Станица Обливская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Обливская средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ Обливской СОШ № 1
от ___. ___. 2016 г. № ____
Директор МБОУ Обливской СОШ №1
______________
Рабочая программа
на 2016– 2017 учебный год
по русскому языку (обучение грамоте)
Уровень начального общего образования 1 в класс
Количество часов:161 ч.
Учитель: Соловьева Оксана Анатольевна
Программа разработана на основе программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина,
А.Ф.Шанько «Обучение грамоте», программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой
«Русский язык» («Просвещение», 2009 г.).
Раздел 1. Пояснительная записка
По календарному учебному графику на 2016- 2017 учебный год для
1 класса предусмотрено 33 учебные недели, по учебному плану на 2016-2017
учебный год на изучение русского языка отводится 4 ч. в неделю и 1 ч. –
школьный компонент,
следовательно, настоящая рабочая программа должна быть спланирована на 165 ч. в
год.
В связи с тем, что 4 урока выпадают на нерабочие праздничные дни 08.03,
01.05, 08.05, 09.05 программа будет выполнена в полном объеме за 161 ч. в год
за счет уменьшения часов на повторение.
Темы для изучения вариативной части (школьный компонент) учебного предмета русский язык в календарно-тематическом планировании выделены жирным шрифтом.
Цель обучения:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, - составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Раздел 2. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Раздел 3. Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Обучение грамоте
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
Русский язык
Наша речь |
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. |
Текст, предложение, диалог |
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
Слова, слова, слова… |
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. |
Слово и слог. Ударение. |
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). |
Звуки и буквы |
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. |
Раздел 4.
Календарно-тематическое планирование
уроков обучения письму
№ урока по п/п |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Форма организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Добукварный период (17 часов) |
||||
1 |
01.09 |
Пропись — первая учебная тетрадь.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование умения видеть широкую строку; выполнение штриховки предметов в одном направлении. Ознакомление с разлиновкой тетради, узкой строкой, её назначением: тренировка умения штриховать изображённые предметы в различных направлениях. |
2 |
02.09 |
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
|
Урок ознакомления с новым материалом |
Обозначение схем предложения; формирование умения выполнять штриховку. |
3 |
05.09 |
Письмо овалов и полуовалов.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании полуовалов, штриховании предметов. Тренировка в изображении слов в предложении через схему; учить аккуратному написанию полуовалов |
4 |
06.09 |
Рисование бордюров.
|
Урок взаимного обучения |
Формирование умения рисовать окружность; выполнять штриховку; тренировка в написании короткой линии с закруглением вверху. Формирование умения писать полуовалы, а также длинную прямую линию, выходящую за нижнюю линию рабочей строки. |
5 |
07.09 |
Письмо длинных прямых наклонных линий.
|
Урок ознакомления с новым материалом |
Тренировка в написании линий с закруглением вверху и внизу и плавной наклонной линии с закруглением внизу. |
6 |
08.09 |
Письмо наклонной длинной и короткой линий с закруглением внизу (влево).
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании линий с закруглением вверху и внизу. Формирование навыков написания различных элементов букв. |
7 |
09.09 |
Письмо короткой и длиной наклонных линий с закруглением вверху (влево). |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании линий с петлёй вверху и внизу. Тренировка в написании различных элементов букв; учить правильно располагать тетрадь. |
8 |
12.09 |
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании различных элементов букв, штриховании вертикально и горизонтально. |
9 |
13.09 |
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании элементов букв. |
10 |
14.09 |
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо, вверху влево
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование умение писать элементы букв под диктовку учителя; короткая палочка, короткая палочка с закруглением внизу, удлинённая палочка, удлинённая палочка с закруглением внизу. |
11 |
15.09 |
Письмо наклонных линий с петлёй вверху, внизу.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании элементов букв и штриховании изображённых предметов. |
12 |
16.09 |
Строчная и заглавная буквы А, а.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование умения писать строчную букву а; учить написанию буквы под счёт. Тренировка в написании заглавной буквы А. |
13 |
19.09 |
Строчная и заглавная буквы О, о.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Объяснение написания букв О и о, чередование букв О, А; учить устанавливать последовательность при написании букв: О – а – О – а… или А – о – А… |
14 |
20.09 |
Строчная и заглавная буквы И, и.
