Рабочая программа по риторике в 4 классе. УМК «Школа 2100». В основе программы лежит системно – деятельностный подход. Программа направлена на формирование коммуникативных, риторических умений. В материале прописаны общеучебные умения, навыки, способы деятельности и технологии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.
риторика.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К. Ф. Лебединской»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/Ф. О. И./
«___» ____________ 2013 г.
« Согласовано»
зам. Директора по УВР
________________/Ф. О. И./
«___»___________2013 г.
«Утверждено»
директор школы
____________/Чикунов В. И./
«___» ___________ 2013 г.
Рабочая программа по риторике
35 часов
4 класс
Составитель:
Кудина Вера Александровна,
учитель начальных классов
20132014 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г.
Базисного учебного плана 2004г.
Примерной программы по риторике для четырехлетней начальной школы
Авторской программы для четырехлетней начальной школы (автор Т.А. Ладыженская)
Цель научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать
различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов
российского образования специально не учит речи.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практикоориентированный предмет
помогает решать важные задачи:
формирования умений и навыков на межпредметном уровне;
способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального состава российского общества.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность
поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение
ориентироваться в ситуации (например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои
неудачи и промахи и т.п.)
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Общая характеристика учебного предмета
Первый блок – «Общение» даёт представление о
сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её
успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике
изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы,
пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения,
успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа
учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Ведущие формы, методы, технологии обучения и способы деятельности
Преподавание риторики основано на системно деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития
коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными
правилами.
Предмет риторики в школе – сугубо практический. Дети должны как можно больше сами говорить и писать. Они учатся
объяснять, анализировать и оценивать, моделировать и демонстрировать речевые ситуации, определять вид общения, речевые
жанры и др
На уроках риторики имеют место не только традиционные методы, приемы преподавания (вступительное и заключительное
слово учителя, беседа и т.д), но и специфические приемы работы:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому,
зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать; • что сказал ненамеренно.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой
ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это
важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения,
если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные
компоненты.
Риторические игры содержат соревновательный элемент, строятся на материале программы по риторике и служат решению задач
этого предмета.
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в
группах, в парах и т.д.), применять на уроках частичнопоисковый, проблемный, проектный и исследовательский методы обучения,
элементы ИКТтехнологий, личностноориентированной и здоровьесберегающие технологии (педагогика сотрудничества, технология
уровневой дифференциации обучения, игровые технологии), системно деятельностный подход, технологии развивающего и
разноуровневого обучения.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения
риторики в 4 классе на 34 учебные недели отводится 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю; остальное время 1 час на 35 учебную
неделю – резервный и будет использован по усмотрению составителя.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения Иметь общее представление:
о культуре речевого поведения;
о тексте, его структуре и видах.
Уметь:
составлять устные и письменные высказывания, статью в газету, письмо, аннотацию по книге, сочинять сказку,
составлять текст по опорным словам; писать сочинениеповествование, рассуждение, описание,
составлять план текста, использовать цитаты;
вести вежливый диалог.
Читательские умения:
Владеть компетенциями:
Способны решать следующие жизненнопрактические задачи:
коммуникативной,
рефлексивной,
ценностноориентированной компетенцией.
кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе.
определять основную сюжетную линию, основную идею рассказа;
самостоятельно читать книги, газеты;высказывать оценочные суждения о прочитанном; работать с различными источниками
информации.
Содержание учебного предмета
Учебная нагрузка
Содержание
Всего часов 35 часов
1.Общение
2. Текст
3.Речевые жанры
4.Обобщение
Резервный урок
Всего
Итого
Тематическое планирование
8
13
8
5
34
1
35
№ по
програме
№ по
разделу
Тема урока
Примечание Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
1.Общение (8ч)
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения)
Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы
Успокоить, утешить словом
Утешить – помочь, утешить – поддержать
Какой я слушатель
Я – читатель
2. Текст (13ч)
Типы текстов
Яркие признаки текста
Абзацные отступы, завершающий абзац
Запретпредостережение, запрет – строгий и мягкий 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
1
Знаки вокруг нас, дорожные знаки
Знакисимволы и знакикопии
Опорные конспекты
Составляем опорный конспект
Описание – деловое и художественное
Вежливая оценка
Скажи мне, почему:аргументы (рассуждение)
Вопервых, вовторых, втретьих …
Вступление и заключение
3.Речевые жанры (8ч)
Словарная статья
Словарная статья
Рассказ
Хочу рассказать
Служба новостей, что такое информация
Газетная информация, факты, события и отношение к ним
Информационные жанры: хроника, заметка
Подпись под фотографией
4.Обобщение (6ч)
Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры
Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки
Практикум «Этикетный диалог»
Урок красноречия
Урок вежливости
Резервный урок (1ч)
Резервный урок Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г.
Базисного учебного плана 2004г.
Примерной программы по риторике для четырехлетней начальной школы
Авторской программы для четырехлетней начальной школы (автор Т.А. Ладыженская)
Информационно образовательный ресурс:
Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Ювента; Баласс, 2010.
Ладыженская, Т.А. , Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: методические
Учебнометодический ресурс:
рекомендации для учителя. – М.: Баласс; Ювента, 2011
компьютер
проектор
Материальнотехническое обеспечение: компьютерные логические игры для развития речи из цикла «Кузя»
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.