рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспективная начальная школа. Используемый учебно-методический комплект:
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2012.
Байкова Т. А., Малаховская О. В., Ерышева Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ, № 1, 2. - М.: Академкнига, 2012.
раб прогр рус яз 4кл.docx
Пояснительная записка
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о
языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление
учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаковосимволического и логического мышления учащихся; формирование
языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
социокультурная
изучения русского языка включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека;
цель
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо
решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и
повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе
состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной
личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя
носителем языка.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4го года обучения:
В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:
работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять
аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в
корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в
разных учебных целях;
работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в
виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
В области коммуникативных УУД: в рамках инициативного сотрудничества
освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой
группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); в рамках коммуникации как
взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь
мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано
высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную
позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения
собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных УУД осуществлять самоконтроль и контроль хода
выполнения работы и полученного результата.
Содержательна я линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
• зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить
фонетикографический
разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность
проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов.
(звукобуквенный)
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического
минимума, отобранного для изучения в 4м классе;
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными,
прилагательными, местоимениями;
• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в
учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к
учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• проводить морфемный анализ слова
словообразовательный анализ;
(по составу);
элементарный
• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них
от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ
словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и
суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
•подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для
объяснения значений слов;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи. Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
•определять части речи: существительное,
прилагательное,
глагол,
местоимение, предлог, союз;
• определять три типа склонения существительных;
• определять названия падежей и способы их определения;
•определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и
глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
•проводить морфологический разбор имен существительных, имен
прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте такие части речи как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
•определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое),
второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
• определять однородные члены предложения;
•составлять схемы предложений с однородными членами и строить
предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
•различать второстепенные члены предложения дополнение,
обстоятельство, определение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора.
•различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять общее правило написания:
ое после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных
окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных
окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в
единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их
проверки;
применять правила правописания:
безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и
множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов
1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в
повелительном наклонении;
использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных
слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения
принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой
словарных слов по орфографическому словарю учебника;
•
•
•
• •
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных
предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
•
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,
чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
•при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
различать особенности разных типов текста (повествование, описание,
рассуждение);
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание,
повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с
элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научнопопулярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с
одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
•анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения
(для самостоятельно создаваемых текстов). Содержание учебного курса, формы организации, основные виды учебной
деятельности
Содержание учебного курса
Фонетика и орфография (10ч)
Наблюдения
над фонетическими
чередованиями согласных звуков (по
глухостизвонкости, твердости мягкости,
месту и способу образования) и гласных
звуков (замена ударных и безударных
гласных).
Место ударения в слове.
Чередующиеся в одной и той же морфеме
звуки обозначаются на письме одинаково,
в соответствии с проверкой. Различные
способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на
примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на
примере суффиксов лив и ов).
Написание двойных согласных в словах
иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком
(«беглый гласный»). Написание суффиксов
ик/ек с учетом наличия/отсутствия
беглого гласного (повторение).
Написание оё после шипящих в разных
частях слова: корнях,
суффиксах и
окончаниях (повторение).
Написание букв иы после приставки перед
корнем,
и.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование(12 ч.)
Производные и непроизводные слова.
Представление о словообразовательном
аффиксе (без введения термина). Система
способов словообразования в русском
языке. Словообразование и орфография.
Решение
элементарных
словообразовательных задач. Наблюдения
над индивидуальным словотворчеством в
поэзии и детской речи.
начинающимся
на
Формы
организации
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
Основные виды учебной
деятельности
Упражнения в различении звуков и
букв.
Характеристика
звуков русского
(ударные/безударные;
языка
согласные
твердые/мягкие,
парные/непарные твердые и мягкие,
согласные
звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие).
анализ
слова (по
элементарный
Морфемный
составу);
словообразовательный анализ.
