РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
чтение
1 кл
30.04.2018
Уровень обучения – базовый
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Положением о рабочей программе учебного предмета,на основе авторской программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
Для реализации учебного предмета используется УМК:
Азбука. 1 кл. В 2-х ч. / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.- М.: Просвещение, 2012.
Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс (Диск Сй-КОМ), автор В.Г. Горецкий.
Прописи. В4-хч. / Горецкий В.Г., Федосова Н.А.-М.: Просвещение, 2011.
Литературное чтение. Учебник 1 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - М.: Просвещение, 2012.
Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. / Бойкина М.В. - М.: Просвещение,2012
Чтение литературное10.09.doc
Краснодарский край
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 25
Муниципального образования Крымский район
Утверждено
Решение педсовета
Протокол № ____ от _____2014 г
Председатель педсовета
______________ И. Л. Милицкая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Литературное чтение»
Ступень обучения (класс) начальное общее
Количество часов: 448 ч (1 кл. – 40 ч.,2 кл. 136 ч., 3 кл. 136 ч.,4 кл. 136)
Уровень базовый
Учитель Смирнова Т. А.
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению федерального государственного
стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г. ) УМК « Школа
России» авторы:
Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина, Москва, «Просвещение», 2011 г., с. 283 Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования , рабочей программы по литературному чтению учебно– методического
комплекса «Школа России» .
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует
общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной
школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе
образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только
обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и
эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные
нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека,
формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой
деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся
ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит
младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран,
произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран
(художественные и научнопознавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,
рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об
окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения
обогащается социальнонравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую
самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование
библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности
(умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование
речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык
чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт
освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами);
далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое
чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами
чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и
используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию
умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного
чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого
высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных
(фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на
авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный
словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного
произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения.
На уроках
литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся
сравнивают художественные, деловые (учебные) и научнопознавательные тексты, учатся соотносить заглавие с
содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на
части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные
представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах
литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного
искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность
стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая
художественный и научнопознавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словеснохудожественного образа, через который автор выражает свои мысли и
чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать
целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и
выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя,
составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают
духовнонравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут
учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретночувственный опыт ребёнка и
активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать
словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие
литературного произведения, формирование нравственноэстетического отношения к действительности. Учащиеся
выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации,
выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у
них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 Ч
В неделю, 10 учебных недель1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООН.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются
умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей,
1 Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте. работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику
осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и
приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начи
нающего читателя обращается на словеснообразную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся
чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Количество часов, на которое рассчитана программа в соответствии с учебным планом.
№
п\п
Название раздела
Вводный урок.
1
2 Жилибыли буквы.
3
4
5
6
7
8
9
10 Люблю природу русскую. Осень.
Сказки, загадки, небылицы.
Апрель, апрель, звенит капель!
И в шутку, и в серьёз.
О братьях наших меньших.
Я и мои друзья.
Самое великое чудо на свете.
Устное народное творчество.
1 класс
(колво
часов)
1
7
7
5
6
5
5
2 класс
(колво
часов)
1
3 класс
(колво
часов)
1
4 класс
(колво
часов)
1
14
12
10
4
15
8
4
14
14 класс
(колво
часов)
4
7
7
5
20
17
15
8
29
8 Русские писатели.
11
12 Из детских журналов.
13 Люблю природу русскую. Зима.
14 Писатели детям.
15 Люблю природу русскую. Весна.
16 Литература зарубежных стран.
17 Поэтическая тетрадь № 1.
18 Великие русский писатели.
19 Поэтическая тетрадь № 2.
20 Литературные сказки.
21 Былинебылицы.
22 Люби живое.
23 Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
24 По страницам детских журналов.
25
26 Летописи, былины, жития.
27 Чудесный мир классики.
28 Поэтическая тетрадь.
29 Делу время – потехе час.
30 Страна детства.
31 Природа и мы.
32
33 Страна Фантазия.
34
Резервные уроки.
Зарубежная литература.
Родина.
