Рабочая программа по риторике во 2 классе
Оценка 4.7

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык +1
2 кл—11 кл +1
19.04.2019
Рабочая программа по риторике во 2 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Риторика" во 2 классе. Составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Детская риторика» и ФГОС начального общего образования. Рабочая программа включает в себя 6 разделов. Прописаны цели и задача данного курсы и планировынные результаты.
РИТОРИКА 2 класс.doc
Пояснительная записка            Данная программа внеурочной деятельности  общеинтеллектуального  направления (кружок  «Детская риторика») позволяет реализовывать задачи развития общих способностей обучающихся  на этапе начального общего образования, является средством для социальной адаптации ребенка в  окружающем мире.       В связи с введением нового ФГОС  главными задачами современной школы,  является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,  конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его  к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и  рефлексивному анализу своей деятельности.  Все начинается в начальной школе через организацию  познавательной деятельности исследовательского характера на уроках. Однако совершенно ясно,  что если этому не обучать специально, то никакого исследования ни младший школьник, ни  старшеклассник не проведет.   Для этого в соответствии с требованиями ФГОС НОО занимает  особое место внеурочная деятельность младшего школьника, ей, по желанию учащихся, уделено и  определено особое пространство и наиболее благоприятное время в образовательной среде школы в формах, отличных от урочной системы. Наиболее значимое место во внеурочной деятельности  младшего школьника занимает речевая практика.        Программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, концепции духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России, методического конструктора  внеурочной деятельности (2011г.), примерных программ внеурочной деятельности (2011г.),  планируемых результатов начального общего образования.  Безусловно, изучение предмета  «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.          Начальная школа ­ это важнейший этап образования каждого человека.   Цель риторики как  предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить  младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные  коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных  школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный  предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются  общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный,  практико­ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных  действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,  «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам  построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и  уважения многонационального <…> состава российского общества»*                        Раздел 1  Общая характеристика учебного предмета Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику  познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном  мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно  выделить два смысловых блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о   сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой  (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит  (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения,  определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о   тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и  особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); 1    *  См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках : 2  класс : Методические рекомендации. – 2­е изд.,  перераб. – М.: С­инфо, Баласс, 2003, с. 16–18. речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой  коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры  художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой  практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания,  объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями  речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для  младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению  своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед  школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а  теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения  практических задач. Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе  получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры  общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.                      Описание места учебного предмета в учебном плане Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная  программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего  образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание  предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Важность этого  предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для  внеурочной деятельности новым стандартом. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).  Срок реализации программы: один год. Исходными документами для составления рабочей  программы по риторике являются: ­   Приказ   Министерства   образования   и   науки     РФ   №   373  от   06.10.2009    «  Об   утверждении   и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования». ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.10.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования   , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» ­ Федеральный перечень учебников , рекомендованных              (допущенных) к использованию в образовательном   процессе   в   образовательных   учреждениях,     реализующих   программы   общего образования приказ министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010 ­   Авторская   программа     Т.А.   Ладыженской,   Н.В.   Ладыженской     «Детская   риторика»   изд­во Москва «Просвещение»          Целью реализации основной образовательной программы начального  общего образования является обеспечение   планируемых   результатов   по  достижению   выпускником   начальной   общеобразовательной школы целевых  установок,   знаний,   умений,   навыков   и  компетенций,   определяемых  личностными, семейными,   общественными,   государственными   потребностями  и   возможностями   ребёнка   младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Выстраивая   предполагаемый   образ   выпускника   школы,   мы   исходим   из   того,   что   он представляет   собой   динамическую   систему,   которая   постоянно   изменяется, самосовершенствуется,   наполняясь   новым   содержанием.   А   значит,   образ   выпускника­   это   не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы. Следовательно, выпускник младших классов должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность,   осведомленность,     применять   знания   на   практике,   быть   исполнительным, уверенным,   инициативным,   добросовестным,   заботливым,   аккуратным,   правдивым,   креативным, 2 инициативным,   согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации,  открытый внешнему миру.   