Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
музыка
5 кл
13.05.2018
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.
Музыкальное образование в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Курс музыки 5 класса состоит из разделов «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.
рабочая программа по музыке для 5 класса.doc
Дорошенко Светлана Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  п.Хурмули Солнечного муниципального района Хабаровского края Согласовано:                                                                                                                  Утверждаю: заместитель  директора  по УВР                                                                                   директор   МБОУ СОШ п.Хурмули                                                                                                 МБОУ СОШ п.Хурмули ________________/ Татанова С.А./                                                                              приказ от “____”  августа 2017 г. от  “____”  августа  2017 г.                                                                                            ________________/ Зырянова Н.М./     РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по учебному предмету  «Музыка» для учащихся 5­7 классов на 2017/ 2018 учебный год разработала учитель Дорошенко Светлана Александровна рассмотрено: на заседании ШМО учителей  протокол № _________ от “____”  августа 2017 г Дорошенко Светлана Александровна п.Хурмули,  2017 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5­7 классов составлена в соответствии с  Федеральным государственным  образовательным стандартом основного  общего образования 2011 года, примерной программой основного общего образования  по  музыке с учетом  авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой (Музыка. 5­7 классы. Искусство. 8­9 классы. Сборник рабочих  программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций/  Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова  – М.: Просвещение, 2014. Предметная область – «Искусство». Музыкальное   образование   (воспитание,   обучение   и   развитие)   в   основной   школе   способствуют   дальнейшему   развитию   у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования   личностной   позиции   в   мире   искусства,   подготовки   учащихся   к   музыкальному   самообразованию.   Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров   на   основе   собственной   музыкально­творческой   деятельности   и   опыта   приобщения   к   выдающимся   произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Дорошенко Светлана Александровна Особое   значение   в   основной   школе   приобретает   развитие   индивидуально­личностного   отношения   учащихся   к   музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью  музыкального   воспитания   в   школе   является   развитие   музыкальной   культуры   как   неотъемлемой   части   духовной культуры.                    Задачи музыкального образования учащихся 5 – 7 классов:  развитие  музыкальности;   музыкального   слуха,   певческого   голоса,   музыкальной   памяти,   способности   к   сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;   освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно­образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального   языка;   музыкальном   фольклоре,   классическом   наследии   и   современном   творчестве   отечественных   и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;  овладение практическими умениями и навыками  в различных видах музыкально­творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально­пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;               воспитание  эмоционально­ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего   народа   и   других   народов   мира;   музыкального   вкуса   учащихся;   потребности   в   самостоятельном   общении   с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Дорошенко Светлана Александровна Для   более   полного   формирования   прочных   представлений   о   жизненном   содержании,   стилях,   жанрах,   художественных направлениях   прошлого   и   настоящего   разных   стран   широко   используются  межпредметные   связи  с   историей   (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений). Методы музыкального образования и воспитания  отражают цель, задачи и содержание данной программы:    Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;    Метод  интонационно – стилевого постижения музыки;    Метод эмоциональной драматургии;    Метод концентричности музыкального материала;    Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;    Метод  создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)    Метод игры;    Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).    Метод моделирования художественно – творческого процесса. Обоснование выбора УМК:       Преподавание учебного предмета «Музыка»  осуществляться по  программе  и завершенной предметной  линии  с 5 по 7 классы  основного общего образования по  УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка» , представленному в федеральном перечне Дорошенко Светлана Александровна учебников.    По усмотрению образовательного учреждения и  учителя, учтена  преемственности с программой по музыке в  начальной школе. Программа и УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» полностью обеспечивают  содержание государственного образовательного стандарта в основной школе.  В авторскую программу  внесены изменения  в связи с несоответствием количества часов, отведённого на изучение предмета (в авторской программе – 35 ч., по учебному плану – не менее 34 ч.): 5 класс –  раздел «Музыка и литература» уменьшен на 1 час за счёт изучения темы «Вокальная музыка» не 3 часа, а 2 часа. Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить   в   сознание   ребят   как   часть   жизни,   как   сама   жизнь.   Важнейшей   особенностью   программы   является   ее   тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она   раскрывается   от   урока   к   уроку.   Между   четырьмя   четвертями   и   между   всеми   годами   обучения   также   осуществляется внутренняя   преемственность.   В   основе   различных   форм   приобщения   школьников   к   музыке   лежит   эмоциональное,   активное восприятие   музыки.   