ИТОГО
14
9
9
17
9
12
17
24
14
8
10
16
12
8
8
4
40
2
136
136
14
9
9
17
9
12
17
24
14
24
10
16
12
8
23
11
22
25
9
8
12
8
7
7
448
16
15
11
22
25
9
8
12
8
7
1
135 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
прослушанному учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативноречевых
умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп
чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие
поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру
произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её
названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста
на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно
изобразительных материалов.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах
на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Библиографическая культура
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно
иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью
Работа с текстом художественного произведения
учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в
фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя
произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных
мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в
тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход
развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научнопопулярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научнопопулярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление
текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на
них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой
форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно
познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное
пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной
выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текстов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ
по рисункам либо на заданную тему.
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров
героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини
сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Письмо (культура письменной речи)
Знакомство с культурноисторическим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о
животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков
Круг детского чтения детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной
литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная,
справочноэнциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях
наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,
(практическое освоение)
антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли,
отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ),
описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы,
поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и
выразительными средствами.
(на основе литературных произведений)
Творческая деятельность обучающихся Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности
событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои
впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстамиописаниями,
находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе
опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения
избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям,
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаковосимволических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях,
окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего
речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи
и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить
средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных,
учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —
характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественнотворческих способностей, умение создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Система оценки планируемых результатов.
Используется следующие формы оценки:
Безоценочное обучение 12 класс;
5ти бальная система
Накопительная система оценки «Портфель достижений»;
По итогам 1и 2го полугодия в 12м классе осуществляется мониторинг сформированности УУД;
Для контроля и учета достижений обучающихся по литературному чтению используются следующие формы:
устный опрос, письменная самостоятельная работа, тесты, графическая работа, доклад, сочинение, творческая
работа, диагностическая работа (текущая аттестация), контрольная работа (итоговая аттестация), проверка
осознанного чтения.
Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой
деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся
ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Перечень работ: « Нахождение нужной главы в содержании учебника», « Работа со словарём», « Выбор книг по
заданным параметрам», « Нахождение и представление нужной информации в соответствии с заданием», «
Нахождение книги по тематическому каталогу», « Подбор музыкального сопровождения к стихотворению», «
Составление палитры к стихотворению с помощью сказки», « Инсценирование сказок, басен », « Сочинение своих
стихотворений», « Нахождение в библиотеке детских журналов по заданной теме», « Составление рассказа по
репродукциям картин», « Инсценирование произведения распределяя роди и выбирая режиссера», « Написание
сценария поэтического вечера».
Направления проектной деятельности.
« Сообщение о старинных книгах для одноклассников», « Составляем сборник загадок», « Наш класс дружная
семья создание летописи класса», « О чем может рассказать школьная библиотека», « Мой любимый детский журнал», « Мой любимый писатель – сказочник», « Сочиняем волшебную сказку», « Праздник поэзии», « Создание календаря
исторических событий», « Природа и мы».
Использование резервного времени.
Резервного времени программой не предусмотрено ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс ( 40 часов, из них 4 ч резервные)
Тематическое планирование
Основные виды универсальной учебной деятельности
(УУД).
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Система условных обозначений. Содержание учебника.
Словарь.
Ориентироваться в учебнике.
Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать условные обозначения, использовать их при
выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Находить в словаре непонятные слова
Жилибыли буквы (7 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме.
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема
стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы).
Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.
Творческая работа: волшебные превращения. Проектная
деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои
сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий
пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г.
Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики
героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть.
Конкурс чтецов.
Прогнозировать содержание раздела.
Расставлять книги на выставке в соответствии с темой
раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в
соответствии с коллективно составленным планом.
Выбирать книгу по заданному параметру.
Воспринимать на слух произведение.
Отвечать на вопросы по содержанию художественного
произведения.
Читать вслух плавно по слогам и целыми словами;
передавать интонационно конец предложения.
Объяснять название произведения.
Выбирать из предложенного списка слова для
характеристики различных героев произведения.
Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая
18 текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
Передавать характер героя с помощью жестов, мимики,
изображать героев.
