Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»
Оценка 5

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
классное руководство +1
Взрослым
27.04.2017
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана на основе образовательной программы МБОУ СОШ №11, требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, учебного плана образовательного учреждения, примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста, (издательство: Москва «Просвещение», 2010 г.), на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения», составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова. В комплект входит 3 парциальные программы: «Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений», «Программа по окружающему миру», «Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму».
ПРЕДШКОЛА.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11  Г.АЗОВА РАССМОТРЕНА                                                УТВЕРЖДЕНА на заседании МО учителей                                  приказ № начальных классов                                                от                      2016г. протокол №                                                           Директор МБОУСОШ №11 от 23.08. 2016г.                                                      Мирошниченко Е.Д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения» 2016­2017 уч. год Автор­разработчик:  Анохина Ирина Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. СОГЛАСОВАНА                                                                 РАССМОТРЕНА        на заседании МСШ                                                   пед. советом протокол №                                                                РЕКОМЕНДОВАНА от 25.08.2016 г.                                                          для утверждения протокол №                                                                                        от Пояснительная записка      Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, а именно ступени дошкольного образования. В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования еще одной ступени  объясняется необходимостью построения дошкольного образования как полноценной ступени   целостной   системы   образования,   обеспечивающей   равные   стартовые   возможности   детям   старшего дошкольного возраста. Рабочая программа для подготовки детей 6­7 лет к школе разработана на основе образовательной программы МБОУ СОШ   №11,   требований   федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего   образования  второго поколения,   учебного   плана   образовательного   учреждения,  примерной   общеобразовательной   программы   воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста, (издательство: Москва «Просвещение», 2010 г.), на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения», составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова,   авторы   программ   О.А.Захарова,   Н.А.Чуракова,   И.С.Рукавишников,   А.К.Сундукова,     О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова.  В   комплект   входит   3   парциальные   программы:   «Программа   развития   сенсорных   эталонов   и   элементарных математических представлений», «Программа по окружающему миру», «Познавательно­речевое и социально­личностное развитие   на   основе   подготовки   детей   к   чтению   и   письму».   Комплект   парциальных   программ   «Предшкола   нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста».     В соответствии с основной идеей программы парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.  Актуальность разработки данной программы: ­   необходимость   совершенствования   образовательного   пространства   с   целью     оптимизации   общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;  ­   формирование   общекультурной   и   гражданской   идентичности   детей   (уже   к   концу   дошкольного   возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми); ­   разрыв   между   системой   дошкольного   и   школьного   образования   и   необходимость   сохранения   единства образовательного   пространства,   преемственность     ступеней     образовательной   системы   (актуальность     проблемы обеспечения  непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной   низкой   школьной   зрелостью   и   недостаточной     психологической   готовностью   детей   к   школьному обучению); ­   возрастание   требований   к   коммуникационному   взаимодействию   и   толерантности,   степени   ответственности   и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему). При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием: ­ сохранение и укрепление здоровья детей; ­ отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; ­ организация   процесса   обучения,   воспитания   и   развития   детей   на   этапе   предшкольного   образования   с   учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. На   данный   момент,   уровень   готовности   будущих   первоклассников   к   систематическому   обучению   различен.   Это затрудняет адаптацию детей к школе,  их успешность в обучении и  усложняет работу учителя с такими учащимися. Цель данной образовательной программы: создание  условий  для развития детей старшего  дошкольного    возраста, позволяющего   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика. направленного внимания; интереса к чтению; познавательного и коммуникативного мотива; Занятия по программе способствуют формированию:    воспитывают:     любовь и уважение к родителям; интерес к изучению окружающей среды; наблюдательность; доброжелательное отношение к окружающим; желание помогать другим; правилам личной гигиены; приёмам самообслуживания; работе с простейшими инструментами; приёмам проведения опытов и экспериментов;  обучают:     укрепляют:   чувство уверенности в своих силах; чувство собственного достоинства. Задачи подготовительного курса Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:  положительное отношение к себе и окружающему миру;  познавательную и социальную мотивацию;  инициативность;  самостоятельность. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием,  содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,     формирование ценностного отношения к            здоровому образу жизни;  формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную,            игровую активность детей в различных видах деятельности;  развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;  развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы           сотрудничества (со взрослыми и детьми); Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:  занятие­игра;        занятие­путешествие; занятие­исследование; занятие­праздник; занятие­спектакль; занятие­конкурс; занятие­экскурсия; занятие­соревнование. Основные принципы работы:  учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;  уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его  деятельности в сочетании с разумной           требовательностью;  комплексный подход при разработке занятий,  вариативность содержания и форм проведения занятий;  систематичность и последовательность занятий;  наглядность.  