Данная программа составлена с учётом требований государственного образовательного стандарта. В ней дана нормативная база, цели, задачи изучения предмета, место учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся (в соответствии с ФГОС), содержание курса, календарно- тематическое планирование (4 часа в неделю), критерии оценки знаний.
русский язык 19-20.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
Рассмотрена на заседании ШМО Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ
учителей начальных классов педагогического совета Директор
Руководитель (протокол _______Т.Ю. Романова
________Каламыйцева С.В. №_____от________2019 г.) (приказ от_______2019 г.
(протокол №____от______2019 г.) №________ОД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 «А» КЛАСС
Учитель: Верзакова Н.А.
г. Новочеркасск
2019 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучения в 4 классе составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
примерной программы начального общего образования по русскому языку Москва,
«Просвещение» 2011 г.;
программы по русскому языку для 14 кл. образовательной системы «Школа России»
авторы Канакина В. П. [и др.];
учебного плана МБОУ СОШ № 12 на 20192020 учебный год и годового календарного
графика школы.
Цели изучения предмета:
ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаковосимволического восприятия и логического
мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения
основных задач:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения учебного предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике
(состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаковосимволических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных
и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Русский язык»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
•узнают о личных местоимениях;
•узнают о предлогах перед местоимениями;
• узнают о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий;
• склонению имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего
рода;
• склонению имен прилагательных во множественном числе;
• правописанию безударных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе;
• узнают о неопределенной форме глагола;
• изменению глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
• различать глаголы 1го и 2го спряжения;
• правописанию безударных личных окончаний глаголов;
• правописанию мягкого знака после шипящих в окончании глаголов 2го лица в
единственном числе;
• изменению глаголов в прошедшем времени по родам и числам; • обозначению гласных и согласных в приставках;
• правописанию частицы не с глаголами;
• правописанию неопределенной формы и 3го лица глаголов (ться; тся)
•различать виды предложений;
• ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;
устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены
предложения (основу предложения) и словосочетания;
• распознавать местоимения, определять их число и лицо;
• писать раздельно местоимение с предлогами;
• правильно писать падежные окончания прилагательных;
• подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
• определять время, число и спряжение глаголов;
• спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
• распознавать неопределенную форму глаголов;
• писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2го лица в единственном
числе;
• писать не с глаголами раздельно;
• писать ться в неопределенной форме и тся в 3м лице глаголов;
• писать диктанты различных видов;
• объяснять орфограммы по пройденному материалу.
Владеть компетенциями:
• коммуникативной;
• рефлексивной;
• ценностноориентированной;
• личностного саморазвития,
• смыслопоисковой.
Жизненнопрактические задачи:
• адекватно воспринимать звучащую речь (высказывания взрослых и сверстников, детские
радиопередачи, аудиозаписи и др.);
• работать со словарями (алфавит);
• соблюдать орфоэпические нормы;
• создавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей младшего
школьника тематике;
• владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного речевого общения
(приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Обучающиеся получат возможность научиться:
первоначальным представлениям о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
позитивному отношению к правильной устной и письменной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого этикета;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
осознанию безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применению орфографических правил и правил постановки знаков
препинания при записи собственных и предложенных текстов;
овладеть учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;
первоначальным научным представлениям о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи;
опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории
языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Место учебного предмета
На изучение русского языка в 4 классе согласно Учебному плану школы, календарному
учебному плану школы на 20192020 учебный год, отводится 4 часа в неделю, что
составляет 136 часов в год.
На реализацию программы по русскому языку в 4 классе запланирован 131 час, т.к.
календарно тематическое планирование предмета составлено с учётом государственных
праздничных дней, определённых Правительством РФ. Выполнение программы будет
обеспечено за счёт прохождения темы «Имя существительное» за 29 часов, вместо 34
часов.
Содержание учебного курса
№
п/п
Раздел
программы
Основное
содержание
раздела
1 Повторе
ние
Знакомство с
учебником,
его
содержанием
и структурой.
Значение речи
в жизни
человека,
уточнение
представлени
я детей о
Формы
организации
учебных
занятий
урокигра,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
Виды деятельности
ученика на уровне
учебных действий
Различать текст и
предложение, текст
и набор
предложений.
Определять тему и
главную мысль
текста.
Подбирать заго
ловок к заданному
тексту и
определять по
Универсальные учебные
действия
Оценивать свои
результатов.
