Содержание учебного предмета
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языко¬вой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре Примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Данная содержательная линия представлена в рабочей программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций: разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Фонетика, графика и орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Содержательная линия представлена в рабочей программе разделом «Общие сведения о русском языке», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Русский 6в кл Смыслова 17-18.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе следующих документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании».
2. Основной образовательной программы МБОУ «СОШ №24».
3. Учебного плана МБОУ «СОШ №24» на 20172018 учебный год.
4. Программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой (ФГОС). – М.: Дрофа, 20013.
5. Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой: Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа,
2014, Русский язык. Практика. 6 класс / А.Ю. Купалова, Г.К. ЛидманОрлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др. – М.: Дрофа, 2014. Программа
рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю. В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,
представленным в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения русского языка в основной
школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного
средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения моральноэтических норм, принятых в
обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными
умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой
самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку
текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах
русского литературного языка; развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые
факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых
в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого
общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная
компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических
словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи
языка и истории народа, национально культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры
межнационального общения; способность объяснять значения слов с национальнокультурным компонентом.
Усиление коммуникативнодеятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты
обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
• личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
• регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность
действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
• познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения,
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию
из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от
коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать,
систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
• коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно из
лагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила
русского речевого этикета и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие
речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве
русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты,
но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная
переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами лите
ратурного языка и этическими нормами общения.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Русский язык это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения,
консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский
(родной) язык» на формирование личноссти ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству
русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурноисторическому опыту человечества. Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а
в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая
социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является
основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку
поступкам с позиций моральных норм.
Содержание учебного предмета
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре Примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии,
обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Данная содержательная линия представлена в рабочей программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование
навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций: разделы, отражающие устройство
языка и особенности функционирования языковых единиц: «Фонетика, графика и орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и
фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Содержательная линия представлена в рабочей программе разделом «Общие сведения о русском языке», изучение которого позволит раскрыть
связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса
обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой
деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национальнокультурном
феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения
оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из
них, имеет примерный характер.
Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность
к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных
тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры
научного стиля и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы
^
Содержание учебного курса. 6 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ.Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе. Грамматика
МОРФОЛОГИЯ.ПОНЯТИЕ О МОРФОЛОГИИ.Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Части речи самостоятельные и служебные.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Понятие об имени существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса ен в существительных на мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
Правописание суффиксов ик, ек; ок, ек; онък (онок), еньк после шипящих; суффиксов чик, щик. Правописание не с именами существительными.
Правописание сложных имён существительных.
ГЛАГОЛ
Понятие о глаголе.
Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
Буква ь в инфинитиве.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание тся и тъся в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
Правописание корней бирбер, мирмер, тир
тер и др.
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение.
Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед л, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида.
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3го лица.
Буква ъ в формах глагола 2го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.
Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах ыва (ива), ова (ева).
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Понятие об имени прилагательном.
Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе.
Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
Имена прилагательные с суффиксом ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
Прилагательные с суффиксами ин (ын), ое (ев).
Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной
степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.
Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Правописание суффиксов к и ск.
Правописание не с прилагательными.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Правописание удвоенной согласной в числительных.
Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.
Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имён числительных.
НАРЕЧИЕ
Понятие о наречии как части речи.
Роль наречий в речи.
Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов –о е после шипящих. Правописание н и нн в наречиях на о.
Правописание наречий с приставками с, из, до, в, на, за.
Дефисное написание наречий с приставками по, в (во), а также наречий, образованных повтором слов.
Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния,
неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.
Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории состояния.
МЕСТОИМЕНИЕ
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая).
Роль местоимений в речи.
Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями).
Изменяемые и неизменяемые местоимения.
Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.
Правописание местоимения с предлогами.
Прописная буква в формах вежливости.
Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении.
Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением.
Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении;
синонимия неопределённых местоимений.
Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое, то, либо, нибудь.
Правописание не в неопределённых местоимениях.
Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.
Правописание местоименийнаречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
ПОВТОРЕНИЕ 6 КЛАСС
Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официальноделового стиля речи. Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, помещения, одежды, костюма.
Построение текстарассуждения в различных стилях речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте.
Учебнотематический план
Содержание
Введение. Общие сведения о языке
Повторение изученного в 5 классе
Морфология.
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное
Наречие. Слова категории состояния
Местоимение
Повторение
ИТОГО:
Изучение разделов
программы
1
14
20
40
20
15
16
22
10
158
Количество уроков
развития речи
Количество уроков
контроля
1
2
6
4
6
4
6
4
33
2
2
4
2
1
3
4
1
19
Итого в рабочей программе:
Календарнотематическое планирование по русскому языку в 6 «В» классе (210ч.; 6 часов в неделю)
210
№
п/п
Тема урока
Тип
урока
Содержание
Виды
деятельност
и
20172018гг.
Требования к уровню подготовки учащихся
предметные
умения
метапредметные
универсальные учебные
действия (УУД)*
Ко
ли
че
ство
уро
ков
Сроки
изучения
план факт
Вид
контроля,
вид
самостоя
тельной
работы 1.
Вводный урок
1ч
Русский язык один
из богатейших
языков мира
Урок
путе
шест
вие по
раз
делам
УМК.
Назна
чение
каж
дой
дой
части.
Содержание и
структура
учебного
комплекса по
русскому
языку для 6
класса.
Культура
работы с
книгой и
другими
источниками
информации
Анализируют
тексты,
сопоставляют
их, делают
выводы,
кон
спектируют
тексты.
Уметь
ориентироваться в
содержании
пособий, входящих
в УМК, понимать
их назначение,
общее и различное в
названиях, в
оформлении
обложки,
пользоваться
оглавлением,
условными обозн
чениями,
дифференцирую
щими материал в
пособиях, понимать
термины книжно
издательской темы
Личностные: осознают
себя гражданами великой
страны и нносителями
культурной и языковой
традиции.