Активное   восприятие   музыки   –   основа   музыкального   воспитания   в   целом.   Только   тогда   музыка   может выполнить   свою   эстетическую,   познавательную   и   воспитывающую   роль,   когда   дети   научатся   по­настоящему   слышать   ее   и размышлять   о   ней.   Неумеющий   слышать   музыку   никогда   не   научится   по­настоящему   хорошо   ее   исполнить   (петь,   играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время Дорошенко Светлана Александровна игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление   сделать   что   –   то   свое,   новое,   лучшее.   Развитие   творческих   способностей   учащихся   осуществляется   через исполнительскую   деятельность:   хоровое   и   сольное   пение,   импровизация,   пластическое   интонирование,   драматизация   песен, сочинение попевок. Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта:  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 5 класс»: Учебник  для учащихся 5 класса,М., Просвещение, 2015.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 6 класс»: Учебник  для учащихся 6 класса,М., Просвещение, 2015.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 7 класс»: Учебник  для учащихся 7 класса,М., Просвещение, 2008.  Критская   Е.Д.,   Сергеева   Г.П.,   Шмагина   Т.С.   «Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Музыка»   для   учащихся   5   класса», М.,Просвещение, 2014­2017.  Критская   Е.Д.,   Сергеева   Г.П.,   Шмагина   Т.С.   «Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Музыка»   для   учащихся   6   класса», М.,Просвещение, 2014­2017.  Критская   Е.Д.,   Сергеева   Г.П.,   Шмагина   Т.С.   «Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Музыка»   для   учащихся   7   класса», М.,Просвещение, 2014­2017.  Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс» ­ (CD mp3)  Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» ­ (CD mp3)  Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс» ­ (CD mp3) Дорошенко Светлана Александровна Рабочая программа рассчитана на 102 ч., 34 ч. в год в каждом классе: 1 час в неделю. Формы организации учебного процесса:  ­  групповые, коллективные, классные и внеклассные.   Виды организации учебной деятельности:  ­ урок, экскурсия, путешествие, исследование  Виды контроля:  ­ вводный, текущий, тематический, итоговый  ­ фронтальный, комбинированный, устный   Формы (приемы) контроля:  ­ наблюдение, беседа, проверочная работа, работа по карточке, тест. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями   к уровню подготовки учащихся 5 класса в форме контрольных работ 4 раза в год: в конце каждой четвери. Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изучение  музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и  создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно­эстетическому воспитанию школьников, подразумевая  организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию  основного и дополнительного образования учащихся. Дорошенко Светлана Александровна Исследовательские проекты. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не только на обобщение  фактических знаний учащихся, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Активное включение  школьников в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной  среде. Проект («брошенный вперед») — прообраз какого­либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании  рассматривается как некая альтернатива классно­урочной системе. Современный проект учащихся — это средство активизации  познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в  коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные  интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и  интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько  учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации,  присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и  видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит  формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения. В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как  индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных Дорошенко Светлана Александровна впечатлений школьников, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов,  рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др. Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защищают. Защита  проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН),  музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и  др. Изучение курса «Музыка» обеспечивает определённые результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны  приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: ­ чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной  принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;  усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; ­целостный, социально­ ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и  религий; ­ ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  обучению и познанию; Дорошенко Светлана Александровна ­уважительное отношение к иному мнению, истории и других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; ­коммуникативность и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,  общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; ­ участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных  особенностей; ­ признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; ­принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ­эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического осознания как результата освоения художественного наследия  народов России и мира, творческой деятельности музыкально­эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий,  проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: ­ умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; ­умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач; Дорошенко Светлана Александровна ­ умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения  учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных  результатов; ­ умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и  познавательной деятельности; ­ умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации; умение устанавливать