Самостоятельная работа: Осмысление проблемы свободы и ответственности личности (презентация работ)   Социализация Раздел 6. Философия и медицина Содержание учебного материала Тема   6.1.   Философия   и медицина: общие проблемы 1 и ценности. Антропоцентризм   как   мировоззренческий   и   методологический   принцип медицины. Философия человеческой ответственности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности. Врач как философская категория.   Гуманизм   как   философско­этический   менталитет   медиков.   Деонтология. Философско­методические   проблемы   определения   понятий   «здоровье», «норма»,   «болезнь»,   «патология»   и   др.   Экстрафизиологические   состояния. Клиническая смерть. Взаимосвязь   социального,   психологического   и   соматического.   Социально­ психологические аспекты ятрогении.  Врачебная   тайна   и   этика.   Этикет   как   искусство   общения   медицинского работника с пациентом. СПИД: этические проблемы и права человека. Осмысление проблем генетики человека, биоэтики, проблемы эвтаназия. 2 3 4 5 Всего Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.­ ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.­ репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.­ продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. 1 2 3 3 1 3 3 3 3 2 л 2 с  2  4 ч. 2 л 2 с 72учебные пособия справочники, словари тестовые задания сборник тестовых заданий 3 . Условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основы философии. Оборудование учебного кабинета: - 16 посадочных мест (по количеству обучающихся) - рабочее место преподавателя Информационные средства обучения: - - - - Наглядные средства обучения: -       Технические средства обучения: - - - - «Основной вопрос философии» «Что такое материя» «Структура материи» «Структура и формы сознания» «Философия как наука» «Религия как форма общественного сознания» видеофильм «Христианство» Магнитофонная запись «Сущность бытия» Компьютерные программы: программа Аттестат Контролирующие компьютерные программы. плакаты, схемы, таблицы: 3.2.Информационное обеспечение обучения   Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов,   дополнительной литературы. Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов ­ М.: Академия, 2015, 256 с. Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н.   Сидорова ­ М.: ИД Основные источники: 1. «ФОРУМ­ИНФРА М», 2015,480 с. 2. 3.   Кохановский   В.П.   Основы   философии.   /В.П.Кохановский,   Л.А.Жаров,   В.П.Яковлев   – Ростов­на­Дону, Феникс, 2015, 320 с. 4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.­ М.: Юрист, 2015, 506 с. 5. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. ­  М.: ГЭОТАР­Медиа, 2014, 304  Дополнительные источники: 1. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. ­  М.: Экзамен, 2015, 396 с. 2. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. ­  М.: Высшее образование, 2015, 335 с. 3. Интернет­ресурсы: 1. 2. 3.         http://intencia.ru/FAQ­5.html Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. ­ М.:  ГЭОТАР­МЕД, 2014, 408 с. http://labrip.com/ http://www.filosofia­totl.narod.ru/4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль   и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется   преподавателем     в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов. Формы   и   методы   контроля   и   оценки результатов обучения   оценка   выполнения   ­ заданий   по сопоставлению   основных   философских категорий и понятий; ­ оценка результатов тестирования, глоссарий Результаты   обучения   (освоенные   умения, усвоенные знания) Освоенные умения:  ­  ориентироваться   в   наиболее   общих философских   проблемах   бытия,   познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Усвоенные знания:  ­ основные категории и понятия философии;   ­   роль   философии   в   жизни   человека   и общества;  ­ основы философского учения о бытии;  ­ сущность процесса познания;   ­ основы научной, философской и религиозной картин мира;  ­   об   условиях   формирования   личности,   о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; ­   о   социальных   и   этических   проблемах, связанных   с   развитием   и   использованием достижений науки, техники и технологий.   в понятий ­   оценка   точности   определений   разных философских     форме терминологического диктанта; ­ оценка индивидуальных устных ответов; ­   оценка   результатов   письменного   опроса   в форме тестирования; ­ оценка результатов  выполнения проблемных и логических заданий; ­   оценка   точности   определения   различных философских концепций; ­ оценка результатов защиты рефератов; ­   оценка   выполнения   заданий     по сопоставлению разных философских подходов и концепций.Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся общие компетенции и обеспечивающие их умение. Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ОК   1.   Понимать   сущность   и социальную   значимость   своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. правильность   понимания значимости социальной профессии фельдшера   устный   или   письменный экзамен   наблюдение за деятельностью   студента   в процессе освоения дисциплины         Организовывать ОК   2. собственную деятельность, выбирать   типовые   методы   и способы выполнения профессиональных задач,   оценивать   их   эффективность   и качество. ОК   3.   Принимать   решения   в стандартных   и   нестандартных ситуациях   и   нести   за   них ответственность.   ОК   4.   Осуществлять   поиск   и использование информации, необходимой   для   эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.   5. Использовать ОК   информационно­ коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,   руководством, потребителями. эффективность оценка   на   семинарских ОК   8. определять   Самостоятельно задачи   эффективность планирования оценка   на   семинарских занятиях обоснованность   применения   методов     и способов решения профессиональных   задач, анализ   эффективности   и качества их выполнения  деловая игра   оценка   на   семинарских занятиях   задач решение   ситуационных   оценка   на   семинарских точно и быстро оценивать ситуацию   и   правильно принимать   решения   в и стандартных занятиях нестандартных   ситуациях, нести за них ответственность точность нахождения и использования информации для эффективного   выполнения профессиональных   задач, по заданию преподавателя и профессионального   личностного развития  дискуссия работа   в   сети   Интернет   оценка   на   семинарских грамотность, занятиях     оценка   на   семинарских   рефератов, правильность   использования информационно­ коммуникационных технологий   профессиональной деятельности фельдшера занятиях защита в презентаций   с взаимодействия занятиях обучающимися,   коллегами, руководством ЛПУ, пациентамии профессионального   обучающимися   повышения личностного   развития, личностного   уровня   и своевременность   повышения заниматься   самообразованием, осознанно   планировать   и своей квалификации осуществлять   повышение   своей квалификации. оценка   внеаудиторной самостоятельной работыОриентироваться   в ОК   9. условиях смены технологий   в   профессиональной деятельности. частой     рациональность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности оценка   на   семинарских занятиях ОК   10.   Бережно   относиться   к историческому   наследию   и культурным   традициям   народа, уважать  социальные,  культурные и религиозные различия. бережность   отношения   к историческому   наследию   и культурным   традициям народа   наблюдение за деятельностью   студентов   в процессе освоения профессионального модуля     толерантность по отношению   к   социальным, культурным   и   религиозным различиям полнота оценки соблюдений   правил   и   норм поведения   в   обществе   и бережного   отношения   к природе    рациональность   наблюдение за деятельностью   студентов   в процессе освоения профессионального модуля   дискуссии оценка   на   семинарских ОК   11.   Быть   готовым   брать   на себя нравственные обязательства по   отношению   к   природе, обществу, человеку. ОК   12.   Организовывать   рабочее место с соблюдением требований охраны   труда,   производственной санитарии,   инфекционной   и противопожарной безопасности. ОК   13.   Вести   здоровый   образ жизни,   заниматься   физической культурой   и   спортом   для укрепления здоровья, достижения   жизненных   и профессиональных целей.   организации   рабочего   места с соблюдением необходимых требований и правил занятиях разбор ситуаций   конкретных наблюдение за систематичность   ведения и деятельностью   студентов   в пропаганды процессе освоения эффективность   здорового профессионального модуля образа   жизни   с   целью профилактики заболеваний портфолио         оценка студента