Ориентируются в
содержании пособий,
входящих в УМК.
Регулятивные: планирует
необходимые действия:
пользуются оглавлением,
условными
обозначениями..Познавате
льные: читает и слушает,
извлекая нужные знания.
Коммуникативные/:
формулирует собственные
мысли, выражая своё
отношение к
прочитанному.
01.09
Ознакоми
тельное
чтение
вступительн
ых статей.
наблюдение
Рефлексия
на высказы
вания
мастеров
слова и
учёных о
красоте и
богатстве
руссклго
языка.
Ответить на
вопрос:
общее и
различное в
названиях,
структуре,
содержании
пособий,
входящих в
УМК 23.
Синтаксис и
пунктуация
2
Повторение изученного в 5 классе (16 часов, в т.ч. Р.Р. – 2 часа; к.р.1ч)
Знать,
что является
предметом
изучения синтаксиса
и пунктуации
П.: осознает
познавательную задачу.
Р.: планирует необходимые
действия, операции,
составляет план и
действует по намеченному
плану.
К.: задает вопросы, слушает
и отвечает на вопросы
других.
Урок
актуа
лиза
ции
уже
полу
Чен
ных
зна
ний
Основные
понятия
синтаксиса и
пунктуации,
изученные в 5
классе.
Анализируют
предложения,
сопоставляют и
сравнивают их
по 23 признакам.
Вычленяют
абзацы в тексте,
оформляют
предложения на
письме и в
устной речи
45. Фонетика и
орфоэпия
2
Урок
усвое
ния
новых
знаний
на
основе
актуа
лиза
ции
уже
изучен
Базовые понятия
фонетики и
орфоэпии
Слушают
звучание слова,
записывают
транскрипцию
слова, отличают
звуки от букв
Знать основные
разделы
лингвистики,
основные единицы
языка и речи
Уметь соблюдать
нормы орфоэпии на
уровне словаря 56
класса
Л.:Понимают, что язык–
универсальное средство
общения,средство
передачи знаний, опыта,
мудрости от одного
поколения другому.
К.: задают вопросы,
слушают и отвечает на
вопросы других
формулируют собственные
мысли на основе
04.09
05.09
06.09
07.09
Активизаци
я
мыслительн
ой деятель
ности:
Комплекс
ный анализ
текста
Синтаксиче
ский разбор
предложе
ний.
Устное
сообщение:
чему я
должен
научиться в
6 классе (на
основе
памяток)
Ответить
письменно
на вопрос:
когда и
каким
образом
служит нам
язык?
Работа с
высказывани
ями о
русском 6.
Фонетика и
орфоэпия
1
7.
1
Орфография.
Орфограмма.
Правописание
безударных гласных
в корне слова
ного
Урок
обще
учебно
го
(комби
нирова
нного)
типа
Повто
ри
тель
но
обоб
ща
ющийу
рок
Знать основные
разделы
лингвистики,
основные единицы
языка и речи
Уметь соблюдать
нормы орфоэпии на
уровне словаря 56
класса
Уметь различать
звук и букву,
распознавать случаи,
когда написание
буквы не
определяется
произношением и не
обходимо применить
правило
Организация
совместной
учебной
деятельности.
Целеполагание:
постановка
учебной задачи
на основе
соотнесения
того, что уже
известно и
усвоено, и того,
что ещё
неизвестно.
Работа с текстами
учебника.
Беседа,
проблемные
задания,
выполнение
тестовых заданий
по основным
видам
орфограмм,
изученным в 5
классе
07.09
08.09
определённой
коммуникативной ситуации
Л.: осознают себя как
гражданина и
представителя
определенного народа, его
культуры, испытывают
интерес и уважение к
другим народам; признают
общепринятые морально
этические нормы
Р: анализируют образцы
устной и письменной речи с
точки зрения их целей и
задачи общения.
Р.: способность принимать
и сохранять учебную
задачу;
П.: осознает
познавательную задачу;
читает и слушает, извлекая
нужную информацию,
самотоятельно находит ее в
учебных материалах.
К.: строит монологические
высказывания, умеет
задавать вопросы,
слушать собеседника,
планировать общие способы
работы: подбор
однокоренных слов,
составление слов из
языке
(Теория,
стр.8)
Алгоритм
фонетическо
го разбора
на примере
45 слов
(составить
задание для
соседа по
парте)
Ответить на
вопрос: в
каких
морфемах
может быть
орфограмм
а?
сложненное
списывание.
Изучающее
чтение и
составление
вопросов к
тексту. 89
2
Орфография.
Правописание
безударных гласных
в приставках и
окончаниях
Повто
ри
тельно
обобща
ющий
урок
Анализ слов и
распределение
их по способу
проверки
написания
гласных в корне.
Усвоение
правила
Написания
гласных в
приставках и
окончаниях.
Выполнение
упражнений
морфем, определение места
орфограммы в слове.
Л.: испытывает желание
осваивать новые виды
деятельности.
Р.: способен планировать
необходимые операции,
действовать по плану.
П.: интегрирует
информацию в имеющийся
запас знаний, преобразует,
структурирует,
воспроизводит и применяет
с учетом решаемых задач;
использует знаково
символические средства
для решения различных
учебных задач.
К: умеет получать с
помощью вопросов
необходимые сведения от
партнера по деятельности с
учетом конкретных учебно
познавательных задач
Уметь подбирать
проверочные слова
при проверке без
ударных гласных,
проверяемых
ударением,
определять ударение
в слове, называть
ударные и
безударные гласные,
опознавать признаки
орфограмм,
обращаться к
словарю при
написании, слов с
труднопроверяемой
и непроверяемой
гласной.
Знать: определения
частей слова;
орфограмму
«Правописание
безударных гласных
в корне слова»,
алгоритм проверки
написания слов с
безударными
гласными.
Работа со
словарем
морфем.
11.09
12.09
Орфографич
еский
разбор.