Обнаруживать и
формулировать учебную
проблему.
Аргументировать свою
позицию.
Анализировать, делать
выводы, сравнивать.
Уметь договариваться и
приходить к общему
решению.
Анализировать и делать языке как
средстве
общения, о
языке как
системе
знаков. Текст
как единица
языка и речи.
План текста.
Типы текстов.
Предложение
как единица
речи. Виды
предложений
по цели
высказывания.
Виды
предложений
по интонации.
Диалог.
Обращение.
Основа
предложения.
Главные и
второстепенн
ые члены
предложения.
Что такое
словосочетан
ие.
Однородные
члены
предложения
(общее
понятие).Связ
ь однородных
членов
предложения
с помощью
интонации
перечисления
и союзов.
Связь
однородных
членов
предложения.
Знаки
препинания в
предложениях
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
выводы. Сотрудничать с
одноклассниками при
выполнении учебной
задачи. Обнаруживать и
формулировать учебную
проблему совместно с
учителем. Делать
выводы о значении речи
в жизни человека.
Оценивать поступки с
точки зрения
общепринятых правил
«доброго»,
«правильного»
поведения. Осознание
роли языка и речи в
жизни человека.
заголовку
содержание текста.
Выделять части
текста и
обосновывать пра
вильность их
выделения.
Называть признаки
текста: смысловая
связь предложений
в тексте,
законченность,
тема, основная
мысль.
Объяснять
построение текста:
вступление,
основная часть,
заключение.
урокигра,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
Различать текст и
предложение, текст
и набор
предложений.
Отличать
предложение от
группы слов, не
составляющих
предложение.
Наблюдать за
значением
предложений,
различных по цели
высказывания;
находить в тексте,
составлять
предложения
такого типа.
Называть виды
Соотносить результат
своей деятельности с
целью и оценивать его.
Способность к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию, к преодолению
трудностей. Волевая
саморегуляция.
Прогнозирование
результата. Осознание
качества и уровня
усвоения материала,
оценка результатов
работы.
Аргументировать свою
позицию. Уметь
договариваться и
приходить к общему
решению. Обнаруживать
2 Предло
жение 3
Слово в
языке и
речи
с
однородными
членами.
Сочинение по
репродукции
картины И. И.
Левитана
«Золотая
осень».Прост
ые и сложные
предложения.
Связь между
простыми
предложения
ми,
входящими в
состав
сложного.
Слово и его
лексическое
значение.
Многозначные
слова. Прямое
и переносное
значения слов.
Заимствованн
ые слова.
Старевшие
слова.
Синонимы,
антонимы,
омонимы.
Фразеологиз
мы. Состав
слова.
Однокоренны
е слова.
Корень слова.
Суффиксы и
приставки.
Правописание
гласных и
согласных в
корнях слов.
урокигра,
урок
путешествие,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
предложений по
интонации.
Устанавливать при
помощи вопросов
связь между
членами
предложения.
Различать и
выделять главные и
второстепенные
члены в
предложении, рас
пространённые и
нераспространённы
е предложения.
Выделять в
предложении
словосочетания.
Устанавливать при
помощи смысловых
вопросов связь
между словами в
словосочетании и
предложении
Узнавать в тексте
незнакомые слова,
определять их
значение по
толковому
словарю.
Распознавать
многозначные
слова, слова в
прямом и
переносном
значении. Находить
синонимы, ан
тонимы среди
других слов в
предложении,
тексте, подбирать к
слову синонимы и
антонимы. Узнавать
изученные части
речи среди других
слов и в
предложении,
классифицировать
их, приводить
примеры слов
и формулировать
учебную проблему
совместно с учителем.
Умение слушать и
понимать речь других.
Осознание роли языка и
речи в жизни человека.
Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом.
Умение высказывать
своё предположение на
основе работы с
материалом учебника.
Анализировать, делать
выводы, сравнивать.
Прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний.
Планирование –
определение
последовательности
промежуточных целей с
учётом конечного
результата. Умение
проговаривать
последовательность
действий на уроке.
Делать выводы,
сравнивать. Способность
к мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию, к преодолению
трудностей.
Обнаруживать и
формулировать учебную
проблему совместно с Разделительн
ые Ь И Ъ
знаки.
Подробное
изложение на
основе
зрительного
восприятия
текста. Части
речи.
Морфологиче
ские признаки
частей речи.
