Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы
Оценка 4.7

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
МХК +1
5 кл—11 кл +1
06.02.2017
Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы
Рабочая программа по Основам православной культуры разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Целинская средняя общеобразовательная школа № 8» с учѐтом Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», авторской программы Л.Л.Шевченко для 1 – 11 классов общеобразовательной школы (Москва, Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.) Рабочая программа ориентирована на учебник "Православная культура", автор Л.Л. Шевченко, издательство "Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества", Москва, 2010 г.
ОПК 5 - 9 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Целинская средняя общеобразовательная школа № 8» Рассмотрено  на заседании школьного  методического объединения  учителей гуманитарного цикла                      (наименование ШМО)  _________/ Палёхина Е.К./ Подпись/расшифровка подписи   . Протокол № 1 от  30.08.2016г   Утверждаю  Директор школы  _________/Щербак Л.А./  Подпись/расшифровка подписи Согласовано                         Заместитель директора по УВР __________/Красавина Н.А./  Подпись/расшифровка подписи  «30»  августа 2016 г. Принято на МС __________/Красавина Н.А./  Подпись/расшифровка подписи  Протокол №1 от  30.08.2016г Рабочая программа на 2016 – 2017 учебный год Предмет: Основы православной культуры Классы: 5­9  Составитель:  Калашник Елена Леонидовна                          учитель высшей квалификационной категории  п.Целина 2016 год Оглавление 1.   Пояснительная записка ..................................................................................... 3 2.   Планируемые результаты         освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) ..........................4­5 3.   Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).....................4­12 4.   Тематическое планирование..............................................................................13­23 5.  Лист корректировки рабочей программы .......................................................... 24 6.  Система оценивания..............................................................................................25 2 Пояснительная записка. Рабочая программа по Основам православной культуры разработана на основе требований к результатам   освоения   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования Муниципального   бюджетного   общеобразовательного   учреждения   «Целинская   средняя общеобразовательная   школа   №   8»   с   учѐтом   Примерного   содержания   образования   по   учебному предмету   «Православная   культура»,   авторской   программы   Л.Л.Шевченко   для   1   –   11   классов общеобразовательной   школы   (Москва,   Центр   поддержки   культурно   –   исторических   традиций Отечества, 2011г.)      Рабочая   программа   ориентирована   на   учебник   "Православная   культура",   автор   Л.Л. Шевченко, издательство "Центр поддержки культурно­исторических традиций Отечества", Москва, 2010 г.  Согласно   учебному   плану   и   годовому   календарному   графику   на   изучение   Основ православной культуры отводится  в 5 классе ­   34 часа  за год, контрольных работ ­3; в 6 классах ­ 34 часа  за год, контрольных работ ­3; в 7  классах ­ 34 часа  за год, контрольных работ ­3, тестовых работ ­ 2; в 8 классах ­ 33 часа  за год, контрольных работ ­2, тестовых работ ­ 2; в 9 классах ­ 34 часа  за год, контрольных работ ­ 2, тестовых работ ­ 3.  Срок реализации рабочей программы 1 год.  3 Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Требования   к   уровню   подготовки   учащихся   5­9   классов   определяются   в   соответствии   с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета.  5 класс "Выпускник научится":  строить   свои   отношения   с   окружающими   людьми   в   соответствии   с   духовно­нравственными нормами;  отличать монастырь от церкви;  составлять православный маршрут;  описывать  жизнь святых;  давать определения православных святынь; "Выпускник получит возможность научиться":  узнавать   что   такое   «религиозная   культура»,   "монастырь",   "язык   христианской   православной культуры;  узнавать церковнославянскую азбуку, как устроен храм, о чем "рассказывает" икона;  христианским добродетелями, брать пример с жизни святых людей.               6 класс "Выпускник научится":  уважать отечественную историю и традиции;  слушать и анализировать рассказа учителя;  обсуждать и размышлять изучаемую тему;   создавать мультимедийные презентации;  готовить сообщения на православные темы;  составлять маршруты духовного краеведения;  готовить игры на тему нравственного выбора, доклады и т.