Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 века" разработана в соответствии с требованиями ФГОС к структуре написания рабочих программ. Так же в ней содержится подробное тематическое планирование на 2 класс с описанием универсальных учебных действий по каждому уроку.Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 века".
1Пояснительная записка
Программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе
ООП НОО МБОУ ГазимуроЗаводской СОШ и предназначена для обучения учащихся МБОУ
ГазимуроЗаводской СОШ, поступивших в 1 а класс в 2013 учебном году. Данная программа
обеспечена УМК «Начальная школа 21 века» и расчитана на 4 года обучения.
Цели изучения предмета «Русский язык»:
1.Познавательная цель:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаковосимволического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
2. Социокультурная цель:
Формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателей общей культуры человека,
развитие устной и письменной речи.
Задачи:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с особенностями и условиями общения;
Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
Овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные текстыописания и текстыповествования
небольшого объёма;
Воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета за 4 года обучения
Изучение языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического
развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета
представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается
с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его
продолжительность (приблизительно 23 недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости
учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых средств обучения.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и
письменной речи. Дети овладевают начертаниями букв русского алфавита, учатся соединять их друг с
другом. Упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся
развиваются речевые умения,
совершенствуется
фонематический слух, осуществляется грамматика, орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного
чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с
учётом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и
«Литературное чтение» После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского
языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий,
правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к
значению и функциям всех языковых единиц. После периода изучения обучения грамоте решаются
задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к
данному виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются
параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без
введения терминологии).
обогащается и активируется словарь,
2Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка
с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм
русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи
учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие
языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с учным планом МБОУ ГазимуроЗаводской СОШ ГазимуроЗаводского района на
русский язык отводится 5 часов в неделю, т.е. 170 часов в год. Всего 675 часов на 4 года; из них в
1 классе 165 часов (5 часов, 33 недели), во 24 классах по 170 часов ( 5 часов в неделю, 34 учебные
недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что
русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского
народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное
эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,
пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры. На
уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного
языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения,
выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык
является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим
школьным предметам.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:
Личностные УУД:
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно
познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной
задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения в
процессе всего обучения
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• установка на здоровый образ жизни гигиена посадки, письма;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика».
Метапредметные УУД: Регулятивные универсальные учебные действия:
3Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
• использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинноследственные связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
4• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Программой предусмотрено формирование ИКТ компетентности обучающихся: работа с
источниками информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе
компьютерные (выход в Интернет из кабинета с модема Мегафон); знакомство с основными
правилами оформления текста на компьютере, правилами написания и рассылки СМС на
телефонах учащихся; основными инструментами создания и простыми видами редактирования
текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
В данной программе есть материал, прописанный курсивом, он предназначен для выполнения
требований к результатам освоения ООП НОО в разделе «ученик получит возможность научиться»,
при работе с разными источниками поиска информации выход в интернет осуществляется из
кабинета с использованием личного Модема Мегафон; контроль за уровнем предметных результатов
по русскому языку осуществляется по материалам «Русский язык. Оценка достижений планируемых
результатов обучения» (В.Ю. Романова, Л.В. Петленко М., «Вентана Граф»), а в колонке
«контроль» прописаны только страницы из данной книги. В тематическом планировании темы
перемежаются, поэтому для удобства они выделены разными цветами.
5Содержание учебного предмета «Русский язык» и планируемый предметный результат на 4
года.
СОДЕРЖАНИЕ
Звуки и буквы.
Обозначение звуков
на письме. Гласные и
согласные звуки и
буквы. Гласные буквы
Е, Ё, Ю, Я и их
функции. Согласные
твёрдые и мягкие,
звонкие и глухие.
Согласные парные и
непарные по
твёрдостимягкости,
звонкостиглухости.
Слог. Ударение.
Фонетический
анализ слова.
Планируемый предметный результат
ФОНЕТИКА и ГРАФИКА 25 часов.
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетикографический (звуко
буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного)
разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к
учителю, родителям и др.
Форма слова. Окончание.
Основа слова. Корень слова.
Однокоренные слова.
Чередование согласных в
корнях. Суффикс. Приставка.
Значение суффиксов и
приставок.
Разбор слова по составу.
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)25 часов.
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по
составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в
соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Понимание слова как единства
звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и
переносном
значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и
антонимов.
ЛЕКСИКА20 часов.
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики
предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и
переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного
6решения коммуникативной задачи.
МОРФОЛОГИЯ118 часов.
Выпускник научится:
определять грамматические признаки
имён существительных — род, число,
падеж, склонение;
определять грамматические признаки
имён прилагательных — род, число,
падеж;
определять грамматические признаки
глаголов — число, время, род (в
прошедшем времени), лицо (в
настоящем и будущем времени),
спряжение.
Выпускник получит возможность
научиться:
проводить морфологический разбор
имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по
предложенному в учебнике
алгоритму; оценивать правильность
проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи,
как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными
и личными местоимениями, к
которым они относятся, союзы и, а,
но, частицу не при глаголах.
Определение
принадлежности
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
Умение опознавать имена собственные. Различение имен
существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Различение имен существительных мужского, женского и
среднего рода. Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых (синтаксических)
вопросов.
имен
существительных к 1, 2, 3му склонению. Морфологический
разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам,
–ий , ья, ов, ин.
кроме прилагательных на
Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Личные местоимения, значение и употребление в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3го лица, единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная
форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Способы определения I и II спряжения глаголов
(практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам. Морфологический разбор
глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными
предлогами. Функция предлогов: образование падежных
форм имен существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
СИНТАКСИС47 часов
7Словосочетание.
Предложение.
Главные члены
предложения:
подлежащее и
сказуемое.
