Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуника¬тивных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятель¬ности.
РП русский язык.doc
Муниципальное образование «Курумканский район»
Курумканское районное Управление образования
_____________МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им Н.Г. Дамдинова»__________
671635, с. Арзгун, ул. Комсомольская,1 тел (факс) 8(301)4992115, тел 92197
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО «__»______20__г. «__»______20__г.
протокол №_ Заместитель Директор МБОУ
от «__»_____20__г. директора по УР «ГСОШ им Н.Г.Дамдинова»
Руководитель МО Раднаева Е. Д. Бадмаева Е.Д.
Цыденова С. Б. подпись: _______ подпись: ________
подпись: _______
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
4 класс
Составитель: Бадлуева С.Б.,
учитель начальных классов с. Арзгун, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по предмету «Русский язык и ИКТ» для учащихся 4го
класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и разработана в соответствии с
образовательной программой школы.
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаковосимволического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение
одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет
учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке,
обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное
изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими
содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,
графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание
обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении
различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь,
анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические
устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию
коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших
школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и
словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и
овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную
основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных
текстов разного типа (текстповествование, текстописание, текстрассуждение) и жанра с
учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),
развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой
работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся
нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться
предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и
структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают
нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников
представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и
значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию
словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению
умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли,
адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать
собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития
личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических
понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников
развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования
общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с
информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности,
которая
способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная
деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,
создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки,
навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать
друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать
нужную информацию. В 4классе ведущим направлением работы по языку будет функционально
синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам.
Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имен
существительных, изменением их по падежам, склонением имен прилагательных, личных
местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени
по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над
формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных
окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном
плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в
единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения
основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры
речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте,
предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова.
Продолжается работа со словарями учебника.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в 4
классе начальной школы отводится 5 часов в неделю – это 170 часов в год.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются
следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
технология.
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно
диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из
данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение,
различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв
в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая
с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без
ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением,
в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
– буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и
в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
– писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по
написанию
– приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с
изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные
суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о
чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; – предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его
чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему
с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка,
почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения.
Содержание учебного предмета
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Язык и речь (1 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч)
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,
описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (16 ч)
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и
интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания
в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее
представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с
однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении.
Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но.
Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и
запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в
сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (4 ч)
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы.
Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в
соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов
в связной речи.
Части речи (6 ч)
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее
представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с
суффиксами о, а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева,
издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова (8 ч)
Состав слова.
Морфемный и
словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость,
маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более
Распознавание значимых частей слова. сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных
твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного анализа с
привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка,
вьюга, съел.
Части речи
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое
склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1
го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании
имен существительных 2го склонения. 3е склонение имен существительных и упражнение
в распознавании имен существительных 3го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на мя, ий, ие, ия).
Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен
существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных
падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3го склонения в единственном числе в
каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с
предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в
магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку,
прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование
умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного
числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять
их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему
лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном
числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на ья, ье, ов, ин). Способы проверки правописания безударных
падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в
единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательныхсинонимов, прилагательныхантонимов, прилагательныхпаронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка
правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи.
Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (42 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему
лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего
времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование
временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее
представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам
и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в
окончаниях глаголов 2го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголыисключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3м лице и в неопределенной форме по вопросам (что
делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний тся в
возвратных глаголах в 3м лице и ться в возвратных глаголах неопределенной формы
(общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени
(видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов
синонимов, глаголовантонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах
имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за
отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении
между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль,
заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и
сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текстаповествования, текстаописания, текстарассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или
самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительновыразительных средств
(эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголовсинонимов, прилагательныхсинонимов,
существительныхсинонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии
сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору
темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без
помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,
используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (10ч)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку
текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной
школы;
проверять написанное;
производить звукобуквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё,
ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень,
приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский,
пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж,
число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных;
начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо,
число, род (в 3м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с
однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную,
подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти
типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с
элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному
плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность,
извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Контрольная работа – проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных
тем программы, а также в конце четверти, года с целью проверки выполнения требований
школьной программы за истекший период работы.