Имя
существитель
ное. Имя
прилагательно
е. Склонение
имен
существитель
ных и имен
прилагатель
ных. Имя
числительное.
Глагол как
часть речи.
Наречие как
часть речи.
Повторение
сведений об
имени
существитель
ном.
Распознава
ние падежей
имен
существитель
ных.
Несклоняе
мые имена
существитель
ные. Три типа
склонения
имен
существитель
ных.
Падежные
окончания
имен
существитель
изученных частей
речи. Определять
грамматические
признаки изученных
частей речи и
обосновывать их
выделение.
Различать слово и
слог, звук и букву.
Определять
качественную
характеристику
гласных звуков.
Проводить
звуковой и звуко
буквенный разбор
определенного
слова.
Группировать слова
по типу
орфограммы.
учителем.
Сотрудничество с
учителем и
сверстниками. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации. Умение
слушать и понимать речь
других. Умение
работать в паре, группе;
выполнять различные
роли (лидера,
исполнителя). Умение
оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме (на уровне
предложения или
небольшого текста).
Умение
аргументировать своё
предположение.
Осознание роли языка и
речи в жизни человека.
урокигра,
урок
путешествие,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
Формулировать
определение
однокоренных слов
и корни слова.
Различать
однокоренные
слова, выделять в
них корень,
подбирать примеры
однокоренных слов.
Формулировать
определение
окончания,
выделять
окончание в слове,
доказывать
значимость
окончания в слове.
Различать
однокоренные
слова и формы
одного и того же
Прогнозирование
результата. Осознание
качества и уровня
усвоения материала.
Контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата. Волевая
саморегуляция.
Целеполагание как
постановка учебной
задачи.
Прогнозирование
результата. Осознание
качества и уровня
усвоения материала –
оценка деятельности.
Способность к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию, к преодолению
трудностей. Умение
определять и
формулировать цель
4 Имя
существи
тельное слова.
Формулировать
определение
приставки.
Объяснять значение
приставки в слове.
Выделять в словах
приставки. Образо
вывать слова с
помощью
приставки. Писать
правильно при
ставки с гласной о
и с гласной а.
Формулировать
определение
суффикса.
Объяснять значение
суффикса в слове.
Выделять в словах
суффиксы. Образо
вывать слова с
помощью
суффикса.
Находить суффикс
в слове. Выделять в
словах основу
слова.
деятельности на уроке с
помощью учителя.
Контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата. Управление
поведением партнёра –
контроль, коррекция,
оценка его действий.
Умение слушать и
понимать речь других.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации. Умение
работать в паре, группе.
Умение оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме (на
уровне предложения или
небольшого текста).
Умение работать в паре,
группе. Осознание роли
языка и речи в жизни
человека. Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом. Умение
осознавать роль языка и
речи в жизни людей.
Нравственноэтическая
ориентация.
ных 1го, 2го,
3го
склонения.
Подробное
изложение
повествовател
ьного текста.
Способы
проверки
безударных
падежных
окончаний
имён
существитель
ных.
Правописание
безударных
падежных
окончаний
имен
существитель
ных
единственног
о числа.
Множественн
ое число имен
существитель
ных.
Правописание
безударных
падежных
окончаний
имен
существитель
ных
множественно
го числа.
Изложение
повествовател
ьного текста.
5 Имя
прилага
тельное
Имя
прилагательно
е как часть
речи.
Изменение
имён
прилагательн
ых по родам в
единственном
урокигра,
урок
путешествие,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
Знать:
слова:
части
корень, окончание,
приставку,
суффикс;
правила
корневых
орфограмм;
Уметь:
проверки
Прогнозирование
результата Осознание
качества и уровня
усвоения материала.
Контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата. Волевая
саморегуляция.
Целеполагание как самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
числе.
Правописание
родовых
окончаний
имён
прилагательн
ых в
именительном
падеже.
Склонение
имён
прилагательн
ых женского,
мужского и
среднего рода
в
единственном
числе.
Правописание
падежных
окончаний
имён
прилагательн
ых мужского,
женского и
среднего рода
в
единственном
числе.
Свободный
диктант
описательно
го текста.
Склонение
имён
прилагательн
ых
множественно
го числа.
Правописание
безударных
падежных
окончаний
имён
прилагатель
ных
множественно
го числа.
