рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Используемый учебно-методический комплект:
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2012.
Байкова Т. А., Малаховская О. В., Ерышева Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ, № 1, 2. - М.: Академкнига, 2012.
Пояснительная записка
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о
языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление
учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаковосимволического и логического мышления учащихся; формирование
языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
социокультурная
изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека;
цель
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо
решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и
повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе
состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной
личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя
носителем языка.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4го года обучения:
В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:
работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять
аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в
корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в
разных учебных целях;
работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в
виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
В области коммуникативных УУД: в рамках инициативного сотрудничества
освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой
группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); в рамках коммуникации как
взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь
мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано
высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную
позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения
собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных УУД осуществлять самоконтроль и контроль хода
выполнения работы и полученного результата.
Содержательна я линия «Система языка»Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
• зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить
фонетикографический
разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность
проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов.
(звукобуквенный)
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического
минимума, отобранного для изучения в 4м классе;
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными,
прилагательными, местоимениями;
• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в
учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к
учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• проводить морфемный анализ слова
словообразовательный анализ;
(по составу);
элементарный
• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них
от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ
словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и
суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
•подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для
объяснения значений слов;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
•определять части речи: существительное,
прилагательное,
глагол,
местоимение, предлог, союз;
• определять три типа склонения существительных;
• определять названия падежей и способы их определения;
•определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и
глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
•проводить морфологический разбор имен существительных, имен
прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте такие части речи как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
•определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое),
второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
• определять однородные члены предложения;
•составлять схемы предложений с однородными членами и строить
предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
•различать второстепенные члены предложения дополнение,
обстоятельство, определение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора.
•различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять общее правило написания:
ое после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных
окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных
окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в
единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их
проверки;
применять правила правописания:
безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и
множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов
1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в
повелительном наклонении;
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных
слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения
принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой
словарных слов по орфографическому словарю учебника;
•
•
•
••
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных
предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
•
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,
чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
•при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
различать особенности разных типов текста (повествование, описание,
рассуждение);
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание,
повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с
элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научнопопулярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с
одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
•анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения
(для самостоятельно создаваемых текстов).Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной
деятельности
Содержание учебного курса
Фонетика и орфография (10ч)
Наблюдения
над фонетическими
чередованиями согласных звуков (по
глухостизвонкости, твердости мягкости,
месту и способу образования) и гласных
звуков (замена ударных и безударных
гласных).
Место ударения в слове.
Чередующиеся в одной и той же морфеме
звуки обозначаются на письме одинаково,
в соответствии с проверкой. Различные
способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на
примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на
примере суффиксов лив и ов).
Написание двойных согласных в словах
иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком
(«беглый гласный»). Написание суффиксов
ик/ек с учетом наличия/отсутствия
беглого гласного (повторение).
Написание оё после шипящих в разных
частях слова: корнях,
суффиксах и
окончаниях (повторение).
Написание букв иы после приставки перед
корнем,
и.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование(12 ч.)
Производные и непроизводные слова.
Представление о словообразовательном
аффиксе (без введения термина). Система
способов словообразования в русском
языке. Словообразование и орфография.
Решение
элементарных
словообразовательных задач. Наблюдения
над индивидуальным словотворчеством в
поэзии и детской речи.
начинающимся
на
Формы
организации
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
Основные виды учебной
деятельности
Упражнения в различении звуков и
букв.
Характеристика
звуков русского
(ударные/безударные;
языка
согласные
твердые/мягкие,
парные/непарные твердые и мягкие,
согласные
звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие).
анализ
слова (по
элементарный
Морфемный
составу);
словообразовательный анализ.
Сравнение
связанных
отношениями
производности,
объяснение, какое из них от какого
нахождение
образовано,
словообразовательного
аффикса,
указывая способ словообразования (с
помощью приставки, с помощью
слов,Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной
формы и формы настоящего времени).
Чередования звуков, видимые на письме
(исторические
при
словообразовании и словоизменении
глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
чередования),
суффикса, с помощью приставки и
суффикса одновременно, сложением
основ с соединительным гласным).
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
частей
местоимения,
Определение
речи:
существительного, прилагательного,
глагола,
предлога,
союза.
Упражнения в определении трёх
типов склонения существительных.
Определение спряжения глаголов по
ударным личным окончаниям и
глагольным суффиксам начальной
формы глагола.
морфологического
Проведение
разбора имен существительных, имен
прилагательных и глаголов по
предложенному
учебнике
алгоритму,
оценивание
правильности
проведения
морфологического разбора.
Нахождение в тексте таких частей
речи, как личные местоимения и
наречия,
с
существительными и личными
местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
предлоги вместе
в
в
имен
имен
имени
разбор
единственном
Морфология и лексика (15 ч.)
Система частей речи русского языка:
самостоятельные и служебные части речи.
Категориальное
Имя существительное.
значение
существительных.
Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных трех
склонений
и
множественном числе и их проверка
(повторение)..
Морфологический
существительного.
Имя прилагательное.