При оценке контрольной работы учитывается правильность её выполнения. Исправления
ученика не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление
работы также не влияет на отметку. За выполнения контрольной работы ставятся
следующие отметки:
«5» безошибочное выполнение всех заданий.
«4» ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий.
«3» если ученик выполнил менее ½ заданий.
«2» если ученик не справился с большинством заданий.
Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня
сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Задание считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик рядом со всеми
верными ответами. За правильное выполнение теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и
отметил все правильные ответы). Если ученик отметил не все правильные ответы, то
задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает
0 баллов, если найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.
Отметки за выполнение теста:
«5» если ученик набрал 1314 баллов.
«4» если ученик набрал 1012 баллов. «3» если ученик набрал 79 баллов.
«2» если ученик набрал 7 (от 0 до 6 баллов).
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Объём текста для диктанта во 4 классе – 7580 слов. За диктант выставляется
одна отметка:
«5» если в диктанте нет ошибок.
«4» если допущено не более двух ошибок.
«3» если допущено не более четырёх ошибок.
«2» если допущено пять и более ошибок.
Учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду:
1) Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку.
2) Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считается как
две ошибки.
Орфографическое задание оценивается так:
«5» за полностью выполненное задание без ошибок.
«4» за полностью выполненное задание при одной ошибке.
«3» за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное задание, но при
двух ошибках.
«2» за невыполненное задание.
Ошибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на
пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т. е словарные);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной
буквы в начале предложения); отсутствие точки не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися
изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ
слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктат, способ проверки усвоенных орфографических
и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется
умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы
предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценивание списывания:
«5» за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» за работу, в которой однодва исправления или одна ошибка.
«3» за работу, в которой дветри ошибки.
«2» за работу, в которой четыре ошибки и более.
Словарный диктант – в него включены слова с непроверяемыми написаниями.
Количество слов в словарных диктантах во 4 классе не должно быть менее 8 слов и
превышать 20 слов. Оценивание словарного диктанта:
«5» за работу без ошибок.
«4» за работу, в которой одна ошибка.
«3» за работу, в которой две ошибки,
«2» за работу, в которой трипять ошибок.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи;
умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных
моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Объём текста для изложения во 4 классе 8085 слов (ответы на вопросы).
Оценивание изложения:
«5»
правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов)
воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно
построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой
неточности).
«4» содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и
употреблении слов нет существенных недостатков; имеются незначительные нарушения
последовательности изложения мыслей; имеются отдельные фактические и речевые неточ
ности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в
последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и
употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и
построении текста).
«2» допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события,
отсутствует главная часть);
нарушена
последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном
им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и
построении текста.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
много фактических неточностей;
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки,
замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной
буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения,
искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в
авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Критерии оценивания знаний учащихся с ОВЗ
Норма оценок в работе с учащимися с ОВЗ может несколько отличаться от
принятых норм оценок. Прежде всего, необходимо учитывать психологические
особенности ребенка с ОВЗ: неумение объективно оценить результаты своей деятельности,
слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая
проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала
и уровнем общего развития учащихся.
Проверка и оценка достижений школьников с ОВЗ является весьма существенной
составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности
учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебновоспитательного
процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать
современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным
приоритетам и целям образования в первом звене школы.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе,
введением четырехбальной системы цифровых оценок (отметок) рекомендуются
следующие критерии оценки с данной категорией учащихся. Характеристика цифровой оценки (отметки):
"5" ("отлично") уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более
одногодвух недочетов; логичность и полнота изложения;
"4" ("хорошо") уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие до 3х ошибок или 47 недочетов по текущему учебному материалу; не более 23
ошибок или 5 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики
изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 47 ошибок или 12 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 46 ошибок или не более 9 недочетов по пройденному
учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота
раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие 8 и
более ошибок или 13 и более недочетов по текущему материалу; более 6 ошибок или более
9 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных
положений.
Национально региональный компонент
В законе «об образовании» (статья 7) закреплены два компонента стандарта –
федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство
образовательного пространства на территории Российской федерации и гарантирует
овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями
и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный
компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями,
культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет
организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов,
приоритетных для региона.
