Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
Взрослым
23.05.2019
Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи" для студентов техникумов. Программа продолжает изучение материала по русскому языку, полученного в средней образовательной школе. Содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
35.02.07 Механизация ОГСЭ.05 РЯ и КР.doc
Министерство образования и науки Ульяновской области Департамент профессионального образования и науки Областное  государственное бюджетное  профессиональное  образовательное учреждение «Кузоватовский технологический техникум»       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        ОГСЭ.05  «Русский язык и культура речи» 35.02.07«Механизация сельского хозяйства» по программам подготовки специалистов среднего звена Кузоватово                                                    Содержание 1. Паспорт рабочей  программы учебной дисциплины.       2 Структура и примерное содержание учебной дисциплины.    3. Условия   реализации     рабочей   программы   учебной дисциплины.       4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Стр. 3 6 21 23 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи 1.1.Область   применения   программы.    Рабочая   программа   учебной   дисциплины является  вариативной частью  основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. № 456) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по специальностям 35.02.07.Механизация сельского хозяйства. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с    ФЗ­273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 07 мая 2014 года №  456  «Об утверждении  ФГОС среднего (полного) общего образования», письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06­ 259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования   на   базе   основного   общего   образования   с   учетом   требований   Федеральных государственных   стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности     среднего профессионального образования».  1.2. Цели учебной дисциплины: Содержание программы «Русский язык и культура речи» направлено на достижение следующих целей: • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,  речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,  лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно,  стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных  речевых ситуациях; • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;  информационных умений и навыков.   1.3.   Общая характеристика учебной дисциплины: Русский язык и культура речи как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения. .Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка. Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык икультура речи» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета . 1.4. Результаты освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: −− воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; −− понимание роли языка как основы успешной социализации личности; −− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; −− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; −− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; −− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; • метапредметных: −− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; −− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; −− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; −− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка и культуры речи • предметных: −− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; −− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; −− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; −− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; −− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; −− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; −− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; −− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы . 1.5. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский  язык и культура речи является вариативной частью ОГСЭ. 00 общего гуманитарного и  социально­экономического   цикла  основной профессиональной образовательной  программы по специальности среднего профессионального образования  35.02.07  Механизация сельского хозяйства и предназначена для реализации требований  Федерального государственного образовательного стандарта СПО по данной дисциплине 1.6. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:  ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;  ­ самостоятельной работы обучающегося 14 часов. 2. Структура и содержание учебной дисциплины. 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы. Виды учебной работы Объём часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная нагрузка  (всего) В том числе:  ­ лабораторные занятия  ­ практические занятия  ­ контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося  (всего) В том числе:  ­ подготовка сообщений  ­ подбор текстов разных жанров  ­ работа с учебной и справочной литературой  ­ работа с разными видами словарей  ­ написание творческих работ  ­ построение разных типов текстов  ­ подготовка докладов, рефератов  ­ анализ текстов Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета 62 48 ­ 20 14 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи Сам. работа устные, письменные, контрольные работы, самостоятельная работа Содержание учебного материала, теоретические, практические, Макс. объём часов Аудит. объем часов Наименование разделов и тем 1 Введение обучающегося. 