|
Урок ознакомления с новым материалом |
Формирование умения сравнивать печатные и заглавные буквы; тренировка в написании букв И, и. |
15 |
21.09 |
Строчная буква ы.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка умения писать буквы ы, при этом обращать внимание на написание петли и соединительной линии, идущей вверх. Тренировка в написании изученных букв, диктанта из изученных букв. |
16 |
22.09 |
Строчная и заглавная буквы У, у.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование умения писать букву у, записывать слоги ау, уа, Иа, уи. |
17 |
23.09 |
Проект «Гласные буквы» |
Урок - проект |
Тренировка в написании коротких предложений: АУ! УА! ИА! Формирование умения писать букву н и слоги с этой буквой. Работа над проектом. |
Букварный период (78 ч) |
||||
18 |
26.09 |
Строчная и заглавная буквы Н, н. |
Комбинированный урок. |
Тренировка в написании заглавной буквы Н, имён собственных: Нина, Нона, Нун. Формирование умения списывать с доски буквы, слоги и слова. |
19 |
27.09 |
Строчная и заглавная буквы Н, н. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новых букв, слогов и слов. |
20 |
28.09 |
Строчная и заглавная буквы С, с |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании букв с, С, слогов и слов с ними. |
21 |
29.09 |
Строчная и заглавная буквы С, с |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новых букв; формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. |
22 |
30.09 |
Заглавная буква С.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новых букв; формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. |
23 |
03.10 |
Строчная буква к.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании букв к, К., слогов и слов с ними. |
24 |
04.10 |
Заглавная буква К
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новых букв; формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. |
25 |
05.10 |
Строчная буква т..
|
Урок первичного предъявления новых знаний. |
Формирование умения выполнять слого-звуковой анализ слов; тренировка в написании новых букв, записывать с ними слоги, слова и предложения. |
26 |
06.10 |
Заглавная буква Т.
|
Комбинированный урок |
Формирование умения писать заглавные буквы и имена собственные с ними. |
27 |
07.10 |
Написание изученных букв.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новых букв; слов и слогов с ними. Имена собственные. |
28 |
10.10 |
Строчная буква л |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Написание диктанта из слогов и коротких слов; тренировка в написании новых букв. |
29 |
11.10 |
Заглавная буква Л
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного. |
Тренировка в написании новых букв; формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. |
30 |
12.10 |
Написание изученных букв.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного. |
Работа в паре с карточками. Письмо под диктовку. |
31 |
13.10 |
Строчная буква р. Заглавная буква Р.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новых букв; формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. |
32 |
14.10 |
Строчная буква р. Заглавная буква Р. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
|
33 |
17.10 |
Строчная и заглавная буквы В, в. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование умения дописывать самостоятельно слово по данному первому слогу; учить писать заглавную букву В. |
34 |
18.10 |
Строчная и заглавная буквы В, в. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании вопросительных предложений, новой буквы. |
35 |
19.10 |
Письмо слов и предложений с В, в. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы В, имён собственных. |
36 |
20.10 |
Строчная и заглавная буквы Е, е. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новых букв. Письмо под диктовку слов: пилот, капитан, пилит, ловит, лепит, летит. |
37 |
21.10 |
Строчная и заглавная буквы Е, е. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного. |
Тренировка в написании заглавной буквы П, слов и слогов с нею. Списывание с доски слов с недостающими буквами. |
38 |
24.10 |
Строчная и заглавная буквы П, п |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа в паре с карточками. Письмо под диктовку. |
39 |
25.10 |
Строчная и заглавная буквы П, п |
Урок - систематизация и закрепление пройденного. |
Написание новой буквы, соотнесение её произношения со звуком [п], анализ и запись слов зуб и титул; формирование представления о проверочных словах, стоящих во множественном числе. |
40 |
26.10 |
Письмо слов и предложений с П, п. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного. |
Тренировка в написании новой буквы, выполнение слого-звукового анализа слов; записи предложений под диктовку, записи имён собственных под диктовку. |
41 |
07.11 |
Строчная и заглавная буквы М, м |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании заглавной буквы М; слов и слогов с не; формирование умения выполнять слого-звуковой анализ слов. |
42 |
08.11 |
Строчная и заглавная буквы М, м |
Урок - систематизация и закрепление пройденного. |
Тренировка в написании заглавной буквы М; формирование умения записывать слова под диктовку с проговариванием вслух (шёпотом). |
43 |
09.11 |
Написание слов и предложений с изученными буквами. |
Урок решения практических задач |
Тренировка в написании новой буквы, выполнение слого-звукового анализа слов; записи предложений под диктовку, записи имён собственных под диктовку. |
44 |
10.11 |
Строчная буква з. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы, выполнение слого-звукового анализа слов; записи предложений под диктовку, записи имён собственных под диктовку. |
45 |
11.11 |
Заглавная буква З.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании заглавной буквы М; формирование умения записывать слова под диктовку с проговариванием вслух (шёпотом). |
46 |
14.11 |
Строчная буква б.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании слов с парными звонкими звуками на конце слова; способе проверки их написания. |
