Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище № 36
Ростовской области
ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.03. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2015
Одобрена |
«Утверждаю» |
Цикловой методической комиссией профессионального цикла |
Зам. директора по УР |
Протокол №______от «__» ____2015г |
______________(Субботина Л.Ф...) |
Председатель_______________ |
Дата «__» ______2015г |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 03.Природопользование и охрана окружающей среды разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог, входящей в состав укрупненной группы профессий 18.00.00 Химические технологии. Стандарт утвержден Приказом Министерства образования и наук РФ от 2 августа 2013 г. N 916, зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г., регистрационный N 29659.
Организация-разработчик: ГБОУ НПО РО ПУ №36
Разработчик: Бровченко Н.А., преподаватель ГБОУ НПО РО ПУ №36
Рецензенты:
1________________________________________________________________________
2________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3.условия реализации учебной дисциплины
|
15 |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 природопользование и охрана окружающей среды
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 18.01.02 Лаборант – эколог, входящей в состав укрупнённой группы профессий 18.00.00 Химические технологии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
должен знать:
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
50 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
4 |
практические занятия |
18 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) Подготовка реферативных сообщений. Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов). Заполнение таблиц, схем, логико-дидактических структур по теме занятия. Подготовка к практическим занятиям, к зачету по конкретному раздаточному материалу, предложенному преподавателем (домашняя работа). |
25 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Природопользование и охрана окружающей среды
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Раздел 1. Природопользование и его место в цикле естественных наук |
|
|
|||||
Тема 1.1. Понятие «Природопользование»,
|
Содержание учебного материала |
3 |
|||||
1 |
Многообразие интерпретаций понятия «Природопользование, историческая эволюция его содержания. Категория «природопользование» в отечественной науке, законодательстве и практике, его аналоги за рубежом Законы, принципы, правила экологии как теоретический фундамент природопользования (по Реймерсу, 1990). Законы экологии. Принципы экологии. Правила экологии |
2 |
2 |
||||
2 |
Формы взаимодействия общества и природы. Экологический кризис, причины, пути выхода. Антропогенные воздействия на биосферу. Правила и нормы экологической безопасности. Цели и задачи охраны окружающей среды |
2 |
|||||
Практические занятия |
1 |
|
|||||
1 |
Взаимодействие человека и природы |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
||||||
Подготовка реферативных сообщений на тему глобальные экологические проблемы Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов). |
|||||||
Тема 1.2. Использование способов научных исследований в природопользовании |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||
1 |
Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. процессов в решении экологических проблем. Мониторинг и его виды. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем |
2 |
2 |
||||
2 |
Мониторинг состояния окружающей среды . Оценка качества окружающей среды. Нормы и стандарты ПДУ, ПДК, ПДВ |
2 |
|||||
Практические занятия |
2 |
|
|||||
1 |
Охрана воздушной среды |
||||||
2 |
Решение ситуационных задач. Составление блок – схемы «Виды прогнозов, методы прогнозирования» |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа со справочной литературой, интернет - ресурсами - чем отличаются понятия прогнозирования и прогноза - с какой целью используется метод моделирования - какое значение имеет мониторинг для рационального природопользования - виды мониторинга по охвату территории - особенности геоэкологического мониторинга Подготовить сообщение на тему: «В чём значение и особенность глобального моделирования», «Оценка глобальных моделей «МИР-1» и «МИР-2» созданных профессором Массачусетского технологического института Джеем Форрестером» |