Подробное
изложение
разных
производить разбор
слов по составу:
находить
окончание,
выделять корень,
приставку,
суффикс, основу;
подбирать
однокоренные
слова
частей речи;
правильно писать
слова с корневыми
орфограммами:
парная согласная,
безударная гласная,
непроизносимая
согласная;
писать слова с
разделительным Ъ;
правильно писать
и
гласные
согласные
в
приставках.
постановка учебной
задачи.
Прогнозирование
результата. Осознание
качества и уровня
усвоения материала –
оценка деятельности.
Способность к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию, к преодолению
трудностей. Умение
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
Контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата.. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
урока и условиями
коммуникации. Строить
сообщения в устной и
письменной форме.
Умение оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме (на
уровне предложения или
небольшого текста).
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
урока и условиями
коммуникации. Умение
слушать и понимать речь
других. Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом. Осознание
роли языка и речи в
жизни человека.
Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом. Умение
осознавать роль языка и
речи в жизни людей. 6 Личные
местои
мения
повествовател
ьно –
описательно
го текста.
Анализ текста
типа
сравнительног
о описания.
Составление
описательного
текста по
аналогии с
образцом.
Местоимение
как часть
речи. Личные
местоимения
1, 2 и 3го
лица.
Изменение
личных
местоимений
по падежам.
Правописание
личных
местоимений
1го и 2го
лица в
косвенных
формах и
местоимений
с предлогами.
Склонение
личных
местоимений
3го лица.
Правописание
предлогов с
местоимения
ми.
Правильное
употребление
местоимений
в речи.
Подробное
изложение
повествовате
льного текста
с языковым
анализом
урокигра,
урок
путешествие,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
Распознавать
имена
существительные
среди слов других
частей речи,
определять
лексическое
значение имён
существительных.
Различать среди
однокоренных
слов имена
существительные.
Выделять среди
имён
существительных
одушевлённые и
неодушевлённые,
находить
устаревшие слова.
Распознавать
собственные и
нарицательные
имена
существительные,
определять
значение имён
собственных.
Определять число
имён
существительных.
Изменять форму
числа имён суще
ствительных.
Определять род
имён
существительных.
Нравственноэтическая
ориентация.
условиями
Находить в чужой и
собственной
работе
орфографические
ошибки. Анализировать,
делать выводы, сравни
вать. Планировать свои
действия в соответствии
с поставленной задачей
и
её
Умение
реализации.
осуществлять действие
по образцу и заданному
правилу. Контроль в
форме сличения способа
и
действия
его
Оценка
результата.
результатов
работы.
Работать в парах,
группах;
участвовать
в
обсуждении. Умение с
достаточной полнотой и
выражать
точностью
свои
в
соответствии с задачами
урока и условиями
коммуникации. Строить
сообщения в устной и
письменной
форме.
Умение оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме (на
уровне предложения или
небольшого
текста).
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
урока и условиями
коммуникации. Умение
мысли текста.
Составление
поздравительн
ой открытки к
празднику 8
Марта.
7
Глагол
Глагол как
часть речи
(повторение).
Изменение
глаголов по
временам.
Неопределенн
ая форма
глагола.
Образование
временных
форм от
глагола в
неопределён
ной форме.
Изменение
глаголов
единственно
го числа в
урокигра,
урок
путешествие,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
Классифицироват
ь имена существи
тельные по роду и
обосновывать пра
вильность
определения рода.
Правильно
записывать имена
существительные
с шипящим звуком
на конце и
контролировать
правильность
записи. Изменять
имена
существительные
по падежам.
Запоминать
названия падежей.
Работать с
памяткой «Как
определить падеж
имени
существительного»
Определять падеж
имён
существительных
Выполнять
морфологический
разбор имени суще
ствительного.
Распознавать имена
прилагательные.
Определять
лексическое
значение имен
прилагательных.
Подбирать к
именам
существительным
подходящие по
смыслу имена
прилагательные .
Определять, каким
членом
предложения
является имя
прилагательное.
Распознавать
сложные имена
слушать и понимать речь
других.
Установление
учащимися связи между
целью
учебной
деятельности и её
мотивом. Установление
учащимися связи между
целью
учебной
деятельности и её
мотивом.
Осознание
роли языка и речи в
жизни
человека.
Установление
учащимися связи между
целью
учебной
деятельности и её
мотивом.
Умение
осознавать роль языка и
речи в жизни людей.
Нравственноэтическая
ориентация.
Умение осуществлять
действие по образцу и
заданному правилу.
Прогнозирование
результата. Осознание
качества и уровня
усвоения материала.
Контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата. Волевая
саморегуляция.
Целеполагание как
постановка учебной
задачи.
Прогнозирование
результата. Осознание
качества и уровня
усвоения материала –
оценка деятельности.
Способность к прилагательные и
правильно их
записывать.
Определять род
имён
прилагательных,
классифицировать
имена прилагатель
ные по роду.
Наблюдать
зависимость рода
имени
прилагательного от
формы рода имени
существительного.
Изменять
имена
прилагательные по
Называть
числам.
падеж
имени
прилагательного по
падежу
имени
существительного,
с которым оно
связано.
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию, к преодолению
трудностей. Умение
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
Контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации. Работать
в парах, группах;
участвовать в
обсуждении. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
урока и условиями
коммуникации. Строить
сообщения в устной и
письменной форме.
Умение оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме (на
уровне предложения или
небольшого текста).
Умение слушать и
понимать речь других.
Осознание роли языка и
речи в жизни человека.
Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом. Умение
осознавать роль языка и
речи в жизни людей.
Нравственноэтическая
ориентация.
прошедшем
времени по
родам.
Изложение
повествовате
льного текста
по
самостоятель
но
составленно
му плану.
Спряжение
глаголов
(общее
понятие).Упо
требление
мягкого знака
(ь) в глаголах
2го лица
единственног
о числа. 1 и 2
спряжение
глаголов.
Окончания
глаголов 1 и 2
спряжения.
Правописание
безударных
личных
окончаний
глагола в
настоящем и в
будущем
времени.
Глаголы
исключения 1
спряжения.
Правописание
безударных
личных
окончаний
глаголов 1 и 2
спряжения.
Возвратные
глаголы.
Правописание
–тся и –ться в
глаголах
(общее
представле 8 Итогово
е
повторе
ние
ние).Сочинени
е на тему
Правописание
родовых
окончаний
глаголов в
прошедшем
времени.
Правописание
безударного
суффикса в
глаголах
прошедшего
времени.
Краткое
изложение
повествова
тельного
текста.
Подробное
изложение
повествовате
льного текста.
Язык и речь.
Текст. Типы
текстов.
Предложение
и
словосочетан
ие. Главные и
второстепен
ные члены
предложения.
Однородные
члены
предложения.
Виды
предложений.
Простые и
сложные
предложения.
Распростра
нённые и
нераспростра
нённые
предложения.
Слово и его
лексическое
значение.
Значимые
урокигра,
урок
путешествие,
беседа,
наблюдения,
практическая
работа,
творческая
работа,
самостоятель
ная работа,
тестирование,
индивидуаль
ная,
групповая,
коллективная
работа,
работа в
парах
Распознавать
личные
местоимения сре
ди других частей
речи.
Обосновывать
правильность
выделения
изученных
признаков
местоимений.
Понимать,
что
такое местоимение.
Называть
личные
местоимения.
Определять
грамматические
признаки личных
местоимений: лицо,
число,
род.
Оценивать
уместность
употребления
в
местоимений
тексте.
Заменять
повторяющиеся в
Анализировать, делать
выводы, сравнивать.
Умение осуществлять
действие по образцу и
заданному правилу.
Контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата. Оценка
результатов работы.
Умение слушать и
понимать речь других.
Строить сообщения в
устной и письменной
форме. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации. Работать
в парах, группах;
участвовать в
обсуждении. Умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли в
соответствии с задачами
урока и условиями части слова.
Словообразов
ание.
Правописание
гласных и
согласных в
корне слов.
Подробное
изложение
повествовате
льного текста.
Части речи.
Морфологиче
ские признаки
частей речи.
Фонетико –
графические
упражнения.
Звуко
буквенный и
звуковой
разбор слов.
имена
тексте
существительные
местоимениями.
коммуникации
Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом. Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом. Осознание
роли языка и речи в
жизни человека.
Установление
учащимися связи между
целью учебной
деятельности и её
мотивом. Умение
осознавать роль языка и
речи в жизни людей.
Нравственноэтическая
ориентация.
Тематическое планирование
Название разделов и тем
Колво
часов
Дата
Повторение
Наша речь и наш язык
Язык и речь. Формулы вежливости.
Текст и его план
Р.Р.Обучающее изложение по тексту Е. Пермяка
Текст. Типы текста
Предложение как единица речи. Виды предложений по
цели высказывания и по интонации
Диалог. Обращение
Основа предложения. Главные и второстепенные члены
предложения
Главные и второстепенные члены предложения
Стартовая диагностика
Словосочетание.
