Ростовская область, Семикаракорский район, г. Семикаракорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 2
Приказ от ____ ____2017 № ____
_______________ Гердт Н. И.
Рабочая программа
по русскому языку
Уровень общего образования: начальное общее, 1-а класс
Количество часов – 164
Учитель: Божко А. А.
Квалификационная категория: высшая
2017 – 2018 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы Л.Я. Желтовской, Т.И. Андриановой, В.А. Илюхиной.
Программа «Русский язык» (УМК «Планета Знаний», 1 класс состоит из двух частей: «Обучение грамоте по Прописям» (115 часов) и «Русский язык» (50 часов) / 5 часов в неделю.) Программа рассчитана на 165 часов, но будет пройдена за 164 часа за счет сокращения резервных уроков, так как уроки выпадают на праздничные дни: 8.05
Цели курса «Обучение грамоте по Прописям»:
· помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма;
· обеспечить речевое развитие детей;
· дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения, как русского, так и иностранных языков.
Задачи курса «Обучение грамоте по Прописям»:
1. Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности,
В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» формирование графического навыка происходит путем управляемого обучения. Действия обучающихся организуются учителем. Речь идет не только о более высоком качестве навыка, но и об иной картине его формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить эти ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает возможность детям раньше и успешнее выполнять графическое действие.
На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия. Но сроки обучения значительно сокращаются из-за отсутствия проб и ошибок. Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка. Меняется и отношение учеников к обучению: учиться становится «нетрудно» и «интересно»; наряду с формированием графического навыка у первоклассников складываются познавательные мотивы обучения.
При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия. С этой целью необходимо:
а) проанализировать образец, то есть выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий;
б) проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией;
в) проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения: 6–7-летнему малышу предстоит одновременно держать в сознании до 15 мелких правил: 1) посадка на стуле; 2) положение корпуса (спины); 3) положение ног (точка опоры); 5) расстояние от глаз до тетради; 6) положение рук на столе относительно корпуса (по отношению друг к другу они образуют прямой угол); 7) положение правой руки на столе (локоть свисает с края своей косточкой, то есть на 1–2 см); 8) положение левой руки (при письме в верхней части листа ладонью поддерживаем его снизу, при письме в нижней части – сверху); 9) положение тетради на столе (тетрадь лежит с наклоном, письмо осуществляется перпендикулярно краю стола, а наклон в тетради происходит благодаря ее положению); 10) положение плеч (плечи удерживаются на одном уровне); 11) положение головы относительно корпуса (не должно быть сильного наклона вправо или влево); 12) отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса; 13) правильное распределение силы нажима на ручку и ручки на тетрадь; 14) положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо; 15) расположение букв в тетради относительно туловища (буквы пишутся по направлению к середине груди).
Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника, поэтому обучение первоначальному письму в тетрадях с одной линейкой является преждевременным и только усложняет формирование правильного навыка письма. Поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень ручки свободно скользил по строке, а линии рабочей строки не должны выделяться слишком ярко или слишком бледно; ручка должна быть облегченной, на месте сжатия пальцами иметь горизонтальные насечки, что не позволяет пальцам сползать при письме к самому кончику стержня (или иметь резиновое покрытие со специальными углублениями для пальчиков). Кончик стержня должен быть удлиненным и достаточно выступать из корпуса ручки. Ручка не должна быть зажата ребенком в кулак, а кончик его указательного пальца на 1,5–2 см должен быть выше кончика стержня. Верхний конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего, и все движения сверху вниз, по прямой наклонной, должны осуществляться с определенным нажимом, движения же снизу вверх, по крючковой наклонной, – несколько облегченно. Особых различий при письме этих линий не получается, однако эти наставления очень уместны, так как их выполнение позволяет снижать напряжение руки, давать некоторый отдых мышцам кисти руки в процессе письма;
г) проанализировать исполнительные операции, иными словами, раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат;
д) составить план выполнения задания: первоначальный анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций;
е) обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией. Для школьника есть система четких эталонов, специальных признаков, по которым он имеет возможность оценивать свои результаты. Систему таких эталонов представляют алгоритмы написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, то есть превращены в реальные знания о действиях во время письма. При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин).
