Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовнонравственном
развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап
системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий
готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на формирование у младших школьников
представлений о языке как явлении национальной культуры и основном
средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебному пособию:
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для образовательных
учреждений В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задачобразовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи; развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка: лексике,
фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях,
умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные
тексты;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен
содержательными линиями:
следующими
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика
и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика
(морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее
изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с
учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует
усвоению ими норм русского литературного языка.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание
обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и
значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения,
чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой
деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами
языка, культурой речи.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико
графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткоеэффективно работать с учебной книгой,
представление звуковой и графической формы важно для формирования всех
видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и
словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и
развитие коммуникативноречевой компетенции учащихся.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных
навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать,
писать,
пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая
способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным
чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную
область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и
первоначальным литературным образованием Систематический курс русского
языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил,
сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для
интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В 3 классе центральное место отводится формированию
грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово,
словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя
числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые
части слова: корень. приставка, суффикс, окончание и др.).
Исходя из целей и задач курса, определены цели и задачи изучения
предмета «Русский язык» в 3 классе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы и базисным планом,
рабочая программа в 3 классе рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в
неделю,
( 34 учебные недели), реализуется программа базового уровня.
Ценностные ориентиры
В содержании учебного предмета «русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования
обусловлено
что
русский язык является государственным языком Российской Федерации,
родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся
представлений о языке как основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
тем,В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная
устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка ученики получат начальное представление о
нормах русского лите
ратурного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в
целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса
обучения, средством
развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным
каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют
результаты
обучения по другим школьным предметам.
Содержание учебного предмета.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение
в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдостимягкости
согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов
на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая
функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного
языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол,
конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах
изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.по
форма
числам. Начальная
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с
разными словарями.
Состав слова
(морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что?
Единственное и множественное число существительных. Различение имён
существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных
имени
существительного. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и
множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Зависимость
формы
имени
прилагательного
существительного. Начальная форма
прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён
прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное
число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и
что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее,
будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов
предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные
и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с
двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
от
имени
формы
имени
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов); непроверяемые буквыорфограммы гласных и
согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на
письме приставках;
разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи.
Выражение
собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.
Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью
средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить
устное монологическое высказывание на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений):изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами сочинения; сочинениеповествование, сочинениеописание,
сочинениерассуждение.
Личностные результаты:
Результаты изучения курса
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности,
формирование ценностей многонациональногороссийского Общества;
демократических ценностных ориентации.
становление
гуманистических и
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
Использование знаковосимволических средств представления
информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
Использование различных способов поиска (в справочных источниi ах),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
Информации.
Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии
с содержанием учебного предмета «Русский язык»
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата
Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценки событий.Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений
собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и
предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы
языка, грамматические категории языка, употреблять языковые
единицы адекватно ситуации речевого общения.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач при составлении
несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
формирование умения использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и
структуре русского языка: фонетике и графике,
лексике,
словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
• понимать, что предложение это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные
предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности
предложений, различных по цели высказывания;
•
невосклицательные);
различать предложения по интонации
(восклицательные,называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и
понимать особенности употребления в предложении имени
называть и определять части речи (имя существительное, имя
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза,
знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание,
рассуждение);
•
второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
•
прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
•
существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка,
суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы
слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и
согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по
твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого
знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и
писать под диктовку текст (5565 слов), включающий изученные орфограммы
за 13 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать
однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж
имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число
глаголов; лицо и число местоимений);
» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа
склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена
прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид
предложен! по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к
тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно
составлять план текста;
• определять тип текста;
•
самостоятельно составленному плану под руководством учителя
писать изложение и сочинение (6075 слов) по коллективно или