Рабочая программа по по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1-4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1-4 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
06.03.2018
Рабочая программа по по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1-4 класс
Рабочая программа по по внеурочной деятельности " Умники и умницы" тематическая: общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Программа составлена в соответствии ФГОС ООН. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Рабочая программа по по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности.doc

 

                                                                  

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая: общеинтеллектуального направления

 (тип программы: комплексная/тематическая)

___________________Умники и умницы____________________

(наименование)

__________________________4 года____________________________

(срок реализации программы)

__________________________7-10 лет__________________________

(возраст обучающихся)

 

 

                                                                                                          Составитель:

Клестова Н.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов

О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  7  до  10  лет.

Курс  включает  138  занятий:  1  занятие  в  неделю,  в  первом  классе  -  33  занятия,  во  2 – 4  классах  -  по  35  занятий  за  учебный  год.  Программа реализована в рамках «Внеурочной   деятельности» в соответствии с   образовательным планом школы. 

 Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.     

          Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

           Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

          Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

ü    развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

ü    развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

ü    развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

ü    формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

ü    развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

ü    формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

ü    формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

       Особенности организации учебного процесса.

       Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.,  что привлекательно для младших школьников.

        Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

Основные формы работы

          Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

          Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык.

В ходе реализации программы осуществляется расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Основными принципами распределения материала являются:

·         системность: задания располагаются в определенном порядке;

·         принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

·         принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

·         увеличение объема материала;

·         наращивание темпа выполнения заданий;

·         смена разных видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тематический план программы

1 класс

№ п/п

Темы

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности

аудиторные

внеаудиторные

 

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

2

Развитие концентрации внимания. Графический диктант

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

работа с алгоритмами

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

составление математических ребусов

7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1

 

1

решение теста - кроссворда

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

работа с алгоритмом

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

составление схем, диаграмм

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.  Графический диктант

1

 

1

составление схем, диаграмм

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

составление загадок

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

работа с таблицей разрядов

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

работа в группах «Найди пару»

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1

 

1

работа с алгоритмом

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

инсценирования задач

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты

1

 

1

проектная деятельность

17

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. .Рисуем по образцу

1

 

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

решение задач на преобразование неравенств

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

работа в группах: инсценирование

24

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

схематическое изображение задач

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

творческая работа

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1

 

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

 

1

Работа в парах по решению задач

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

составление знаковых систем

31

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты

1

 

1

индивидуальная работа

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

 

1

работа в группах

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

 

1

творческая  работа

 

2 класс

№ п/п

Темы

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности

аудиторные

внеаудиторные

 

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

работа с алгоритмами

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

составление математических ребусов

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

 

1

решение теста - кроссворда

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

работа с алгоритмом

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

составление схем, диаграмм

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

составление схем, диаграмм

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

составление загадок

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

работа с таблицей разрядов

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

работа в группах «Найди пару»

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

 

1

работа с алгоритмом

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

инсценирования задач

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

проектная деятельность

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

 

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

решение задач на преобразование неравенств

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

 

1

работа в группах: инсценирование

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

 

1

схематическое изображение задач

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей .

1

 

1

творческая работа

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

 

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей

1

 

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

 

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

29

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

 

1

Работа в парах по решению задач

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

1

 

1

составление знаковых систем

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

 

1

индивидуальная работа

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей

1

 

1

работа в группах

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать

1

 

1

творческая  работа

34

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей

1

 

1

творческая  работа

35

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

 

1

творческая  работа

 

 3 класс

№ п/п

Темы

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности

аудиторные

внеаудиторные

 

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с алгоритмами

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление математических ребусов

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

1

 

1

решение теста - кроссворда

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с алгоритмом

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление схем, диаграмм

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление схем, диаграмм

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление загадок

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с таблицей разрядов

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах «Найди пару»

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

1

 

1

работа с алгоритмом

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

инсценирования задач

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

проектная деятельность

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

1

 

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение задач на преобразование неравенств

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах: инсценирование

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

схематическое изображение задач

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

творческая работа

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.Задания по перекладыванию спичек

1

 