Материальная форма предполагает составление плана задания (рассматривание графического рисунка буквы вместе с учителем, выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т. д.), который обеспечивает понимание алгоритма действия. После того как алгоритм будет понят и начнет выполняться правильно по устной словесной инструкции педагога, ученик может перейти к следующей форме выполнения действия – речевой (с самостоятельным проговариванием). Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, то есть написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, иными словами, ученик должен уметь назвать алгоритм написания изученной буквы. Если ему это удается, значит, все выполняемые действия им осознаны. В свою очередь, алгоритм написания буквы является средством для научения детей верно мыслить о последовательности выполнения действий (а это очень важно для формирования любого навыка).
Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или сам ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания (о том, где возможны ошибки). Тем самым учащийся приходит к более автоматизированному действию. Он уже может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме» (умственная форма). Это не кратковременный процесс, но тем не менее именно на этом этапе действие (написание буквы или сочетания букв, слова) начинает выполняться гораздо быстрее, чем в предыдущий период. В дальнейшей деятельности происходит как бы «слияние» воедино ранее дробных, отдельных операций, что наконец при длительном стереотипном повторении действий приводит к автоматизации письма, то есть все действия «текут» как бы сами собой. Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, то есть учащийся начинает мыслить предельно кратко.
Вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка появляются каллиграфические ошибки. К каллиграфическим ошибкам относятся следующие: 1) не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке; 2) буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко; 3) наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; 4) не соблюдается расположение букв относительно линий строки, то есть нет линейности при письме; 5) не выдерживается нужная высота букв (слишком крупно или слишком мелко); 6) обнаруживается ломаность, вычурность письма; 7) имеет место угловатость, «заборность» письма; 8) не соблюдается связность букв при письме; 9) наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Формирование графического навыка протекает эффективнее, если при этом задействованы все стороны психики ребенка, если он испытывает состояние успеха, не боится предстоящей ему новой деятельности. Нужно сочетать формирование графического навыка с развитием различных сторон психики ребенка – формированием его эмоций, желания доставить своей работой радость окружающим.
Методика «Письмо с открытыми правилами» (автор В. А. Илюхина).
В УМК «Планета знаний» можно выделить два направления организации учебной деятельности, взаимодополняющие и обогащающие друг друга. С одной стороны, это включение всех сфер психики ребенка в процесс овладения графическим навыком, обеспечение осознания учеником значимости предстоящей ему деятельности, вселение в него уверенности в успешность ее осуществления, исключение отрицательных эмоций, связанных с письмом. С другой стороны, это предъявление детям достаточно жестких требований к выполнению графических действий, которые необходимы для овладения правильным графическим навыком.
При реализации этих двух направлений в процессе обучения пробуждается внутренняя энергия ребенка: его приподнятое душевное состояние на уроке облегчает однообразную и монотонную работу, без которой не может обойтись формирование графического навыка. В свою очередь, успешность ребенка в ходе формирования этого навыка тоже способствует развитию у него положительного отношения к процессу письма. Желание учащегося добросовестно трудиться создает поисковые ситуации, моменты тесного сотрудничества между учителем и учеником, между учеником и его одноклассниками.
При отработке почерка создается атмосфера доверительности между учеником и учителем с помощью определенного внушения обучающемуся веры в успешность его деятельности. Педагог своим словом, своим расположением старается вызвать доверие к себе, к тем знаниям, которыми он, как учитель, владеет и которые он передаст ученику. Таким образом школьник попадает в ситуацию веры в свой успех, которая является основой для дальнейшего обучения.
В УМК «Планета знаний» используется система обучения «Письмо с открытыми правилами». Под словосочетанием «открытые правила» подразумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой стороны, под этим словосочетанием понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.
Отличительными чертами методики является обеспечение мотивации и полноценной ориентировочной основы действия, пошаговая отработка исполнительной стороны действия. Каждый шаг содержит эмоциональное включение ребенка в решение поставленной задачи, анализ образца и его обобщение, «примерочное» и основное действия на основании развернутой речевой регуляции, эмоциональный контроль – поощрение. Разработаны способы сокращения развернутой структуры действия. Специально отрабатываются признаки и способы контроля. В итоге несколько более медленное на начальном этапе письмо, становясь более быстрым, сохраняет высокую разборчивость и каллиграфичность. При этом у детей, обучающихся по методике В. А. Илюхиной, значительно ниже число орфографических ошибок, что связано с меньшей «функциональной ценой» хорошо построенной системы письма.
