Рабочая программа к учебному курсу «Русский язык» предназначена для обучающихся 4 класса и составлена на основе:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г №373;
• СанПиНа, 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года № 889 ;
• Перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2016 - 2017 учебный год;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№2
• Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
моя программа.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебному курсу «Русский язык» предназначена для обучающихся 4 класса и составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г №373;
СанПиНа, 2.4.2..282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных
учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02600
(Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года № 889 ;
Перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2016 2017 учебный год;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№2
Учебного плана школы на 20162017 учебный год.
Отбор содержания курса четвертого года обучения, принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах, целями и
задачами начального курса русского языка и подходами к его изучению.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,
правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение
элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания;
4) воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому
слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Изучение языковых средств попрежнему строится с позиций основных методических подходов – коммуникативноориентированного на
деятельностной основе и культурологического и принципов системнофункционального, коммуникативночастотного, этикоэстетического,
изучения единиц языка во взаимосвязи всех их сторон.
1 В программе данного класса также вычленяется два больших раздела, отражающих речевое и языковое содержание курса: «Речевое общение»
и «Язык как средство общения». Язык рассматривается как средство общения, речь – как способ общения. Приоритетным в начальном обучении
признаётся формирование важнейших коммуникативноречевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним
устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т. п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные
монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает
программу. На это ориентирует и построение федерального компонента содержания начального курса русского языка в Госстандарте. В разделе
дается указание как на ознакомление с речеведческими сведениями, так и на овладение коммуникативноречевыми умениями, связанными с
умениями понимать мысль при восприятии чужой речи (слушании, чтении) и передавать смысл в собственной речи (говорении, письме).
Возможность формирования коммуникативноречевых умений зависит от круга освоения сведений о правилах, закономерностях построения
речи, использования языковых средств. Изучение системы языка, его языковых средств остается важнейшим направлением в начальном курсе
русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. Это подчёркивается в
разделе: «Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений».
Напоминаем, что курс русского языка разрабатывается как начальный этап единого систематического курса. Выстраивание стержневых линий
ведется по концентрическому (спиралевидному) принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их
анализу.
Отбор сведений о лексических, фонетических, грамматических средствах языка соответствует требованиям «обязательного минимума»
Госстандарта. Так, в курсе 4 класса в основном завершается формирование понятия о частях речи, а именно дается материал о склонении имен
существительных, имен прилагательных, местоимений, спряжении глаголов и на их основе изучается правописание окончаний. В свою очередь на
основе изучения форм частей речиконкретизируется языковая и речевая семантика предложений, текстов, глубже дается представление об их
структуре. Дается общее понятие о предложениях с однородными членами и постановке знаков препинания при них. Внимание детей
акцентируется на взаимосвязи интонационного и пунктуационного выделения слов, фраз, важных, значимых по смыслу.
Путь изучения всех языковых средств – от значения к форме, далее – к назначению (функции) в речи наиболее эффективный для их
осознанного отбора детьми для решения речевых задач.
Одной из сквозных линий курса является изучение норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных
(орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных, принятых среди носителей языка. Организуется
наблюдение над ролью изобразительновыразительных средств русского языка (уменьшительноласкательных суффиксов, переносного значения
слов, интонации, употребления пословиц и поговорок, синтаксических синонимов выражения сравнительных и других отношений).
2 Весь курс в целом предоставляет возможность учителю изучить русский язык так, чтобы знания по системе языка, его грамматике и
правописанию можно было использовать в практической деятельности, то есть владеть нормами языка, речевого этикета, понимать и строить
высказывания, общаться устно и письменно.
Усилен воспитательный потенциал начального курса русского языка. В программу введены специальные разделы и темы
мировоззренченского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества, о
необходимости сохранения богатства языка своего народа.
Содержание учебного материала дифференцируется на инвариантный и вариативный (в программе вариативный материал дается курсивом, в
учебниках – маркировкой).
Программа обеспечивается учебником «Русский язык», 4 класс, части 1 и 2 (автор – Л.Я Желтовская), тетрадями к учебнику на печатной
основе (авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), методическими рекомендациями по работе с учебником (автор – Л.Я. Желтовская).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
К концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
• восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа,
понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
• осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения
мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
• способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в
понимании причин успешности и не успешности в учёбе;
• эмоциональноценностное отношение к конкретным поступкам.