Национальный региональный компонент стал очень актуальной темой в
образовании. Современный человек должен восстановить и сохранить связь с прошлым,
настоящим и будущим. Использование материала с региональным компонентом на
уроках несет очень большой объем знаний по различной тематике: составление
предложений о родном крае, составление рассказа по картинам художников, беседа о
достопримечательностях района, о традициях бурятского народа, работа с
художественными текстами писателей Бурятии.
Введение национально – регионального компонента в программу русского языка
предполагает:
*Анализ текстов, приемы в сопоставлении. Сравнения, выявления жанровых
особенностей произведений бурятской литературы, фольклора.
*Использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических
пятиминутках;
*Использование стихотворений бурятских поэтов;
*Составление предложений о природе Бурятии, о Байкале.
*Нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;
*Описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и
наблюдения). № Тема урока
1. Урок 18. Знаки препинания при
однородных членах предложениях.
2. Урок 28. Состав слова.
3. Урок 35. Глагол как часть речи.
4. Урок 36. Наречие как часть речи.
5. Урок 80. Описание игрушки.
6. Урок 95. Изложение описательного
текста.
7. Урок 121. Неопределённая форма
глагола.
8. Урок 127. 2е лицо глаголов
настоящего и будущего времени в
единственном числе.
4 класс
НРК
Фольклор бурятского народа (загадки)
Без ног – бежит, без ногтей – карабкается,
без крыльев – летает, без стойбища –
кочует. (Туча, облако).
Найти в предложении однородные члены,
расставь знаки препинания.
Пословицы бурятского народа.
1.Будет голова – найдется и шапка.
2.Быстрый ручей до устья не дотечет.
Объясни смысл пословиц. Сделать
морфологический разбор имен
существительных.
Бурятская сказка «Журавль»
Выписать слова, обозначающие действия
журавля.
Бурятские загадки
Выбрать загадки с наречиями.
Бурятские имена.
Объясни значение бурятских имен наших
одноклассников.
А. Бальбуров «Нерпы»
Описать текст.
Д. Батожабай «Сказание о храбром баторе
Сэнгэ» (отрывок)
Поставить глаголы в начальной форме.
Бурятские приметы и пословицы
1.Чем мерзнуть в дороге, лучше сгибаться
под ношей.
2. Кто надеется на соседа – остается без
пищи, кто надеется на других – остается без
денег.
3. Коня упустишь – поймаешь, слово
обронишь – не поймаешь.
Спиши, вставь, где необходимо мягкий знак.
9. Урок 138. Правописание глаголов. Бурятские пословицы и поговорки.
10. Урок 145. Повторение.
11. Урок 147. Обобщение по теме
«Глагол».
12. Урок 150. Анализ изложения,
тестовой работы. Повторение
1.Быстрый ручей до устья не дотечет.
2.Какой палец не укуси – одинаково больно.
Найти не с глаголами
Бурятская сказка «Журавль»
Собрал журавль птиц со всего мира. Захотел
он стать их царем. Сделать синтаксический
разбор предложений
Д. Жалсараев «Жаворонок»
Выписать глаголы 2 лица единственного числа.
В.Стародумова "Омулевая бочка"
Над рыбными угодьями, сказать надо,
хозяйничали тут ветрывеликаны Култук и
Баргузин, попервости – хорошие приятели. А 13. Урок 154. Предложение и
словосочетание
14. Урок 159. Состав слова.
15. Урок 161. Части речи.
страшилищами были оба словами не
передать! Густые волосы разлохмачены,
пеной брызжут почище бесноватых, пойдут
гулять по морю света белого не увидишь!
Любили они друг к другу в гости ходить
поиграть, повеселиться. А для забавы была у
них одна на двоих игрушка чудесная – бочка
омулевая.
Напишите свое продолжение истории о двух
ветрах – великанах..
В. Петонов «В лесу»
Бабушка просыпается засветло, идет под
навес корову доить. Сэсэгма вскакивает с
постели и бежит за ней.
Выпиши словосочетания.
Н. Дамдинов «Четыре неба»
Разбор по составу слова.
Намжил Нимбуев "Что за весна..."
Что за весна! На площадях черемуха так буйно
расцветает,
Как будто стаи белых лебедей.
С предсмертной песней в воздухе летают.
1.К словам с безударными гласными в корне
подберите проверочные слова.
2.Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА
составьте предложения.
Данная программа составлена на 3 года. Учитель имеет право корректировать программу. Дата
Содержание
План
Факт
Раздел
Тема урока
2.09
3.09
5.09
6.09
7.09
Повторе
ние (13
ч)
Знакомство с
учебником
«Русский
язык».