Определять главную мысль; соотносить главную мысль с
содержанием произведения.
Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в
начале, потом, чем закончился рассказ.
Находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Находить слова, которые помогают представить самого
героя или его речь.
Использовать приём звукописи при изображении различных
героев.
Читать стихи наизусть.
Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на
публику; оценивать себя в роли чтеца.
Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью
учителя)
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
19 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки
авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок».
«Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки.
Рассказывание сказки на основе картинного плана.
Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение
народной и литературной сказок. Выразительные средства
языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки.
Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские
народные песенки. Английские народные песенки. Герои
песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное
чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по
ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка
планируемых достижений
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги на выставку в соответствии с темой
раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно
составленным планом, обсуждать прочитанное.
Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.
Читать известную сказку плавно, целыми словами, при
повторении — читать выразительно, воспринимать на слух
художественное произведение.
Анализировать представленный в учебнике картинный
план.
Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Рассказывать сказку на основе картинного плана.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Называть героев сказки и причины совершаемых ими
поступков, давать их нравственную
Пересказывать сказку подробно на основе картинного
плана и по памяти.
Сравнивать народную и литературную сказку.
Сравнивать различные произведения малых и больших
жанров: находить общее и отличия.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов
загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по
темам.
Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять
внимание.
Проверять чтение друг друга, работая в парах и
самостоятельно оценивать свои достижения
20 Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические
стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова,
С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства
художественной выразительности: сравнение.
Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е.
Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение
наизусть стихотворений.
Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного
текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных
поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их
выразительное чтение
Прогнозировать содержание раздела.
Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раз
дела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с
коллективно составленным планом.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Читать вслух лирические стихотворения, передавая
настроение; отражая интонацию начала и конца
предложения; с опорой на знак препинания в конце
предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают
передать настроение автора, картины природы, им
созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения,
сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же
тему; на разные темы.
Находить в загадках слова, с помощью которых
сравнивается один предмет с другим; придумывать свои
сравнения.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов
загадки.
Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное,
договариваться друг с другом
21 И в шутку и всерьёз (6 ч)
22 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания произведений раздела. Выставка книг по
теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой,
Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева,
Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому.
Звукопись как средство выразительности.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н.
Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная
дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой
юмористического рассказа. Чтение по ролям.
Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение
произведений на одну тему: сходство и различия.
Оценка достижений
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела,
рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно
составленным планом.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное,
договариваться друг с другом.
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость,
испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные
черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить
сходства и различия.
Оценивать свои достижения
Я и мои друзья (5 ч)
23 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о
детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок —
«входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е.
Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В.
Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема
произведений. Главная мысль. Нравственноэтические
представления. Соотнесение содержания произведения с
пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения.
Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш
класс — дружная семья». Создание летописи класса.
Оценка достижений
Планировать работу на уроке в соответствии с
содержанием результатов шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в соответствии с темой
раздела.
Представлять книгу с выставки в соответствии с
коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого
можно назвать другом, приятелем.
Читать произведение, отражая настроение, высказывать
своё мнение о прочитанном.
Обсуждать варианты доброжелательного и необидного
способа общения.
Определять тему произведения и главную мысль.
Соотносить содержание произведения с пословицами.
Составлять план рассказа.
Сравнивать рассказы и стихотворения.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное,
договариваться друг с другом.
Участвовать в работе группы; распределять работу в
группе; находить нужную информацию в соответствии с
заданием; представлять найденную информацию группе
24 О братьях наших меньших (5 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Планирование работы учащихся и
учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг
по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р.
Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение
стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д.
Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно
популярный тексты. Сравнение художественного и научно
популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя.
Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений
Планировать работу на уроке в соответствии с
содержанием результатов шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в соответствии с темой
раздела.
Представлять книгу с выставки в соответствии с
коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное,
договариваться друг с другом; использовать речевой
этикет, проявлять внимание друг к другу.
Читать произведение с выражением.
Сравнивать художественный и научнопопулярный текст.
Определять основные особенности художественного текста
и основные особенности научнопопулярного текста (с
помощью учителя).
Называть особенности сказок — несказок; придумывать
свои собственные сказки — несказки; находить сказки —
несказки, в книгах.
