Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №__ от «____» ___2016г. |
Согласовано
________________ «______» _______ 2016 г.
|
Утверждаю Директор школы ______________________
«______» _______ 2016г. |
Рабочая программа по учебному курсу
«Основы светской этики»
для 4 класса
( базовый уровень)
Составитель: Вдовкина Н.В.,
учитель первой категории
2016г.
1.Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе:
1.Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Сборника рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс:пособие для учителей общеобразоват.организаций/ А.Я.Данилюк,Т.В.Емельянова, О.Н. Марченко и др. - М.: Просвещение, 2014 г.
Нормативные документы
1.Закон «Об образовании» 2013 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
3. Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ (11.09.09).
4. Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ «Методические материалы…» от 30.04.2010 г. № 03-831 и от 21.05.2010 г. № 031032.
5. Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ).
6. Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 вн «О введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего модули «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии; единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений; Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры;
Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 34 часа.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
1. Шемшурина А.И.Основы Светской этики.4 класс. М.: Просвещение, 2016
2. Основы
религиозных культур и светской этики: кн. для учителя / Б. Х. Бгажноков,
А. В. Глоцер и др.; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. — М.:
Просвещение, 2013.
3. Электронное приложение «Основы светской этики».
4. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики: кн. для родителей /
А. Я. Данилюк. — М.: Просвещение, 2010.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:
— первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
— второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
— третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Требования к метапредметным результатам:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с источниками и документами.
3. Содержание учебного курса
Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)
Этика — наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (Шемшурина А. И.) (всего 34 ч)
№ |
тема |
кол-во часов |
1 |
Этика — наука о нравственной жизни человека |
1 |
Этика общения 4 часа |
||
2 |
Добрым жить на белом свете веселей |
1 |
3 |
Правила общения для всех |
1 |
4 |
От добрых правил добрые слова и поступки |
1 |
5 |
Каждый интересен |
1 |
Этикет 4 часа |
||
6 |
Премудрости этикета |
1 |
7 |
Красота этикета |
1 |
8 |
Простые школьные и домашние правила этикета |
1 |
9 |
Чистый ручеёк нашей речи |
1 |
Этика человеческих отношений 4 часа |
||
10 |
В развитии добрых чувств — творение души |
1 |
11 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию |
1 |
12 |
Чувство Родины |
1 |
13 |
Жизнь протекает с людьми |
1 |
. Этика отношений в коллективе (4 ч) |
||
14 |
Чтобы быть коллективом |
1 |
15 |
Коллектив начинается с меня |
1 |
16 |
Мой класс – мои друзья |
1 |
17 |
Скажи себе сам |
1 |
. Простые нравственные истины 5 часов |
||
18 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи… |
1 |
19 |
Жизнь священна |
1 |
20 |
Человек рождён для добра |
1 |
21 |
Милосердие — закон жизни |
1 |
22 |
Жить во благо себе и другим |
1 |
Душа обязана трудиться 4 часа |
||
23 |
Следовать нравственной установке |
1 |
24 |
Достойно жить среди людей |
1 |
25 |
Уметь понять и простить |
1 |
26 |
Простая этика поступков |
1 |
Посеешь поступок — пожнёшь характер 4 часа |
||
27 |
Общение и источники преодоления обид |
1 |
28 |
Ростки нравственного опыта поведения |
1 |
29 |
Доброте сопутствует терпение |
1 |
30 |
Действия с приставкой «со» — вместе |
1 |
. Судьба и Родина едины 4 часа |
||
31 |
С чего начинается Родина… |
1 |
32 |
В тебе рождается патриот и гражданин |
1 |
33 |
Человек — чело века |
1 |
34 |
Слово, обращённое к себе |
1 |
5.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проектная деятельность повторяясь периодически в обозначенных временных рамках, может быть фрагментарной или иметь постоянный статус. Примером проектной деятельности может служить упомянутая выше творческая совместная работа учеников «Подарок коллективу». Она уместна в первом полугодии при изучении темы «Этика отношений в коллективе» и завершается коллективным праздником с упомянутым названием. Сама деятельность проста и в её организации, и в детском творческом воплощении. В процессе подготовки к празднику дети делятся на группы в соответствии со своими интересами:
1.Оформление тематической газеты, посвящённой коллективу. Название, тематические рубрики дети придумывают сами в зависимости от темы и её воплощения. В процессе обсуждения и подготовки учитель по их просьбе оказывает необходимую помощь в организации, оценке и коррекции идей, предлагает свои поправки и даёт советы.