Категориальное
значение
прилагательных.
Правописание безударных падежных
окончаний имен прилагательных мужского,
женского и среднего рода в единственном
числе и окончаний прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Категориальное значение
местоимений.
Личные местоимения.
Склонение личных местоимений..
Глагол. Категориальное значение глагола.
Грамматическое значение глагола и
система его словоизменения.
Виды
глагола
(повторение). Формы времени глаголов
несовершенного и совершенного вида.
Изменение в настоящем и будущем времени
по лицам и числам. Грамматическое
значение личных окончаний. Понятие о
типах спряжения: два набора личных
окончаний.
Изменение в прошедшем
времени по родам и числам.
Грамматическое
значение окончаний
прошедшего времени.
Способы определения спряжения глагола:
по ударным личным окончаниям; по
суффиксу начальной формы при
безударных
окончаниях.
Правописание глаголов в прошедшем
Времена
глагола.
личныхи
слова.
Лексическое
времени.
Союз. Представление о союзе как о части
речи. Сведения об употреблении союзов.
Синтаксическая функция союза в
предложении с однородными членами и в
сложном предложении. Право писание
союзов а,
но в предложении с
однородными членами.
Значение
грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое
и переносное значение; разновидности
переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как
лексические явления.
Активный и пассивный словарный запас.
Наблюдения над устаревшими словами и
неологизмами.
Использование сведений о происхождении
слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над
различиями между словом и
фразеологизмом.
Синтаксис и пунктуация (54 ч.)
Понятие об однородных членах
предложения и способах оформления их на
письме: бессоюзная и союзная связь.
Предложения с однородными главными и
однородными второстепенными членами
предложения.
Формирование умения составлять схему
предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам
предложения.
Представления о сложном предложении
(наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и
сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах
в течение года)
Использование
словарей:
толкового, словаря устойчивых выражений,
орфографического
«Пиши
правильно»), обратного, орфоэпического
(словарь
правильно»),
этимологического (Словарь происхождения
слов)
различных
лингвистических задач.
«Произноси
(словарь
решения
учебных
для
и,
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
Определение членов предложения:
главных (подлежащее и сказуемое),
второстепенных
(дополнение,
обстоятельство, определение).
Определение однородных членов
предложения.
Составление схем предложений с
однородными членами и построение
предложения по заданным моделям.
Различение второстепенных членов
предложения
дополнения,
обстоятельства, определения.
в соответствии с
Выполнение
учебнике
предложенным
алгоритмом разбор простого
(по
предложения
членам
предложения,
синтаксический),
оценивание правильности разбора.
Различение простых и сложных
–
в
предложений.Календарно тематический план
№
ур
1
2
3
4
5
6
78
9
10
11
12
13
14
Тема урока
Безударный гласный, проверяемый ударением,
в корне, суффиксе и приставке
Безударный гласный, проверяемый ударением,
в корне, суффиксе и приставке
Безударный гласный, проверяемый ударением,
в корне, суффиксе и приставке
Различение суффиксов. Значения суффиксов
Различение суффиксов. Значения суффиксов
Слова с удвоенной буквой согласного,
пришедшие из других языков
Однородные члены предложения
Контрольный диктант по теме «Повторение».
№ 1
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Глагол
Сравниваем личные окончания глаголов,
принадлежащих к разным спряжениям
Примечание
Дата
проведения
урока
план факт
02.09.1
6
05.09.1
6
07.09.1
6
09.09.1
6
12.09.1
6
14.09.1
6
16.09.1
6
19.09.1
6
21.09.1
6
23.09.1
6
26.09.1
6
28.09.1
6
30.09.1
6
03.10.1
615
16
17
18
19
20
21
Учимся правильно писать безударные личные
окончания глаголов
Учимся правильно писать безударные личные
окончания глаголов
Правило употребления предлогов О и ОБ
Продолжаем определять
спряжение глагола по его начальной форме
Определяем спряжение глагола по его
начальной форме
Письменное изложение
Определяем спряжение глагола по его
начальной форме
22
23
Характеристика предложения и разбор слова
как части речи
Контрольная работа за 1 ч №2."Медвежонок"
Глагол.
Глаголы с суффиксом Я в начальной форме
Написание безударных суффиксов глагола в
форме прошедшего времени
Суффиксы повелительной формы глагола
Различение повелительной формы
мн. ч. и формы 2го лица мн. ч.
Трудности написания глаголов на –ять в
настоящем (или будущем) и в прошедшем
времени
Контрольный диктант с грамматич. заданием.
«Правописание глаголов» № 3
05.10.1
6
07.10.1
6
10.10.1
6
12.10.1
6
14.10.1
6
17.10.1
6
19.10.1
6
21.10.1
6
24.10.1
6
26.10.1
6
28.10.1
6
07.1116
09.11.1
6
11.11.1
6
14.11.1
6
16.11.1
6
18.11.1
6
21.11.1
6
23.11.1
6
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Работа над ошибками. Как изменяются глаголы,
имеющие в начальной форме суффикс –чь
25.11.1
6
Слова с удвоенной буквой согласного,
пришедшие из других языков
Усекаемая и неусекаемая основа глаголов
28.11.1
6
30.11.1
6
02.12.1
639
40
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ
Написание О и Ё после шипящих ( в
окончаниях и суффиксах существительных и
прилагательных, в корнях существительных
Проект «Составление словарного диктанта по
данной теме».