Характеризовать героя художественного текста на основе
поступков.
Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных
ошибок.
25 Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших,
выражать своё мнение при обсуждении проблемных
ситуаций.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Согласовано
Протокол заседания МО Согласовано
учителей начальных классов
от ______________№ _________ Гернец И. Д.
Руководитель МО Смирнова Т. А.
_______________
« ____» ________ 2014__ г.
Зам. директора по УВР
26 СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Гернец И.Д.
« « августа 2014г
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
муниципального образования Крымский район
г. Крымска
Календарно – тематическое
планирование
по предмету «Литературное чтение»
27 Класс 1 « б»
Учитель Смирнова Т.А.
Количество часов: всего 40 часов, в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы по литературному чтению Смирновой Т.А..
Литературное чтение (40 ч)
№
п/п
№
п/п
Тема урока
(содержание)
1
1
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником по
литературному чтению.
Система условных
обозначений. Содержание
учебника. Словарь.
Дата
проведения
План Факт
Кол
во
часов
1
Оборудова
ние
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Электронное
приложение к
учебнику,
интерактивная доска,
мультимедийный
проектор,
презентация на CD
диске.
Познавательные:
- осуществлять поиск и выделение информации.
- умение прогнозировать содержание раздела по
названию
Регулятивные:
- формировать и удерживать учебную задачу,
применять установленные правила
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной
28 2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
Жилибыли буквы (7)
В. Данько «Загадочные
буквы». Характер героев
(буквы).
И. Токмакова «Аля,
Кляксич и буква А».
Главная мысль. Проект
«Буквыгерои сказок»
С. Черный «Живая азбука»;
Ф. Кривин «Почему А
поется, а Б нет». Характер
героя произведения.
Г. Сапгир «Про медведя»,
М. Бородицкая «Разговор с
пчелой», И. Гамазкова «Кто
как кричит?». Заголовок.
И.Гамазкова, Е.Григорьева
"Живая азбука". Рифма.
С. Маршак «Автобус номер
двадцать шесть». Тема
стихотворения.
1
1
1
1
1
1
Электронное
приложение к
учебнику,
интерактивная доска,
мультимедийный
проектор,
иллюстрации, наборы
сюжетных картинок,
портреты писателей,
Тетрадь по
литературному
чтению.
форме, слушать и понимать речь других
- умение участвовать в диалоге, строить
понятные для собеседника высказывания
Личностные:
- формирование положительного отношения к
процессу чтения, книгам, к урокам
литературного чтения
Познавательные:
- уметь устанавливать причинноследственные
связи между поступками героев, делить текст
на части и составлять картинный план
- уметь выделять существенную информацию из
текста и осуществлять анализ текста,
понимать и правильно употреблять понятие
«интонация»
- уметь прогнозировать содержание
произведения по его названию, ключевым
словам, уметь анализировать и сравнивать
произведения и героев
- знать основы смыслового чтения
художественного произведения
Регулятивные:
- уметь принимать и сохранять учебную задачу в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации
- уметь адекватно воспринимать оценку учителя
и одноклассников и самостоятельно оценивать
правильность выполненных действий
29 8
7
Обобщение по разделу
«Жилибыли буквы».
Проект «Создаём город
букв». Конкурс чтецов.
1
- уметь выполнять учебные действия в устной и
письменной форме в соответствии с
установкой учителя и ориентиром на
правильность их выполнения
- уметь различать способ и результат действия,
адекватно воспринимать оценку учителя и
одноклассников
Коммуникативные:
- уметь высказывать свое отношение к
литературным произведениям и героям,
ориентироваться на позицию партнера,
вырабатывая общую позицию
- уметь формулировать ответы и задавать
вопросы старшим, сопоставлять полученные
ответы
- уметь сотрудничать с одноклассниками,
участвуя в групповой деятельности, владеть
диалогической формой речи в заданной
сюжетноролевой ситуации
- уметь задавать вопросы по тексту
произведения, формулировать собственное
мнение и позицию и понимать мнение других
людей
Личностные:
- положительное отношение к урокам
литературного чтения и умение оценивать свое
отношение к учебному процессу
- наличие интереса к учебному труду, умение
оценивать свои поступки и поведение в школе
и дома
- формирование опыта оценки своих
эмоциональных реакций на прочитанное
произведение
- умение ориентироваться в нравственном
30 Сказки, загадки, небылицы 7+1 резерв
9
1
Знакомство с названием
раздела, прогнозирование
содержания раздела. Е.