47 |
15.11 |
Заглавная буква Б. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании заглавной буквы Б, умении изменять слова по числам. |
48 |
16.11 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка умения определять слова, в которых написание расходится с произношением, выполнять упражнения на предупреждение ошибок. Тренировка в написании новой буквы, умения выделять орфограммы, записывать проверочные слова. |
49 |
17.11 |
Строчная буква д.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании буквы д, повторение написания имён собственных. Тренировка в написании зрительного диктанта, умении выполнять самопроверку по образцу, данному учителем. |
50 |
18.11 |
Заглавная буква Д. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы Д, повторение написания имён собственных. Тренировка в написании зрительного диктанта, умении выполнять самопроверку по образцу, данному учителем. |
51 |
21.11 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Письмо под диктовку. |
52 |
22.11 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новой буквы, выполнение слого-звукового анализа слов; записи предложений под диктовку, записи имён собственных под диктовку. |
53 |
23.11 |
Строчная буква я. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы; показать расхождение звукового и буквенного состава слов, содержащих букву я. |
54 |
24.11 |
Заглавная буква Я. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании заглавной буквы Я. Составление словосочетаний по смыслу. |
55 |
25.11 |
Строчная и прописная буква я, Я |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка умения делить слова на слоги, выделять ударный слог, подбирать проверочные слова. |
56 |
28.11 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
Урок решения практических задач |
Тренировка в написании новой буквы, повторить правило о заглавной букве в именах и фамилиях. |
57 |
29.11 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новой буквы, выполнение слого-звукового анализа слов; записи предложений под диктовку, записи имён собственных под диктовку. |
58 |
30.11 |
Строчная буква г. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании буквы г; работа в паре. |
59 |
01.12 |
Заглавная буква Г.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании заглавной буквы Г; повторить написание географических названий. |
60 |
02.12 |
Строчная и заглавная буквы г, Г |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа в паре с карточками. Письмо под диктовку. |
61 |
05.12 |
Строчная буква ч. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Ознакомление с буквой ч, обозначающей всегда мягкий и глухой звук. Тренировать в написании с сочетаниями букв ча, чу. Тренировка в проведении орфографического разбора, в написании слов с орфограммами на правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных. |
62 |
06.12 |
Заглавная буква Ч. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы Ч, имена собственные с этой буквой. |
63 |
07.12 |
Буква ь (мягкий знак).
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании мягкого знака в зависимости от его положения в слове. |
64 |
08.12 |
Буква ь (мягкий знак).
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании слов с мягким знаком на конце слова. |
65 |
09.12 |
Буква ь в середине слова.
|
Комбинированный урок. |
Показать особенность произношения и написания слов с мягким знаком и без него: пеньки-пенки, мел-мель и т.д. |
66 |
12.12 |
Строчная и заглавная буквы ш, Ш
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы, незаконченных предложений; учить называть главную мысль предложения. |
67 |
13.12 |
Написание слов с сочетанием ши.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы Ш и имён собсвенных; ознакомить с творчеством И. Шишкина. Тренировка в написании слов с сочетанием ши. |
68 |
14.12 |
Строчная буква ж. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы; дать представление о сочетании жи в словах. |
69 |
15.12 |
Заглавная буква Ж. Написание слов с сочетанием жи.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании буквенных сочетаний, которые необходимо запомнить. |
70 |
16.12 |
Строчная и прописная буквы ж, Ж
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в списывании с комментированием.. Зрительный диктант.. Ознакомить с понятием «одушевлённость». |
71 |
19.12 |
Строчная буква ё
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы; формировать умение отвечать письменно на поставленный вопрос. |
72 |
20.12 |
Строчная буква ё, после согласных. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании буквы Ё; показать её роль в начале предложения, после гласной буквы и после мягкого знака. |
73 |
21.12 |
Заглавная буква Ё. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в записи имён собственных Алёна, Ерёма и т.д. |
74 |
22.12 |
Буква й. Слова с буквой й.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы и составлении предложений из деформированного текста. |
75 |
23.12 |
Буква й. Слова с буквой й.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании слов с буквой й, делении слов на слоги. |
76 |
26.12 |
Строчная буква х. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы х; знакомство с сочетаниями -оло- в словах. |
77 |
27.12 |
Заглавная буква Х.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы Х; обучение письму по памяти. Тренировка в написании предложений с комментированием вслух. |
78 |
28.12 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Письмо под диктовку. |
79 |
29.12 |
Строчная буква ю. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Ознакомление с написанием буквы ю, дать общее представление о многозначности слов. Тренировка в выделении ударных слогов и звуков. |
80 |
30.12 |
Заглавная буква Ю. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании заглавной буквы Х; обучение письму по памяти. Тренировка в написании предложений с комментированием вслух. |