Заполнить
таблицу
своими
примерами
Группируют
слова по
видам
орфограмм.
Опознают
признаки
орфограмм и
выделяют их
графически.
Проговарива
ют алгоритм
объяснения
безударной
гласной.
10
11
Морфемика.
Лексика.
2
Урок
повто
рения.
Базовые
понятия
морфемики.
Уметь опознавать
орфограмму в
Р: актуализирует и вос
станавливает знания о
Морфемный
разбор.
Графическо
13.09
14.09 Повто
ритель
но
обоб
щаю
щий
урок
Значение слова.
Прямое и
переносное
значение слова
Фронтальный
опрос, само
стоятельная
работа,
чтение учебных
текстов
приставке,
безошибочно писать
и не смешивать при
ставку с частью
корня
Знать;
способы толкования
лексического
значения слова
Научиться работать
с толковым
словарем.
правописании гласных в
приставках, приставок и
предлогов; принимают и
сохраняют учебную задачу.
П.: использует знаково
символические средства для
решения различных учебных
задач.
К.: строит монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах.
е
обозначение
орфограмм в
корне,
приставке и
окончании
частей речт.
Проговари
вание
алгоритма
применения
орфографич
еского
правил в
внешней и
внутренней
речи и
графи
ческое
обозначкние
сигналов
орфограммы
Изучающее
чтение
учебной
статьи.
Рефлексия
слово
ЗЕМЛЯ?»
Сверка с
эталоном
( словарная
статьи из
«Толкового
словаря»
(Приложени 12
13
Контрольная
работа.
Анализ
контрольной
работы
2
Урок
контро
ля
входн
ой
кон
троль
Диктант с
грамматическим
заданием
Осознанно
применяют
алгоритмы
орфографиче
ского,
пунктуационно
го и
морфемного
разборов
Знать:
определения частей
слова; орфограмму
«Правописание
безударных гласных
в корне слова»,
алгоритм проверки
написания слов с
безударными
гласными. Уметь:
разбирать слова по
составу; различать
однокоренные
слова и формы
слова, подбирать
проверочное слово
несколькими спо
собами;
классифицировать
ошибки, объяснять
графически
орфограмму
Л: желание осваивать новые
виды деятельности.
Р.: способность
восстанавливать известные
знания и усвоенные навыки,
действовать по плану.
П.: понимает информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме
К.: способен строить
понятные для собеседника
высказывания, умеет
получать с помощью
вопросов необходимые
сведения от партнера по
деятельности с учетом
конкретных учебно
познавательных задач
14.09
15.09
е К УМК)
Самостоя
тельная
работа:
«Узнай
слово по его
лексическом
у значению»
Работа
ют в
парах
при
анализе
ошибок.
Соблюд
ают
алгорит
РНО
(памятк
а
Ослож
неннное
списыва
ние
Самопр
оверка
по
образцу
Заполня
ют
таблицу
«Орфо
граммы
гласные
в …» 14
Р.Р. Признаки текста
1
Повто
ри
тельно
обобщ
ающий
урок
Овладевают
основными
понятиями по
теме «Текст»:
текст
стили речи
тема текста
основная мысль
текста
Знать: основные
признаки текста
Уметь выделять
смысловые и
композиционные
части текста
Л: желание участвовать в
творческом, созидательном
процессе;
Р: ; действовать по плану.
К: осуществляют
совместную деятельность в
парах и рабочих группах с
учетом конкретных учебно
познавательных задач
15
Р.Р. Темы широкие и
узкие
1
Оперируют
понятиями:
текст, тема
текста, основная
мысль текста.
Повто
ри
тельно
обобщ
ающий
урок
Знать: определения
частей текста;
Уметь: определять
тему текста, его
основную мысль,
различать широкие и
узкие темы
П: понимает информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует знаково
символичные средства для
решения различных учебных
задач.
К.: осуществляет
совместную деятельность в
парах и рабочих группах с
учетом конкретных учебно
познавательных задач
18.09
19.09
Мотивация к
аналитическ
ой
деятельност
и«Какую
группу
предложе
ний, по
вашему
мнению,,
можно
назвать
текстом?
Чтение
учебной
статьи.
Составить
текст по
заданному
плану
Клоузтекст.
Придумать
название.
Вставить
пропущен
ные в тексте
слова.
Какое
задание
будете
выполнять
первым?
Почему вы
так
думаете?
Сочинение 16
17
Р.Р. Контрольное
изложение с
творческим
заданием
2
Урок
кон
троля
Изложение
текста.
Диагностика
коммуникатив
ных навыков
учащихся
Уметь:
пересказывать текст;
Составлять
собственное
высказывание по
теме текста
18.
Анализ
контрольного
изложенияа
Выполнение работы
над ошибками.
1
Урок
коррек
ции
знаний
Графическое
объяснение
изученных
пунктограмм и
орфограмм в
словах, и
предложениях
Знать:
классификацию
ошибок, их виды.
Уметь: различать
ошибки разных
видов и
классифицировать
их; анализировать и
находить правильные
способы
миниатюра
«Осенний
дождь»;
«Осень».
Применить
знания о
темах
широких и
узких
Подбирают
название
текста,
составляют
его план
Пишут
черновой
вариант
изложения
Соблюдают
абзацное
членение
текста
согласно с
пунктами
своего плана
Работа над
ошибками.
Классифици
руют
ощибки:
1.Орфограм
мы в корне
слова
2.Орфограм
мы в
приставках
21.09
21.09
20.09
Р.: адекватно оценивают
свои достижения в
понимании
коммуникативного
замысла автора, осознает
возникающие трудности,
ищет их причины и пути
преодоления.
П.: выполняет учебно
познавательные действия в
материализованной и
умственной форме;.
К: умеет обосновывать и
доказывать свою точку
зрения.
Л: желание осознавать свои
трудности и стремиться к
их преодолению,
Р.: осознают
возникающие трудности,
ищут их причины и пути
преодоления.