2 Содержание учебного материала Цель и задачи дисциплины Требования к занятиям. Анализ учебных пособий. Тест на обученность. Лабораторные работы Уровень усвоения 6 2 2 2 3 3 ­ 1 10 4 2 1 1 ­ 8 2 5 1 1 2 1 Самостоятельная работа обучающегося:  ­ Подготовить выступление «Мировое значение русского языка» Раздел 1. Стилистика Тема 1.1. Основной состав   русского языка.   Язык   и речь. Уметь:  пользоваться терминологией; различать особенности языка и речи, различать функциональные стили речи; Знать: функции языка, стили речи, виды норм русского литературного языка, основные лингвистические термины; условия речевого общения. Содержание учебного материала     3 Понятие литературный язык Русский язык – язык межнационального общения. Мировое значение русского языка Объекты   и   содержание   основных   лингвистических дисциплин Язык и речь. Речевое общение – мотивированный живой процесс между участниками коммуникации. Структура речевого общения Язык – это средство общения. Тема 1.2. Специфика   устной и письменной речи. Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала  2.  Составить сообщение «Особенности языка и речи». Содержание учебного материала. 1 3   отчет,   доклад,   описание, Особенности жанров устной речи: рассказывание, пересказ, сообщение,   рассуждение, дискуссия. Устное выступление – это живое общение: значение жестов, импровизированность, точность речи, эмоциональность.  Речевые средства. Диалогическая речь. Реплика – стимул. Реплика – реакция. Синтаксис диалога. Интонация Монологическая   речь   и   ее   виды   (повествование, рассказывание,   описание, рассуждение).   пересказ,   сообщение,       Практические   занятия   №1   Написание   сочинения   ­   рассуждения Что главное в человеке, чем определяется его ценность? Самостоятельная работа обучающегося: 1. Изучение информационного материала 2. Составить развернутый тезисный план рассуждения на одну из тем: 1) Можно ли в наши дни стать Ионычем? 2) Правильно ли, что в настоящей любви « дружба и юность превыше всего»? Содержание учебного материала. 2 2 2 Культура речи. Нормы речи. Варианты норм:  а) лексическая норма б) орфоэпическая норма в) морфологическая норма г) синтаксическая норма Тема 1.3. Понятие о нормах   русского литературного языка. Виды норм. 1 1 1 2 2 1.4. Тема Функциональные стили русской речи. Содержание учебного материала     Понятие функциональных стилей речи. Стили   устной   речи:   разговорный   и   ораторский,   их характерные черты и особенности. Книжные стили речи: а) научный, его черты и особенности; б) публицистический, его черты и особенности; в) официально­деловой, его черты и особенности; г) художественный, его черты и особенности. Практические занятия № 2:Оформление деловых бумаг    Раздел 2 Лексика 2 8 2 6 Уметь:  пользоваться   изобразительными   средствами   русского литературного языка в устной и письменной речи; использовать нормы словоупотребления; разграничивать и использовать в речи различные лексические   пласты;   использовать   в   устной   и   письменной   речи устойчивые словосочетания; работать со словарями разных видов. Знать:   изобразительные   средства   русского   литературного   языка; нормы   словоупотребления   лексической   сочетаемости   слов; фразеологизмы, типы фразеологизмов, особенности сочетаемости слов; особенности и значимость словарей разных видов Содержание учебного материала 3 2 Многозначные и однозначные слова. Типы переноса значений. Связь между значениями слов. Использование   многозначных   слов   в   художественных произведениях. Омонимы. Омоформы. Омографы. Омофоны. Синонимы контекстуальные). Использование синонимов в речи. Антонимы, их виды. (идеографические, стилистические,       2.1. Тема Использование изобразительных средств   русского языка. 2 2 2 2 1 2.2.   Тема Лексические нормы. Языковые   возможности   выразительности   речи.   Тропы. Фигуры речи. Самостоятельная работа обучающегося:    1. Выделить изобразительные средства языка в тексте (Введенская. Русское слово, стр. 55). Содержание учебного материала Употребление синонимов, антонимов, омонимов. Различие смысловой и экспрессивной окраски слов. Омонимия. Стилистическое разграничение паронимов. Многословие. Плеоназм   –   избыток   близких   по   смыслу   и   логически излишних слов. Тавтология – повторение однокоренных слов. Расчленение   сказуемого,   то   есть   замена   глагольного сказуемого глагольно­именным сочетанием. Слова­паразиты. синонимическим     Практические занятия №3 Лексические нормы   Тема 2.3. Фразеология. Типы фразеологических единиц. Использование их в речи. Содержание учебного материала Фразеология. Фразеологический оборот и его признаки. Типы   фразеологических   единиц   (сращения,   сочетания, единства, выражения). Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов русского языка. Антонимия фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в устной и письменной речи. Источники фразеологизмов. Авторские фразеологизмы. 1 1 2 2 2 2 3 2 Практические занятия №4 Использование фразеологизмов в речи Самостоятельная работа обучающегося:  1.  Изучение информационного материала  2.  