д. "Выпускник получит возможность научиться": 4  работать со "словарем понятий", различными иллюстрациями;  узнавать о житие святых;  совершать заочное путешествие в Соловецкий монастырь, Киево­Печерскую Лавру. "Выпускник научится": 7 класс  обобщать и углублять знания об основах  православной культуры;  понимать,  что основанием жизни христиан являлась духовная культура;  на примере житий великих святых в историческом контексте развития христианской культуры, истории Церкви, показывать ведущие добродетели и нормы христианской этики;  уважать  прошлое, ценности отечественной и мировой  культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской  Церкви в житиях святых.  "Выпускник получит возможность научиться":  исследовать значение православной литературы и изобразительного искусства;  анализировать и обобщать многообразие православных святынь;  самостоятельно   готовить   информацию   о   великих   старцах   Оптиной   пустыни,   Царственных мучениках и т.д.;    участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении  открытых уроков. "Выпускник научится": 8 класс  понимать  язык христианской православной культуры;  особенностям христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы;  обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.  обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых;  раскрывать причинно­следственные связи духовной истории;  отстаивать свои убеждения, основанные на духовно­нравственных православных традициях;  выявлять связи между изучением курсов истории России и Православной культуры. "Выпускник получит возможность научиться":  участвовать в подготовке совместных проектов;  творчески работать с текстов;  сотрудничать со сверстниками;   использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений Православной культуры;  инсценировать стихи.    "Выпускник научится": 9 класс  раскрывать и углублять понятия о здоровье (духовном, психическом, телесном), как одной из главных ценностей жизни; 5  развивать умения  взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;  развивать эстетические суждения и вкусы в области объектов православной культуры. "Выпускник получит возможность научиться":  правильно заботиться о своем духовном, психическом и телесном здоровье;  воспринимать жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожить каждым мгновением  жизни;       определять свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле;  познакомиться   с   книгами,   картинами,   иконами,   слайдами,   видео,   аудио   записями, фотографиями Православной культуры;  правилам жизни православной семьи;  правилам  поведения в церковные праздники. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)           Содержание программы учебного предмета «Православная культура», который относится к об­ разовательной области «Духовно­нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания   разных   предметных   областей   ­   теологии,   музыкально­изобразительного   искусства,   истории   и обществознания,   литературы.   Отбор   учебного   материала   был   произведен   в   соответствии   с   те­ матическими   линиями,   определенными   Примерным   содержанием   (МО   РФ,   Москва,   2002   год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. Изложение материала тематических линий   в   учебных   пособиях   носит   личностно­ориентированный   характер   и   учитывает   возрастные   и индивидуальные возможности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.     Содержание  курса позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. Так в чем же заключалось счастье жизни христиан? Понимание счастья определяется выбором системы предпочтений или ценностей жизни. На этом основании человек строит свою   жизнь.   Какие   же   ценности   жизни   составляли   счастье   жизни   христиан?   Это   ­  ценности христианской  веры, ценности христианской семьи, ценности  творчества во славу Божию.  Для разработки   этих   понятий   определена   интегративная   тема   ­   «Ценности   жизни   христиан   как   путь   к спасению».   Они   показываются   как   утверждение   среды   обитания   христианина.   Это   второй   (после начальной школы) концентр содержания. Он углубляет раскрытие всех семи содержательных линий. Основой  содержания  в  средней  группе  (5­9  классы)  становится   история  и  сведения  из   Библии  как богооткровенного знания и жизни Православной церкви, история о деяниях св. Апостолов. Именно знание   Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение. Это даёт возможность изучения православной культуры не только в её историческом   развитии,   но   и   в   органичной   связи   с   другими   школьными   предметами,   особенно   с историей, мировой художественной культурой. Средства обучения: изучение книг Ветхого и Нового завета, Жития святых и великих деятелей России, изучение религий мира, знакомство с историей Православия родного края. 6 В   изучении   курса   важно   систематическое   изучение   православного  искусства:  архитектуры, иконописи,   изобразительного   искусства,   православной   литературы   и   музыки   и   т.