Стержневые линии работы педагога по методике «Письмо с открытыми правилами».
1. Снятие психической перегрузки учащихся в процессе обучения письму.
2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом.
3. Установка на эстетичность выполняемой работы.
4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.
5. Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно.
6. Осознание учащимися всех деталей графики письма.
7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.
На первый взгляд эти стержневые линии могут показаться уже известными, но в таком целостном виде они встречаются впервые. Данные стержневые линии пронизывают все этапы работы над каллиграфическим письмом:
1. Введение обучающихся в новую для них деятельность на уроках письма.
2. Ознакомление с основным алгоритмом письма.
3. Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма.
4. Перевод графических умений в полноценный графический навык.
Начиная с первого этапа происходит осознанное освоение алгоритмов всех букв. На уроках ни в коем случае не допускается их механическое заучивание. Проговаривание алгоритмов происходит после полного осознания всех двигательных действий, которые выполняются при написании как букв, так и их соединений. Принцип осознанного письма является в данной методике ведущим. В практике учителей наблюдается описание хода действия при первичном ознакомлении учащихся с буквами, однако эта деятельность осуществляется не системно, а от случая к случаю. Лишь благодаря принципу осознанности ребенок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок, и в связи с этим успешнее происходит процесс формирования графического навыка.
В первом классе ученики отрабатывают умение правильно графически изображать каждую букву (знак), усваивают все ее возможные соединения с другими буквами, учатся контролировать свои действия, определять графические недочеты и находить пути их исправления, проговаривают написание букв, узнают их по устному или письменному описанию.
Во втором классе осуществляется работа по совершенствованию графического навыка и начинается работа над скорописью.
В третьем и четвертом классах продолжается работа по совершенствованию скорописи и сохранению каллиграфического письма.
Алгоритм письма.
Ознакомление с алгоритмом письма начинается с анализа написания буквы Ии, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.
Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме и содержанию умственных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация буквенных знаков), на использование дифференциации зрительно-двигательных образов изучаемых букв, которые лежат в основе четкого и связного письма.
Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное осознание ими всех графических деталей букв, на формирование у них способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование двигательного компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.
Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких.
Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.
Основной алгоритм письма:
1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2-ю и 3-ю части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).
3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
5. Письмо «секрета», то есть прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линии, соединяя конец крючка с верхней линией рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии).
6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, то есть написание второй наклонной линии (спрячем «секрет»).
7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы Ии, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами учащиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения в 1 классе учащиеся должны знать :
звуки и буквы русского алфавита;
алфавит;
гласные и согласные звуки;
гласные звуки ударные и безударные;
согласные звуки твердые и мягкие;
согласные звуки звонкие и глухие;
правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
правила переноса слов;
правила написания большой буквы в фамилиях, именах, отчествах, кличках животных и отдельных географических названиях;
правила оформления предложения на письме.
уметь:
различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
распределять слова по алфавиту;
вычленять из текста предложения, из предложения – слова, а из слов – слоги;
делить слова на слоги и для переноса;
определять в слове ударение;
передавать различную интонацию предложения в устной речи;
правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
правильно списывать слова, предложения и текст (как рукописный, так и печатный варианты), проверять написанное, сверяя с образцом;
отвечать на вопросы словами текста, устно составлять 3-5 предложений на заданную тему;
соотносить число букв с числом звуков в словах;
обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь;
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
использовать большую букву в написании имен собственных;
писать слова с непроверяемыми орфограммами, предназначенными для заучивания (словарь);
знать гигиенические правила письма;
четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
соблюдать письмо букв в связке, безотрывно (1-2 буквы);
соблюдать пробел между отдельными словами (должна свободно вписываться буква и);
соблюдать красную строку (отступ 2 см от края строки);
удерживать заданный отступ от края каждой следующей строки (5мм);
писать под диктовку текст (15-18 слов) с изученными орфограммами;
списывать текст (13-15 слов);
могут знать:
правила проверки безударного гласного звука;
правила оформления текста;
более широкий спектр (по сравнению с представленным в учебнике) географических названий и правило их написания с большой буквы;
могут уметь:
находить в двусложных словах безударный гласный звук, требующий проверки;
переносить с удвоенными буквами согласных звуков;
находить родственные слова и обозначать их общую часть;
распределять слова по алфавиту в более сложных случаях (с ориентированием на вторую, третью букву в слове);
ставить самостоятельно вопросы к словам, обозначающим предметы, действия предметов, признаки предметов;
записывать слова с предлогами;
составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать их самостоятельно.