Второстепенные
члены предложения:
дополнение,
определение,
обстоятельство.
Однородные члены
предложения.
Различение простых
и сложных
предложений.
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания,
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения,
дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора; различать простые и сложные
предложения.
находить
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ195 часов.
Формирование орфографической зоркости, использование
разных способов выбора написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического
словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жиши , чаща, чущу в положении под
ударением;
сочетания чкчн, чт, щн;
перенос слов;прописная буква в начале предложения, в
именах собственных; проверяемые безударные гласные в
корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне
слова; непроизносимые согласные, непроверяемые гласные
и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце
существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных
(кроме существительных на –мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное
местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2
ого лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения:
вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными
членами.
предлогов
написание
точка,
имен
с
личными
Выпускник научится:
применять правила правописания (в
объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова
по орфографическому словарю
учебника;
безошибочно списывать текст объёмом
80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75
—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
проверять собственный и предложенный
текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные
ошибки.
Выпускник получит возможность
научиться:
осознавать место возможного
возникновения орфографической
ошибки;
подбирать примеры с определённой
орфограммой;
при составлении собственных
текстов перефразировать
записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных
ошибок;
при работе над ошибками осознавать
причины появления ошибки и
определять способы действий,
помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах.
8РАЗВИТИЕ РЕЧИ75 часов.
(начать,
(описание,
овладение
прощание,
высказываниями
Осознание ситуации общения: с какой целью, с
кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой
речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умениями
ведения разговора
поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).
Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие,
извинение,
благодарность, обращение с просьбой).
Практическое
устными
монологическими
на
определенную тему с использованием разных
типов речи
повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство
предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание,
корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным
текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
и
Создание
корректирование заданных текстов с учетом
и
точности,
выразительности
речи;
использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и
сочинений (без заучивания определений):
изложения подробные и выборочные, изложения
с
сочинения
повествования, сочиненияописания, сочинения
рассуждения.
элементами
правильности,
сочинения;
богатства
собственных
текстов
письменной
РЕЗЕРВ – 68 часов
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора
языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в
школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с
людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного общения (умение
слышать, реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать
его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки,
записки и другие небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую
тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с
нарушенным порядком предложений, находить в
тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены
нарушения культуры речи; анализировать
последовательность собственных действий при
работе над изложениями и сочинениями и
соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной
задачи: соотносить собственный текст с
исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для
самостоятельно создаваемых
текстов);соблюдать нормы речевого
взаимодействия при интерактивном общении
(smsсообщения, электронная почта, Интернет и
другие виды и способы связи).
Будет использован на непредвиденные потери
времени ( карантин, отмена занятий при низкой
температуре, либо на увеличение количества часов
по тем темам, при изучении которых учащиеся
испытывают наибольшее затруднение).
9Тематическое планирование уроков русского языка во 2а классе на 20142015 год.
1 четверть45 часов.
№ п/п
Дата
проведени
я урока
Тема урока
Кол
.
час
Планируемые
предметные
результаты
Планируемая деятельность
контро
ль
1 четверть 45часов
Фонетика «Как устроен наш язык» (7 часов)
1
1.09
Звуки речи и
буквы.
1
2
2.09
Гласные
и
согласные
звуки и их
буквы.
3
3.09
Обозначение
звуков речи на
письме.
4
4.09
и
Ударные
безударные
гласные звуки в
слове.
1
1
1
Научатся:
Характеризовать
признаки звуков
речи с опорой на
схему «Звуки
речи». Объяснять
различие в звуко
буквенном составе
слов.
Научатся:
Различать гласные
и согласные звуки
и буквы.
Научатся:
сопоставлять
информацию,
представленную на
рисунке,
транскрипции и
орфографической
записи слова.
Научатся:
Объяснять
назначение знака
ударения;
анализировать
проблемную
ситуацию;
выделять ударные
и
безударные
гласные;
Получат
возможность
научиться:
находить
сомнении
правильности
постановки
ударения
произношения
слова
самостоятельно
(по
учебника)
словарю
либо
при
в
ответ
или
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Ориентироваться в целях и
задачах урока с учётом названия блока и темы урока,
планировать свои действия в соответствии с
поставленными задача. Выполняют интерактивные
упражнения из ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия».
Анализировать тексты с установкой на поиск
допущенных ошибок, исправлять допущенные ошибки с
опорой на знание о звуковом и графическом облике
слова.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу;
Характеризовать различие
гласных и согласных звуков; различать гласные звуки и
буквы гласных звуков; объяснять функцию гласных звуков
как показателей мягкости предшествующего гласного
Использовать значок транскрипции для решения
практических задач; учитывать степень сложности
заданиязначок «гиря» трудное и определять
возможность его выполнения или не выполнения.
Выполняют интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки
Кирилла и Мефодия.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу;
Соотносить предложенный
вариант с собственной точкой зрения; использовать
транскрипцию для повторения различных способов
обозначения мягкости согласного.
Преобразовывать
информацию, полученную из рисунка в текстовую задачу.
задачу;
учебную
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять
Наблюдать
смыслоразличительную функцию ударения; устанавливать
различие в значении слов; группировать слова по заданному
основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге);
выделять общий признак группы элементов не
соответствующих заданию – ударение на четвёртом слоге;
пользоваться словарём при сомнении в правильности
постановки ударения.
Выполняют интерактивные
упражнения из ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия.
101
1
5
5.09
Согласные
звуки.
6
8.09
Согласные
твердые
мягкие,
звонкие
глухие.
и
и
7
9.09
1
Звонкие
согласные
звуки в конце
слова.
за
к
обращаться
помощью
учителю,
родителям и др.