3 Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
• эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
• личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
• способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
• способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
• ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
• различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в)
основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные,
восклицательные;
• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных,
местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков
препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
• практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные
орфограммы и пунктограммы;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
• ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
• осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
4 • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач,
синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
представленного в учебнике материала);
• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно)или обращаться за помощью (к
учителю, родителям и др.);
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
• определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена
мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых
ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты
выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
5 • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную
цель;
• руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам,
описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
• осуществлять само% и взаимопроверку и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать
взаимопомощь;
• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и
деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
• предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную
информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
• строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
• использовать знаковосимволические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
• дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
• строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения);
6 • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
• классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
• строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые
приёмы, способы;
• составлять сложный план текста;
• передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; самостоятельно делать выводы;
• приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• понимать тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
• передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
• владеть диалоговой формой речи;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в
паре, в группе;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
• аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
• при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель;
7 • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
• выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
Содержание учебного предмета, 4 класс (170 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (30 ч)
Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких
условиях? — о чём? — как?я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи:
внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость,
эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы
краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текстадиалога. Текстинструкция. Текст
письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумятремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над
способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история,
рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их
композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
8 Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма,
письмо, рассказыфантазии, ответыобобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно
деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности (коммуникативноречевые умения) (20 ч)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания,
включающие дветри микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью
логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные
слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость:
вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому;
контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям
источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов
в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться
об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание,
рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть,
концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от
предмета речи;
9 — выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений,
использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была
доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности
понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном
письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами),
пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, текстырецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять
юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при
разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и
совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение
в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные
понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка
разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительновыразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства
языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение
чистоты и самобытности языка родного народа. Лингвистика и разделы науки о языке.
10 Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и
логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами
современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и
буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы,
скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я,
н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо
предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова;
слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы).
Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли
морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания
глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном,
глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение
над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных —
названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница,
сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная
задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
11 Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический
разбор имени существительного.
Имя прилагательное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий
хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких
прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на ий, ья,
ов, ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный членопределение, сказуемое).
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных
местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол (16 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается),
побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в
формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по
лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»),
синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений,
выражение
пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных,
противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
12 Словосочетание (3 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на
который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения
(интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл изза болезни). Наблюдение над лексической и
грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры
(синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных
средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при
выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных
средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме
именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах).
Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия
(дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного
числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в
корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в
форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом л
в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие
орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоциональнооценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи
пословиц, поговорок, фразеологизмов.
13 Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании
средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени
существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной
теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по
памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
Тематическое планирование изучения программы
14 №
Дата по
плану
Дата по
факту
Название раздела и темы урока, страницы учебника
Количество
Форма контроля
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (24 ч)
Вспоминаем качества устной речи (2 ч)
1я четверть
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
01.09.
02.09
05.09
06.09
07.09
08.09
09.09
12.09
13.09
14.09
15.09
Часть 1
Произносим внятно, читаем выразительно
С. 6—7, № 1—4
Наблюдение над свойствами русского ударения
С. 7—9, № 5—11
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (7 ч)
О нормах произношения и правописания гласных в словах
С. 10—12, № 12—17
О нормах произношения и правописания гласных в словах
С. 12—13, № 18—21
О нормах произношения и правописания согласных в словах
С. 14—16, № 22—28
О нормах произношения и правописания согласных в словах
С. 16—18, № 29—35
Упражнения в написании слов с разными типами согласных и
гласных орфограмм
С. 19—21, № 36—40
Проверочная работа «Написание слов с разными типами согласных
и гласных орфограмм», С. 36—37, № 1, 2, 4
Закрепление изученного, С. 38—39 (подготовка к ВПР)
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (10 ч)
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания,
выражаем чувства и отношение
С. 21—24, № 41—47
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания,
15
2
7
10
Вводный контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Индивидуальный опрос
Текущий контроль
Индивидуальный опрос
Практическая работа
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Практическая работа
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
16.09
19.09
20.09
21.09
22.09
23.09
26.09
27.09
28.09
29.09
30.09
03.10
04.10
выражаем чувства и отношение
С. 24—27, № 48—53
Уточняем смысл высказывания
С. 27—28, № 54—58
Уточняем смысл высказывания
С. 29—31, № 59—66
Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста
С. 36, № 3 (текст «Листопаднички» «Проверочные работы»)
Творческая работа с текстом, С. 43, № 1
Выделяем этикетные слова и фразы
С. 32—33, № 67—72
Употребляем знаки препинания
С. 34—35, № 73—77
Проверочный диктант «Написание гласных и согласных в
словах», С. 37, № 5
Анализ и работа над ошибками, С. 38—42
Уроки творчества (5 ч)
Свободный диктант, С. 44, № 5
Анализ и работа над ошибками, С. 38—42
Вводный диктант (диагностическая работа)
(тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской «Контрольные и
диагностические работы», с. 4 – 5)
Составляем текст поздравления с днём рождения
С. 44—45, № 3—5
Осложненное списывание с дополнительным заданием
(тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской «Контрольные и
диагностические работы», с. 6 – 7)
Диктант с творческим заданием
(тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской «Контрольные и
диагностические работы», с. 8 – 9)
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (22 ч)
Главные и второстепенные члены предложения (1 ч)
16
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Практическая работа
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Практическая работа
Итоговый контроль
Практическая работа
Итоговый контроль
Практическая работа
Итоговый контроль
Практическая работа
5 25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
36
38
39
05.10
06.10
07.10
10.10
11.10
12.10
13.10
14.10
17.10
18.10
19.10
20.10
21.10
24.10
25.10
Главные и второстепенные члены предложения
С. 48—50, № 78—85
Части речи и члены предложения (1 ч)
Части речи и члены предложения
С. 51—53, № 86—91
Формы изменения и правописание глаголов (13)
Глагол как двигатель всей фразы (вводный урок)
Неопределённая форма глаголов
С. 53—55, № 92—98
Времена глаголов. Изменение глаголов в форме прошедшего
времени
С. 55—57, № 99—105
Формы глаголов в настоящем и будущем времени
С. 58—60, № 106—111
Глаголы 1 и 2 спряжения
С. 60—63, № 112—119
Глаголы 1 и 2 спряжения
С. 63—65, № 120—125
Мягкий знак после шипящих в глаголах
С. 66—68, № 126—133
Мягкий знак после шипящих в глаголах
С. 68—70, № 134—138
Мягкий знак после шипящих в глаголах
С. 70—71, № 139—144
Правописание безударных личных окончаний глагола
С. 72—74, № 145—150
Правописание безударных личных окончаний глагола
С. 74—75, № 151—157
Правописание безударных личных окончаний глагола
С. 76—77, № 158—162
Правописание безударных личных окончаний глагола
С. 78, № 163—166
Проверочные работы (7 ч)
17
1
1
13
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Вводный контроль
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Индивидуальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Индивидуальный опрос 40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
«Правописание безударных личных
Проверочная работа
окончаний глагола», С. 79, № 167—169
Урокитренинги
С. 80—81, № 170—175
Урокитренинги, С. 94—95
Контрольный диктант за 1 четверть
(тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской «Контрольные и
диагностические работы», с. 10 – 11)
Анализ и работа над ошибками, С. 93—95
Закрепление изученного «Глаголы с чередованием согласных»
№ 180—182
Проверочная работа за 1 четверть (тетрадь к учебнику Л. Я.
Желтовской «Контрольные и диагностические работы», с. 12 – 17)
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение) (12 ч)
Закрепление изученного, С. 82—83, № 176—179
1
Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение) (7 ч)
7
Обобщение сведений о формах времени глаголов
С 88, № 195, 196,
Обобщение сведений о формах времени глаголов
С. 88—89, № 197—200
Выражение сказуемого глаголами настоящего времени
С. 83—84, № 181—185,
Выражение сказуемого глаголами настоящего времени
С. 84—85, № 186—189
Глаголысказуемые в побудительных и других предложениях
С. 90—91, № 201—207
Глаголысказуемые в побудительных и других предложениях
С. 90—91, № 201—207
Синтаксический анализ предложений (обобщение)
С. 86—87, № 190—194,
С. 92, № 208
Творческие работы (4 ч)
18
Итоговый контроль
7
Практическая работа
Практическая работа
Итоговый контроль
Практическая работа
Практическая работа
Итоговый контроль
Практическая работа
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Практическая работа 55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
Свободный диктант, С. 96, №1
Анализ и работа над ошибками
Творческое списывание, С. 96—97, № 3, 4, 5
Закрепление изученного (подготовка к ВПР)
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (20 ч)
Предложения с однородными членами (14 ч)
Однородные подлежащие и сказуемые
С. 100—102, № 209—213
Однородные подлежащие и сказуемые
С. 102—105, № 214—221
Однородные подлежащие и сказуемые
С. 105—107, № 222—227
Однородные второстепенные члены предложения
С. 108—111, № 228—230, 235
Однородные второстепенные члены предложения
С. 108—111, № 231—234
Знаки препинания при однородных членах предложения
С. 111—112, № 236—238
Знаки препинания при однородных членах предложения
С. 114, № 242—245
Решение общих пунктуационных задач
С. 112—114, № 239—241
Решение общих пунктуационных задач
С. 115—116, № 246—250
Осложненное списывание текста
С. 121, № 3 (тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской «Контрольные и
диагностические работы», с. 18 – 19)
Проверочный диктант «Знаки препинания при однородных членах
предложения»
Анализ и работа над ошибками, С. 122—124
Строим предложения с однородными членами
С. 115—116, № 248—251
Закрепление изученного (подготовка к ВПР)
19
4
14
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Итоговый контроль
Итоговый контроль
Практическая работа
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Практическая работа 73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (6 ч)
Сопоставление признаков разных типов текста
С. 117—118, № 252—254
Сопоставление признаков разных типов текста
С. 119, № 255, 256
Сопоставление признаков разных типов текста
С. 119—120, № 257—259
Изложение повествовательного текста
Анализ и работа над ошибками, С. 125, № 1
Закрепление изученного (подготовка к ВПР)
6
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Практическая работа
Практическая работа
ФОРМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИЛИ КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (50 ч)
Вспоминаем части речи (2 ч)
2
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Вводный урок
Часть 2
С. 6—7, № 1—3
Словесные зарисовки на тему зимы
Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах (2 ч)
Связь слов в предложениях.
