Рабочая программа по русскому языку

  • Образовательные программы
  • docx
  • 16.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5-9 классов, рассчитанная на 5 лет в объеме 714 часов, к УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Программа разработана в 2016 году и соответствует ФГОС основного общего образования. Структура программы: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
Иконка файла материала Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы.docx
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ На заседании МС Зам. Директора по УВР Директор Протокол № __ _________Мырксина О.Г. ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани «__»______20__г. «__»__________20__г._________Буртаева О.В. Приказ № __ от «__»____20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс Учитель Количество часов за 5 лет Количество часов в неделю Год составления программы 5­9 Мырксина О.Г. 714 21 2016 с учётом требований Федерального государственного образовательного Программа составлена стандарта (ФГОС) второго поколения на основе Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ №16 г. Сызрани, содержание которой соответствует Примерной основной  образовательной программе общего образования к УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других (М.,Просвещение)   Учебники  Русский язык. 5 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2015 г. Русский язык. 6 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2015­2016 гг. Русский язык. 7 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2015 г. Русский язык. 8 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2016 г. Русский язык. 9 класс в 2 ч. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение», 2016 гг.I. Основные положения Рабочая   программа   учебного   предмета   «Русский   язык»   на   уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС основного общего образования. Программа разработана с учетом Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани. Учебный предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 класс. Класс Количество часов в неделю 5 6 7 8 9 Итого: 5 6 4 3 3 21 Количество часов за год 170 204 136 102 102 714 Количество учебных занятий за 5 лет обучения составляет 714 часов, что   соответствует   ФГОС   ООО   и   выполняет   гигиенические   требования   к режиму образовательного процесса, установленные СанПин. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета В   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   ООП   ООО ФГОС данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по русскому языку. Личностные результаты 1)   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизм, уважение   к   Отечеству,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и традиционных   ценностей   многонационального   российского   общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного  отношения к учению, готовности и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построениюдальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3)   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие современного мира; 4)   формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного отношения   к   другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,   ценностям   народов   России   и   народов   мира;   готовности   и способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нем взаимопонимания; 5)   освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6)   развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных   чувств   и   нравственного   поведения,   осознанного   и ответственного отношения к собственным поступкам; 7)   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста, взрослыми   в   процессе   образовательной,   общественно   полезной,   учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8)   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных   ситуациях,   угрожающих   жизни   и   здоровью   людей,   правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)   формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей современному   уровню   экологического   мышления,   развитие   опыта экологически   ориентированной   рефлексивно­оценочной   и   практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия  народов   России   и мира,  творческой  деятельности  эстетического характера.Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учебе   и   познавательной деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3)   умение   соотносить   свои   действия   с  планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4)   умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности; 6)   умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать аналогии,   классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9)   умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность   с   учителем   и   сверстниками;   работать   индивидуально   и   в группе;   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования   и   регуляции   своей   деятельности;   владение   устной   и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (далее ­ ИКТ компетенции); развитие   мотивации   к   овладению   культурой   активного   пользования словарями и другими поисковыми системами;12)   формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты     и     средства   участие   в   диалоге аргументации   умение   различать   монологическую, 1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности   (говорения   и   аудирования,   чтения   и   письма,   