Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5-9 классов, рассчитанная на 5 лет в объеме 714 часов, к УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Программа разработана в 2016 году и соответствует ФГОС основного общего образования. Структура программы: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
На заседании МС
Зам. Директора по УВР
Директор
Протокол № __
_________Мырксина О.Г.
ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани
«__»______20__г.
«__»__________20__г._________Буртаева О.В.
Приказ № __ от «__»____20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс
Учитель
Количество часов за 5 лет
Количество часов в неделю
Год составления программы
59
Мырксина О.Г.
714
21
2016
с учётом требований Федерального государственного образовательного
Программа составлена
стандарта (ФГОС) второго поколения на основе Основной образовательной
программы основного общего образования ГБОУ ООШ №16 г. Сызрани,
содержание которой соответствует Примерной основной образовательной
программе общего образования к УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,
Л.А. Тростенцовой и других (М.,Просвещение)
Учебники
Русский язык. 5 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2015 г.
Русский язык. 6 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 20152016 гг.
Русский язык. 7 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2015 г.
Русский язык. 8 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2016 г.
Русский язык. 9 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2016 гг.I.
Основные положения
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к
результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС основного
общего образования.
Программа разработана с учетом Основной образовательной программы
основного общего образования ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани.
Учебный предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 класс.
Класс
Количество часов в
неделю
5
6
7
8
9
Итого:
5
6
4
3
3
21
Количество часов за
год
170
204
136
102
102
714
Количество учебных занятий за 5 лет обучения составляет 714 часов,
что соответствует ФГОС ООО и выполняет гигиенические требования к
режиму образовательного процесса, установленные СанПин.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения ООП ООО
ФГОС данная программа направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по русскому языку.
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм,
уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построениюдальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления,
развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
и
средства
участие
в диалоге
аргументации
умение различать монологическую,
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при
помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
диалогическую и
полилогическую речь,
и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного,
просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в
том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия,
оценивать
выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания,
с выборочным извлечением
информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных
функциональносмысловых типов речи (повествование,
описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление
информационной переработки текста, передача его смысла в устной и
письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения
единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки
зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной
и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с
поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос,
изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление,
информационный
др.);
запрос
и
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных
и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляциисобственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных
потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру
использования русского литературного языка, оценивать свои языковые
умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативноэстетических возможностей
русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств
фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая
и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный
оборот; фразеологизм,
омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения
эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
синонимы,
антонимы,
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах
и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение
базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи
и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных,
местоимений,
числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков,
умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических
признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение
смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических
особенностей междометий;
прилагательных,
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как
взаимосвязанных этапов анализа структуры слова),
лексического,
морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и
словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения,
синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
определение анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение
выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать
текст на абзацы,
знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги,
характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова,
стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов,
антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы,
способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных
частей речи;
характеристика общего грамматического значения,
морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их
синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение
главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной
окраске;
предложения;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений,
предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов
предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и
вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения,
сложных предложений с различными видами связи, выделение средств
синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функциональносмысловых типов речи, принадлежности
текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также
создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических
средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность
их использования;
грамматической
определение
основы
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств
для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и
стилем общения:информационных
умение использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении
задач построения устного и письменного речевого высказывания,
осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о
назначении различных видов словарей, их строения и способах
конструирования
запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой
информации, прежде всего для определения лексического значения
(прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных
или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для
определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и
особенностей
фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических
словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
употребления
и
7)
фразеологии
стилистическими),
овладение основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными,
нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при
создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами
лексики
языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять
их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в
простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании,
диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского
литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
выявление смыслового,
стилистического различия синонимов,
употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия,
стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных,
местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и
управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом,употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной
соотнесённости глаголовсказуемых в связном тексте;
8) представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
9) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом.
III. Содержание учебного предмета
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы
речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи,
функциональных стилей (научного,
официально
делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной
речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв,
выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия);
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление,
обсуждение,
статья, интервью, очерк); официальноделового стиля
(расписка, доверенность, заявление, резюме).