Сравнение
связанных
отношениями
производности,
объяснение, какое из них от какого
нахождение
образовано,
словообразовательного
аффикса,
указывая способ словообразования (с
помощью приставки, с помощью
слов, Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной
формы и формы настоящего времени).
Чередования звуков, видимые на письме
(исторические
при
словообразовании и словоизменении
глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
чередования),
суффикса, с помощью приставки и
суффикса одновременно, сложением
основ с соединительным гласным).
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
частей
местоимения,
Определение
речи:
существительного, прилагательного,
глагола,
предлога,
союза.
Упражнения в определении трёх
типов склонения существительных.
Определение спряжения глаголов по
ударным личным окончаниям и
глагольным суффиксам начальной
формы глагола.
морфологического
Проведение
разбора имен существительных, имен
прилагательных и глаголов по
предложенному
учебнике
алгоритму,
оценивание
правильности
проведения
морфологического разбора.
Нахождение в тексте таких частей
речи, как личные местоимения и
наречия,
с
существительными и личными
местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
предлоги вместе
в
в
имен
имен
имени
разбор
единственном
Морфология и лексика (15 ч.)
Система частей речи русского языка:
самостоятельные и служебные части речи.
Категориальное
Имя существительное.
значение
существительных.
Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных трех
склонений
и
множественном числе и их проверка
(повторение)..
Морфологический
существительного.
Имя прилагательное.
Категориальное
значение
прилагательных.
Правописание безударных падежных
окончаний имен прилагательных мужского,
женского и среднего рода в единственном
числе и окончаний прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Категориальное значение
местоимений.
Личные местоимения.
Склонение личных местоимений..
Глагол. Категориальное значение глагола.
Грамматическое значение глагола и
система его словоизменения.
Виды
глагола
(повторение). Формы времени глаголов
несовершенного и совершенного вида.
Изменение в настоящем и будущем времени
по лицам и числам. Грамматическое
значение личных окончаний. Понятие о
типах спряжения: два набора личных
окончаний.
Изменение в прошедшем
времени по родам и числам.
Грамматическое
значение окончаний
прошедшего времени.
Способы определения спряжения глагола:
по ударным личным окончаниям; по
суффиксу начальной формы при
безударных
окончаниях.
Правописание глаголов в прошедшем
Времена
глагола.
личных и
слова.
Лексическое
времени.
Союз. Представление о союзе как о части
речи. Сведения об употреблении союзов.
Синтаксическая функция союза в
предложении с однородными членами и в
сложном предложении. Право писание
союзов а,
но в предложении с
однородными членами.
Значение
грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое
и переносное значение; разновидности
переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как
лексические явления.
Активный и пассивный словарный запас.
Наблюдения над устаревшими словами и
неологизмами.
Использование сведений о происхождении
слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над
различиями между словом и
фразеологизмом.
Синтаксис и пунктуация (54 ч.)
Понятие об однородных членах
предложения и способах оформления их на
письме: бессоюзная и союзная связь.
Предложения с однородными главными и
однородными второстепенными членами
предложения.
Формирование умения составлять схему
предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам
предложения.
Представления о сложном предложении
(наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и
сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах
в течение года)
Использование
словарей:
толкового, словаря устойчивых выражений,
орфографического
«Пиши
правильно»), обратного, орфоэпического
(словарь
правильно»),
этимологического (Словарь происхождения
слов)
различных
лингвистических задач.
«Произноси
(словарь
решения
учебных
для
и,
Парная, групповая.
индивидуальная,
фронтальная.
Определение членов предложения:
главных (подлежащее и сказуемое),
второстепенных
(дополнение,
обстоятельство, определение).
Определение однородных членов
предложения.
Составление схем предложений с
однородными членами и построение
предложения по заданным моделям.
Различение второстепенных членов
предложения
дополнения,
обстоятельства, определения.
в соответствии с
Выполнение
учебнике
предложенным
алгоритмом разбор простого
(по
предложения
членам
предложения,
синтаксический),
оценивание правильности разбора.