учет  особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для   ребенка чувственных            впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;  учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность ­ ведущую для этого периода развития;  обеспечение  необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных           видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;  обеспечение  поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой             деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи           детям с отставанием в развитии;  развитие  эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка. Принципиальные положения комплекта парциальных программ « Предшкола нового поколения» Комплект парциальных программ:  ориентирован   на   светский   характер   образования,   на   общечеловеческую   культуру   и   соответствуют   российским культурным традициям;  построен на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми  с учетом относительных показателей детской успешности;  обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;  учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;  предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки и дидактогенных неврозов. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей  программы предшкольной подготовки.   Личностные УУД Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД     1.   Ценить   и   принимать следующие базовые ценности: «терпение», «добро», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3.   Освоить     роли     ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4.   Оценивать     жизненные ситуаций   и поступки героев художественных   текстов   с     место   Определять 1.   Организовывать   свое рабочее   под руководством учителя. 2.   цель выполнения   заданий   на уроке,   во   внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3.   план выполнения   заданий   на внеурочной уроках,   жизненных деятельности, ситуациях под   Определять           Ориентироваться   в 1. определять учебнике: умения,   которые   будут сформированы   на   основе изучения данного раздела. 2.   Отвечать   на   простые вопросы учителя, находить нужную   информацию   в учебнике. 3.   Сравнивать   предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты   основе на     Отвечать   на   вопросы   товарищей   по 1.   Участвовать   в   диалоге   на уроке   и   в   жизненных ситуациях. 2. учителя, классу. 3.   Соблюдать   простейшие нормы   речевого   этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4.   Слушать   и   понимать   речь других. 5. Участвовать  в паре. точки общечеловеческих норм.   зрения руководством учителя. 4.   Использовать   в   своей деятельности   простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.   существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;   определять тему.   Режим проведения занятий     На базе МОБУ  СОШ №11 с 19 октября 2016 г. по 14 апреля 2017 г., по 1 занятию в неделю, что составляет 60  занятий по 30 минут. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус. Программа   предусматривает   создание   вокруг   ребенка   положительной   эмоциональной   атмосферы,   помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Ожидаемые результаты Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение  школьных правил.                                                                               Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в начальной школе. Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей. Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе. В данной программе представлены 3 образовательных области. Распределение часов по образовательным областям (блокам)   Развития сенсорных эталонов и элементарных  математических представлений (математика) 1. 2. Познавательно­речевое и социально­личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму (развитие речи)  3. Познавательно­речевое и социально­личностное развитие на основе формирования у детей познавательного интереса к окружающему миру (окружающий мир) Итого  Циклограмма работы с родителями будущих первоклассников. Формы работы:  дни открытых дверей;  родительские собрания;  консультации;  педагогический лекторий для родителей. 20 20 20 60 Родительские собрания:   Организационное собрание. Предшкола нового поколения.  Итоги первых дней  ребёнка в школе.   Психо­физиологическая   готовность ребенка к обучению в школе.    Итоговое   собрание.   Педагогическая   диагностика   готовности   детей   к   обучению   в   школе   и   методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей. 1.Познавательно­речевое  развитие на основе формирования сенсорных и элементарных математических представлений (математика) Цели программы  Формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций (классификация и сериация);  формирование представлений о количестве предметов;   развитие представлений о геометрических фигурах и  форме предметов;   развитие представлений о непрерывных величинах;   развитие представлений о положении предметов в пространстве;   формирование представлений о содержании числового периода обучения математике;   формирование представлений о числах (от 1 до 5), о ряде чисел  в пределах 10;   ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка. Важной   составляющей   программного   материала   по   развитию   элементарных   математических   представлений   у дошкольников   является   специально   разработанная   совокупность   заданий   содержательно­логического   характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике. Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение).  Особое   внимание   уделяется   работе,  направленной   на   развитие  произвольного внимания,  так   как   от уровня   его   развития   зависит   успешность   и   чёткость   работы   сознания,   а   следовательно,   и   осознанного   восприятия изучаемого   математического   материала.   Естественно,   что   все   задания   и   их   последовательность   подчинены дидактическому   требованию   постепенного   усложнения   и   в   итоге   подводят   к   успешному   развитию   произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами,   выполнять   самостоятельно   задания   по   предложенному   образцу,   находить   несколько   пар   одинаковых предметов.  Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно­логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.   Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате   которой   идёт   накопление   элементарных   математических    представлений   и   активное   развитие   основных познавательных процессов у детей, приоритетных  среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое   внимание   уделяется   развитию   таких   мыслительных   операций,   как   сравнение,   анализ   и   синтез,   обобщение, классификация, аналогия. Анализ­это процесс, расчленения целого  не части, а также установление  связей, отношений между ними. Синтез­ это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций. Сравнение­ мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства   и различия,  а также  видеть  разницу  между  признаками  сходства   и признаками  различия. Развитие  умений эти     выделяя признаки.  проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения,   после   чего   переходят   к   сравнению   несложных   сюжетных   картинок   или   композиций. Обобщение­   процесс  мысленного   объединения   в   одну   группу   предметов   и   явлений   по   их   основным   свойствам. Ребёнку   старшего   дошкольного   возраста   нужно   уметь   обобщать   предметы,   исходя   из   их   существенных   признаков, самостоятельно Классификация­это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть   группы   предметов   обобщающими   словами   или,   наоборот,   подбирать   предметы   к   обобщающему   слову. Учитывая, что запас математических знаний у дошкольников ещё не так велик, задания содержательно­ логического блока не всегда будут иметь ярко выраженное математическое содержание, что, однако, не снижает их развивающей ценности и значимости для развития познавательных  способностей детей. Постепенно с ростом математической базы у ребёнка,   такие   задания   всё   более   обогащаются   разнообразным   математическим   содержанием   и   выполняют   уже одновременно   Большинство   заданий   даются   в   игровой   занимательной   форме,   что   способствует   наиболее   успешному   развитию познавательных детей.   содержательно­логического   характера: ­ задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет математическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы память. ­задания   должны   иметь   математическое   содержание   и   нести   определённую   интеллектуальную   нагрузку   для   детей, расширять   их   представления   или   знакомить   с   простейшими   методами   познания   действительности. ­ задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.  требования   к   заданиям     Основные   восприятие,       несколько как   внимание,   процессов     функций. у             Задачи курса: • вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных   и   практических   задач,   воспитать   у   детей   самостоятельность,   инициативу,   чувство   ответственности   и настойчивости в преодолении трудностей; • дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления; • целенаправленно развивать  познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу; • развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях; • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; •   развивать   мыслительные   операции:   умение   решать   задачи   на   поиск   закономерностей,   сравнение   и   классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.); • развивать умения: описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов; •   развивать   творческие   способности:   уметь   самостоятельно   придумать   последовательность,   содержащую   некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; • развивать наглядно ­ образную, словесно­логическую и эмоциональную память; • уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар; • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; •   развивать   способность   к   обобщению   и   абстракции,   развивать   пространственные   представления   (о   форме,   размере, взаимном расположении предметов); • оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой; • изучить натуральные числа от 1 до 10,0 на системе практических занятий с использованием наглядности; • раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий, • научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи; • научить слушать и выполнять работу самостоятельно.      На реализацию программы развития элементарных математических способностей предусмотрено 20 часов. 2.Содержание курса Программа дочислового  периода  обучения математике 1.Формирование представлений о количестве. Классификация множеств объектов по кол­ву объектов(один, много, ни одного). 2.Виды преобразований основных объектов. Инвариантные   преобразования   геометрических   форм:   сдвиг,   вращение,   симметрическое   отображение,   подобие   и   их композиции.   Преобразование   количества:   инвариантные   (изменение   положения   элементов   группы   в   пространстве); неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы). 3.Способы сравнения. На глаз, наложение, перенос. Взаимно однозначное соответствие. 4.Способы описания результатов сравнения. Равенство;   неравенство;   установление   последовательности.  Развитие   представлений   о   количестве:   количество   как характеристика множества предметов.  Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного). Сравнение   двух   множеств   предметов   по   количеству   различными   способами.  Распределение   предметов   по   порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего. 5.Развитие представлений о форме. Сравнение предметов по форме различными способами. Выделение геометрических форм (пространственные, плоские, линейные). Знакомство с объёмными геометрическими фигурами. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами. Знакомство с линейными  геометрическими фигурами, построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки. Преобразования   геометрических   фигур.  Сравнение   форм   геометрических   фигур   под   действием   преобразований различными способами. 6.Развитие представлений о непрерывных величинах. Сравнение двух предметов ­ геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.  Сравнение трёх предметов   ­   геометрических   фигур   по   длине,   ширине,   высоте   различными   способами.  Сравнение   двух   предметов   ­ геометрических фигур по площади различными способами. Сравнение двух предметов ­ геометрических фигур по объёму различными способами. Сравнение двух предметов ­ геометрических фигур по величине различными способами. Программа числового периода обучения математике Представление о числах. Количественное описание равноэлементных множеств. Способы записи числа, число как результат измерения. Число как результат сложения единиц. Аддитивный состав числа. Представление о ряде чисел. Упорядоченность числового ряда. Положение числа в ряду. Порядковые числительные. Действия над числами ( от 1 до 5)  Понятие арифметического действия. Действие сложение как объединение множеств. Действие вычитание как изъятие подмножества   из   множества.   Числа   от   1   до   5.  Классификация   множеств   по   кол­ву   элементов.   Равноэлементные множества. Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные» множества. Способы записи числа: точечная и цифровая. Действия над числами. Понятие арифметического действия. Действие сложения. Действие вычитания. Получение последующего и предыдущего числа. Аддитивный состав чисел от 1 до 5. Разложение числа на сумму единиц. Произвольное разложение числа. Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3. Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5. 3.Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения Формирование познавательных УУД:  классификация — объединение по группам;  анализ — выделение признака из целого объекта;  сравнение — выделение признака из ряда предметов;  обобщение — выделение общего признака из ряда объектов;  синтез — объединение в группы по одному­двум признакам;  сериация — умение видеть и называть соседний объект;   умение распределить объекты по убыванию или возрастанию степени проявления признака. Формирование сенсорного опыта:  ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя   или    другой предмет;  ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;  определение временных отношений;   умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в то же время».  определение цвета; Предметные результаты Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения Дети должны знать:  состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);   состав чисел из двух меньших.  Дети должны уметь:   оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;  вести счёт в пределах от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке;  показывать знание способов записи числа (точкой, цифрой);  раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;  производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;  осуществлять размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.  