причинно­следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; ­ умение владеть смысловым чтением текстов различных стилей и жанров; ­ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; ­ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,  распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: ­ сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры; ­ потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно­нравственного развития, социализации, самообразования,  организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в  развитии мировой культуры; Дорошенко Светлана Александровна ­развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного  мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально­ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе  восприятия и анализа художественного образа; ­ мотивационная направленность на продуктивную музыкально­творческую деятельность (слушание музыки, пение,  инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально­пластическое движение и  др.); ­воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих  способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; ­расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке  своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; ­овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство  во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной  грамотой в рамках изучаемого курса; ­приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально­учебной деятельности,  включая информационно­коммуникационные технологии; ­сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально­творческих задач. Дорошенко Светлана Александровна Содержание  предмета «Музыка»  V­VII классы (102 часа) Основу программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка  различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о  музыкальном творчестве отечественных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский­Корсаков, С. В.  Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин). Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М. П.  Мусоргского, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Шнитке, С. А.  Губайдиллиной и др.; творчество композиторов­песенников И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, А. Н. Пахмутовой и артистов  эстрады (Л. Утесов); многообразие современной музыкальной жизни (авторская песня, электронная музыка и др.). Школьники знакомятся с искусством интерпретации на примере выдающихся российских исполнителей (Ф. И. Шаляпин, А. В.  Нежданова, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Е. В. Мравинский, А. В. Свешников и др.) и музыкальных исполнительских коллективов  (Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Национальный академический оркестр народных  инструментов России им. Н. П. Осипова, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова,  Государственный академический камерный оркестр России, Государственный духовой оркестр России, Биг­бэнд имени О.  Лундстрема). Ученики получают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального  образования (Московский международный Дом музыки, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского,  Санкт­Петербургская консерватория им. Н. А. Римского­Корсакова), российских театрах оперы и балета (Большой театр,  Мариинский театр). Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов (И.­С. Бах, В.­А. Моцарт, Л. Ванн Бетховен, Ф. Шопен, Р.  Шуман, Э.Григ), знакомятся с художественно­образным содержанием творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж.  Россини, К. Дебюсси, М. Равеля, К. Орфа, А. Шёнберга и др., получают обобщенное представление о джазовом стиле ((джаз, Дорошенко Светлана Александровна спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают знания о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала (Италия, Милан), Гранд­опера (Франция, Париж), Ковент­Гарден  (Англия, Лондон) и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок­музыка и ее различные направления, диско­ музыка и др.). Школьники учатся понимать народное поэтическое, песенное и инструментальное музыкальное творчество как часть духовной  культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира,  ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают  особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художественного общения,  осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплощения народной  музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее  выразительности народно­песенных истоках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой русского национального  музыкального искусства – колокольные звоны. Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно­образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое  воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально­ инструментальная и камерно­инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,  национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство  исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Дорошенко Светлана Александровна Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт  — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных  видов искусства. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и  жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных  образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические  образы и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и  жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно­симфонический цикл.  Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и  зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал),  западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили,  жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа.  Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная  музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно­песенные истоки  русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона. Дорошенко Светлана Александровна Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и  неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная  популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок­музыка (рок­опера, рок­н­ролл, фолк­рок, арт­рок), мюзикл, диско­ музыка. Информационно­коммуникационные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы.  Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо­сопрано, альт, тенор,  баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные  электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно­джазовый оркестр. Основные виды учебной деятельности школьников На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся – слушанию музыки, пению,  инструментальному музицированию, музыкально­пластическому движению и драматизации музыкальных произведений –  добавляется музыкально­творческая практика с применением информационно­коммуникационных технологий. Это не только  позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально­образное пространство сети Интернет, познакомиться с  современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и  содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека. Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально­образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей,  расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и  зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры,  размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Дорошенко Светлана Александровна Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки  (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и  двухголосном исполнении произведений отечественных  и зарубежных авторов. Совершенствование вокально­хоровых умений и  навыков для передачи музыкально­исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально­ творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса). Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных  элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных  музыкальных произведений разных форм и жанров. Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной  творческой деятельности. Музыкально­пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов.  Эмоциональное, индивидуально­личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и  индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально­пластических композиций в соответствии с жанровой  спецификой исполняемых произведений. Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально­творческой деятельности.  Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор  сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально­ образного содержания классических и современных музыкальных произведений. Музыкально­творческая практика с применением информационно­коммуникационных технологий. Музыкально­ образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Дорошенко Светлана Александровна Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных  произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов. Курс музыки 5 класса (34 часа) состоит из разделов:  «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Раздел «Музыка и литература» призван способствовать выявлению общности жизненных истоков и взаимосвязь музыки и  литературы, проявлению эмоциональной отзывчивости, отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и  исполнении, размышлению о знакомом музыкальном произведении, высказыванию суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, импровизированию в соответствии с самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально­ ритмическом движении, поэтическом  слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Дорошенко Светлана Александровна Определять характерные признаки музыки и литературы. Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно  исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального  творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действий. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края, региона. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на  инструментах). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях (при их наличии). Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию  музыкальных и литературных произведений. Курс       «Музыка и изобразительное искусство» способствует тому, чтобы: Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Дорошенко Светлана Александровна Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов в  произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно­образную  природу музыкального искусства. Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Владеть  музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное  отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и  группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно­ образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном  дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания  специфики языка каждого из них (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.). Дорошенко Светлана Александровна Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять  поиск музыкально­образовательной информации в сети Интернет. Оценивать собственную музыкально­творческую деятельность и  деятельность своих сверстников.              В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок­оперы), кино. 5 класс Раздел 1. Музыка и литература (16 ч) Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей. Песня русская в березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...  Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...  Жанры инструментальной и вокальной музыки.  Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя летит с мольбою  Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.  Всю жизнь мою несу родину в душе.«Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?  Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Дорошенко Светлана Александровна Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной — черный гость...  Первое путешествие в музыкальный театр.  Опера. Оперная мозаика. Опера­былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!  Второе путешествие в музыкальный театр.  Балет. Балетная мозаика.  Балет­сказка «Щелкунчик»  Музыка в театре, кино, на телевидении  Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл  Мир композитора.  Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч) Что роднит музыку с изобразительным искусством  Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых...  