Чарушин «Теремок».
Е. Чарушин «Теремок».
Герои сказки.
Русская народная сказка
«Рукавичка». Главная
мысль сказки.
Загадки, песенки, потешки,
небылицы. Тема загадок.
Герои потешек и песенок.
Стишки и потешки из книги
«Рифмы Матушки Гусыни».
Русская народная сказка
"Петух и собака".
Инсценирование.
Небылицы. Сочинение
небылиц.
10
11
12
13
14
15
2
3
4
5
6
7
1
1
1
1
1
1
1
Электронное
приложение к
учебнику,
интерактивная доска,
мультимедийный
проектор,
раздаточный
материал,
иллюстрации, наборы
сюжетных картинок,
портреты писателей,
Тетрадь по
литературному
чтению.
плакаты из набора «
Готовимся к урокам
литературного
чтения»: книги
Познавательные:
- уметь соотносить иллюстрацию с содержанием
текста
- уметь сравнивать произведения и героев,
выявлять авторскую точку зрения
- уметь осознанно и произвольно выстраивать
речевое высказывание в устной форме, уметь
отгадывать загадки, сравнивать различные
произведения малых и больших жанров, уметь
находить общее и отличия
- уметь анализировать средства
выразительности произведения, понимать
знаки, символы
Регулятивные:
- уметь различать способ и результат действия,
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации
- уметь составлять план текста и пересказывать
по плану
31 16
8
1
Обобщение по разделу
«Сказки, загадки,
небылицы».
Оценка планируемых
достижений.
В.Г.Сутеева,
стихи А.Л.Барто,
книги о природе
В.Бианки, Книги
русских писателей о
детях, Читаем о
родной природе.
- уметь оценивать результат своих действий
после их завершения и вносить коррективы с
учетом характера сделанных ошибок,
адекватно воспринимать оценку учителя и
одноклассников
- уметь осуществлять итоговый контроль по
результату выполненного задания, сравнивать
свои ответы с ответами одноклассников
Коммуникативные:
- уметь использовать речь для сравнения
произведений художественной литературы и
выявление авторской точки зрения
- уметь формулировать свою точку зрения по
содержанию прочитанного произведения и
сравнивать ее с авторской, участвовать в
инсценировке
- совершенствовать речевые умения и навыки
при определении жанра и особенности тем
произведений фольклора
- уметь высказывать свое отношение к
персонажам произведений и оценивать
высказывание партнера
- уметь сотрудничать с одноклассниками,
участвуя в групповой деятельности,
формулировать ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста,
аргументировать свое мнение
Личностные:
- представление о добре и зле, общих
нравственных категориях и нравственном
содержании собственных поступков
- развитие интереса к урокам литературного
чтения, умение оценивать собственные
поступки и поступки героев сказок с
32 Апрель, апрель. 3венит капель! 5+1 резерв
17
1
1
18
2
19
3
20
21
4
5
Знакомство с названием
раздела. Лирические
стихотворения А. Плещеева
«Сельская песенка» , А.
Майкова «Ласточка
примчалась...», «Весна»
А. Плещеева и А. Майкова
Настроение.
Т. Белозеров
«Подснежники». С. Маршак
«Апрель». Анализ
произведений.
Литературная загадка. И.
Токмаковой "Ручей", "К
нам весна шагает" и
Е.Трутневой "Когда это
бывает.
Сочинение загадок. Проект
"Составляем сборник
загадок".
Произведение из старинных
книг А.Майкова "Христос
Воскрес". В. Берестов
«Воробушки». Р. Сеф
«Чудо»
1
1
1
1
Электронное
приложение к
учебнику,
интерактивная доска,
мультимедийный
проектор,
раздаточный
материал,
иллюстрации, наборы
сюжетных картинок,
портреты писателей,
Таблица « Стихи
С.Маршака.