сравнивать предметы по форме разными способами;  узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.  соотносить цифру и число предметов;   правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;   сравнивать числа в пределах 10;   устанавливать, какое число больше (меньше) другого;   уравнивать неравное число предметов Представления о форме Дети умеют:  сравнивать предметы по форме разными способами (на глаз и наложением);  узнавать и называть объёмные геометрические фигуры (куб, шар), плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, овал, круг), линейные геометрические фигуры (прямая, отрезок, дуга, точка). Величина  Дети должны уметь:   сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте0;   выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);   сравнивать до 10 предметов, различных по величине;   измерять длину предметов с помощью условной единицы. Ориентировка в пространстве.  Дети должны уметь:   выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим    уметь  ориентироваться на листе бумаги.   предметам;  Время.  Дети должны:   различать и называть части суток, их последовательность;   понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра;    уметь называть месяцы года.  знать дни недели, их последовательность;  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  для   адекватного   восприятия   звучащей   речи   (высказывания   взрослых   и   сверстников,   детских   радиопередач, аудиозаписей и др.), работы со словарем (алфавит);  соблюдения орфоэпических норм;  создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;  овладения   нормами   русского   речевого   этикета   в   ситуациях   повседневного   общения   (приветствие,   прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).  № п/п Тема IV. Календарно­тематическое планирование по математике Содержание занятия УУД Дата 1 2 3 4 5 6   День Кронтика. рождение   решили Друзья подарить   Кронтику свои рисунки. Друзья Кронтику подарки. делают   Найдёт   ли   Кронтик свой   мобильный телефон? Кронтик   приглашает друзей в гости. Киссия   успокаивает огорчённого   между).   последний, Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (над,  в,  под,  выше   чем,  внутри  замкнутой   Порядок   расположения   предметов линии). (следующий,   Порядковое числительное (первый). Направление   движения   (снизу   вверх).   Временные интервалы (сегодня, т. е. текущий день). Выделение из множества   одного   предмета.   Количественное отношение   множеств   (сколько­столько).   Сравнение предметов без измерения.  Выделение из множества отдельного, одного предмета, пустого множества. Порядок расположения предметов. Сравнение   предметов   по   величине   и   без   измерения (одно вмещает другое). Временные отношения (раньше, позже,   последнее   событие).     Взаимное   расположение предметов   в   пространстве   и   на   плоскости   (на,   под, между). Направление   движения   (вперёд,   направо,   налево). Ориентирование   на   плоскости   (левая   и   правая сторона). Порядковый счёт. Выделение предметов по цвету. Пара   предметов   как   количественная   характеристика множества   из   двух   предметов.   Число   два   как количественная   характеристика   парных   предметов. Цифра   как   обозначение   числа.   Порядковое числительное  (второй). Направление  движения  (слева направо).  Пара   предметов   как   количественная   характеристика множества   из   двух   предметов.   Порядковый   счёт   сравнивать ­умение предметы; ­умение   выделять   предметы по   величине,   без   измерения, по цвету. ­умение   ориентироваться   в расположении   предметов   в пространстве и на плоскости; ­умение   выделять   предметы по цвету ­умение   выделять   «лишний» предмет; ­ставить предметы по росту.  ­умение   ориентироваться   во времени   (раньше,   позже, последние события). ­умение   ориентироваться   на плоскости   (правая   и     левая стороны) ­умение   ориентироваться   во времени   (раньше,   позже, последние события). ­умение дать характеристику паре предметов ­умение словариком;   работать   со Кронтика. Болид   и   игра   в прятки. Никто   не   может найти Кота. Загадки. Загадка пуговицы. спешит на помощь. про     Киссия 7 8 9 10 Миша   измеряет длину ленточки кота длиной своей скакалки. Спор друзей.   (вверх). (третий,   четвёртый).   Число   три   как   количественная характеристика   определённого   множества   предметов. Цифра 3 как обозначение числа три. Пропись цифры 1 Число четыре как количественная характеристика двух пар   предметов.   Число   пять   как   количественная характеристика   определённого   множества   предметов. Порядковые числительные (четвёртый, пятый). Счёт до пяти.  Число   пять   как   количественная   характеристика определённого   множества   предметов   (в   конкретном случае   —   множество   пальцев   на   одной   руке). Направление   движения     Порядковые числительные   (первый,   второй,   третий,   четвёртый, пятый). Правая и левая рука. Цифра 5 как обозначение числа пять. Счёт до пяти. Повторение чисел два и три. Написание цифр 2 и 3.  Счёт   до   пяти.   Цифра   как   обозначение   числа   — сопоставление   чисел   с   цифрами,   их   обозначающими. Порядок   расположения   предметов   (предыдущая   и следующая бусинки).   Выделение предметов по цвету (красный,   синий,   жёлтый,   зелёный).   Сравнение предметов по величине без измерения (шире­уже, такой же длины; короткий­длинный, широкий (узкий).  Определение   количества   предметов   в   одном   из множеств   на   основе   его   сравнения   с   другим   равно элементным множеством. Порядковые   числительные. Сравнение   предметов   по   величине   без   измерения (шире­уже,   такой   же   длины;   короткий­длинный, широкий (узкий).      со работать ­умение работать в парах; ­умение дать характеристику паре предметов. ­умение словариком; ­умение работать в парах; ­умение дать характеристику паре предметов ­умение словариком; ­умение работать в парах; ­умение дать характеристику числу; ­умение сопоставлять числа с цифрами. работать со           сравнивать сравнивать «больше», ­умение множества «меньше», «столько же»; ­умение предметы по величине ­умение дать характеристику количества предметов ­умение   измерять   длину предмета с помощью другой длины; ­умение работать в парах. 11 Сколько   у   Миши ног? 12 Миша   учит   кота действию   сложения чисел. 13 14 Три   никому   не нужных хвоста. Чаепитие. Зачем   же   тогда указательный палец? А сколько когтей на лапе у Кота? 15 Кронтик   прыгает   с кубика на кубик. 16 Единороги. ­умение складывать числа; ­умение   называть   числа   по предшествованию и следованию ­умение работать в парах.     ­умение складывать числа; ­умение   называть   числа   по предшествованию и следованию. ­умение   ориентироваться   в количественных   отношениях множеств; ­умение сопоставлять числа с цифрами. Пара   предметов   как   количественная   характеристика множества   из   двух   предметов.   Предшествование   и следование   (число   два   как   число,   предшествующее числу   три).   Введение   первого   математического действия — действия сложения чисел: один и ещё один — это два; одна пара и ещё одна пара — две пары. Число   два   как   результат   действия   сложения   двух единиц.  Предшествование   и   следование.   Алгоритм   сложения чисел (1, 2, 3, 4) с числом 1 как переход к следующему числу (3, 4, 5).    