Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе
Оценка 5
Образовательные программы
docx
труд
3 кл
19.12.2017
Обучение труду в 3 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
ручной труд.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе составлена на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва
«Просвещение» 2009года)
Программа рассчитана на 17 часов.
Обучение труду в 3 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в
труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на
занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты,
убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего
распорядка и безопасной работы, санитарногигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы
работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер,
способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении
трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который
осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи,
рисования, математики.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно
полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и
др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного
материала общеобразовательных предметов, может способствовать более
прочному усвоению этих знаний.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности
работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать
правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения
задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление
объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
На уроках труда решаются задачи развития трудовой деятельности
учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению.
.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с
тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и
растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе
может включать все содержание программы или 1—2 блока..
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К
общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа
успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами
безопасности.
Работа с природным материалом (многодетальные объемные изделия)
Содержание программы
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови,
кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски
желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе:
цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при
работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными
(бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарногигиенических
навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек,
проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
Работа с бумагой
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу
подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских
природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический
материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона.
Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор,
ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый
клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и
намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий
при окантовке.
Работа с проволокой
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом,
отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы
с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок
рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы
учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении
проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая,
стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками;
тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с
проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток.
Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение
санитарногигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки
плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Экскурсия в столярную мастерскую.
Работа с древесиной
Практические работы Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую
заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой.
Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для
изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и
палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и
проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов.
Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении
древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается
вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и
соблюдение санитарногигиенических требований при работе с древесиной.
Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка
древесины напильником и наждачной бумагой.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное
сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор
материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем
самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно.
Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять
необходимые контрольные действия.
Отчет о последовательности
изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей
изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов.
Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка
при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение
деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих
пространственные признаки предметов и пространственные отношения
предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны
уметь
:
самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия; делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по
вопросам
учителя с употреблением в речи технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при
выполнении
плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать
пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки
предметов, и
слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и
линейки.
Учащиеся должны
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
знать
:
ножницами,
иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
приемы соединения деталей;
названия инструментов;
элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.
Учебно – тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол во часов
№
1
2
3
4
5
Работа с проволокой.
Работа с бумагой и картоном.
Работа с природным материалом.
Работа с древесиной.
Работа с металлоконструктором.
Всего уроков
2
4
4
4
3
17
Учебно – методическое обеспечение программы:
Основная литература: 1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный и 14 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8е
издание М.: «Просвещение», 2009 г.
2 Книга « 114 игрушек и поделок из всякой всячины» И.Агапова М.
.Давыдов.
3.Пособие:«Технология. Ручной труд»3 класс Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2012г Л.А.
Кузнецова.
4.Пособие « Поурочные планы» Л.А. Кузнецова.
Дополнительная литература:
6. Пособие «:Трудовое обучение» Издательство «Учитель» поурочные
планы Н.А. Тараканова
7.Пособие:. Татьяна Геронимус .Уроки труда 14 класс «Работаем с
удовольствием» Москва «АСТ –ПРЕСС» школа 2003г
8.Пособие :«Забавные поделки» Издательство«Мой мир» 2008г И.
Федорова
Для реализации рабочей программы используется учебнометодический
комплект:
Л.А. Кузнецова «Технология». «Ручной труд» 3 класс. Учебник для
специальных (коррекционных( учреждений VIII вида. Просвещения 2012года
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока
12
34
56
78
Работа с природным материалом.
Жираф.
Работа с природным материалом. Паук.
Работа с бумагой и картоном.
Аппликация «Петушок»
Работа с бумагой и картоном.
Аппликация «Зима»
Работа с древесиной. Флажки.
910 Работа с проволокой. Животные.
11
12
13
14
15
17
Работа с древесиной. Плечики для
одежды.
Работа с металлоконструктором.
Колво
часов
Дата
проведения по
плану
Дата
проведения
фактически
2
2
2
2
2
2
2
3
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.