Язык и речь.
Формулы
вежливости
Текст и его
план
Обучающее
изложение
Анализ
изложения.
Типы текстов
Календарно – тематическое планирование
Планируемые результаты
/Формируемые умения/
метапредметные
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам; синтез; осознанное
и произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
построение логической цепи
рассуждений; доказательство;
коммуникативные:
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
постановка учебной задачи,
оценивание качества и уровня
усвоения материала
К
л
ч.
1
1
1
1
1
предметные
Расширение
круга знаний о
лексике,
фонетике,
орфографии,
словообразован
ии,
морфологии,
синтаксису,
культуре речи.
Уточнить
представление
об
особенностях
текста, как
единицы речи;
уметь
распознавать
тексты,
Уметь писать
под диктовку и
выполнять
грамматически
е задания
личностные
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечиваю
щее
личностный
выбор на
основе
социальных и
личностных
ценностей
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом
Деятельность
обучающихся
Анализировать
высказывания о русском
языке.
Высказываться о
значении «волшебных»
слов в речевом
общении, использовать
их в речи.
Составлять текст (о
речи или о языке) по
выбранной пословице.
Составлять (совместно
со сверстниками) текст
по рисунку с
включением в него
диалога
Определять тему и
главную мысль текста.
Подбирать заголовок к
тексту.
Соотносить заголовок и
текст.
Выделять части текста и
обосновывать
правильность их
выделения.
Составлять план текста.
Комплексная работа
над структурой текста:
озаглавливание,
корректирование
Формы
организации
ОП
Урок
повторения и
систематиза
ции
Д/З
С. 3
(р.т.)
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
С. 6
(р.т.)
У 8,
с. 10
Задани
я по
СД
Задани
я по
СД 9.09
10.09
12.09
13.09
1
1
1
1
Предложение
как единица
речи
Виды
предложений
по цели
высказывания
и по
интонации
Диалог.
Обращение
Изложение
текста по
вопросам
Повторить
понятия о
слове,
предложении,
тексте.
Обобщить
знания о
предложении,
уметь
распознавать
предложения
по цели
высказывания:
повествователь
ные,
вопросительные
,
побудительные.
Уметь видеть
обращение в
устной и письм
речи.
Уметь
стилистически
точно
передавать
содержание
текста; уметь
употреблять в
письменной
речи
предложения с
однородными
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам; синтез;
коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации; владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
постановка учебной задачи;
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;
коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечиваю
щее
личностный
выбор на
основе
социальных и
порядка предложений и
частей текста (абзацев).
Классифицировать
предложения по цели
высказывания и по
интонации.
Обосновывать
использование знаков
препинания в конце
предложений и знака
тире в диалогической
речи.
Составлять
предложения, различные
по цели высказывания и
по интонации.
Находить в
предложении
обращения в начале,
середине, конце.
Составлять
предложения с
обращением.
Выделять обращения на
письме
Урок
развития
умений и
навыков
Комбинирова
нный урок
У11,
с. 12
У 17,
с.16
У 22,
с.18
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Задани
я по
СД 14.09
16.09
Основа
предложения.
Главные и
второстепенн
ые члены
предложения.
Распростране
нные и
нераспростра
ненные
предложения
1
1
членами
Уметь
распознавать
главные и
второстепенные
члены
предложения;
разбирать
предложения
по членам
Уметь
распознавать
главные и
второстепенные
члены
предложения;
разбирать
предложения
по членам
коммуникации;
регулятивные: оценивание
качества и уровня усвоения
материала
познавательные: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
смысловое чтение; рефлексия
способов и условия действия,
контроль и оценка процесса и
результата деятельности;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
составление плана и
последовательности действий
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам; моделирование;
преобразование модели с
целью выявления общих
законов, определяющих
личностных
ценностей
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечиваю
щее
личностный
выбор на
основе
социальных и
личностных
ценностей
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом
Устанавливать при
помощи смысловых
вопросов связь между
словами в предложении.
Выделять главные
члены предложения и
объяснять способы
нахождения главных
членов предложения.
Различать главные и
второстепенные члены
предложения
Сравнивать
предложение,
словосочетание и слово,
объяснять их сходство и
различие.
Устанавливать при
помощи смысловых
вопросов связь между
словами в
словосочетании.