81 |
12.01 |
Строчная и прописная буквы ю, Ю. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы Ю, в списывании предложений с доски. Тренировка в написании слов с йотированными буквами. |
82 |
13.01 |
Строчная буква ц |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании новой буквы, слогов и слов с буквой ц: объяснить особенность написания букв и и ы после ц. |
83 |
16.01 |
Заглавная буква Ц |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании заглавной буквы Ц, в списывании предложений с доски. |
84 |
17.01 |
Строчная и прописная буквы ц, Ц |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Письмо под диктовку. |
85 |
18.01 |
Строчная буква э.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании букв э, Э и слов с ними. |
86 |
19.01 |
Заглавная буква Э. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании букв э, Э и слов с ними. |
87 |
20.01 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Письмо под диктовку. |
88 |
23.01 |
Строчная буква щ. Слоги ща, щу. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Знакомство с написанием буквы щ и слов с сочетанием ща, щу. |
89 |
24.01 |
Заглавная буква Щ. Слоги ща, щу.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы Щ, имён собственных. Тренировка в написании слов с сочетаниями ща, щу: формирование орфографической зоркости. |
90 |
25.01 |
Строчная и прописная щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании новой буквы ф, слов и слогов с этой буквой: знакомство с толковым словарём русского языка. |
91 |
26.01 |
Строчная буква ф.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Тренировка в написании буквы ф. |
92 |
27.01 |
Заглавная буква Ф. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Тренировка в написании заглавной буквы Ф. |
93 |
30.01 |
Буквы ь, ъ
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Знакомство с ролью твёрдого знака в русском языке. Тренировка в написании слов с мягким знаком. |
94 |
31.01 |
Буквы ь, ъ |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Проверка умения списывать печатный текст письменными буквами без пропусков, замены и искажений букв. |
95 |
01.02 |
Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Формирование умения находить в тексте слова, обозначающие действие предмета, находить основу предложения. Тренировка умения выделять на письме ударный звук знаком ударения. |
Послебукварный период (20 ч) |
||||
96 |
02.02 |
Алфавит |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Вырабатывание у учащихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать свой учебный процесс. |
97 |
03.02 |
Повторение по теме «Парные согласные звуки». |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Формирование знаний о словах, обозначающих признаки предметов, явлений событий; учить делить текст на предложения; развивать орфографическую зоркость. |
98 |
06.02 |
Оформление предложений в тексте. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование знаний о словах, обозначающих признаки предметов, явлений событий; учить делить текст на предложения; развивать орфографическую зоркость. |
99 |
07.02 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |
Урок - сообщение нового материала. |
Проверка умения начинать писать предложения с большой буквы, писать слова без искажения букв и замены другими буквами. |
100 |
08.02 |
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Проверка умения начинать писать предложения с большой буквы, писать слова без искажения букв и замены другими буквами. |
101 |
09.02 |
Слова отвечающие на вопросы что делать?, что сделать? |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование навыков правописания безударных гласных в корне слова, умения подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма. |
102 |
10.02 |
Слова отвечающие на вопросы что делать?, что сделать? |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Формирование навыков правописания безударных гласных в корне слова, умения подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма. |
103 |
13.02 |
Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование умения распознавать безударные гласные звуки в корне, подбирать проверочное слово изменением числа или подбором родственного слова. |
104 |
14.02 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование умения проверять написание парных согласных на конце слова; учить применять полученные знания грамотного письма в самостоятельной работе. |
105 |
15.02 |
Правописание безударных гласных в корне слова |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Формирование умения нахождения способов проверки правописания парных согласных на конце слова; умения различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные и обозначать звуки буквами, сопоставлять произношения и написание; формулировать вывод; развивать у детей навыки грамотного письма. |
106 |
16.02 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование навыков правописания сочетаний ча, ща, умение оформлять предложения на письме, видеть орфограммы и подбирать проверочное слово. |
107 |
17.02 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Формирование навыков правописания сочетаний чу, щу. Обогащение словарного запаса учащихся; обучение навыкам словарно-орфографической работы; учить объяснению написания слов; развивать логическое мышление, внимание; писать имена собственные с заглавной буквы. |
108 |
27.02 |
Правописание жи-ши |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Проверка умения составлять словосочетания со словарными словами, находить в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. |
109 |
28.02 |
Правописание ча - ща, чу - щу |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Формирование навыков словарно-орфографической работы. |
110 |
01.03 |
Правописание чу - щу |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Проверка умения правильно записывать словарные слова, обозначать на письме знаком ударения ударный звук. |