Что должен ученик на конец года |
||
Знать: |
Уметь: |
может знать: |
- название букв алфавита; - различия звука и буквы; - различия гласных и согласных звуков; - учащиеся могут знать: парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки; алфавит |
- определять отдельные звуки в словах; - определять количество звуков в словах и их последовательность; - различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; - определять количество слогов в слове; - определять место ударения в слове; - определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте |
- распределять слова по алфавиту; - находить среди группы слов родственные; -ставить вопросы к словам-предметам, словам-признакам, словам-действиям. |
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ* (виды речевой деятельности)[1]
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(115 ч)
Подготовительный (добуквенный) период(18 ч)
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.
Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.
Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.
Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховка и др.).[2]
Основной (букварный) период – 97 часов
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).
Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.
Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.
Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.
Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
1 класс (послебукварный период) (49 ч)
Слово — главное средство языка. Роль языка в жизни людей.
Использование несловесных средств общения (жестов, мимики, поз, интонации).
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ*
Углубление представлений о различных видах и формах общения (восприятия и передачи информации): в устной форме — слушание и говорение, в письменной — чтение и письмо.
Практическое овладение диалоговой формой речи: понимание смысла вопросов, реплик; вступление в диалог, ответы на вопросы, реплики, передача собственных мыслей, уточнение непонятного.
Упражнения в создании собственных высказываний с опорой на рисунки, схемы, на основе наблюдений.
Использование этикетных формул в различных ситуативных упражнениях (ситуации приветствия, прощания, обращения с вопросом, просьбой, извинения и др.).
Упражнения в достижении безошибочного выполнения разных видов письма: списывание с рукописного и печатного шрифтов, письмо предложений (в которых произношение слов не расходится с их написанием) по памяти и под диктовку.
Последовательный переход к осознанному правильному плавному слоговому чтению многосложных и целостному чтению коротких слов на основе понимания закономерностей письма. Упражнения в выразительном чтении, отражающем понимание смысла читаемого текста.
Формирование первоначальных умений работать с учебником русского языка: отличать текст упражнений от заданий, анализировать образец, находить нужную информацию в словариках учебника.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Фонетика, орфоэпия и графика (18 ч)
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много — один).
Слово и его значение (лексика) (7 ч)
Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании сло
Предложение и текст (4 ч)
Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.
Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.
Орфография (9 ч)
Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу и буквосочетаний чк, чн);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (
— написание слов из словаря;
— большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.
Повторение изученного в течение года (12 ч)
Описание места предмета в учебном плане
Обучение грамоте по Прописям является составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования. Курс «Обучение грамоте по Прописям» рассчитан на 115ч, включает в себя:
Подготовительный (добуквенный) период (18ч) и Основной (букварный) период (97ч)
График прохождения программы по прописи. Письмо (115 часов)
№ |
Раздел |
Количество часов |
Дата прохождения |
1.