Урок
развития
умений и
навыков
У27,
с. 20
Урок
развития
умений и
навыков
Задани
я по
СД 17.09
Словосочетан
ие
1
Уметь
устанавливать
связь слов в
словосочетании
, составлять
словосочетания
и выделять их
из предложения
данную предметную область;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество
с учителем и сверстниками;
регулятивные: постановка
учебной задачи, сличение
способа действия и его
результата с заданным
эталонном; оценивание
качества и уровня усвоения
материала
19.09
20.09
Контрольный
диктант с
грамматическ
им заданием
Предло
жение (9
ч)
Понятие об
однородных
членах
предложения
1
1
Уметь писать
под диктовку и
выполнять
грамматически
е задания
Уметь
распознавать
однородные
члены;
оформлять
предложения;
произносить с
интонацией
перечисления.
Уметь
употреблять
предложения в
речи.
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам; подведение под
понятие; коммуникативные:
инициативное сотрудничество
с учителем и сверстниками;
контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечиваю
щее
личностный
выбор на
основе
социальных и
личностных
ценностей
Установление
связи между
целью
учебной
деятельности
и её мотивом
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Выделять в
предложении
словосочетания.
У 31,
с. 23
Урок
развития
умений и
навыков
Контроль
знаний,
умений и
навыков
«Пров
ерь
себя»,
с. 24
Урок
развития
умений и
навыков
Прави
ла, с.
27
Составлять из каждой
группы слов
предложение.
Списать текст с
расстановкой знаков
препинания в конце
предложения. Вставить
пропущенные буквы.
Озаглавить текст
Распознавать
предложения с
однородными
членами, находить
их в тексте.
Определять, каким
членом
предложения
являются
однородные члены.
Распознавать
однородные
второстепенные 21.09
23.09
1
1
Связь
однородных
членов
предложения.
Знаки
препинания в
предложениях
с
однородными
членами.
Сочинение по
картине
И.И.Левитана
«Золотая
осень»
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Уметь
употреблять в
речи
предложения с
однородными
членами.
Обобщить
знания о знаках
препинания в
русском языке.
регулятивные: постановка
учебной задачи; определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного результата;
предвосхищение результата и
уровня усвоения, его
временных характеристик;
оценивание качества и уровня
усвоения материала
Уметь
употреблять в
речи
предложения с
однородными
членами,
составлять
текст –
описание
картины
познавательные: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
составление плана и
последовательности действий;
сличение способа действия и
его результата с данным
эталоном; внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия
члены, имеющие
при себе
пояснительные
слова.
Урок
развития
умений и
навыков
Табли
ца, с.
29
Урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
Задани
я по
СД
Оценивать текст с
точки зрения
пунктуационной
правильности.
Составлять рассказ
по репродукции
картины И.И.
Левитана «Золотая
осень» и данному
плану 24.09
26.09
27.09
28.09
30.09
Знаки
препинания в
предложениях
с
однородными
членами
Знаки
препинания в
предложениях
с
однородными
членами
Простые и
сложные
предложения.
Связь между
простыми
предложения
ми в составе
сложного
Сложное
предложение
и
предложение
с
однородными
членами
Обучающее
изложение
1
1
1
1
1
Уметь
распознавать
простые и
сложные
предложения.
Расставлять
знаки
препинания в
сложном
предложении и
предложении с
однородными
членами
Контролироват
ь правильность
предложений,
корректировать
предложения,
содержащие
смысловые и
грамматически
е ошибки
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий; анализ, сравнение,
классификация объектов по
выделенным признакам;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество
с учителем и сверстниками;
контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
регулятивные: постановка
учебной задачи, сличение
способа действия и его
результата с заданным
эталонном; оценивание
качества и уровня усвоения
материала
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Обосновывать
постановку
запятых в
предложениях с
однородными
членами
Различать простое
предложение с
однородными
членами и сложное
предложение.
Ставить запятые
между простыми
предложениями,
входящими в
состав сложного
Уметь
стилистически
точно
передавать
содержание
текста; уметь
употреблять в
познавательные: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
смысловое чтение; рефлексия
способов и условия действия,
контроль и оценка процесса и
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный выбор
Оценивать
результаты
выполненного
задания «Проверь
себя» по учебнику.
Письменно
передавать
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Прави
ла, с.
30
Прави
ла, с.
31
Прави
ла, с.
