Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебно – методическому комплексу «Школа России» на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
|
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
|
2. Содержание учебного предмета.
Обучение грамоте - письмо (115 ч)
Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. Знакомство с рабочей строкой. Обводка рисунков по контуру. Письмо элементов букв.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Русский язык (50ч.)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (6 ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение (1 ч)
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема урока |
|
|||||
|
|||||||
1 четверть Обучение грамоте (42 час.). |
|
|
|||||
1. |
Прописи – первая учебная тетрадь.Тренировка мелкой моторики руки. |
|
|
||||
2. |
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. |
|
|
||||
3. |
Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. |
|
|
||||
4. |
Рисование полуовалов и кругов. |
|
|
||||
5. |
Письмо длинных наклонных линий. |
|
|
||||
6. |
Письмо наклонных линий с закруглением внизу. |
|
|
||||
7. |
Письмо элементов букв. |
|
|
||||
8. |
Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. |
|
|
||||
9. |
Письмо коротких и длинных линий. |
|
|
||||
10. |
Повторение и обобщение пройденного материала. Письмо наклонных линий. |
|
|
||||
11. |
Письмо коротких и длинных линий. |
|
|
||||
12. |
Письмо строчной и заглавной букв А,а. |
|
|
||||
13. |
Письмо строчной и заглавной букв О,о. |
|
|
||||
14. |
Письмо строчной и заглавной букв И,и. |
|
|
||||
15. |
Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге-слиянии. |
|
|
||||
16. |
Письмо строчной буквы ы. |
|
|
||||
17. |
Письмо строчной и заглавной букв У,у. |
|
|
||||
18. |
Письмо строчной и заглавной букв Н,н. |
|
|
||||
19. |
Письмо строчной и заглавной букв Н,н. |
|
|
||||
20. |
Письмо строчной и заглавной букв С,с. |
|
|
||||
21. |
Письмо строчной и заглавной букв С,с. |
|
|
||||
22. |
Повторение изученных букв. |
|
|
||||
23. |
Письмо строчной и заглавной букв К,к. |
|
|
||||
24. |
Письмо строчной и заглавной букв К,к. |
|
|
||||
25. |
Письмо строчной и заглавной букв Т,т. |
|
|
||||
26. |
Письмо слогов и слов с буквами Т,т. |
|
|
||||
27. |
Письмо слогов и слов с буквами Т,т. |
|
|
||||
28. |
Письмо строчной и заглавной букв Л,л. |
|
|
||||
29. |
Письмо строчной и заглавной букв Л,л. |
|
|
||||
30. |
Буквы Л,л. |
|
|
||||
31. |
Письмо строчной и заглавной букв Р,р. |
|
|
||||
32. |
Письмо строчной и заглавной букв Р,р. |
|
|
||||
33. |
Письмо строчной и заглавной букв В,в. |
|
|
||||
34. |
Письмо строчной и заглавной букв В,в. |
|
|
||||
35. |
Письмо строчной и заглавной букв В,в. |
|
|
||||
36. |
Письмо строчной и заглавной букв Е,е. |
|
|
||||
37. |
Письмо строчной и заглавной букв Е,е. |
|
|
||||
38. |
Письмо строчной и заглавной букв П,п. |
|
|
||||
39. |
Письмо строчной и заглавной букв П,п. |
|
|
||||
40. |
Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
||||
41. |
Письмо строчной и заглавной букв М,м. |
|
|
||||
42. |
Письмо слов с буквами М,м. |
|
|
||||
2 четверть Обучение грамоте (35 час.) |
|
|
|||||
43. |
Письмо строчной и заглавной букв З,з. |
|
|
||||
44. |
Письмо слов и преложений с буквами З,з. |
|
|
||||
45. |
Повторение изученного материала. Письмо предложений с изученными буквами. |
|
|
||||
46. |
Письмо строчной и заглавной букв Б,б. |
|
|
||||
47. |
Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
||||
48. |
Списывание текстов с изученными буквами. |
|
|
||||
49. |
Списывание текстов с изученными буквами. |
|
|
||||
50. |
Письмо строчной и заглавной букв Д,д (с.16). |
|
|
||||
51. |
Письмо строчной и заглавной букв Д,д. |
|
|
||||
52. |
Списывание текстов. |
|
|
||||
53. |
Письмо строчной и заглавной букв Я,я. |
|
|
||||
54. |
Письмо заглавной буквы Я. |
|
|
||||
55. |
Закрепление написания букв Я,я. |
|
|
||||
56. |
