МБОУ Калининская средняя школа
педагога
(ОГОС 000) Базовый уровень
п. Калинин
2018- 2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 59 классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программы ООО основной образовательной программы ООО МБОУ Калининская средняя школа, учебного плана МБОУ Калининская средняя школа, примерной программы по учебному предмету «Русский язык» - М.: Просвещение, авторской программы В. В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой и др. — М.: Дрофа, 2016 г.
Данная программа обеспечивается учебно — методическим комплектом по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой, выпускаемым издательством «Дрофа».
Целями изучения русского ЯЗЫКа в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей и других источников, включая СУШ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
Обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, средних специальных учебных заведениях.
Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного поДхоДа, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
КультуровеДческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-Деятельностный поДхоД, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные Действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные Действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников ; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные Действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
З. Место курса «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 816 ч. (34 уч. недели)
В том числе: в 5 классе - 204 ч, в 6 классе - 204 ч, в 7 классе - 170 ч, в 8 классе — 136 ч., в 9 классе — 102 ч.
В данной программе на изучение русского языка в 6 классе отведено 6 часов в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности:
ауДирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приёмами работы с книгой, периодическими изданиями; способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации) ; умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение И письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности учетом целей и ситуации общения.
Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел З. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и ЛИНГВИСТИЧСКОЙ (ЯЗЫКОВеДЧСКОЙ) компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Проведение морфемного разбора слов.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия, причастия, деепричастия, слов категории состояния.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 1 1 . Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1 . Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложненном предложении.
Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуровеДческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и истории, культуры народа. Русский речевой этикет .
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
6. Учебно — тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 2 З 4 5 6 7 8 |
Введение. Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Местоимение. |
1 8 16 43 41 22 32 41 |
Календарно-тематическое штанировиние 6 класс
|
(разделы, темы) |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Кол-во |
проведения урки |
|
Внеленгте Введение. Русский язык один из богатейших языков мира, |
Личностные: осознает себя как гражданина и представителя определенного народа. его культуры, исльп-ывает интерес уваженг•е к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы, Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу познавательную цель; четко выполняет требование познавательной задачи; определяет пекледовттельность промежуточных целеп с учетом конечного результата; ярл выполнении действий ориентируется на правило коггтроля и успешно использует его в процессе решения задач, почтя не допуская ош ибок. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет л ля решения учебных задач операции анализа, слюеза. сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит монологические высказывания, ск:ущестнлхет сонмесгнуе•о деятельность н ларах и рабочих л пах с етом конк н ых ебно-лознавательных задач |
1 |
|
2,3 4 6 |
Повторение изученного в S классе Поюорение орфографии и морфемихи . Повторение синтаксиса и пунктуации. Повторение лексики. Признаки текста. Самостоятельные и ные части |
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидатель мом осознание себя как индивидуальности и одновременно как «иена общества. Регулятивные слоссбем актуалгвировать восстанавливать известные знания усвоенные навыки, принг•мать сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и однокласснткаъти или самостоятельно необходимые действия оп аци |
2 1 1 |
|
8 9 |
речи. Слово его формы Днагностлчес.кии к. д- |