33
У 48,
с. 34
Урок
развития
умений и
навыков
Комбинирова
нный урок
Задани
я по
СД письменной
речи
предложения с
однородными
членами
1.10
1
Контрольный
диктант по
теме
«Предложени
е»
Уметь писать
под диктовку и
выполнять
грамматически
е задания
на основе
социальных и
личностных
ценностей
содержание
повествовательног
о текста по
самостоятельно
составленному
плану
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Оценить
результаты
освоения тем,
проявить
личностную
заинтересованност
ь в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий
Контроль
знаний,
умений и
навыков
Задани
я по
СД
результата деятельности;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
составление плана и
последовательности действий
познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задачи в
зависимости от конкретных
условий; рефлексия способов
и условий действия, контроль
оценка процесса и результатов
деятельности;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
сличение способа действия и
его результата с заданным
эталоном; внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия; способность к
мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию 3.10
4.10
Уточнить и
углубить
представление
о лексическом
значении слова,
об однозначных
и многозначных
словах, о
прямом и
переносном
значении слов,
об антонимах и
синонимах, о
тематических
группах слов.
Выявлять
слова, значение
которых
требует
уточнения.
Работать с
лингвистически
ми словарями.
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; выбор
наиболее эффективных
способов решения задач в
зависимости от конкретных
условий; анализ, сравнение,
классификация объектов по
выделенным признакам;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество
с учителем и сверстниками;
контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
регулятивные: постановка
учебной задачи, сличение
способа действия и его
результата с заданным
эталонном; оценивание
качества и уровня усвоения
материала
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Слово в
языке и
речи (18
ч)
1
Слово и его
лексическое
значение.
1
Многозначные
слова. Прямое
и переносное
значения
слов.
Заимствованн
ые слова.
Устаревшие
слова
У 61,
с.43
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
У 67,
с. 46
Анализировать
высказывания о
русском языке.
Выявлять слова,
значение которых
требует уточнения.
Объяснять
принцип
построения
толкового словаря.
Определять
(выписывать)
значение слова,
пользуясь
толковым
словарём (сначала
с помощью
учителя, затем
самостоятельно)
Распознавать
многозначные
слова, слова в
прямом и
переносном
значениях.
Анализировать
употребление в
тексте слова в
прямом и
переносном
значении.
Сравнивать прямое
и переносное
значения слов. 5.10
7.10
1
1
Синонимы,
антонимы,
омонимы.
Фразеологизм
ы. Обобщение
знаний о
лексических
группах слов
8.10
Состав слова.
1
10.10
11.10
Состав слова.
1
Состав слова.
1
У 73,
с. 48
У 76,
с. 50
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный выбор
на основе
социальных и
личностных
Подбирать к слову
синонимы,
антонимы.
Контролировать
уместность
использования
слов в
предложениях,
находить случаи
неудачного выбора
слова,
корректировать
обнаруженные
ошибки, подбирая
наиболее точный
синоним.
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам; моделирование;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество
с учителем и сверстниками;
регулятивные: постановка
учебной задачи, сличение
способа действия и его
результата с заданным
эталонном; оценивание
качества и уровня усвоения
материала
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Установление
связи между целью
и её мотивом
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
Урок
развития
умений и
навыков
Табли
ца, с.
52
Различать
однокоренные
слова и формы
одного и того же
слова, синонимы и
однокоренные
слова,
однокоренные
слова и слова с
омонимичными
корнями
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
У 84,
с. 54
У 88,
с.56
Уметь
разбирать слова
по составу;
знать
морфемный
состав слова и
роль каждой
значимой части
Уметь
разбирать слова
по составу;
Уметь
разбирать слова
по составу;
знать
морфемный
состав слова и
роль каждой
значимой части 12.10
14.10
1
Правописание
гласных и
согласных в
корнях слов
Уметь
распознавать
однокоренные
слова,
подбирать
однокоренные
слова разных
частей речи;
1
Правописание
удвоенных
согласных в
корнях
Уметь строить
и
последовательн
о излагать
текст;
исправлять
ошибки в своей
работе
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой
информации;
коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации;
регулятивные: постановка
учебной задачи; сличение
способа действия и его
результата с данным эталоном;
оценивание качества и уровня
усвоения
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания
Устанавливать
наличие в словах
изученных
орфограмм,
обосновывать их
написание.
Устанавливать
зависимость
способа проверки
от места
орфограммы в
слове.
Использовать
алгоритм
применения
орфографического
правила при
обосновании
написания слова.