Пользуясь словарями, объясните значение новых фразеологизмов: 1) белая пудра, вставные челюсти, детский сад, каменный век; 2) красный карандаш, крестный отец, пожарная команда, стиральная доска. Раздел  3 Фонетика 2 6 2 8 3 1 2 1 1 2 2 2 Уметь:  классифицировать   согласные   и   гласные   звуки;   выделять согласные  твердые и мягкие;  выделять  слоги  открытые  и закрытые; уметь   пользоваться   правилами   переноса   слов;   понимать   и   видеть выразительность, фонетическую особенность текста. Знать:   что   такое   фонетика,   фонема;   классификацию   и   образование звуков, слогов; особенности фонетической организации текста; приемы фонетической организации; Содержание учебного материала Классификация и образование звуков. Понятие фонемы. Позиционные чередования. Сильные и слабые позиции. Слог. Теория слога. Слогораздел. Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала  2. Объясните значение слов: 1) орден – ордер, 2) комплекс – комплект, 3) оружие   ­ орудие, 4) обмотать – обметать, 5) частота – чистота, 6) приказ – наказ  ­ Разделите слова для переноса: ясно, пояснил, знамя, единый, ёмкий, приём, знание, официально, документация, стиль.. Содержание учебного материала 2 2 Звукопись. Звукоподражание. Звуковые повторы. Неблагозвучие. Тавтограммы. Палиндром. Тема 3.1. Основные фонетические единицы. Фонетические Тема 3.2   средства выразительности. Использование словесных шуток, скороговорок. Практические занятия № 5 Фонетический разбор слов Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала   2.   Напишите   сочинение   «Что   я   хочу…».   Расскажите   о   серьёзных вещах в шутливом тоне. Раздел 4 Орфоэпия. Графика   4.1. Тема Особенности русского   ударения. Нормы ударения. Тема   4.2.   Нормы произношения. Уметь:  использовать   в  устной   и   письменной   речи   нормы   ударения; использовать   в   речи   нормы   произношения;   характеризовать изобразительные возможности средств русской графики. Знать: особенности русского ударения, нормы ударения;  особенности русского произношения;  принцип русской графики. Содержание учебного материала Фонетическая природа словесного ударения. Место ударения в слове. Клитики. Слабое ударение. Фразовое, тактовое, логическое ударение. Ударение   в   краткой   и   сравнительной   форме прилагательных.   Колебания   ударения   в   форме множественного числа (бела – белы, низки – низки). Ударение   в   глаголах   прошедшего   времени   ед.   числа женского рода (взяла, спала). Ударение в сложносокращенных словах. Ударение в кратких страдательных причастиях. Содержание учебного материала. Сильная и слабая позиция для гласных. Сильная и слабая позиция для согласных. Произношение звука  Г. Произношение сочетания  ЧН. Произношение окончаний прилагательных  ­ ого,   ­ его. Произношение – тся,  ­ ться. Произношение заимствованных слов. 3 8 2 3 1 1 2 2 6 2 2 2 1 2 Практические занятия №6  Орфоэпические нормы Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала  2.  Проанализировать текст с точки зрения правил орфоэпии, то есть найти   слова,   которые   надо   произносить   не   так,   как   они   написаны. Указать   соответствующее   правило   (Л.А.Введенская.   Культура   речи. Ростов­на­Дону, «Феникс», 2000 г.) Содержание учебного материала Фигурное расположение текста. Смена шрифтов. Употребление графических средств выделения слов. Особые   приемы   включения   в   текст   числительных   и числовых обозначений. Передача слов графическими средствами. Знаки препинания в предложении. Тема 4.3.  Графика. Позиционный принцип   русской графики. Изобразительные средства   русской графики. Самостоятельная работа обучающегося:  1.  Изучение информационного материала  2. Подготовить сообщение «Русский алфавит и его история». Орфография. Морфемика. Раздел 5 3 6 Уметь:  применять   на   письме   орфографические   навыки,  творческое   мышление; словообразования, различать их. Знать: особенности принципов   русской орфографии; особенности и способы русского словообразования.   развивать   использовать   различные   способы   5.1. Тема   Принципы русской орфографии. Трудные   случаи орфографии. Тема Морфемика.   5.2. Содержание учебного материала Морфологический принцип написания. Традиционный принцип написания. Фонетический принцип написания. Слитное, раздельное, дефисное написание. Употребление прописных букв. Способы переноса слов. Содержание учебного материала. Понятие морфемы. Основа. Окончание. Корень. Приставка. Суффикс. 1 1 1 2 2 6 2 2 2 1 2 2 2 Способы словообразования. Основные морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования.  Другие способы словоизменения:  а) добавление к основе слов различных окончаний; б)   добавление   формообразующих   суффиксов,   которые   не изменяют   основного   значения   слова,   но   образуют   новые слова. Особенности словообразовательной системы деловой речи. Практические занятия №7  Словообразовательные нормы: Закончить фразы деловых писем, используя клише: 1. В ответ на Вашу просьбу… 2. Считаем необходимым еще раз напомнить… 3. Ставим Вас в известность… 4. Убедительно просим Вас… 5. Мы будем весьма признательны Вам за участие в….. Раздел 6 Морфология   6.1. Тема Морфология. Грамматические категории способы   выражения в  русском языке.   и их Уметь:  грамотно использовать категории и нормы русского языка в письменной речи. Знать: грамматические категории и способы выражения их в русском языке;  морфологические нормы и их значение в культуре речи. Содержание учебного материала Грамматические   категории   имени   существительного. Типичные   ошибки,   связанные   с   неверным   употреблением категорий рода, числа, падежа. Грамматические категории имени прилагательного. Грамматические категории местоимений. Грамматические категории имени числительного. Грамматические категории глагола. Особенности морфологического строя деловой речи. 2 4 2 6 3 2 1 2 2 2 6.2.   