2. Подготовка творческих выступлений согласно тематике, личностным талантам, умениям и интересам. Здесь могут быть театрализации, песни, стихи, шаржи, посвящения, юмористические сценки и т. д. Помощь учителя в указанных в п. 1 рамках.
3. Организация праздничного коллективного стола, приготовленного и оформленного самими детьми, проводится согласно теме и правилам этикета. Участие педагога в тех же рамках.
4.Музыкальное оформление праздника и подготовка небольших сувениров каждому ученику, сделанных своими руками. Участие педагога по тем же параметрам.
По результатам деятельности учащиеся пишут небольшое сочинение о своих впечатлениях от праздника. Желательно провести классный час, подвести итоги проектной деятельности. Примером регулярно организуемой в течение года и творчески развивающейся проектной деятельности может стать упомянутая «Школа вежливости», оформленная как театрализованное представление-диалог и проводимая четвёртыми классами по очереди один раз в четверть. Результатом может быть завершающее четверть театрализованное представление, содержание которого связано с тематикой данной четверти. Театрализованное представление может быть путешествием по сказкам, открытием важной этической тайны, встречей «на поляне» с героями детских книг, интересным диалогом с Вежей — знатоком правил поведения и т. д. Само представление проектируется учителем вместе с детьми, интересы, мнение и творческие идеи которых учитываются и реализуются в процессе работы. Представление предполагает наличие ведущего. Это может быть волшебная фея, сказочный герой, Вежа, Азбукиведи и т. д. Его главная задача — вести диалог в процессе представления, задавая детям вопросы по ходу сюжета, интересоваться их мнением по поводу поступков героев, побуждать зрителей думать, как выйти из тех или других ситуаций, выяснять детские оценочные суждения, интересоваться ответами на загадки, подбором пословиц и т. д. Ведущий подводит в конце представления итог общим действиям участников, их умению думать и находить выход из непростых ситуаций, помогая героям. Заключением служит приз классу, подготовившему спектакль, и общая песня «Иди дорогою добра». Именно этот лейтмотив сохраняется во всех формах творческого воплощения детьми этических норм и правил человеческого поведения, определяет содержание и логику курса по учебному модулю «Основы светской этики», что позволяет ребёнку осознанно оценить себя в процессе изучения этических понятий.
Литература
Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1985.
Лихачёв Д. С. Раздумья. — М., 1991. Педагогика открытости и диалога культур. — М., 2000. Скрипник А. П. Моральное зло. — М., 1992.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М., 2000.
Шварцман К. А. Философия и воспитание. — М., 1989.
Шемшурина А. И. Основы этической культуры: кн. для учителя. — М., 2001.
Шемшурина А. И. Путешествие в страну Добронравию. — М., 2004. Шемшурина А. И., Шемшурин А. А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников // Этическое воспитание. — 2007. — № 5. Шемшурина А. И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. — Ч. 1, 2. — М., 1998.
Шемшурина А. И. Этический словарь на основе определения мыслителей // Этическое воспитание. — 2009. — № 7.
Шемшурина А. И. Этический словарь на основе определения мыслителей // Этическое воспитание. — 2009. — № 8. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
Ухтомский А. А. Доминанта души. — Рыбинск, 2000.
Этика и воспитание: метод. пособие // Я вхожу в мир искусств. — 2002. — № 10.
Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики» 4 класс
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Характеристика деятельности учащихся |
Формы контроля |
Дата проведения |
|||
предметные |
личностные |
метапредметные |
план |
фактич |
||||||
1 |
Этика- наука о нравственной жизни человека |
Урок изучения новых знаний |
1 |
знакомство с основными
нормами светской морали, по-
|
развитие этических чувств как регулятора морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания |
овладение способностью
принимать и сохранять цели |
Вести учебный, социокультурный диалог. Аргументировать свою точку зрения. Применять полученные знания в жизни. |
Творческая работа «Составление предложений со словами этика, нравственность» |
|
|
Этика общения. 4 часа |
||||||||||
2 |
Добрым жить на белом свете веселей |
Урок сообщения нового материала |
1 |
становление внутренней
установки личности поступать
|
развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
|
использование
различных способов поиска (в справоч- |
Вести учебный, социокультурный диалог. Определять понятия добра и зла. Сопоставлять проявления добра и зла. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы добра и зла |
Творческая работа «Составление предложений со словами добро, доброта, этический.» |
|
|
3 |
Правила общения для всех |
Комбинированный урок |
1 |
знакомство с основными
нормами светской морали, по-
|
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
|
Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. |
|
|
4 |
От добрых правил добрые слова и поступки |
Комбинированный урок |
1 |
готовность
|
принятие и освоение
социальной роли обучающегося,
|
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
|
Различать проявления добра и зла. Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих. Осознавать с позиции нравственности свои поступки. Характеризовать примеры добрых правил. Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков |
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» |
|
|
5 |
Каждый интересен |
Изучение нового
|
1 |
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России
|
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
|
определение общей цели
и путей её достижения; формирование
|
Определять особенности индивидуального проявления окружающих. Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов |
Самостоятельная работа «Найти в тексте определения моральных норм, морали» |
|
|
Этикет. 4 часа |
||||||||||
6 |
Премудрости этикета |
Урок изучения нового |
1 |
готовность
|
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
|
овладение способностью
принимать и сохранять цели
|
Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. |
Самостоятельная работа «Составить план статьи» |
|
|
7 |
Красота этикета |
Изучение нового |
1 |
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России
|
развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
|
формирование умений
планировать, контролировать и
|
Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл |
Составить правила поведения в общественных местах |
|
|
8 |
Простые школьные и домашние правила этикета |
Изучение нового
|
1 |
знакомство с основными
нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных |
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не
|
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
|
Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника |
Составить правила поведения в гостях, в школьной столовой |
|
|
9 |
Чистый ручеек нашей речи |
Урок-практикум |
1 |
готовность
|
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
|
определение общей цели
и путей её достижения; формирование
|
Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка». Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства |
Составить рассказ-благодарность своему соседу по парте |
|
|
Этика человеческих отношений. 4 часа |
||||||||||
10 |
В развитии добрых чувств — творение души |
Комбинированный урок |
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни
|
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
|
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность». Соотносить понятия «душа», «духовность» |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
|
|
|
11 |
Природа – волшебные двери к добру и доверию |
Урок-путешествие |
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
|
принятие и освоение
социальной роли обучающегося,
|
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
|
Определять смысловое значение понятия «справедливость». Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания |
Самостоятельная работа «Составить план статьи» |
|
|
12 |
Чувство Родины |
Комбинированный урок
|
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России |
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
|
определение общей цели
и путей её достижения; формирование
|
Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий |
Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей» |
|
|
13 |
Жизнь протекает с людьми |
Урок-практикум |
1 |
знакомство с основными
нормами светской морали, по-
|
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
|
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника |
Словарный диктант по содержанию уроков. |
|
|
Этика отношений в коллективе. 4 часа |
||||||||||
14 |
Чтобы быть коллективом |
Изучение нового |
1 |
знакомство с основными
нормами светской морали, по-
|
принятие и освоение
социальной роли обучающегося,
|
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
|
Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность». Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов |
Записать 2-3 предложения о коллективе |
|
|
15 |
Коллектив начинается с меня |
Урок изучения нового |
1 |
готовность
|
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
|
определение общей цели
и путей её достижения; формирование
|
Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе |
Назвать и записать пословицы о дружбе, товарищах |
|
|
16 |
Мой класс — мои друзья |
Урок-практикум |
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России |
развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных
|
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
|
Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид |
Словарный диктант по содержанию уроков. |
|
|
17 |
Скажи себе сам |
Урок-практикум |
1 |
готовность
|
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не |
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
|
Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения |
Написать сочинение о своем классе |
|
|
Простые нравственные истины. 5 часов |
||||||||||
18 |
Ежели душевны вы и к этике не глухи… |
урок-практикум |
1 |
формирование
первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;
становление внутренней установки личности поступать
|
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
|
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения |
Самостоятельная работа «Выписать из пособия компоненты нравственного поступка» |
|
|
19 |
Жизнь священна |
Урок изучения нового |
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России |
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных |
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
|
Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи |
Записать 2-3 предложения о потребностях |
|
|
20 |
Человек рожден для добра |
Комбинированный |
1 |
осознание ценности человеческой жизни
|
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не
|
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
|
Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия |
Назвать и записать пословицы о добре |
|
|
21 |
Милосердие — закон жизни |
урок сообщения нового материала |
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России |
принятие и освоение
социальной роли обучающегося,
|
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
|
Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. |
Составить предложения с понятиями «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие» |
|
|
22 |
Жить во благо себе и другим |
Комбинированный |
1 |
осознание ценности человеческой жизни
|
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных |
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении |
Продолжить предложения на с.97 учебника |
|
|
Душа обязана трудиться. 4 часа |
||||||||||
23 |
Следовать нравственной установке |
Урок-практикум |
1 |
готовность
|
развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
|
использование
различных способов поиска (в справоч- |
Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. |
Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка» |
|
|
24 |
Достойно жить среди людей |
Комбинированный |
1 |
становление внутренней
установки личности поступать
|
принятие и освоение
социальной роли обучающегося,
|
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
|
Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность». Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения |
Закончить предложения на с.109 задание 1 |
|
|
25 |
Уметь понять и простить |
Урок сообщения нового материала |
1 |
готовность
|
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных |
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений |
Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» |
|
|
26 |
Простая этика поступков |
Комбинированный урок |
1 |
становление внутренней
установки личности поступать
|
развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
|
использование
различных способов поиска (в справоч- |
Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими |
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор» |
|
|
Посеешь поступок — пожнешь характер. 4 часа |
||||||||||
27 |
Общение и источники преодоления обид |
Урок изучение нового
|
1 |
готовность
|
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не
|
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
|
Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения |
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор» |
|
|
28 |
Ростки нравственного опыта поведения |
Урок изучения нового |
1 |
становление внутренней
установки личности поступать
|
принятие и освоение
социальной роли обучающегося,
|
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
|
Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения |
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»
|
|
|
29 |
Доброте сопутствует терпение |
Комбинированный |
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
|
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения
не |
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
|
Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность». Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания. Обобщать полученные знания |
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
|
30 |
Действия с приставкой «со» — вместе |
Урок изучения нового |
1 |
знакомство с основными
нормами светской морали, по-
|
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных |
готовность слушать собеседника и вести диалог
|
Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом |
Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» |
|
|
Судьба и Родина едины. 4 часа |
||||||||||
31 |
С чего начинается Родина… |
Урок-практикум |
1 |
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
|
развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
|
использование различных
способов поиска (в справоч- |
Соотносить понятия «Родина», «Отечество». Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально-этические темы и делать выводы. |
Назвать и записать пословицы о Родине |
|
|
32 |
В тебе рождается патриот и гражданин |
Комбинированный урок |
1 |
готовность
|
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. |
Составить предложения с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». |
|
|
33 |
Человек — чело века |
Комбинированный урок |
1 |
готовность
|
развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной |
использование
различных способов поиска (в справоч- |
Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества |
Чтение стихов о Родине, о родителях |
|
|
34 |
Слово, обращённое к себе |
Урок-путешествие |
1 |
формирование
первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;
становление внутренней установки личности поступать
|
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не
|
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
|
Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. |
Защита проектов |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.