3 |
||||||
Тема 1.3 Классификация систем природопользования на основе отраслей хозяйства Экологические проблемы различных видов природопользования |
Содержание учебного материала |
9 |
|||||
1 |
Территория как специфический ресурс экономического развития. Общая географическая характеристика территории. Функции территории. Понятие экологической емкости. Экономическая и экологическая безопасность территории (ЭБТ). Факторы дестабилизации территории. Климат и специфика природопользования. Комфортность климата и его влияние на расселение населения. Потенциал очищения атмосферы от загрязнения. Основные проблемы предотвращения опасных региональных изменений климата и их отрицательных последствий. Последствия изменение климата для здоровья населения, сельского и лесного хозяйства, водного хозяйства гидроэнергетики |
6 |
2 |
||||
2 |
Природопользование в горнодобывающем комплексе, энергетике и в отраслях обрабатывающей промышленности. Основные характеристики минерально-сырьевой базы (МСБ) как составной части природно-ресурсного потенциала. Категории запасов. Роль МСБ в развитии общественного производства. Минерально-сырьевой потенциал и эффективная экономическая политика. Проблема комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов. Отрицательные последствия открытой и подземной добычи полезных ископаемы для окружающей среды (отчуждение земель, ухудшение свойств почв, изъятие земель и сельскохозяйственного оборота, изменение гидрологического режима и гидрогеологических условий, антропогенные изменения рельефа, загрязнение атмосферы, производство отходов и мн. др.). Потенциальная опасность многих объектов горнодобывающей промышленности в течение длительного времени. Необходимость организации систем горно-экологического мониторинга и направления оптимизации природопользования в горнодобывающей промышленности |
2 |
|||||
3 |
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность: массовые выбросы в атмосферу, сточные воды нефтепромыслов, образование нефтешламов и др. проблемы воздействия предприятий отрасли на окружающую среду. Теплоэнергетика: проблемы мощного воздействия на воздушную и водную среду и пути ее решения. |
2 |
|||||
4 |
Геоэкологические проблемы атомной энергетики: захоронение отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. Проблемы использования нетрадиционных источников энергии: солнечной энергии, геотермальной, ветроэнергии, энергии океана, гидротермальной и других видов энергии. Ущерб окружающей среде, наносимый предприятиями других отраслей обрабатывающей промышленности: черной и цветной металлургии, химической промышленности и др |
||||||
5 |
Промышленное лесопользование. Характеристика лесного фонда. Деление лесов на группы в связи с их хозяйственным значением и выполняемыми основными функциями. Основные показатели лесопользования. Сфера использования древесных отходов. Лесовосстановление. Охрана лесов. Производство лесопродукции |
||||||
6 |
Использование биологических ресурсов суши. Биологические ресурсы растительного происхождения. Биологические ресурсы животного происхождения. Виды, охраняемые в искусственных условиях. Сбор за право пользования объектами животного мира Торговля исчезающими видами животных и растений. Проблемы ввоза и вывоза биологических ресурсов. Основные положения по организации управления ресурсами животного мира суши. Структура государственных органов управления в условиях рыночной экономики. Усиление государственного контроля за соблюдением правил охоты. Концепция развития охотничьего хозяйства |
|
|||||
Практические работы |
2 |
|
|||||
1 |
Природные ресурсы и рациональное природопользование |
|
|
||||
2 |
Потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления. |
|
|||||
|
Контрольная работа по разделу |
1 |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему природные ресурсы Ростовской области Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов). |
2 |
|
|||||
Раздел 2 Природные ресурсы |
|
|
|||||
Тема 2.1 Природные ресурсы – основное понятие в концепции систем природопользования.