Употребление частей речи в разных формах
С. 8—10, № 5—11
Контрольный диктант за 2 четверть
(тетрадь к учебнику Л. Я. Желтовской «Контрольные и
диагностические работы», с. 20 – 21)
Изменение частей речи по числам и родам (повторение) (4 ч)
Повторение «Изменение частей речи по числам и родам»
С. 10—12, № 12—18
Повторение «Изменение частей речи по числам и родам»
С. 13—15, № 19—26
Имеют ли личные местоимения значение рода и числа?
С. 15—17, № 27—30
Уроктренинг
С. 17—18, № 31—34
20
2
4
Текущий контроль
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Практическая работа
Индивидуальный опрос 87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
Спряжение и склонение (повторение) (4 ч)
Глагол и его личные формы
С. 18—20, № 35—40
Глагол и его личные формы
С. 20—22, № 41—46
Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных
С. 22—24, № 47—53
Склонение имён прилагательных
(с ударными окончаниями)
С. 25—27, № 54—62
Склонение личных местоимений (3 ч)
Склонение личных местоимений
С. 28—29, № 63—66
Склонение личных местоимений
С. 30—31, № 67—70
Склонение личных местоимений
С. 31—33, № 71—76
4
3
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (35 ч)
в падежных окончаниях имен
11
Имена существительные 1, 2 и 3 склонений
С. 33—36, № 77—82
Имена существительные 1, 2 и 3 склонений
С. 36—38, № 83—88
Безударное окончание проверяем ударным
С. 38—41, № 89—94
Употребление гласных е–и
существительных разных склонений
С. 41—48, № 95—102
Употребление гласных е–и
существительных разных склонений
С. 41—48, № 103—110
Употребление гласных е–и
существительных разных склонений
С. 41—48, № 111—116
21
в падежных окончаниях имен
в падежных окончаниях имен
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос 100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
Как выбрать окончание: е или и?
С. 48—50, № 117—124
Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение)
С. 50—53,
№ 125128
Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение)
С. 50—53,
№ 129133
Диктант
Анализ и работа над ошибками
С. 85—87
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Употребление букв оа, ие в безударных падежных окончаниях существительных множественного числа (3 ч)
Ознакомление с падежными окончаниями по таблице
С. 53—55, № 134—140
Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа
С. 56—58, № 141—149
Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и
предложного падежей
С. 58—60, № 150—156
3
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Безударные падежные окончания существительных в единственном и множественном числе (закрепление, обобщение) (3 ч)
Урокитренинги
С. 60—63, № 157—165
Урокитренинги
С. 65, № 166, 167
Закрепление изученного (подготовка к ВПР)
3
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (7 ч)
Падежные окончания имен прилагательных единственного и
множественного числа, С. 64 (табл.), С. 65—67, № 168—172
Проверка безударных окончаний
С. 67—69, № 173—178
Проверка безударных окончаний
С. 70—72, № 179—185
Проверка безударных окончаний
22
7
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Практическая работа
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль 115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
С. 70—72, № 186—189
Проверка безударных окончаний
С. 73—74, № 190—196
Проверка безударных окончаний
С. 75—76, № 197—200
Закрепление, С. 76—77, № 201—202
Закрепление написания падежных окончаний существительных и прилагательных (1 ч)
Закрепление написания падежных окончаний существительных и
прилагательных
Осложненное списывание (вариант — пересказ) текста с его
предварительным анализом
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений (2 ч)
Употребление и правописание падежных форм личных
местоимений, С. 78—80, № 204—208
Употребление и правописание падежных форм личных
местоимений, С. 78—80, № 209—213
1
2
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение и проверка) (8 ч)
Уроктренинг
С. 83—84, № 214—219
Изложение (краткое) и его анализ
Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту)
По материалам рубрик «Проверочные работы», «Школа Грамотея»,
«Мастерская слова»
Контрольный диктант
Анализ и работа над ошибками
Творческая работа
первоцветах по материалам рубрики «Мастерская слова»)
Анализ и работа над ошибками, С. 89, № 3
Закрепление изученного (подготовка к ВПР)
(сочинение о подснежнике или других
8
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Практическая работа
Индивидуальный опрос
Текущий контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
Практическая работа
Текущий контроль
Практическая работа
Практическая работа
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ РАБОТА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ (систематизация изученного) (42 ч)
Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств (9 ч)
Части речи как словесные средства выражения в предложениях
мыслей и чувств, С. 92, №220
23
Текущий контроль
Фронтальный опрос 130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
Части речи как члены предложения.