Звать через прошлое к настоящему Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища  Музыкальная живопись и живописная музыка. Дорошенко Светлана Александровна Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — краски, мои краски — напевы... И это все весенних дней приметы! Фореллен­ квинтет. Дыхание русской песенности Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.  Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...  Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло  Волшебная палочка дирижера ( Дирижеры мира.  Образы борьбы и победы в искусстве.  О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет... Застывшая музыка.  Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков... Содружество муз в храме  Полифония в музыке и живописи.  В музыке Баха слышатся мелодии космоса...                Музыка на мольберте. Композитор­художник.   Я   полечу   в   далекие   миры,   край   вечной   красоты...   Звучащие  картины.   Вселенная   представляется   мне большой симфонией...  Импрессионизм в музыке и живописи.  Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе  О подвигах, о доблести, о славе...  О тех, кто уже не придет никогда, — помните! Звучащие картины  В каждой мимолетности вижу я миры...Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского Дорошенко Светлана Александровна Мир композитора. С веком наравне.                                    Учебно­тематический план предмета  «Музыка» 5 класс. № Разделы  Кол­ Контр Характеристика деятельности учащихся УУД во оль Дорошенко Светлана Александровна часов 5 класс 1 Музыка и  литератур а 16 2 Выявлять  общность   жизненных   истоков   и   взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять  эмоциональную   отзывчивость,   личностное отношение   к   музыкальным   произведениям   при   их восприятии и исполнении. Исполнять  народные   песни,   песни   о   родном   крае современных композиторов;  Понимать стихотворных текстов. Воплощать  музыкальных произведений в драматизации, инсценировке,  особенности   музыкального   воплощения художественно­образное   содержание пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать  в   пении,   игре   на   элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации. Находить  ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Владеть  музыкальными   терминами   и   понятиями   в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении,  Высказывать суждение об основной идее, о средствах и ­ организация самостоятельной  работы; ­ соблюдение норм поведения в  окружающей среде; ­ воспринимать  информацию; ­ оценивать  и  осмыслять резуль­таты своей   деятельности; ­ умение понятно, точно, корректно В излагать свои мысли; ­ умение отвечать на вопросы; ­ работать с рисунками;  ­составлять рассказ по рисунку; ­ определять общие свойств и   признаки предметов (по  результатам наблю­дения,  объяснений учителя); ­ подбирать  ассоциативные  ряды к  художественным произведениями  различных видов искусства; ­ владение умениями совместной Дорошенко Светлана Александровна результате изучения курса по музыке учащиеся научатся  В сфере личностных результатов: выражать  эмоциональное   содержание   музыкальных   произведений   в   исполнении,  участвовать  в   различных   формах музицирования;; осуществлять исследовательскую деятельность художественно­эстетической направленности, участвуя в творческих проектах,  в том числе связанных с музицированием;  проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;   самостоятельно  определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,  развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;   организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных  образов разных искусств, различать их особенности;  раскрывать образное содержание музыкальных произведений  разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке; В сфере предметных результатов: разбираться в основных достижениях различных областях  культуры. основам реализации проектно­исследовательской деятельности; Дорошенко Светлана Александровна проводить наблюдение под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; разбираться в событиях художественной жизни отечественной  и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.  называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры  мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в  разных видах музыкальной деятельности;  определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох; применять  информационно­коммуникативные технологии для    расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. В сфере метапредметных результатов:  наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к  различным видам искусства; ставить цели и задачи на каждом уроке;  планировать учебную деятельность на уроке и дома; осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся V класса Обучение музыкальному искусству в V классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:  понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки,  литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; Дорошенко Светлана Александровна  размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее  воплощения;   различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;  творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально­ритмическом движении,  поэтическом слове, изобразительной деятельности;  участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на  инструментах);  передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;  развивать умения и навыки музыкально­эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,    самостоятельная   работа  в  творческих  тетрадях, посещение концертов, театров и др.;  проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально­эстетической жизни класса, школы. 5 класс № Дата Дата уро план факт ка Тема урока Тип урока Элемент содержания 1 05.09 Музыка и литература 1 четверть Что роднит  музыку с  Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии  (фразы, предложения,  восклицания, вздохи). литературой Вводный Связь музыки и литературы Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно­образный анализ  музыки.  