д.,   что   позволит ученикам правильно ориентироваться в современном искусстве. О чем рассказывает православная культура. 5 класс Религиозная культура в жизни человека. О чем рассказывает христианская православная культура? О  чем рассказывает Библия? Монастырь – Центр христианской православной культуры. Язык  христианской православной культуры. Для чего построен и как устроен  православный храм?  Религиозная живопись. О чем рассказывает икона? Красивый мир церковнославянской азбуки. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Век апостольский. Святые дети – мученики за веру. Христианские  добродетели. Мудрость жизни христиан. Святые воины. Святые врачеватели Косьма и Домиан.  Всемилостивый целитель Пантелеимон. Вселенские соборы. Утверждение христианской веры.  Учителя веры – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.  Пути к спасению.  Великие подвижники пустыни. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем  Сирин. Просветители славянские Кирилл и Мефодий.  6 класс Первые   христиане   на  Руси.   Россия   ­   наша   Родина.   Почему   Русь   ­   Россию   «святой   именовали» Христианская вера завещана как святыня. Славяне ­ наши предки.. Верования славян. Первые КНЯЗЬЯ Руси   Рюрик,   Синеус,   Трувор.   Первая   христианская   проповедь   на   Руси   святого   апостола   Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси ­ святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его   сын   Иоанн.   Крещение   Руси.   Как   святой   равноапостольный   князь   Владимир   выбирал   веру. Преподобный   Нестор   Летописец   рассказывает   о   причинах   обращения   князя   Владимира   ко   Христу. Первый   русский   митрополит   Михаил.   Первые   школы   на   Руси..   Таинство   Крещения   в   Русской Православной Церкви. Литературные   памятники   Древней   Руси.   Митрополит   Иларион   и   его   сочинение   «Слово   о   законе   и благодати ». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события  в  произведениях  иконописи  и  живописи  на религиозные  темы.  О  почитании  святого князя Владимира ­ храмы, названные в его честь. Первые святые Руси ­ князья Борис и Глеб.  Сыновья князя Владимира ­ святые братья­княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. Мученики ­страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь. Утверждение христианской веры. Святые Киево­Печерской лавры.Роль монастырей в утверждении христианской   веры   на   Руси.   Святой   Антоний   ­   основатель   монашества   на   Руси.   Святой   Феодосии Печерский.  7 Храмы   и   святыни   Киево­Печерской   лавры.   История   создания   церкви   Успения   Божи­ей   Матери. Чудотворная   икона   «Успение   Божией   Матери»   (Печерская).   Величайшая   святыня   лавры   ­   мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь­инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша. Русские   святые   времен   татарского   нашествия.Междоусобная   вражда   русских   князей.   Нашествие татар. Христиане­мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем­воином. В чем заключался подвиг князя? Русский   фольклор   ­   о   понимании   христианами   действия   Промысла   Божиего   в   событиях   жизни, истории.Почитание памяти святых в объектах православной культуры. Святители   Московские   митрополиты   Петр   и   Алексий.  Как   укреплялось   Русское   государство. Великий   князь   Иоанн   Данилович   Калита.   Как   был   построен   Успенский   собор   Кремля.   Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Детские годы святителя Алексия (в детстве ­ Елевферия).   Слава   митрополита   как   молитвенника   и   чудотворца.   Как   митрополит   ездил   в   Орду.. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы. История   возведения   Архангельского   и   Успенского   соборов   Московского   Кремля,   Чудова, Богоявленского, Спасо­Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». История ее написания митрополитом Петром. Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря ­ центра духовной жизни Руси. Чему учил преподобный Сергий русских князей. Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины ­ схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице­Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская». Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы? Духовная   твердыня   Беломорья.   Чудотворцы   Соловецкие   Зосима,   Савватий   и   Герман.Соловки   ­ остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло­Белозерского монастыря ­ Савватий.. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбс­кая» с житием преподобных Зосимы и Савватия. Соловецкий монастырь ­ духовная твердыня и военная крепость России.  Святые   Нил   Сорокин  и  Иосиф   Волоцкий   размышляют   о   богатстве   и   бескорыстии.  О  чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Два   пути   монашеского   служения.   Внешнее   устроение   Нило­Сорской   Пустыни   и   Иосифо­Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души. Свирский чудотворец.Какими подвигами прославился святой Александр Свирский?. Явление Святой Троицы   преподобному   Александру.   Добродетели,   которыми   прославился   святой.Чудотворная   икона 8 преподобного   Александра   из   Успенского   собора   Кремля.   Святые   обители,   связанные   с   именем преподобного:   Введено­Оятский   и   Александро­Свирский   монастыри.   Москва   и   святой   Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества. Русские   святые,   Христа   ради   юродивые.Василий   Блаженный..   Заповеди   Блаженства   ­   законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает дос­ тоинства счастливого человека. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми?Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери ». История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ». Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская. Святые   во   времена   Московского   государства.Святой   Филипп,   митрополит   Московский. Распространение православной  веры на Дальнем  Севере  и Востоке. Укрепление  царской власти.  Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть. Святыни Соловецкого монастыря. Иконы, посвященные святителю. Русские   святые   Смутного   времени:   Патриархи   Иов,   Ермоген,   Филарет.Падение   Византийской империи   и   самостоятельность   Русской   Церкви.   Первые   русские   патриархи   Иов,   Ермоген,   Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность   первых   русских   Патриархов.   Защитник   русской   земли   святой   Патриарх   Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину   и   Дмитрию   Пожарскому   в   Москве.   Как   почтили   память   монахов   ­   защитников   Троице­ Сергиевой   лавры:   архимандрита   Дионисия   и   келаря   Авра­амия   Палицына?   Надпись   на   гробнице Авраамия Палицына на Соловках. Исправление церковных книг. Патриарх Никон.  Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв   между   царем   и   Патриархом.   Русский   Иерусалим   Патриарха   Никона   ­   Новоиерусалимский монастырь ­ зримое напоминание христианам о святых ценностях.  7 класс    Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский. Святой Иоанн Русский. Русские поэты размышляют о вере, верности, преданности традициям жизни предков. Причины церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры пред царской властью. Христианская добродетель кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых. Житие   святого   праведного   Иоанна   Русского   из   собрания   житий   святителя   Димитрия   Ростовского. Духовные завещания. Духовное завещание святого Митрофана Воронежского.  Как   русские   писатели   и   поэты   использовали   жития   святых   (Четьи­Минеи)   при   работе   над   своими произведениями (А.С. Пушкин). Почитание памяти святых. Спасо­Иаковлевский Димитриев монастырь. Его святыни. «Блестящий»   18  век.  Святитель   Тихон   Задонский.Почему   18  век  называли  «блестящим  »  веком? Зависимость   Церкви   от   светской   власти   во   времена   царствования   царицы   Екатерины   П.   Закрытие монастырей. 9 «Великий   милостивец»   святитель   Тихон   Задонский.   О   чем   рассказывается   в   книгах,   написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. Завещание святителя.  Церковное искусство 17­18вв, как отражение состояния  внутреннего (душевного и духовного) мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества (храм Покрова на Нерли) и храмового зодчества 18 века (Смольный монастырь в Петербурге). Стиль барокко. Изменения стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. Положение Православной Церкви в государстве 19 века. Падение нравов вследствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени. О смысле жизни человека отвечает преподобный Серафим Саровский. Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Основание Серафимо­Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли: мощи преподобного Серафима, Свято­Троицкий собор, Канавка Божией Матери (предсказание преподобного Серафима), святые источники. Святые дивеевские жены. Святые   19   века.   Святитель   Филарет,   митрополит   Московский.  Мудрый   наставник.   50­летнее служение   Церкви.   Духовный   и   нравственный   облик   святителя.   Общение   святителя   со   знаменитыми людьми своего времени: святитель Филарет отвечает поэту А.С.