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
||||
1 |
Природные условия и природные ресурсы как основа материального производства и жизнедеятельности населения. Состояние природно-ресурсного потенциала территории, качественный уровень его использования, охраны и восстановления и темпы экономического роста, эффективность производства и благосостояние граждан. |
3 |
|
||||
2 |
|||||||
2 |
Классификация систем природопользования по признаку их адаптивности или деструктивности по отношению к природным система |
||||||
3 |
Лицензирование ПР. Лимитирование природопользования. Экологическая экспертиза ПР |
||||||
Практические занятия |
1 |
||||||
|
Природные ресурсы –Принципы классификации формы и виды использования Ресурсный потенциал природной среды Классификация природных ресурсов по происхождению: Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования: Классификация природных ресурсов по степени исчерпаемости и возобновляемости: Принципы использования возобновляемых, относительно возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Истощение природно-ресурсного потенциала геосистем при бесконтрольном использовании, ухудшение качества ресурсов вследствие техногенного загрязнения. |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему глобальные экологические проблемы Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов). |
1 |
||||||
Раздел 3 Научно – технический прогресс и экологизация природопользования |
|
||||||
Тема. 3.1 Методы и средства промышленной экологи |
Содержание учебного материала |
5 |
|||||
1 |
Основные принципы организации малоотходных и безотходных или чистых производств Требования к технологическому процессу/ Требования к аппаратурному оформлению, сырью, энергоресурсам и готовой продукции |
3 |
2 |
||||
2 |
Экологическая пригодность выпускаемой продукции. Правила и нормы экологической безопасности. Принципы и организация производственного экологического контроля. Действие токсичных веществ на организм человека. |
|
|||||
3 |
Принципы и методы организации производственного контроля Морально-этические проблемы промышленной экологии. Методы стимулирования |
|
|||||
Практические работы |
2 |
|
|||||
1,2 |
Расчет предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу |
|
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему глобальные экологические проблемы Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов). |
2 |
||||||
Тема 3.2 Газовые выбросы в промышленности: оценка загрязненности, очистка и обезвреживание, применяемое оборудование |
Содержание учебного материала |
10 |
|||||
1 |
Основные компоненты – загрязнители атмосферы, показатели качества атмосферного воздуха. Состав промышленных выбросов от различных производств. Сухие механические пылеуловители (Циклоны, Жалюзийные аппараты, Инерционные пылеуловители, Пылеосадительные камеры); |
2 |
2
|
||||
2 |
Аппараты мокрой очистки (Скрубберы Вентури, Насадочные скрубберы, Тарельчатые газоочистные аппараты. Скрубберы с подвижной насадкой. Аппараты ударно-инерционного действия, Аппараты центробежного действия, Мокрые пылеуловители с внутренней циркуляцией жидкости). Аппараты фильтрационной очистки; Аппараты электрофильтрационной очистки. Оборудование для очистки от газо – и парообразных загрязнителей: аппараты абсорбционной очистки, аппараты адсорбционной очистки, аппараты термической нейтрализации |
||||||
Лабораторные занятия |
4 |
|
|||||
1,2 |
Оценка загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода и другими приоритетными загрязнителями (SO2, NO, NO2, CO) с применением индикаторных трубок |
|
|||||
3,4 |
Расчет критериев, определяющих качество атмосферного воздуха городов. |
|
|||||
Практические работы |
4 |
||||||
1,2 |
Определение химического состава атмосферы |
|
|||||
3,4 |
Определение вредных веществ в выхлопных газах автотранспорта |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему глобальные экологические проблемы Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов)
|
5 |
||||||
Тема 3.3 Сточные воды: оценка загрязненности сточных вод, очистка и обезвреживание, применяемое оборудование |
Содержание учебного материала |
11 |
|||||
1 |
Нормирование качества воды; классификация сточных вод, условия выпуска и необходимая степень очистки. Механические методы очистки и оборудование: процеживание (решетки); отстаивание (отстойники периодического, полунепрерывного и непрерывного действия, многоярусные отстойники, песколовки, масло- и жироловки, нефтеловушки); осаждение в центробежном поле (гидроциклоны, центрифуги); фильтрование (фильтровальные перегородки, конструкции фильтров: барабанный, дисковый вакуум фильтр, карусельный, нутч фильтр, ленточный фильтр, центробежный фильтр);) |
4 |
2
2
2 |
||||
2 |
Физико-химические методы очистки: флотация (флотационные машины); коагуляция; экстракция, ионный обмен (аппараты с неподвижным, движущимся и смешанным слоем), мембранные методы: обратный осмос (гиперфильтрация), ультрафильтрация, эвапорация; электрохимические методы очистки (электролиз: Кt- восстановление и An- окисление, электрокоагуляция, электрофлотация, электродиализ); адсорбция (классификация адсорбентов, десорбция, адсорберы). |