Работать с
памяткой «Звуко
буквенный разбор
слова».
Проводить
звуковой и звуко
буквенный разбор
слов
У 91,
с. 57
Урок
развития
умений и
навыков
У 98,
с.60
Урок
развития
умений и
навыков 15.10
17.10
18.10
1
1
1
Правописание
приставок и
суффиксов
Разделительн
ые твердый и
мягкий знаки
Части речи.
Морфологиче
ские признаки
частей речи
Уметь
различать
приставки и
предлоги;
упражнение в
написании слов
с предлогами и
приставками, с
суффиксами
Знать о том,
что показывает
разделительный
мягкий знак,
перед какими
буквами
пишется
Уметь
распознавать
самостоятельн
ые и служебные
части речи.
Уметь
распознавать
существительно
е, определять
род имен
существительн
ых
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный выбор
на основе
социальных и
личностных
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Группировать
слова по месту
орфограммы и по
типу орфограммы
Урок
развития
умений и
навыков
Табли
ца, с.
62
Урок
развития
умений и
навыков
Табли
ца, с.
64
Урок
развития
умений и
навыков
У
113,
с.68
Работать с
орфографическим
словарём.
Контролировать
правильность
записи текста.
Оценивать
результат
выполнения
орфографической
задачи.
Различать
изученные части
речи.
Классифицировать
слова по частям
речи на основе
изученных
признаков.
Анализировать
изученные
грамматические
признаки частей
речи и соотносить
их с той частью
речи, которой они
присущи.
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам; синтез; осознанное
и произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
построение логической цепи
рассуждений; доказательство;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и 19.10
21.10
22.10
24.10
Склонение
имен
существитель
ных и имен
прилагательн
ых
Имя
числительное.
Глагол
Наречие как
часть речи
1
1
1
Правописание
наречий
1
Уметь склонять
имена
существительн
ые по падежам
Обобщить
существенные
признаки
прилагательног
о как части
речи; уметь
изменять имена
прилагательные
по родам;
писать родовые
окончания
Уметь
распознавать
глаголы, имена
числительные.
Изменять
глаголы по
временам.
Уметь
распознавать
часть речи.
Каким членом
предложения
является
наречие. Какие
окончания
имеет.
Развивать
орфографическ
ую зоркости
Уметь
различать части
речи
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
оценивание качества и уровня
усвоения материала
Урок
развития
умений и
навыков
У
117,
с.70
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный выбор
на основе
социальных и
личностных
Различать
изученные части
речи.
Анализировать
изученные
грамматические
признаки частей
речи и соотносить
их с той частью
речи, которой они
присущи
Различать
изученные части
речи.
Анализировать
изученные
грамматические
признаки частей
речи и соотносить
их с той частью
речи, которой они
присущи
Урок
развития
умений и
навыков
Урок
развития
умений и
навыков
Задани
я по
СД
У
127,
с. 74
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный выбор
на основе
социальных и
личностных
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Классифицировать
наречия по
значению и
вопросам.
Образовывать
наречия от имён
прилагательных
Урок
развития
умений и
навыков
У
130,
с. 76 25.10
26.10
1
Сочинение
отзыв по
картине
В.М.Васнецов
а «Иван
Царевич на
Сером
волке».
Уметь
употреблять в
речи
предложения с
однородными
членами,
составлять
текст –
описание
картины
1
Контрольный
диктант по
теме «Части
речи»
Выявить, в
какой степени
закрепился
навык
правописания;
уметь
оформлять
предложения,
писать слова
без пропусков
букв.
Обозначать
твердые и
мягкие
согласные,
познавательные: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
смысловое чтение; рефлексия
способов и условия действия,
контроль и оценка процесса и
результата деятельности;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
составление плана и
последовательности действий;
сличение способа действия и
его результата с заданным
эталоном; внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия
познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задачи в
зависимости от конкретных
условий; рефлексия способов
и условий действия, контроль
оценка процесса и результатов
деятельности;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
Урок
формировани
я умений и
навыков
Задани
я по
СД
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Обсуждать
представленный
отзыв
С.И.Мамонтова о
картине
В.М.Васнецова
«Иванцаревич на
Сером волке»,
высказывать своё
суждение и
сочинять
собственный текст
отзыв о картине
художника
Контроль
знаний,
умений и
навыков
Задани
я по
СД
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Оценить
результаты
освоения тем,
проявить
личностную
заинтересованност
ь в приобретении и
расширении знаний
и способов
действий 28.10
29.10
сличение способа действия и
его результата с заданным
эталоном; внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия; способность к
мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели; анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам; синтез; осознанное
и произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
построение логической цепи
рассуждений; доказательство;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка; регулятивные:
оценивание качества и уровня
усвоения материала
1
1
разделительный
ь, писать
звонкие и
глухие
согласные,
безударные
гласные
Уметь
определять
падеж имен
существительн
ых
Знать
особенности
имен
существительн
ых в
именительном
падеже;
родительном.