Научатся:
Наблюдать
особенности
образования
согласных звуков
опираясь
на
собственный опыт;
подбирать слова,
различающиеся
одним
звуком.
гласным
Научатся:
обобщать способы
обозначения
мягких согласных
звуков
и
закреплять их на
письме;
определять
наличие твёрдого
согласного звука.
Научатся:
Объяснять
различие парных
по
звонкости
глухости
согласных
легкоразличимых
случаях;
наблюдать
оглушение звонких
согласных в конце
слова.
в
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Принимать информацию,
представленную в виде рисунка, составлять слова из
предложенного набора букв; осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, контролировать действия партнёра
(работа в парах); определять способ обозначений Й в
приведённых словах; находить объект по заданным
основаниям (слова, в которых буква Е обозначает один
звук); устанавливать позиции в которых буквы Е,Ё,Я, Ю, И
обозначают два звука; учитывать степень сложности
заданиязначок «гиря» трудное и определять
возможность его выполнения или не выполнения.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Соотносить собственный опыт с
предложенным в учебнике и обосновывать свою позицию;
наблюдать слова, записанные с помощью транскрипции и
устанавливать способы обозначения мягких согласных
звуков; объяснять различие в звукобуквенном составе;
соотносить буквенную запись слова и запись с помощью
транскрипции; осуществлять самоконтроль: соотносить
написанный текст с печатным; использовать алгоритм
порядка действий при списывании; учитывать степень
сложности заданиязначок «гиря» трудное и
определять возможность его выполнения или не
выполнения; осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Выполняют интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки
Кирилла и Мефодия.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Понимать и преобразовывать
информацию, представленную в виде рисунка, записывать
слова с помощью транскрипции; обобщать результаты
наблюдений,
доказывать необходимость проверки
согласных звуков на конце и предлагать способы проверки;
учитывать степень сложности задания и определять
возможность его выполнения или не выполнения;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обозначение буквами гласных звуков после шипящих («Правописание») 3 ч.
8
10.09
Учимся писать
жиши.
1
9
11.09
Учимся писать
чаща.
1
Научатся:
Использовать
правила написания
сочетаний
жиши.
Научатся:
Использовать
правила написания
сочетаний чаща.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Осуществлять самоконтроль
использования правила; объяснять различие в звуко
буквенном составе слова; учитывать степень сложности
задания и определять возможность его выполнения или не
выполнения;
осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Выполняют интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки
Кирилла и Мефодия
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Осуществлять самоконтроль
использования правила; объяснять различие в звуко
буквенном составе слова; учитывать степень сложности
задания и определять возможность его выполнения или
не выполнения; осуществлять взаимный контроль и
1110
12.09
Учимся писать
чущу.
1
Научатся:
Использовать
правила написания
сочетаний чаща.
оказыват Выполняют интерактивные упражнения из ЦОР
«Уроки Кирилла и Мефодия
ь в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Преобразовывать информацию,
представленную в виде схемы, рисунка, составлять слова с
использованием схемы;
осуществлять самоконтроль использования правила;
объяснять различие в звукобуквенном составе слова;
учитывать степень сложности задания и определять
возможность его выполнения или не выполнения;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Выполняют
интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки Кирилла и
Мефодия
Фонетика («Как устроен наш язык») 2часа.
11
15.09
Разделительны
й мягкий знак
(ь).
1
Научатся:
Характеризовать
функции Ь и
применять
эти
знания при письме
слов с Ь.
12
16.09
Слог.
1
Научатся:
Делить слова на
слоги.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Использовать транскрипцию при
решении практических задач; использовать алгоритм
порядка действий при списывании; оценить правильность
выполненного задания; объяснять совпадения в звуко
буквенном составе слов; осуществлять самоконтроль при
написании Ь; учитывать степень сложности задания и
определять возможность его выполнения или не
выполнения; осуществлять взаимный контроль и оказывать
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Выполняют
интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки Кирилла и
Мефодия
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу;
Формулировать ответ на
проблемный вопрос; выбирать слова по заданным
признакам; сравнивать и анализировать пары слов по
заданным признакам; находить слова по заданному
основанию; составлять слова путём добавления к
имеющемуся началу слова ещё одного слога; учитывать
степень сложности задания
и определять
возможность его выполнения или не выполнения;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
13
17.09
Учимся
переносить
слова
14
18.09
Учимся
переносить
слова
1
1
Перенос слов («Правописание») 2часа.
Научатся:
использовать
правила переноса.
Научатся:
использовать
правила переноса
слов с Й,Ъ,Ь для
практического
применения.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Анализировать высказывание и
формулировать на основе анализа ответ на вопрос,
связанный с переносом слова; объяснять ошибки,
допущенные в делении слов;
учитывать степень
сложности задания и определять возможность его
выполнения или не выполнения.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Сопоставлять различие деления
слов на слоги и для переноса; и осуществлять самоконтроль;
находить слова по заданному основанию которые нельзя
перенести); осуществлять самоконтроль при делении слов
на слоги; выявлять существенные признаки для каждой
группы слов (с Й,Ъ,Ь).
Фонетика («Как устроен наш язык») 1 час.
1215
19.09
1
Слоги ударные
и безударные.
Роль ударения.
Словарный
диктант №1.
Научатся ставить
ударение в словах.
Писать словарные
слова.
с.28
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Выделять голосом гласный звук;
объяснять отсутствие знака ударения в односложных
словах; определять ударный звук в слове; наблюдать за
словами, различающимися местом ударения; составлять
пары слов, различающиеся местом ударения; учитывать
степень сложности задания
и определять
возможность его выполнения или не выполнения; знать
правописание словарных слов.
Слово и предложение. Слова в предложении («Как устроен наш язык») – 6 ч.
1
1
16
22.09
Слово.
