Рабочая программа по Окруж миру 3 кл Школа России.docx
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе :
1. Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г.
№ 273ФЗ).
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами
Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. №2357, от 18
декабря 2012г. №1060, от 29 декабря 2014г. №1643, от 18 мая 2015г. №507, от 31
декабря 2015г. №1576).
3. Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 №253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (с дополнениями и изменениями,
внесёнными приказами Минобрнауки России от 8июня 2015 года №576, от 28 декабря
2015года №1529, от 26 января 2016 года №38, от 21 апреля 2016 года №459, от 29
декабря 2016 года №1677, от 8 июня 2017 года №535, от 20 июня 2017года №581, от 5
июля 2017года №629.)
4. Авторской программы Плешаков А. А. Окружающий мир. (Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение,
2014. — 205 с.)
5. Положения о рабочих программах в МБОУ: Морозовская ООШ
6. Календарного учебного графика МБОУ: Морозовская ООШ на 20182019 учебный
год.
7. Расписания уроков МБОУ: Морозовская ООШ на 20182019 учебный год.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
2 — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально
гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве
и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное,
так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной
школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных
предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,
литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции
естественнонаучных и социальногуманитарных знаний могут быть успешно, в полном
соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи
экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
3 национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социальногуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения
мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых
установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в
формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участво
вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы
адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной
школы значительную роль в духовнонравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурноценностных ориентации младшего школьника в соответствии
с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная
основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на
уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,
технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально
научному и эмоциональноценностному постижению окружающего мира.
4 В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и
расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни,
развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у
них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной,
и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и
народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие,
без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и
духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в
курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между
неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В
частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности
самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу
сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые
присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу
отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к
культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно
поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются
5 разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационнообразовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений
природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические
и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с
людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по
охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена
в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для
начальной школы атласаопределителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических
схем (моделей);
3) экологоэтическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к
миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку
соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание
детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается
постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для
домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
6 Место курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом МБОУ: Морозовская ООШ рабочая программа
рассчитана на 66 часа (из расчёта 2 часа в неделю). К рабочей программе прилагается
лист корректировки.(Приложение №3)
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего
учебнометодического комплекта «Школа России».
Для обучающихся:
1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ч.1 /А. А. Плешаков.3е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с.: ил. –
(Школа России).
2.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
Ч.2 /А. А. Плешаков.3е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с.: ил. – (Школа России).
Для учителя:
1. Максимова Т.Н.
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:
2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (В помощь школьному
учителю).
2. Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3
класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 3 класс. В
2х частях» / Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 382,
[2] c. (Серия «Учебнометодический комплект»).
2 Окружающий мир.. 3 класс. Для УМК «Школа России» (издательство
«Просвещение»). Рабочая программа. Технологические карты уроков
(фрагменты). Планируемые результаты. Календарнотематическое
планирование. Тематическое планирование для электронного журнала.
Методическое пособие с злектронным приложением /Авт.сост. С.А. Шейкина;
под ред. Е.С.Галанжиной. – М.:Планета, 2018.80 с. – ( Образовательный
стандарт).
3. Сборник мультемидийных уроков для начальной школы УМК “Школа России”
2 класс. (На флешнакопителе 16 GB ; http://www.shkolaabv.ru; сайт Елены
Берюховой для учителей начальных классов ).
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные
7 Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
8 в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
9 Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат
возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют
основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру
природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных
наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и
предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё
место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально
ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся
видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире, в том
числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и
10 культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят
элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся 3 класса научатся:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники
безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на
основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
выявления свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи
в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения
к природе;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния
этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор
11 мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия
для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены.
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую
Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний
отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников и т.д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или
письменных высказываний;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
12 сообщества, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости
и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной
обстановке школы.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение
полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
проведение простейших измерений разными способами с использованием
соответствующих приборов и инструментов;
работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых
объектов;
работа с учебными и научнопопулярными текстами и др.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:
Обучающиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
звери);
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека,
отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране
природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки;
правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и
промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие
с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на
карту).
13 Обучающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласаопределителя; различать
наиболее распространенные в данной местности растения, животных,
съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и
практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между
природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их
необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь
при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для
очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной
Европы и их столиц.
Содержание тем учебного предмета, курса
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются
представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего
мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего
природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа».
В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные
компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому
компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного
природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных
экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование
представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности
нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам
гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим
продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой
представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в
экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической
безопасности.
14 Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между
человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит
экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной,
развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с
естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно
из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и
странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы
представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья,
европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет
преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии,
раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Как устроен мир – 6 ч.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой
природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях
между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Моделирование: схемы экологических связей в природе.
Природа в опасности! О маленьких ранах… О больших ранах. Животные, вымершие
по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных
объектов с помощью атласаопределителя, наблюдение изменений в природе,
человека.
происходящих
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Обучающиеся должны знать:
влиянием
под
15
понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник»
отличия живых существ от элементов неживой природы;
царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы;
государственные символы России;
меры, принимаемые для охраны природы;
23 названия исчезнувших животных;
некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную
книгу России;
РК некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную
книгу Республики Мордовия
Обучающиеся должны понимать:
отличие человека от других живых существ;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы,
внутри живой природы;
значение природы для человека;
что такое общество;
основные экологические проблемы природы и современного общества.
Обучающиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
различать объекты живой и неживой природы;
приводить примеры экологических связей;
соблюдать правила поведения в природе;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного
опыта;
Эта удивительная природа – 18 ч.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела
и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три
состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных,
человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость
экономии воды при ее использовании.
16 Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об
образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых
организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности
людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений
в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной
книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние
человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека.
Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной
книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы
производители, организмыпотребители и организмыразрушители. Роль почвы в
круговороте жизни.
Демонстрация: опыты, доказывающие, что вещества состоят из мельчайших частиц.
Моделирование: расположение частиц в твердом, жидком, газообразном веществе.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания;
Воздух смесь газообразных веществ: азота, кислорода и углекислого газа. Легко
определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана
воздуха от загрязнений
Демонстрация: опыты, показывающие расширение воздуха при нагревании, сжатие
при охлаждении.
Моделирование: расположение частиц воздуха при нагревании, при охлаждении.
Вода. Легко определяемые свойства воды. Вода — растворитель. Очистка воды от
примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение
воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Влияние за
17 грязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды
при ее использовании.
Практические работы: свойства воды, очистка загрязненной воды с помощью
фильтра.
Демонстрации : опыты, показывающие растворение вещества в воде, расширение
воды при нагревании, сжатие при охлаждении, круговорот воды.
Моделирование: расположение частиц воды в твердом, жидком и газообразном
состоянии; схемы круговорота воды в природе.
Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений
температуры.
Демонстрация: опыт, показывающий расширение твердого тела при нагревании.
Почва. Состав почвы. Живые существа почвы. Плодородие — главное свойство
почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Образование солей из
перегноя. Роль микробов в этих процессах. Поглощение растениями из почвы
растворенных в воде солей. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом
процессе. Значение почвы для живой природы. Разрушение почвы.
Практическая работа: рассматривание образцов почв.
Моделирование: что растения получают из почвы.
Демонстрация: опыты, выявляющие состав почвы.
Ботаника — наука о растениях. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод с семенами) и их функции («работа»). Виды растений. Разнообразие растений:
водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Некоторые отличительные признаки
этих групп растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на
свету питательных веществ сахара и крахмала, выделении кислорода. Растения —
источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Приспособленность
организмов к условиям жизни. Размножение и развитие растений: представление об
опылении, о распространении плодов и семян, о развитии растения из семени. Роль
растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений. Охрана растений.
Растения Красной книги. Роль ботанических садов в охране растений. Правила поведения в
природе.
Практические работы: рассматривание гербарных экземпляров растений,
нахождение их органов, сравнение органов разных растений; рассматривание плодов и
18 семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром,
животным.
М оделирование : развитие растения из семени.
Демонстрация: знаки к правилам поведения в природе.
Зоология — наука о животных. Разнообразие животных: черви, моллюски,
земноводные,
иглокожие,
пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Некоторые отличительные
паукообразные,
ракообразные,
насекомые,
рыбы,
признаки этих групп животных. Виды животных. Растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные животные. Роль хищников в природе. Цепи питания, сеть питания
(пищевая сеть). Экологическая пирамида. Нарушение человеком природных цепей питания
и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность организмов к условиям
жизни. Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб,
земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Уменьшение численности и разнообразия
диких животных. Охрана животных. Животные Красной книги. Роль заповедников,
национальных парков, зоопарков в охране животных. Правила поведения в природе.
Моделирование: цепи питания; сети питания (пищевая сеть); экологическая
пирамида; развитие бабочки, лягушки, рыб, птиц.
Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе.
Царство грибов. Особенности строения гриба. Подземная часть гриба – грибница. Её
значение для гриба и образования перегноя. Связь грибов и растений: грибница помогает
корням всасывать из почвы воду и соли, а взамен получает питательные вещества, которые
растения производят на свету. Бережное отношение к грибам. Грибы из Красной книги
России. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Моделирование: строение гриба.
Великий круговорот жизни – круговорот веществ в природе. Основные звенья
круговорота: растения – производители, животные – потребители, бактерии и грибы –
разрушители.
Обучающиеся должны знать:
понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота»,
«крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот», «почва»,
«плодородие», «ботаника», «вид», «опыление», «ботанический сад», «зоология»,
«земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники», «млекопитающие», «цепь
19 питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка»,
«малек», «головастик», «грибница», «производители», «потребители»,
«разрушители»;
как обнаружить крахмал в продуктах питания;
состав воздуха, воды, почвы;
свойства воздуха, воды;
значение воздуха, воды для живых организмов
отчего загрязняется воздух, вода;
что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым;
три состояния воды;
главное свойство почвы;
значение растений и животных для природы и человека;
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
отличительные признаки этих групп растений;
как распространяются семена и плоды растений;
какие условия нужны для прорастания семян;
причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор
букетов, вытаптывание, неправильный сбор лекарственных трав;
несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России;
причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная
охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;
группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные,
насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные,
всеядные;
как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери;
строение гриба;
какие грибы относятся к съедобным, а какие – несъедобные;
правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь
грибы,
не разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы
возле шоссейных дорог, предприятий, в городских скверах;
20 РК несколько представителей флоры и фауны Мордовии;
РК несколько представителей животных и растений края, занесенных в Красную книгу
Республики Мордовия;
РК знать предназначение заповедников: им. Смидовича и .Смольного.
Обучающиеся должны понимать:
что тела состоят из веществ;
что вещества состоят из частиц;
почему с кислотами нужно обращаться осторожно;
почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении сжимаются;
как происходит круговорот воды в природе;
как происходит разрушение твердых горных пород;
как живые существа влияют на плодородие почвы;
как образуется почва;
как перегной превращается в соли;
как происходит процесс дыхания и питания растений;
как происходит опыление;
как развивается растение из семени;
как грибы связаны с деревьями;
какое значение для леса имеют грибы;
процесс круговорота веществ в природе;
Обучающиеся должны уметь:
очищать воду с помощью фильтра;
строить схемы цепей и сетей питания;
строить схемы экологических пирамид;
по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и
между природой и человеком;
изготавливать кормушки двухтрех конструкций для птиц, развешивать
кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по
охране природы;
выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
РК уметь связать понятие «экология» с экологией Мордовии;
21
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.