винительном.
Уметь
определять
падеж;
выделять
главные члены
предложения
Имя
существ
ительно
е (40 ч)
Распознавание
падежей имен
существитель
ных
Упражнение в
распознавани
и
именительног
о,
родительного,
винительного
падежей
неодушевленн
ых имен
существитель
ных
Урок
развития
умений и
навыков
У
136,
с. 81
Урок
развития
умений и
навыков
У
139,
с.83
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Различать имена
существительные,
определять
признаки,
присущие имени
существительному.
Изменять имена
существительные
по падежам
Определять падеж
имени
существительного,
пользуясь
памяткой.
Выделять
особенности
именительного
падежа имени
существительного:
в предложении
является
подлежащим. 7.11
8.11
9.11
Знать
особенности
имен
существительн
ых в
родительном,
дательном,
винительном
падеже; уметь
определять
падеж
Знать
особенности
имен
существительн
ых в
творительном и
предложном
падеже; уметь
определять
падеж;
отрабатывать
приемы
распознавания
падежей
Знать падежи;
уметь
распознавать
падеж имен
существительн
ых
1
1
1
Упражнение в
распознавани
и
одушевленны
х имен
существитель
ных в
родительном
и
винительном
падежах, в
дательном
падеже
Упражнение в
распознавани
и имен
существитель
ных в
творительном
и предложном
падежах
Повторение
сведений о
падежах и
приемах их
распознавания
.
Несклоняемы
е имена
существитель
ные
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Различать
именительный и
винительный
падежи
Урок
развития
умений и
навыков
У
142,
с. 84
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Урок
развития
умений и
навыков
У
145,
с. 85
Урок
развития
умений и
навыков
У
148,
с. 87
Работать с
таблицей
«Признаки
падежных форм
имён
существительных».
Различать
падежные и
смысловые
(синтаксические)
вопросы.
Различать имена
существительные в
начальной и
косвенной формах 11.11
12.11
14.11
1
1
1
Три
склонения
имен
существитель
ных (общее
представлени
е). 1е
склонение
имен
существитель
ных
Упражнение в
распознавани
и имен
существитель
ных 1го
склонения
Сочинение по
картине А.А.
Пластова
«Первый
снег»
Уметь склонять
имена
существительн
ые
Уметь
определять тип
склонения имен
существительн
ых
Уметь
определять
тему рисунка,
озаглавливать
его,
анализировать
содержание и
составлять
текст,
отражающий
содержание
рисунка; уметь
правильно
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели;
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
письменной форме; анализ
объектов с целью выделения
их признаков;
коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации;
регулятивные: постановка
учебной задачи; сличение
способа действия и его
результата с данным эталоном;
внесение необходимых
дополнений и корректив в план
и способ действия; оценивание
качества и уровня усвоения
материала
познавательные: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме;
смысловое чтение; рефлексия
способов и условия действия,
контроль и оценка процесса и
результата деятельности;
коммуникативные: владение
монологической и
диалогической формами речи
в соответствии с
грамматическими и
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Установление
связи между целью
учебной
деятельности и её
мотивом
Нравственно
этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
на основе
социальных и
личностных
ценностей
Определять
принадлежность
имён
существительных к
1му склонению и
обосновывать
правильность
определения.
Подбирать
примеры
существительных
1го склонения
Анализировать
таблицу
«Падежные
окончания имён
существительных
1го склонения»,
сопоставлять
ударные и
безударные
падежные
окончания
существительных
1го склонения
Составлять
описательный
текст по
репродукции
картины
художника А.А.
Пластова «Первый
снег» (под
руководством
учителя)
Урок
изучения
нового
материала
Прави
ла, с.
90
Урок
развития
умений и
навыков
У
159,
с. 92
Урок
развития
умений и
навыков
Задани
я по
СД
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.