Списывание текстов с изученными буквами. |
|
|
||||
57. |
Письмо строчной и заглавной букв Г,г. |
|
|
||||
58. |
Написание заглавной буквы Г. |
|
|
||||
59. |
Написание заглавной и строчной буквы Г,г. |
|
|
||||
60. |
Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ. |
|
|
||||
61. |
Сочетания ЧА-ЧУ. |
|
|
||||
62. |
Заглавная буква Ч. |
|
|
||||
63. |
Написание буквы Ь. |
|
|
||||
64. |
Написание буквы Ь, слов и предложений с этой буквой. |
|
|
||||
65. |
Написание буквы Ь, слов и предложений с этой буквой. |
|
|
||||
66. |
Письмо строчной буквы Ш. |
|
|
||||
67. |
Заглавная буква Ш. |
|
|
||||
68. |
Буквы Ш,ш, сочетание ШИ. |
|
|
||||
69. |
Письмо строчной буквы ж. |
|
|
||||
70. |
Заглавная буква Ж. |
|
|
||||
71. |
Правописание сочетаний ЖИ-ШИ. |
|
|
||||
72. |
Написание строчной буквы ё. |
|
|
||||
73. |
Заглавная буква Ё. |
|
|
||||
74. |
Написание букв Й, й. |
|
|
||||
75. |
Написание строчной буквы х. |
|
|
||||
76. |
Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. |
|
|
||||
77. |
Строчная и заглавная буквы Х, х. |
|
|
||||
3 четверть Обучение грамоте (38 час.) |
|
|
|||||
78. |
Повторение изученного материала. |
|
|
||||
79. |
Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю. |
|
|
||||
80. |
Письмо строчной и заглавной букв Ю, ю. |
|
|
||||
81. |
Написание предложений с буквами Ю, ю. |
|
|
||||
82. |
Написание строчной буквы ц. |
|
|
||||
83. |
Написание заглавной буквы Ц. |
|
|
||||
84 |
Написание заглавной буквы Ц. |
|
|
||||
85. |
Повторение изученного материала. |
|
|
||||
86. |
Написание строчной буквы э. |
|
|
||||
87. |
Написание заглавной буквы Э. |
|
|
||||
88. |
Написание строчной буквы щ. |
|
|
||||
89. |
Написание строчной буквы щ. |
|
|
||||
90. |
Написание заглавной буквы Щ. |
|
|
||||
91. |
Закрепление правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/звонкости согласные звуки. |
|
|
||||
92. |
Написание букв Ф, ф. |
|
|
Написание букв Ф, ф (с.30-31). |
|
||
93. |
Написание строчных Ь и Ъ. Написание букв Ь и Ъ (закрепление). Повторение написания изученных букв. |
|
|
||||
94. |
Повторение написания изученных букв. |
|
|
||||
95. |
Повторение написания изученных букв. |
|
|
||||
96. |
Алфавит. Звуки и буквы |
|
|
||||
97. |
Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста. |
|
|
||||
98. |
Оформление предложений в тексте. |
|
|
||||
99. |
Оформление предложений в тексте. |
|
|
||||
100. |
Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? |
|
|
||||
101. |
Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? |
|
|
||||
102. |
Слова, отвечающие на вопросы: что делать? |
|
|
||||
103. |
Слова, отвечающие на вопросы: что делать? |
|
|
||||
104. |
Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
|
|
||||
105. |
Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? |
|
|
||||
106. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
||||
107. |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
|
|
||||
108. |
Правописание жи – ши. |
|
|
||||
109. |
Правописание жи – ши. |
|
|
||||
110. |
Правописание ча-ща,чу-щу. |
|
|
||||
111. |
Правописание ча-ща,чу-щу. |
|
|
||||
112. |
Правописание чк, чн, щн. |
|
|
||||
113. |
Правописание чк, чн, щн. |
|
|
||||
114. |
Заглавная буква в именах собственных. |
|
|
||||
115. |
Заглавная буква в именах собственных. Контрольное списывание. |
|
|
||||
Русский язык (50 часов) |
|
|
|||||
НАША РЕЧЬ (2 ч.) |
|
|
|||||
116. |
Язык и речь, их значение в жизни людей. |
|
|
||||
117. |
Русский язык — родной язык русского народа. |
|
|
||||
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ (3 ч.) |
|
|
|||||
118. |
Текст (общее представление) |
|
|
||||
119. |
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль |
|
|
||||
120. |
Диалог. |
|
|
||||
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(4 ч.) |
|
Диалог. |
|
|
|||
121. |
Слово. Роль слов в речи. |
|
|
||||
122. |
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. |
