Рабочая программа по риторике в 4 классе
Оценка 4.6

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
17.08.2018
Рабочая программа по риторике в 4 классе
Рабочая программа по риторике в 4 классе. УМК «Школа 2100». В основе программы лежит системно – деятельностный подход. Программа направлена на формирование коммуникативных, риторических умений. В материале прописаны общеучебные умения, навыки, способы деятельности и технологии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.
риторика.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К. Ф. Лебединской» «Рассмотрено» Руководитель  МО  ________________/Ф. О. И./                                                                  «___»  ____________ 2013 г. « Согласовано» зам. Директора по УВР ________________/Ф. О. И./ «___»___________2013 г. «Утверждено» директор школы ____________/Чикунов В. И./                                                    «___» ___________ 2013 г. Рабочая программа по риторике 35 часов 4 класс Составитель: Кудина Вера Александровна,  учитель начальных классов 2013­2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по риторике составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:  Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г.  Базисного учебного плана 2004г.  Примерной программы по риторике для четырехлетней начальной школы  Авторской программы для четырехлетней начальной школы (автор Т.А. Ладыженская) Цель научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные   коммуникативные   задачи,   которые   ставит   перед   учениками   сама   жизнь.   Ни   один   из   традиционных   школьных   предметов российского образования специально не учит речи.  В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико­ориентированный предмет помогает решать важные задачи:   формирования умений и навыков  на межпредметном уровне;   способствует   развитию   качеств   личности,   «отвечающих   требованиям   информационного   общества,   инновационной   экономики, задачам   построения   демократического   гражданского   общества   на   основе   толерантности,   диалога   культур   и   уважения многонационального состава российского общества. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: –   первые  (У–1)  связаны   с   умением   анализировать   и   оценивать   общение   (например,   степень   его   эффективности,   корректность поведения, уровень владения языком); –   вторые  (У–2)  –   с   умением   общаться   –   в   пределах,   обозначенных   в   блоке   «Речевые   жанры»,   когда   оценивается   умение ориентироваться в ситуации (например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.) В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Общая характеристика учебного предмета Первый блок – «Общение» даёт представление о  сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;  компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о  тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;   типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);  речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному   решению   практических   задач,   которые   ставит   перед   школьниками   жизнь.   Такие   творческие,   продуктивные   задачи   –   основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.  Ведущие формы, методы, технологии обучения и способы деятельности Преподавание риторики основано  на системно ­ деятельностном подходе  как основном способе получения знаний и развития коммуникативных   умений   –   школьники   анализируют   примеры   общения,   реализуют   свои   высказывания   в   соответствии   с   изученными правилами. Предмет     риторики   в   школе   –  сугубо   практический.  Дети   должны   как   можно   больше  сами   говорить   и   писать.  Они   учатся объяснять, анализировать и оценивать, моделировать и демонстрировать  речевые  ситуации, определять вид общения, речевые жанры и др На уроках риторики имеют место не только традиционные   методы,  приемы преподавания (вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д), но и  специфические приемы работы: – риторический анализ устных и письменных текстов; – риторические задачи; – риторические игры. Риторический анализ формирует группу умений У­1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов: • что сказал говорящий; • что хотел сказать; • что сказал ненамеренно. Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: – кто говорит – пишет (адресант); – кому говорит – пишет (адресат); – почему (причина); – для чего, зачем (задача высказывания); – что – о чем (содержание высказывания); – как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.); – где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это        важно); – когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения,  если это важно. Ученикам   предлагается   войти   в   описанные   обстоятельства   и   в   речевую   роль   и  создать   высказывание,   учитывающее   заданные компоненты. Риторические игры  содержат соревновательный элемент, строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах  и т.д.), применять на уроках  частично­поисковый, проблемный,  проектный и  исследовательский методы  обучения, элементы  ИКТ­технологий,  личностно­ориентированной и  здоровьесберегающие технологии  (педагогика сотрудничества, технология уровневой   дифференциации   обучения,   игровые   технологии),  системно   ­   деятельностный   подход,     технологии   развивающего   и разноуровневого обучения. Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения  риторики в 4 классе  на 34 учебные недели отводится 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю; остальное время ­ 1 час на 35 учебную  неделю – резервный и будет использован по усмотрению составителя.  Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения Иметь общее представление:   о культуре речевого поведения; о тексте,  его структуре и видах. Уметь: составлять устные и письменные высказывания, статью в газету, письмо, аннотацию по книге, сочинять сказку, составлять текст по опорным словам; писать сочинение­повествование, рассуждение, описание, составлять план текста, использовать цитаты; вести вежливый диалог.     Читательские умения:   Владеть компетенциями:     Способны решать следующие жизненно­практические задачи: коммуникативной,  рефлексивной,  ценностно­ориентированной компетенцией. кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе. определять основную сюжетную линию, основную идею рассказа; самостоятельно   читать   книги,   газеты;высказывать   оценочные   суждения   о   прочитанном;   работать   с   различными   источниками информации.  Содержание учебного предмета Учебная нагрузка Содержание Всего часов 35 часов 1.Общение 2. Текст 3.Речевые жанры 4.Обобщение Резервный урок Всего Итого Тематическое планирование 8 13 8 5 34 1 35 № по програме № по разделу Тема урока Примечание Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 1.Общение (8ч) Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься  Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения) Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы Успокоить, утешить словом Утешить – помочь, утешить – поддержать Какой я слушатель Я – читатель 2. Текст (13ч) Типы текстов Яркие признаки текста Абзацные отступы, завершающий абзац Запрет­предостережение, запрет – строгий и мягкий 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 1 Знаки вокруг нас, дорожные знаки Знаки­символы и знаки­копии Опорные конспекты Составляем опорный конспект Описание – деловое и художественное Вежливая оценка Скажи мне, почему:аргументы (рассуждение) Во­первых, во­вторых, в­третьих …  Вступление и заключение 3.Речевые жанры (8ч) Словарная статья Словарная статья Рассказ Хочу рассказать Служба новостей, что такое информация Газетная информация, факты, события и отношение к ним Информационные жанры: хроника, заметка Подпись под фотографией 4.Обобщение (6ч) Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки Практикум «Этикетный диалог» Урок красноречия Урок вежливости Резервный урок (1ч) Резервный урок  Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004г.  Базисного учебного плана 2004г.  Примерной программы по риторике для четырехлетней начальной школы  Авторской программы для четырехлетней начальной школы (автор Т.А. Ладыженская) Информационно ­ образовательный ресурс:  Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках: учебная тетрадь для 4 класса: в 2 ч. – М.: Ювента; Баласс, 2010.  Ладыженская, Т.А. , Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М., Марысева О.В.  Детская риторика в рассказах и рисунках: методические  Учебно­методический ресурс: рекомендации для учителя. – М.: Баласс; Ювента, 2011  компьютер  проектор Материально­техническое обеспечение:  компьютерные логические игры для развития речи из цикла «Кузя»

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе

Рабочая программа по риторике в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2018