Предшествование и следование (число два как число, предшествующее числу три, число четыре как число, следующее   за   числом   три).  Число   три   как   результат действия   сложения   числа   два   с   числом   один). Ориентирование.   Количественные отношения множеств. Прописи: написание цифры 5. Название   пальцев   руки.   Решение   логической   задачи. Установления отношения «всего». Счёт от одного до пяти. Цифра 4 как обозначение числа четыре. Цифра 5 как обозначение числа пять. Число пять как результат действия сложения пяти единиц. Правая и левая рука.  Прописи: обведение цифр 3, 4, 5 простым карандашом.  Игра «Поздоровайся с другом». Цифра   5   как   обозначение   числа   пять.   Счёт   чисел   в обратном   порядке   (от   5   до   1).   Алгоритм   вычитания числа один. Игра в классики. Действие   сложения   числа   один   с   числом   два   как умение   вычитать   число   из ­­умение   ориентироваться   в количественных   отношениях множеств; ­умение сопоставлять числа с цифрами. ­умение   вычитать   число   из числа; ­умение   ориентироваться   в клеточке; ­умение складывать числа. 17 Пешеходная дорожка. 18 Рыбалка. 19 Игра в классики. последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Ориентирование на плоскости. Цвета: красный, зелёный, коричневый. Действие   сложения   числа   два   с   числом   два   как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Дополнительные задания (пропедевтика решения задач). Цифра пять как обозначение числа пять. Число пять как результат действия сложения числа четыре и числа один. Первое представление об условии и требовании задачи. Действие сложения числа три с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Направление движения (слева направо). Счёт через один (от 1 до 5). Счёт в обратном порядке через   один.   Вычитание   единицы   из   числа   четыре. Вычитание   единицы   из   числа   пять.   Временные отношения. Направление движения. Игра в классики. Порядковый счёт. Число шесть как результат сложения чисел пять и один. 20   Котюша учится считать   до   10.   На двух   руках   десять пальцев. Счёт до десяти. Обозначение числа десять цифрами 1 и 0.   Число   десять   как   результат   действия   сложения чисел   пять   и   ещё   пять.   Счёт   в   прямом   и   обратном порядке от одного до десяти через один.              его числа; ­умение   ориентироваться   в клеточке; ­умение складывать числа. ­умение устно решать задачи; ­умение определять количество   предметов   в одном из множеств на основе сравнения с равноэлементным  ­умение определять количество   предметов   в одном из множеств на основе сравнения с равноэлементным множеством. ­   умение   ориентироваться   в пространстве; ­умение   ориентироваться   в количественных   отношениях множеств; ­умение сопоставлять числа с цифрами. ­умение сопоставлять числа с цифрами; ­уметь пользоваться прямым и   обратным   счётом(в пределах 10). его Методическое  обеспечение 1.Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать. Тетрадь для работы взрослых с детьми Учебное пособие нацелено на обучение дошкольника ориентированию в пространстве и на плоскости. Тетрадь позволяет сформировать   первичные   представления   о   количестве,   количественных   отношениях   множеств,   натуральных   числах   и действиях над ними. Пособие предназначено для совместной работы взрослых с детьми. 2. Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых с детьми Учебное   пособие   разработано   в   соответствии   с   концепцией  «Предшкола   нового   поколения»  и   Примерной общеобразовательной программой воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста.  Пособие   нацелено   на   обучение   дошкольника   ориентированию   в   пространстве   и   на   плоскости.   Книга   позволяет сформировать первичные представления о количестве, количественных отношениях множеств, натуральных числах и действиях над ними.  Книгу дополняет тетрадь для работы   взрослых с детьми  «Кронтик учится считать»  и тетрадь «Учимся записывать числа».   3. Захарова О. А.,Чуракова Р. Г. Кронтик учится рисовать фигуры.  Книга для работы взрослых с детьми   Учебное пособие разработано в соответствии с концепцией  «Предшкола нового                       поколения»  и Примерной общеобразовательной программой воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Пособие   поможет   сформировать   у   ребенка   элементарные   геометрические   представления:   познакомит   с   различными формами, пространственными телами, плоскими и линейными фигурами. Задания пособия позволяют расширить знание детей о многообразии растительного мира вокруг нас. Книгу дополняет тетрадь для работы  взрослых с детьми «Кронтик учится рисовать фигуры». 4.Захарова О. А., Чуракова Р. Г. Кронтик учится рисовать фигуры.  Тетрадь для работы взрослых с детьми Учебное   пособие   поможет   сформировать   у   ребенка   элементарные   геометрические   представления:   познакомит   с различными   формами,   пространственными   телами,   плоскими   и   линейными   фигурами.   Задания   пособия   позволяют расширить знание детей и многообразии растительного мира вокруг нас. Пособие предназначено для совместной работы взрослых с детьми. 2. Познавательно­речевое и социально­личностное развитие на основе формирования у детей познавательного интереса к окружающему миру (окружающий мир) Пояснительная записка   Важнейшая задача образования дошкольника в предметной области­ знакомство с окружающим миром, воспитание нравственных основ патриотических чувств, формирование предметных знаний и универсальных учебных действий, обеспечивающих ребёнку возможность обучения в начальной школе. В   «Окружающем   мире»   заложена   содержательная   основа   для   широкой   реализации   взаимосвязей   таких образовательных   областей,   как   развитие   связанной   речи,   художественная   литература,   основы   математических представлений, природоведение, технология, физическая культура, изобразительное искусство, музыка и др. Взаимосвязь и взаимозависимость содержания образовательных областей при знакомстве детей с окружающим миром создают условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. Основные цели программы:    формирование предметных знаний, обеспечивающих ребенку возможность обучения в начальной школе. знакомство с окружающим миром, воспитание основ патриотических чувств;      Источники получения знаний об окружающем мире. 2. Содержание курса Органы чувств. Исследование предметов с помощью органов чувств. Изучение свойств воды и воздуха. Определение свойств воды. Определение свойств воздуха. Эксперименты, опыты, наблюдения. ОБЖ Обучение детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи. Правила поведения на кухне, в ванной комнате. Правила безопасного поведения при обращении с острыми предметами. Правила безопасного поведения на улице. Правила гигиены. Правила поведения при обнаружении запаха дыма и газа. Учимся работать с бумагой. Учимся сгибать, склеивать, сминать, складывать, резать и обрывать бумагу. Практические работы: Делаем и оформляем книжку­малышку. Делаем и оформляем вертушку для определения наличия ветра. Дошкольник  и его семья. Домашний адрес, телефон, имя ребёнка, имя и отчество родителей. Труд взрослых. Семейный альбом. Традиции семьи. Профессии родителей. Живая природа Земли. Растения.   Знакомство   с   разнообразием   растительного   мира.   Различие   деревьев.   Различие   листьев.   