Различение простых и сложных
–
в
предложений. Календарно тематический план
№
ур
1
2
3
4
5
6
78
9
10
11
12
13
14
Тема урока
Безударный гласный, проверяемый ударением,
в корне, суффиксе и приставке
Безударный гласный, проверяемый ударением,
в корне, суффиксе и приставке
Безударный гласный, проверяемый ударением,
в корне, суффиксе и приставке
Различение суффиксов. Значения суффиксов
Различение суффиксов. Значения суффиксов
Слова с удвоенной буквой согласного,
пришедшие из других языков
Однородные члены предложения
Контрольный диктант по теме «Повторение».
№ 1
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Глагол
Сравниваем личные окончания глаголов,
принадлежащих к разным спряжениям
Примечание
Дата
проведения
урока
план факт
02.09.1
6
05.09.1
6
07.09.1
6
09.09.1
6
12.09.1
6
14.09.1
6
16.09.1
6
19.09.1
6
21.09.1
6
23.09.1
6
26.09.1
6
28.09.1
6
30.09.1
6
03.10.1
6 15
16
17
18
19
20
21
Учимся правильно писать безударные личные
окончания глаголов
Учимся правильно писать безударные личные
окончания глаголов
Правило употребления предлогов О и ОБ
Продолжаем определять
спряжение глагола по его начальной форме
Определяем спряжение глагола по его
начальной форме
Письменное изложение
Определяем спряжение глагола по его
начальной форме
22
23
Характеристика предложения и разбор слова
как части речи
Контрольная работа за 1 ч №2."Медвежонок"
Глагол.
Глаголы с суффиксом Я в начальной форме
Написание безударных суффиксов глагола в
форме прошедшего времени
Суффиксы повелительной формы глагола
Различение повелительной формы
мн. ч. и формы 2го лица мн. ч.
Трудности написания глаголов на –ять в
настоящем (или будущем) и в прошедшем
времени
Контрольный диктант с грамматич. заданием.
«Правописание глаголов» № 3
05.10.1
6
07.10.1
6
10.10.1
6
12.10.1
6
14.10.1
6
17.10.1
6
19.10.1
6
21.10.1
6
24.10.1
6
26.10.1
6
28.10.1
6
07.1116
09.11.1
6
11.11.1
6
14.11.1
6
16.11.1
6
18.11.1
6
21.11.1
6
23.11.1
6
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Работа над ошибками. Как изменяются глаголы,
имеющие в начальной форме суффикс –чь
25.11.1
6
Слова с удвоенной буквой согласного,
пришедшие из других языков
Усекаемая и неусекаемая основа глаголов
28.11.1
6
30.11.1
6
02.12.1
6 39
40
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ
Написание О и Ё после шипящих ( в
окончаниях и суффиксах существительных и
прилагательных, в корнях существительных
Проект «Составление словарного диктанта по
данной теме».
Образование кратких прилагательных
Контрольная работа за 2 четверть № 4
Работа над ошибками. Образование кратких
форм прилагательных
Образование наречий
Контрольный словарный диктант.
Повторение пройденного
3 часть
Части речи. Имя существительное
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Синонимы (повторение)
Глагол
Глагол
Устойчивые выражения
Простая и сложная форма будущего времени
глаголов
Простая и сложная форма будущего времени
глаголов
Простая и сложная форма будущего времени
глаголов
Контрольный диктант
«Простая и сложная форма глагола» № 5
62
Личные местоимения
05.12.1
6
07.1216
09.12.1
6
12.12.1
6
14.12.1
6
16.12.1
6
19.12.1
6
21.12.1
6
23.1216
26.1216
11.01.1
7
13.01.1
7
16.01.1
7
18.01.1
7
20.01.1
7
23.01.1
7
25.01.1
7
27.01.1
7
30.01.1
7
01.02.1
7
03.0217
06.02.1
7
08.02.1
7
10.02.1
7 63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
Разбор слова по составу
Разбор слова по составу
Орфограммы в корнях слов
Орфограммы в корнях слов
Орфограммы в корнях слов
Существительные.