|
Подготовительный (добуквенный) период
|
18 ч |
3.09 по 26.09
|
2. |
Основной (букварный ) период
|
97 ч |
27.09 по 6.03
|
|
Итого |
115 ч |
|
График прохождения программы по русскому языку (50 часов)
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
Дата прохождения |
1. |
Язык как средство общения Фонетика, орфоэпия и графика |
16 ч |
6.03 по 9.04 |
2. |
Слово и его значение (лексика) |
10 ч |
10.04 по 23.04 |
3. |
Предложение и текст |
4 ч |
22.04 по 29.04 |
4. |
Орфография |
7ч |
30.04 по 8.05 |
5. |
Повторение изученного в течение года |
12ч |
9.05 по 24.05 |
Итого: |
49ч |
|
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОПИСИ - 115 часов
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема раздела, урока
|
Кол-во часов |
Вид контроля |
|
1 четверть - 42 часа |
||||||
1 |
1.09 |
|
Вводный период. Знакомство с прописью № 1 |
1 |
Обозначение речи и общения схемами. Санитарно-гигиенические правила посадки за партой |
|
2 |
2.09 |
|
Выполнение рисунков в прописи |
1 |
Правило оформления границ предложения на письме |
|
3 |
5.09 |
|
Знакомство с разлиновкой прописи |
1 |
Чтение схем, обозначение звуков в схемах |
|
4 |
6.09 |
|
Знакомство с основным алгоритмом письма |
1 |
|
|
5 |
7.09 |
|
Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк |
1 |
Чтение схем, обозначение звуков в схемах |
|
6 |
8.09 |
|
Написание элементов букв И, Г, П, Т |
1 |
Заполнение звуковых схем |
|
7 |
9.09 |
|
Написание элементов букв п, Н |
1 |
Деление слов на слоги дугами |
|
8 |
12.09 |
|
Написание элементов букв Л, Г |
1 |
Деление слов на слоги и выделение ударного |
|
9 |
13.09 |
|
Написание элементов букв н, к, Э |
1 |
|
|
10 |
14.09 |
|
Написание элементов букв К, И |
1 |
Чтение схем |
|
11 |
15.09 |
|
Написание элементов буквы у |
1 |
Чтение схем |
|
12 |
16.09 |
|
Соединение 3-х и 4-х крючков в связку |
1 |
Чтение схем |
|
13 |
19.09 |
|
Упр. в написании элементов основного алгоритма письма |
1 |
|
|
14 |
20.09 |
|
Упр. в написании элементов букв |
1 |
Произношение звуков |
|
15 |
21.09 |
|
Букварный период. Письмо строчной буквы а |
1 |
|
|
16 |
22.09 |
|
Письмо строчной буквы у |
1 |
Чтение слогов |
|
17 |
23.09 |
|
Письмо заглавной буквы А |
1 |
|
|
18 |
26.09 |
|
Письмо заглавной буквы У |
1 |
Чтение слогов |
|
19 |
27.09 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
«Озвучивание» схем; деление слов на слоги, выделение ударного слога |
|
20 |
28.09 |
|
Письмо строчной буквы м |
1 |
Артикулярные упражнения |
|
21 |
29.09 |
|
Письмо строчной буквы н |
1 |
Упражнение в написании букв |
|
22 |
30.09 |
|
Письмо заглавной буквы М |
1 |
Обозначение звуков в схеме |
|
23 |
3.10 |
|
Письмо заглавной буквы Н |
1 |
Упражнение в написании букв. Обозначение звуков в схеме |
|
24 25 |
4.10 5.10 |
|
Закрепление изученных букв Закрепление изученных букв |
1 1 |
Звукобуквенный анализ |
|
26 |
6.10 |
|
Пропись №2. Письмо строчной буквы о |
1 |
Чтение слогов |
|
27 |
7.10 |
|
Письмо строчной буквы э |
1 |
Составление предложений |
|
28 |
10.10 |
|
Письмо заглавной буквы О |
1 |
Чтение слогов. Составление предложений |
|
29 |
11.10 |
|
Письмо заглавной буквы Э |
1 |
Составление предложений |
|
30 |
12.10 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Звукобуквенный анализ |
|
31 |
13.10 |
|
Письмо строчной буквы р |
1 |
Чтение звуковых схем, слогов, слов. Упражнение в написании букв |
|
32 |
14.10 |
|
Письмо строчной буквы л |