Знакомство   с организацией коллекций живых растений (ботанический сад) и сухих растений (гербарий). Животные ­ часть живой природы. Животные. Дикие и домашние животные. Признаки, отличающие животных. Уход за домашними животными. Наша Родина ­ Россия. Родной край как часть великой Родины­ России. Наша Родина­Россия. Москва­ столица России. Достопримечательности столицы. Родной край. Родной город. Времена года. 3. Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения УУД  ребёнок способен выполнить инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций, следовать установленному требованию;  обучен отвечать на вопросы, может обсуждать со взрослыми возникшую проблему или известное ему правило, способен поддержать разговор на интересующую его тему, сформулировать вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений(как? зачем? почему?);  отвечает на вопросы( о себе, о своей семье и т.д.)  по указанию взрослого переделывает работу, если допущена ошибка;  способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор;  участвует   в   совместной   деятельности,   подчиняя   свои   интересы   общим   требованиям   и   правилам   в   процессе различных подвижных игр и игровых ситуациях;  действует  по  образцу, помня  о  заданной  цели,  видит  указанную   ошибку  и  исправляет   по  указанию  взрослого, контролирует свою деятельность по результату. Предметные результаты Ребёнок должен знать (уметь назвать, использовать знания в практической деятельности или соблюдать изученные правила):  своё имя, отчество, фамилию, дату рождения, имя, отчество и фамилию своих родителей;  название своего города, название своей улицы, номер своего дома и квартиры;  название своего государства, столицы;  основные государственные праздники;   называть органы чувств и их функции;   знать свойства воды и воздуха; знать   правила   поведения   на   дороге,   правила   поведения   на   кухне,   в   ванной   комнате,   правила   поведения   при появлении задымлённости или запаха газа; знать правила гигиены;   приводить примеры некоторых растений;  приводить   примеры   домашних   и   диких   животных,   знать   основные   признаки,   отличающие   диких   животных   от знавать государственную символику России(герб, флаг, гимн); домашних;  чувствовать ответственность за домашних животных, если они имеются в доме;  узнавать время по часам, если минутная стрелка на двенадцати;  называть времена года. № п/ п 1 Урок знакомства. Тема занятия А сколько тебе лет? 2 Что и кто нас окружает? 3 Странные муравьи. 4.Календарно­ тематическое планирование по окружающему миру Содержание УУД Дата ­знакомство   детей,  умение   называть   своё имя, фамилию, имена родителей. Знакомство   с   героями   учебного комплекта, сверстниками детей ­ Машей и       Мишей. ОБЖ: знание своего имени, фамилии и домашнего адреса. Источники   получения   знаний   об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа) Источники   получения   знаний   об ­умение отвечать на вопросы, касающиеся ­знакомство   с   окружающими   нас предметами, что вокруг нас. мире окружающем (приборы, помогающие   человеку   видеть,   слышать, определять   тепло   и   холод).   Работа   с лупой.   Мишу? 5 Почему   Маша   обиделась   на 4 Дедушка загадывает загадки. Проведение   опытов   с   помощью   органов чувств   (определение   с   помощью   кожи кончиков   пальцев   теплого   и   холодного предмета). Проведение   опытов   с   помощью   органов чувств     (определение формы предметов на ощупь; поиск и нахождение источника звука   с   завязанными   глазами).   ОБЖ: соблюдение   мер   безопасности   при проведении опытов. Сравнение предметов по величине без их измерения.   Проведение опытов (определение запаха и цвета). 6 Определяем запахи и цвета.   7 Куда же делись сахар и соль? Проведение   опытов   с   помощью   органов чувств (определение с помощью языка, в каком стакане растворен сахар, а в каком – соль; ОБЖ: правила безопасного поведения  при обращении с жидкими веществами. 8 Как уберечь себя от беды. наблюдаемых явлений; ­умение   обсуждать   со   взрослыми   и сверстниками результаты опытов. ­умение   обсуждать   со   взрослыми   и сверстниками результаты опытов. ­определение формы предметов на ощупь. ­поиск   и   нахождение   источника   звука   с завязанными глазами. ­навык групповой работы при проведении опытов; ­способность   находить   отличительные признаки в иллюстрации; ­умение   наблюдать,   делать   выводы   и обобщения. ­формировать   навыки   групповой   работы при   проведении   опытов,   умение наблюдать, делать выводы и обобщения. ­способность обсуждать со взрослыми   правила   безопасного   поведения   при обращениями с жидкостями и следовать этим правилам; ­способность   следовать   инструкциям 9 Твоя безопасность на улице. ОБЖ. ОБЖ: правила безопасного поведения на пешеходной и проезжей частях улицы. 10 Чистота­залог здоровья Раскрытие       понятия   личная     гигиена. Правила   гигиены   (мытье   рук   перед приемом пищи). 11 И снова опыты с водой 12 Можно ли увидеть воздух? Давайте поймаем невидимку! 13 Книжка­малышка  «Кронтик   в гостях у лягушонка»     опытов (определение Опытное   исследование   свойств   воды (   вода   не   имеет   запаха,   вкуса   и   цвета). Развитие   экологической   культуры   детей (бережное   отношение   к   окружающей природе). Проведение наличия воздуха в пространстве,   окружающем   ребенка).   ОБЖ:   правила безопасного   поведения   при   загрязнении воздуха запахом дыма и газа. Знакомство с   новым   понятием   «ветер».   Проведение опытов   (определение   наличия   и направления ветра). Формирование навыков художественного труда:   приемы   работы   с   бумагой (складывание,   изготовление   обрывных взрослых. ­способность   обсуждать   со   взрослыми правила безопасного поведения на улице, умение следовать им ­соблюдение   правил   при   переходе проезжей части улицы. ­способность   обсуждать   со   взрослыми   и сверстниками   правила   личной   гигиены   и следовать   установленным   требованиям личной гигиены ­   умение   работать   в   группе   при проведении   опытов,   обсуждать   со взрослыми план проведения опытов ­способность   обсуждать   со   взрослыми   и сверстниками правила поведения при  загрязнении воздуха газом; ­умение следовать правилам. ­умение составлять рассказ по сюжетным с картинкам правильной последовательностью. 14 Мамы разные нужны... 15 Добрый доктор Айболит! И что они умеют делать? 16 Дикие животные. 17 Скоро в школу. Миша учится узнавать время по часам.     дни:   8 страниц   признаки,   (ветеринар;   художественного   деталей); приемы работы с ножницами.  Знакомство   с   новыми   понятиями   и терминами   (профессии   взрослых). Праздничные   марта­   Международный женский день. Знакомство   с   новыми   понятиями   и   домашние терминами   животные;   отличающие домашних   животных   от   диких; представители домашних животных среди зверей,   птиц   и   насекомых).   Воспитание интереса к истории семьи. Формирование труда: навыков оформление тетради фотографиями   и   рисунками   любимых животных Знакомство с новыми понятиями (дикие животные,   признаки,   отличающие   диких животных   от   домашних;   представители диких  животных среди зверей и птиц). Знакомство   с   новыми   понятиями   и терминами   (первые   представления   о временах года ­ весна, лето, осень, зима; праздничные   дни   –   1   сентября   (начало учебного года),1 мая – Праздник весны и труда).   