17
23.09
Диктант №1
(текущий) по
теме
«Правописание
сочетаний жи
ши, чаща, чу
щу».
18
24.09
над
1
Работа
ошибками.
Списывание
текста №1.
19
25.09
Слова, которые
называют
предмет.
1
20
26.09
Слова, которые
называют
признаки
действия
предметов.
и
21
29.09
Слово и
предложение.
1
1
Научатся:
отличать слово от
набора букв и
находить слова в
тексте.
Научатся:
Применять
изученные правила
правописания
сочетаний жиши,
чущу, чаща при
записи под
диктовку.
Научатся:
Устанавливать
зависимость
способа проверки
от места
орфограммы в
слове.
Выбирать нужный
способ проверки.
Безошибочно
списывать текст.
Научатся:
находить слова,
отвечающие
на
вопрос кто? что?
различать
по
вопросам
одушевлённые и
неодушевленные
существительные.
Научатся:
Находить слова,
на
отвечающие
вопрос
какой?
какая? что делать?
Научатся:
различать слово и
в
сотрудничестве
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу;
Соотносить предложенный
вариант ответа с собственной точкой зрения; сравнивать
слова и не слова; формулировать на основе сравнения
признаки слова;
контролировать правильность и
аккуратность записи, осуществлять взаимный контроль и
оказывать
необходимую
взаимопомощь; понимать информацию, представленную в
виде схем; устанавливать различие между схемами.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Устанавливать наличие в словах
изученных орфограмм сочетаний жиши, чущу, чаща.
Оценивать соответствие написания слов орфографическим
нормам, находить допущенные в тексте ошибки.
Контролировать правильность записи текста, находить
неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Прогнозировать необходимость
использования дополнительных источников информации:
уточнять написания слов по орфографическому словарю.
Оценивать соответствие написания слов орфографическим
нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать
правильность применённого способа проверки орфограммы,
находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте
орфограммы. Использовать алгоритм порядка действий при
списывании текста.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Задавать вопросы к словам;
находить в тексте слова по заданным основаниям (явления
природы); Формулировать цель урока после обсуждения
правила; выявлять общий признак группы слов;
группировать слова по заданным основаниям; учитывать
степень сложности задания и определять
возможность его выполнения или не выполнения;
осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь при
работе в парах. Выполняют интерактивные упражнения из
ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу;
Соотносить предложенный
ответа с собственной точкой зрения; находить слова по
заданному основанию; наблюдать за словами, отвечающими
на вопрос какой? какая? Задавать вопрос какой? какая?
осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь при
работе в парах.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Наблюдать различие между
с.26
с.26
1322
30.09
Восклицательн
ые
и
невосклицатель
ные
предложения.
Диктант №2
Контроль
остаточных
знаний.
23
1.10
24
2.09
25
3.09
26
6.09
предложение.
1
1
Научатся:
тип
опознавать
предложения по
цели высказывания
образцу);
(по
выбирать
знаки
препинания
в
конце
предложения.
Научатся:
Применять
изученные во 2
классе правила
при записи под
диктовку.
звуком, словом и предложением, различать предложение и
не предложение; сопоставлять интонационное оформление
предложений; выбирать из текста предложения по заданным
признакам; учитывать степень сложности задания и
определять возможность его выполнения или не
выполнения.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Наблюдать различие между
звуком, словом и предложением, различать предложение и
не предложение; понимать информацию, представленную в
виде рисунка; наблюдать за интонационным оформлением
предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут
быть произнесены; осуществлять самоконтроль при
постановке знаков. Выполняют интерактивные упражнения из
ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Устанавливать наличие в словах
изученных орфограмм. Оценивать соответствие написания
слов орфографическим нормам, находить допущенные в
тексте ошибки. Контролировать правильность записи
текста, находить неправильно записанные слова и
исправлять ошибки.
Админ
истати
вный.
Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык») – 3 часа.
1
над
Работа
ошибками.
Окончание как
часть слова.
Научатся:
Устанавливать
зависимость
способа проверки
места
от
орфограммы
в
находить
слове;
ошибки
в
объяснении
выбора буквы на
месте
орфограммы.
1
1
Изменение
формы слова с
помощью
окончания.
Неизменяемые
слова.
Словарный
диктант №2.
Научатся:
Изменять формы
слов, находить и
выделять в них
окончания;
называть
изменяемую часть
слова.
Научатся:
узнавать
неизменяемые
слова и находить
их тексте.
Писать словарные
слова.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Прогнозировать необходимость
использования дополнительных источников информации:
уточнять написания слов по орфографическому словарю.
Оценивать соответствие написания слов орфографическим
нормам, находить допущенные в тексте ошибки; оценивать
правильность применённого способа проверки орфограммы
Формулировать вывод на основе наблюдения; наблюдать за
изменением формы слова и; наблюдать за изменением слова
в составе предложения; использовать алгоритм выделения
нулевых окончаний; осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь при работе в парах. Выполняют
интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки Кирилла и
Мефодия
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Наблюдать за изменением слова в
составе предложения; наблюдать за связью слов в
предложении; анализировать предложенные группы слов и
делать выводы на основе анализа; использовать алгоритм
выделения нулевых окончаний;
осуществлять
взаимоконтроль и взаимопомощь при работе в парах.
Выполняют интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки
Кирилла и Мефодия
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Формулировать собственное
мнение и аргументировать его при обсуждении проблемных
наблюдать за неизменяемыми словами;
вопросов;
использовать
алгоритм нахождения окончаний;
восстанавливать предложения, выбирая правильные формы
слова; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь
при работе в парах; знать правописание словарных слов.
Заглавная буква в словах («Правописание») – 1 час.
с.28
14Вспоминаем
правило
написания
прописной
буквы.
Контрольная
работа №1 по
теме:
«Фонетика,
слово
предложение;
слова
изменяемые,
неизменяемые;
окончание».