чувствовать   доброту,   иметь   привычку   к   режиму,   навыки   гигиены,   уметь В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;  формирование   основ   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности: принимать,   сохранять   цели   и   следовать   им   в   учебной   деятельности,   планировать   свою деятельность,   осуществлять   ее   контроль   и   оценку,   взаимодействовать   с   педагогом   и сверстниками в учебном процессе;  духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;  укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Формы занятий:  Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием ИКТ. Режим занятий:  Программа   внеурочной   деятельности   кружка   «Детская   риторика»   предназначена   для обучающихся 2 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность – 35­ 40  минут.   Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.   Здоровьесберегающая   организация   образовательного   процесса   предполагает     использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника               Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и  интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их  душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества,  как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены  бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,  чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь  своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту,  нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека,  творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,  достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.                            Раздел 2 Требования к планируемым результатам обучения Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения  установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:  на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в  динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на  основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»;  3   «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»1 и т.д.; на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения  текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно  строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять  тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями  сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…>  построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь  свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;  «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим  сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»;  опираться на «использование знаково­символических средств представления информации  для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.; на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными  представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических,  лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в  целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые  средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д. Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые  ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению. Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при  освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для  1−4­го классов. Личностными результатами изучения курса риторики во 2­м классе является формирование  следующих умений:      осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия  речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в семье; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных  коммуникантов. Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование  следующих учебных действий:  формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);  пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; отличать подробный пересказ от краткого; знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого  пересказа; пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры,  определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что  доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило,  закон; реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых  предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать  особенности описания в учебно­научной речи; при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,  использовать дополнительные сведения из словарей; делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.         4 Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование  следующих умений:             характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения  поставленной коммуникативной задачи; определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего  высказывания; оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,  грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,  вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно­смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,  основной мыслью и т.д.); анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание  рассказа с задачей рассказчика; разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; давать оценку невежливому речевому поведению.    Формы, способы и средства проверки и       оценки планируемых  результатов обучения При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:      творческие работы  учащихся В основу изучения курса «Детская риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых  определяются воспитательными результатами.   Воспитательные  результаты оцениваются  по трём  уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных  нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в  обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.   Для  достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими  учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и  повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного  отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,  культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников  между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про­социальной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое  практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или  отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного  действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за  пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе  не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не  просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.  Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та  готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского  общества. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом(при  наличии)   на основе диагностик  (внутренняя система оценки). 5 Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:   Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты  фиксируются в зачетном листе учителя);   Текущий: ­прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального  выполнения; ­ пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью  выполнения операций, входящих в состав действия; ­рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и  опирающийся на понимание принципов его построения; ­контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом  сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль   в формах: ­публичные выступления   ребёнка; ­участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; ­иллюстрирование, выразительное чтение; ­сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д. ­решение риторических задач; ­знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время) Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление  индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с  другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках  накопительной системы, создание портфолио                                  Раздел  3 Содержание курса  2 класс ( 35 часов) Общение  Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с  какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два –  три). Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь.  Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие  речевой задаче. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от  заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов  (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм  литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Текст. Речевые жанры Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно­ смысловые части в разных текстах. Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении.  Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание­загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия  текста. Отзыв­отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. 6 Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной  речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.                                               Раздел  4 Тематический план курса № Раздел 1 Общение. 2 3 Текст.  Речевые жанры. Речевой этикет. Всего Колич ество  часов 17 18 35 Сроки 2.09.14 г.­13.01.15г. 20.01.­  26.05.15 г. Номер урока ,в структуре  которого используется материал  регионального компонента №№ 1,5,6,12,17. №№ 19,21,27,30,32. 7 Дата 2.09. 9.09. 16.09. 23.09. 30.09 7.10. 14.10. 21.10. Раздел 5   Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся (35 часов , из расчёта 1 час в неделю) №  урока Тема урока Кол­во  часов Основные виды учебной деятельности учащихся:  (Н) – на необходимом уровне, (П) – на  программном уровне 1 2 3 4 5 6 7 8 Проверь себя ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат)  что (содержание высказывания) ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА Говорит–пишет. Твои речевые роли. Как мы говорим Темп. Громкость. (Повторение.) То же слово, да не так бы молвить (тон речи).  Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Приводить примеры важности общения в жизни  людей (Н). Разыгрывать этикетные диалоги приветствия,  прощания, благодарности, извинения (П). Давать определение риторики как науки, которая  учит успешному общению (Н). Называть адресанта, адресата высказывания (Н). Характеризовать успешность высказывания (с  точки зрения достижения задачи взаимодействия)  (Н).   Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н). Называть свои речевые роли в разных ситуациях  общения (П). Называть несловесные средства общения (Н). Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики,  взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).  Демонстрировать уместное использование  изученных несловесных средств при решении  риторических задач (Н). Учусь слушать 4.11. 11.11. 18.11. 25.11. 2.12. 9 10 11 12 13 Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю!  Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.  Слушаем, как говорят Слушаем на уроке, слушаем целый день! 9.12. 16.12. 14 15 Вежливая просьба Скрытая просьба Вежливая просьба 23.12. 16 О чём нам говорит шрифт. Учусь писать и читать 1 1 1 1 1 1 1 1 Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н). Называть словесные и несловесные сигналы  (средства), которые показывают собеседнику, что  его внимательно слушают (Н). Моделировать использование этих средств в  разных ситуациях общения (Н). Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н). Демонстрировать использование приёмов,  помогающих понять звучащий текст (Н). Анализировать несловесные средства,  используемые говорящим (Н). Оценивать себя как слушателя в учебной и  внеучебной деятельности (Н). Объяснять, какими правилами можно  пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П). Называть речевые формулы вежливой просьбы  (П). Характеризовать особенности скрытой просьбы  (П). Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в  различных ситуациях общения (П). Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных  текстах (Н). 9 13.01.2015г. 17 Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… ТЕКСТ (II часть – 18 часов) Тема и основная мысль Тема, основная мысль, заголовок Тема, основная мысль, заголовок . (Повторение.) Опорные слова. Пересказ Подробный пересказ. Краткий пересказ. План. 20.01. 27.01. 3.02. 10.02. 17.02. 24.02. 18 19 20 21 22 23 3.03. 24 Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ 10 1 1 1 1 1 1 1 1 Анализировать информацию, представленную на  рисунках, схемах и т.д. (Н). Приводить примеры удачных рисунков,  иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять  текст (из разных учебников для 2­го класса) (Н). Определять тему и основную мысль текста (Н).  Озаглавливать текст (Н). Выделять опорные слова в тексте (Н). Моделировать текст (устный ответ) по  записанным ранее опорным словам (Н). краткий   пересказ, Различать подробный и краткий пересказ (П). Пересказывать текст подробно (Н). Реализовывать  правилами сокращения исходного текста (Н).  Объяснять,  почему   план   можно   сравнить   с кратким пересказом текста (Н). Составлять план текста (сказки, рассказа) по  сюжетным картинкам (Н). Составлять план текста для пересказа (Н).   пользуясь Приводить примеры ситуаций, в которых можно  согласиться или отказать в выполнении просьбы  (Н). 10.03. 25 Ответы на отказ. 17.03. 31.03.. 7.04. 14.04. 21.04. 28.04. 