Орфограммы в суффиксах слов
Орфограммы в суффиксах слов
Контрольный диктант «Безударный гласный в
суффиксе, проверяемый ударением» № 6
Буквы О/ Е после шипящих
Прилагательные. Буквы О/ Е после шипящих и
Ц
Глагольные суффиксы
13.02.1
7
15.02.1
7
17.02.1
7
20.02.1
7
22.02.1
7
24.0217
27.02.1
7
01.03.1
7
03.03.1
7
06.03.1
7
10.03.1
7
Написание существительных с суффиксом –ищ 13.03.1
Орфограммы в окончаниях слов.
Существительные
Орфограммы в окончаниях слов.
Прилагательные
Контрольная работа за 3 ч № 7
Орфограммы в окончаниях слов.
Учимся различать и форму 2го лица мн. ч.
повелительную форму мн. ч.
Учимся различать и форму 2го лица мн. ч.
повелительную форму мн. ч.
Орфограммы в приставках
Орфограммы в приставках
Работа разделительного Ь
Правописание разделительного Ь в
прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
(3часа)
Правописание разделительного Ь в
прилагательных, отвечающих на вопрос чей?
7
15.03.1
7
17.03.1
7
20.03.1
7
22.03.1
7
24.03.1
7
03.04.1
7
05.04.1
7
07.04.1
7
10.04.1
7
12.04.1
7
14.04.1
7 86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Правописание разделительного Ь в
прилагательных, отвечающих на вопрос чей?
Слова, которые легко перепутать
Контрольное тестирование
«Ь» после шипящих на конце основы в словах
разных частей речи
Ь после шипящих
Распространенные и нераспространенные
предложе ния. Однородные члены
Написание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах
Разбор предложения по членам предложения
Простые и сложные предложения. Знаки
препинания в сложных предложениях
Комплексная итоговая работа
Отличие сложных предложений от простых
предложе
нийс однородными членами
Постановка знаков препинания в сложных
предлях
Правописание орфограмм в разных частях
слова
Контрольная работа за год № 8
Работа над ошибками
Правописание орфограмм в разных частях
слова
Правописание орфограмм в разных частях
слова
17.04.1
7
19.04.1
7
21.04.1
7
24.04.1
7
26.0417
28.04.1
7
03.05.1
7
05.05.1
7
08.05.1
7
10.05.1
7
12.05.1
7
15.05.1
7
17.05.1
7
19.0517
22.0517
24.05.1
7
26.05.1
7 Перечень литературы
1. Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная на
апьная школа. М.: Академкнига / Учебник, 2012.
2. “1200 диктантов и творческих работ по русскому языку” Москва “Дрофа” 1999;
3. “Тесты по русскому языку” Москва “АСТПРЕСС” 1999; ”Школьный русскотатарский
словарь” Казань, 1989;
4. П.А.Грушников “Орфографический словарик” Москва “Просвещение” 1991;
5. Н.М.Неусыпова “Толковый словарик русского языка” Москва “Просвещение” 1989;
6. Н.Г.Скегина, Г.И.Колпакова “Большой справочник” Москва “Олимп” 2000;
7.Интерактивные контрольные тренировочные работы..: Планета, 2013. (Качество
обучения).
Интернетресурсы
http://schoolcollection.edu.ru Единая коллекция ЦОР
http://ims.ocpi.ru Региональная коллекция ЦОР
http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz вся орфография и пунктуация в таблицах,
толковый словарь Даля
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/
http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
проводящих время в Интернете
Сайт для детей и взрослых,
http://www.4stupeni.ru/ Клуб учителей начальной школы
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://www.uroki.net/docnach.htm Копилка опыта учителей начальных классов
http://www.vidahl.agava.ru/ Толковый словарь О.Даля
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.