Хоровое пение Вид, форма контроля ИКТ входн устны ой й опрос Видео­ презентац ия  «Музыка  и  литерату ра» 2 3 4 5 Дорошенко Светлана Александровна 12.09 Вокальная  музыка  Песня – самый распространенный жанр музыкально­литературного  творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как  теку щий 19.09 Расширение  и углубление  знаний сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно­образный анализ  прослушанной музыки устны й опрос презентац ия  «Русские  народные песни» Хоровое пение  Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые,  частушки, обрядовые 26.09 Фольклор в Связи музыки с литературой: произведения программной инстру­  музыке  русских  ментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе  различных литературных источников 03.10 теку устны щий й опрос композиторо в Интонационно­образный анализ музыки. Устный контроль.  Хоровое пение  Сообщение и  усвоение  новых знаний Дорошенко Светлана Александровна 6 10.10 Жанры  инстру­ Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная темат ическ ментальной и  вокальной  баркарола Слушание музыки. Интонационно­образный анализ. Устный,  ий музыки фронтальный контроль. Хоровое пение  Расширение  и углубление  знаний фрон тальн ый  опрос , пров  раб 7 8 17.10 Вторая  Широкое отражение народной песни в русской профессиональной  итого устны 24.10 жизнь песни Сообщение  и усвоение  новых  знаний 2 четверть музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искус­ ством Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах).  Хоровое пение  вый й, письм енны й, контр . работ а Дорошенко Светлана Александровна 9 07.11 «Всю жизнь  мою несу  Колокольный звон в музыке. Звучащие картины Интонационно­образный анализ музыкального и художественного ряда.  теку щий Хоровое пение. Беседа по теме занятия индив идуал ьный презентац ия «Колокол ьность в картинах » Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное  теку устны своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и  западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов щий й опрос Хоровое пение. Беседа. Интонационно­образное сопоставление музыки и литературных произведений родину в  душе…» Расширение  и углубление знаний Писатели и  поэты о  музыке и  музыкантах  Расширение  и углубление знаний Первое  путешествие в 10 14.11 11 21.11 История развития оперного искусства. Основные понятия жанра.  Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в  теку щий устны Видео й фрагмент опрос ы  из опер музыкальный  театр. Опера. опере. В основе оперы – литературное произведение Интонационно­образный анализ музыки. Устный контроль Расширение  Хоровое пение и углубление  знаний Дорошенко Светлана Александровна 12 28.11 Опера­ былина Н. А.  Опера. Римского­Корсакова «Садко» Интонационно­образный анализ фрагментов из оперы. Тест Хоровое пение. Музыка к новогоднему празднику Римского­ Корсакова  «Садко» Расширение  и углубление  знаний Второе  путешествие  13 05.12 темат ическ ий тест Видео фрагмент ы  из оперы «Садко» Видео фрагмент ы  из балетов самос тояте льная работ а История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В  основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского  теку щий в музы­ кальный  «Щелкунчик» Устный контроль. Интонационно­образный анализ фрагментов из балета  театр. Балет  Хоровое пение. Музыка к новогоднему празднику Расширение  и углубление  знаний Дорошенко Светлана Александровна 14 12.12 Музыка в  театре, кино,  Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах  искусства: в театре, кино, на телевидении темат ическ устны Видео й фрагмент на те­ левидении  Сообщение и  усвоение  новых знаний Третье  путешествие  в музы­ 15 19.12 Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия Хоровое пение. Музыка к новогоднему празднику ий опрос ы  по теме Расширение  представлений   о   жанре  мюзикла.  История   возникновения темат контр.  Видео жанра.   Основные   его   отличия   от  оперы   (театр   «легкого»   стиля). Наиболее известные мюзиклы ическ ий кальный  театр.  Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно­образный анализ.  Проверочная работа. 16 26.12 Мюзикл Мир  композитора Хоровое пение. Музыка к новогоднему празднику Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно­образный анализ.  Хоровое пение. Музыка к новогоднему празднику итого вый Музыка и изобразительное искусство 3 четверть работа ; индиви дуальн ый. устны й фрагмент ы  из мюзиклов През  «Компози опрос торы» Дорошенко Светлана Александровна 17 16.01 Что роднит  музыку с  Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь  музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и  теку щий фрон тальн фотоилл юстрации изобра­ зительным ис­ музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и  изобразительного искусства ая Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным  образам древнерусского и западноевропейского искусства теку щий групп овая фотоилл юстрации Слушание музыки. Интонационно­образный анализ музыкальных и ху­ дожественных произведений. Устный групповой контроль Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: прошлое к на­ стоящему» сопоставление героических образов музыки с образами  изобразительного искусства Расширение и  углубление  знаний Музыкальная Слушание музыки. Интонационно­образный анализ музыкальных и ху­ дожественных произведений. Устный контроль Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и  живопись и   живописная  живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть  музыку? музыка Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонациионно­образный  анализ музыкальных и художественных произведений теку щий устны й опрос теку щий устны фотоилл й юстрации опрос кусством? «Небесное и  земное» в  звуках и  красках «Звать через  18 23.01 19 30.01 06.02 20 21 13.02 20.02 22 Дорошенко Светлана Александровна 23 27.02 Колокольност ь в музыке и  В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С.В. Рахманинова и В. Г. Кикты) темат ическ устны й фотоилл юстрации 06.03 24 25 13.03 изобразитель­ ном  искусстве Портрет в му­ зыке и  Слушание музыки. Интонационно­образный анализ. Устный контроль ий опрос Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители.  Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном  теку щий устный опрос фотоилл юстрации изобразительно м искусстве Волшебная  искусстве. Слушание музыки. Интонационно­образный анализ. Устный  контроль. Хоровое пение Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении  палочка  дирижера симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их  выразительная роль. Известные дирижеры мира группо вая устны Диск й «Музыкаль темат ическ ий письм ные Расширение  и углубление  Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный кон­ троль (карточки) енны инструмент й ы» знаний Дорошенко Светлана Александровна 26 20.03 Образы  борьбы и  Жизнь и творчество Людвига Бетховена. Образный строй Симфонии №  5. Творческий процесс сочинения музыки композитором теку щий победы в ис­ кусстве Расширение  и углубление  знаний 4 четверть Застывшая  музыка 27 03.04 Слушание музыки. Интонационно­образный анализ. Устный контроль. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного  искусства. Архитектура – застывшая музыка теку щий Сообщение и  усвоение  Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно­ образный анализ. Хоровое пение устны й опрос фотоилл юстрации устны й опрос 28 10.04 новых знаний Полифония в  Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий  темат устны фотоилл музыке и жи­ вописи полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение ическ ий й юстрации опрос групп овая Сообщение и  усвоение  новых знаний Музыка 29 17.04 Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К.  теку устны фотоилл на мольберте Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии  щий й юстрации Дорошенко Светлана Александровна Сообщение и  усвоение  музыки, изобразительного искусства и литературы Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание  опрос 30 24.04 новых знаний Импрессиони зм в музыке и  иллюстраций (репродукций картин) Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаи­ модействие и взаимообусловленность в музыке и живописи живописи Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение теку щий устны й През  «Импресс опрос ионизм» 31 01.05 32 08.05 Сообщение и  усвоение  новых знаний «О подвигах,  о доблести, о  Тема   защиты   Родины   в   произведениях   различных   видов   искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием темат ическ устны през й славе…» Слушание музыки. Интонационно­образный анализ. Хоровое пение ий опрос Сообщение и  усвоение  новых знаний «В каждой  ми­ молетности  вижу я  миры…» Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского.  Своеобразие их творчества теку щий Слушание музыки. Интонационно­образный анализ. Хоровое пение фотоилл юстрации устны й опрос Дорошенко Светлана Александровна 33 15.05 22.05 34 Мир  композитора Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и  изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на  итого вый пров.  работа фотоилл юстрации примере творчества русских и зарубежных композиторов Слушание музыки, хоровое пение, устный контроль ; индиви дуальн ый.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 5 класс»: Учебник   для учащихся 5 класса,М., Просвещение, Список научно­методического обеспечения. 2015.  Критская   Е.Д.,   Сергеева   Г.П.,   Шмагина   Т.С.   «Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Музыка»   для   учащихся   5   класса», М.,Просвещение, 2014­2017.  Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс» ­ (CD mp3)  Сергеева Г.П. Музыка. 5 – 7 классы. Искусство. 8­9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой,   Е.Д.Критской:   пособие   для   учителей   общеобразоват.организаций/   Г.П.Сергеева,   Е.Д.Критская, И.Э.Кошекова  – М.: Просвещение, 2014. MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий» 3. Караоке по­русски для компьютера. 2003 Дорошенко Светлана Александровна 3. Единая коллекция ­ http  4. Российский общеобразовательный портал ­ http   ://   collection  .  cross    ­  edu       .  ru   /  catalog  ://   music  /  rubr    .  edu   /  f  544   .  ru   /    b  3  b  7­   f  1  f  4­5   b  76­    f  453­552    f  31   d  9  b  164 5. Детские электронные книги и презентации ­ http  6. Сайт караоке – http://www.karaoke.ru/catalog/  ://   viki  .  rdf   .  ru   /   Материально­техническое обеспечение 1. Комплект портретов композиторов. 2. Комплект таблиц «Музыкальные инструменты». Примерный перечень музыкального материала 5 класс. Раздел 1. Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.  Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.  Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.  Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.  Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.  Во  ноле  береза  стояла;  Я на  камушке  сижу;   Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Нe одна­то ли во ноле доро­ женька; Ах ты, ноченька и др. Русские народные песня.  Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.  Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Дорошенко Светлана Александровна Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.   Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.  Песенка о словах. С. Старобинскяй, слова В. Вайнина.  Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.  Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.  Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.  Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский­Корсаков. Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.  Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина,   «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. Песня венецианского гондольера (№6). Из цикла «Песни без слов» для фортепиано. Ф. Мендельсон.  Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.  Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония­действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В.  Гаврилин. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка. Украинская народная песня. Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский­Корсаков. Дорошенко Светлана Александровна Снег идет. Из Маленькой кантаты «Снег идет» (1­я часть). Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.  Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.  Снег.   Из   вокального   цикла   «Земля».   М.   Славкин,   слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима, Ц.  Кюи, слова Е. Баратынского. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.­А. Моцарт. Маленькая точная серенада (фрагменты). В ­А   Моцарт.  