Пушкину на вопрос о том, для чего Богом  даны  человеку  жизнь  и  талант.  Церковное  искусство   как  отражение   духовного  мира  людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско­византийский стиль. Храм Христа Спасителя в Москве.   Иконы   храма   Христа   Спасителя.   Казанский   собор   в   Санкт­Петербурге.   Его   святыня ­чудотворная икона Божией Матери « Казанская ».  Великие старцы Оптиной Пустыни. Оптина Пустынь ­ центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы ­ пример великой любви к Богу. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Поэты рассказывают о пути России, об Оптинских старцах в произведениях духовной поэзии.  На   рубеже   веков.   Святой   праведный   Иоанн   Кронштадтский.   Пророчества   святого   Иоанна   Кронш­ тадтского. Пророчества Исайи. Царственные мученики.  Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти ­ изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Иконография   Царственной   семьи.   Произведения   духовной   поэзии,   посвященные   их   подвигу. Церковнославянский язык о покаянии. Новомученники   и   Исповедники   Российские.  Святой   Патриарх   Тихон.   Раскольники   ­   обновленцы. Священномученик   Вениамин,   митрополит   Петербургский.   Массовые   репрессии   духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников. Христианские   мученики   ГУЛАГа.  Русская   Голгофа.   Новомученпки   и   Исповедники   Российские.. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан. Православная культура России свидетельствует.  События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели русской культуры ­ о России. Поэты 19­20 веков размышляют о людях своего века. Произведения русской литературы рассказывают о разрушении духовной культуры России. Рассказ «Алтарь затворенный» писателя В.А. Никифорова­Волгина. Православная культура в жизни христиан.  Священная история ­ о велении Христа рассказать всем народам о спасении.  Богослужение ­ центральное событие духовной  жизни христиан. Божественная 10 Литургия ­ главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие ­ Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви к людям. Произведения   русской   литературы   рассказывают   о   том,   как   христиане   России   сохраняли православную   веру   в   20   веке.  Судьбы   православных   храмов   и   судьбы   православных   христиан. Разрушение православной святыни ­ храма Христа Спасителя. Разрушение православных храмов России. Историческая   память   ­   качество   человека   культурного.   О   путях   возрождения   культуры   России размышляют писатели.. Имена христианских мучеников 20 века. Изучаем церковнославянский язык ­ тексты, в которых прославляются святые Новомученики. Золотая цепь святых. Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющей всех в Боге   Едином.   Святые   дети   ­   святой   отрок   Мамант,   святые   отроки   царевич   Димитрий   Угличский, Артемий Веркольский, страстотерпец царевич Алексий. Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности. Торжество  и  христианская  радость  в  русской  духовной  поэзии  ­  рассказ  о святости  родной  земли. Повторение ­ о чудотворных иконах Божией Матери, оберегающих Россию­Владимирской, Казанской, Донской, Тихвинской, Смоленской. Изучаем   церковнославянский   язык   ­   торжество   и   христианская   радость   в   тексте   Евангелия,   в христианских   песнопениях   Пасхи,   песнопениях   святым.   О  христианской   радости   свидетельствовали миру святые. Бессмертие. 8 класс Книга 1. Христианская семья. Смысл жизни христианской семьи. Родина.  Отчий дом – самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Чему учат христиан заповеди Божии? Русский фольклор   о   милосердии.   Живая   любовь.   Иконы,   рассказывающие   о   милосердном   служении.   Поэты разных веков размышляют о любви, молитве, о жалости к чужим и близким. Поучения святых о семье. Семья церковная. Семья церковная – семья Христова. Отец Небесный, Матерь Божия, святые, все христиане – Церковь Христова. Братья и сестры во Христе. Как организована жизнь христиан? Содержание жизни семьи церковной. Начало христианской жизни и таинство Крещения. Таинство Причастия. Православный храм – дом Божий. Русская литература о Таинстве Крещения. Русские поэты рассказывают о православном храме. Рождение христианской семьи. Муж и жена. Благословение Божие на создание семьи. Рождение христианской семьи в Таинстве Брака. Обручение и венчание. О мужественности, о женственности, о моде. Заповедь о нерушимости брачного союза.   Грех   прелюбодеяния.   О   традициях   семейной   жизни   на   Руси.   Наставления   мужу   и   жене   в источниках христианской духовной культуры. Благочестивая семья. Родители и дети. Чему   христиане   учили   своих   детей.   Заповеди   Божии.   