и
Анализ
контрольной
работы.
Корень
часть слова.
как
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Осуществлять взаимоконтроль
и взаимопомощь при работе в парах, контролировать
действия партнёра.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Оценивать соответствие
выполнения заданий, изученным правилам по теме:
«Фонетика, слово и предложение; слова изменяемые,
неизменяемые; окончание», находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки.
с.23
1
1
Научатся:
Использование
правил написания
собственных имён
при
решении
практических
задач.
Научатся:
Применять
изученные правила
по теме:
«Фонетика, слово
и предложение;
слова изменяемые,
неизменяемые;
окончание». при
выполнении
работы.
Состав слова и словообразование (Как устроен наш язык») – 1 час.
1
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Устанавливать зависимость
способа проверки от места орфограммы. Понимать
информацию, представленную в виде рисунка; сопоставлять
предложенные слова и высказывать предположения о их
сходстве и различии, находить слова по заданному
основанию; учитывать степень сложности задания и
определять возможность его выполнения или не
выполнения. Выполняют интерактивные упражнения из ЦОР
«Уроки Кирилла и Мефодия.
Учимся писать
буквы
безударных
гласных
корне слова.
2
Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание») – 4 часа.
Принимать и сохранять учебную задачу;
Наблюдать,
сопоставлять и сравнивать написание безударных гласных в
понимать транскрипцию и
однокоренных словах;
преобразовывать её в буквенную запись.
Выполняют
интерактивные упражнения из ЦОР «Уроки Кирилла и
Мефодия
и
в
Научатся:
Находить правила
для объяснения и
устранения
ошибок,
допущенных
контрольной
работе по теме:
«Фонетика, слово
и предложение;
слова изменяемые,
неизменяемые;
окончание».
в
Научатся:
Находить,
опознавать
фиксировать
орфограмму
«Безударные
гласные в корне
слова».
Научатся:
Находить,
опознавать
фиксировать
орфограмму
«Безударные
гласные в корне
слова».
и
27
7.09
28
8.09
29.09
3031
10.10
13.10
3233
14.10
15.10
Учимся писать
буквы
безударных
гласных
корне слова.
в
2
1
34
16.10
Корень
как
общая часть
родственных
слов.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
контролировать последовательность действий при
списывании.
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час.
Научатся:
Находить общую
часть в группах
слов.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Знакомиться с понятиями
«корень», «однокоренные слова». Различать родственные
слова и формы одного и того же слова. Понимать
информацию, представленную в виде рисунка.
Сопоставлять предложенные слова и высказывать
предположение об их сходстве и различии.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить
слова по заданному основанию. Учитывать степень
15сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения.
Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание») – 4 часа.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу;
Группировать слова по
заданному признаку (ударный звук в корне слова);
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь.
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать
порядок действий при выявлении возможной
орфографической ошибки;
Осуществлять взаимный
контроль
и взаимопомощь при сотрудничестве.
2
2
3536
17.10
20.10
Учимся писать
буквы
безударных
гласных в
корне слова.
3738
21.10
22.10
Учимся писать
буквы
безударных
гласных
корне слова.
Словарный
диктант №3.
в
и
и
Научатся:
Отрабатывать
правило
обозначения
безударной
гласной в корне.
Находить,
опознавать
фиксировать
орфограмму
«Безударные
гласные в корне
слова».
Научатся:
Находить,
опознавать
фиксировать
орфограмму
«Безударные
гласные в корне
слова». подбирать
проверочные слова
с орфограммой
«Проверяемые
безударные
гласные в корне
слова».
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа.
Научатся:
Различать
однокоренные
слова и формы
слова.
3940.
23.10
24.10
Однокоренные
слова.
Совместно с учителем определять цель урока; Принимать и
сохранять учебную задачу; Различать однокоренные слова и
формы слова; подбирать слова по заданным основаниям (по
сходству звучания и значения); учитывать степень
сложности задания
и определять возможность его
выполнения или не выполнения. Выполняют интерактивные
упражнения из ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия
Парные по звонкостиглухости согласные в корне слова («Правописание») – 1 час.)
41
27.10
Учимся писать
буквы
согласных в
корне слова.
Научатся: Писать буквы
согласных в корне слова,
подбирать проверочные
слова.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Наблюдать
особенности обозначения на письме парных по
звонкостиглухости согласных в конце слова;
высказывать предположения о результате
наблюдения; анализировать предложенный в
учебнике алгоритм проверки орфограммы «Парные
по звонкостиглухости в корне слова»; выбирать
слова по заданному основанию ( поиск слов, в
которых необходимо проверить парный по
звонкостиглухости звук); осуществлять
самопроверку после записи текста по памяти;
осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь
при сотрудничестве.
с.28
1642
28.10
Диктант №3 по
теме:
Правописание
сочетаний жи
ши, чаща, чущу,
перенос слова,
безударные
гласные в корне
слова».
43
29.10
Работа над
ошибками.
.
44
30.10
Корень слова с
чередованием
согласных.
45
31.10
Резерв:
Правописание
безударных
гласных
корне слова.
в
46
10.11
Учимся писать
буквы гласных
и согласных в
корне слова.
47
11.11
Учимся писать
буквы
согласных и
гласных
в
корне слова.
48
12.11
Учимся писать
буквы
согласных и
1
1
1
1
1
1
1
Научатся: Применять
изученные правила
правописания сочетаний жиши,
чаща, чущу, перенос слова,
безударные гласные в корне
слова при записи под
диктовку.
от
Устанавливать
Научатся:
способа
зависимость
проверки
места
орфограммы в слове;
находить
в
объяснении выбора буквы на
месте
орфограммы.
Выбирать нужный способ
проверки.