П: осуществляют для
решения учебных задач
операции анализа, синтеза, исправления и
объяснения ошибок
с помощью
графических
сигналов
орфограммы и
пунктограммы.
Уметь: определять
части речи их
морфологические
признаки; замечать
случаи перехода
слов одной части
речи в другую
19. Части речи
Грамматика.
Морфология.
1
Урок
обоб
щаю
щего
повто
рения
Работа с
таблицей
учебника.
Ознакомитель
ное и изучающее
чтение
20.
Слово и его формы
1
Повтор
и
тельно
обобща
ющий
урок
Фронтальный
опрос, само
стоятельная
работа;
составление
информативных
(итоговых)
продуктов
Знать, что
окончание выражает
морфологические
признаки
изменяемых частей
речи
Знать: порядок
сравнения, классификации;
К.: участвуют в общей
беседе, соблюдая речевого
поведения
Л.приобретает новые
знания, совершенствует
имеющиеся.
Р.: принимает и сохраняет
учебную задачу; действует
по намеченному плану.
П.: читает и слушает,
извлекая нужную
информацию, само
стоятельно находит ее в
материалах учебников,
К.: задает вопросы,
слушает и отвечает на
вопросы другтх,
высказывает и
обосновывает свою точку
зрения
Л.: приобретает новые
знания, умения,
совершенствует меющиеся.
Р.: принимает и сохраняет
учебную задачу
П.: понимают, на основе
каких действий
3.Орфограм
мы в
окончаниях
слов
Произв.
синтаксичес
кий разбор
предложени
й с пункт.
ошибками
Построить
устное
письменное
высказывание
на тему:
«Какой
частью речи
является
слово______
_____
в
предложени
и №_, упр.
№____?»
Сочинение
миниатюра с
грамматичес
ким
заданием
.(указать
части речи и
формы
22.09
25.09 (алгоритм)
морфемного
разбора и
применять его
результаты при
морфологическом
разборе
выделяются частиречи и
формы слова.
Коммуникативные: умеет
задавать вопросы, слушать и
отвечать на вопросы других;
формулирует собственные
мысли, высказывает и
обосновывает свою точку
зрения
одного и
того же
слова, 46
предло
жений).
деятельности по
извлеченной из
разных
источников
информации
(таблиц, схем,
моделей); ис
пользование для
решения
практических
задач словарей,
справочников
Имя существительное (26ч. в том числе Р.Р. – 4 ч;)
21
22
Понятие о
существительном.
2
Урок
комби
нирова
нного
типа
Фронтальный
опрос,
самостоятель
ная
работа; чтение
учебных
текстов
изучающим
чтением.
Знать:
группы
существительных
по значению;
Собственные –
нарицательные;
Одушевлённын
неодушевлённые.
Уметь: находить
существительные в
тексте, определять
их синтаксическую
роль в предложении
26.09
27.09
Л.: желание участвовать в
творческом процессе.
Р: принимает и сохраняет
учебную задачу отработка
умения определять часть
речи.
П.: понимает и интегрирует
информацию в имеющийся
запас знаний;
К.: строет небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет совместную
деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно
познавательных задач
Графическое
оформление
орфограммы
«Гласные в
падежных
окончаниях
имён
существител
ьных»
Определение
морфологич
еских
признаков
имени
существител
ьного
Синтаксичес
кий разбор 23
Р.Р. Творительный
сравнения.
1
Урок
изучен
ия
нового
матери
ала
Фронтальный
опрос,
самостоятельна
я
работа; чтение
учебных
текстов
изучающим
чтением.
Знать: способы
выражения
сравнения.
Уметь: находить
сравнения в
тексте, определять
способ их
ивыражения
24
25
Род, число, падеж,
склонение
существительных
2
Урок
комби
нирова
нного
типа
Тренинг,
практикум,
письмо с
«окошками»;
изучающее
чтение
учебных
текстов
(существитель
ные общего
рода)
Знать: три
склонения
именсуществительн
ых; изменение имен
существительных по
падежам, падежные
окончания. Уметь:
применять правило
«Ие в окончаниях
существительных»
28.09
28.09
29.09
Р: принимает и сохраняет
учебную задачу
отработка умения
определять способ
выражения сравнения.
П.: понимает и
интегрирует информацию в
имеющийся запас знаний;
К..:строит небольшие
монологические
высказывания,
осуществляет
совместную деятельность
в парах
Л: наличие чувства
необходимости учения, Р:
принимает познавательную
цель и сохраняет учебную
задачу при выполнении
учебных действий;
осознает правило
контроля.
П.: умеет выбирать
смысловые единицы
текста и устанавливать
отношения между ними;
определяет способ
применения правила
написания окончаний
существительных.
Составить
связный
текст на
тему
«Листопад»,
употребив
сравнения
(не менее
двух 56
предл.)
работа в
парах)
Чтение
учебных
статей;
распределит
ельный
диктант,
Склонение
существител
ьных с
использован
ием
«подстаново
чного»
слова.
Изучение
таблицы
окончаний
существител
ьных
1,2,3
склонения. Согласовани
е
существител
ьных общего
рода со
сказуемым в
прошелшем
времени
Электронная
презентация
– тренажёр
(с
обязательны
м
пояснением
выбора
ответа
алгоритм
применения
правила)
Система
разноуровнв
ых
упражнений
(«Практика»
)
Сочинение
миниатюра
«Почему
имя
прилагатель
ное часто
используютс
я в
загадках?»
02.10
03.10
04.10
Знать три типа
склонения
существительных
(определение) и
особый тип
склонения наий,
ие,ия)
Уметь; соотносить
правописание
окончаний
каждого типа с
нормами
написания,
регламентированн
ых
КОНТРОЛЬНЫМ
ПРАВИЛОМ
Уметь: находить
главную и
второстепенную
информацию при
написании
изложения,
близкого к тексту
Р.: принимает и сохраняет
учебную задачу;
К.: осознанно строят
высказывание, используя
речь для регуляции своих
действий по определению
падежных окончаний
существительных наий,
ие, ия, работая в парах.