Библия   о   последствиях   нарушения   Божией заповеди. Вера в жизни христианской семьи. Добродетели: вера, надежда, любовь. С какими страстями души родители учли бороться детей? Народный фольклор – о добродетельной и неблагочестивой жизни. Освящение   дома.   Священные   книги,   по   которым   христиане   учились   грамоте.   Что   желали новорожденному в христианской семье. Жизнь семьи в круге церковного календаря. 11 История церковного календаря. Как на Руси высчитывали дни. Притча о хозяине и злых виноградарях. Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Новолетие. Столпничество. Феномены православной культуры рассказывают о духовном подвиге святого.   Православные традиции русской семьи. О родительском долге, о воспитании души ребенка напоминают христианские святые. Ритм жизни христианской семьи. Богослужения. Как была устроена церковная жизнь христиан. Богослужебные круги. Вечерня. Повечерие. Полуночница. Литургия.   Святые   о   богослужении   как   Царстве   Небесном   в   земной   жизни.   Русская   современная   и классическая поэзия и проза о молитве, о Божественной Литургии. Поучения святых о добром примере родителей. Православные праздники – школа жизни христиан. Устроение   Церковью   жизни   христиан   по   церковному   календарю.   Чему   посвящены   православные праздники? Православные традиции жизни. Рассказ о традициях православных праздников в русской поэзии   и   прозе.   Какой   праздник   празднуется   христианами   чаще   всего?   Иконы   праздников.   Иконы­ календари – минеи, мерные иконы. В   чем   состоит   подвиг   семейной   жизни.  Что   являлось   главным   в   жизни   христианской   семьи?   Как строились   отношения   членов   христианской   семьи?   Святые   покровители   семьи.   Обращение   в христианской   семье   мужа   и   жены   друг   к   другу.   Иконы   святых   покровителей   семьи.   Святые   –   о подготовке к жизненному пути. Книга 2. Путь святых праздников. (От Рождества Пресвятой Богородицы до Благовещения). Радость всему миру. Рождество Пресвятой Богородицы. Какую радость несло миру событие Рождества Богородицы? Путь святых праздников – путь спасения человека. К чему призывала Церковь христиан в день Рождества Пресвятой Богородицы. Произведения духовной поэзии и классической литературы о смысле православного праздника. Праздник Искупления. Воздвижение Креста Господня. Может   ли   в   празднике   соседствовать   радость   и   скорбь?   Что   чествуют   в   православный   праздник Воздвижения?   История   и   смысл   праздника   Воздвижения.   Почему   Крест   Господень   называют Животворящим? Что такое подвижничество? Примеры крестного пути жизни святых. Что такое обет? Как в христианской семье выполняли обеты? 9 класс  Книга 3. " Путь святых праздников". (От Вербного воскресенья до Успения) Вход  Господень   в  Иерусалим.  Праздник   вайи   и   Вербное   воскресение.   Народные   обычаи   праздника. Праздник в православном храме. О празднике рассказывают произведения поэзии и прозы. Иконография праздника.  Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя.. Притчи: о бесплодной смоковнице, о десяти девах, о талантах,   о   Страшном   Суде.   События   Великой   Среды.   События   Великого   Четверга.   Установление Таинства Евхаристии. События Великой Пятницы. Голгофа.. Отражения событий Священной истории в произведениях   русских   писателей   и   поэтов.   Иконографические   изображения   Страданий   Христовых. Уклад жизни православной семьи в дни Страстной недели. Путешествия по святым местам ­ Святая земля. Дорога скорби. Традиции Страстной недели на Руси. Торжество   торжеств.   Воскресение   Христово.  Самый   великий   праздник   православного   календаря. Русские  поэты   и  писатели  рассказывают  о  Воскресении   Христовом.  Как  праздновали  Пасху   в  пра­ вославной семье. Народные традиции праздника на Руси. Иконография праздника. Радоница.  Преславное восхождение. Вознесение Господне. Храмы в честь Вознесения Господня на Святой Земле и в России. Вознесеньев день ­ традиции и обычаи праздника на Руси. Торжество и скорбь в иконе праз­ дника. 12 Праздник Святой Троицы. Завершение Божественного домостроительства. Создание Церкви Христовой. О традициях и обычаях праздника Троицы на Руси. Царственный праздник Преображения Господня.  Праздник Преображения в православном календаре. Чудо Фаворского света. Путешествия по святым местам ­ гора Фавор Отражение события празднику в литературе, музыке, живописи на религиозные темы. Народные обычаи праздника на Руси. Богородицын день. Успение Божией Матери. Священное Предание рассказывает об истории праздника. Духовный смысл события праздника. Пост и праздник ­ Успенский пост. Русские писатели и поэты разных веков рассказывают о событиях праздника. Песнопения праздника. Чудотворная икона Успения Божией Матери Псково­Печерская. Успеньев день на Руси ­ народные традиции праздника. Тематическое планирование  5 класс № урока Раздел (количество часов) Тема урока Содержание урока Количество часов, отводимых на изучение темы Дата проведения О чем рассказывает православная культура (9ч) 13 1. 