ошибки
с.27
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Устанавливать наличие в словах изученных
орфограмм сочетаний жиши, чаща, чущу, перенос
слова, безударные гласные в корне слова.
Оценивать соответствие написания слов
орфографическим нормам, находить допущенные в
тексте ошибки. Контролировать правильность
записи текста, находить неправильно записанные
слова и исправлять ошибки.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Прогнозировать необходимость использования
дополнительных источников информации:
уточнять написания слов по орфографическому
словарю. Оценивать соответствие написания слов
орфографическим нормам, находить допущенные в
тексте ошибки. Оценивать правильность
применённого способа проверки орфограммы,
находить ошибки в объяснении выбора буквы на
месте орфограммы. Выбирать нужный способ
проверки.
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час.
Научатся:
Подбирать
родственные
с
слова
чередованием согласных в
корне слова.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Наблюдать
за чередованием согласных в корне слова; понимать
информацию, представленную в таблице;
доказывать собственную точку зрения; дополнять
ряды слов по заданному основанию; учитывать
степень сложности задания и определять
возможность его выполнения или не выполнения.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать порядок действий при выявлении
возможной
орфографической
ошибки;
Осуществлять взаимный контроль
и взаимопомощь при сотрудничестве.
Научатся: Отрабатывать
правило обозначения
безударной гласной в корне.
Находить, опознавать и
фиксировать орфограмму
«Безударные гласные в
корне слова».
2 четверть35 часов.
Орфограммы в корне слова («Правописание») – 6 часов.
Подбирать
Научатся:
проверочные
слова,
учитывая тип орфограммы;
выявлять в корне наличие
орфограмм;
изученных
находить
слова
с
указанными орфограммами.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Наблюдать
за словами с омонимичными корнями; учитывать
смысл предложения при подборе проверочного
слова; объяснять собственные действия при выборе
проверочных слов и указывать тип орфограммы;
объяснять
способ проверки орфограмм;
осуществлять самоконтроль при определении
количества слов с безударными гласными в корне
слова.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Осуществлять самоконтроль при определении
количества слов с безударными гласными;
осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь
при работе в парах, контролировать действия
партнёра
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Сравнивать
звуковую и буквенную записи слов; объяснять
17
Научатся: Выявлять наличие
корне
в
изученных
объяснять
орфограмм;
способ
проверки
орфограмм; находить слова
с
указанными
орфограммами.
Научатся: Выявлять наличие
изученных орфограмм в
корне слова; выбирать игласных
корне слова.
в
способ
обосновывать
проверки
орфограмм;
находить и фиксировать
орфограммы.
49
13.11
Учимся писать
буквы
согласных и
гласных
в
корне слова.
Словарный
диктант №4.
50
14.11
Учимся писать
буквы
согласных и
гласных
в
корне слова.
52
18.11
Диктант №4
(текущий) по
теме:
«Правописание
согласных в
корне слова».
53
19.11
Работа над
ошибками.
Списывание
текста №3.
1
1
1
1
Научатся: Выявлять наличие
изученных орфограмм в
корне слова; выбирать и
обосновывать
способ
проверки
орфограмм;
находить и фиксировать
орфограммы.
Писать словарные слова
безошибочно.
Определять тип
Научатся:
орфограммы и применять
соответствующий способ
проверки;
подбирать
соответствующие по смыслу
слова
составлять
словосочетания;
фиксировать
орфограммы.
Научатся: Применять
изученные правила
правописания согласных в
корне слова при записи под
диктовку.
изученные
и
Научатся: Находить ошибки
в объяснении выбора буквы
на месте орфограммы.
Выбирать нужный способ
проверки.
Безошибочно списывать с
текста.
особенности передачи звукового состава на письме;
соблюдать порядок действий в соответствии с
поставленным в упражнении условием;
группировать слова по заданному основанию (тип
орфограммы); осуществлять взаимоконтроль и
взаимопомощь при сотрудничестве.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Дифференцировать проверяемые и непроверяемые
гласные в корне; находить в тексте слова по
заданному основанию; осуществлять самоконтроль.
Знать написание словарных слов.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Аргументировать написание слов с изученными
орфограммами; сопоставлять транскрипции и
буквенные записи слов; устанавливать способы
обозначения безударных гласных и парных по
звонкостиглухости согласных в корне слова;
осуществлять взаимный контроль и самоконтроль
при выполнении заданий.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Устанавливать наличие в словах изученных
орфограмм согласных в корне слова.
Оценивать соответствие написания слов
орфографическим нормам, находить допущенные в
тексте ошибки. Контролировать правильность
записи текста, находить неправильно записанные
слова и исправлять ошибки.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Устанавливать зависимость способа проверки от
места орфограммы в слове.
Прогнозировать необходимость использования
дополнительных источников информации:
уточнять написания слов по орфографическому
словарю. Оценивать соответствие написания слов
орфографическим нормам, находить допущенные в
тексте ошибки.
Оценивать правильность применённого способа
проверки орфограммы, находить ошибки
в объяснении выбора буквы на месте орфограммы.
Выбирать нужный способ проверки.
Использовать алгоритм порядка действий при
списывании.
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа.
51.
17.11
Суффикс как
часть слова.
1
образовывать
Научатся:
слова
заданными
суффиксами и определять
их значение.
с
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Познакомятся с понятием «суффикс».
Сопоставлять однокоренные слова и выявлять
различие между ними; дополнять ряды слов по
заданным основаниям; находить слова по заданному
основанию; учитывать степень сложности
задания и определять возможность его
выполнения или не выполнения; осуществлять
контроль и взаимоконтроль.
54
Значение
1
Научатся:
находить и Совместно с учителем определять цель урока;
с.28
с.36
.
с.38
.
1820.11
суффиксов.
выделять
суффикс.
(графически)
Научатся:
Подбирать
родственные
слова для обнаружения
непроизносимого согласного
в корне слова.