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

Работа в парах по решению задач

30

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление знаковых систем

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

индивидуальная работа

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

творческая  работа

34

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах

35

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

 

1

работа в группах

 

4 класс

№ п/п

Темы

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности

аудиторные

внеаудиторные

 

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

определение интересов, склонностей учащихся

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с алгоритмами

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление математических ребусов

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

1

 

1

решение теста - кроссворда

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с алгоритмом

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление схем, диаграмм

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление схем, диаграмм

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление загадок

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с таблицей разрядов

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах «Найди пару»

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

1

 

1

работа с алгоритмом

15

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

инсценирования задач

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

проектная деятельность

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение заданий повышенной трудности

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

1

 

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

решение задач на преобразование неравенств

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах: инсценирование

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

схематическое изображение задач

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

творческая работа

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

 

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

29

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

Работа в парах по решению задач

30

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

составление знаковых систем

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

индивидуальная работа

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

творческая  работа

34

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

 

1

работа в группах

35

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

 

1

работа в группах

 

3. Содержание программы

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

         Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:

· Мозговая гимнастика (1-2 мин)

· Разминка (3-5 мин)

· Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10-15 мин)

· Весёлая переменка (3-5 мин)

· Логически-поисковые задания (10-12 мин)

· Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

· Графический диктант, штриховка (10 мин), чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами

Рекомендуемая модель занятий во 2-4-х классах:

· Мозговая гимнастика (2-3 мин)

· Разминка (3-5 мин)

· Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10 мин)

· Весёлая переменка (3-5 мин)

· Логически-поисковые задания (10-15 мин)

· Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

· Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать или нестандартные задачи (10 мин)

 

4. Предполагаемые результаты реализации программы

- повышение качества образования;

- участие в школьных и районных олимпиадах;

- создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;

- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

ü  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

ü  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

ü  Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

ü  Проговаривать последовательность действий  .

ü  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

ü  Учиться работать по предложенному учителем плану.

ü  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

ü  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ü  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

ü  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

ü  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

ü  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

ü  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

ü  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

ü  Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

ü  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

ü  Слушать и понимать речь других.

ü  Читать и пересказывать текст.

ü  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

ü  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

    Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

5. Формы контроля

   Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

·                    Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

·                    Текущий:

ü  прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

ü  пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

ü  рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

ü  контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

·                    Итоговый контроль   в формах

ü  тестирование;

ü  практические работы;

ü  творческие работы учащихся;

ü  контрольные задания.

        Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

 

6. Описание материально-технического  обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.                  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1

Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей: Методическое  пособие,  1-4  классы. Курс «РПС». - М.: Издательство РОСТ. – 220 с.  

4

2.       Печатные пособия

 

1

Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по  развитию  познавательных  способностей: Рабочие тетради: в 2-х частях/О.А.Холодова. -5-е изд., перераб. – М.: Издательство  РОСТ. – 56 с.

1

3.      Технические средства обучения

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

 

2

Мультимедийный проектор

 

3

Документ-камера

 

4.      Экранно-звуковые пособия

1

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

 

5.      Игры и игрушки

6.      Оборудование кабинета (-ов)

1

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

 

2

Стол учительский с тумбой

 

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая: общеинтеллектуального направления (тип программы: комплексная/тематическая) ___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая: общеинтеллектуального направления (тип программы: комплексная/тематическая) ___________________

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ ние детьми поисковых задач

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ ние детьми поисковых задач

Тематический план программы 1 класс № п/п

Тематический план программы 1 класс № п/п

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант11Работа в парах по решению задач 30Развитие концентрации внимания

Графический диктант11Работа в парах по решению задач 30Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи 1 1 работа в группах: инсценирование загадок, решение задач 5

Развитие умения решать нестандартные задачи 1 1 работа в группах: инсценирование загадок, решение задач 5

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления.

Развитие памяти . Диагностика памяти

Развитие памяти . Диагностика памяти

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

Итоговый контроль в формах ü тестирование; ü практические работы; ü творческие работы учащихся; ü контрольные задания

Итоговый контроль в формах ü тестирование; ü практические работы; ü творческие работы учащихся; ü контрольные задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018