Главные члены предложения, С. 92—94, № 221—226
Части речи как члены предложения.
Главные члены предложения, С. 92—94, № 221—226
Наблюдение над назначением и синтаксической ролью
прилагательных, С. 95—96, № 227—231
Наблюдение над назначением и синтаксической ролью
прилагательных, С. 95—96, № 227—231
Систематизация сведений о частях речи, С. 97—98, № 232—237
Наречие (закрепление), С. 98—99, № 238—240
Контрольное списывание текста с учебника, С. 122, № 1
Закрепление изученного (подготовка к ВПР)
Изменение и правописание частей речи (6 ч)
Формы частей речи, или как изменяются части речи
С. 99—101, № 241—246
Правописание слов разных частей речи
С. 101—102, № 247—250
Правописание слов разных частей речи
С. 103—104, № 251, 252
Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми
и не проверяемыми ударением, С. 104—105, № 253, 254
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммамисогласными, С. 106, № 255, 256
Проверочный словарный диктант, С. 106, № 257
Служебные части речи (2 ч)
Служебные части речи, С. 107—109, № 258—263
Служебные части речи, С. 107—109,, С. 122, № 2
Проверочные работы (3 ч)
Предупредительный диктант, С. 109, № 264, 265
Контрольный диктант
Анализ и работа над ошибками
24
9
6
2
3
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Практическая работа
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Итоговый контроль
Практическая работа 149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
ВЫРАЖАЕМ МЫСЛИ И ЧУВСТВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ
(Акцент переносится на обобщение роли синтаксических средств при передаче мыслей и чувств)
Распространяем предложения (4 ч)
Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение
С. 110—112, № 266, 267 № 268—271(1)
Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение
С. 110—112, № 266, 267 № 268—271(1)
Предложения в составе текста
С. 111—112, № 271 (2)—273
Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи
С. 112—113, № 274, 276
4
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Строим тексты, связывая их части и предложения (5 ч)
Композиция и средства связи частей в текстах повествовательного типа речи (3 ч)
Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению)
С. 114—115, № 277—279
История (рассказ) о случившемся событии
С. 115—116, № 280—282
Изложение С. 115—116, № 280—282
Композиционные особенности текстаописания картины (1 ч)
Текстописание картины (репродукции)
С. 116—117, № 283—284
3
1
Композиционные особенности текста типа рассуждения и средства связи его частей (1 ч)
Текстрассуждение и средства связи его частей
С. 118—119, № 285—288
Проверочные и творческие работы (5 ч)
Предупредительный или объяснительный диктант
С. 122, № 3
Контрольный диктант
Анализ и работа над ошибками, С. 123—124
Изложение текста повествовательного характера и его анализ
Анализ и работа над ошибками
Язык мой — друг мой (итоговые уроки) (8 ч)
25
1
5
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Фронтальный опрос
Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
Практическая работа
Текущий контроль
Индивидуальный опрос 163
164
165
166
167
168
169
170
О роли языка в жизни человека, С.120—121, № 290, 291, 293
Повторение правил составления текста письма, С. 125, № 1
Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге)
С. 119, № 289, С. 125, 127
Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге)
С. 119, № 289, С. 125, 127
Повторение изученного материала
Повторение изученного материала
Повторение изученного материала
Повторение изученного материала
8
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Лист корректировки прохождения программы
26 Название темы урока
Дата проведения по
Причина коррекции
Форма коррекции
Дата по факту
плану
27
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.