Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Оценка 5
Образовательные программы
docx
чтение
3 кл
04.05.2018
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» ( Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014 г.)
пояснительная записка лит чт 3 кл. 2017-2018.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,
М.В. Головановой «Литературное чтение. 14 классы» ( Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 14 классы. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014 г.)
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно
нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к
чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовнонравственное и эстетическое содержание
которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся
овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения
своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог,
высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно
пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным
1 читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в
постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает
книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается
рассмотрением сюжетноинформационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словеснообразную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению
в средней школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Основными задачами курса являются:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное
мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение
учащихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев,
идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую
самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический
и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научнопознавательным.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков
отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научнопознавательные).
2 Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об
окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социальнонравственный
и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность.
Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических
умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать,
говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование
коммуникативных навыков.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных
(синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного
объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением
содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и
интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и
используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения
постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения
воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в
условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе
литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на
предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый,
выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения
совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и
научнопознавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми
умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее
(основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка),
особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразитель
ные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность
стихотворной речи).
3 При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно
познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного
искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словеснохудожественого образа, через
который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность
художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику,
обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовнонравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно
воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со
словом) используется жизненный, конкретночувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в
процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает
полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственноэстетического отношения к действительности. Учащиеся
выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров,
режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному
творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА,
КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных
недель 1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно
нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственноэстетическими ценностями своего народа и народов других стран,
способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и
анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом
играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовнонравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока
4 литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаковосимволических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинноследственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественнотворческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
Умение слушать (аудирование)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научнопознавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативноречевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать
текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида
чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания
этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочноиллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
7 соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственноэстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения нравственноэтических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе
разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам
учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков
героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего
текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательность событий.
Работа с научнопопулярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и
справочным материалом.
8 Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно
задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Знакомство с культурноисторическим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные
сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и
других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с
учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о
защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедические,
детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе,
честности, юмористические произведения.
9 ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе худо
жественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного
опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстамиописаниями, находить литературные произведения, созвучные своему
эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 КЛАСС)
Наименование разделов и тем
Всего часов
№
1. Самое великое чудо на свете
2. Устное народное творчество
3. Поэтическая тетрадь 1
4. Великие русские писатели
2
14
11
26
10 5. Поэтическая тетрадь 2
6. Литературные сказки
7. Былинебылицы
8. Поэтическая тетрадь 1
9. Люби живое
10. Поэтическая тетрадь 2
11. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
12. По страницам детских журналов
13. Зарубежная литература
6
9
10
6
16
8
12
8
8
Итого:
136 часов
СОДЕРЖАНИЕ
«Литературное чтение» 3 класс (136 ч.)
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси – настоящие
произведения искусства». Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации.
Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.
Оценка достижений
Устное народное творчество (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и
богородская игрушка.
Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «ИванЦаревич и Серый Волк», «СивкаБурка». Особенности волшебной
сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.
Сравнение художественного текста и произведения живописи.
11 Проект: «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями».
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научнопопулярная статья «Как научиться читать стихи» Я.
Смоленского.
Русские поэты XIX—XX вв.
Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественновыразительное значение. Олицетворение — средство художественной
выразительности. Сочинениеминиатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.
И. Никитин. «Полно, степь моя...», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение
как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».
И. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.
Оценка достижений
Великие русские писатели (26 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение
стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как
средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной
сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки Л. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом, их сравнение.
И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылову.
Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.
Инсценирование басни.
М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.
Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лири
ческого текста и произведения живописи.
Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н.
Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои).
12 Рассказописание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст
рассуждение. Сравнение текстарассуждения и текстаописания.
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.
К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Оценка достижений.
Литературные сказки (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Н. МаминСибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев
сказок. Нравственный смысл сказки.
В. М. Гаршин «Лягушкапутешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки.
Подробный и выборочный пересказ сказки.
Оценка достижений
Былинебылицы (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение про
должения сказки.
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.
А. И . Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.
А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов
на одну и ту же тему.
13 С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Оценка достижений
Люби живое (16 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст.
Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И. С. «СоколовМикитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный
герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.
В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.
А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение.
С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение.
Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение.
Проект: «Праздник поэзии».
Оценка достижений
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произ
ведения.
А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная
мысль произведения. Восстановление порядка событий.
Н. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.
Носова.
14 Оценка достижений
По страницам детских журналов (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ.
Легенды своей семьи.
Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Оценка достижений.
Зарубежная литература (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои
и их подвиги. Пересказ.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.
Оценка достижений
Используется учебнометодический комплект:
Изучение предмета «Литературное чтение» осуществляется по программе УМК «Школа России» под редакцией А. А. Плешекова.
1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 14 классы. Л. Ф. Климанова, М. В.
Бойкина. – М.: Просвещение, 2014 г.)
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2х ч.
Ч 1,2. М.: Просвещение, 20122017г.
3. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс В 2х ч. Ч 1,2. М.: Просвещение, 20142017г.
15 Учебнометодическое обеспечение:
Методические пособия
Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс.
1.
2. 7. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс.
Книги для учителя
1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.
2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника
1.
Л.Ф. Климанова «Литературное чтение в начальной школе: 3 класс: книга для учителя»/ режим доступа: http://school
russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29170
2. Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: поурочные разработки: 3 класс/ режим доступа: http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29208
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в
цифровой форме).
форме).
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор (по возможности).
Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).
Аудиоцентр/магнитофон.
Диапроектор.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Экспозиционный экран (по возможности).
Компьютер (по возможности).
Сканер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Принтер струйный цветной (по возможности).
Фотокамера цифровая (по возможности).
16 Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности)
Экраннозвуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. Составители:
Н. А. Стефаненко, И. В. Рябушкина. 1, 2, 3, 4 классы.
Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
Оборудование класса
Ученические одно и двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Полки для книг.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
по курсу «Литературное чтение» 3 класс Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой средствами
Приложение
Планируемые результаты обучения
17 ( Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 14 классы. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.
– М.: Просвещение, 2014 г., с.98 , с. 112 121)
УМК «Школа России» (3 класс)
Планируемые результаты изучения курса разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими
учителю разрабатывать свою рабочую программу.
Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными
возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материальнотехническими и другими условиями образовательной организации.
Учащиеся научатся:
Личностные
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе
пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять
рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о
Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной
любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях
писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал,
урокиконцерты, урокипраздники, урокиконкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Метапредметные
формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя
свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план
изучения темы урока;
18
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с
помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),
связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков
«+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать
свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего
плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен,
следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже
умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал,
значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы
баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со
сверстниками.
19 Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации,
репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от
мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова,
Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по
ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение
автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины
художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью
рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения,
обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение;
находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от
мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
20
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков
литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по
ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в
которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического
рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительновыразительных средств языка произведения, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и
стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае
несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать
для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников
групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих
ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через
Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
21
готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в
презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы
уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному
произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений
автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при
выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения
по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать,
выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных
затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
22 Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
Предметные
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по
смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным
праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных
высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к
чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для
ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и
поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и
дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и
др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается,
стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая
своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения
великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически
23
воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное
автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного
произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для
соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и
тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст;
пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и
индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным
текстом – повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и
праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора,
летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной
теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника
(«Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в
читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
24
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и
поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику
народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте
доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий
(фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной
выразительности.
25
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.