Тема Морфологические нормы 2 1 Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала  2.  Составить с данными словами такие словосочетания, в которых бы четко был обозначен их род: Диван – кровать, платье – костюм, роман – газета, штаб – квартира, МИД, ВГИК.   ­ Ответить на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого­либо   официального   документа:   объявления,   инструкции, справки: 1. Шьют ли в ателье пальто из их материала? 2. Можно в транспорте заниматься коммерцией? 3. Заверит ли нотариус копию   документа, если у меня нет с собой паспорта? 4. Можно ли в транспорте ездить в спецодежде? 5. Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии? Содержание учебного материала. 3 1 2 Морфологические   нормы   имени   существительного: употребление   форм   рода,   числа,   падежа.   Вариативность форм падежных окончаний. Имя прилагательное. Употребление полной и краткой форм прилагательного   в   функции   сказуемого.   Формы сравнительных степеней и их использование в речи.   Использование   собирательного Имя   числительное. числительного и ошибки в речи. Речевые ошибки, связанные с использованием количественных числительных. Падежные окончания числительных. Местоимение. Речевые ошибки, связанные с образованием ненормативных Использование синонимических   притяжательных   местоимений.   Личные местоимения, дублирующие подлежащее. Глагол.   Вариативность   глагольных   форм.   Смешение семантических вариантов в речи. Трудности в образовании форм прошедшего времени и использование их в речи. местоимений. Практические занятия №8 Морфологические нормы (исправление деформированного текста) Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала   2.     Исправьте   ошибки   и   неточности   в   употреблении   местоимений (Л.В.Балашова. Русский язык и культура общения, 1 часть. Саратов, «Лицей», 2001г. упр. 18, стр. 113) 2 Раздел 7. Синтаксис 13 10 Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса и русская пунктуация. Уметь:  использовать   на   письме   основные   синтаксические   понятия; использовать   нормы   русской   пунктуации;   грамотно   использовать   в речи синонимические нормы русского языка. Знать: назначение и особенности русского синтаксиса; вариативность синонимических   понятий;   особенности   русской   пунктуации; особенности порядка слов в предложении, особенности согласования и управления;  обособление; синонимию предложений. Содержание учебного материала 3 2 Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Связь слов в предложении. Смысловая связь слов в предложении. Порядок   слов   в   предложении   с   обособленными   и необособленными распространенными определениями. Замена   придаточных   предложений   причастными   и деепричастными оборотами. Трудности   в   построении   сложносочиненных   и сложноподчиненных предложений. Синонимия сложного союзного и бессоюзного предложения. Синтаксические средства выразительности. Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала  2. Докажите высказанную  мысль «Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст»   (К.Паустовский).   Используйте   сложные   конструкции предложений и синтаксические средства выразительности. 2 2 2 1 3 1 1 7.2. Тема Особенности синтаксиса деловой речи. Тема 7.3. Синтаксические нормы   русского языка Тема 7.4. Правила оформления деловых писем. Содержание учебного материала Особенности использования в деловой речи словосочетаний. Особенности   использования   в   деловой   речи   простых предложений, осложненных однородными членами. Особенности   использования   в   деловой   речи   сложных предложений. Практические занятия № 9:  1. Анализ текста    Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала  2.  Напишите автобиографию. Содержание учебного материала Особенности порядка слов в предложении. Особенности согласования и управления. Употребление обособленных конструкций. Замена прямой речи косвенной. Стилистические   возможности   использования   различных типов сложных  предложений. Содержание учебного материала Классификация   деловых   писем   по   функциональному признаку. Классификация деловых писем по тематическому признаку. Правила   оформления   письма   –   приглашения,   письма   – ответа,   письма   –   запроса,   сопроводительного   письма, гарантийного, инициативного письма. Языковые конструкции деловых писем. Самостоятельная работа обучающегося:  1. Изучение информационного материала;   2.   Составить   письмо   –   приглашение   принять   участие   в   научно   – практической конференции. Содержание учебного материала Использование персонального компьютера при оформлении документов. Тема Современные   7.5. 2 2 2 1 1 1 1 3 2 3 2 2 2 2 2 Факсимильные сообщения. Сообщения электронной почтой. Цели и задачи рекламы. Обязательные компоненты текста. Средства   эмоционального   воздействия   на   потребителя рекламы. Практические занятия № 10:  1.  