Р.: читают
художественный текст в
соответствии с целевой
установкой – использовать
приём просмотрового
чтения художественного
текста;
Познавательные:
извлекают нужную
2
26
27
Три сконения имён
существительных.
Склонение
существительных на
–ий,ие, ия
Урок
комби
нирова
нного
типа
Склонение
существительн
ых
28
Р.Р. Простой и
сложный план
1
Урок
развит
ия
речи
Сравнительны
й анализ
образцов
простого и
сложного
планов
Просмотровое
чтение
художественног 29
Разносклоняемые
существительные
1
30 Неизменяемые
существительные
1
о текста
Тематический
диктант,
письмо с
«окошками»;
чтение учебных
текстов
Изучающее
чтение
параграфа с
целью поиска
ответа на
вопрос:»
Почему
существительн
ые (имя,
,путь)
Неизменяемые
существительн
ые, нормы их
употребления
Урок
изучен
ия
нового
матери
ала
Урок
усвоен
ия
нового
матери
ала
Знать:особенности
склонения данной
группы
существителььных
Усвоить
графическое
обозначение
орфограммы
Знать: особенности
и нормы
употребления
неизменяемых
существительных в
речи
31
Словообразование
2
Комби Образование
Знать: оценочные
Создают
текст
«Я выбираю
подарок
другу»
Пишут
мини
сочинения
«Золотое
стремя»,
«Опасное
пламя
горящей
травы»,
«Спасённое
знамя»»,
используя.
Существите
льные намя
в различных
ф
Презентация
тренажёр.
информацию, а также
самостоятельно находит ее
в материалах учебников,
К.: формирует
собственное мнение;
осуществляет совместную
деятельность в парах .
Р.:планирует
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
П.: понимает и
интегрирует информацию в
имеющийся запас знаний,.
К.: слушает собеседника
(партнера, учителя),
строит понятные для
собеседника высказывания;
Л.: Распознают
неизменяемые
существительные среди
заимствованных слов
диалогическую речь
Регулятивные:
планируют запомнить по 5
10 слов, оканчивающихся
на И, Ю, А,Е., У
П.: замечать в текстах
слова данной группы
Р.: принимает и сохраняет Анализ
Выписыва
ют из текста
неизменяемы
е слова,
определяют
их падеж.
05.10
5.10
06.10 32.
существительных
нирова
нный
урок
учебную задачу.
П.: осваивают алгоритм
применения правила
К: аргументирует способы
решения проблем
поискового характера
существительн
ых с помощью
суффиксов
Оценочные
суффиксы
существительн
ых
Орфограммы в
суффиксах
существительн
ых
суффиксы
существительных
Уметь: применять
правила написания
Ь: перед
суффиксами –чик,
щик;
Буквы ОЕ после
шипящих в
суффиксах и
окончаниях
09.10
моделей
словообразо
вания
имён
существител
ьных
Самостоя
тельная
работа
(словообразо
вательный
разбор)
Контрольное
списывание
на изученные
орфографич
ескиеправил
а:
(применени
я лгоритма
во
внутренней
речи;)
Графическо
е
обозначение
сигналов
орфограмм
ы
33.
Р.Р.Простой и
сложный
план
1
Урок
развит
ия
речи
Подготовка к
написанию
пейзажного
сочинения
Знать:
способы
составления
простого и
Р.: осуществляет
индивидуальную,
групповую, парную
деятельность с целью
10.10
Пишут
изложение,
близкое к
тексту, сложного плана
Уметь:
находить злементы
описания в тексте
образце
34
35.
Словообразование
существительных с
помощью приставок
2
Ком
биниро
ван
ный
урок
Образование
существительн
ых с помощью
приставок
Написание НЕ с
существительн
ыми
Знать:
контрольное
правило для данной
орфограммы
Уметь:
применять его
согласно алгоритму
развития рефлективно
аналитических
способностей
П.:, преобразуют,
структурируют,
воспроизводя т и
применяют.информацию из
текстаобразца для
решения
проблем поискового
характера
Л:. мотивация к
получению способа УУД
для решения конкретной
задачи
П : самостоятельно
выделяют
сигналы новой
орфограммы, «кодируя»
правило в графике.
К: приводят и записывают
собственные примеры в
парах на каждый пункт
правила
учась у
мастеров
слова
подбирать
материал к
сочинению
в форме
пейзажной
зарисовки
Читают
текст
просмотров
ым чтением
Выписывают
существител
ьные с НЕ,
графически
обозначая
орфограмм
у
Озрфографи
ческий
разбор
Тренинг
тренажёр
11.10
12.10
36. Образование
1
сложных
существительных
Тематический
диктант,
письмо с
«окошками»;
чтение учебных
текстов
Уметь:
обосновывать выбор
Соединительных
гласных О_Е в
сложных словах
Учитывать:
твёрдый и мйгкий
Р.: четко выполняют
требования познавательной
задачи; действуют по
плану.
П.: понимают
информацию,
представленную в
Комментиро
ванное
письмо
Применяют
алгоритм
определения
гласных ОЕ
12.10 37
Р.Р. Простой и
сложный план
Сравнение.
Метафора. Эпитет.
1
Подготовка к
сочинениюв
форме
пейзажной
зарисовки
вариант основы
Знать:
О выразительных
возможностях
сравнений,
метафор,
эпитетов. Уметь:
употреблять эти
средства
изобразительности в
собственных
текстах
изобразительной,
схематичной форме,
(графическое
обозначение
орфограммы)
К.: работа в парах с целью
взаимоконтроля
П: структурируют
собственный языковой
материал согласно учебной
задаче.
К.: вступает в учебный
диалог с учителем,
одноклассниками,
участвует в общей беседе,
соблюдая правила речевого
поведения
38
39.