общения   при помощи   современных   средств   устной   и   письменной   коммуникации):  ­ создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности   в   зависимости   от   целей,   сферы   и   ситуации   общения   с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;   диалогическую   и полилогическую   речь,   и   полилоге; ­ развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том   числе   умение   выделять   главную   мысль   текста,   ключевые   понятия, оценивать выразительности; ­   овладение   различными   видами   аудирования   (с   полным   пониманием,   с пониманием   основного   содержания,   с   выборочным   извлечением информации); ­   понимание,   интерпретация   и   комментирование   текстов   различных функционально­смысловых   типов   речи   (повествование,   описание, рассуждение)   и   функциональных   разновидностей   языка,   осуществление информационной   переработки   текста,   передача   его   смысла   в   устной   и письменной   форме,   а   также   умение   характеризовать   его   с   точки   зрения единства   темы,   смысловой   цельности,   последовательности   изложения; ­   умение   оценивать   письменные   и   устные   речевые   высказывания   с   точки зрения   их   эффективности,  понимать   основные   причины   коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения   точного,   уместного   и   выразительного   словоупотребления; ­ выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; ­   умение   создавать   различные   текстовые   высказывания   в   соответствии   с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный др.); запрос     и   2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и   творческих   способностей   личности   в   процессе   образования   и самообразования: ­ осознанное использование речевых средств для планирования и регуляциисобственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; ­   соблюдение   основных   языковых   норм   в   устной   и   письменной   речи; ­   стремление   расширить   свою   речевую   практику,   развивать   культуру использования   русского   литературного   языка,   оценивать   свои   языковые умения   и   планировать   их   совершенствование   и   развитие; 3)   использование   коммуникативно­эстетических   возможностей русского языка:  ­ распознавание  и характеристика  основных  видов выразительных  средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот;   фразеологизм,   омонимы)   в   речи; ­   уместное   использование   фразеологических   оборотов   в   речи; ­   корректное   и   оправданное   употребление   междометий   для   выражения эмоций, этикетных формул; ­ использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;   синонимы,   антонимы, 4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и   категориях;   осознание   взаимосвязи   его   уровней   и   единиц;   освоение базовых понятий лингвистики: ­ идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и   их   форм   по   значению   и   основным   грамматическим   признакам; ­   распознавание   существительных,   местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение   различать   слова   категории   состояния   и   наречия; ­ распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; ­ распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; ­ распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;   прилагательных, 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического   анализа   словосочетания   и   предложения,   а   также многоаспектного анализа текста: ­   проведение   фонетического,   морфемного   и   словообразовательного   (как взаимосвязанных   этапов   анализа   структуры   слова),   лексического, морфологического   анализа   слова,   анализа   словообразовательных   пар   и словообразовательных цепочек слов; ­   проведение   синтаксического   анализа   предложения, синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;   определение­   анализ   текста   и   распознавание   основных   признаков   текста,   умение выделять   тему,   основную   мысль,   ключевые   слова,   микротемы,   разбивать текст   на   абзацы, знать   композиционные   элементы   текста; ­   определение   звукового   состава   слова,   правильное   деление   на   слоги, характеристика звуков слова; ­ определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической   окраски   слова,   сферы   употребления,   подбор   синонимов, антонимов; ­   деление   слова   на   морфемы   на   основе   смыслового,   грамматического   и словообразовательного анализа слова; ­   умение   различать   словообразовательные   и   формообразующие   морфемы, способы словообразования; ­   проведение   морфологического   разбора   самостоятельных   и   служебных частей   речи;   характеристика   общего   грамматического   значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; ­ опознавание основных единиц синтаксиса  (словосочетание, предложение, текст);  ­   умение   выделять   словосочетание   в   составе   предложения,   определение главного   и   зависимого   слова   в   словосочетании,   определение   его   вида; ­   определение   вида   предложения   по   цели   высказывания   и   эмоциональной окраске;  ­ предложения; ­   распознавание   распространённых   и   нераспространённых   предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных; ­   распознавание   второстепенных   членов   предложения,  однородных   членов предложения,   обособленных   членов   предложения;   обращений;   вводных   и вставных конструкций; ­   опознавание   сложного   