Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 «Квантор»
________________________________________________________________
Согласовано
Согласовано
Руководитель ШМО
Заместитель по УВР
____________/Филюшина Л.В./
Протокол №1
«____» августа 2016 г.
____________/Левина Т.В./
«____» августа 2016 г.
Утверждаю
Директор гимназии №2.
___________/Аликов
А.А./
Приказ № ______
от
«_____» августа 2016 г.
Рабочая программа по русскому языку
для учащихся 1 «Б» класса.
Составитель:
Решенок Марина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категорииПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Программы начального общего образования, система Л. В.
Занкова, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык», утверждёнными Министерством образования и науки РФ
(Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011).
Коломна
2016 год
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
o Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273ФЗ
o СанПиН 2.4.2.282110 ( Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.
Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях")
зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
o Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009
Приказ Минобрнауки №22540 от 22 сентября 2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373»
Приказ Минобрнауки №1241 от 26 ноября 2010г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373»
o Региональный базисный учебный план.
o Основная образовательная программа НОО МБОУ гимназии №2 «Квантор»
o Приказ МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию»
Методические рекомендации Управления образования администрации г.о.Коломна по оформлению классных журналов
(приказ УО от 12 августа 2011 №238)
o Примерные программы начального общего образования.
o Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год
o Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Цель – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства
и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его
индивидуальности в условиях специально организованной
учебной деятельности.
Русский язык» (систематический курс) изучается с IV четверти второго полугодия первого года обучения и направлен на решение задач
лингвистического образования и речевого развития школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково
символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и
письменные текстыописания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного
письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе второго – четвертого
классов выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь
представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи»
(обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку).
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности
и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный,
обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим
школьным предметам.
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Виды учебной деятельности:
ежедневное чтение и письмо;
обсуждение проблем различного характера (организационных, бытовых или учебных проблем);
прослушивание записей звучащей речи;
идентификация и классификация звуков речи;
игры и эксперименты со звуками, звукопись и звукоподражание с целью дифференциации звуков в потоке речи;
чтение наизусть чистоговорок и скороговорок, простых стихотворений, потешек, песенок, считалок;
наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением;
звукобуквенный анализ;
составление списков слов, вызывающих затруднение при произношении;
самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям;
списывание слов, предложений, текстов;
создание небольших письменных текстов, самокоррекция;
письмо под диктовку слов, предложений и несложных текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуальногрупповые;
фронтальные.
Гимназическим компонентом при изучении данного курса является, то, что:
усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей
с культурноисторическим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как
настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 165 часов.
На первых этапах обучения предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте» (5 часов в неделю), обеспечивается учебником
«Азбука» Горецкого В. Г., тетрадями к Азбуке, тетрадями по письму Горецкого В. Г. 1 класс: в 4 ч. Затем продолжается по учебнику
«Русский язык» для 1 класса Поляковой А.В.( 50 часов)Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте»
(23 неделя обучения).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и
плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание,
повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и
наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая
транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердостимягкости
согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков.Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласныйсогласный; гласный ударныйбезударный;
согласный твердый мягкий, парный непарный; согласный звонкийглухой, парныйнепарный.
Фонетикографический (звукобуквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в
слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме
разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая
транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит.
Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения
слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того
же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с
помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен
существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 склонению.
Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме
прилагательных на ий,
Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3
лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
ья, ов, ин.Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам
и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое
овладение). Глаголыисключения. Изменение глаголов прошедшего времени по родам
и числам. Морфологический разбор глаголов. Возвратные глаголы.
Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.
Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия, образование
наречий.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.