1 |
Артикуляционные упражнения. Обозначение звуков в схеме |
|
33 |
17.10 |
|
Письмо заглавной буквы Р |
1 |
Чтение звуковых схем, слогов, слов. Упражнение в написании букв |
|
34 |
18.10 |
|
Письмо заглавной буквы Л |
1 |
Артикуляционные упражнения. Обозначение звуков в схеме |
|
35 |
19.10 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Чтение звуковых схем, слогов, слов. Упражнение в написании букв |
|
36 |
20.10 |
|
Письмо строчной буквы ы |
1 |
Чтение звуковых схем. Звукобуквенный анализ |
|
37 |
21.10 |
|
Письмо строчной буквы и |
1 |
Чтение звуковых схем. Звукобуквенный анализ |
|
38 |
24.10 |
|
Письмо заглавной буквы И |
1 |
Чтение звуковых схем. Звукобуквенный анализ |
|
39 |
25.10 |
|
Закрепление изученных строчных букв |
1 |
Чтение звуковых схем, слогов, слов. Упражнение в написании букв |
|
40 |
26.10 |
|
Закрепление изученных заглавных букв |
1 |
Чтение звуковых схем, слогов, слов. Упражнение в написании букв |
|
41 |
27.10 |
|
Письмо строчной буквы й |
1 |
Звукобуквенный анализ |
|
42 |
28.10 |
|
Письмо заглавной буквы Й |
1 |
Звукобуквенный анализ |
|
2 четверть - 38 часов |
||||||
43 |
7.11 |
|
Письмо строчной буквы б |
1 |
Составление слов из рассыпанных слогов |
|
44 |
8.11 |
|
Письмо строчной буквы п |
1 |
Чтение по сигналу значка; чтение столбиков, письмо буквы п |
|
45 |
9.11 |
|
Письмо заглавной буквы Б |
1 |
Составление слов из рассыпанных слогов |
|
46 |
10.11 |
|
Письмо заглавной буквы П |
1 |
Чтение по сигналу значка; чтение столбиков, письмо буквы п |
|
47 |
11.11 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Текущий |
|
48 |
14.11 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Итоговый |
|
49 |
15.11 |
|
Письмо строчной буквы в |
1 |
Постановка ударения в словах |
|
50 |
16.11 |
|
Письмо строчной буквы ф |
1 |
Составление предложений |
|
51 |
17.11 |
|
Письмо заглавной буквы В |
1 |
Постановка ударения в словах |
|
52 |
18.11 |
|
Письмо заглавной буквы Ф |
1 |
Составление предложений |
|
53 |
21.11 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
|
|
54 |
22.11 |
|
Пропись №3. Письмо строчной буквы г |
1 |
Составление предложений из рассыпанных слов |
|
55 |
23.11 |
|
Письмо строчной буквы к |
1 |
Замена букв в словах |
|
56 |
24.11 |
|
Письмо заглавной буквы Г |
1 |
Составление предложений из рассыпанных слов |
|
57 |
25.11 |
|
Письмо заглавной буквы К
|
1 |
Замена букв в словах |
|
58 |
28.11 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Звуковой анализ |
|
59 |
29.11 |
|
Письмо строчной буквы д |
1 |
Составление предложений из рассыпанных слов |
|
60 |
30.11 |
|
Письмо строчной буквы т |
1 |
Чтение с заменой согл. букв, копирование слов, разделение на слоги, выделения ударения |
|
61 |
1.12 |
|
Письмо заглавной буквы Д |
1 |
Составление предложений из рассыпанных слов |
|
62 |
2.12 |
|
Письмо заглавной буквы Т |
1 |
Чтение с заменой согл. букв, копирование слов. |
|
63 |
5.12 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Звуковой анализ |
|
64 |
6.12 |
|
Письмо строчной буквы ж |
1 |
Чтение слов |
|
65 |
7.12 |
|
Письмо строчной буквы ш |
1 |
Правило написания «опасного» места- сочетания жи-ши |
|
666 |
8.12 |
|
Письмо заглавной буквы Ж |
1 |
Чтение слов |
|
67 |
9.12 |
|
Письмо заглавной буквы Ш |
1 |
Правило написания «опасного» места- сочетания жи-ши |
|
68 |
12.12 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Звуковой анализ |
|
69 |
13.12 |