предложения,   типов   сложного   предложения, сложных   предложений   с   различными   видами   связи,   выделение   средств синтаксической   связи   между   частями   сложного   предложения; ­   определение   функционально­смысловых   типов   речи,   принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; ­   определение   видов   связи,   смысловых,   лексических   и   грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования; грамматической определение   основы       6)   обогащение   активного   и   потенциального   словарного   запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:информационных ­ умение использовать словари (в том числе ­ мультимедийные) при решении задач   построения   устного   и   письменного   речевого   высказывания, осуществлять   эффективный   и   оперативный   поиск   на   основе   знаний   о назначении   различных   видов   словарей,   их   строения   и   способах конструирования запросов; ­   пользование   толковыми   словарями   для   извлечения   необходимой информации,   прежде   всего   ­   для   определения   лексического   значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или   многозначных   слов,   определения   прямого   и   переносного   значения, особенностей употребления; ­   пользование   орфоэпическими,   орфографическими   словарями   для определения   нормативного   написания   и   произношения   слова; ­   использование   фразеологических   словарей   для   определения   значения   и особенностей фразеологизмов; ­   использование   морфемных,   словообразовательных,   этимологических словарей   для   морфемного   и   словообразовательного   анализа   слов; ­     использование   словарей   для   подбора   к   словам   синонимов,   антонимов;  употребления           и 7) фразеологии   стилистическими),   овладение   основными   нормами   литературного   языка (орфоэпическими,   лексическими,   грамматическими,   орфографическими, пунктуационными,   нормами   речевого   этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании   устных   и   письменных   высказываний;   стремление   к   речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики языка: ­ поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;  ­ освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; ­ применение правильного переноса слов; ­ применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом   и   в   сложном   предложениях,   при   прямой   речи,   цитировании, диалоге; ­   соблюдение   основных   орфоэпических   правил   современного   русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; ­   выявление   смыслового,   стилистического   различия   синонимов, употребления   их   в   речи   с   учётом   значения,   смыслового   различия, стилистической окраски; ­   нормативное   изменение   форм   существительных,   прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; ­   соблюдение   грамматических   норм,   в   том   числе   при   согласовании   и управлении,   при   употреблении   несклоняемых   имен   существительных   и аббревиатур,   при   употреблении   предложений   с   деепричастным   оборотом,употреблении   местоимений   для   связи   предложений   и   частей   текста, конструировании   предложений   с   союзами,   соблюдение   видовременной соотнесённости глаголов­сказуемых в связном тексте; 8) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как   национального   языка   русского   народа,   как   государственного   языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 9) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. III. Содержание учебного предмета Речь. Речевая деятельность Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог,  диалог,  полилог).  Основные  особенности  разговорной  речи, функциональных   стилей   (научного,   официально­ делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление,  тезисы,   доклад,  дискуссия,  реферат,   статья,   рецензия); публицистического   стиля   и   устной   публичной   речи   (выступление, обсуждение,  статья,   интервью,   очерк);   официально­делового   стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).   публицистического, Текст   как   продукт   речевой   деятельности.   Формально­смысловое единство   и   его   коммуникативная   направленность   текста:   тема,   проблема, идея; главная, второстепенная и  избыточная  информация. Функционально­ смысловые   типы   текста   (повествование,   описание,   рассуждение).   Тексты смешанного типа.  Специфика художественного текста. Анализ текста.  Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,   собеседники).   Речевой   акт   и   его   разновидности   (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета   и   т. д.).   Диалоги   разного   характера   (этикетный,   диалог­расспрос, диалог­побуждение,   диалог   –   обмен   мнениями,   диалог   смешанного   типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),   приемами   работы   с   учебной   книгой   и   другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание   устных   высказываний   разной   коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение   содержания   прослушанного   или   прочитанного   текста (подробное, сжатое, выборочное).  Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая   норма,   ее   функции.   Основные   виды   норм   русского литературного   языка   (орфоэпические,   грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.   лексические, Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой   этикет.   