Тетрадь по
литературному
чтению.
Познавательные:
- поиск в стихотворении слов, которые
помогают передать настроение автора,
картины природы, им созданной
- умение сравнивать литературные произведения
с произведениями разных видов искусств
- умение прогнозировать содержание
произведения по его ключевым словам и
фразам
- умение анализировать средства
выразительности, сравнивать искусство слова
с другими видами искусства
- умение самостоятельно пользоваться словарем
и справочником, обогащать свое
представление об окружающем мире,
анализировать и сравнивать произведение.
Регулятивные:
- умение оценивать результат своих действий
после их завершения и вносить коррективы с
учетом характера сделанных ошибок
- умение принимать и сохранять учебную
задачу, планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей
- умение различать способы и результаты
учебных действий, правильно оценивать свои
33 22
6
Обобщение по разделу
«Апрель! Апрель! Звенит
капель».
1
знания и адекватно воспринимать оценку
учителя.
Коммуникативные:
- умение формулировать вопросы для
получения необходимой ему информации и
сопоставлять полученные ответы
- совершенствование речевых умений и навыков
в процессе пересказа описания пейзажа или
явлений природы
- умение высказывать свое отношение к
содержанию произведений и оценивать
высказывания партнера
- умение использовать речевые умения в
процессе анализа содержания и структуры
произведения, работая в паре, высказывать
свое мнение
- умение договариваться и приходить к общему
решению, совершенствовать речевые навыки в
процессе обсуждения содержания и структуры
стихотворения, участвовать в диалоге и
строить монологические высказывания
- умение обсуждать и сравнивать героев
литературных произведений, выслушивать
мнение партнера и вырабатывать общую
позицию
Личностные:
- умение привлекать опыт собственных
переживаний и жизненных впечатлений в
процессе размышлений над лирическим
произведением
- умение соотносить свои жизненные
наблюдения с читательскими впечатлениями,
развитие эстетических чувств на основе
знакомства с разными видами искусства,
34 23
1
24
2
25
3
26
27
4
5
И в шутку и всерьёз (6)
Знакомство с названием
раздела, прогнозирование
содержания раздела. И.
Токмакова «Мы играли в
хохотушки». Я. Тайц
«Волк».
Г. Кружков «Ррры!», Н.
Артюхова «Саша
дразнилка». Пересказ по
опорным словам.
К. Чуковский «Федотка»,
О. Дриз «Привет", О
Григорьев "Стук", И.
Пивоварова «Кулинаки
пулинаки». Анализ
произведений.
К Чуковский "Телефон".
Авторское отношение к
изображаемому
М.Пляцковский
"Помощник". Сравнение
произведений на одну тему:
сходство и различие.
1
1
1
1
1
Электронное
приложение к
учебнику,
интерактивная доска,
мультимедийный
проектор,
раздаточный
материал,
иллюстрации, наборы
сюжетных картинок,
портреты писателей,
плакат К.Чуковский.
книги писателя.
Тетрадь по
литературному
чтению.
Познавательные:
- умение самостоятельно пользоваться
словарем, справочником, энциклопедией
- умение прогнозировать содержание
произведения по его ключевым словам и
фразам, определять жанр и тему,
анализировать средства выразительности
- умение выделять существенную информацию
из текстов разных видов, работать с таблицами
- умение использовать учебную литературу для
поиска необходимой информации в процессе
выполнения учебных заданий; понимать знаки,
символы
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную
задачу, правильно оценивать свои знания и
адекватно воспринимать оценку учителя
- умение вносить коррективы в действие после
его завершения на основе самооценки или
оценки учителя с учетом характера сделанных
ошибок
- умение планировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей
35 28
6
Обобщение по разделу «И в
шутку и всерьёз».
Оценка достижений.