|
Письмо строчной буквы з |
1 |
«Опасные» места при письме |
|
70 |
14.12 |
|
Письмо строчной буквы с |
1 |
Способы действия при списывании |
|
71 |
15.12 |
|
Письмо заглавной буквы |
1 |
Чтение слов, слогов. Составление предложений по рисункам |
|
72 |
16.12 |
|
Письмо заглавной буквы С |
1 |
|
|
73 |
19.12 |
|
Закрепление изученных букв |
1 |
Звуковой анализ |
|
74 |
20.12 |
|
Письмо строчной буквы е |
1 |
Чтение слогов и слов с этими буквами |
|
75 |
21.12 |
|
Письмо строчной буквы ё |
1 |
Анализ звуковых моделей |
|
76 |
22.12 |
|
Письмо заглавной буквы Е |
1 |
Чтение слогов и слов с этими буквами |
|
77 |
23.12 |
|
Письмо заглавной буквы Ё |
1 |
Анализ звуковых моделей |
|
78 79 |
26.12 27.12 |
|
Закрепление изученных букв Закрепление изученных букв |
1
|
Звуковой анализ |
|
80 |
28.12 |
|
Письмо строчной буквы ю |
1 |
Анализ звуковых моделей. Чтение слов и слогов |
|
3 четверть - 48 часов (35 часов (прописи) +13 часов (русский язык) |
||||||
81 |
10.01 |
|
Письмо строчной буквы я |
1 |
Анализ звуковых моделей |
|
82 |
11.01 |
|
Пропись №4. Письмо заглавной буквы Ю |
1 |
Анализ звуковых моделей. Составление предложений |
|
83 |
12.01 |
|
Письмо заглавной буквы Я |
1 |
Анализ звуковых моделей |
|
84 85 |
13.01 16.01 |
|
Закрепление изученных букв Закрепление изученных букв |
1 1 |
Звуковой анализ |
|
86 |
17.01 |
|
Письмо строчной буквы ь |
1 |
Чтение звуковых схем |
|
87 |
18.01 |
|
Мягкий знак как показатель мягкости |
1 |
Чтение звуковых схем |
|
88 |
19.01 |
|
Письмо строчной буквы ь |
1 |
Чтение звуковых схем. Составление предложений |
|
89 90 |
20.01 23.01 |
|
Разделительный ь ь как показатель мягкости |
1
1 |
Чтение звуковых схем |
|
91 |
24.01 |
|
Письмо строчной буквы ъ |
1 |
Чтение звуковых схем |
|
92 93 |
25.01 26.01 |
|
Разделительный ъ Разделительный ъ |
1
1 |
Чтение звуковых схем |
|
94 95 |
27.01 30.01
|
|
Письмо строчной буквы х Закрепление изученных букв
|
1 1 |
Звукобуквенный анализ |
|
96 |
31.01 |
|
Письмо строчной буквы ц |
1 |
«Секрет» написания букв и, ы в словах после ц. написание слов исключений |
|
97 |
1.02 |
|
Письмо заглавной буквы Х |
1 |
Звукобуквенный анализ |
|
98 |
2.02 |
|
Письмо заглавной буквы Ц |
1 |
«Секрет» написания букв и, ы в словах после ц. написание слов исключений |
|
99 100 101 102 |
3.02 6.02 7.02 8.02 |
|
Закрепление изученных букв Закрепление изученных букв Закрепление изученных букв Закрепление изученных букв
|
1 1 1 1 |
Звуковой анализ Звуковой анализ Звуковой анализ Звуковой анализ |
|
103 104 |
9.02 10.02 |
|
Письмо строчной буквы ч Письмо строчной буквы ч |
1 1 |
Чтение слогов и слов |
|
105 106 |
13.02 14.02 |
|
Письмо строчной буквы щ Письмо строчной буквы щ |
1 1 |
Запись слов с буквосочетаниями чк-чн, чу-щу, ча-ща |
|
107 108 |
15.02 16.02 |
|
Письмо заглавной буквы Ч Письмо заглавной буквы Ч |
1 1 |
Чтение слогов и слов |
|
109 110 |
17.02 27.02
|
|
Письмо заглавной буквы Щ Письмо заглавной буквы Щ |
1 1 |
Запись слов с буквосочетаниями чк-чн, чу-щу, ча-ща |
|
111 112 113 114 |
28.02 1.03 2.03 3.03 |
|
Закрепление изученных букв Запись под диктовку Списывание Работа над ошибками
|
1 1 1 1 |
Диктант |
|
115 |
6.03 |
|
Алфавит |
1 |
Заучивание алфавита |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - 49 часов
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема раздела урока (тип урока) |
Кол-во часов |
Вид контроля, измерители |
3 четверть - 13 часов |