Однородные члены предложения (общее понятие)
Связь однородных членов предложения с помощью
Предложение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.09.2019
3.09. 2019
4.09. 2019
5.09. 2019
9.09.2019
10.09. 2019
11.09. 2019
12.09. 2019
16.09. 2019
17.09.2019
18.09.2019
19.09. 2019
23.09. 2019
№
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 интонации перечисления и союзов.
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами. Проект «Похвальное слово знакам препинания»
Простые и сложные предложения. Связь между простыми
предложениями, входящими в состав сложного.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по
теме «Предложение»
Слово в языке и речи
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Заимствованные слова. Устаревшие слова
Синонимы, антонимы, омонимы
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах
слов
Состав слова.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Упражнение в правописании гласных и согласных в
корнях слов, двойных согласных в словах
Упражнение в написании приставок и суффиксов
Разделительный твёрдый и мягкий знаки
Р.Р.Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева
Части речи.
Морфологические признаки частей речи
Имя числительное как часть речи. Глагол как часть речи
Наречие как часть речи
Образование и употребление наречий
Контрольный диктант с грамматическим заданием по
разделу «Слово в языке и речи»
Имя существительное
Работа над ошибками. Распознавание падежей имён
существительных
Упражнение в распознавании И.п., Р.п.,В.п.
неодушевлённых имен существительных
Упражнение в распознавании одушевлённых имён
существительных в Р.п. и В.п, в Д.п.
Упражнение в распознавании имён существительных в Т.п.
и П.п. Несклоняемые имена существительные
Три склонения имён существительных (общее
представление). 1е склонение имён существительных
Р.Р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова
«Первый снег»
2склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных 2го
склонения
3е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных 3го
склонения
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова
Правописание падежных окончаний имён
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
24.09. 2019
25.09. 2019
26.09. 2019
30.09. 2019
1.10. 2019
2.10. 2019
3.10. 2019
7.10. 2019
8.10. 2019
9.10. 2019
10.10. 2019
14.10. 2019
15.10. 2019
16.10. 2019
17.10. 2019
21.10. 2019
22.10. 2019
23.10. 2019
24.10. 2019
28.10. 2019
29.10. 2019
30.10. 2019
31.10. 2019
11.11. 2019
12.11. 2019
13.11. 2019
14.11. 2019
18.11. 2019
19.11. 2019
20.11. 2019
21.11. 2019 45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
существительных в единственном числе.
Именительный и винительный падежи
Правописание окончаний имён существительных в
родительном падеже
Правописание окончаний имён существительных в
дательном падеже
Упражнение в правописании имен существительных в
родительном и дательном падежах
Правописание окончаний имён существительных в
творительном падеже
Правописание окончаний имён существительных в
предложном падеже
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах
Контрольный диктант по теме «Правописание
безударных падежных окончаний имён
существительных в единственном числе»
Работа над ошибками, допущенными в диктанте
Склонение имён существительных во множественном
числе
Именительный падеж имён существительных
множественного числа
Родительный падеж имён существительных
множественного числа
Дательный, творительный, предложный падежи имён
существительных во множественном числе
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева
Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном и множественном числе
Контрольный диктант с грамматическим заданием по
итогам первого полугодия
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект
«Говорите правильно»
Имя прилагательное
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Имя прилагательное как часть речи
Род и число имён прилагательных
Р.Р. Составление текстаописания на тему «Любимая
игрушка»
Склонение имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе
Именительный падеж имен прилагательных. Родительный
падеж имен прилагательных
Дательный падеж имен прилагательных
Именительный, винительный, родительный падежи имен
прилагательных
Творительный и предложный падежи имен прилагательных 1
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и
1
рыбке» А.С. Пушкина»
1
1
1
1
1
25.11. 2019
26.11. 2019
27.11. 2019
28.11. 2019
2.12. 2019
3.12. 2019
4.12. 2019
5.12. 2019
9.12. 2019
10.12. 2019
11.12. 2019
12.12. 2019
16.12. 2019
17.12. 2019
18.12. 2019
19.12. 2019
23.12. 2019
24.12. 2019
25.12. 2019
26.12. 2019
13.01. 2020
14.01. 2020
15.01. 2020
16.01. 2020
20.01. 2020
21.01. 2020
22.01. 2020 72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Склонение имён прилагательных в женском роде
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных женского рода
Родительный, дательный, творительный и предложный
падежи имён прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имён
прилагательных женского рода
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого
Контрольный диктант 6 по теме «Правописание
безударных падежных окончаний имен прилагательных
в единственном числе»
Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во
множественном числе
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи имён прилагательных
множественного числа