публицистического,
Текст как продукт речевой деятельности. Формальносмысловое
единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема,
идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально
смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты
смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия
общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого
этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалограсспрос,
диалогпобуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный,
этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского
литературного языка (орфоэпические,
грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством
и нормами современного русского литературного языка.
лексические,
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности
речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный
язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык
как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в
кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный
язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные
диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории
народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и
фразеологических единиц языка с национальнокультурным компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые
слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые
особенности художественного текста.
Основные изобразительно
выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог.
Ударение, его разноместность, подвижность при формо и словообразовании.
Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы
обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов
(нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение
согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и
интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки
зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс,
окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие
морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения
слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска
слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности
речи. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим
значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных
слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексикограмматические разряды слов. Традиционная
классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства
каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки
зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка
(нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен
числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как
синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы
предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены,
способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные,
распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и
неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных
предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены
предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные
предложения.
Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Типы сложных предложений.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая
цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного
языка (нормы употребления однородных членов в составе простого
предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы
построения сложноподчиненного предложения; место придаточного
определительного в сложноподчиненном предложении;
построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным,
присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами
«какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормыпостроения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в
предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных
в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные,
дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос
слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные
знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и
сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
просмотровым) и информационной переработки
ознакомительным,
прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)
и информационной переработки текстов различных функциональных
разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и
жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально
смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам,слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением
ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе
грамматического и словообразовательного анализа;
смыслового,
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение
слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с
точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных
особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения
осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
характеризовать
словообразовательные гнезда;
словообразовательные
цепочки
и
использовать этимологические данные для объяснения правописания
и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
IV. Тематическое планирование
5 класс
Название раздела
Колво часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Язык важнейшее средство общения.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и
орфография. Культура речи.
Лексика. Культура речи.
5.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи.
8.
9.
10.
11. Повторение и систематизация изученного в
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
V классе.
Итого:
6 класс
3
20
30
15
9
22
22
13
32
6
172№ п/п
Наименование разделов
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Язык. Речь. Общение.
Повторение изученного в 5 классе.
Текст.
Лексика и фразеология. Культура речи.
Фразеология. Культура речи.
Словообразование. Орфография. Культура
речи.
Морфология. Орфография. Культура
речи.
Повторение и систематизация изученного в
6 классе.
ИТОГО
3
9
5
12
4
34
124
13
204
класс
Название темы, раздела
Введение. Русский язык – национальный язык
русского народа
Повторение изученного в 56 классах
№
1
2
3.1
№
3.2
п/п
Морфология. Причастие
Деепричастие
Содержание
3.3
1
3.4
2
4.1
4.2
3
4.3
4
5
5
6
Наречие
Функции русского языка в современном мире
Категория состояния
Повторение изученного в 5 7 классах
Служебные части речи. Предлог
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (91 ч.)
Союз
Словосочетание
Частица
Простое предложение
Междометие
Двусоставные предложения. Главные члены
Повторение и систематизация изученного в 7 классе
предложения
ИТОГО
6
Второстепенные члены предложения
7
8
9
10
11
12
13
Односоставные предложения
Неполные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Слова, грамматически не связанные с членами
предложения.
Чужая речь
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
ИТОГО
Всего
1
7
33
Количество
18
часов
24
4
11
18
14
2
9
1
10
2
3
8
136
14
7
3
11
21
12
5
5
102
7
8
класс9 класс
Раздел 1. Международное значение русского
языка
Раздел 2. Повторение изученного в 58 классах
2
10
Раздел 3.
речи
Сложное предложение. Культура
9
Раздел 4. Сложносочинённые предложения
Раздел 5. Сложноподчинённые предложения
Раздел
Основные
сложноподчинённых предложений
6.
группы
Раздел 7. Бессоюзное сложное предложение
Раздел 8. Сложные предложения с различными
видами связи
Раздел 9. Повторение и систематизация
изученного в 59 классах
10
7
27
14
10
13
1
2
3
4
5
6
7
8
9Итого
102