|
|
||||
123. |
Развитие речи №1. Составление текста по рисунку и опорным словам. |
|
|
||||
124. |
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. |
|
|
||||
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. (2 ч.) |
|
|
|||||
125. |
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица |
|
|
||||
126. |
Деление слов на слоги. |
|
|
||||
4 четверть СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. (4 ч.) |
|
|
|||||
127. |
Перенос слов Правила переноса слов . Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. |
|
|
||||
128. |
Перенос слов Правила переноса слов. |
|
|
||||
129. |
Ударение. Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. |
|
|
||||
130. |
Ударение. Знакомство с орфоэпическим словарём. Развитие речи №2. Коллективное составление содержания сказки |
|
|
||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч.) |
|
|
|||||
131. |
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. |
|
|
||||
132. |
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи №3. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. |
|
|
||||
133. |
Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. |
|
|
||||
134. |
Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. |
|
|
||||
135. |
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). |
|
|
||||
136. |
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. |
|
|
||||
137. |
Гласные звуки Слова с буквой э. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. |
|
|
||||
138. |
Ударные и безударные гласные звуки Произношение ударного и безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. |
|
|
||||
139. |
Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. |
|
|
||||
140. |
Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающие безударный гласный звук |
|
|
||||
141. |
Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. |
|
|
||||
142. |
Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. |
|
|
||||
143. |
Развитие речи №4. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочный диктант №1 по теме: «Ударные и безударные гласные звуки» |
|
|
||||
144. |
Согласные звуки Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). |
|
|
||||
145. |
Согласные звуки Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). |
|
|
||||
146. |
Согласные звуки Слова с удвоенными согласными. |
|
|
||||
147. |
Согласные звуки Буквы Й и И Слова со звуком [й’], буквой «и краткое» |
|
|
||||
148. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. |
|
|
||||
149. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. |
|
|
||||
150. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. |
|
|
||||
151. |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
|
|
||||
152. |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
|
|
||||
153. |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Развитие речи №5. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
|
|
||||
154. |
Согласные звонкие и глухие звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. |
|
|
||||
155. |
Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. |
|
|
||||
156. |
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук . |
|
|
||||
157. |
Проверочный диктант №2 по теме: «Согласные звонкие и глухие». |
|
|
||||
158. |
Развитие речи №6. Выполнение текстовых заданий |
|
|
||||
159. |
Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки». |
|
|
||||
160. |
Правописание сочетаний чк, чн, чт, нч. Развитие речи №7. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. |
|
|
||||
161. |
Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. |
|
|
||||
162. |
Административная контрольная работа. |
|
|
||||
163. |
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). |
|
|
||||
164. |
Развитие речи №8. Проект «Сказочная страничка» |
|
|
||||
165. |
Повторение изученного за год |
|
|
||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.