Дательный и творительный падежи имён прилагательных
множественного числа
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Р.Р. Сочинениеотзыв по картине И.Г. Грабаря
«Февральская лазурь»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по
теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Личные
местоимения
Местоимение
Изменение личных местоимений 1го и 2го лица по
падежам
Изменение личных местоимений 3го лица по падежам
Изменение личных местоимений по падежам
Анализ изложения. Обобщение знаний по теме
«Местоимение»
Проверка знаний по теме «Местоимение»
Глагол
Роль глаголов в языке
Изменение глаголов по временам
Неопределённая форма глагола
Изменение глаголов по временам
Р.Р. Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
2е лицо глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе
Контрольный диктант с грамматическим заданием
I и II спряжение глаголов в настоящем времени
I и II спряжение глаголов в будущем времени
Проект «Пословицы и поговорки»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23.01. 2020
27.01. 2020
28.01. 2020
29.01. 2020
30.01. 2020
3.02. 2020
4.02. 2020
5.02. 2020
6.02. 2020
10.02. 2020
11.02. 2020
12.02. 2020
13.02. 2020
17.02. 2020
18.02. 2020
19.02. 2020
20.02. 2020
25.02. 2020
26.02. 2020
27.02. 2020
2.03. 2020
3.03. 2020
4.03. 2020
5.03. 2020
10.03. 2020
11.03. 2020
12.03. 2020
16.03. 2020
17.03. 2020
18.03. 2020
19.03. 2020 103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
Правописание безударных окончаний глаголов I и II
спряжения в настоящем и будущем времени
Правописание безударных окончаний глаголов I и II
спряжения в настоящем и будущем времени
Правописание безударных окончаний глаголов I и II
спряжения в настоящем и будущем времени
Правописание возвратных глаголов
Правописание –тсяи –ться в возвратных глаголах
Р.Р. Составление рассказа по серии картинок
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем
времени
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Дж. Родари
Контрольный диктант с грамматическим заданием по
теме «Глагол»
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Р.Р. Обучающее изложение по тексту К. Паустовского
Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Проверка знаний по теме «Глагол»
Контрольное списывание
Повторение
Язык. Текст. Речь
Предложение и словосочетание
Предложение и словосочетание
Лексическое значение слова
Р.Р. Обучающее сочинение по репродукции картины И.И.
Шишкина «Рожь»
Состав слова
Состав слова
Части речи
Итоговый контрольный диктант с грамматическим
заданием
Работа над ошибками. Части речи
Части речи
Контрольное изложение по тексту А.Н. Толстого
«Желтухин»
Работа над ошибками
Звуки и буквы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30.03. 2020
31.03. 2020
1.04. 2020
2.04. 2020
6.04. 2020
7.04. 2020
8.04. 2020
9.04. 2020
13.04. 2020
14.04. 2020
15.04. 2020
16.04. 2020
20.04. 2020
21.04. 2020
22.04. 2020
23.04. 2020
27.04. 2020
28.04. 2020
29.04. 2020
30.04. 2020
6.05. 2020
7.05. 2020
12.05. 2020
13.05. 2020
14.05. 2020
18.05. 2020
19.05. 2020
20.05. 2020
21.05.2020 Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
1.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского
языка. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
2.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика в рифмовках занимательных: Книга для
учителей. М.: Просвещение, 1994.
3.Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Издво «АРГО», 1996. 4. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций в 2
частях/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 201617.
5.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград:
Издво «Учитель», 2000.
6.Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. М.: ВАКО, 2017.
Интернетресурсы.
Материальнотехнические средства:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска.
Демонстрационный материал
Плакаты
Критерии оценивания учебной деятельности
Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более
одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2
ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики
изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному
учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более
6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов
по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого
вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки,
допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 ошибки.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий. «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2
исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двухтрех предложений,
беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок,
допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2
исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3
– 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует
связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8
орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и
сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников.
Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику
результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника,
четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины
не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу
работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути
устранения недочетов и ошибок.
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.