детствовать ло плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в разительной, схематичной, модельной форме, интегрирует информацию в имеющийся залас знаний» преобразует, структурирует, воспроизводит применяет с учетом решаемых задач; использует знаково-скмволическке средства для решения различных учебных задач, Коммуникативные: способен строить понятные для собеседника высказывания, умеет лолучать с ПОМОЩЬЮ вопросов необходимые сведенну от партнера ло деятельности с учетом конкретных учебно-лознавательных задач |
1 |
|
12,13 14 16 17,18 19 20 21 22,23 24 25 |
Имя Понхтле о сущ-ом, Сущ-е нариц, собств., одуш.и неодуш. Род и число имён сущ-х Падеж склонение кмён сущ. Р.», Темы гиттроктте и узкие Разносклоняемые сущ-е, Неизменяемые сущ-е. Образование сугц-х с помощью суффиксов, Образование сущ•х с ПОМОЩЬЮ лрлставок, Правописание не с сущ•ми. Образование сложных сугц-х, Поюорение изученного н разделе «Имя сущ•ое» Контрольный диктант по теме «Имя сущ-ое» Анализ днктанта. Пбвторенг•е орфографии. |
Личностные: полоктельное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать тлеющиеся. Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой; контролирует правильность полноту ответов учащихся, полученный результат в форме его сличения с эталоном (клЮч“, ск;утиестнляет нзанмокоеттроль; использует речь для регуляции своих действий и действјтй одноклассников, Познавательные: осознает познавательную задачу, читает слушает, гввлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; осуществляет качественную характеристику рассматриваемого понятия (сбъекта) - прилагательного; анализирует признаки прилагалельных; делает выводы обобщения. Коммуникативные; осознанно стропт понятные для партнера монологические высказывания, слушает мнения партнеров формирует собственное мнение; осуществляет совместную деятельность н ларах и рабочих группах с учетом конк етных небно-познавательных задач |
16 2 1 2 1 1 2 1 |
|
26,27 28 29 31 32,33 34,35 36 37 38-40 41 42,43 44 46 4750 51 52 53,54 55 56 57 58,59 60,61 62 63 64,65 66,67 |
Понятие о глаголе. Р.ф. Простой сложный план. Инфинитмв, Возвратные глаголы. Правопг•сагмте —ться, иго в глаголах Виды сласола, Р.ф. Изложение; близкое к тексту. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение, Времена глагола. Прошедшее время глагола, Р.», Что такое эплграф? Настоящее будущее время глагола. Лицо число глаголт Контрольный диктант за четверть Анализ днктанта. Повторение орфографии, Спряжение глагола. Ратнослрягаемые глаголы, Условное наклонение глагола. Повелительное наклонение глагола. Без.ллчньге глаголы, Р.ф. Лексические средства связи предложений тексте, Олисательмый оборсуг, Словообразование глаголов. Прааолксагмте суффиксов глагола. Повторение изученного о глаголе. Тестовые задания по теме «Глагол». Р,ф, Официально — деловой стиль, Повторение пунктуащш. Изложение, близкое к тек |
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; умения, совершенствовать тлеющиеся. Регулити ярл выполнении учебных действий ориентируется на правило контроля успешно использует его в процессе решения учебных задач; самостоятельно сбнаружиааег ошибки вносит умеет самостоятельно оценить свои действия. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает слушает, извлекав нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей Коммуникативные: строит понятные дл; партнеров монологические высктзыванмя, осуществляет совместную деятельность в ларах рабочих груллах с учетом конкретных учебно•познавательных задач |
43 2 2 2 1 2 1 4 2 1 1 2 2 1 2 2 |
|
68 |
Контрольная работа ло теме Глагол» |
|
1 |
|
69,70 71,72 73 74 75,76 77 78 79 80 82,83 84 85 86,87 88 89 90,91 92,93 9-4 |
Ими Понятие о прилагательном. Разряды грт•лагате.льных по значению, Полные и кратжке имена прилагательные. Р.», Рассказ. Склонение полных прилагательных. Обучающий диктант 110 теме имя «Прилагательное», Подготовка к домашнему сочинению. Склонение полных прилагательных. Притяжательные прилагательные с суффиксом —и“. Прлтя;кательные прилагательные с суффиксами —јтн (-ым), -ов („ев). Степени срааг•енкя прилагательных, Словообразование прилагательных ярл помощн суффиксов. Образование прилагательных с ЛОМОЩЫО суффиксов —ов-, „евОбразование прилагательных с ломощыо суффиксов -онн„ Контрольный диктант Анализ дт•ктанта. Повторенке орфографии. Образование прилагательных с ломощыо суффиксов —1'1.(-, -ан- (-ян-) Образование прилагательных с ломощыо суффиксов „сх- Выб «гное изложение «Вог что |
Ли чностные: осуществление самоконтроля. самоанализа языковых явлений. Регулятивные: сохраняет принятую познавательную цель при выполнении учебных действий регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняет требование познавательной задачи. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобрампельной, схематичной, МОДиЬНОЙ форме, ислолыует знаково-символнческие средства для решен»я различных учебных задач, Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе» ссбл•пдая правила речевого поведения |