Научатся: Писать слова
с
орфограммой
«Непроизносимые согласные
в корне слова», используя
алгоритм проверки.
Научатся:
способы проверки
зависимости от
орфограммы.
Устанавливать
в
типа
55
21.11
Учимся писать
слова
с
непроизносимы
ми согласными
звуками.
56
24.11
Учимся писать
слова
с
непроизносимы
ми согласными
звуками.
57
25.11
Учимся писать
слова
с
непроизносимы
ми согласными
звуками.
58
26.11
Значения
суффиксов.
1
1
1
1
орфографической
Принимать и сохранять учебную задачу;
Познакомятся с алгоритмом нахождения суффикса
в словах. Контролировать собственные действия в
соответствии с алгоритмом. Учитывать степень
сложности задания и определять для себя
возможность невозможность его выполнения.
Подбирать слова с заданным значением. Понимать
и преобразовывать в текст информацию,
представленную в виде схемы. Осуществлять
взаимный контроль и оказывать взаимопомощь
(работа в группах).
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Познакомятся с орфограммой «Непроизносимые
Наблюдать за группами
согласные в корне».
родственных слов. Высказывать предположение о
возможной
проблеме.
Устанавливать несовпадение произношения и
написания слов с орфограммой «Непроизносимые
Учитывать степень
согласные в корне».
сложности задания и определять для себя
возможность невозможность его выполнения.
Преобразовывать транскрипцию в буквенную
запись. Определять закономерность расположения
слов в столбцах (наличие непроизносимого
согласного и способ проверки).
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Использовать алгоритм проверки орфограммы
«Непроизносимые согласные в корне слова» при
записи
и
классифицировать слова по заданным основаниям.
Выполняют интерактивные упражнения из ЦОР
«Уроки Кирилла и Мефодия.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Подбирать
и находить в тексте слова по заданным основаниям.
Осуществлять самоконтроль при выполнении
заданий. Выполняют интерактивные упражнения из
ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия
слов.
Находить,
подбирать
Состав слова («Как устроен наш язык») – 3 часа.
Научатся:
алгоритм
суффикса в слове.
Отрабатывать
нахождения
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать
взаимопомощь (работа в парах). Соотносить слова
со схемами их морфемного состава. Анализировать
схемы морфемного состава слов и подбирать
собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать
за образованием новых слов.
Проверять
предложенную работу, находить и исправлять
ошибку в разборе слова. Учитывать степень
сложности задания и определять для себя
возможность невозможность его выполнения.
Группировать слова по частям речи (на основании
значения и вопроса).
1959
27.11
Значение
суффиксов.
1
Выделять
Научатся:
суффиксы на
основе
развёрнутого толкования
слова.
60
28.11
Учимся писать
корни
и
суффиксы.
1
Научатся: Выделять части
слов: корень, суффикс и
окончание.
61
1.12
Контрольная
работа №3 по
теме
«Фонетика;
слово
предложение;
корень слова;
суффикс».
и
62
2.12
1
Анализ
контрольной
работы.
Приставка как
часть слова.
Научатся: Применять
изученные правила по теме
«Фонетика; слово и
предложение; корень слова;
суффикс» при выполнении
работы.
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа.
Научатся: Находить правила
для объяснения устранения
ошибок, допущенных в
контрольной работе по
теме: : «Фонетика; слово и
предложение; корень слова;
суффикс».
Выделять графически
приставку в слове.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Осуществлять взаимный контроль
и оказывать взаимопомощь (работа в парах).
Учитывать степень сложности задания и определять
для себя возможность/не возможность его
выполнения. Сопоставлять значения суффиксов.
Понимать информацию, представленную в виде
таблицы, дополнять таблицу.
Согласовывать
действия в ходе
групповой работы,
контролировать и координировать действия
партнеров.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Образовывать слова по заданным моделям.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать
взаимопомощь при работе в парах. Находить
допущенную ошибку и объяснять причину её
появления. Определять способ образования слов.
Учитывать степень сложности задания и
определять
возможность/не
для себя
возможность его выполнения.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Оценивать
соответствие выполнения заданий, изученным
правилам по теме: «Фонетика; слово и
предложение; корень слова; суффикс». Находить
неправильно записанные слова и исправлять
ошибки.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Устанавливать зависимость способа проверки от
места орфограммы. Знакомиться с приставкой как
частью слова. Устанавливать производное слово,
выделять в нём приставку; знакомиться с
алгоритмом нахождения приставки и использовать
его при решении практических задач.
Анализировать языковой материал; обсуждать
проблемные вопросы; высказывать предположение о
наличии тех или иных частей слова;
восстанавливать по замыслу и структуре
недостающую часть слова; преобразовывать
информацию, представленную в виде толкования
слова; контролировать собственные действия в
соответствии с алгоритмом; осуществлять
взаимоконтроль и взаимопомощь.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать
взаимопомощь (работа в парах). Распределять
слова в зависимости от значения слова. Объяснять
значения производных слов с использованием
приёма развёрнутого толкования. Учитывать
степень сложности задания и определять для
себя возможность/невозможность его
выполнения. Подбирать слова с приставкой не.
Находить и фиксировать (графически обозначать)
приставки в словах. Знать написание словарных
слов.
С.2
9
с.28
20
63
3.12
Значение
приставки.
Словарный
диктант №6.
1
Научатся: Определять
значения приставок.
Подбирать родственные
слова с различными
приставками. Находить
слова, от которых
образованы слова с
приставкой.
Писать словарные слова.
Правописание приставок («Правописание» 3 часа).64
4.12
Учимся писать
приставки.
1
65
5.12
Учимся писать
приставки.
1
66
8.12
Различаем
приставки с
буквами о, а.
1
для себя
Научатся: Писать слова в
приставке которой есть
буква О.