111 |
02.03 |
Правописание чк – чн, щн |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Проверка умения писать словарные слова без искажения букв и замены другими буквами. |
112 |
03.03 |
Заглавная буква в именах собственных |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Проверка умения работать самостоятельно. |
113 |
06.03 |
Деление слов на слоги |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Проверка знаний по изученным темам. |
114 |
07.03 |
Контрольное списывание |
Урок контроля знаний и умений. |
Работа с текстом. Оценивание результатов выполненного задания. |
115 |
09.03 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре по карточкам. Работа с текстом. |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (50 ч.) |
||||
Наша речь- 2ч. |
||||
116 |
10.03 |
Знакомство с учебником.
|
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Знакомство с учебником. Знакомство с видами речи.
|
117 |
13.03 |
Язык и речь. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Различение устной и письменной речи. Построение высказываний о значении языка и речи.
|
Текст, предложение, диалог-3ч. |
||||
118 |
14.03 |
Текст и предложение. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Установление смысловой связи между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка. |
119 |
15.03 |
Текст и предложение.
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении. |
120 |
16.03 |
Диалог |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге. |
Слова, слова, слова…(4ч) |
||||
121 |
17.03 |
Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Составление текста по рисунку и опорным словам. |
122 |
20.03 |
Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Работа с учебником. Классифицирование и объединение слов по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. |
123 |
21.03 |
Проект «Вежливые слова» |
Урок - проект |
Работа с дополнительными источниками информации. Работа с учебником. Работа в паре над созданием проекта. Участие в презентации своего проекта. Использовать в речи «вежливые слова». |
124 |
22.03 |
Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи. |
Слово и слог. Ударение (6ч) |
||||
125 |
30.03 |
Слово и слог. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Составление слова из слогов. Работа с учебником. Оценивание результатов выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Сравнение слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). |
126 |
31.03 |
Слово и слог. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Работа в паре с карточками. Определение ударения в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове. |
127 |
03.04 |
Перенос слов. |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Развитие творческого воображения, подбирая свои примеры сравнений. Оценивание результатов выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
|
128 |
04.04 |
Перенос слов |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Работа в паре с карточками. Сравнение модели слогоударной структуры слова и подбор к ним слова. Составление простейших слогоударных моделей слов. |
129 |
05.04 |
Ударение |
Урок решения практических задач |
Работа с учебником. Работа с орфоэпическим словарём, нахождение в нём нужную информацию о произношении слова. |
130 |
06.04 |
Ударение |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Работа с учебником. Оценивание результатов выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составление сказки по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке. |
Звуки и буквы(24 ч.) |
||||
131 |
07.04 |
Звуки и буквы. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Различие звуков и букв. Наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществление знаково-символические действия при моделировании звуков. Сопоставление звуковое и буквенное обозначения слова. |
132 |
10.04 |
Звуки и буквы. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Работа с учебником. Наблюдение над способами пополнения словарного запаса русского языка. Нахождение незнакомых слов и определение их значения по толковому словарю. Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». |
133 |
11.04 |
Русский алфавит, или Азбука. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Наблюдение над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. Высказывание о значимости изучения алфавита. Работа с памяткой «Алфавит» в учебнике. |
134 |
12.04 |
Русский алфавит, или Азбука. |
Урок - игра |
Работа с учебником. Расположение заданных слов в алфавитном порядке. Применение знания алфавита при пользовании словарями. Осуществление сотрудничества в парах при выполнении учебных задач. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. |
135 |
13.04 |
Гласные звуки |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Нахождение различий в слове гласные звуки по их признакам. Нахождение различий гласных звуков и букв , обозначающих гласные звуки. |
136 |
14.04 |
Гласные звуки |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определение «работы» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснение причин расхождения количества звуков и букв в слове. Анализ слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.. |
137 |
17.04 |
Гласные звуки |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Нахождение различий гласный ударный или безударный. Знакомство с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использование приёма планирования учебных действий: определение с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. |
138 |
18.04 |
Ударные и безударные гласные звуки. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Нахождение различий между проверочным и проверяемым словом. Использование приёма планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны — слóн, трáва — трáвы). Письмо двусложных слов с безударным гласным и объяснение их правописание. |
139 |
19.04 |
