Рабочая программа по русскому языку (5-9 кл., ФГОС)
Оценка 4.7

Рабочая программа по русскому языку (5-9 кл., ФГОС)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл—9 кл
30.04.2018
Рабочая программа по русскому языку (5-9 кл., ФГОС)
Рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС к рабочим программа по предметам гуманитарного цикла. В разделе "Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» дано, чему выпускник научится и чему получит возможность научиться. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержания учебного предмета , тематическое планирование по всем классам.
раб. прогр. по рус.яз. 5-9 кл..docx

 

Рабочая программа

 

Учебного предмета «Русский язык»

на уровне основного общего образования

срок реализации – 5 лет

 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

 

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования

 

Выпускник научится:

-                                              владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

-                                              владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

-                                              владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)  и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

-                                              адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

-                                              участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

-                                              создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

-                                              анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной  мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

-                                              использовать знание алфавита при поиске информации;

-                                              различать значимые и незначимые единицы языка;

-                                              проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

-                                              классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

-                                              членить слова на слоги и правильно их переносить;

-                                              определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

-                                              опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение  слова с опорой на его морфемный состав;

-                                              проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

-                                              проводить лексический анализ слова;

-                                              опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

-                                              опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

-                                              проводить морфологический анализ слова;

-                                              применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

-                                              опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

-                                              анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

-                                              находить грамматическую основу предложения;

-                                              распознавать главные и второстепенные члены предложения;

-                                              опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

-                                              проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

-                                              соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

-                                              опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

-                                              опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

-                                              использовать орфографические словари.

 

 

Выпускник получит возможность научиться:

-                                              анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

-                                              оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-                                              опознавать различные выразительные средства языка;

-                                              писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

-                                              осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

-                                              участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

-                                              характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

-                                              использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

-                                              самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-                                              самостоятельно планировать пути достижения целей, в том  числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

Содержание учебного предмета «Русский язык»

на уровне основного общего образования

 

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста. Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение          содержания        прослушанного         или      прочитанного        текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

 

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством  и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание  правильности,  коммуникативных  качеств  и эффективности речи.

Речевой        этикет.      Овладение       лингвокультурными         нормами       речевого

поведения  в  различных  ситуациях  формального  и  неформального  общения.

Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

 

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.  Выявление лексических    и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые  слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

 

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа   слова   и   окончание.   Виды   морфем:   корень,   приставка,  суффикс, окончание.    Нулевая морфема. Словообразующие            и          формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

 

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

 

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка  (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

 

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного      в      сложноподчиненном      предложении;       построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

 

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

 

 

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»

 

Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 5 классе 175 часов (5 ч в неделю), в 6 классе 210 часов (6 ч в неделю), в 7 классе 140 часов (4 ч в неделю), в 8 классе 105 часов (3 ч в неделю), в 9 классе 102 часа (3 ч в неделю).

 

5 класс

 

№ п/п

Раздел

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Русский язык – национальный язык русского народа

1

2

Речь. Речевое общение. Речевая деятельность

40

3

Синтаксис и пунктуация

21

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография 

17

5

Лексика

9

6

Морфемика. Словообразование. Орфография

21

7

Морфология. Орфография

53

 

Морфология как раздел грамматики

1

 

Имя существительное 

16

 

Имя прилагательное

12

 

Глагол

23

9

Повторение изученное

13

 

 

 

6 класс

 

№ п/п

Раздел

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Русский язык в жизни России

1

2

Речь

41

3

Лексика

12

4

Фразеология

8

5

Морфемика. Словообразование. Орфография

24

6

Морфология

103

 

Имя существительное

13

 

Имя прилагательное

13

 

Глагол

14

 

Местоимение

20

 

Имя числительное

13

 

Наречие

30

7

Повторяем изученное

19

 

7 класс

 

№ п/п

Раздел

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Русский язык в современном мире

1

2

Речь

40  

3

Повторение изученного в 5-6 классах

11

4

Морфология. Орфография

83

 

Причастие

25 

 

Деепричастие

11

 

Служебные части речи. Междометия

1

 

Предлог

10 

 

Союз

15 

 

Частица

12 

 

Междометия и звукоподражательные слова

5

Повторение изученное

11

 

8 класс

 

№ п/п

Раздел

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии  русского языка

1

2

Речь

21

3

Повторение изученного в 5—7 классах

5

4

Синтаксис и пунктуация.  Словосочетание. Предложение

7

 

Синтаксис как раздел грамматики

1

 

Словосочетание

3

 

Предложение

3

5

Двусоставное предложение

15

 

Главные члены предложения

6

 

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения

7

 

Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные

2

6

Односоставное предложение

8

7

Предложения осложненной структуры

42

 

Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности 

13

 

Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности

20

8

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

9

9

Повторение изученное

6

 

9 класс

 

№ п/п

Раздел

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Русский язык как развивающееся явление

5

2

Речь

28

3

Повторение изученного в 5—8 классах

6

4

Синтаксис и пунктуация

56

 

Сложное предложение

2

 

Сложносочиненное предложение

7

 

Сложноподчиненное предложение

24

 

Бессоюзное сложное предложение

7

 

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

6

 

Чужая речь и способы ее передачи

9

5

Повторение изученное

8

 


Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования срок реализации – 5 лет

Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования срок реализации – 5 лет

Выпускник получит возможность научиться: - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных…

Выпускник получит возможность научиться: - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных…

Содержание учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования

Содержание учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи

Способы образования слов (морфологические и неморфологические)

Способы образования слов (морфологические и неморфологические)

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность)

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность)

Раздел Количество часов, отводимых на изучение темы 1

Раздел Количество часов, отводимых на изучение темы 1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018