Составление текста­рекламы средства обмена  информацией. Особенности   языка рекламы. Д/З Максимальная учебная нагрузка Обязательная аудиторно­учебная нагрузка В том числе: теоретических практических контрольная работа Самостоятельная работа Дифференцированный зачет 2 2 62 48 28 20 14 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств, правил); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)  3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 2.3. Основные виды учебной деятельности обучающихся  по дисциплинеОГСЭ.05 Раздел учебной дисциплины Введение Основные виды деятельности обучающихся  Стилистика Лексика Фонетика • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • определять цели и задачи дисциплины: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру стран • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека • пользоваться терминологией; • различать особенности языка и речи; • различать функциональные стили речи; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • анализировать речь с точки зрения правильности точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально- делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально- делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и Орфоэпия. Графика Орфография. Морфемика Морфология Синтаксис пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфоэпический анализ; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения норм произношения и графического обозначения • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; • проводить морфемный, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм; Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический,лексический, морфемный словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический,пунктуационный); • комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и культуры речи. Оборудование учебного кабинета: 1. Мебель и стационарное оборудование: ­доска классная; ­ стол преподавательский; ­ стул для преподавателя; ­ столы для студентов; ­ стулья для студентов ­ книжные шкафы. ­ информационно­коммуникативные средства; ­экранно­звуковые пособия; ­ комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,  инструкции по их использованию и технике безопасности; ­ библиотечный фонд. 3.2. Информационное обеспечение обучения. 1.Перечень основной литературы: 1. Л.В.Балашова. Русский язык и культура речи (практикум в 2­х частях). Саратов, ОАО Издательство «Лицей», 2015, 1 часть – 190 стр. 2. Воителева Т.М., Антонова Е.С. Русский язык и культура речи. ОИЦ «Академия», 2016, 320 стр. 3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи. ООО УИЦ «Гардарики», 2017, 256 стр. 4. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. ООО «Издательство КноРус», 2015, 256 стр. 5. Самсонов Б.Н. Русский язык и культура речи.  ИД «Оникс», 2015, 304 стр. 2.Перечень дополнительной  литературы:  1. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум, М., Флинта, Наука , 2015 г. 2. Русский язык и культура речи: учебное пособие под ред. О.Я.Гойхмана, М., Инфра – М, 2016 г. 3. Лобичева Е.В. Русский  язык. На пути к экзамену: ЕГЭ сдаём без проблем. Москва: ЭксМО, 2015 г. 4. Н.Ф. Попова. Документационное обеспечение управления. Учебное пособие, Ростов –на – Дону, Феникс, 2015 г 5. М.Ю. Рогожин Документационное обеспечение управления. Практическое пособие, М., издательство РДЛ, 2016г.  Словари 1.Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2015. 2.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2015.. 3.Ожегов   С.И.,   Шведова   Н.Ю.   Толковый   словарь   русского   языка.   –   М.,   1992.   4.Через дефис, слитно или раздельно? Словарь­справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2016. 5.Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2015. 6.Шанский   Н.М.,   Боброва   Т.А.   Школьный   этимологический   словарь   русского   языка: Происхождение слов. – М., 2015.  7.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2015.  Для преподавателей Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99­ФЗ, от 07.06.2013 № 120­ФЗ, от  02.07.2013 № 170­ФЗ, от 23.07.2013 № 203­ФЗ, от 25.11.2013 № 317­ФЗ, от 03.02.2014 № 11­ФЗ, от 03.02.2014 № 15­ФЗ, от 05.05.2014 № 84­ФЗ, от 27.05.2014 № 135­ФЗ, от 04.06.2014 № 148­ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145­ФЗ). Приказ Минобрнауки России от 7.05.2014 № 456«Об утверждении федерального государ­ ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»  (зарегистриро­ ван в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 456 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего  (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и  ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по организации  получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ  среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом  требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой  профессии или специальности среднего профессионального образования». Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для  учреждений сред. проф. образования. — М., 2017. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений. — М., 2015. Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2015. Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — Интернет­ресурсы www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР). www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно­справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»). www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка). www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru) www. metodiki. ru (Методики). www. posobie. ru (Пособия). www. it­n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин­ формационные технологии на уроках русского языка и литературы). www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учи­ тель — учителю» издательства «Просвещение»). www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру). www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба). www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы). www/Jlport.com – словари русского языка  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ       ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (метапредметные, предметные)  • метапредметные: −− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по- ниманием), говорением, письмом; Основные показатели оценки результата • Владение знаниями  критериев хорошей  речи Формы и методы контроля и оценки результатов обучения   экспертная   оценка   устных и письменных высказываний. • Осуществление  самоконтроля при  создании устного и  письменного  высказывания • Оценивание устных  и письменных  высказываний с  точки зрения  языкового  оформления • Владение  умением  сравнивать и  анализировать  основные языковые  единицы с точки  зрения  правильности,  точности и  уместности их  употребления экспертная выполнения упражнений    оценка • Воспроизведение  схемы  лингвистического  анализа текстов. • Применение знаний    устный   опрос   по   схеме лингвистического   анализа текстов,  экспертная   оценка устных   и   письменных высказываний. о различных  функциональных  стилях  и  применение навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще- ственно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности −− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо- вание приобретенных разновидностях  языка при  лингвистическом   анализе текстов  • Свободное  установление  стиля  текста  • Владение умением  выделять главное в  учебном материале,  структурировать его в зависимости от  коммуникативной  задачи; деятельности.  • Экспертная оценка  сообщений, докладов Владение умением выделять главное в учебном материале, структурировать его    оценка Экспертная использования   различных информационных   ресурсов при   подготовке   домашнего задания,  сообщений, докладов Экспертная оценка  устных и письменных высказываний  различных типов и жанров • Владение  умением  самостоятельно  создавать устные и  письменные  монологические и  диалогические  высказывания  различных типов и  жанров знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; −− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност- ного и межкультурного общения −− готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по- лучаемую из различных источников  умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор- мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче- ния русского языка предметные: −− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при- менение знаний о них в речевой практике; −− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно- научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота- ций, рефератов, сочинений различных жанров;   • Четкая  самоорганизация,  самоконтроль и  самооценка своей  речевой  деятельности.    Четкая   самоорганизация, самоконтроль   и   самооценка своей речевой деятельности   −− сформированность представлений об изобразительно- выразительных возможностях русского языка   Воспроизведение в  речи  основных  орфографических и  пунктуационных   норм современного  русского  литературного языка  экспертная оценка  диктанта, тестирования Воспроизведение в речи основных  орфографических и  пунктуационных  норм  современного русского  литературного языка  экспертное речевого обучающихся     наблюдение поведения экспертная выполнения   переработке текстов   оценка   заданий   по • Применение знаний  норм речевого  поведения в  различных сферах и  ситуациях общения, • Четкая  самоорганизация,  самоконтроль и  самооценка своей  речевой  деятельности.  • Владение умением  выделять главное в  учебном материале,  структурировать  его. • Самостоятельное  преобразование  учебного материала  владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; −− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации −− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос- приятия и интеллектуального понимания −− сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; • Свободное  применение знаний и умений  по  дисциплине в  практической  деятельности и  повседневной жизни • Создание словаря по профессиональной  лексике экспертное речевого обучающихся     наблюдение поведения Экспертная   оценка   словаря по   профессиональной лексике Экспертная оценка  устных и письменных высказываний  различных типов и жанров способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен- тированных устных и письменных высказываниях  сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. • • • установление связи  между понятиями  «язык» и «история»,  его конкретным  выражением и  правилами  владение  умением  сравнивать и  анализировать  основные этапы  развития русского  языка и культуры  речи воспроизведение и  объяснение и знание  понятий: речевая  ситуация и ее  компоненты,  литературный язык,  языковая норма,  культура речи  экспертная     оценка   устных ответов по вводной лекции  экспертная     оценка   устных ответов;   выполнения тестирования  экспертная   оценка Разработчики: преподаватель русского языка и литературы ОГБПОУ «КТТ»  Пушкина Т.М.

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по предмету "Русский язык и культура речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2019