Образование кратких прилагательных
Контрольная работа за 2 четверть № 4
Работа над ошибками. Образование кратких
форм прилагательных
Образование наречий
Контрольный словарный диктант.
Повторение пройденного
3 часть
Части речи. Имя существительное
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Синонимы (повторение)
Глагол
Глагол
Устойчивые выражения
Простая и сложная форма будущего времени
глаголов
Простая и сложная форма будущего времени
глаголов
Простая и сложная форма будущего времени
глаголов
Контрольный диктант
«Простая и сложная форма глагола» № 5
62
Личные местоимения
05.12.1
6
07.1216
09.12.1
6
12.12.1
6
14.12.1
6
16.12.1
6
19.12.1
6
21.12.1
6
23.1216
26.1216
11.01.1
7
13.01.1
7
16.01.1
7
18.01.1
7
20.01.1
7
23.01.1
7
25.01.1
7
27.01.1
7
30.01.1
7
01.02.1
7
03.0217
06.02.1
7
08.02.1
7
10.02.1
763
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
Разбор слова по составу
Разбор слова по составу
Орфограммы в корнях слов
Орфограммы в корнях слов
Орфограммы в корнях слов
Существительные.
Орфограммы в суффиксах слов
Орфограммы в суффиксах слов
Контрольный диктант «Безударный гласный в
суффиксе, проверяемый ударением» № 6
Буквы О/ Е после шипящих
Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и
Ц
Глагольные суффиксы
13.02.1
7
15.02.1
7
17.02.1
7
20.02.1
7
22.02.1
7
24.0217
27.02.1
7
01.03.1
7
03.03.1
7
06.03.1
7
10.03.1
7
Написание существительных с суффиксом –ищ 13.03.1
Орфограммы в окончаниях слов.
Существительные
Орфограммы в окончаниях слов.
Прилагательные
Контрольная работа за 3 ч № 7
Орфограммы в окончаниях слов.
Учимся различать и форму 2го лица мн. ч.
повелительную форму мн. ч.
Учимся различать и форму 2го лица мн. ч.
повелительную форму мн. ч.
Орфограммы в приставках
Орфограммы в приставках
Работа разделительного Ь
Правописание разделительного Ь в
прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
(3часа)
Правописание разделительного Ь в
прилагательных, отвечающих на вопрос чей?
7
15.03.1
7
17.03.1
7
20.03.1
7
22.03.1
7
24.03.1
7
03.04.1
7
05.04.1
7
07.04.1
7
10.04.1
7
12.04.1
7
14.04.1
786
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Правописание разделительного Ь в
прилагательных, отвечающих на вопрос чей?
Слова, которые легко перепутать
Контрольное тестирование
«Ь» после шипящих на конце основы в словах
разных частей речи
Ь после шипящих
Распространенные и нераспространенные
предложе ния. Однородные члены
Написание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах
Разбор предложения по членам предложения
Простые и сложные предложения. Знаки
препинания в сложных предложениях
Комплексная итоговая работа
Отличие сложных предложений от простых
предложе
нийс однородными членами
Постановка знаков препинания в сложных
предлях
Правописание орфограмм в разных частях
слова
Контрольная работа за год № 8
Работа над ошибками
Правописание орфограмм в разных частях
слова
Правописание орфограмм в разных частях
слова
17.04.1
7
19.04.1
7
21.04.1
7
24.04.1
7
26.0417
28.04.1
7
03.05.1
7
05.05.1
7
08.05.1
7
10.05.1
7
12.05.1
7
15.05.1
7
17.05.1
7
19.0517
22.0517
24.05.1
7
26.05.1
7Перечень литературы
1. Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная на
апьная школа. М.: Академкнига / Учебник, 2012.
2. “1200 диктантов и творческих работ по русскому языку” Москва “Дрофа” 1999;
3. “Тесты по русскому языку” Москва “АСТПРЕСС” 1999; ”Школьный русскотатарский
словарь” Казань, 1989;
4. П.А.Грушников “Орфографический словарик” Москва “Просвещение” 1991;
5. Н.М.Неусыпова “Толковый словарик русского языка” Москва “Просвещение” 1989;
6. Н.Г.Скегина, Г.И.Колпакова “Большой справочник” Москва “Олимп” 2000;
7.Интерактивные контрольные тренировочные работы..: Планета, 2013. (Качество
обучения).
Интернетресурсы
http://schoolcollection.edu.ru Единая коллекция ЦОР
http://ims.ocpi.ru Региональная коллекция ЦОР
http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz вся орфография и пунктуация в таблицах,
толковый словарь Даля
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/
http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
проводящих время в Интернете
Сайт для детей и взрослых,
http://www.4stupeni.ru/ Клуб учителей начальной школы
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://www.uroki.net/docnach.htm Копилка опыта учителей начальных классов
http://www.vidahl.agava.ru/ Толковый словарь О.Даля