2. 3.  Религиозная  культура в жизни  человека.  О чём рассказывает  христианская  православная  культура?  1 1 Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской 07.09.2016г 14.09. культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания О чём рассказывает  Библия?  и культуры. Христианская антропология. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как 1 21.09. основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово. 14 1 28.09. 1 1 5.10. 12.10. 4. 5. 6. Библейские сюжеты в произведениях  христианской  православной  культуры. Монастырь – центр  христианской  православной  культуры.  Язык христианской  православной  культуры.  Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве. Христианские радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства? 15 7. 8. 9. 10. 11. Для чего построен и как устроен  православный храм? О чём рассказывает  икона? Красивый мир  церковнославянской азбуки.   Контрольная  работа.  История  христианской  Церкви в житиях  святых.  Христианская  Церковь входит в  мир (24 ч) Христианская  Церковь входит в  Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Как христианство стало распространяться в 16 1 1 1 1 1 19.10. 26.10. 9.11. 16.11. 23.11. мир.   12.  Святые апостолы  Христа. 13. 14. 15. 16. Святые дети –  мученики за веру.  Вифлеемские  младенцы.    Святые Акилина,  Вит. Христианские  добродетели вера,  надежда, любовь в  жизни святых. Христианские  добродетели.  Святая мученица  Татиана. мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам? 17 1 1 1 1 1 30.11. 7.12. 14.12. 21.12. 28.12. 17.   Святые  великомученицы  Екатерина и  Варвара. 18. 19­20.  Контрольная  работа. Святые воины.  Святые Георгий  Победоносец,  Димитрий  Солунский, Феодор  Статилат Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина 18 21. 22. 23. Святые  врачеватели.  Святые Косма и  Дамиан.   Всемилостивый  целитель  Пантелеимон. Защита  христианской веры.  Вселенские Соборы. Святые  1 1 2 1 1 1 11.01.2017г 18.01. 25.01. 01.02. 08.02. 15.02. 22.02. равноапостольные  Константин и Елена. 24. Святые Отцы  Церкви. 25­26. 27­28. 29. 30. Утверждение  христианского  учения. Учителя  веры – Святители  Василий Великий,  Григорий Богослов,  Иоанн Златоуст. Пути к спасению.  Великие  подвижники  пустыни:  Преподобные  Антоний Великий,  Пахомий Великий,  Павел Фивейский. Пути к спасению.  Святая преподобная Мария Египетская. Пути к спасению.  Святой Ефрем  Сирин. Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества ­ Антоний Великий. Монашеские обеты. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема 19 1 2 2 1 1 01.03. 15.03. 05.04. 12.04. 19.04. 26.04. 03.05. 31. 32. Пути к спасению.  Преподобный  Досифей. Пути к спасению  Преподобный  Павлин  Милостивый. 33. Контрольная  работа. Сирина. Великий Пост в жизни христиан. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры­ проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых. 34. Просветители  славянские Кирилл  и Мефодий. 1 1 1 1 10.05. 17.05. 24.05. 31.05. Итого часов: 34 20 Тематическое планирование  6 класс № урока Раздел (количество часов) Тема урока Количество Дата проведения часов, отводимых на изучение темы 1­2. 3­4. 5­6. 7­9. 10. 11­13. 14. 15­17. 18­20 21. 22­24. 25. 26. 27­28. 29­30. Первые христиане на Руси. Первые святые Руси ­ князья Борис и Глеб.  Утверждение христианской веры. Святые     Киево­Печерской  Лавры. Русские святые времен татарского нашествия.  Святители Московские митрополиты Петр и  Алексий.  Святители Московские митрополиты Петр и  Алексий.  Избавление Руси от татарского ига.  Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь  Димитрий Донской. Контрольная работа.    Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы  Соловецкие ­ Зосима, Савватий и Герман Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.   Свирский чудотворец Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный. Повторение пройденного материала. Контрольная работа.   Святой Филипп, митрополит Московский. Русские святые Смутного времени: Патриархи  Иов, Ермоген, Филарет.  Исправление церковных книг. Патриарх Никон. 31­32. Повторение пройденного.    21 2 2 2 3 1 3 1 3 3 1 3 1 1 2 2 2 02.09.2016г 09.09. 16.09. 23.09. 30.09. 7.10. 14.10. 21.10. 28.10. 11.11. 18.11. 25.11. 02.12. 09.12. 16.12. 23.12. 13.01.2017г 20.01. 27.01. 03.02. 10.02. 17.02. 03.03. 10.03. 17.03. 31.03. 07.04. 14.04. 21.04 28.04. 05.05. 12.05. 33­34. Контрольная работа.   Повторение. 2 Итого часов:34 19.05. 