Овладение   лингвокультурными   нормами   речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических   единиц   языка   с   национально­культурным   компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе   и   исторических   текстах;   объяснение   их   значения   с   помощью лингвистических   словарей.   Пословицы,   поговорки,   афоризмы   и   крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности   художественного   текста.   Основные   изобразительно­ выразительные   средства   русского   языка   и   речи,   их   использование   в   речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).  Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты.Фонетика, орфоэпия и графика Звуки   речи.   Система   гласных   звуков.   Система   согласных   звуков. Изменение   звуков   в   речевом   потоке.   Фонетическая   транскрипция.     Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо­ и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение   на   письме   твердости   и   мягкости   согласных.   Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,   определяющие   произношение   гласных   звуков   и   произношение согласных   звуков;   ударение   в   отдельных   грамматических   формах)   и интонирования   предложений.   Оценка   собственной   и   чужой   речи   с   точки зрения орфоэпических норм.  Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемика и словообразование Состав   слова.   Морфема   как   минимальная   значимая   единица   языка. Основа   слова   и   окончание.   Виды   морфем:   корень,   приставка,   суффикс, окончание.   Нулевая   морфема.   Словообразующие   и   формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы   образования   слов   (морфологические   и   неморфологические). Производящая   и   производная   основы,   Словообразующая   морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.  Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение   знаний   по   морфемике   и   словообразованию   в   практике правописания. Лексикология и фразеология Слово   как   единица   языка.   Лексическое   и   грамматическое   значение слова.   Однозначные   и   многозначные   слова;   прямое   и   переносное   значения слова.   Лексическая   сочетаемость.   Синонимы.   Антонимы.   Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.   Основные   лексические   нормы   современного   русского   литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии.Оценка   своей   и   чужой   речи   с   точки   зрения   точного,   уместного   и выразительного словоупотребления. Морфология Части речи как лексико­грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой   самостоятельной   (знаменательной)   части   речи.  Различные   точки зрения   на   место   причастия   и   деепричастия   в   системе   частей   речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные   морфологические   нормы   русского   литературного   языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Единицы   синтаксиса   русского   языка.   Словосочетание   как синтаксическая   единица,   его   типы.   Виды   связи   в   словосочетании.   Типы предложений   по   цели   высказывания   и   эмоциональной   окраске. Грамматическая   основа   предложения.   Главные   и   второстепенные   члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные   типы   простых   предложений   (двусоставные   и   односоставные, распространенные   –   нераспространенные,   предложения   осложненной   и неосложненной   структуры,   полные   и   неполные).   Типы   односоставных предложений.   Однородные   члены   предложения,   обособленные   члены предложения;   обращение;   вводные   и   вставные   конструкции.   Сложные предложения.   Средства   выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.   Типы   сложных   предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие   текста,   основные   признаки   текста   (членимость,   смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка   (нормы   употребления   однородных   членов   в   составе   простого предложения,   нормы   построения   сложносочиненного   предложения;   нормы построения   сложноподчиненного   предложения;   место   придаточного определительного   в   сложноподчиненном   предложении;   построение сложноподчиненного   предложения   с   придаточным   изъяснительным, присоединенным   к   главной   части   союзом   «чтобы»,   союзными   словами «какой»,   «который»;   нормы   построения   бессоюзного   предложения;   нормыпостроения   предложений   с   прямой   и   косвенной   речью   (цитирование   в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в   составе   морфем   и   на   стыке   морфем.   Правописание   Ъ   и   Ь.   Слитные, дефисные   и   раздельные   написания.   Прописная   и   строчная   буквы.  Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация.   Знаки   препинания   и   их   функции.   Одиночные   и   парные знаки   препинания.   