2
Повторение
изученного по теме
«Имя
существительное»
Урок
повтор
ения и
обобщ
ения
матери
ала
Базовые
понятия,
связанные с
именем
существительн
ым
Нормы
употребления
существительн
ых в речи
Уметь:
употреблять имена
существительные в
соответствии
орфоэпическими,
грамматическими,
морфологическими
нормами языка
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
применяя полученные
знания
П.: применять УУД при
решении учебных задач
в сложных
словах
Проверка в
парах
Личные
наблюдения
учителя,
ответы на
вопросы.
Смысловое
чтение
художествен
ного текста,
составление
плана.
Готовят по
плану
устное
высказыван
ие.
Работа на
карточках
(разноуровне
вые задания)
Компьютерн
ое
тестировани
е
Творческое
задание
(клоузтест)
13.10
16.10
17.10 40.
Контрольное
тестирование.
41 Анализ ошибок в
контрольном
тестировании
Приме
нение
получе
нных
знаний
на
практи
ке
Решение
грамматически
х задач,
связанных с
базовыми
понятиями
темы
Уметь:
Употреблять имена
существительные
сообразно с
языковыми
нормами
1
1
18.10
19.10
. Р.: при выполнении
учебных действий
ориентируется на правило
контроля и успешно
используют его в процессе
решения учебных задач;
самостоятельно
обнаруживает ошибки и
вносит коррективы; умеет
самостоятельно оценить
свои действия.
К.деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно
познавательных задач
Глагол. 44ч.; в том числе: к.р.3ч; Р.Р. 8ч
42
43
Понятие о глаголе
2
Ком
би
ниро
ван
ные
уроки
Определение
глагола как
части речи.
Тематические
группы глаголов
Роль глаголов в
тексте
повествовании
Знать: называть
грамматические
признаки глагола
Уметь:
оперировать
терминами при
анализе языкового
явления
Знать правило
написания НЕ с
ГЛАГОЛАМИ
Регулятивные:
алгоритм
идентификации глагола
как части речи
Познавательные:
осваивают тематические
группы глаголов
44. Морфологические
1
признаки глагола
Урок
контро
ля
Наклонение,
время, лицо,
число глаголов
Знать: общее
грамматическое
Регулятивные:
знать и уметьприменять
Комплексны
й анализ
текста,
Тестовые
задания,
словарно
орфографиче
ская работа
Морфемный
разбор
Синтаксичес
кий разбор
Составляют
схемы
19.10
20.10
23.10 значение,
морфологические
признаки и
синтаксическую
роль глаголов в
предложении
Уметь: находить
глаголы в тексте,
определять их
синтаксическую
роль в предложении
механизм различения
самостоятельных частей
речи.
Познавательные:
понимать информацию,
представленную в виде
таблиц, схем, моделей;
.
45
Р.Р. Что такое
эпиграф?
1
Урок
развит
ия
речи
Беседа, про
блемные за
дания;
смысловое
чтение учебных
текстов
Знать: определение
эпиграфа
(лексическое
значение слова)
Уметь: находить
смысловую связь
эпиграфа с текстом
Личностные: желание
приобретать новые
знания, умения,
Регулятивные
устанавливать связь
эпиграфа и текста,
называют
тему, основную мысль
текста
.
простых и
сложных
предложени
й.,
Графическ
и выделяют
суффиксы
инфинитива
и сочетание
ЧЬ,
суффикс
прошедшего
времени
Составляют
рассказ,
подобрав к
нему
эпиграф в
виде
поговорки
или
пословицы
24.10 Инфинитив
2
46
47.
Ком
би
ниро
ван
ны
е
ур
ок
и
Инфинитив
неизменяемая
форма глагола
Суффиксы
инфинитива
Буквосочетание
ЧЬ в корне
инфинитива
Знать: суффиксы
инфинитива
Уметь: задавать
вопрос к
инфинитиву и
глаголам в 3 лице
Возвратные глаголы
2
48
49
Урок
коррек
ции
знаний
Правописание
ТСЯТЬСЯ в
глаголах
Определяют
значения
возвратных
глаголов
Знать: основные
нормы русской
орфографии.
Уметь: применять
правило на
изученную
орфограмму;
соблюдать основные
правила
орфографии
25.10
26.10
Тренинг,
практикум
по теме
(Система
разноуровне
вых
упражнений
в учебнике
«Практика»
26.10
27.10
Работа над
ошибками
(дифференц
ированно):
электронны
й тренажёр
(под
руководство
м учителя)
работа в
парах по
схеме:«конс
ультант
обучаемый»
Личностные: желание
осознавать свои
трудности и стремиться
к их преодолению;
Регулятивные:
определяют формы
глаголов 3 лица и
глаголов в инфинитиве
по вопросам
Познавательные:
используют
«приём внутренней
речи» (проговаривание
алгоритма применения
правила «ПРО СЕБЯ»)
для решения учебных
задач
Л.: приобщение к
истории русского
языка, осознание себя
как носителя русского
языка
Р.: адекватно
оцениваеют свои
достижения.
Познавательные:устана
вливают причинно
следственные связи,
делают обобщения,
выводы.
Коммуникативные:
формулируют
собственные мысли,
высказывает и
обосновывает свою 50.
Р,Р, Что такое
эпиграф?
Виды глаголов
51
52.
1
2
само
стоятельная
работа, работа в
парах
Различать понятия:
тема, основная
мысль текстач
Овладевают
основноым
понятием:
значение вида
глаголов
Уметь: определять
главное и
зависимое слово,
выделять
словосочетания из
предложения
Урок
коррек
ци
знаний
Урок
усвоен
ия
новых
знаний
и
повтор
ения
изучен
ного
точку зрения.
Личностные:
понимают взаимосвязь
эпиграфа , темы и
основной мысли текса
Регулятивные:
корректируют
собственные тексты
.Регулятивные»
Вспомнают правило для
корней с чередованием
ЕИ
Познавательные:
Усваивают основные
видовые значения
глаголов
Коммуникативные:
строят небольшие
монологические
высказывания на
лингвистическую тему;
53
54.
