Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 27
города Йошкар-Олы" Республики Марий Эл
Рассмотрено на ШМО учителей истории, географии и обществознания. Протокол № 1 от 30.08.2018г. Руководитель МО учителей истории, географии и обществознания ____________________ Масляева П.Г. «_____» ___________________2018 г.
|
|
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "СОШ №27 г. Йошкар-Олы" _________________ О.П. Скребкова
«_____» __________________2018 г. Приказ от «___»_______________ №_______
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"Мир искусства" для 5-6-х классов
учителя истории и географии
Мочаловой Людмилы Александровны
Программа разработана на основе:
1) федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.);
2) учебного плана школы
2018
Пояснительная записка
Данная программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов внеурочной деятельности с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (МХК), с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, учебного плана МБОУ «СОШ № 27 г. Йошкар-Олы», рекомендованного Министерством образования Российской Федерации .
Цели внеурочной деятельности:
- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи программы:
Согласно учебному плану МБОУ "СОШ №27 г. Йошкар-Олы" на 2018 – 2019 учебный год на проведение внеурочной деятельности "Мир искусства" отводится 1 учебный час в неделю.
Внеурочная деятельность в 5-6-х классах проводится в следующем режиме:
|
I учебная четверть |
II учебная четверть |
III учебная четверть |
IV учебная четверть |
всего за год |
всего часов |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
творческих работ |
_ |
_ |
_ |
1 |
1 |
Планируемые результаты освоения программы по "Миру искусства" в 5-х классах
№
|
тема урока |
тип урока, вид деятельности |
прогнозируемый результат |
||
1-3 |
Первые художники Земли |
Урок - лекции |
Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации. Знать: особенности живописи, графики и скульптуры эпохи первобытности
|
||
4-5 |
Архитектура страны фараонов |
Беседа с опорой на знания учащихся, уроки – путешествие |
Знать историю создания и характерные особенности архитектуры Древнего Египта. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период. |
||
6-9 |
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта |
Урок – семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков. |
Знать характерные особенности древнеегипетской скульптуры, живописи и музыки. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. Знать понятия мумификация, рельеф, фреска, |
||
10-13 |
Художественная культура Древней Передней Азии |
Уроки - лекции |
Знать выдающиеся произведения культуры народов Древней Передней Азии Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы |
||
14-17 |
Искусство доколумбовой Америки |
Урок семинар, основанный на самостоятельных поисках. |
Знать наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной и Южной Америки Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы
|
||
18-20 |
Эгейское искусство |
Уроки – лекции
|
Значение искусства крито – микенской культуры в художественно- исторической эпохе. |
||
21-26 |
Золотой век Афин |
Уроки-путешествия |
Знать важнейшие особенности архитектуры Акрополя. Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции. |
||
27-30 |
Архитектура Древнего Рима |
Комбинированные |
Знать об архитектурных шедеврах Древнего Рима: Форуме, Пантеоне, Колизее. Умет анализировать, сопоставлять, делать выводы. Знакомство с изобразительным искусством, уметь анализировать произведении искусства с учетом особенностей его художественного языка. |
||
31-33
|
Театральное и музыкальное искусство Античности |
Беседа с опорой не знания учащихся. |
Знать об особенностях развития театральной и музыкальной культуры Древней Греции.
|
||
34 |
Итоговая защита проектов |
Выступления по защите проекта
|
Обобщить пройденный материал, научиться оформлять проекты в презентации, уверенно выступать по защите заданной темы.
|
||
Планируемые результаты освоения программы по "Миру искусства" в 6-х классах
1-4 |
Мир византийской культуры |
Уроки – лекции |
Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры. Знать основные достижения художественной культуры Византии |
5-6 |
Архитектура западноевропейского государства |
Уроки – лекции |
Знать характерные черты романского стиля, в т.ч. готического искусства. Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве. |
7-9 |
Изобразительное искусство Средних веков |
Уроки – лекции |
Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве. Знать характерные черты романского стиля изобразительного искусства. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. |
10-13 |
Театральное искусство и музыка Средних веков |
Комбинированные |
Развивать умение анализировать про изведение искусства, понимать и уметь дать художественную оценку. Знать о развитии средневекового театрального искусства - литургической драмы, мистерии и комического фарса. |
14 |
Архитектурный облик Древней Руси |
Комбинированный |
Знать своеобразие зодчества Древнерусского государства. Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси. |
15-23 |
Изобразительное искусство, региональное искусство и музыка Древней Руси |
Комбинированные |
Знать основные художественные принципы новгородской, владимиро-суздальской, московской школ живописи, творчество Феофана Грека. Знать творчество Андрея Рублева и Дионисия Уметь анализировать увиденное, видеть особенности авторского стиля, художественных приемов |
24-26 |
Индия – «страна чудес» |
Комбинированные |
Знать основные архитектурные сооружения Индии Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы |
27-28 |
Художественная культура Китая |
Беседа с опорой не знания учащихся. |
Знать в чем заключается своеобразие китайского зодчества. Понять значение и уникальный характер китайской художественной культуры |
29-30 |
Искусство Страны восходящего солнца (Япония) |
Уроки - общения |
Знать характерные черты японского зодчества. Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии. |
31-33
|
Художественная культура ислама |
Уроки – лекции |
Знать основные типы архитектурных сооружений, определив их назначение и характерные особенности. Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама. |
34 |
Итоговая защита проектов |
Выступления по защите проекта |
Обобщить пройденный материал, научиться оформлять проекты в презентации, уверенно выступать по защите заданной темы. |
Содержание внеурочной деятельности в 5-х классах
34 часа – 1 час в неделю
Древние цивилизации – (17ч.)