Dona nobis pacem. Канон. В.­А. Моцарт.  Реквием (фрагменты). В.­А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель; Садко. Опера­былина (фрагменты). Н. Римский­Корсаков.  Орфей а Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.  Щелкунчик. Балет­феерия (фрагменты). П. Чайковский.  Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.  Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.­Л. Уэббер.  Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М.  Подберезского.  Дуэт  лисы  Алисы   и   кота   Базилио.   Из   музыки   к   сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.  Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.  Хлопая в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.  Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина. Дорошенко Светлана Александровна Птица­музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского. Примерный перечень литературных произведений Из Гёте. М. Лермонтов. Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.  Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.  Венецианская ночь. И. Козлов.  Осыпаются листья в садах... И. Бунин.  Скучная картина... А. Плещеев.  Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.  Листопад. И. Бунин.  О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.  Война колоколов. Дж. Родари.  Снег идет. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.  Горсть земли. А. Граши.  Вальс. Л. Озеров. Тайна запечного сверчка, Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин. Руслан  и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). A.Пушкин. Былина о Садко. Из русского народного фольклора. Дорошенко Светлана Александровна Щелкунчик. Э.­Т.­А. Гофман. Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции». Музыкант­чародей. Белорусская сказка. Примерный перечень произведений изобразительного искусства Натюрморт с попугаем и нотным листом. Т. Теплов.  Книги и часы. Неизвестный художник.  На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов­Мусатов.  Стога. Сумерки; Вечер, Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухое. Осень. А. Головин. Полдень. К. Петров­Водкин. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов. Ожидание. К. Васильев. Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев. Дворик в Санкт­Петербурге. М. Добужинский. Песня без слов. Дж.Г. Баррабл. Вальсирующая пара. В. Гаузе. Дорошенко Светлана Александровна Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко  и  Морской  царь.  Книжная  иллюстрация. B.  Лукьянец. Садко, Иллюстрации к «Сказке о царе Султане...» А. Пушкина. И.Билибин. Волхова. М. Врубель.  Новгородский торг. А. Васнецов.  Песнь Волжского челна. В. Кандинский.  Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Раздел 2. Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.  Аве, Мария. Д. Каччини.  Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.  Аве, Мария. И.­С. Бах ­ Ш. Гуно. Дорошенко Светлана Александровна Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).  Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Форель Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова. Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов.  Прелюдия соль­диез минор. С. Рахманинов.  Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.  Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Ария. Из «Нотной тетради Анны­Магдалены Бах». И.­С. Бах.  Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.­С. Бах.  Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на  тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.  Вариация на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С­Бах.  Прелюдия. М. Чюрленис. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.  Кукольный кэк­уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К: Дебюсси. Мимолетности № 1,  7, 10. С. Прокофьев.  Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Дорошенко Светлана Александровна Рисунок, А. Куклин, слова С. Михалкова.  Семь моих цветных карандашей.   В.   Серебренников,  слова В. Степанова. Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.  Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.  Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.  Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой. Примерный перечень произведений изобразительного искусства Чувство звука. Я. Брейгель.  Сиверко. И. Остроухое.  Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев.  Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин. Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов­Мусатов. Пейзаж. Д. Бурлюк.  Бурный ветер. А. Рылов.  Формула весны. П. Филонов.  Весна. Большая вода. И. Левитан. Фрески собора Святой Софии в Киеве. Дорошенко Светлана Александровна Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.  Н. Паганини. С. Коненков. Антракт. Р. Дюфи. Ника Самофракийская.  Восставший раб. Микеланджело.  Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа Скрипка. Р. Дюфи.  Скрипка. И. Пуни.  Скрипка. К. Петров­Водкин.  Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков.  Оркестр. Л. Мууга.  Три музыканта. П. Пикассо. Православные храмы и их внутреннее убранство.  Готические соборы и их внутреннее убранство. Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис. Впечатление. Восход солнца.  К. Моне. Руанский собор в полдень.  К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.  Композиция. Казаки. В. Кандинский. Дорошенко Светлана Александровна Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.  Вечно живые. Цикл гравюр. С.Красаускас. Примерный перечень литературных произведений Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.  Островок. К. Бальмонт.  Весенние воды. Ф. Тютчев. Мне в душу повеяло жизнью и волей...  А. Майков. По дороге зимней, скучной...  А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев. И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова. Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей — то скрипка пела... А. Блок.  Березовая роща. В. Семернин. Под орган душа тоскует... И. Бунин. Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт. Реквием. Р. Рождественский. Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер Дорошенко Светлана Александровна

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018