|||||
1 |
7.03 |
|
Речь устная и письменная |
1 |
Текущий |
2 |
9.03 |
|
Слово и предложение |
1 |
Текущий |
3 |
10.03 |
|
Предложение и текст |
1 |
Текущий |
4 |
13.03 |
|
Знаки препинания |
1 |
Текущий |
5 |
14.03 |
|
Слог |
1 |
Текущий |
6 7 |
15.03 16.03 |
|
Перенос слов Перенос слов |
1 1 |
Текущий |
8 |
17.03 |
|
Звуки и буквы
|
1 |
Запись слов условными значками звуков |
9 |
20.03 |
|
Алфавит
|
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 |
10 |
21.03 |
|
Гласные звуки |
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 |
11 |
22.03 |
|
Ударение |
1 |
Текущий |
12 13
14 |
23.03 24.03
3.04 |
|
Ударные и безударные гласные Ударные и безударные гласные 4 четверть - 36 часов Ударные и безударные гласные |
1 1
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 |
15 |
4.04 |
|
Согласные звуки |
1 |
Рабочая тетрадь №1 |
16 |
5.04 |
|
Парные твердые и мягкие согласные звуки |
1 |
Текущий |
17 |
6.04 |
|
Мягкий знак – показатель мягкости
|
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 |
18 19 |
7.04 10.04 |
|
Парные согласные Парные согласные |
1 1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 |
20 |
11.04 |
|
Непарные звонкие и глухие согласные звуки |
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 |
21 |
12.04 |
|
Повторение |
1 |
Текущий (взаимопроверка) |
22 |
13.04 |
|
Шипящие согласные звуки |
1 |
Текущий |
23 |
14.04 |
|
Сочетание жи-ши |
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 |
24 |
17.04 |
|
Сочетание ча-ща |
1 |
|
25 |
18.04 |
|
Сочетание чу-щу |
1 |
|
26 |
19.04 |
|
Сочетание чк-чн |
1 |
|
27 |
20.04 |
|
Повторение |
1 |
Текущий (самоконтроль). Запись слов под диктовку |
28 |
21.04 |
|
Большая буква в фамилиях, именах, отчествах |
1 |
Текущий |
29 |
24.04 |
|
Большая буква в кличках животных |
1 |
Текущий |
30 |
25.04 |
|
Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек |
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 |
31 |
26.04 |
|
Повторение |
1 |
Тематический (списывание) |
32 |
27.04 |
|
Кто? Что?
|
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 |
33 |
28.04 |
|
Предлог
|
1 |
Текущий |
34 |
2.05 |
|
Какой? Какая? Какое? Какие?
|
1 |
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 |
35 |
3.05 |
|
Что делал? Что делает? |
1 |
Текущий |
36 |
4.05 |
|
Повторение изученного в 1 классе. Итоговый диктант грамматическим заданием за 1 класс |
1 |
Итоговый диктант грамматическим заданием за 1 класс |
37 38 |
5.05 10.05 |
|
Родственные слова Родственные слова |
1 1 |
Текущий |
39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49
|
11.05 12.05 15.05 16.05 17.05 18.05 19.05 22.05 23.05 24.05 25.05 |
|
До свидания, первый класс! (повторение): Работа с текстом Работа с текстом Гласные и Согласные звуки Сочетания жи-ши Слова-названия предметов Слова-названия предметов, признаков предметов, действия предметов работа над проектом «Русский язык» защита проекта по теме «Русский язык» |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Текущий итоговый
итоговый
Защита проектов |
Лист корректировки прохождения программы
Название темы урока |
Дата проведения по плану |
Причина коррекции |
Форма коррекции |
Дата по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
[1] Материал разделов, отмеченных знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов.
[2] Курсивом в тексте программы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.