Научатся: Писать слова в
приставке которой есть
буква А. Определять место
орфограммы в слове.
Объяснять написание слов.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Наблюдать
за приставками, в которых пишется буква о.
Группировать слова по предложенному основанию.
Учитывать степень сложности задания и
возможность/не
определять
возможность его выполнения.
Устанавливать
место орфограммы в слове и выбирать способ её
проверки.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Наблюдать
за приставками в которых пишется, а. Группировать
слова по заданному основанию.
Учитывать
степень сложности задания и определять для
себя возможность/не возможность его
выполнения. Преобразовывать транскрипцию в
буквенную запись, учитывать место и тип
орфограммы.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Самостоятельно устанавливать критерии
объединения слов: группировать слова по
заданному основанию. Объяснять причины
допущенных ошибок,
доказывать правильное
написание. Осуществлять взаимный контроль и
оказывать взаимопомощь (работа в парах).
Находить приставку в слове, подбирать слова с
такой же приставкой.
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час.
Научатся:
приставки с буквами о, а.
Различать
67
9.12
Образование
слов при
помощи
приставок.
1
Научатся:
значение приставок,
способ образования слов.
Определять
и
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать
взаимопомощь (работа в парах), подбирать слова,
образованные приставочным способом,
в
соответствии с заданной моделью. Различать
слова с приставками и слова, корень которых
начинается
со сходных буквосочетаний.
Учитывать степень сложности задания и
определять
возможность/не
возможность его выполнения. Находить слова,
образованные
способом.
Осуществлять самоконтроль и самопроверку.
приставочным
для себя
1
Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание» 2 часа).
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Устанавливать наличие в словах изученных
орфограмм сочетаний жиши, чаща, чущу, перенос
слова, безударные гласные в корне слова,
непроизносимые согласные в корне. Оценивать
соответствие написания слов орфографическим
нормам, находить допущенные в тексте ошибки.
Контролировать правильность записи текста,
находить неправильно записанные слова и
исправлять ошибки.
Научатся: Применять
изученные правила
првописания сочетаний жи
ши, чаща, чущу, перенос
слова, безударные гласные в
корне слова,
непроизносимые согласные в
корне.
Применять изученные
правила при записи под
диктовку.
1
Научатся: Находить ошибки
в объяснении выбора буквы
на месте орфограммы в .
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Устанавливать зависимость способа проверки от
73
17.12
74
18.12
Итоговый
диктант №5 за
1 полугодие по
теме:
Правописание
сочетаний жи
ши, чаща, чу
щу,
перенос
слова,
безударные
гласные
в
корне слова,
непроизносимы
е согласные в
корне».
Работа
над
ошибками в
диктанте
за
с.38
21первое
полугодие по
теме:
Правописание
сочетаний жи
ши, чаща, чу
щу,
перенос
слова,
безударные
гласные
в
корне слова,
непроизносимы
е согласные в
корне».
Учимся писать
разделительны
й твёрдый знак.
Различаем
разделительные
мягкий
и
твёрдый знаки.
Списывание
текста №3.
68
10.12
69
11.12
Как
образуются
слова.
1
1
чущу,
написании сочетаний жиши,
чаща,
переноса
слова, безударных гласных в
корне
слова,
непроизносимых согласных в
корне».
Выбирать нужный
способ проверки.
места орфограммы; понимать информацию,
представленную в виде рисунков, и сопоставлять её
с текстами. Сравнивать транскрипцию и буквенную
запись слов; высказывать предположение об
условиях написания ъ. Знакомиться с алгоритмом
написания слов с ъ; контролировать свои действия
при использовании алгоритма. Учитывать
степень сложности задания и определять для
себя возможность/невозможность его
выполнения. Понимать транскрипцию и
преобразовывать её в буквенную запись.
Группировать слова по заданному основанию
(наличие/отсутствие твёрдого знака).
Осуществлять самоконтроль
в
Научатся: Определять место
орфограммы
слове и
различать ъ и ь при записи
слов с данной орфограммой.
Безошибочно списывать с
текста.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Соотносить собственный ответ на
проблемный вопрос с предложенными
вариантами ответов и аргументированно
доказывать свою позицию. Контролировать свои
действия при использовании алгоритма написания
слов с ъ и ь. Осуществлять взаимный контроль и
оказывать взаимопомощь (работа в парах).
Группировать слова по заданному основанию.
Использовать алгоритм порядка действий при
списывании. Выполняют интерактивные упражнения
из ЦОР «Уроки Кирилла и Мефодия.
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час.
Получат
возможность
научиться: Наблюдать за
словами,
образованными
приставочно
суффиксальным способом,
определять
способ
образования слов.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Конструировать слова в соответствии с заданной
моделью. Наблюдать за словами, образованными
Учитывать степень
способом сложения.
сложности задания и определять для себя
возможность/не возможность его выполнения.
Устанавливать способ образования слов.
Опознавать
слова по их
условным
словообразовательным значениям.
Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание» 1 час).
70
12.12
Различаем
разделительные
мягкий
и
твёрдый знаки.
1
Научатся: Различать слова с
разделительными ь и ъ.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу; Подбирать
слова по заданным основаниям. Восстанавливать
правильную запись слова. Осуществлять взаимный
контроль и оказывать взаимопомощь (работа в
парах).
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час.
Основа слова.
1
71
15.12
Научатся: выделять основу
слова.
Совместно с учителем определять цель урока;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Знакомиться с основой как частью слова.
Применять алгоритм нахождения основы слова.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать
взаимопомощь (работа в парах). Подбирать слова
к схемам. Находить и исправлять ошибку в разборе
слова. Договариваться о последовательности
действий и порядке работы в группах. Подбирать
слова по заданным основаниям и фиксировать
(графически обозначать), указанные в задании части
слов.
с.38
22