Первые художники Земли. Архитектура страны фараонов. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Художественная культура Древней Передней Азии. Искусство доколумбовой Америки.
Культура Античности – (16ч.)
Эгейское искусство. Золотой век Афин. Архитектура Древнего Рима. Театральное и музыкальное искусство Античности.
Защита проектов – (1ч.)
Содержание внеурочной деятельности в 6-х классах
34 часа – 1 час в неделю
Средние века – (23ч.)
Мир византийской культуры. Архитектурный облик Древней Руси. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Архитектура западноевропейского Средневековья. Изобразительное искусство Средних веков. Театральное искусство и музыка Средних веков.
Культура Востока – (10ч.)
Индия – «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама. Культура востока (обобщающий урок).
Защита проектов - (1ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ
Раздел |
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1. Искусство первобытного человека |
1 |
Первые художники Земли |
1 |
|
2 |
Древнейшие сооружения человечества |
1 |
|
|
3 |
Музыка, танец и пантомима |
1 |
|
|
2. Искусство Древней Передней Азии |
4 |
Возникновение письменности |
1 |
|
5 |
Архитектура Месопотамии |
1 |
|
|
6 |
Изобразительное искусство |
1 |
|
|
7 |
Музыкальное искусство |
1 |
|
|
3. Архитектура Древнего Египта |
8 |
Пирамиды - "жилища вечности" фараонов |
1 |
|
9 |
Храмы и гробницы |
1 |
|
|
4. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта |
10 |
Скульптурные памятники |
1 |
|
11 |
Рельефы и фрески |
1 |
|
|
12 |
Сокровища гробницы Тутанхамона |
1 |
|
|
13 |
Музыка, театр и поэзия |
1 |
|
|
5. Искусство Мезоамерики |
14 |
Искусство классического периода |
1 |
|
15 |
Искусство ацтеков |
1 |
|
|
16 |
Искусство майя |
1 |
|
|
17 |
Искусство инков |
1 |
|
|
6. Эгейское искусство |
18 |
Шедевры архитектуры |
1 |
|
19 |
Фрески Кносского дворца |
1 |
|
|
20 |
Вазопись стиля Камарес |
1 |
|
|
7. Архитектурный облик Древней Эллады |
21 |
Архитектура архаики: греческая ордерная система |
1 |
|
22 |
Архитектура классики: Афинский Акрополь |
1 |
|
|
23 |
Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь |
1 |
|
|
8. Изобразительное искусство Древней Греции |
24 |
Скульптура и вазопись архаики |
1 |
|
25 |
Изобразительное искусство классического периода |
1 |
|
|
26 |
Скульптурные шедевры эллинизма |
1 |
|
|
9. Архитектурные достижения Древнего Рима |
27 |
Архитектура периода Римской республики |
1 |
|
28 |
Шедевры архитектуры эпохи Римской империи |
1 |
|
|
10. Изобразительное искусство Древнего Рима |
29 |
Римский скульптурный портрет |
1 |
|
30 |
Фресковые и мозаичные композиции |
1 |
|
|
11. Театр и музыка Античности |
31 |
Трагики и комедиографы греческого театра |
1 |
|
32 |
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима |
1 |
|
|
33 |
Музыкальное искусство Античности |
1 |
|
|
|
34 |
Итоговая защита проектов |
1 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6-Х КЛАССОВ
Раздел |
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1. Мир византийского искусства |
1 |
Достижения архитектуры |
1 |
|
2 |
Мерцающий свет мозаик |
1 |
|
|
3 |
Искусство иконописи |
1 |
|
|
4 |
Музыкальное искусство |
1 |
|
|
2. Архитектура западноевропейского Средневековья |
5 |
Романский стиль архитектуры |
1 |
|
6 |
Архитектура готики |
1 |
|
|
|
|
|
||
3. Изобразительное искусство Средних веков |
7 |
Скульптура романского стиля |
1 |
|
8 |
Скульптура готики |
1 |
|
|
9 |
Искусство витража |
|
|
|
4. Театр и музыка Средних веков |
10 |
Литургическая драма |
1 |
|
11 |
Средневековый фарс |
1 |
|
|
12 |
Достижения музыкальной культуры |
1 |
|
|
13 |
Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров |
1 |
|
|
5. Искусство Киевской Руси |
14 |
Архитектура Киевской Руси |
1 |
|
15 |
Изобразительное искусство |
1 |
|
|
6. Развитие русского регионального искусства |
16 |
Искусство Великого Новгорода |
1 |
|
17 |
Искусство Владимиро-Суздальского княжества |
1 |
|
|
18 |
Искусство Московского княжества |
1 |
|
|
7. Искусство единого Российского государства |
19 |
Искусство периода образования государства |
1 |
|
20 |
Искусство периода утверждения государственности |
1 |
|
|
21 |
Искусство России на пороге Нового времени |
1 |
|
|
8. Театр и музыка Древней Руси |
22 |
Возникновение профессионального театра |
1 |
|
23 |
Музыкальная культура |
1 |
|
|
9. Искусство Индии |
24 |
Шедевры архитектуры |
1 |
|
25 |
Изобразительное искусство |
1 |
|
|
26 |
Музыка и театр |
|
|
|
10. Искусство Китая |
27 |
Шедевры архитектуры |
1 |
|
28 |
Изобразительное искусство |
1 |
|
|
11. Искусство Японии |
29 |
Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство |
1 |
|
30 |
Садово-парковое искусство |
1 |
|
|
12. Искусство исламских стран |
31 |
Шедевры архитектуры |
|
|
|
32 |
Изобразительное искусство |
|
|
33 |
Литература и музыка |
|
|
|
|
34 |
Итоговая защита проектов |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.