Знаки   препинания   в   конце   предложения,   в   простом   и сложном   предложениях,   при   прямой   речи   и   цитировании,   в   диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. Выпускник научится:  владеть  навыками  работы с  учебной книгой,  словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;  владеть   навыками   различных   видов   чтения   (изучающим,   просмотровым)   и   информационной   переработки ознакомительным, прочитанного материала;  владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и   информационной   переработки   текстов   различных   функциональных разновидностей языка;  адекватно   понимать,   интерпретировать   и   комментировать   тексты различных функционально­смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;  участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные   монологические   высказывания   разной   коммуникативной направленности   в   зависимости   от   целей,   сферы   и   ситуации   общения   с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;  создавать   и   редактировать   письменные   тексты   разных   стилей   и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;  анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально­ смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;  использовать знание алфавита при поиске информации;  различать значимые и незначимые единицы языка;  проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;  классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам,слова по заданным параметрам их звукового состава;  членить слова на слоги и правильно их переносить;  определять   место   ударного   слога,   наблюдать   за   перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;  опознавать   морфемы   и   членить   слова   на   морфемы   на   основе   грамматического   и   словообразовательного   анализа; смыслового, характеризовать   морфемный   состав   слова,   уточнять   лексическое   значение слова с опорой на его морфемный состав;  проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;  проводить лексический анализ слова;  опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);  опознавать   самостоятельные   части   речи   и   их   формы,   а   также служебные части речи и междометия;  проводить морфологический анализ слова;  применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;  опознавать   основные   единицы   синтаксиса   (словосочетание, предложение, текст);  анализировать   различные   виды   словосочетаний   и   предложений   с точки   зрения   их   структурно­смысловой   организации   и   функциональных особенностей;  находить грамматическую основу предложения;  распознавать главные и второстепенные члены предложения;  опознавать   предложения   простые   и   сложные,   предложения осложненной структуры;  проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;  соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;  опираться   на   фонетический,   морфемный,   словообразовательный   и морфологический анализ в практике правописания;  опираться   на   грамматико­интонационный   анализ   при   объяснении расстановки знаков препинания в предложении;  использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться:  анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;  оценивать   собственную   и   чужую   речь   с   точки   зрения   точного, уместного и выразительного словоупотребления;  опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;   участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию   и   аргументировать   ее,   привлекая   сведения   из   жизненного   и читательского опыта;  характеризовать   словообразовательные гнезда; словообразовательные   цепочки   и  использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;  самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. IV. Тематическое планирование 5 класс Название раздела Кол­во часов  № п/п 1. 2. 3. 4. Язык ­ важнейшее средство общения.  Вспоминаем, повторяем, изучаем. Синтаксис. Пунктуация. Культура  речи.  Фонетика. Орфоэпия. Графика и  орфография. Культура речи.  Лексика. Культура речи.  5. 6. Морфемика. Орфография. Культура речи.   8. 9. 10. 11. Повторение и систематизация изученного в  Имя существительное.  Имя прилагательное.   Глагол.   V классе. Итого: 6 класс 3 20 30 15 9 22 22 13 32 6 172№ п/п Наименование разделов Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Язык. Речь. Общение. Повторение изученного в 5 классе. Текст. Лексика и фразеология. Культура речи. Фразеология. Культура речи. Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфология. Орфография. Культура  речи. Повторение и систематизация изученного в 6 классе. ИТОГО 3 9 5 12 4 34 124 13 204 класс Название темы, раздела Введение. Русский язык – национальный язык  русского народа Повторение изученного в 5­6 классах № 1 2 3.1 № 3.2 п/п Морфология. Причастие Деепричастие Содержание 3.3 1 3.4 2 4.1 4.2 3 4.3 4 5 5 6 Наречие Функции русского языка в современном мире Категория состояния Повторение изученного в 5 ­ 7 классах Служебные части речи. Предлог Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (91 ч.) Союз Словосочетание Частица Простое предложение Междометие  Двусоставные предложения. Главные члены  Повторение и систематизация изученного в 7 классе предложения ИТОГО 6 Второстепенные члены предложения 7 8 9 10 11 12 13  Односоставные предложения Неполные предложения Однородные члены предложения Обособленные члены предложения Слова, грамматически не связанные с членами  предложения. Чужая речь Повторение и систематизация изученного в 8 классе ИТОГО Всего 1 7 33 Количество 18 часов 24 4 11 18 14 2 9 1 10 2 3 8 136 14 7 3 11 21 12 5 5 102 7 8 класс9 класс Раздел   1.   Международное   значение   русского языка Раздел 2. Повторение изученного в 5­8 классах  2 10 Раздел   3. речи  Сложное   предложение.   Культура 9 Раздел 4. Сложносочинённые предложения  Раздел 5. Сложноподчинённые предложения Раздел Основные сложноподчинённых предложений 6.       группы Раздел 7. Бессоюзное сложное предложение  Раздел 8. Сложные предложения с различными видами связи  Раздел   9.   Повторение   и   систематизация изученного в 5­9 классах  10 7 27 14 10 13 1 2 3 4 5 6 7 8 9Итого 102