Ударные и безударные гласные звуки. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Работа с орфографическим словарём учебника, нахождение в нём информацию о правописании слова. Оценивание результатов выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. |
140 |
20.04 |
Ударные и безударные гласные звуки. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Наблюдение над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определение согласного звука в слове и вне слова. |
141 |
21.04 |
Ударные и безударные гласные звуки. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Обсуждение (на основе текста) состояния внешнего облика ученика. понимание важности таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь. |
142 |
24.04 |
Проверочный диктант. «Ударные и безударные гласные звуки.» |
Урок контроля знаний и умений. |
Письмо текста под диктовку, установление различий в произношении и написании слов. |
143 |
25.04 |
Согласные звуки |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Определение «работы» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Соотношение произношения и написания парного звонкого согласного звука на конце слова. |
144 |
26.04 |
Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Наблюдение над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). Сотрудничество в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь. |
145 |
27.04 |
Буквы Й и И
|
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Составление слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]. Оценивание результатов выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений, определение последовательности повествования с опорой на рисунок. Определение путём наблюдения способов переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).
|
146 |
28.04 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
Комбинированный урок. |
Работа с учебником. Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Подбор проверочного слова путём определения на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега). Письмо двусложных слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснение их правописание. |
147 |
02.05 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Высказывание о бережном отношении к природе и всему живому на земле. Оценивание результатов выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. |
148 |
03.05 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Составление ответов на вопросы, составление рассказа по рисунку. Использование в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. |
149 |
04.05 |
Мягкий знак |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Объяснение причины расхождения звуков и букв в этих словах; обозначение мягкости согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). |
150 |
05.05 |
Мягкий знак |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа в паре с карточками. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений, определение последовательности повествования с опорой на рисунок, составление текста из предложений. |
151 |
10.05 |
Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. |
Комбинированный урок. |
Работа с учебником. Работа в паре. Нахождение различий между согласными звонкими и глухими звуками. |
152 |
11.05 |
Согласные звонкие и глухие на конце слова. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Определение и правильное произношение звонких и глухих согласных звуков, подбор проверочного слова путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); |
153 |
12.05 |
Согласные звонкие и глухие |
Комбинированный урок. |
Работа с учебником. Нахождение проверочного и проверяемого слова. |
154 |
15.05 |
Проверочный диктант
|
Урок контроля знаний и умений. |
Запись текста под диктовку, различие произношения и написания слов. |
Шипящие согласные звуки-5 ч. |
||||
155 |
16.05 |
Шипящие согласные звуки |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Нахождение в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбор примеров слов с такими сочетаниями. Работа в паре. Работа со словарем. |
156 |
17.05 |
Проект «Скороговорки» |
Урок - проект |
Создание собственного информационного объекта, участие в презентации проекта |
157 |
18.05 |
Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивание с этой точки зрения произнесённое слово. Письмо слов с сочетаниями чк, чн, чт.правильно, запись слов с сочетаниями ЧК,ЧН,ЧТ. |
158 |
19.05 |
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Урок - систематизация и закрепление пройденного |
Работа с учебником. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке.записывать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу |
159 |
22.05 |
Проверочный диктант.
|
Урок контроля знаний и умений. |
Запись текста под диктовку, различать произношение и написание слов. |
Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Повторение. – 2 ч. |
||||
160 |
23.05 |
Заглавная буква в словах |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Работа с учебником. Письмо имен собственных с заглавной буквы, объяснение их написания, использование в общении правил и принятых норм вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Нахождение информации о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Письмо имен собственных с заглавной буквы, объяснение их написание. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Составление ответов на вопросы, составление рассказа по рисунку. Использование в общении правил и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Нахождение информации о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). |
161 |
24.05 |
Проект «Сказочная страничка» |
Урок - проект. |
Создание собственной иллюстративной и текстовой информации о любимой сказке. Участие в её презентации, нахождение информации о названии своего города; участи е в презентации проекта. (в названиях сказок — изученные правила письма). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.