Частица. Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
Междометие как средство эмоциональноэкспрессивного выражения чувств.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании (управление,
примыкание, согласование) и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с
союзами и, а, но, да.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
соединительные буквы о и е в сложных словах;
буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных; двойные согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
буквы е и и в суффиксах существительных ек и ик; безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на
мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
буквы о и е на конце наречий;
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
правописание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов 2 лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов и глаголовисключений;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;
знаки препинания при оформлении диалога и прямой речи: тире, кавычки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической
формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи
(рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в
тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План
текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных
текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование
в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение
повествование, сочинениеописание, сочинениерассуждение. Алгоритм написания изложения
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о причинах успеха в учёбе;
эстетические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
представления о русском языке как средстве межнационального общения;
представления о своей этнической принадлежности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным основаниям (критериям);
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания;
задавать вопросы;
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в
быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
составлять текст по его началу, по его концу.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать звуки речи;
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные парные твёрдыемягкие, звонкиеглухие;
определять звонкие и глухие непарные согласные;
определять непарные твёрдые согласные, непарные мягкие согласные;
находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
определять указатели мягкоститвёрдости согласных звуков;
различать звуки и буквы:
различать буквы гласных как показатели твёрдостимягкости согласных звуков;
определять функцию ь и ъ, букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме звук [й];
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;
использовать небуквенные графические средства; пробел между словами, знак переноса, абзац (последнее при списывании).
Обучающийся получит возможность научиться:
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён
словарём произношения в учебнике).
Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
Состав слова (морфемика)Обучающийся получит возможность научиться:
находить в ряду слов родственные (однокоренные) слова;
различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы; однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями.
Морфология
Обучающийся научится:
находить слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета;
опознавать имена одушевлённые и неодушевлённые, имена собственные;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Обучающийся получит возможность научиться:
различать лексическое и грамматическое значение слова;
находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова и служебные слова.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение и слово;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонация конца;
находить границы предложения;
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации (эмоциональной
окраске): восклицательные и невосклицательные;
сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического
ударения, мелодики, пауз), порядка слов;
сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять правила правописания:
раздельное написание слов;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в полодении под ударением);
отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
знаки препинания (. ?. ! ) в конце предложения;
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
применять орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и списывании;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Словарные слова: барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина,
медведь, мороз, овощи, пирог, ребята, собака, ученик, учитель, ягода.
Примерные контрольно – измерительные материалы:
На выявление умения делить слова на слоги
РАБОТА 1
Ручей, гнезда, усы, грачи, ива, поле.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.
РАБОТА 2
Земля, опушка, ползут, мох, стайка, эхо.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
(вариант)Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строку.
На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения
РАБОТА 3
Время, гусь, ворона, брюки, школа, работа, лед.
Порядок работы: слова записываются на доске.
Грамматические задания:
Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запишите мягкие согласные звуки
([р’], […], […])
На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящими с гласными
РАБОТА 4 (орфографический диктант)
Дача была у леса. В чаще шумели птицы. Весной они ищут свои гнезда. Около дома Витя учит Жучку служить. Котенок Мурзик шипит на
Жучку.
(24 слова)
Порядок работы: текст вначале читает учитель по орфоэпическим нормам. Потом диктует орфографически по 2 – 3 слова с паузами между
словами. После диктанта учитель снова медленно читает текст орфографически. Дети проверяют написанное.
Грамматические задания:
Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки, в словах предпоследнего и последнего предложений.
На восстановление деформированного текста
РАБОТА 5
Это заметил Алеша.
Пушистый кот Барсик грелся на крыльце.
Воробей скрылся в кустах.
Он бросился на птицу.
Воробей клевал крошки хлеба у крылечка.
Мальчик прогнал кота. (26 слов)
Порядок работы: предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.
Грамматические задания:
Из данных предложений составь рассказ, запиши его.Раздели для переноса слово воробей.
Контрольное списывание
У Аленки жил пес Рыжик он дружил с котом Васькой Рыжик караулил дом и спал в конуре Васька ловил мышей и спал на печке ели они из
одной чашки. (24 слова)
Порядок работы: непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановки после каждого предложения.
После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.
Грамматические задания:
Спиши текст, расставь точки.
В последнем предложении подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
Подчеркни все знакомые орфограммы.
Перечень учебнометодических средств обучения.
1. Полякова А.В. Русский язык: Учебник. 1 класс. – Москва: Просвещение . 2014
2. Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочие программы. 14 классы. 2012
3. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 12 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. 2012
4. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов.
5. Полякова А.В., Песняева Н.А. Русский язык: Рабочая тетрадь. 1 класс. – Москва: Просвещение . 2016
6. Николаева Л.: Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс: к учебнику А.В. Поляковой "Русский язык. 1 класс"