Формирование   представлений   о времени               ( определение времени по стрелкам   часов   при   условии,   что минутная   стрелка   подходит   к   12; определение времени суток – вечер, день; ­умение   оформлять   страницы   семейного альбома; ­способность   обсуждать   со   взрослыми   и сверстниками профессии родителей. ­умение     рассказать   о   своём   любимом животном; ­знакомство с профессиями собак (артист цирка, санитар, спасатель) ­способность   обсуждать   со   взрослыми   и сверстниками план оформления своей тетради. ­формирование   внутренней   позиции будущего   школьника   в   условиях обсуждения со взрослыми и сверстниками проблем,  возникающих   при   подготовке   к школе; ­способность   находить   отличительные признаки в иллюстрации; ­умение   наблюдать,   делать   выводы   и обобщения. 18 Времена года. 19 Москва   ­   столица   нашей Родины. 20 Расскажи о своём городе. режим дня в детском саду и дома. Знакомство   с   новыми   понятиями (времена года – весна, лето, осень, зима).   Праздничные дни:1 сентября, 8 марта – Международный женский день. Формирование   нравственных   основ патриотических   чувств   (имя   нашей страны   –   Россия;   Москва   –   столица России;   главная   площадь   страны   – Красная   площадь;   стены   Московского Кремля; Кремлевские куранты). Знакомство   с   новыми   понятиями   и терминами ( мой город,  родной край как часть единой родины – России).    темы,   связанные ­умение   ориентироваться   во   временах года; ­умение   ориентироваться   во   времени суток. ­способность   обсуждать   со   взрослыми серьёзные с достопримечательностями столицы России; ­формирование   нравственных   основ патриотических чувств. ­   способность   обсуждать   со   взрослыми серьёзные с достопримечательностями своего города; ­воспитывать   любовь   к   своему   родному городу. связанные   темы,         Методическое обеспечение 1. Маша и Миша наблюдают окружающий мир. Книга для работы взрослых с детьми. Федотова О.Н Учебное   пособие   разработано   в   соответствии   с   концепцией  «Предшкола   нового   поколения»  и   Примерной общеобразовательной программой воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста.  Книга   является   начальным   звеном     курса   «Окружающий   мир»  для   дошкольников.   Процесс   познания   дошкольников строится посредством предъявления ребенку системы экспериментальных заданий. Задания построены в игровой форме. Они ориентируют детей на наблюдение и непосредственное опытно­практическое действие с объектами живой и неживой природы. В комплекте с книгой тетрадь «Маша и Миша наблюдают окружающий мир».  2. Маша и Миша наблюдают окружающий мир.  Тетрадь для работы взрослых с детьми Федотова О.Н. Тетрадь  «Маши   и   Миша   изучают   окружающий   мир»  является     обязательным   дополнением   книги   с   таким   же названием. Книга и тетрадь   адресованы  дошкольникам и предназначены  для совместной работы взрослых (родителей, учителей, воспитателей, гувернеров) с детьми. Задания тетради рассчитаны на раскраску и оформление готовых рисунков обрывными   деталями,  на   творческие   рисунки   детей.    Тетрадь     содержит   заготовки   и  выкройки   бумажных   изделий, которые ребенок сделает под руководством взрослых, а затем проведет с их помощью несложные эксперименты. 3. Познавательно­речевое и социально­личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму (обучение грамоте) 1.Пояснительная записка Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного   изучения русского языка.     Содержание программы позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.          Развитие   связной   речи   происходит   посредством   обогащения   и   совершенствования   грамматического   строя   языка ребенка.  Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в   поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая   становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.      При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные  на темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и ее особенности.    Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой  к освоению механизма чтения.     Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи  в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.         Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен   быть   хорошо   подготовлен   двигательный   аппарат,   особенно   мелкая   мускулатура   руки,   развиты   координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.         Значительная часть детей при зрительном восприятии   предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной  конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и  детализированного   изображения.  Поэтому   программа   предполагает   тщательно   продуманную   систему   упражнений   для подготовки к письму.                     Цели программы  Развитие речи и обучение грамоте и письму  призваны  обеспечить: • взаимосвязь  изучения родного языка  с развитием  коммуникативно­речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно­нравственных ценностей; •   интенсивное   развитие   видов   речевой   деятельности:   умений   слушать,   говорить,   свободно   пользоваться   языком   в различных ситуациях общения; •   развитие   художественно­образного   и   логического   мышления   учащихся,   воспитание   речевой   культуры   общения   как неотъемлемой части общения культуры человека; • работать над развитием речи учащихся, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию.  • обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям; • развивать интерес к учебным занятиям; • расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе рассмотрения иллюстраций; • развитие фонематического слуха; • дать элементарные понятия о звукобуквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука; • обогащение словаря учащихся, развитие их речи; • правильное обозначение звуков на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов; • научить говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д.             2.Содержание программы   Развитие связной речи Обучение ответам на вопросы, диалогической речи. Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре.  Обучение составлению рассказа­описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. «Чтение и составление  слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Чтение слов из 2­5 слогов. Чтение предложений из 1­3 слов.   Лексическая работа Обогащение словарного запаса детей. Создание условий для употребления новых слов в собственной речи  (конструирование словосочетаний и предложений).   Развитие звуковой культуры речи Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением. Знакомство с  классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.   Развитие фонематического слуха Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове. Выделение в слове гласных  звуков, согласных звуков, твердых,  мягких, звонких, глухих согласных.  Обучение звукобуквенному анализу Звуковой анализ состава слогов и слов. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Соотнесение букв и звуков 3.Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения УУД Дошкольник научится:  удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;  понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и  слева направо;  ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким­либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);  пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой)  правильно держать орудие письма;  выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями , инструментами);  обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;  по   требованию   взрослого   исправлять   свою   ошибку,   если   не   получилось   сразу   выполнить   задание   правильно (передвинуть рамочку или указатель и т.