1
- умение сравнивать свои результаты
выполнения учебных заданий с результатами
одноклассников, вносить коррективы в
действие после его завершения с учетом
характера ошибок
Коммуникативные:
- умение обсуждать и сравнивать героев
литературных произведений, выслушивать
мнение партнера и вырабатывать общую
позицию
- умение проявлять коммуникативную
инициативу в процессе обсуждения
содержания и поступков героев произведения,
готовность к сотрудничеству с
одноклассниками
- умение адекватно использовать
соответствующую лексику в процессе
обсуждения героев произведения, описания их
внешности, высказывать свое отношение к
прочитанному и оценивать высказывание
партнера
- умение адекватно использовать речевые
средства в процессе анализа и пересказа
содержания произведения, при составлении
описательных рассказов
Личностные:
- умение использовать свои жизненные
впечатления и переживания в процессе
размышления над произведением;
нравственное сознание и чувство
сопереживания
- умение ориентироваться в нравственном
содержании собственных поступков в процессе
обсуждения поступков героев произведения,
36 Я и мои друзья. (5+1 резерв)
29
1
30
2
31
3
32
4
33
5
Знакомство с названием
раздела, прогнозирование
содержания произведений
раздела. Ю. Ермолаева
«Лучший друг». Заголовок.
Е. Благинина «Подарок».
В. Орлов «Кто первый?». С.
Михалков «Бараны».
Анализ и оценка поступков
героев.
Р. Сеф «Совет». В.
Берестов «В магазине
игрушек». И. Пивоварова
«Вежливый ослик». Тема
произведений.
Я. Аким «Моя родня». С.
Маршак «Хороший день».
Соотнесение содержания
произведения с
пословицами.
М. Пляцковский
«Сердитый дог Буль». Ю.
Этнин "Про дружбу". Д.
Тихомиров «Мальчики и
лягушки», «Находка». План
рассказа.
1
1
1
1
1
Электронное
приложение к
учебнику,
интерактивная доска,
мультимедийный
проектор,
раздаточный
материал,
иллюстрации, наборы
сюжетных картинок,
портреты писателей,
наборы развивающих
игр, мультимедийные
обучающие
программы, документ
камера, DVDфильмы,
презентации на CD
дисках.
Плакат « Книги
С.Маршака»
Познавательные:
- умение выделять существенную информацию
из текстов разных видов, работать с таблицей,
понимать символы, знаки
- умение устанавливать причинноследственные
связи между поступками героев,
анализировать и сравнивать произведения;
умение самостоятельно пользоваться словарем
и справочником
- умение анализировать средства
выразительности, используемые автором
произведения, и сравнивать произведения,
выявлять авторскую точку зрения.
- осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме; смысловое
чтение
Регулятивные:
- умение планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации
- самостоятельно оценивать свои знания и
адекватно воспринимать оценку учителя и
одноклассников
- умение обсуждать и сравнивать героев,
различать способ и результат действия,
37 34
6
1
Обобщение по теме «Я и
мои друзья».
Проект "Наш класс
дружная семья". Создание
летописей класса.
Оценка достижений.
Тетрадь по
литературному
чтению.
самостоятельно оценивать правильность
выполнения действий и вносить коррективы
- уметь сравнивать свой ответ с ответами
одноклассников
Коммуникативные:
- умение обсуждать и сравнивать содержание и
поступки героев литературных произведений,
используя соответствующую лексику
- умение строить монологическое высказывание
в процессе обсуждения поступков героев
произведений, используя соответствующую
лексику, выслушивать мнение партнера и
вырабатывать общую позицию по данному
вопросу
- умение работать в паре, участвовать в
диалоге, вырабатывая общую позицию по теме
обсуждения
- определять общую цель и пути ее достижения,
осуществлять взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение
окружающих
Личностные:
- умение использовать свои жизненные
впечатления и переживания в процессе
размышления над произведением
- умение внимательно относиться к
нравственному содержанию своих поступков,
дружить со сверстниками и дорожить своей
дружбой
- умение оценивать свои эмоциональные
реакции на слова и поступки окружающих
- осознание ответственности человека за общее
благополучие, самостоятельность и личная
ответственность за свои поступки
38 Электронное
приложение к
учебнику,
интерактивная доска,
мультимедийный
проектор,
раздаточный
материал,
иллюстрации, наборы
сюжетных картинок,
портреты писателей,
наборы развивающих
игр, мультимедийные
обучающие
программы, документ
камера, DVDфильмы,
презентации на CD
дисках.
О братьях наших меньших. (5+1 резерв)
35
1
36
2
37
3
1
1
1
Знакомство с названием
раздела. Стихотворения о
животных. С. Михалков
«Трезор». Р. Сеф «Кто
любит собак».