Контрольный
диктант и анализ
ошибок
2
Урок
кон
троля
и
коррек
ции
знаний
Диагностика
орфографическ
их и
грамматических
норм
употребления
глаголов в речи
Знать: определение
глагола
Уметь: определять
эту часть речи в
предложении и ее
синтаксическую
функцию
Коммуникативные:
выбирают и используют
выразительные свойства
глагола в соответствии с
коммуникативной
задачей
Регулятивные:
графически обозначают
30.10
Личные
наблюдения,
ответы
на вопросы
31.10
01.11
10.11
13.11
Объяснитель
ный диктант.
Тестовые
задания.
Построение
устного
моно
логического
о
высказыван
ия на тему:
«Какова
связь форм 3
л. и
инфинитива с
орфограммой
«ТСЯТЬСЯ
в глаголах?
Сочинение,
мини
размышлени
я, уровень
знания по
предмету, Наклоненния
глаголов
2
55
56
Урок
усвоен
ия
новых
знаний
Изменение
глаголов по
наклонениям
Изъявительное
наклонение
глаглов
57
Р,Р. Описательный
оборот
16
Урок
получе
ния
новго
знания
Анализ ощибок,
допущенных в
сочинении
(урок №34)
Просмотровое,
ознакоми
тельное и
изучающее
чтение текстов
в соответствии с
учебной задачей
Знать: три
наклонения глаголов
Уметь: определять
наклонение глаголов
грамматическую
основу
предложения,
выделять
словосочетания из
предложения
Освоить:
понятие
«описательный
оборот»
Тесты
тренажёры;
09.11
09.11
Разноуровне
вые задания
(карточки)
Система
упражнений
(«Практика
»
Ответы на
проблемные
вопросы к
упражнения
м
учебника.
14.11
орфограммы в глаголах
Регулятивные:
принимает и сохраняет
учебную задачу;
планируют
необходимые действия
(алгоритм)
синтакстческого
разбора
Л: Учиться
использовать
понятие
«описательный
оборот» в устной и
письменной речи речи.
Р.: принимают и
сохраняют учебную
задачу.
Понимать;
изобразительные
возможности
описательного оборота
Коммуникативные:
работа в парах ,
совместный поиск
информации
58.
Времена глаголов
1
Урок
комби
нирова
нного
типа
Прошедшее,
настоящее и
будущее время
глаголов.
Знать:
три формы времени
глаголов.
Уметь:
опрелелять время
Р: учитывает
грамматическое
определение языкового
явления (момент речи)
в планировании и
Комплексны
й анализ
текста.
Поиск
глаголов и
15.11 глаголов
59
60
Прошедшее время
глаголов
2
Урок
комби
нирова
нного
типа
Образование
форм
прошедшего
времени
Орфограмма»
«Гласные перед
суффиксом –Л
в глаголах
прошедшего
времени
Знать:
суффикс _Л как
«индикатор»
прошедшего
времени
Уметь:
осуществлять
морфемный разбор
глаголов
Настоящее и будущее
время глаголов
2
61
62
Урок
комби
нирова
нного
типа
Две основы
глагола
: значение
образование,
изменение
Усвоить:
значение
образование,
изменение
контроле способа
решения задачи.
П: понимает и
интегрирует
информацию в
имеющийся запас знаний,
К: умение в корректной
форме оценить ответ
одноклассника
определение
формы
времени.
Роль
глаголов
речи.
Тестовые
задания.
Тест
тренажёр
Р.: принимает и
сохраняет учебную
задачу и применяет
необходимые действия
для её решения .
П.: смысловое чтение
как осмысление цели
чтения и выбор вида
чтения в зависимости
от цели; извлечение
необходимой
информации из
прочитанных текстов
К.: строит небольшие
монологические
высказывания на
лингвистическую тему
(Почему в слове
«зависел» перед –Л
пишется буква Е?
Л: желание осваивать
новые виды
деятельности.
П.: осознают
познавательную задачу;
16.11
16.11
17.11
20.11
Самостояте
льная
работа:
Списать,
вставить Р.Р. Официально
деловой стиль речи
2
63
64
глаголов в формах
наст и буд. времени
Уметь: вычленять
основу настоящего
будущего времени;
основу инфинитива
Узнают:
особенности
делового стиля речи
Умеют: находить в
тексте эти
особенности,
глаголов в
формах наст и
буд. времени
Урок
получе
ния
нового
знания
Основные
признаки
официально
делового стиля
речи
Наблюдение
языковых
особенностей
данного стиля
речи через
чтение и
письмо
читают и слушают,
извлекая нужную
информацию.
Р. применяют
алгоритм вычленения
основ инфинитива и
настоящегобудущего
времени
Л: приобретают новые
знания, умения,
необходимые
современному
грамотному человеку
Р.: осуществляют поиск
информации через
различные виды
чтения
П.: преобразуют,
структурируют,
воспроизводя т и
применяют
информацию при
составлении
собственных текстов.
65. Лицо и число
1
глаголов
Урок
комби
нирова
нного
типа
Значения 1,2,3
лица глаголов
Орфограмма:
«Ь после
шипящих в гл.
2л.;ед.ч.;.,наст.
вр.»
Знать:
алгоритм
применения
орфографического
правила
Уметь: находить
глаголы в тексте,
Р.:Проговаривают
алгоритм применения
орфографического
правила к орфограмме
«Ь после шипящих в
глаголах 2л., ед. ч»
П : С опорой на
пропущенны
е буквы,
определить
время
глаголов
Чтение
учебной
статьи
Поиск
особенносте
й
Делового
стиля в
текстах
образ
цах;
Составляют
деловые
бумаги по
образцу:
объявление
биография
объяснитель
ная записка
Читают
текст
просмотров
ым
чтением
Выписыва
21.11
22.11
23.11 66
67
2
Спряжение глаголов.