26.05. Тематическое планирование  7 класс № урока Раздел (количество часов) Тема урока Количество Дата проведения 1. 2­5. 6­8.   9. 10. 11­12. 13­14. 15. 16­18.   19­21. 22­24. 25.   26­27.   28. 29­31.  Церковная реформа Петра 1. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.  Святой Иоанн Русский  «Блестящий» 18 век.  Святитель Тихон Задонский. Святые 19 века. Преподобный Серафим  Саровский. Тестовая работа.      Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московский. Великие старцы Оптиной Пустыни. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн  Кронштадтский. Контрольная работа.    Царственные мученики. Новомученики и Исповедники российские.  Тестовая работа. Христианские мученики ГУЛАГа. Православная  культура России свидетельствует. Контрольная работа.   Православная культура в жизни христиан  Православная культура в жизни христиан  Золотая цепь святых 22 часов, отводимых на изучение темы 1 4 3 1 1 2 2 1 3 3 3 1 2 1 3 01.09.2016г 8,15,22,29.09. 6, 13,20.10. 27.10. 10.11. 17,24.11. 1,8.12. 15.12. 22.12 12.01.2017г 19.01. 26.01. 2.02. 9.02. 16.02. 2.03. 9.03. 16.03. 30.03. 6.04. 13.04. 20.04. 32. 33­34   Итоговая контрольная работа.    Повторение пройденного материала.     Экскурсия в Свято­Покровкий храм. 1 2 Итого  часов:34   27.04. 4.05. 11.05. 18.05. 25.05   Тематическое планирование 8 класс № урока Раздел (количество часов) Тема урока Дата проведения Количество часов, отводимых на изучение темы 1­3. 4­5. 6. 7­9. 10. 11­13. 14­15. 16. 17­19. 20­22. 23. 24­26. 27­28. 29­30. Книга первая «Христианская семья». Смысл жизни христианской семьи. Семья церковная.    Крещение человека. Рождение христианской семьи. Тестовая работа. Благочестивая семья. Родители и дети. Жизнь семьи в круге церковного календаря. Контрольная работа. Ритм жизни христианской семьи. Богослужения. Православные праздники – школа жизни христиан. Тестовая работа. Праздники святых семейств в православном  календаре.   Книга вторая "Путь святых праздников". Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник Искупления. Воздвижение Креста Господня. 23 3 2 1 3 1 3 2 1 3 3 1 3 2 2 5,12,19. 09.2016г 26.09. 3.10. 10.10. 17,24.10 7.11. 14.11. 21,28.11. 5.12. 12.12. 19.12. 26.12. 9,16,23. 01.2017г 30.01. 6.02. 13.02. 20.02. 27.02. 6.03. 13.03. 3.04. 10.04. 17.04. 24.04. Повторение.  Итоговая  контрольная работа. Экскурсия в Свято­Покровский храм. 1 1  1 Итого часов: 33 15.05. 22.05. 29.05. 31. 32. 33.     Тематическое планирование  9 класс № урока Раздел (количество часов) Тема урока Количество Дата проведения часов, отводимых на изучение темы 1­2. 3­5. 6. 7­9. 10. 11­12. 13­15.   16. 17. 18­20. 21­23. 24­25. 26­27. Кроткий Царь. Вход Господень в Иерусалим. Страдания и смерть Христовы. Страстная неделя. Тестовая работа. Торжество торжеств. Воскресение Христово. Повторение.  Контрольная работа.   Преславное восхождение. Вознесение Господне. Радость Божией благодати. День Святой Троицы. Повторение. Тестовая работа. Царственный праздник Преображения Господня. Из Священного Писания. Знакомимся с церковнославянским языком. Богородицын день. Успение Божией Матери.   24 2 3 1 3 1 2 3 1 1 3 3 2 2 06.09.2016г. 13.09. 20.09 27.09. 4.10. 11.10. 18.10. 25.10. 8.11. 15.11. 22.11. 29.11. 6.12. 13.12. 20.12. 27.12. 10.01.2017г. 17.01. 24.01. 31.01. 7.02. 14.02. 21.02. 28.02. 7.03. 14.03. 4.04. 28­30. 31­32. 33. 34. Церковное искусство. Повторение изученного. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. Экскурсия в Свято­Покровский храм. Круглый стол "Православные праздники" 11.04. 18.04. 25.04. 2.05. 16.05. 23.05.   3 2 1 1 Итого  часов:34 Лист корректировки рабочей программы № урока по тематическом у планированию До корректировки Количеств Тема урока о часов Способ корректировк и Тема урока После корректировки Дата урока Количеств о часов 25 Система оценивания.              Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора,  нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля   могут   быть   вариативными,   включая   анкетирование,   тестирование,   анализ   продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.                      Оценка   образовательно­воспитательных   результатов   изучения   православной   культуры школьниками   являются:   критерий   факта   (что,   в   каком   объеме   и   на   каком   уровне   усвоено   из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами   учреждениям)   и   критерий   деятельности   (какие   виды   деятельности   ученик,   в   связи   с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности:   альтернативность   ответа,   право   морального   выбора,   необходимость   нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и  т. д.). 26 27

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы

Рабочая программа по Основам православной культуры 5-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017