В. Осеева «Собака яростно
лаяла».Токмакова «Купите
собаку». Анализ и оценка
поступков героев.
М. Пляцковский «Цап
Царапыч». Г. Сапгир
«Кошка».В. Берестов
«Лягушата».В. Лунин
"Никого не обижай".
С.Михалков "Важный
совет". Различение жанров
художественных
произведений
Познавательные:
- осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме
- ориентироваться в разнообразии способов
решения задач, смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от цели
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем, предвосхищать
результат, выполнять учебные действия в
материализованной, гипермедийной,
громкоречевой и умственной форме,
использовать речь для регуляции своего
действия
- формулировать и удерживать учебную задачу,
адекватно использовать речь для планирования
и регуляции своей деятельности, применять
установленные правила в планировании
способа решения
Коммуникативные:
- определять общую цель и пути ее достижения,
адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь;
- соблюдать правила речевого этикета
Личностные:
- этические чувства, прежде всего
доброжелательность и эмоционально
39 Плакат « Книги о
природе»
38
4
39
40
5
6
Сказкинесказки Д.Хармса
"Храбрый еж", Н. Сладкова
«Лисица и Ёж». Тексты
художественный и научно
популярный: их
особенности и различия.
С.Аксаков "Гнездо".
Пересказ на основе
иллюстраций.
Обобщение по теме «О
братьях наших меньших».
Оценка достижений.
Итого:
1
1
1
40
часов
нравственная отзывчивость
- социальная компетентность как готовность к
решению моральных дилемм, устойчивое
следование в поведении социальным нормам
Материальнотехническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2011.
Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2010.
Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: ВАКО, 2012.
Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение учебник, в двух частях: 1 класс. М.:
Просвещение,2011.
С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2011.
Планирование учебной деятельности Начальная школа Обучение чтению. Литературное чтение. Поурочные планы.1 класс
Издательство « Учитель»
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы печатных и письменных букв).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
40 Портреты писателей и поэтов.
Набор плакатов и таблиц « Готовимся к урокам литературного чтения» : В.Г. Сутеев, А.Л.Барто, В.Бианки, Книги о детях,
Читаем о родной природе, Народные сказки, стихи К.Чуковского.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Материалы сайтов:
Официальный сайт издательства « Просвещение»;
nsportal.ru
Pro.Школу.ru
Pedsovet.su и другие
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по
другим предметам. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими
ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на
прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать
художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с
некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных
произведениях.
41 К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению, будет достигнут необходимый уровень
читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную
самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными
приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как
грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета,
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие
тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать
наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией
(сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научнопопулярной литературой, будут
находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в
группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как
источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений,
аргументации, иной информации);
• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов);
• читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные
произведения после предварительной подготовки (только для художественных текстов);
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое/выборочное — в соответствии
с целью чтения (для всех видов текстов);
42 • ориентироваться в содержании художественного и научнопопулярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и
про себя, при прослушивании):
— для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и
устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию
произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
— для научнопопулярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая
в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
— для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать
взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
— для научнопопулярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать
взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
— для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать
текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не
высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев,
опираясь на содержание текста;
— для научнопопулярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи,
отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события,
соотнося их с содержанием текста;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами (только для художественных текстов);
43 • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого) (для всех видов текстов);
• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное
мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех
видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
• удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого
вида текста;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами
со ссылками на текст;
• составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
• осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;
• вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для
планирования своего круга чтения;
• составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
• работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой;
• самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
• распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов
и средств художественной выразительности);
44 • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных
текстов;
• различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры
этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в
произведениях;
• находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий
(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
• определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
• создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
• восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
• составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
• составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
• вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его
содержание, например рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевлённого предмета;
• создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
• работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно)
художественное произведение
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МО Зам. директора по УВР
45 учителей начальных классов _____________ ________
от ____________ № _______ «______» августа 201_ г.
______________ Смирнова Т.А.
46
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Литературное чтение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.