Правописание
гласных в
безударных личных
окончаниях глаголов
Урок
комби
нирова
нного
типа
Спряжение
глаголов как
изменение по
лицам и числам
Глаголы I и II
спряжения
определять лицо и
числоглаголов
Уметь: определять
спряжение глаголов
с безударным
личным окончанием
и выбирать
правильный вариант
окончания глагола;
различать по
вопросу личную и
неопределенную
форму глагола
таблицу готовят устное
сообщение об
изменении глаголов по
лицам и числам
К: аргументирует
способы решения
проблем поискового
характера
Л: адекватное,
осознанное
представление об оценке
своих знаний (на основе
работы тестом
тренажёром)
Р. четко выполняют
требования
познавательной задачи;
действует по плану.
П.: понимает
информацию,
представленную в
образце графического
обозначениея
орфограммы)
23.11
24.11
ют глаголы.
в форме
2л.,ед.ч
Графическ
и
обозначают
орфограмму
.
Устное
проговарив
аниалгорит
ма выбора
гласных
Е_И
в
окончаниях
глаголов
Тренировоч
ные
упражнени
я
Применяют
алгоритм
определени
я
спряжения
глагола во
внутренней
речи
(контролное
списываниес
графическо
й
шифровкой 68
Разноспрягаемые
глаголы
1
69.
Р/Р Рассказ
1
70
71
Контрольный
диктант.
РНО в контрольном
диктанте
2
чтение
учебных
текстов с
применением
приёма
ознакоми
тельного
чтения
Тематический
диктант,
письмо с
«окошками»;
Организация
совместной
учебной дея
тельности
создание тек
стов опре
деленного жанра
Урок
изуче
ния
нового
матери
ала
Урок
развит
ия
речи
Систе
ма
тизаци
я
знаний,
умени
й,
навыко
в
Усвоение норм
употребления
глагола ХОТЕТЬ
Р: структурируют
признаки глагола для
решения учебной задачи.
К.: осуществляют
проверку работ в парах
«консультант»
«обучаемый
Знать: приемы
создания устных
высказываний.
Уметь: излагать
мысли на заданную
тему, используя вы
разительные
средства языка в
соответствии с
коммуникативной
задачей
Уметь применчть
знания на практике
Коммуникативные:
уважать точку зрения
собеседника, уметь
аргументировать свою
позицию
Р.: при выполнении
учебных действий
ориентируется на
правило контроля и
успешно использует его
в процессе решения
учебных задач;
самостоятельно
27.11
28.11
29.11
30.11
алгоритма)
Контрольно
е
списывание,
обозначение
орфограмм.
Разноуровне
вые
карточки.
Компьютерн
ые
тестировани
ерное
Композиция
рассказа.
Чтение
текстов.
Подготовка
к
изложению,
близкому к
тексту
Тема,
основная
мысль
текста
Система
работы,
подобная
урокам №
№53,54,55 Условное наклонение
2
72
73
Урок
комби
нирова
нного
типа
Значение,
изменение,
образование
глаголов
условного
наклонения
обнаруживает ошибки и
вносит коррективы;
умеет самостоятельно
оценить свои действия.
Регулятивные:
анализируют языковой
материал, оперируя
терминами: «глагол в
форме прошедшего
времени», частица БЫ:»
Познавательные:
выражение условного
значения в простом и
сложном предложениях
Усваивают
Нормы образования
и изменения
глаголов в условном
наклонении
Умеют:
оперировать
терминами при
анализе языкового
явления
Применяют
правило:
«Частица БЫ в
форме глагола
повелительного на
клонения пишется
раздельно»
Графически
кодируют алгоритм
Повелительное
Наклонение
2
74
75
Комб
и
ниро
ванны
й
урок
Значение,
изменение,
образование
глаголов в
форме
Усваивают
Нормы образования
и изменения
глаголов в
повелительном
наклонении
Личностные:
постижение норм
грамматики и
орфографии
Регулятивные:
алгоритм применения
30.11
01.12
04.12
05.12
Находят в
текстах
глаголы в
условном
наклонении
Объясняют
их
образовани
Находят и
считают
грамматичес
кие основы
Выделяют
союз «если»
Преобразу
ют
два простых
предложени
я в сложное
Конструир
уют
собственные
предложени
я с союзом
«если»
Комплексны
й анализ
текста,
тестовые 1
повелительного
ннаклонения
76
Образование
глаголов
повелительного
Наклонения
Правописание
глаголов в форме
повелительного
наклонения
77.
Безличные глаголы
1
Урок
получе
ния
нового
знания
Значение
безличных
глаголов;
Синтаксиче
ские синонимы
Трудные случаи
буквосочетания
–ТСЯ в
безличных
глаголах
Умеют:
оперировать
терминами при
анализе данного
языкового явления
Видят:
особенности
образования формы
повелительного
наклонения.
Умеют:
различать
суффикс И,
окончание ТЕ в гл
пов.накл от
окончания –ИТЕ
(II спр.,
изъявительное
неклонение)
Знать:
группы безличных
глаголов по
значению
Уметь:
находить
грамматическую
основу предложения
с одним главным
членом – сказуемым
(пропедевтика)
задания,
06.12
словарно
орфографиче
ская работа;
морфемный
разбор
мофологиче
ский разбор
орфографического
правила
Познавательные:
осознает познавательную
задачу; читает и
слушает, излекая
нужную информацию,
самостоятельно находит
её в материалах
учебников.
Коммуникативные:
задает вопросы, слушает
и отвечает на вопросы
других, формулирует
собственные мысли,
высказывает и
обосновывает свою
точку зрения
08.12
Личностные:
Помочь испытать
положительные эмоции
в процессе получения
знаний
Регулятивные
запоминают формы
выражения безличных
значений:
Познавательные:
понимает информацию,
представленную в виде
таблиц, схем, моделей;
Коммуникативные:
строят в парах
Синтаксиче
ский разбор
предложени
й;
Морфологи
ческие
признаки
глагола(изби
рательно –
для
доказательс
тва
своей точки
зрения)
Ответ на
вопрос:
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Рабочая программа по русскому яыку 6 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.