д.) Предметные результаты Ребёнок будет способен:  слышать, различать и произносить изучаемые звуки;   иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением  звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;  понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;  сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв;   понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);  узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; ­ ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;  пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;  менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;   различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;  различать предмет и слово­название предмета;  членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные слоги);  различать звуки разного качества.  выделять из слов звуки;   отчетливо и ясно произносить слова;   пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; 4.Календарно­ тематическое планирование началам обучения грамоте Тема и содержание занятия Дата                          № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Глава 1. Про звук «У» и про раннее детство Маленькой коровы.  Знакомство с буквами У, М. «Маленькая Корова слышала, как Миша и Маша... говорили вот так: «О!»  Знакомство с буквами О, А. «Маленькая корова слышала...» продолжение. Знакомство с буквами Е, И. Глава 2. Маленькая Корова учит читать Маленького Барана. Знакомство с буквой П, Б. Глава 3.  Мумука слушает музыку луга и леса. Знакомство с буквами З, С Мумука слушает музыку луга и леса. Знакомство с буквами Ш, Ж, Мумука слушает музыку луга и леса. Знакомство с буквами К, Л. Глава 4. Ночные и утренние звуки. Знакомство с буквой Ю. Ночные и утренние звуки. Знакомство с буквами Ч, Щ, Ночные и утренние звуки. Знакомство с буквами Х, Д. Глава 5. У Мумуки появляется новый ученик. Знакомство с буквами Э, В. 14 15 16 17 18 19 20 Глава 6. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком. Знакомство с буквами Р, Ф. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком. Знакомство с буквами Г, Я. Глава 7. Миша вышел во двор. Знакомство с буквой Т. Миша вышел во двор. Знакомство с буквами Ц, Н.  Глава 8. Как Мумука учила Мишку говорить, когда он был совсем маленьким.  Знакомство с буквами ь, ё. Глава 9. Первый урок, который Мумука дала Мише. Методическое обеспечение 1. Чуракова Н.А. Приключения Кронтика.  Книга для чтения взрослыми детям   Книга   представляет   собой   волшебную   сказочную   повесть,   состоящую   из   коротких законченных   историй,   каждая   из   которых     обладает   дидактическим   смыслом.   Герои повести являются сквозными героями всего комплекта «Предшкола нового поколения» и таким   образом   сюжетно   объединяют   все   его   пособия.   В   каждой   истории   ставится   и решается   проблема,   близкая   внутреннему   миру   дошкольника.   Средствами   повести создается психологически достоверное коммуникативное пространство, в котором и будет происходить   подготовка   дошкольников   к   школе   в   рамках   учебно­методического комплекта «Предшкола нового поколения».  2.   Рукавишников   И.С.   Раджувейт   Т.Г.  Кронтик   учится   читать.   Книга   для   работы взрослых с детьми. Учебное   пособие   разработано   в   соответствии   с   концепцией  «Предшкола   нового поколения»  и Примерной общеобразовательной программой воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Цель   пособия   —  средствами   лингвистической   сюжетной   игры   «разлепить»  предмет   и слово­название предмета в сознании дошкольника,  научить  его членить слово на части, различать   звуки   разного   качества;   сформировать   начальные   умения   слияния   звуков   в слоги.  Особенностью пособия является сюжетная мотивированность каждого звука и отдельного слога, которые осваивает ребенок.   Список литературы Учебно­методический комплект «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»: 1. Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать. Книга для работы взрослых с летьми; под ред. О.А. Захаровой,  М.,  Академкнига, 2009. 2.   Чуракова   Р.Г.   Кронтик   учится   считать.   Тетрадь   для   взрослых   с   детьми   Учебное пособие, М., Академкнига, 2009. 3.     Рукавишников И.С. Друзья Кронтика учатся читать. Книга для работы взрослых с детьми: учебное пособие И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт; М.,    Академкнига, 2009 4. Рукавишников И. С. Кронтик осваивает звуки. Книга для работы взрослых с детьми. М.,    Академкнига, 2009 5.   Раджувейт   Т.Г.,   Лаврова   Н.М.  Кронтик   учится   писать.  Прописи   №   1,   2.   М., Академкнига, 2009 6.   Захарова О.А., Чуракова Р.Г. Кронтик учится рисовать фигуры. Книга для работы взрослых с детьми, М., Академкнига, 2009. 7.  Захарова О.А., Чуракова Р.Г. Кронтик учится рисовать фигуры. Тетрадь для работы взрослых с детьми, М., Академкнига, 2009. 8. . О.А. Захарова Учимся записывать числа. Под ред. Р.Г.Чураковой, М., Академкнига, 2009; 9.Малаховская О.В. Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2009. 10.   Малаховская   О.В.   Кронтик   учится   слушать   и   рассуждать.   Тетрадь   для   работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2009. 11. Федотова О.Н. Маша и Миша изучают окружающий мир. Книга для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2009. 12. Федотова О.Н. Маша и Миша изучают окружающий мир. Тетрадь для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2009. 13. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? Книга для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2009. 14. Чуракова Н.А. В музее с Кронтильдой. Книга для работы взрослых с детьми;     М., Академкнига, 2009; 15. Чуракова Н.А. Кронтик в музее. Как там – внутри картин? Книга для работы взрослых с детьми;   М.,  Академкнига, 2009. 16.   Малевич   и   Матисс.       Альбом   для   работы   взрослых   с   детьми:   учеб.   Пособие   / составитель Н.А. Чуракова  М.,  Академкнига, 2009. Н. Б. Вершинина. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой. Волгоград. Учитель. 2011 Н.   Г.   Фролова,   О.   П.   Пустовалова.   Социальное   разитие   детей   от   3­7   лет.   Блочно­ тематическое планирование. Волгоград. Учитель. 2011  Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щербинина С. В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей в двух частях.  Математика. Развитие речи. Окружающий мир. Внимание. Память. Мышление. Мелкая моторика.  М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Ступеньки к школе. Комплект рабочих тетрадей. Тетрадь № 1. Тренируем пальчики. Москва. Дрофа.  Тетрадь № 2.Учимся рисовать фигуры. Москва. Дрофа.  Тетрадь № 3.Учимся находить одинаковые фигуры. Москва. Дрофа Тетрадь № 4.Учимся рассказывать по картинкам. Москва. Дрофа Тетрадь № 5.Азбука письма. Москва. Дрофа Тетрадь № 6.Азбука счёта. Москва. Дрофа    Электронные пособия Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».  Обучение грамоте. Окружающий мир. Математика.  Электронное пособие. Математика. Счёт.  Электронный тренажёр по математике для 1­4 классов.

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Предшкола нового поколения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017