2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 |
|
96,97 98 99, ИЮ 102 103-105 108,109 |
злачттт увлеченность». Образование прилагательных при помощи приставок. р,ф, Описание природы, Зима, Словообразование прилагательных с ломощыо основ. Когттрольмая работа ло «Имя прилагательное». Р.ф. Ках создавать кг•носценаркй?» Повторение изученного об имени прилагательном. «Имя прилагательное», Анализ диктанта, Повторение орфографии Классное сочинение — описание 110 картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лгачёво» |
|
2 2 З 2 |
|
11, 1 12 14-116 117,1 119 120-122 123,124 129 |
Ими числительное Понхтле о Простые; сложные составные числительные Количественные чксшггельные. Склонение количественных числительных, Собирательные числительные. Рассказ на основе карткмы, вкл•очаюшщй описание. Порядковые числительные. Дробные чксллтельг•ьте. Повторение изученного об имени числительном. Контрольная раббга ло земе «ИМЯ числительное». |
Личностные: стремление х самотвменелитео — приобретению НОВыХ знаний умен№й, Регулятивные: принимает сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует ло плану. Познавательные: понимает информаштю, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символичесхие средства для решения различных учебных задач, Коммуникативные: строит понятные для собеседника монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в ларах и рабочих группах с учетом конкретных учебно•познавательных задач |
22 2 2 2 4 |
|
130 131 |
Повторение изученного об имени числительном. . Описание помещения. |
|
1 |
|
132.133 135,136 140 144-147 148 149 152-154 155,156 157,158 159,160 162363 |
Наречие Понятие о наречии, Свободный диктант, Степени сравненг•я наречий . Словообразование наречий с ЛОМОЩЫО приставок и суффиксов. Р.ф. Описание одежды, костюма. Правописание гласных после на конце наречнй, а также —н- —ми- в наречиях на -о(-е) Наглсание о — а на конце наречл•й Правопксание дефиса в наречиях. КоктрольмыГт диктант 34 четверть Анализ днктанта. Повторенне орфографии . Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую. Повторение изученного о наречии Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слона состояния, Повторение изученного о наречии. Тестовые задания по теме «Наречие» Изложенле с т неским заданием |
Личностные: наличке [.ЕННОСТНЫХ ориентиров на мотивы достижения цели и социальнодт признания, Регулятивные; адекватно воспринлмает оценку учителя; скуществляет итоговый лошаговый контроль 110 результату различает способ результат действий Познавательные: осознает познавательную задачу, читает слушает, гввлехая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: умеет задавать вопросы; слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать обосновывать свою точку зрения |
32 2 2 1 2 4 1 2 2 2 2 |
|
165 166,167 168 169,170 171 172 173,174 175,176 177 178,179 182 183 184 185 186 190,191 192,193 194,195 196-198 199-201 202 203-204 |
Понятие о местоимении. Ј1кчные местоимения. р,ф, Описание книги, Притяжательные местоимения. Возвратное местоимение. Обучающий диктант Вопросительные местоимения. Относительные местоимения . Рассуждение в разных стилях речи. Неопределенные местоимения, Отрицательные местоимения Р.ф. Морфологг•ческие средства связи предложений тексте, К. д. по теме «Местоимение». Анализ днктанта. Повторение орфографии, Определительные местоимения. Указательные местокменття Повторение орфографик. Повторение изученного о мес-пзимении, Повторение пунктуащтм. Контрольный его анализ, Поюорение орфографии Повторение изученного го морфологки. Р.». Повторение основных сведений ло культуре речи. Итоговые тестовые задания за 6 кл. |
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; умения, совершенствовать тлеющиеся. Регулятивные: умеет слушать в СООТВЕТСТВИИ с целевой УСПТНОВКОЙ', контролирует правильность полноту ответов учащихся, полученный результат в форме его сличения с эталоном (ключи, огвегьл)'» осуществляет кванмокоеггроль; использует речь для регуляции своих действий и действий одноклассников. Познавательные: осознает познавательную задацу, члтает слушает, кзвлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников. рабочих тетрадей; осуществляет качественную характеристику рассматриваемого понятия (объекта) • прилагательного; анализирует признаки прилагательныхл делает выводы и обобщения. Коммуникативные: осознанно строит понятные для паргнера монологические высказывания слушает мнения партнеров формирует собственное мнение; осуществляет совместную деятельность в ларах рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
41 2 2 2 2 2 2 2 1 1 З 2 2 2 з 1 2 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.