|
|||||
3 |
Биологические и биохимические методы очистки: формирование биоценозов активного ила очистных сооружений; оборудование: искусственные сооружения (аэротенки (вытеснители, смесители, отстойники), циркуляционные окислительные каналы, окситенки; биофильтры (аэробные и анаэробные); погружные биофильтры, биотенки, аэротенки с заполнителями) |
|
|||||
4 |
Химические: (нейтрализация, окисление, восстановление; общие рекомендации по организации реагентной очистки, достоинства, недостатки |
|
|
||||
Практические занятия |
6 |
|
|||||
1 |
Определение суммы тяжелых металлов в пробе воды |
|
|||||
2 |
Расчетное занятие максимальное концентрация загрязняющего вещества в водотоке |
||||||
3,4 |
Приготовление модельной смеси сточных вод промышленного типа Методы очистки сточных вод |
||||||
5,6 |
Расчет индекса загрязнения природных вод (ИЗВ) и определение возможных видов водопользования |
||||||
|
Контрольная работа |
1 |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему глобальные экологические проблемы Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов) |
5 |
||||||
Тема 3.4 основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||
1 |
Основные источники и масштабы образования отходов производства . Классификация отходов, норма накопления ТБО, состав и свойства ТБО, технология сбора ТБО в местах образования, технология эвакуации ТБО, классификация методов переработки ТБО, выбор технологии обезвреживания. Механическая переработка твердых отходов Термические процессы обработки отходов: термообезвреживание минеральных стоков, термическое кондиционирование осадков сточных вод, сушка, термохимическая обработка твердых отходов (пиролиз, газификация, агломерация, обжиг окатышей) |
2 |
|
||||
2 |
Вторичное использование твердых бытовых и промышленных отходов утилизация отходов производства и потребления органических материалов (нефтеотходы); утилизация сточных вод (химических производств, нефтяной и нефтеперерабатывающей, текстильной, легкой и пищевой промышленности, бытовых сточных вод). |
2 |
|||||
|
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на тему глобальные экологические проблемы Изучение материала конспектов Работа с учебником (составление плана, тезисов конспектов) |
4 |
|
|||||
|
Дифференцированный зачет |
2
|
|
||||
Всего: |
75
|
|
|||||
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.03 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета природопользования Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Посадочные места по количеству обучающихся;
2. Рабочее место преподавателя;
3. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
-- микроскопы.
4.Иллюстрационные материалы:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф.образования -М: "Академия", 2010.-240с |
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
1. Экологический портал http://www.ecologysite.ru/
2. Электронная библиотека технической литературы «Нефть и газ» http://www.oglibrary.ru/
3. Компания «ЭКО центр» (новые технологии в экологическом проектировании) http://www.eco-c.ru/
4. Электронная скан-библиотека. Материалы по инженерной экологии http://www.engineering-ecology.narod.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Уметь: |
|
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции |
Экспертная оценка выполнения практической работы. |
различать конструкции и определять принадлежность аппаратов и устройств очистки сточных вод и газоочистки |
Экспертная оценка выполнения лабораторной, практической работы, текущий контроль в форме опроса. |
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте |
Экспертная оценка выполнения лабораторной, практической работы, текущий контроль в форме опроса. |
Знать: |
|
виды и классификацию природных ресурсов и задачи охраны окружающей среды |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
методы и принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
основные группы промышленных сточных вод и методы их очистки
|
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
основные источники и масштабы образования отходов производства |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
основные способы предотвращения и улавливания выбросов |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
правила и нормы экологической безопасности |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
принципы и организация производственного экологического контроля |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
состав промышленных выбросов в атмосферу от различных производств |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
основы технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твёрдых отходов |
Текущий контроль в форме опроса, экспертная оценка выполнения лабораторной работы, практические работы. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.