26 27 28 29 30 31 Типы текстов Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки­описания, сочини загадку. Типы текстов РАССУЖДЕНИЕ ОПИСАНИЕ НЕВЫДУМАННЫЙ  РАССКАЗ 11 1 1 1 1 1 1 1 Называть слова, которыми можно выразить  согласие или отказ (П). Называть словесные и несловесные средства,  смягчающие отказ (П). Оценивать степень вежливости отказа (П). Моделировать этикетный диалог: просьба– согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ– ответ на отказ (Н). Различать повествование, описание, рассуждение  (П). Объяснять, чем они отличаются (Н). Определять задачу рассуждения: объяснить,  доказать (П). Называть части рассуждения (Н). Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н). Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон  (Н). Моделировать текст рассуждения на темы,  связанные с учебной и внеучебной деятельностью  учеников (Н). Различать точные и неточные рассуждения (Н). Определять тему, основную мысль описания (Н). Описывать хорошо знакомый предмет, животное,  подчиняя описание его основной мысли (Н). Определять в тексте его описательный фрагмент  (Н). Сочинять загадку, в основе которой лежит  описание (Н). 5.05. 12.05. 32 33 Было или придумано,  части рассказа. Хочу вам рассказать. 19.05. 26.05. 34­35 Чему мы научились на  уроках риторики? ПОВТОРЕНИЕ и ОБОБЩЕНИЕ 1 1 2 Анализировать невыдуманный рассказ о случае,  который произошёл с рассказчиком (Н). Определять части рассказа, соответствие его  содержания и речевого оформления речевой  задаче рассказчика (Н). Реализовывать рассказ о случае из своей жизни  (Н).  Реализовывать изученные типы текстов, речевые  жанры (П). Разыгрывать риторические игры (П). Учебно­методический  комплекс  по программе Т.А. Ладыженской,  Н.В. Ладыженской: № Наименование пособия Раздел  6    УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Класс Год издания Издательство Автор  1  2  2 Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2­го класса. В  2­х ч. Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические  рекомендации Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред.  Т. А. Ладыженской. 2    2      2            2012    2012    2012 М.: Баласс М.: Баласс М.: Баласс Ладыженская Т.А. и др. . Под ред. Т. А.  Ладыженской. Ладыженская Т.А. и др. Методическое обеспечение программы. Материально­технический ресурс: ­компьютер, проектор; Кадровый ресурс: ­к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно­нравственного воспитания и/или специалисты по данному  воспитанию, не являющиеся педагогами; ­уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной  программе. 12 Организационный ресурс. Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо  создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно­ нравственные нормы и ценности. Информационно­методический ресурс: ­школьная библиотека; ­районный краеведческий музей; ­поселковая  библиотека; ­поселковый СДК; Список литературы для педагогов: ­школьный сайт; ­электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.  Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» ­ Волгоград, Издательство «Учитель»,2009  Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) ­  Волгоград, «Учитель», 2007  Максимова Т.Н. – Классные часы  Москва «ВАКО» , 2009  Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» ­ Москва «Дрофа», 2007  Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» ­ Москва, 2006   Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор­составитель И.А. Пашкович.  Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.  Воспитание школьников.­ 2002.  Волгоград: «Учитель», 2006. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983.  Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт­Петербург. отд­ние, 1995.  Аникин, В. П. Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988.  Вартаньян, Э. А. Из жизни слов / Э. А. Вартаньян. – М. : Дет. лит., 1973.   Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов / Э. А. Вартаньян. – М. : Просвещение, 1982.     Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988.   Кудряшова Р.И.  Слово народное. Говоры Волгоградской области в прошлом и настоящем. Волгоград: Перемена, 1997.   Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006.   Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4­е. – Санкт­Петербург : Авалон; Азбука­классика, 2005.   Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5­­9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом  «Дрофа», 1995.   Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989.  Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005.   Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум­М, 2006.  Словари 13  Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986.  Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987.  Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986.  Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. – М. : АСТ­ПРЕСС, 2001.   Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание).  Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва :  Цитадель­трейд, 2005.   Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. –  Медиа, 2005.  Культура русской речи: энциклопедический словарь­справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003.   Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание).  Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005.  Новый орфографический словарь­справочник русского языка / ред.­сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005.  Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.  Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В.  Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис­пресс, 2005.  Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).  Этимологический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984 (и последующие издания).  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] ­ М.:  Просвещение, 2010.  Примерные программы начального общего образования. В  2 ч. – М.: Просвещение, 2009  Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2009  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.­ 2 изд. – М.: Просвещение 2010  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.:  Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)  Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010. Интернет­ресурсы: http://nsc.1september.ru Начальная школа http://www.uroki.net/docnach.htm ­ методическая копилка 14 http://www.pedsovet.su/load/100­1  ­ Педсовет.су http://www.uchportal.ru/load/45­1 ­ Учительский портал (начальная школа) http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 ­ Фестиваль  педагогических идей "Открытый урок" http://viki.rdf.ru/ Презентации Список литературы для детей и родителей 1.Энциклопедия «Аванта +» Москва, 2006 2.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета  от _________________года №______ _________________________________ (подпись руководителя МС ФИО) СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________            (подпись ФИО) _______________________года                                  (дата) 15

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе

Рабочая программа по риторике во 2 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019